Православная религия и воспитание современной молодёжи

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Православная религия и воспитание современной молодёжи

Федотова К.Ю. 1
1МБОУ "Новоталицкая СШ"
Косарева О.А. 1
1МБОУ "Новоталицкая СШ"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

В настоящее время нашей стране проблема воспитания молодёжи стоит очень остро, и государство ищет различные пути решения этого вопроса и начинает активно сотрудничать в этом направлении с православной церковью.В советское время религия в нашей стране запрещалась, но с конца 90-х годов началось духовно-нравственное возрождение России, в котором религия играет большую роль в возвращении духовных традиций. Однако в воспитании молодёжи в начале XXIвека появилось много проблем, решение которых сейчас привлекает большое внимание.После распада СССР в нашем обществе ярко проявилась потеря нравственных и духовных ориентиров. Под моралью стали понимать конкретные ценности общества потребления. Воспитание молодёжи вылилось в формирование «клипового» сознания, а не гармоничного развития личности. Была потеряна преемственность нравственных норм. Интернет - зависимость привела к «психологическому рабству», уходу в виртуальность, эскалации насилия и агрессии. Государство пытается найти разные пути решения этой проблемы, в том числе привлекая Русскую Православную Церковь.

Главная цель работы - показать, как православная вера может способствовать воспитанию духовных и нравственных качеств в становлении личности современного человека.Автор поставил перед собой следующие задачи: обозначить понятие веры, нравственности и духовности; определить, какие морально-нравственные и духовные ценности проповедует религия; показать роль православной семьи в воспитании детей; привести примеры отношения выдающихся религиозных деятелей к воспитанию молодёжи; проследить взаимодействие современного государства и церкви в решении этого вопроса; раскрыть значение воскресной школы;привести примеры влияния веры на формирования мировоззрения человека.

Автором была выдвинута гипотеза: в настоящее время православная религия может играть большую и значимую роль в воспитании современной молодёжи.

Для проведения исследования была использована литература о жизни русских святых1, семьи которых могут служить примером; произведения известных православных религиозных деятелей разных веков2,в которых рассматриваются вопросы воспитания молодёжи;главы из Евангелия3. Автором работы были проанализированы такие источники как периодическая печать современных православных монастырей4 и материалы VIII региональных Рождественских чтений, прошедших в Иванове в октябре 2018 года5. Были привлечены информация из толковых словарей6, материалы личной беседы автора со священником и руководителем воскресной школы при Храме Святителя Николая Чудотворца в д. Песочнево Ивановского района, интернет – ресурсы.

В ходе работы над проектом были использованы следующие методики: сбор и анализ информации, работа с источниками, изучение литературы и формулирование выводов.

Работа разделена на две главы. Первая глава посвящена вопросам православного воспитания, вторая – взаимодействию церкви и государства.

Глава 1.

Нравственные основы религиозного воспитания.

В основе религии лежат такие категории, как вера, духовность и нравственность (Смотри приложение № 1), именно они становятся основой воспитания личности верующего человека. Они нацелены на добро и взаимопомощь. Церковь часто воздействует на людей через Таинства, и все они направлены на получение благодати и на то, чтобы человек прожил свою жизнь хорошо, достойно. Религия всегда играла большую роль в жизни людей, особенно почиталось воспитание в благочестивой верующей семье.

Семейное воспитание.

Издавна детям в семье прививали уважение к семейным ценностям, таким как верность, забота, уважение, доброта, взаимопомощь. В ежедневном семейном воспитании ребёнок учился уважать мнение старших - родителей, бабушек и дедушек. Послушность, терпеливость, доверие дети впитывали с молоком матери. Но самое главное, приобщая ребёнка к вере, родители приучали его к любви. Одна из самых главных религиозных заповедей гласит: возлюби ближнего своего как самого себя7.

