Театр кукол дома

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Театр кукол дома

Семизорова Л.А. 1Шестакова П.А. 1
1ШКОЛА 25
Семизорова О.В. 1Шестакова К.В. 1
1ШКОЛА 25
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Осенью мы с классом побывали в драматическом театре города Прокопьевска на кукольном спектакле «Морозко». «Вот бы устроить дома кукольный театр» - думали мы по дороге домой. Нас это очень заинтересовало. Так родилась тема нашей исследовательской работы – «Театр кукол дома».

 

Считаем, что эта тема интересна и актуальна. В современном мире большее предпочтение отдаётся телевидению, компьютеру, всё меньше остаётся времени на общение друг с другом, даже в семье, порой, некогда заняться каким-то общим делом, не говоря уже о том, чтобы вместе сходить в кинотеатр, театр или на выставку. Проводя исследование, мы хочим призвать всех с почтение относиться к такому древнему искусству, как театр, стараться как можно больше проводить время в семье.

Проблема:Мы задумались, а может ли домашний кукольный театр быть семейным увлечением.

Гипотеза: предположим, что организация домашнего кукольного театра помогает в сплочении семьи и может стать семейным хобби.

Цель работы: создать собственный семейный кукольный театр.

Задачи проекта:

изучить историю появления кукольного театра;

узнать, когда и как появился кукольный театр в России;

узнать, какие бывают виды кукол;

выяснить, проявляют ли интерес к театру мои сверстники;

создать кукол для домашнего спектакля.

Объект исследования: кукольный театр.

Предмет исследования: театральная кукла

Методы: изучение литературы, анкетирование, эксперимент, моделирование, наблюдение, сравнение.

Глава I. Теоретическое исследование

История возникновения кукольного театра

Кукольный театр — особый вид театрального представления, в котором вместо актеров действуют куклы. Мы не ошибемся, если скажем, что каждый из вас хоть раз побывал на спектакле в кукольном театре. Некоторые увлеклись им настолько, что продолжают играть в куклы и сейчас, только теперь они актеры кукольного театра.

Откуда взялся этот удивительный мир? Корни его надо искать в древности. В детских играх, быту, религиозных обрядах всегда находился предмет, который человек считал символом бога, таинственного существа или обычного человека. Чаще таким предметом становилась кукла. Театр кукол вырос из самой жизни человека, приобрел собственные закономерности развития, став одной из форм отображения жизни.

Как зрелище, театр кукол родился на площади в руках бродячих актеров-одиночек и превратился в настоящий народный театр. Считается, что кукольный театр — зрелище детское, между тем взрослые с удовольствием смотрят кукольные постановки.

Кукольный театр знали многие народы: древние римляне и египтяне, китайцы и индийцы, узбеки и турки. У каждого народа — свой кукольный театр. У одних куклы деревянные, их приводят в движение с помощью ниток; у других — мягкие, их надевают на руку, как перчатку. У народов Востока, например, — плоские фигуры, вырезанные из промасленной кожи или плотной бумаги.

Появление кукольного театра в России

В старой России не было государственных кукольных театров. На ярмарках, на бульварах, в городских дворах давали маленькие представления бродячие фокусники, акробаты и кукольники. Обычно один из них крутил ручку шарманки. Под громкие звуки музыки кукольник показывал из-за маленькой ширмы, как смешной, крикливый Петрушка бьет палкой царского офицера, который его хочет забрать в солдаты. От ловкого Петрушки доставалось и невежде-доктору, не умевшему лечить, и обманщику-торговцу.

Жизнь народных кукольников — бродячих актеров была очень тяжелой и мало чем отличалась от жизни нищих. После представления актер-кукольник снимал шапку и протягивал ее зрителям. Кто хотел, бросал в шапку медные копейки.

Государственные кукольные театры в нашей стране были созданы только в 1918 году. На сегодняшний день о количестве кукольных театров в России можно узнать из Википедии1. Это настоящие театры, в которых работают актеры, художники, мастера кукол. Есть в Москве театр, спектакли которого любят все: и взрослые, и дети. Это Государственный центральный театр кукол. Его создатель и руководитель — народный артист С. В. Образцов. Сергей Владимирович посвятил всю свою жизнь любимому искусству — искусству кукольного театра. Ближайший кукольный театр находится в городе Новокузнецке.

Кукольные театры ставят народные сказки и пьесы, написанные драматургами. Большинство театров кукол играют для детей, но некоторые ставят представления и для взрослых, любящих кукольный театр не меньше, чем дети. Появляется все больше кукольных самодеятельных коллективов при школах, центрах детского творчества.

Виды кукол

В спектакле используются разные виды кукол. Куклы - артисты отличаются не только внешностью, но и устройством.

Куклы на палец. Куклы, надевающиеся на палец - самые маленькие артисты кукольных театров. Таких малышек можно без труда взять с собой в путешествие.

