ВВЕДЕНИЕ
В древности тригонометрия возникла в связи с потребностями астрономии, землемерия и строительного дела, то есть носила чисто геометрический характер и представляла главным образом «исчисление хорд». Со временем в нее начали вкрапляться некоторые аналитические моменты. В первой половине 18-го века произошел резкий перелом, после чего тригонометрия приняла новое направление и сместилась в сторону математического анализа. Именно в это время тригонометрические зависимости стали рассматриваться как функции.
Тригонометрические уравнения одна из самых сложных тем в школьном курсе математики. Тригонометрические уравнения возникают при решении задач по планиметрии, стереометрии, астрономии, физики и в других областях обучения. Тригонометрические уравнения и неравенства из года в год встречаются среди заданий централизованного тестирования.
Самое важное отличие тригонометрических уравнений от алгебраических состоит в том, что в алгебраических уравнениях конечное число корней, а в тригонометрических - бесконечное, что сильно усложняет отбор корней. Еще одной спецификой тригонометрических уравнений является наличие не единственного способа формы записи ответа.
Цель исследований: изучить различные способы решения тригонометрических уравнений и неравенств и отобрать самые рациональные из них для практического применения.
Задачи исследования:
Изучить найденную литературу по данному вопросу.
Рассмотреть особенности каждого найденного способа.
Определить закономерности в решении тригонометрических уравнений и неравенств.
Выяснить, какой из рассмотренных способов решения тригонометрических уравнений и неравенств является универсальным, и какой является рациональным.
Показать практическое применение полученных знаний и оценить степень сложности в использовании различных способов.
Распространить опыт решения тригонометрических уравнений и неравенств среди учащихся 8-11 классов.
Гипотеза: при изучении различных способов решения тригонометрических уравнений и неравенств смогу ли я найти такие, которые помогут не прибегать к традиционному решению по формулам, а найти корни рациональнее и быстрее.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ
Элементарные тригонометрические уравнения - это уравнения вида , где - одна из тригонометрических функций: , , .
Элементарные тригонометрические уравнения имеют бесконечно много корней. Например, уравнению удовлетворяют следующие значения: , , , и т. д. Общая формула по которой находятся все корни уравнения , где , такова:
Здесь может принимать любые целые значения, каждому из них соответствует определенный корень уравнения; в этой формуле (равно как и в других формулах, по которым решаются элементарные тригонометрические уравнения) называют параметром. Записывают обычно , подчеркивая тем самым, что параметр принимать любые целые значения.
Решения уравнения , где , находятся по формуле
Особо отметим некоторые частные случаи элементарных тригонометрических уравнений, когда решение может быть записано без применения общих формул:
При решении тригонометрических уравнений важную роль играет период тригонометрических функций. Поэтому приведем две полезные теоремы:
Теорема. Если - основной период функции , то число является основным периодом функции .
Периоды функций и называются соизмеримыми, если существуют натуральные числа и , что .
Теорема. Если периодические функции и , имеют соизмеримые и , то они имеют общий период , который является периодом функций , , .
В теореме говорится о том, что является периодом функции , ,, и не обязательно является основным периодом. Например, основной период функций и - , а основной период их произведения .
НЕСТАНДАРТНЫЕ МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИХ НЕРАВЕНСТВ
Графический метод решения тригонометрических неравенств
На практике довольно часто оказывается полезным графический метод решения неравенств. Рассмотрим сущность метода на конкретных примере.
Пример. Решить неравенство: .
Решение: При решении неравенств графическим методом необходимо как можно более точно построить графики функций. Преобразуем данное неравенство к виду: .
Построим в одной системе координат графики функций и y=3x-1.(рис. 1)
рис. 1
Графики функций пересекаются в точке A с координатами x 0,6 ; y 0,8 . На промежутке ; 0,6 точки графика ниже точек графика . А при x 0,6 значения функций совпадают. Поэтому при x 0,6.
Ответ: x ; 0,6.
II. Метод подстановки
Довольно часто исходное тригонометрическое неравенство путем удачно выбранной подстановки удается свести к алгебраическому (рациональному или иррациональному) неравенству. Рассмотрим на конкретных примере применение этого метода.
Пример. Решить неравенство: .
