Математика в профессиях

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Математика в профессиях

Ляканова П.С. 1
1МБОУ "СОШ № 21"
Мишура Н.Н. 1
1МБОУ "СОШ № 21"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Понятие слова математика

В переводе с древнегреческого само название математика - означает «наука», «изучение». Она изучает числа, величины, отношения и характеристики элементов множества, их сходства и отличия, форму, объем предметов и способ решения задач с помощью действий!

Математика - одна из тех наук - основы, которой была заложены не год, не два и даже не сто лет назад. Математика с нами уже несколько тысяч лет.

Математика повсюду!

Древние Египтяне никогда бы не построили свои Великие пирамиды без простых законов математики. Кажется, что может быть проще, чем провести прямую линию? А ведь чтобы сделать сторону пирамиды необходима прямая линия длиною несколько километров! Египтянам удалось додуматься, как решить задачу и навеки войти в историю.

Значение математики в жизни человека

Сейчас, учась в школе, кто-то с легкостью прогуливает математику или с неохотой ходит, с их точки зрения, на этот скучный урок.

А действительно для чего изучаем математику мы?

Есть несколько ответов на один вопрос.

Я начну с высказывания великого ученого М.В. Ломоносова

«Математику уж затем учить надо, что она ум в порядок приводит»

Математика развивает логические способности, память и мышление, дает способность быстро принимать решения. Она нужна для того, чтобы уметь считать предметы, это помогает не запутаться и не потерять что-то важное. Вычислять время, например секунды, минуты, часы, дни, сезоны, годы. Уметь складывать и вычитать, а также умножать и делить числа. Изучать геометрические фигуры и их расположение, это помогает конструировать и строить.

Задачи проекта:

изучить в каких профессиях математические знания более востребованы;

отобрать задачи, связанные с различными профессиями.

Цель проекта:

Показать, что математика необходима людям любой профессии

выступить с презентацией моей работы на классных часах в нашей школе.

Методы исследования:

поиск информации о профессиях из различных источников;

работа с задачами из литературы «финансовая грамотность»

работа с задачами из школьного курса

Применение математических знаний в профессиях

На самом деле математику не зря называют царицей наук. В жизни человека она занимает особое место и важна для всех профессий, ведь существуют многочисленные профессии, связанные с математикой. А как же применяется математика в профессиях? Это и стала темой моего проекта.

Профессия бухгалтер

Бухгалтеру в работе необходимо хорошее знание математики, внимание, сосредоточенность, усидчивость и терпеливость. Бухгалтерское дело очень важное и нужное. Если не вести учет, то порядка в работе и организации не будет! Кроме того, без бухгалтерского учета государство не могло бы контролировать работу предприятия.

Профессия финансист

Финансист-человек, связанный с экономической сферой. Специалист, который контролирует все денежные операции компании. Финансисту для успешной деятельности компании нужны основы математики. Знать законы экономики для подсчета прибыли и убытков. Следить за тем, чтобы компания не была в убытке.

Профессия врач

Врач - эта профессия самая гуманная. Ему необходимо знать математику, которая помогает в различных расчетах. Также математика помогает познать себя через различные задачи, графики и диаграммы. Профессия врач существует уже очень давно. Можно смело заметить, что она является одной из самых важных для человечества.

Профессия продавец

Математика нужна в работе продавца для того, чтобы сосчитать количество продуктов, взвесить их, поставить цены. Для работы продавцом нужно отлично знать таблицу умножения, хорошо устно считать, уметь высчитывать проценты.

Профессия программист

Программист - важная профессия, так как новые информационные технологии активно вошли в жизнь современного человека. Ни одна компьютерная система не сможет функционировать без программного обеспечения. Для успешной работы программисту требуется знание математики, логический склад ума.

Математика– один из наиболее важных школьных предметов. Математика важна и нужна в каждой профессии, только в каких -то она скрыта, но все равно есть. Сегодня трудно найти хотя бы одну область знаний, в которой математика не играет никакую роль. Математика в различных профессиях, имея разную степень использования, лишь в одном может быть определяющей, когда она используется в профессиях, от которых зависит жизнь и безопасность других людей.