Бог есть Любовь, и любовь есть самое высокое, самое возвышенное и самое великое чувство. Любить ближнего, это значит помогать ему, не делать зла. Разве можно забыть, что такое любовь матери к своим детям? Но и к чужим людям надо относиться доброжелательно, душевно. Архимандрит Кирилл (Павлов) говорил, что в людях мы часто встречаем недостатки…, иногда даже ненависть к себе, а это располагает к неуважению людей, ко взаимной ненависти, а не любви. Что же делать? Если научить себя «с терпением взирать на недостатки пороки людей…, тогда возможешь полюбить всех, не переставая ненавидеть пороки»8.

Любовь-это действительно особая сила, не просто соединяющая людей, но меняющая к лучшему человеческие души и межличностные отношения.9

Апостол Павел учил:«Чтобы не произошло с любовью то, о чём мы сейчас говорим, нужно избегать греха и прилепляться к добру. От нравственного состояния человека зависит способность любить. Любовь требует энергии, без энергии любви быть не может, и если нет добра в жизни человека, если побеждает зло, если человек прилепляется не к добру, а к злу, то любовь деформируется, ослабляется, а, в конце концов исчезает…»10

“Прилепляйтесь к добру, отстраняйтесь от зла, и тогда будет непоколебимой ваша любовь” - говорилсвятой апостол Павел11.

В наши дни молодёжь всё чаще характеризуется себялюбием, эгоизмом. Реклама, кинематограф, СМИ оказывают большое воздействие на подрастающее поколение, призывая их видеть себя «достойными всего самого лучшего», достигающими статуса «лучших, самых успешных». В семьях тоже чаще говорят о необходимости достижении материального благополучия детей, чем о моральных принципах. Понятие «гражданский брак» не просто культивируется в современной литературе, сериалах, в различных телевизионных шоу, но и преподносится как устоявшееся и вполне нормальное явление. На это обращали внимание известные религиозные деятели, наши современники: архимандрит Кирилл (Павлов) считал, что «если не прекратится разложение нравов, то хорошего ждать нечего»,12а старец Иоанн (Крестьянкин) считал,что нельзя оставлять детей и их воспитание на самотёк, ведь «всё можно иметь: телевизор и магнитофон,но ничто не должно обладать нами, а сейчас вещи начинают обладать душами людей»13.

Воспитание, привитие правильных качеств - всё начинается с семьи. Дети как губка впитывают в себя всё, что видят и слышат в раннем детстве. Грубость, неверность, ложь, необязательность всегда считались в православных семьях грехом, поэтому и в процессе воспитания ребёнку прививались абсолютно противоположные качества и ценности. Ян Коменский писал, что «все разумные родители должны думать не только о том, как будут жить их дети и как собрать для них побольше золота и всякого добра, но ещё больше стараться о том, чтобы вселить мудрость в их сердце, -потому что мудрость дороже жемчуга и….ничто не сравняется с ней».14

Существует немало примеров образцовых христианских семей, некоторые из них до сих пор вызывают уважение и поклонение, благодаря своему благочестию.

День почитания Пётра и Февронии Муромских (Смотри приложение №2 ), покровителей семейного счастья, любви и брака отмечается в России 8 июля. Тысячи паломников каждый год приезжают в Муром и, поклоняясь мощам этих святых, просят семейного счастья и благополучия, потому что часто сами не могут этого достичь. А ведь на примере этих святых можно учиться верности. Они настолько любили другдруга, что просили у Бога милости умереть в один день.«Пример святых Петра и Февронии учат нас тому, что такое семья и что такое любовь.Но у очень многих людей, особенно молодых, нет понимания того, что есть любовь; любовь ассоциируется с такими понятиями, как грех и распутство. Но …любовь может явить себя только в семейной жизни…Семья есть школа любви, школа благочестия, школа человеческого счастья…»15

Не менее известна семья православных святых Дмитрия Донского и Евдокии Московской, которые так же являются покровителями семейного благополучия.Любовь друг к другу красной нитью проходит сквозь их жизни. У них было 12 детей. Это были реальные люди, которые и сами любили друг друга и вырастили своих детей в вере, любви к Отечеству, уважению к традициям16.

