Можно ли быстро запомнить текст

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Можно ли быстро запомнить текст

Рудакова К.М. 1
1муниципальное бюджетное общеобразовательноеучреждение Средняя общеобразовательная школа №32 с углубленным изучением английского языка
Мельникова Е.В. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №32 с углубленным изучением английского языка"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Каждый человек время от времени сталкивается с необходимостью выучить материал различного содержания и объема. Кому-то это дается легко, но большинство людей сталкивается с трудностями, не зная, как быстро запоминать заданный текст.

Работа мозга человека до сих пор не изучена полностью. Мы знаем только то, что используем малую часть способностей мозга. Учёными доказано, что каждый человек обладает феноменальной памятью. Но в жизни мы используем всего лишь от 3 до 8 % своей памяти.

Возможно ли научиться использовать свою память более эффективно? Оказывается, возможно! Но для этого память нужно развивать. Делается это с помощью специальных психологических приемов.

Для меня и моих сверстников это очень актуально. С каждым новым учебным годом объем материала, который нужно запоминать, увеличивается и усложняется. Растет нагрузка на память. Поэтому знакомство с психологическими приёмами улучшения запоминания информации помогло бы облегчить работу памяти, полнее раскрыть её возможности.

Именно эти обстоятельства и определили выбор темы моего исследования: «Можно ли быстро запомнить текст?».

На сегодняшний день существуют работы, посвященные теме изучения быстрого запоминания текстов. Я решила изучить эту тему на примере своего класса. В этом и заключается новизна моего исследования.

Целью данной работы является: выделить психологические приёмы и способы, которые могут улучшить запоминание учебной информации (стихотворений, художественных и научных текстов).

Для достижения поставленной цели, мне необходимо решить следующие задачи:

- изучить научную литературу о памяти и ее видах, о существующих способах и методах запоминания информации;

- исследовать особенности памяти одноклассников до эксперимента;

- провести эксперимент;

- проанализировать результаты эксперимента;

- сделать выводы.

Я выдвинула следующую гипотезу: если тренировать память различными способами, то запоминать информацию станет легче.

В работе были использованы такие методы исследования как:

- изучение литературы по теме работы;

- анкетирование;

- тестирование;

- эксперимент;

- анализ.

«Помнить — это все равно, что понимать, а чем больше понимаешь, тем более видишь хорошего»

Максим Горький.

Теоретическая часть. Память

Память и ее виды

Память играет в жизни каждого человека очень важную роль. Как пишет Черемошкина Л.В. в своей книге «Развитие памяти детей»: «Память - это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Человек без памяти не был бы человеком». (2)

Память не только хранит всю информацию, она является основой сознания, разума, интеллекта человека.

Память – это сложный мыслительный процесс, способность человека воспринимать, сохранять и в последующем узнавать и воспроизводить информацию (то, что человек делал, видел, слышал, чувствовал).

К памяти относится и процесс забывания. Забывание происходит через определенное время. Это естественный механизм работы мозга. Он помогает не перегружать мозг ненужной информацией. Если она не используется, то со временем пропадает из памяти.

Немецкий психолог Герман Эббингауз доказал, что наибольшая потеря материала происходит сразу после заучивания, а в дальнейшем процесс забывания замедляется. Для предотвращения забывания необходимо повторение. Первое повторение следует сделать через 15-20 минут после заучивания, второе – через 9 часов, а третье – через 24 часа. Забывание протекает быстрее, если материал непонятен, труден или неинтересен. (5)

При нормальной работе механизмов памяти существует разумный баланс между способностью помнить и способностью забывать.

Если бы не было памяти, информация от наших органов чувств была бы бесполезной, ведь именно память хранит связь между отдельными фактами и событиями.

Существует определенный запас слов, сведений, понятий, образов, которые хранятся в памяти всю жизнь. Это собственное имя, образы папы и мамы, родной язык, черты и особенности того места, где человек родился и т. д. Все это долговременная память.