Огромной степенью ответственности обладает математика в профессии железнодорожника. Правильно высчитать расстояние между колеей рельсов, рассчитать время прибытия, следующего товарного или пассажирского состава, определить допустимый зазор в буксах колесных пар – в этом и многом другом нужна математика железнодорожнику.

Повар,– у которого незаметные обязанности напрямую связанны с математикой. Он из самых обычных продуктов делает шедевры кулинарии. Взять хотя бы калькуляции блюд. Это расписанные до каждого грамма веса продукты, а ведь каждый лишний грамм, это выльется в огромные убытки. Поэтому повару нужно рассчитать, сколько нужно мяса, чтобы в готовом блюде получилось 100 граммов шашлыка; особые математические способности повар должен проявить при расчете продуктов для проведения корпоративных мероприятий.

Математика в профессии автомеханика тоже играет большую роль. Выставить параметры необходимого развала – схождения колес автомобиля, отрегулировать свет фар и зазоры клапанов в двигателе, рассчитать остаточный ресурс мотора и всего автомобиля, даже зазор в свечах зажигания невозможно выставить без математических знаний. Ответственность автомеханика, можно сравнить с ответственностью врача, потому что его ошибка в математических расчетах может привести к дорожной аварии с последствиями для жизни и здоровья людей.

В профессии учителя главную роль играет математика, любить эту науку самому и привить эту любовь своим ученикам. Математика абсолютно во всех школьных дисциплинах играет большую роль, где требуется решение примеров или задач. Даже на уроках пения, изучая или воспроизводя ту или иную музыкальную интонацию или аккорд, – все делается с помощью подсчета тактов для того, чтобы создавать гармоничное, симфоническое звучание.

Профессия техник – сварщик. Квалифицированный специалист, который обеспечивает технологический процесс, а именно его проведение, осуществляет сварочные работы. Люди с такой профессией должны быть внимательны, аккуратны, ответственны, иметь точный глазомер.

Труд каменщика связан с изготовлением раствора, где все компоненты смешиваются в определенной пропорции. Эта работа связана с расчетом количества кирпича для кладки, а значит надо уметь рассчитывать площади, объемы. Сейчас труд каменщика изменился, многое уже механизировано, но все равно надо владеть геометрическими знаниями, чтобы выводить прямые углы в здании.

Водитель - в его работе очень важна математика. Водитель пользуется арифметическими действиями, подсчитывая количество потраченного бензина на пройденные километры, и с какой скоростью нужно ехать, чтобы во время оказаться на месте. Во время рейсов он наблюдает за показаниями приборов, следит за работой всех агрегатов, а также не забывает о правилах дорожного движения, устройство автомобиля, порядок и периодичность выполнения работ по техобслуживанию.

Футболист – это спортсмен, играющий в футбол. При подготовке команд и их тренеров к серьезной схватке с соперниками, все математические методы работают как никогда. Например, определение оптимального состава на игру в футбольном матче, оптимальной расстановки игроков на футбольном поле, в том числе – учет командного взаимодействия и много другое – невозможно без применения математики. И в подтверждении этому – математические задачи про футбол.

Вывод

Без математики не движется прогресс, без неё мы не смогли бы сделать даже маленькое дело. Математика — наука, как прошлого, так и будущего. Не каждый может и должен стать математиком, но математика в жизни нужна будет каждому.

Практическая часть

Прежде чем сделать окончательный вывод, для чего нужно изучать математику, мы предлагаем посмотреть результаты социологического опроса. Цель опроса изучение общественного мнения по данной теме.

Опрос вёлся по следующим направлениям:

нужно ли изучать математику?

где в жизни применяется математика?

В опросе приняли участие 25 человек. Вот что у нас получилось:

I направление. Нужно ли изучать математику?

 

Где в жизни применяется математика?

Число учащихся

В профессиях

13

Везде

6

В магазине

3

Нигде

2

В школе

1

II направление. Где в жизни применяется математика?

Математические задачи, которые решаю в профессиональной деятельности.

