Сказочный танграм

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Сказочный танграм

Лепина А.А. 1
1МБОУ СОШ №30 г.Южно-Сахалинска
Карпычева О.Б. 1
1МБОУ СОШ №30 г.Южно-Сахалинска
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Темой моей работы является «Сказочный танграм». Слово танграм, в переводе с китайского , — головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру). Эта игра была популярной на протяжении веков.

Танграм был любимой игрой Наполеона Бонапарта, который, лишившись трона, в изгнании на Острове Святой Елены проводил долгие часы за этой забавой, “упражняя свое терпение и находчивость”.

Одним из поклонников игры был и Эдгар А. По. Принадлежавший ему танграм, сделан из слоновой кости и в настоящее время хранится в Нью-Йоркской публичной библиотеке.

Многие ли сейчас знают об этой игре? Я провела опрос среди одноклассников. Оказалось, что большинство учащихся любит головоломки, но мало кто знает об игре танграм. Многие хотят научиться играть в эту игру.

Актуальность работы в том, что танграм это самая популярная игра из серии так называемых «геометрических конструкторов». Она развивает сообразительность, смекалку, а также усидчивость. Формирует внимательность, упорство в достижении цели, способствует творческому поиску чего–то нового, учит терпению.

В процессе знакомства и овладения техникой складывания фигурки танграма у меня возник вопрос:  Можно ли с помощью этой игры проиллюстрировать сказку?

Цель: проиллюстрировать сказку «Репка» с помощью фигур танграма.

Задачи:

1.Изучить историю происхождения традиционной китайской игры-головоломки – танграм

2.Научиться изготавливать танграм.

3.Научиться складывать различные предметы.

4.Провести анкетирование среди одноклассников.

Объект исследования: математические головоломки

Предмет исследования: танграм.

Методы исследования:

- изучение литературы и сведений из различных информационных источников,

- обработка полученных данных,

- анализ готовых решений,

- самостоятельное решение задач,

- анкетирование.

История происхождения танграма

Происхождение слова «танграм» доподлинно не известно. Существует несколько версий о значении этого слова. Танграм - переводиться с китайского «семь дощечек мастерства». В Китае название Танграм неизвестно, а игра имеет название Ши-Чао-Тю (семь хитроумных фигур). В Оксфордском словаре английского языка — название Танграм появляется с ссылкой на авторитетного Генри Э.Дьюдени, его версию принял составитель словаря Д.Мюррей. Он обнаружил, что слово танграм впервые встречается в словаре Вебстера издания 1864 г. По мнению Мюррея, само слово танграм было придумано в середине прошлого столетия неким американцем, образовавшим неологизм из слова Тан, что означает на кантонском диалекте - «китайский», и распространенного суффикса -грам (как в словах анаграмма или криптограмма).

Иная теория происхождения слова танграм была выдвинута Питером Ван Ноутом в предисловии к новому изданию книги Ллойда: китайские семьи, живущие на лодках, называются танка. В книге «Китайский философский и математический транграм» (1817 г.) слово транграм трактуется, как старинное английское слово, обозначающие - игрушка головоломка. На первых порах головоломкой пользовались не для развлечения, а для обучения геометрии. Первое изображение танграма (1780) обнаружено на ксилографии японского художника Утомаро, где две девушки складывают фигурки. Как и значение слова, история появления этой игры дошла до нас лишь в легендах.

Легенда первая: версия про разбитую плитку

Более 4000 тысяч лет назад у одного человека из рук выпала фарфоровая плитка и разбилась на семь частей. Расстроенный, он в спешке старался ее сложить, но каждый раз получал все новые интересные изображения. Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из семи геометрических фигур, назвали Доской Мудрости.