Есть и другой вид памяти. Например, нужно не забыть сказать родителям, что тренировку отменили, не забыть одеть парадную форму в школу и т. п. Но вот день прошел, и многие подробности, связанные с ним, отходят на задний план. В этом случае информация хранилась недолго: секунды или минуты. Такая память называется кратковременной. (1)

У каждого человека есть свои особенности, которые касаются способа запоминания информации. Кому-то проще выучить текст путем механического повторения, кому-то нужно услышать текст несколько раз, другим нужно долго смотреть на него или переписать несколько раз от руки. Это связано с тем, что у разных людей неодинаково развиты виды памяти.

Исходя из этого человеческую память можно разделить на зрительную, слуховую (аудиальную), обонятельную, вкусовую и тактильную (кинестетическую).

Методы и способы развития памяти

Писатель Александр Чейз определяет память как действие сознания по отбору информации: «Память — это то, с помощью чего мы забываем».

Только от человека зависит насколько долго информация задержится в его голове. Именно поэтому память нужно постоянно тренировать. Запоминание информации состоит из ее кодирования и отправки в специальный отдел мозга для дальнейшего хранения. Если информация понадобится, то она легко вспомнится.

Мы должны усвоить основные законы запоминания, ведь именно с запоминания начинаются все процессы памяти. Запоминание происходит легко, если при выполнении домашнего задания будет поставлена цель – усвоить материал, а не механически запомнить, тогда самое главное и существенное запомнится безо всяких усилий. Чтобы облегчить запоминание необходимо постоянно поддерживать интерес к тем предметам, которыми мы занимаемся в школе и дома: изучать дополнительную литературу, связывать изучаемое с будущими профессиональными намерениями.

Выделяют три основных способа запоминания необходимого материала в короткие сроки.

Первый способ – это способ механического запоминания. Он подразумевает зазубривание материала и считается малоэффективным, так как может подвести в любой момент, «выпав» из памяти. С возрастом способность к механическому запоминанию ухудшается.

Второй способ - это способ рационального запоминания. Он основывается на использовании логической памяти. В процессе рационального запоминания происходит закрепление в сознании смысловой и логической связи материала с жизненным опытом. При рациональном запоминании происходит осознание прочитанного текста и легче воспринимается информация. Этот способ помогает выучить материал наизусть, тренирует интеллектуальные способности и увеличивает знания.

Третий способ – это способ мнемотехнического запоминания. Он самый интересный из трех. Он помогает запомнить смысловую информацию за счет переработки в образы и ассоциативную связь. Название этого способа происходит от имени древнегреческой богини памяти Мнемозины. Мнемонические приёмы были разработаны древнегреческими учёными и ораторами для лучшего запоминания текстов и речей. Например, всем известная формула «каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Она нужна для запоминания цветов радуги. Очень часто, пытаясь запомнить что-то сложное, мы придумываем для этого какой-то свой образ, делаем схематический рисунок. Чтобы использовать этот приём, нужно чаще задавать себе вопросы: что напоминает мне это слово, этот рисунок? Мнемоника память не развивает, но она помогает смысловому запоминанию.

Также для быстрого усвоения текстов используют разные методики запоминания.

Одна из самых эффективных - метод вдумчивого чтения. Сначала медленно и внимательно читаем текст, который необходимо запомнить. Лучше прочитать его вслух. При чтении необходимо понять главную мысль текста, его основной сюжет, чтобы можно было быстрее запомнить. Если объем материала большой, то разбиваем его на смысловые части. Каждую часть нужно выучить по отдельности, находя в них главные по смыслу слова или фразы. Это поможет в дальнейшем восстановить весь текст по порядку. После этого нужно переписать весь текст, вручную. Делать это надо не спеша, вникая в суть написанного. После того как все будет переписано, пересказываем, что помним. Вспомнить надо мельчайшие детали, опираясь на ключевые слова. Если не удается вспомнить какой-то момент, лучше не подглядывать в записи, а постараться сделать это самостоятельно. Подсмотреть можно только в крайнем случае. Далее, переписываем второй раз только то, что вспомнили без подсказок. На последнем этапе еще раз внимательно перечитываем текст и пересказываем. Лучше сделать это перед сном.