Бухгалтер

Задача1.

Работник за месяц отработал 170 часов (при норме 160 часов-оклад 10400 руб.) Сколько за месяц получит работник?

Решение:

Оклад делим на норму часов и умножаем на отработанные часы - начислено работнику за месяц

10400:160*170=11050 руб.

11050*13%=1436 руб. Налог на доходы

11050-1436=9614 руб.Сумма, которую получит работник после вычета налога.

Ответ: 9614 руб.

Финансист

Задача2.

Если выручка от продаж составляет - 3000000 рублей, затраты на производство - 2100000 рублей, налог на прибыль - 30%. То какова величина чистой прибыли предприятия?

Решение:

1.Необходимо определить прибыль от реализации продукции:

3000000 -2100000 = 900000 рублей

2.Определяем величину налога, который нужно перечислить в бюджет:

9000000 *30% = 270000 рублей

3.Определяем чистую прибыль:

900000-270000 =630000 рублей

Ответ: 630000 рублей составила чистая прибыль предприятия.

Врач

Задача3.

Если суточная потребность организма в каротине 4,5 мг, то потребность организма в витамине А составляет 30% от потребности каротина. Какова суточная потребность организма в витамине А?

Решение:

4,5 мг*0,3 = 1,35 мг

Ответ: 1,35 мг

Продавец

Задача 4.

В магазин привезли 250 коробок, в каждой коробке по 54 пачки печенья. Какова масса всего печенья, если масса одной пачки 150г?

Решение:

54*250=13500 п. В 250 коробках

150*13500=2025000г= 2025кг=2т 25кг

Ответ:2т 25 кг

Программист

Задача 5.

Повар

Задача6.

Для приготовления куриного супа с фасолью на 4 порции необходимо 500г зеленой фасоли. Стоимость 1 килограммовой упаковки фасоли составляет 92 рубля. Сколько рублей придется заплатить для приготовления 18 порций супа.

Куринная грудка содержит 23 % костей (по массе). Сколько грудок необходимо для получения 6кг филе?

Меню ресторана предлагает комплексные обеды, состоящие из 3 первых блюд, 4 вторых, 3 салатов и 2 десертов. Сколько вариантов состава обеденного меню существует?

Водитель  

Задача8.

Масса легкового автомобиля  1050кг, вместимость 5 человек, которые весят в среднем 70кг, плюс 10кг груза на каждого человека – это разрешенная максимальная масса для автомобиля. Необходимо на этом автомобиле, в котором едут 4 человека перевезти груз массой 220кг. Соответствует ли вес разрешенной максимальной массе автомобиля.

Железнодорожник

Задача 9.

Какое расстояние между Москвой и Петербургом, если поезд, который движется со скоростью 110 км в час, проезжает это расстояние за 6 часов?

Строитель

Задача10.

На земельном участке площадью 120 кв. м построили дом со сторонами 14 м и 6 м. Найти площадь незастроенного земельного участка.

Решение: 120 -14*6=36 кв.м. Ответ: 36 кв.м.

Заключение

Работая над этим проектом, я поняла, что математика пригодится нам не только в профессии, а практически, во всей нашей будущей жизни.

В современном мире математика нужна, пожалуй, как никогда раньше. Ведь нас со всех сторон окружают компьютеры, цифры. Мир входит в новую эпоху - эпоху цифр. Мы неразрывно связаны с математикой.

Наука в школе есть одна.

Во всех профессиях нужна

Учителям, врачам и поварам.

Бухгалтерам, певцам и продавцам.

Всем математика важна.

Царица всех наук она.

И пусть пора сейчас настала,

Компьютер знает наш немало.

Но, если сам всё будешь знать,

успешным в жизни можешь стать.

Список использованной литературы:

1.Смирнов А.И. Мир профессий М., 1987г.

2.Сборник задач по финансовой грамотности

3.Дорофеев Г.В. Математика-6 кл. М., 1994г

4.Башмаков М.И. Математика

5.Интернет – ресурсы. http://prof.biografguru.ru/

Просмотров работы: 1149