Решение: Так как , то это неравенство эквивалентно следующему:
Произведем замену переменной: .
Получим: .
Решим это неравенство методом интервалов.(рис. 2)
рис. 2
Получим:
Следовательно, для отыскания x получаем совокупность неравенств:
Решим графически(рис. 3)
рис. 3
Ответ:
III. Метод концентрических окружностей для систем тригонометрических неравенств
Данный метод является аналогом метода параллельных числовых осей при решении систем рациональных неравенств.
Пример. Решить систему тригонометрических неравенств:
Решение: Сначала решим каждое неравенство отдельно(рис. 4)
рис. 4
Далее строим систему концентрических окружностей для аргумента x. Рисуем окружность и заштриховываем ее согласно решению первого неравенства, затем рисуем окружность большего радиуса и заштриховываем ее согласно решению второго, далее строим окружность для третьего неравенства и базовую окружность. Из центра системы через концы дуг проводим лучи так, чтобы они пересекали все окружности. На базовой окружности формируем решение(рис. 5)
рис.5
Ответ:
IV. Метод секторов для решения тригонометрических неравенств
Рассмотрим метод секторов для решения тригонометрических неравенств. Решение неравенств вида , где и – рациональные тригонометрические функции (синусы, косинусы, тангенсы и котангенсы входят в них рационально), аналогично решению рациональных неравенств. Рациональные неравенства удобно решать методом интервалов на числовой оси. Его аналогом при решении рациональных тригонометрических неравенств является метод секторов в тригонометрическом круге, для sin x и cos x ( T 2 ) или тригонометрическом полукруге для tg x и ctg x ( T ).
1.Неравенства вида .
В методе интервалов каждому линейному множителю числителя и знаменателя вида на числовой оси соответствует точка , и при переходе через эту точку меняет знак. В методе секторов каждому множителю вида , где – одна из функций или и , в тригонометрическом круге соответствуют два угла и , которые делят круг на два сектора. При переходе через и функция меняет знак.
Необходимо помнить следующее:
а) Множители вида и , где , сохраняют знак для всех значений Такие множители числителя и знаменателя отбрасывают, изменяя (если a 1) при каждом таком отбрасывании знак неравенства на противоположный.
б) Множители вида и также отбрасываются. При этом, если это множители знаменателя, то в эквивалентную систему неравенств добавляются неравенства вида и . Если это множители числителя, то в эквивалентной системе ограничений им соответствуют неравенства и в случае строгого исходного неравенства, и равенства и в случае нестрогого исходного неравенства. При отбрасывании множителя или знак неравенства изменяется на противоположный.
Пример. Решить неравенства: a) ; б) .
Решение: В тригонометрическом круге уравнению соответствуют два угла и . Они делят круг на два сектора, в каждом из которых функция сохраняет знак. (рис. 6)
рис. 6
В секторе имеем . В секторе , очевидно, . Период функции .
Ответ: а) ; б) .
2. Неравенства вида .
Каждому множителю вида , где одна из функций tg x или ctg x , в тригонометрическом полукруге (или ) соответствует один угол такой, что . При переходе через функция (f(x)-a) меняет знак. Кроме того, ctg x не определен при , и слева, и справа от этих точек имеет разные знаки. Аналогично, ctg x не определен при x 0 и x , и слева, и справа от этих точек имеет разные знаки.
Пример. Решить неравенства а) ; б) .
Решение: В тригонометрическом полукруге уравнению соответствует один угол . При функция не определена. Указанные три угла делят полукруг на два сектора, в каждом из которых функция сохраняет знак.(рис. 7)
рис.7
В секторе имеем .
В секторе , очевидно, .
Функция y = tg x имеет период T .
Ответ: а) ; б) .
V. Метод интервалов на тригонометрической окружности
Рассмотрим денный способ на конкретном примере:
Решить неравенство .
Решение. Приведем неравенство к виду . Далее будем работать с уравнением
Решим данные уравнения:
Будем отмечать на тригонометрическом круге корни первого уравнения (∆), а корни второго (*). Получим:(рис. 8)
рис. 8
Теперь на круге видно несколько промежутков. Подставим в исходное уравнение корни из этих промежутков и узнаем какой знак имеет каждый из них. Получим решение уравнения.