Этот метод запоминания подходит для того, чтобы выучить текст дословно.

Кроме того, разработано множество специальных авторских методик.

Проанализировав все изложенное, можно сделать вывод, что улучшить свою память можно. Но для этого нужно ее тренировать. При этом требуется развивать все виды памяти, делая акцент на тех, которые развиты слабо. Для развития памяти нужно использовать все доступные способы и методы.

Практическая часть.

Исследование гипотезы - если тренировать память различными способами, то запоминать информацию станет легче

2.1. Описание проведения эксперимента по тренировке памяти различными методами

Чтобы проверить свою гипотезу, на базе 3 «Б» класса школы №32 был организован и проведен эксперимент, направленный на исследование и тренировку памяти моих одноклассников. В эксперименте участвовал весь класс по списочному составу независимо от успеваемости.

Обучающиеся тренировали аудиальную и кинестетическую память на уроках и занятиях внеурочной деятельности в течение 1,5 месяцев во второй четверти. Для эксперимента были взяты упражнения различных авторских методик. Перечень упражнений представлен в Приложении 12.

Перед проведением эксперимента с учениками проводилось входное анкетирование (Приложение 1) и тестирование (Приложение 3), направленные на исследование памяти.

По результатам анкетирования были составлены диаграммы 1 - 4 (Приложения 4 - 7).

Проанализировав полученную диаграмму 1 (Приложение 4), можно сделать вывод, что в основном ученики тратят на запоминание стихотворения из 4-5 четверостиший от 10 до 20 минут.

На диаграмме 2 (Приложение 5) представлены результаты опроса по вопросу: «Как вы оцениваете свою память?».

Из результатов опроса видно, что большинство учеников оценивают свою память как хорошую.

Как следует из диаграммы 3 (Приложение 6), большинство ребят лишь иногда испытывает сложности при запоминании.

Проанализировав диаграмму 4 (Приложение 7), я поняла, что большинство моих одноклассников запоминают тексты несколькими способами: когда они видят текст и читают его про себя, и при этом представляют себе картины, описанные в стихотворении.

Также мною было проведено тестирование, направленное на определение типа памяти. По результатам теста, я составила диаграмму 5 (Приложение 8).

Итак, у подавляющего большинства учеников моего класса преобладает зрительная память.

Далее была проведена экспериментальная работа по запоминанию информации с помощью мнемотехнического метода (Приложение 2). По результатам эксперимента была составлена диаграмма 6 (Приложение 9).

В большем количестве работ были лишь небольшие недочеты, не искажающие смысл словосочетаний, которые нужно было запомнить. Только 2 ученика допустили более 2 ошибок. В результате проведенного эксперимента, стало ясно, что мои одноклассники, в целом, очень хорошо запомнили информацию при помощи мнемоники.

Так как по результатам тестирования стало ясно, что у большинства ребят лучше развита зрительная память, то было принято решение в экспериментальной работе делать акцент на развитии аудиальной и кинестетической видов памяти с помощью специальных упражнений, основанных на различных методиках (Приложение 12). (3); (4)

По результатам эксперимента было проведено контрольное тестирование (Приложение 13) и составлена диаграмма 7 (Приложение 10).

Итак, подводя итоги экспериментальной работы можно отметить улучшение кинестетической и аудиальной памяти среди учеников моего класса.

Для того, чтобы сравнить показатели развития памяти до и после эксперимента, я составила диаграмму 8 (Приложение 11).

Использовав метод сравнения, отметила, что учеников, у которых кинестетическая и аудиальная память развиты лучше других стало больше.

Таким образом, моя гипотеза подтвердилась.

Цель работы достигнута. Я на примере одного класса увидела, что память поддается тренировке, и если этим заниматься, то память действительно улучшится.