Перчаточные. Иначе ее называют петрушечная, потому что так устроен Петрушка. Итальянцы назвали их «бураттини»2. Указательный палец актера проходит в голову куклы, а большой и средний – в рукава костюм. Движения головы, рук осуществляются с помощью движений пальцев и кисти руки. Перчаточные куклы очень подвижны и выразительны.

Тростевые куклы. Эту куклу поднимают над ширмой с помощью вставленного внутрь стержня, который называется «гапит». К рукам куклы прикреплены трости-палочки, которыми двигает кукловод. Большинство театров нашей страны, в том числе и Центральный театр кукол под руководством С.В. Образцова, в своей работе используют самые разнообразные тростевые куклы.

Марионетки-куклы, управляемые сверху нитями. Кукловод, находящийся выше куклы, держит в руках крестовину - «вагу», где сходятся все нити, идущие от куклы. Нити прикрепляются к ее плечам, коленям, голове, локтям. Подтягивая нужные нити или поворачивая планки, актер заставляет куклу двигать руками и ногами.

Глава II Практическое исследование

Опрос общественного мнения.

Мы отправились исследовать общественное мнение среди учеников первых классов школы. В опросе участвовало 40 человек. Были заданы следующие вопросы: "Как ваша семья проводит свободное время?", "Бываете ли вы в театре?" и "Хотели ли бы вместе с родителями организовать домашний кукольный театр?".3 Результаты показали, что семьи половины опрошенных детей проводят свободное время вместе и с пользой. Однако, есть семьи, в которых нет совместных увлечений и главным занятием для них становится просмотр телевизора или совсем не проводит время вместе. А также опрос показал, что большинство ребят хотели бы, чтобы семейным увлечением стали театрализованные постановки кукольного театра.4 Поэтому мы хотим рассказать о том, как легко можно изготовить кукол и ширму для постановок и организовать спектакль!

Процесс создания кукольного театра

Мы решили сделать кукольный театр в домашних условиях. Для этого нам понадобилось:

Коробка больших размеров или ширма, два куска ткани для штор.

Декорации

Цветная бумага, лоскутки ткани, нитки для изготовления кукол.

Прочитав в школе на уроке литературного чтения басню И.А. Крылова «Ворона и лисица», мы предложили организовать спектакль по басне дома.

В изготовлении кукольного театра принимали участие все домашние. Сцену мы изготовили из большой коробки, убрав лишние стенки, и обклеили её цветной пленкой.

Декорациями занимался папа. Он изготовил их из картона и креповой бумаги. А мы с мамой перешли к созданию кукол. Для лисы мама связала голову и из ткани сшила туловище-перчатку. Мы пришили голову к туловищу. Туловище вороны склеили из картона, покрасили его гуашью. Для головы мы использовали старую резиновую игрушку.

Дальше мы приступили к самой постановке спектакля. Разучили басню и отрепетировали роль с каждой куклой.

Назначили день спектакля и пригласили родственников на премьеру.5

Заключение

В результате проделанной работы мы узнали, что такое кукольный театр, историю его появления, виды кукол. Мы изучили процесс изготовления кукол в домашних условиях.

Наша гипотеза, что организация домашнего кукольного театра помогает в сплочении семьи и может стать семейным хобби, подтвердилась. После просмотра спектакля нам захотелось показать его одноклассникам и друзьям. А так же в будущем создать постановки и других сказок. Следующей постановкой выбрали сказку Ш.Перро «Красная шапочка». На семейном совете решили, что пригласим на просмотр нового спектакля и других родственников.

В наших семьях появилось общее увлечение, и мы стали с интересом и пользой проводить выходные.

Список литературы:

Луков, В.А. Большая серия знаний. Мировое искусство / В.А. Луков. – ООО «ТД Издательство Мир книги», 2006. – 128с.

Рэй Гибсон. Наши руки не для скуки. Поделки. Папье-маше / Рэй Гибсон. – Издательский дом «РОСМЭН», 1998. – 64с.

Фатеев Сергей. "Театр в школе, дома и в детском саду". / Фатеев Сергей –
Издательство Научная книга, 2017 г. – 320 с.

Барик Майя. «Кукольный театр»/ Барик Майя – Издательство - Мелик-Пашаев, 2014 г. - 88 с.

https://ru.wikipedia.org/wiki

Приложение 1

Анкета для учащихся Класс

Как ваша семья проводит свободное время?

Бываете ли вы в театре?

Хотели ли бы вместе с родителями организовать домашний кукольный театр?

Приложение 2

Приложение 3

1https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F:%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%82%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80%D1%8B_%D0%BA%D1%83%D0%BA%D0%BE%D0%BB_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8

2 https://bookz.ru/authors/boris-goldovskii/kukol_ni_437/1-kukol_ni_437.html

3Приложение 1

4Приложение 2

5Приложение 3

12

Просмотров работы: 19