Легенда вторая: три мудреца придумали «Ши-Чао-Тю»

Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю"- квадрат, разрезанный на семь частей. [1]

Легенда третья: семь книг Тана

«В записках покойного профессора Челленора, попавших в руки автора, — утверждал Сэмюэль Лойд (американский шахматист, шахматный композитор и автор головоломок), — имеются сведения о том, что семь книг о танграмах, каждая из которых насчитывает ровно тысячу фигур, были составлены в Китае более 4000 лет назад. Эти книги ныне стали столь большой редкостью, что за те сорок лет, которые профессор Челленор провел в Китае, ему лишь раз удалось видеть первое издание первого из семи томов (сохранившихся полностью) и несколько разрозненных фрагмента второго тома». Согласно легенде Лойда, Тан был легендарным китайским мудрецом, которому его соотечественники поклонялись как божеству. Фигуры в своих семи книгах он расположил в соответствии с семью стадиями в эволюции Земли. Его танграмы начинаются с символических изображений хаоса и принципа «инь и ян». Затем следуют простейшие формы жизни, по мере продвижения по древу эволюции появляются фигуры рыб, птиц, животных и человека. По пути в различных местах попадаются изображения того, что создано человеком: орудию труда, мебель, одежда и архитектурные сооружения. Лойд часто цитирует высказывания Конфуция, философа по имени Шуфуце, комментатора Ли Хуанчжан и вымышленного профессора Челленора. Ли Хуанчжан упоминается в связи с тем, что по преданию он знал все фигуры из семи книг Тана прежде, чем научился говорить. Встречаются у Лойда и ссылки на «известные» китайские пословицы типа «Только глупец взялся бы написать восьмую книгу Тана».

Правила игры

Для математиков танграм - это неиссякаемый источник геометрических соотношений. Танграм можно сделать самому, для этого нужны лишь ножницы, бумага и линейка. Яков Исидорович Перельман — российский учёный, популяризатор физики, математики и астрономии, посвятил танграму одну из своих книг «Фигурки-головоломки из 7 кусочков» изданную в 1927 году. Вот, что он пишет : «Из 7 кусочков разрезанного квадрата можно не только складывать забавные фигурки. Но и почерпнуть некоторые сведения из геометрии». Например, что такое квадрат, четырехугольник, пятиугольник, дать определение равновеликих фигур.

Для изготовления танграма берётся плотный картон, чертится на нем квадрат. Затем необходимо разлиновать его так, чтобы получились следующие фигуры: 5 равнобедренных прямоугольных треугольников (2 больших, 1 средний и 2 маленьких), квадрат и параллелограмм — всего 7 фигур.[2] Так же танграм можно изготовить из оргстекла, кусочка линолиума и других подручных средств.

Суть игры заключается в конструировании на плоскости разнообразных предметных силуэтов. Многообразие и различная степень сложности геометрических конструкторов позволяет учитывать возрастные особенности, склонности, возможности, уровень подготовки играющего.

Все собираемые фигуры должны иметь одну площадь т.к. собираются из одинаковых элементов. Отсюда следуют правила игры:

1. В каждую собранную фигуру должны входить все семь элементов.

2. При составлении фигур элементы не должны налегать друг на друга.

3. Элементы фигур должны примыкать один к другому.

Начинать нужно с того, чтобы найти место самого большого треугольника. В результате игры получается плоскостное силуэтное изображение. Оно условно, схематично, но образ легко угадывается по основным характерным признакам предмета: его строению, пропорциональному соотношению частей и форме.

Заключение

Танграм появился очень давно и по сегодняшний день остается популярной головоломкой. В процессе сборки фигур из танграма развиваются умственные и творческие способности, пространственное воображение, комбинаторные способности, логическое мышление, сообразительность, смекалка, а также усидчивость и мелкая моторика. Формируется внимательность, упорство в достижении цели. Происходит способствование творческому поиску чего-то нового. Танграм учит терпению и последовательности.

Я научилась изготавливать танграм, складывать различные фигуры. Это мне помогло выполнить иллюстрации к сказке «Репка».

Таким образом, цель исследования достигнута.

Список используемой литературы

1. Математика : Наглядная геометрия. 5-6 кл.: учебник / И.Ф.Шарыгин, Л.Н.Ерганжиева.- 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015. – 189 с.: ил.

2. Математика 5 кл.: учебник / Г.К.Муравин, О.В.Муравина. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014. – 318 с.: ил.

3. Занимательная геометрия / Я.И.Перельман. – Москва: Издательство АСТ – 2003. 222 с.: ил.

4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Танграм

ПРИЛОЖЕНИЕ

Просмотров работы: 296