Если взять для примера 20 век, то можно вспомнить какие тёплые и крепкие семейные отношения связывали семью последнего российского императора Николая II. Они никогда не бросали друг друга в беде, погибли все вместе, не думая спастись по - отдельности. (Смотри приложение №3)

В семье, где царят спокойствие, уступчивость, понимание, доброжелательность, забота и дети вырастают цельными, нравственными личностями. И не важно, богатая или бедная семья, князья или купцы воспитывают будущее поколение.

Воскресная школа.

Согласно закону, современная Россия – светское государство, и образование в нашей стране носит светский характер17. Однако с конца 90 – х годов 20 века в нашей стране вместе с восстановлением монастырей и храмов стали появляться воскресные школы. С каждым годом число их растёт. И это не просто волевое решение церковного управления, а демонстрация растущей потребности общества в воспитании детей. Если бы такие школы не были востребованы обществом, то они бы практически исчезли.

Автор исследования сам посещал воскресную школу и не с чужих слов может поделиться своим мнением о её роли.

В воскресные школы ходят дети разного возраста и по своему желанию. В них они не только знакомятся с заповедями, молитвами, священным Писанием, но и учатся проявлять милосердие, помощь, заботу о ближнем, дарить другим радость, подарки, внимание, особенно тем, кто в этом очень нуждается. Ребята приучаются к трудолюбию, сами изготавливают какие – то вещи, открытки, а потом приезжают в дома престарелых и инвалидов, делятся своими поделками, выступают с концертами. Разве чему – то плохому может научить воскресная школа? Там все делается от души, там учат моральным и нравственным ценностям. Неслучайно и многие родители не просто сопровождают туда своих детей, но и сами принимают участие в различных мероприятиях. (Смотри приложение №4)

По словам иеромонаха Климента, воскресная школа — это способ духовного развития ребёнка18. В ней преподают Закон Божий, церковно-славянский язык и хоровое пение. Начинается учебный день с общей молитвы. Дополнительно в школах могут обучать рисованию, декоративно-прикладному искусству, хореографии или иностранным языкам — всё зависит от наличия преподавателей и свободных помещений. Основной ценностью воскресных школ являются люди. Обычно они спокойные и доброжелательные. А значит — являются отличным примером для подражания, что очень важно в школьном возрасте.

Автор работы также является воспитанницей воскресной школы и на занятиях сама рассказывает детям закон Божий. Также вместе с детьми воскресной школы придумывает различные сценки, поздравления на все православные праздники, учится готовить различные торты и ездим на различные благотворительные мероприятия и в доме -интернате «Лесное». (Смотри приложение №5)

Ребята приучаются читать нужную и полезную литературу, так как при воскресных школах и храмах есть свои библиотеки. А самое главное, они учатся жить в обществе и помогать друг другу.

Заповеди и Таинства в воспитании людей.

Большую роль в воспитании молодёжи могут играть религиозные заповеди. По большому счёту они нам знакомы и многие из них имеют силу закона или моральной нормы. Например, заповедь «не убий», фактически включена в Уголовный кодекс РФ в виде статей закона. Однако закон наказывает только за поступки и действия, а нарушения заповедей даже в мыслях по религиозным меркам считается грехом и несёт за собой наказание. Если бы подростки воспитывались в вере и почитании заповедей, вряд ли они поддавались бы действию тех сил, которые подвигают их на преступление.

Может ли легко совершить убийство человек, знающий, что это страшный грех? Возможно, не было бы таких ужасных происшествий, как события в Керчи в 2018 году.Совесть, внутренний контролёр наших поступков, и страх перед Богом за грехи способны порой гораздо эффективнее регулировать мысли и поступки, чем закон. Если даже в мыслях люди научатся созидать только хорошее, и на этом будет воспитываться молодёжь, это принесёт огромную пользу обществу.

Вспомним слова из Евангелия: «не желай зла ближнему своему» и «не суди, и не судим будешь»19. Если бы каждый научился оценивать кого – то, начиная с оценки своих поступков, как много конфликтов можно было бы избежать. Приучать кталерантности нужно не в школе или в академии, а с малых лет.

