Математика и литература – две соприкасающиеся плоскости. На примере работ Льюиса Кэрролла

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Математика и литература – две соприкасающиеся плоскости. На примере работ Льюиса Кэрролла

Супранович А.П. 1
1МБОУ Назарьевская СОШ
Качурина В.Е. 1
1МБОУ Назарьевская СОШ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Введение:

 

Цель – найти точки соприкосновения литературы и математики в произведениях Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес».

Задачи:

Найти информацию о Льюисе Кэрролле

Исследовать произведения автора

Выделить общие моменты соприкосновения математики и литературы

Гипотеза исследования:

Точки соприкосновения между математикой и литературой существуют

Актуальность исследования:

Иногда, когда мы читаем литературные произведения, мы не замечаем деталей, которые могут перекликаться с математикой.

Проблема исследования:

Могут ли пересекаться литература и математика или нет?

Объект исследования: произведения Льюиса Кэрролла

Предмет исследования: точки соприкосновения литературы и математики

Характеристика работы: теоретическое исследование

Полученные результаты:

1. Найдены точки соприкосновения математики и литературы в произведениях Льюиса Кэрролла

2. Проведен анализ отсылок к математике в произведении «Алиса в Стране чудес»

2.Основная часть:

Краткая биография автора

Льюис Кэрролл - настоящее имя Чарльз Лютвидж Доджсон, родился 27 января 1832 года, является английским писателем, математиком, логиком, философом, диаконом и фотографом, создал такие известные произведения, как «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье», изобрел никтографию.

Произведения Льюиса Кэрролла

Литература:

«Приключение Алисы под землей»

«Приключения Алисы в Стране чудес»

«Алиса в Зазеркалье»

«Сильвия и Бруно»

«Стихи? Смысл?»

«Охота на Снарка»

Математика:

«Алгебраический разбор Пятой книги Эвклида»

«Сведения из теории детерминантов»

«Математические курьёзы»

«Элементарное руководство по теории детерминантов»

И многое другое…

«Алиса в Стране Чудес»

«Приключения Алисы в Стране чудес» или «Алиса в Стране чудес» - сказка, написанная английским математиком и писателем Льюисом Кэрроллом в 1865 г. В ней рассказывается о девочке по имени Алиса, которая, следуя за кроликом в кроличью нору, попадает в воображаемый мир, населённый странными существами.

Льюис Кэрролл специализировался на евклидовой геометрии, математиче­ском анализе и математической логике, а также увлекался созданием математических игр и логических головоломок. Эти факторы очень повлияли на содержание произведения, в котором абсурд представляет собой строгую систему.

Вот несколько примеров:

Безумное чаепитие

Думаю, что эта сцена из «Алисы в Стране чудес» идеально подходит для описания того, насколько абсурдным является произведение. Взять те же часы, показывающие не время, а сегодняшнюю дату, которые казались Алисе ненужными и бесполезными. Но в них нет смысла только в ее вселенной, тогда как в мире Шляп­ни­ка, в котором всегда шесть часов и время пить чай, смысл часов именно в указании даты.

Также часть со смазыванием часов сливочным маслом, которая хорошо демонстрирует искажение логики в произведении. Ведь это не бред, а глобальный сбой логики. Ведь по идее и часы, и хлеб нужно смазывать маслом - главное не перепутать, каким именно.

Инверсия

Инверсия встречается на протяжении всего произведения.

Так Королева, на суде над Валетом, требовала сначала вынести приговор, а потом установить его виновность.

Во второй книге «Алиса в Зазеркалье» в момент, когда Единорог встречает Алису, то он говорит, что всегда считал детей сказочными существами.

В том же «Зазеркалье» чтобы утолить жажду, нужно отведать сухого печенья; чтобы стоять на месте, нужно бежать; из пальца сначала идет кровь, а уже потом его колют булавкой.

Свинья и Перец

Данный фрагмент повествования пародирует принцип последовательности - странную геометрическую концепцию.

Это принцип, который построен на идее, что одна фигура может быть согнута или растянута в другую, если она сохраняет свои основные свойства.

Кэрролл говорит, что свойство геометрической фигуры может распространяться и на ребенка. В этой сцене ребенок, согласно этому принципу, превращается в свинью.

Совет Гусеницы

В этом фрагменте Алиса повергается различным метаморфозам, постоянно увеличиваясь и уменьшаясь. Гусеница советует Алисе оставаться пропорциональной. Пропорциональность - вот что имело значение в наземном мире Евклидовой геометрии.

Когда гусеница сказала, что «откусишь с одной стороны (гриба) - подрастешь, с другой - уменьшишься», то Алиса была в замешательстве, ведь гриб был круглый. Тут акцентируется внимание на строении круга, а конкретно на отсутствие сторон, вершин и углов.

3.Заключение

В ходе моего исследования моя гипотеза подтвердилась - точки соприкосновения между математикой и литературой существуют.

Изучив различные статьи и книги, я узнала много нового в сферах математики и литературы.

Еще мы узнали, что Льюис Кэрролл не только писал книги, которые были посвящены математике, но и дополнял различными математическими фрагментами свои литературные произведения. А также без этих отсылок к математике его произведения не были бы такими цепляющими и запоминающимися.

4.Список использованных источников и литературы:

Книги Льюиса Кэрролла:

«Алиса в Стране чудес»

«Алиса в Зазеркалье»

А также сайты:

ru.wikipedia.org

arzamas.academy

lewis-carroll.ru

school-herald.ru

Просмотров работы: 127