Заключение

Наш мир многообразен и разносторонен. Но только благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Память необходима человеку - она позволяет ему использовать личный жизненный опыт. Память безусловно можно и нужно развивать!

Список используемых источников и литературы

Лапп Д. Искусство помнить и забывать. Санкт –Петербург: Питер. 1994.

Черемушкина Л.В. Развитие памяти детей. Ярославль: Академия развития. 1996.

Черемушкина Л.В. 100 игр для развития памяти. Москва: Логос. 2001.

Могучий А. Книга – тренажер для развития ума и памяти. Используй свой мозг на 100%. Режим доступа: http://iknigi.net/avtor-anton-moguchiy/91859.html

Эббингауз Г. «О памяти». Режим доступа: https://en.ppt-online.org/234589

Приложение 1

Анкета

Здравствуйте! Я ученица 3 «Б» класса МБОУ «СОШ № 32 с углубленным знанием английского языка» Рудакова Кира и прошу Вас ответить на мои вопросы.

В каком классе Вы учитесь?________________________________

Сколько времени Вы тратите на заучивание стихотворения из 4-5 четверостиший? ____________________________________________________

Как Вы оцениваете свою память? (нужное подчеркнуть)

плохая хорошая отличная

Испытываете ли Вы сложности при запоминании (заучивании стихов, пересказе текстов по литературному чтению, окружающему миру)? (нужное подчеркнуть)

никогда иногда часто всегда

При заучивании стихотворения наизусть, каким образом Вам легче запомнить:

а) когда стихотворение кто-нибудь читает Вам вслух? (да, нет) ________

б) когда Вы видите текст и читаете его про себя? (да, нет)_____________

в) когда Вы представляете себе картины, описанные в стихотворении (да, нет) ___________________________________________________________

г) каким-либо другим способом?__________________________________

Приложение 2

Экспериментальная работа

Материал: лист белой бумаги, простой и цветные карандаши, набор слов и словосочетаний (1.весёлый праздник, 2.тяжёлая работа, 3.глухая старушка, 4.строгий учитель, 5.болезнь, 6.мечта, 7.вкусный ужин, 8.победа, 9.страх, 10.дружба).

Инструкция: Я буду называть слова и словосочетания, которые необходимо запомнить. Чтобы облегчить запоминание, на каждое слово нужно нарисовать рисунок. Качество рисунка значения не имеет. Главное, чтобы этот рисунок помог потом вам вспомнить нужное слово. Слова и буквы писать запрещается. На каждое слово даётся 1-2 минуты. Рисунки пронумеровывайте в соответствии с порядком зачитываемых слов.

Спустя 60 минут предлагалось припомнить все слова, ориентируясь на свои рисунки.

Оценка результатов:

При оценке результатов подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов в соотношении с общим количеством предъявленных для запоминания.

Приложение 3

«Тест на определение типа памяти»

Итак, чтобы выявить ваш тип памяти, проведем тест. Для этого понадобиться три листа бумаги, обязательно пронумерованных.

Прочитайте вслух слова: лампа, груша, карта, дождь, гусь, обруч, собака, лист, дом, газета.

Запишите то, что запомнили на первом листе.

Теперь прочитайте слова про себя, и обязательно представляйте эти предметы: чайник, самолет, бабочка, ноги, лошадь, доска, свеча, хлеб, книга, велосипед, луна.

Вновь запишите, что запомнили, используя лист №2.

А теперь прочитайте слова и «запишите» их в воздухе: заяц, лыжи, самовар, топор, лодка, поездка, загадка, стул, печенье, чай.

Запишите все, что смогли запомнить на третьем листе.

Вот теперь выводы: если больше совпадений на листе №1 – у вас аудиальная память. На листе №2 – зрительная память, на листе № 3 – кинестетическая.

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Приложение 11

Приложение 12

Упражнения для развития памяти.

Развитие аудиальной (слуховой) памяти.