Заповедь «почитай отца своего и мать свою»тоже должна укрепляться в сердце и душе человека с раннего детства, тогда и не было бы сейчас такого количества случаев, когда подростки, взрослые дети грубят родителям, не считаются с их мнением, даже поднимают на них руку.Да и уважение к старшимтоже закладывается в сознании детей при знакомстве с этой заповедью. Согласитесь, проблема неуважительного, даже пренебрежительного отношения молодого поколения к старшим, особенно старикам, явно присутствует в нашем обществе.

Кроме осмысленного воздействия церковь воспитывает людей через Таинства.Православные таинства – это священнодействия, явленные в православных церковных обрядах, через которые верующим сообщается невидимая Божественная благодать или спасительная сила Божия. (Смотри приложение №6)

В церковных Таинствах, без которых не обходятся жизнь и воспитание любой православной семьи, содержится особый смысл. На то они и Таинства, что просто разумом их не понять, но влияние на человека они оказывают огромное: Таинство венчания как бы скрепляет мужа и жену узами брака на всю жизнь.(Смотри приложение №7) В православии нет места разводам, неверности, лжи. Если обвенчались, то связаны Богом, а значит до конца жизни, и в горе, и в радости. Там нет места «гражданским бракам», понятиям «разлюбил», «надоела». Это осознание ответственности перед семьёй и детьми.

Таинство исповеди приучает людей осмысливать свои поступки, нести за них ответственность, дисциплинировать себя, делать плохого другим.

Таким образом, церковь имеет опыт различных способов правильного воспитания подрастающего поколения, в частности, через воскресные школы, семейное воспитание, православную литературу.

Глава 2.

Взаимодействие церкви и государства.

Проблемы воспитания молодёжи находятся в центре внимания нашего государства. Воспитательной работой занимаются многие государственные учебные и образовательные учреждения, однако уровень нравственности и культуры среди молодёжи достаточно низок. Государство всё чаще обращается к взаимодействию с церковью в этом вопросе. Почему?

Религия очень устойчива к различным изменениям в обществе. Она хранит моральные и нравственные ценности много веков. И, хотя, религиозные учения часто обвиняют в догматизме, именно это и позволяет ей и в наше время проповедовать и воспитывать в людях вечные нравственные правила.

Религиозная культура может помочь ребенку встать на путь добра, любви терпимости. Не случайно, наше государство в 2012 году ввело уроки ОРКСЭ (Основы религиозных культур и светской этики) и в 2015 году ОДНКНР (Основы духовно – нравственной культуры народов России) в общеобразовательных школах России20.

Преподавание этих предметов в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях осуществляется в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации: Конституцией Российской Федерации, Законами Российской Федерации "Об образовании", "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", "О свободе совести и религиозных объединениях".21

30 октября 2018 года в Иванове проходилиVIII региональные Рождественские чтения. В них принимали участие, как представители государственной власти, так и представители Русской Православной Церкви. Темой данного мероприятия стало обсуждение вопроса о проблемах воспитания современной молодёжи.

Очень ярким было выступление митрополита Иваново – Вознесенского и Вичуского Иосифа, который подчеркнул, что «клиповое» сознание современной молодёжи, уход в виртуальность, «психологическое рабство» - это результат несформированности духовного мира, отсутствие воспитания на классической литературе, деформации нравственных основ.22 Идет деградация сознания, оторванного от традиций, преемственности поколений.

Православная вера как раз и направлена на возрождение духовных начал.

Известный педагог, далекий от религии человек, В.А.Сухомлинский писал: «Ребёнка, которого мы начали бы воспитывать, я бы сравнил с куском мрамора, к которому подошли ваятели (семья и «случайные» ваятели)…Если бы все действовали как симфонический оркестр…»23. То есть необходимы совместные усилия семьи, государства, церкви, общества для воспитания и развития молодёжи.

Сегодня, к сожалению, по – разному рассматривают значение понятия «нравственность» - от её духовного начала пытаются перейти к конкретной ситуации в обществе. А это опасно. Ведь издавна понятия «нравственность», «духовность» и «добродетель» были неразделимы.

