1.Введение:
Цель – найти точки соприкосновения литературы и математики в произведениях Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес».
Задачи:
Найти информацию о Льюисе Кэрролле
Исследовать произведения автора
Выделить общие моменты соприкосновения математики и литературы
Гипотеза исследования:
Точки соприкосновения между математикой и литературой существуют
Актуальность исследования:
Иногда, когда мы читаем литературные произведения, мы не замечаем деталей, которые могут перекликаться с математикой.
Проблема исследования:
Могут ли пересекаться литература и математика или нет?
Объект исследования: произведения Льюиса Кэрролла
Предмет исследования: точки соприкосновения литературы и математики
Характеристика работы: теоретическое исследование
Полученные результаты:
1. Найдены точки соприкосновения математики и литературы в произведениях Льюиса Кэрролла
2. Проведен анализ отсылок к математике в произведении «Алиса в Стране чудес»
2.Основная часть:
Краткая биография автора
Льюис Кэрролл - настоящее имя Чарльз Лютвидж Доджсон, родился 27 января 1832 года, является английским писателем, математиком, логиком, философом, диаконом и фотографом, создал такие известные произведения, как «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье», изобрел никтографию.
Произведения Льюиса Кэрролла
Литература:
«Приключение Алисы под землей»
«Приключения Алисы в Стране чудес»
«Алиса в Зазеркалье»
«Сильвия и Бруно»
«Стихи? Смысл?»
«Охота на Снарка»
Математика:
«Алгебраический разбор Пятой книги Эвклида»
«Сведения из теории детерминантов»
«Математические курьёзы»
«Элементарное руководство по теории детерминантов»
И многое другое…
«Алиса в Стране Чудес»
«Приключения Алисы в Стране чудес» или «Алиса в Стране чудес» - сказка, написанная английским математиком и писателем Льюисом Кэрроллом в 1865 г. В ней рассказывается о девочке по имени Алиса, которая, следуя за кроликом в кроличью нору, попадает в воображаемый мир, населённый странными существами.
Льюис Кэрролл специализировался на евклидовой геометрии, математическом анализе и математической логике, а также увлекался созданием математических игр и логических головоломок. Эти факторы очень повлияли на содержание произведения, в котором абсурд представляет собой строгую систему.
Вот несколько примеров:
Безумное чаепитие
Думаю, что эта сцена из «Алисы в Стране чудес» идеально подходит для описания того, насколько абсурдным является произведение. Взять те же часы, показывающие не время, а сегодняшнюю дату, которые казались Алисе ненужными и бесполезными. Но в них нет смысла только в ее вселенной, тогда как в мире Шляпника, в котором всегда шесть часов и время пить чай, смысл часов именно в указании даты.
Также часть со смазыванием часов сливочным маслом, которая хорошо демонстрирует искажение логики в произведении. Ведь это не бред, а глобальный сбой логики. Ведь по идее и часы, и хлеб нужно смазывать маслом - главное не перепутать, каким именно.
Инверсия
Инверсия встречается на протяжении всего произведения.
Так Королева, на суде над Валетом, требовала сначала вынести приговор, а потом установить его виновность.
Во второй книге «Алиса в Зазеркалье» в момент, когда Единорог встречает Алису, то он говорит, что всегда считал детей сказочными существами.
В том же «Зазеркалье» чтобы утолить жажду, нужно отведать сухого печенья; чтобы стоять на месте, нужно бежать; из пальца сначала идет кровь, а уже потом его колют булавкой.
Свинья и Перец
Данный фрагмент повествования пародирует принцип последовательности - странную геометрическую концепцию.
Это принцип, который построен на идее, что одна фигура может быть согнута или растянута в другую, если она сохраняет свои основные свойства.
Кэрролл говорит, что свойство геометрической фигуры может распространяться и на ребенка. В этой сцене ребенок, согласно этому принципу, превращается в свинью.
Совет Гусеницы
В этом фрагменте Алиса повергается различным метаморфозам, постоянно увеличиваясь и уменьшаясь. Гусеница советует Алисе оставаться пропорциональной. Пропорциональность - вот что имело значение в наземном мире Евклидовой геометрии.
Когда гусеница сказала, что «откусишь с одной стороны (гриба) - подрастешь, с другой - уменьшишься», то Алиса была в замешательстве, ведь гриб был круглый. Тут акцентируется внимание на строении круга, а конкретно на отсутствие сторон, вершин и углов.
3.Заключение
В ходе моего исследования моя гипотеза подтвердилась - точки соприкосновения между математикой и литературой существуют.
Изучив различные статьи и книги, я узнала много нового в сферах математики и литературы.
Еще мы узнали, что Льюис Кэрролл не только писал книги, которые были посвящены математике, но и дополнял различными математическими фрагментами свои литературные произведения. А также без этих отсылок к математике его произведения не были бы такими цепляющими и запоминающимися.
4.Список использованных источников и литературы:
Книги Льюиса Кэрролла:
«Алиса в Стране чудес»
«Алиса в Зазеркалье»
А также сайты:
ru.wikipedia.org
arzamas.academy
lewis-carroll.ru
school-herald.ru