Ответ:
Результаты и обсуждение
Для того что бы сравнить пригодность и выявить плюсы и минусы различных методов решения тригонометрических неравенств, я решил одно тригонометрическое неравенство всеми доступными для него способами. Это неравенство: .
1 способ (Графический метод)
Представим данное неравенство в виде двух функций: , и начертим их графики (рис. 9).
Рис. 9
Как видно из рисунка, графики пересекаются в точках и . Период функции равен , следовательно при
Ответ:
2 способ (Метод секторов)
Определим точки в которых функция равна . Это точки и . Отметим их на тригонометрической окружности (рис. 10):
Рис. 10
Далее проверим в каких секторах неравенство больше , а в каких меньше. В ответ запишем, те корни, когда .
Ответ:
3 способ (Метод интервалов)
Отметим на тригонометрической окружности корни уравнения (рис. 11):
Рис. 11
Далее проверим в каких интервалах неравенство больше , а в каких меньше. В ответ запишем, те корни, когда .
Ответ:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Название способа |
+ |
- |
Графический метод решения тригонометрических неравенств |
Изучается в школе |
Неточный, требует сложных построений |
Метод подстановки |
Прост в понимании |
Работает не всегда |
Метод концентрических окружностей для систем тригонометрических неравенств |
Помогает быстро решать системы тригонометрических неравенств |
Не подходит для решения одиночных неравенств |
Метод секторов для решения тригонометрических неравенств |
Позволяет точно определить ответ |
Подходит не для всех уравнений |
Метод интервалов на тригонометрической окружности |
Является универсальным |
Требует знания тригонометрических формул |
Таблица 1
В ходе выполнения данной исследовательской работы мне удалось обобщить и систематизировать изученный материал по выбранной теме (Таблица 1), изучить различные способы решения тригонометрических уравнений и неравенств, научиться тригонометрические уравнения и неравенства уравнения 5 способами, помимо тех, которые изучаются в школе. Нужно отметить, что не все они удобны для решения, но каждый из них по-своему интересен. С моей точки зрения, наиболее рациональным для использования будет метод интервалов на тригонометрической окружности.
Я провел исследование на тему моей работы. Сначала я предложил своим одноклассникам решить различные тригонометрические уравнения, которые решаются разными способами. Вот результаты которые они показали(Диаграмма 1):
Диаграмма 1
После того, как я объяснил одноклассникам различные способы решения тригонометрических неравенств, то они снова написали эту же работу. Результаты повторной работы представлены в диаграмме 2:
Диаграмма 2
Подводя итоги, можно сделать вывод: так как тригонометрические уравнения и неравенства играют огромную роль в математике, найденные и освоенные новые знания могут пригодиться не только в школе и в ВУЗе, но и на протяжении всей жизни. Также, можно понять, что в современных учебниках по алгебре мало внимания уделяется различным способам решения тригонометрических уравнений и неравенств, что не является положительным моментом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алимов Ш.А., Колягин Ю.М. и др. Алгебра и начала анализа. Учеб. для учащихся 10-11 кл. сред. шк. / Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин и др. – М.: Просвещение, 1994.
2. Башмаков М.И. Уравнения и неравенства / М.И. Башмаков – М.: Наука, 1976.
3. Беккенбах Э., Беллман Р. Неравенства / Э. Беккенбах, Р. Беллман – М.: Мир, 1965.
4. Блох А.Ш., Трухан Т.Л. Неравенства / А.Ш. Блох, Т.Л. Трухан – Минск: Народная Асвета, 1972.
5. Ваховский Е.Б., Рывкин А.А. Задачи по элементарной математике / Е.Б. Ваховский Е.Б., А.А. Рывкин – М.: Наука, 1971.
6. Виленкин Н.Я., Гутер Р.С., Шварцбурд С.И., Овчинский Б.В., Ашкинузе В.Г. Алгебра. Учебное пособие для 9-10 классов средних школ с математической специализацией. / Н.Я. Виленкин, Р.С. Гутер, С.И. Шварцбурд и др. – М.: Просвещение, 1968.
7. Водинчар М.И., Лайкова Г.А., Гусева О.В. Метод концентрических окружностей для систем тригонометрических неравенств // Математика в школе. – 1999. – №4. – С.73-74.