Упражнение 1. Чтение вслух.

Кроме зрительной, нужно еще работать и над слуховой памятью. Для этого выберите произведение и каждый день в течение 15 минут читайте его вслух. После чего попытайтесь максимально точно пересказать этот отрывок.

Упражнение 2. Подслушивание.

Это даже веселое и всем доступное занятие. По дороге в школу слушайте разговоры людей, радиопередачи. А потом пытайтесь запомнить отрывки из них. Прослушайте новости, рекламу, а потом расскажите о них своим коллегам.

Упражнение 3.

Такое упражнение построено на многократном повторении и постепенном увеличении количества слов, которые нужно запомнить. Для его проведения рекомендуется расположить детей по кругу.

Смысл упражнения заключается в том, что первый ребенок называет любое слово, а его сосед должен повторить это слово и добавить к нему свое. Третий участник называет уже два предыдущих слова и произносит свое. Обычно предлагается называть слова на определенную тему.

Игра идет до тех пор, пока не выскажется последний участник (количество игроков должно быть не больше 15). Если кто-то из детей не сможет сразу повторить весь ряд, следует предложить каждому ребенку, кто уже называл свои слова, по очереди озвучить их еще раз. Затем игра продолжается далее. Данное упражнение можно проводить в паре.

Упражнение 4. Буква заблудилась! (вспомнить, в каких словах были ошибки, назвать правильные слова, назвать правильные буквы)

Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась:
Заскочила в чей-то дом
И — хозяйничает в нём!

Но едва туда вошла
Буква-озорница,
Очень странные дела
Начали твориться.

Закричал охотник: — Ой!
Двери гонятся за мной!

Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме: —
Там ползёт зелёный лук
С длинными усами!..

Посмотрите-ка, ребятки:
Раки выросли на грядке! А. Шибаев [ CITATION ЛВЧ01 \l 1049 ]

Упражнение 5. Вы говорите детям: «Я буду читать вам текст. Слушайте его очень внимательно, вам нужно будет запомнить все названия конфет, которые прозвучат».

«Воскресное чаепитие».

По воскресеньям у нас дома устраивается большое чаепитие. Поэтому мы с мамой утром ходим в кондитерский магазин и выбираем каждому члену семьи его любимое лакомство. Для папы мама просит продавщицу взвесить конфеты «Мишка на Севере» и «Маска». Сестренке мы покупаем карамель «Гусиные лапки». А мы с мамой больше всего любим конфеты «Белочка». Сегодня к нам в гости приедет бабушка. Она для внуков всегда привозит угощенье. В прошлый раз это были конфеты «Ласточка». Сама же она любит пить чай с вареньем. А главным украшением стола станет, конечно же, пирог, который мы с мамой испечем к вечернему чаепитию.

Упражнение 6. Вы говорите детям: «Я буду читать вам текст. Слушайте его очень внимательно, вам нужно будет запомнить все имена героев».

Лесная компания.

Не удивляйтесь, в нашем лесу все звери дружат между собой. Они помогают друг другу в трудную минуту, ходят в гости и часто проводят время, играя в веселые игры. Вот вчера, например, заяц Василий объявил общий сбор на большой поляне. Именно там звери устраивали футбольные матчи с командой соседней березовой рощи. Он пробежал с этим сообщением по всем жилищам, даже заглянул к лисе Снежане и к колючему ежику Семену, которые живут довольно далеко. Но ведь известно, что заяц — лучший бегун в лесу. Поэтому он и стал капитаном футбольной команды. Главное, что он не забыл разбудить медведя Филиппа, ведь он лучше всех защищает ворота. Ну и к сове Марусе не забыл заглянуть — лучшего судьи для матча нет во всем лесу. Надо пригласить еще братьев волков, и команда будет в полном составе.