Проблема воспитания молодёжи вызывала интерес во все времена. Знаменитый поэт Саади писал: «Покинут счастьем будет тот, кого ребёнком плохо воспитали. Побег зелёный выправить легко, сухую ветвь огонь только исправит»24.

Таким образом, проблема воспитания современной молодёжи стоит настолько остро, что государство пытается найти возможные пути для её решения. Ведь от этого зависит жизнь нашего общества в ближайшем будущем. Одним из важных рычагов в решении этого вопроса оно видит сотрудничество с православной церковью.

Заключение.

Подводя итог исследованию, можно отметить, что проблема воспитания современной молодёжи сегодня стоит очень остро и требует решения. Сделать это можно лишь совместными усилиями разных социальных институтов и государства. Одну из ведущих ролей в этом может играть Русская Православная Церковь, так как она является «хранительницей» культурных, нравственных и духовных традиций в наши дни. Воспитание в православной семье помогает прививать детям лучшие нравственные качества: любовь, милосердие, терпимость, уважение к семье и семейным традициям, трудолюбие.

Религия может воздействовать на воспитание детей через примеры жизни благочестивых и святых людей, через деятельность воскресных школ, участие в различных мероприятиях проводимых совместно с государственными и общественными организациями: фестивали, ученические олимпиады, Рождественские чтения и т.д.

Наша гипотеза подтвердилась: религия может играть большую роль в воспитании современной молодёжи. Именно с детства в человека закладывается то, что необходимо для формирования его личности. Аправославная вера как раз во многом способствует воспитанию духовных и нравственных качеств личности современного человека.

Список источников и литературы.

1.Конституция Российской Федерации. 1993. М.: Эксмо. 2014.

2. Закон «Обобразовании в Российской Федерации».

3.Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

4. Закон «О свободе совести и религиозных объединениях».

5.Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. М.: «Протестант». 1993.

6. «Духовная аптека» старца Иоана (Крестьянкина). Наставления, уроки, молитвы.- М.: «Ковчег»,2015.

7.Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Мысли христианина. -М.: «Отчий дом», 2014.

8. Ян Коменский. Материнская школа. - С –П.:Типография Училища Глухонемых, 1892.

9. В. Малягин. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. - М.: ООО «Даниловскийблаговесник», 2014.

10. В. Понамарёв. Святой благоверный князь Дмитрий Донской.-М.: ООО «Даниловский благовестник», 2013.

11.Святые Пётр и Феврония Муромские. - М.: «Благовест», 2012.

12. Воскресный зачатьевский листок. Издание Зачатьевскогоставропигиального женского монастыря. 15 июля 2018.13. Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла. Потеря любви там, где человек совершает грех.Иваново – Вознесенский листок № 107. 8 июля 2018.

14. Воскресный зачатьевский листок. Издание Зачатьевскогоставропигиального женского монастыря. 15 июля 2018.

15.В.И.Даль. Толковый словарь.http://slovardalja.net/.

16. С.Ю.Головин. Словарь. https://www/e-reading.by/book=15324

17. С И.Ожегов. Толковый словарь.http://slovarozhegova.ru/.

18. Заглавная_страница 12.https://azbyka.ru/1/sem_tserkovnyh_tainstv

19. МатериалыVIII региональных Рождественских чтений. Из личного архива Косаревой О.А., учителя МБОУ «Новоталицкая СШ». Октябрь 2018.

20.Материалы беседы с иеромонахом Климентом, настоятелем храма Святого Николая Угодника в д. Песочново Ивановского района. Из личного архива Федотовой Ксении, ученицы МБОУ «Новоталицкая СШ».

21.Роль православия в духовно – нравственном воспитании молодёжи.

publikacia.net/archive/2014/4/1/81

22.Введение - Роль Русской Православной Церкви в сегодняшнем...

studbooks.net/538990/istoriya/...

23.Роль религиозного воспитания на различных этапах развития.... Церковь и образование. https://www.socionauki.ru/journal/articles/253607/revolution.allbest.ru/history/...