Упражнение 7.Взрослый говорит ребенку: «Я прочитаю одно предложение. Вам нужно его запомнить». После этого вы читаете одно предложение из середины выбранного отрывка. Переспросите ребенка, запомнил ли он услышанное предложение. Если не запомнил, то попросите его сконцентрироваться и прочитайте еще раз. Затем вы объясняете, что будете читать текст, в котором есть это предложение. Как только вы прочитаете озвученное предложение, ребенок должен прервать вас командой «Стоп!». Фрагмент из сказки Г. X. Андерсена «Дикие лебеди».

Предложение для запоминания:«На голове у каждого лебедя сверкала маленькая золотая корона».

«Вот надвигается на небо большая черная туча, ветер крепчает, и море тоже чернеет, волнуется и бурлит. Но туча проходит, по небу плывут розовые облака, ветер стихает, и море уже спокойно, теперь оно похоже на лепесток розы. Иногда становится оно зеленым, иногда белым. Но как бы тихо ни было в воздухе и как бы спокойно ни было море, у берега всегда шумит прибой, всегда заметно легкое волнение — вода тихо вздымается, словно грудь спящего ребенка. Когда солнце близилось к закату, Элиза увидела диких лебедей. Как длинная белая лента, летели они один за другим. Их было одиннадцать. На голове у каждого лебедя сверкала маленькая золотая корона. Элиза отошла к обрыву и спряталась в кусты. Лебеди спустились неподалеку от нее и захлопали своими большими белыми крыльями».

Упражнение 8. Вы говорите ребенку: «Я буду читать текст. Слушайте его очень внимательно, вам нужно будет запомнить всю мебель».

«Мы с мамой решили переклеить обои в маленькой комнате. Но сначала нужно было освободить помещение от мебели. Мы позвали на помощь дядю Сережу и дядю Пашу из соседних квартир. Они очень долго пытались вынести кровать, так как она оказалась очень тяжелой. Мужчины очень устали, но все-таки справились. А потом принялись за письменный стол. Мы с мамой тоже без дела не стояли. Вынесли стулья и выкатили тумбочку на колесиках. В комнате остался только шкаф. Он оказался таким огромным, что не прошел в двери. Как он вообще сюда попал? Непонятно. Было решено передвинуть шкаф на середину комнаты, чтобы он не мешал нам обои клеить.»

Развитие кинестетической памяти

Упражнение 1. «Знакомые чувства»

Вспомните и представьте себе:

- ощущение чего-то колючего;

- ощущение чего-то мягкого;

- прикосновение к шершавой поверхности;

- чувство, что вы несете что-то тяжелое;

- чувство, что вы бежите;

- чувство, что вы бросаете мяч;

- прикосновение ко льду;

- пьете горячий чай;

- гладите котенка;

- чувство, когда моете руки холодной водой;

- плаваете.

Упражнение 2. «Неиспытанные чувства».

Это упражнение на работу воображения, которое предлагает вам испытать те воображаемые ощущения, которых вы не испытывали наяву. Например, вы никогда не прыгали с парашютом. Представьте, что вы делаете это. Вот вы шагаете в бездну, испытываете свободное падение, вот раскрывается парашют, и вы мягко и плавно парите в пространстве, смотрите сверху на расстилающийся внизу пейзаж и наконец благополучно касаетесь земли.

Упражнение 3. «Темная комната».

Представьте, что вы оказались в комнате, где абсолютно темно. Вы можете передвигаться в ней лишь на ощупь. Вы обнаруживаете, что комната довольно тесная, в ней множество вещей. Вы то и дело натыкаетесь на них. Что вы чувствуете? Можете ли определить по своим ощущениям, что это за вещи? Какие-то предметы вас особенно заинтересовали, и вы ощупываете их. Представляйте все ощущения, какие вы испытывали бы при этом.

Упражнение 4. «Если бы я был деревом».

Как вы думаете, что чувствует дерево? Доподлинно знать мы этого не можем, но в воображении возможно все! Представьте себя деревом – могучим, крепким, прочно укорененным в земле. Представьте, как оно впитывает воду и питательные элементы из земли и жизненные соки поднимаются по стволу вверх. Представьте, как лопаются почки и проклевываются листья. Представьте, как ветер заставляет листья трепетать, как они омываются дождем, согреваются солнцем. Попробуйте в своем воображении испытать все эти ощущения.