24.Письмо Министерства образования и науки РФ о введении курса ОРКСЭ. http://docs.cntd.ru/document/902384503

25.Письмо Министерства образования и науки РФ о введении курса ОДНКНР. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71418772/

26. Роль религии в воспитании подрастающего поколения - Факторы...

studwood.ru/1064177/pedagogika/...

27. Фотографии из личного архива Федотовой Ксении.

Приложения.

1. Словарные определения понятий.

В.И.Даль. Словарь. (http://slovardalja/net/)

Вера- уверенность, убеждение, твёрдое сознание, понятие о чём-либо, особенно о предметах высших, невещественных, духовных.

С.И.Ожегов. Словарь. (http://slovarozhegova/ru/)

Вера-убеждённость,глубокая уверенность в ком или чём либо.

Духовность- свойство души состоящее в преобладании духовных, нравственных интеллектуальных интересов над материальными.

Нравственность- внутренние, духовные качества человека.

Добродетель- Положительное нравственное качество, высокая нравственность.

С.Ю.Головин. Словарь.( https://www/e-reading.by/book=15324)

Духовность- индивидуальная выраженностьв системе мотивов личности фундаментальной социальной потребности жить и действовать «для других».

Нравственность- регулирующая функция человеческого поведения

2. Пётр и Феврония Муромские.

Дмитрий Донской и Евдокия Московская.

Семья императора Николая II.

6.Воскресная школа. Фотографии из личного архива Федотовой Ксении.

Божественные Таинства.

Выдающиеся религиозные деятели о воспитании.

9. Взаимодействие государства и церкви.

Из личного архива Косаревой О.А.

 

1Святые Пётр и Феврония Муромские. - М.: «Благовест», 2012.

2Ян Коменский. Материнская школа. - С –П.:Типография Училища Глухонемых, 1892.

3Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа. М.: «Протестант». 1993.

4. Воскресный зачатьевский листок. Издание Зачатьевскогоставропигиального женского монастыря. 15 июля 2018.

5МатериалыVIII региональных Рождественских чтений. Из личного архива Косаревой О.А., учителя МБОУ «Новоталицкая СШ». Октябрь 2018.

6.В.И.Даль. Толковый словарь.http://slovardalja.net/

7Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа.

8Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла. Потеря любви там, где человек совершает грех.Иваново – Вознесенский листок № 107. 8 июля 2018.

9 Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Мысли христианина. -М.: «Отчий дом», 2014.

10 Воскресный зачатьевский листок. Издание Зачатьевскогоставропигиального женского монастыря. 15 июля 2018.

11Там же.

12. Воскресный зачатьевский листок. Издание Зачатьевскогоставропигиального женского монастыря. 15 июля 2018.

13«Духовная аптека» старца Иоана (Крестьянкина). Наставления, уроки, молитвы.- М.: «Ковчег»,2015.

14Ян Коменский. Материнская школа. - С –П.:Типография Училища Глухонемых, 1892.

15Святые Пётр и Феврония Муромские. - М.: «Благовест», 2012.

16В. Понамарёв. Святой благоверный князь Дмитрий Донской.-М.: ООО «Даниловский благовестник», 2013.

17Конституция Российской Федерации. 1993. М.: Эксмо. 2014.

18Материалы беседы с иеромонахом Климентом, настоятелем храма Святого Николая Угодника в д. Песочново Ивановского района. Из личного архива Федотовой Ксении, ученицы МБОУ «Новоталицкая СШ».

19Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа.

20Письмо Министерства образования и науки РФ о введении курса ОРКСЭ. http://docs.cntd.ru/document/902384503

Письмо Министерства образования и науки РФ о введении курса ОДНКНР. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71418772/

21Закон «Обобразовании в Российской Федерации».

22МатериалыVIII региональных Рождественских чтений. Из личного архива Косаревой О.А., учителя МБОУ «Новоталицкая СШ». Октябрь 2018.

23Там же.

24Там же.

9

Просмотров работы: 276