Вы можете усложнить упражнение, представив себя каким-нибудь неодушевленным предметом. Что чувствует стул, когда вы на него садитесь? Бумага, когда вы на ней пишете? Окно, когда вы его раскрываете и моете? Не забывайте, что это всего лишь игра. Не надо всерьез пытаться стать окном или столом – поиграйте в это. Но ваши ощущения, хоть и рожденные воображением, будут при этом вполне реальными.

Упражнение 5.

Вспомни как прыгает щенок за косточкой! Покажи!

Представьте, что вы садитесь на велосипед. Покажите свои движения при этом.

Как ходит корова? Покажи!

Как бодается бык? Покажи!

Как кошка лежит на солнышке? Покажи!

Как вы поднимаетесь по лестнице? Покажи!

Как тормозит машина у светофора? Покажи!

Как полицейский палочкой останавливает машину? Покажи!

Как бабушка поправляет очки? Покажи!

Упражнение 6. Представь, что вы взяли в руки продолговатый, рифленый, холодный кусок пластилина. Вы же наверняка имели дело с пластилином. Вспомните свои ощущения.

Представьте, что ваши руки уже отдали часть своего тепла пластилину, нагрели его. Каким вы ощущаете его теперь? Он мягкий, податливый, скользкий, приятный, вязкий, текучий или нет? Опишите, что чувствуете.

А теперь представьте, что нужно слепить стакан из этого кусочка. С чего вы начнете работу? Постарайтесь представить весь процесс изготовления от начала до конца. И описать словами.

Упражнение 7. «Любимое место».

Представьте себя в каком-то месте, которое вам нравится. Это может быть место, где вы любите отдыхать, проводить отпуск или просто одно из любимых вами мест в любой части земного шара, а может, даже рядом с вашим домом. Глаза для этого упражнения можно закрыть, но если вам больше нравится выполнять с открытыми глазами – делайте так.

Представьте, что вы оказались в этом месте. Представьте все, что вы видите вокруг, в мельчайших подробностях. Если каких-то подробностей не помните, можно их дофантазировать. Внимательно рассматривайте эту мысленную картину, стараясь ничего не упустить. Представьте, что вы в самом деле находитесь там – «увидьте» все как наяву.

Упражнение 8. Метод ассоциаций – представлять, с какой зримой картинкой ассоциируются те или иные образы, например, звуки и ощущения.

Сначала попробуем переводить звуки в цвета. Поочередно представляйте себе описанные ниже звуки и, не особо задумываясь, называйте вслух, с каким цветом или оттенком цвета они у вас ассоциируются. Имейте в виду: здесь нет правильных или неправильных ответов, ведь ассоциации у каждого человека могут быть индивидуальны и связаны именно с его особенностями восприятия. Если у одного человека тиканье часов ассоциируется с желтым цветом, у другого – с белым, а у третьего – с синим, это абсолютно нормально. Важно найти именно свою ассоциацию, которая поможет сделать звуковой сигнал более отчетливым для вас.

Итак, с каким цветом у вас ассоциируется:

• звук проезжающей мимо машины,

• стук каблуков по асфальту,

• мяуканье котенка,

• рычание тигра,

• звонок будильника,

• шум легкого ветерка,

• шум сильного ветра,

Упражнение 9. «Ощущение и картинка».

Это упражнение аналогично предыдущему, только теперь мы будем переводить в зрительные образы не звуки, а ощущения. Определите, с каким цветом у вас ассоциируются следующие ощущения:

• холод,

• тепло,

• мороз,

• жара,

• тяжесть,

• легкость,

• невесомость,

• ощущение погружения в воду,

• глоток свежего воздуха,

• прикосновение тонкого шелка к коже,

• яблоко, которое вы держите в руке,

• прикосновение к шершавой поверхности гранита,

• тесто, которое вы мнете руками,

• прикосновение к холодному металлу,

• колкие елочные иголки.

Упражнение 10. «Новый образ себя».

Это упражнение полезно тогда, когда вы хотите улучшить что-то в себе – например, в своей внешности, характере или привычках.

Подумайте о тех качествах, свойствах, привычках или внешних данных, которые вы хотели бы иметь. Конечно, нужно исходить из реальности: если у вас небольшой рост, вряд ли стоит мечтать стать двухметровым великаном. Но вот, к примеру, похудеть, исправить осанку и походку – это вполне достижимые цели. То же относится и к характеру: не надо стремиться переделаться полностью, стать кем-то другим. Но обрести какие-то позитивные качества, оставшись самим собой, вполне реально: например, стать более уверенным, решительным, собранным.

Представьте самого себя со всеми новыми положительными качествами и чертами, которые вы хотели бы обрести. Визуализация будет более успешной, если вы вспомните те моменты вашей жизни, когда вы уже проявляли эти качества (например, были успешны, уверены в себе и т. д.), и вспомните, как вы выглядели тогда. Сделайте этот образ как можно более ярким и отчетливым.

Затем представьте себе самого себя с теми нежелательными свойствами и качествами, от которых вы хотели бы избавиться (например, от лишнего веса, сутулости, медлительности, вялости и т. д.). Сначала вообразите эту картинку яркой, затем постепенно сделайте ее тусклой, черно-белой, а затем отдалите от себя, чтобы она превратилась в точку. И тут же на месте этой точки представьте новый образ самого себя – сделайте его цветным, ярким и крупным.

Чаще воспроизводите этот новый образ перед своим внутренним взором. Ваш мозг таким образом получит команду начать работу над вашим преображением.

Упражнение 11. «Визуализация мечты».

Это упражнение поможет вам достигнуть ваших целей, прояснив зрительное представление о них. Подумайте о том, чего бы вы хотели достичь, какую мечту осуществить. Если пока не знаете, каким путем двигаться к мечте, и даже не уверены в ее осуществимости – пусть это не помешает вам. Создайте образ, который порой может подсказать вам пути к мечте лучше, чем ваши рассуждения на эту тему.

Закройте глаза и представьте, что мечта осуществилась. Нарисуйте в своем воображении картинку осуществленной мечты. Очень важно представить все, что вы будете видеть в этой ситуации. Очень важно понять и почувствовать, что картинка вам приятна. Если картинка приятна – ваш мозг будет направлять вас по пути достижения цели. Если же в картинке есть хоть что-то неприятное – уберите этот неприятный образ и замените его другим, приятным.

Поместите себя внутрь картинки. Еще раз мысленно окиньте ее взором – как она выглядит изнутри. Сделайте картинку еще ярче. В этот момент вы приближаете себя к заветной цели, даже если пока еще не предпринимали никаких реальных шагов к ее достижению. Подобная визуализация, если заниматься ею целенаправленно и регулярно, поможет вам в планировании и осуществлении таких шагов.

Приложение 13

«Итоговый тест на определение типа памяти»

(1 и 3 задание дети воспринимают на слух, второе задание на зрительную память. Раздать лист со вторым заданием, результаты 1 и 3 записать тоже на нем)

1. Учитель читает вслух слова: дирижабль, лампа, груша, карандаш, гроза, утка, обруч, мельница, попугай, листок.

Запишите то, что запомнили на первом листе.

2. Учитель читает вслух слова, а дети слушают и «записывают» их в воздухе: пароход, собака, стол, валенки, калач, лес, загадка, гриб, прогулка, воротник.

Запишите все, что смогли запомнить на третьем листе.

3. Для учеников. Теперь прочитайте слова про себя: вертолет, чайник, бабочка, руки, лошадь, бревно, свеча, тачка, журнал, ягода.

Запишите, что запомнили.

 
Просмотров работы: 33