Психологические особенности и свободное время учащихся 10-11-х классов гимназии №152 г.Казани

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Психологические особенности и свободное время учащихся 10-11-х классов гимназии №152 г.Казани

Мишин К.В. 1Силантьев П.В. 1
1МБОУ «Гимназия №152»
Павлова О.Ю. 1
1МБОУ «Гимназия №152»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Ведение

 

Каждый человек в течение своей жизни испытывает при контактах с окружающим миром психологические проблемы, которые являются отражением его внутреннего мира, убеждений, системой личных ценностей. Начинаются такие проблемы зачастую в детстве, а затем усугубляются во взрослом возрасте.

Про подростков и их проблемы взрослые написали уже столько, что хватит ни на одну библиотеку, а проблемы из поколения в поколение всё не решаются. Ведущие психологи, заслуженные педагоги, известные психиатры – все предлагают решения, а воз и ныне посреди поля. И более того все те, кто сами больше всего «умничают» и помогают нам решить психологические проблемы подростков на практике часто не могут справиться даже со своими детьми. Не задумывались, почему же так происходит?

Нам видится главная сложность в том, что сами родители имеют свои психологические проблемы, которые умножаются на неокрепшую детскую психику, социальную среду и генетические предрасположенности, а в итоге дают великое множество развитий конфликтов, которые трудно дет Первопричины психологических проблем у подростков

Чтобы эффективно решать проблемы надо всегда понимать их корни. Ребенка надо правильно воспитывать с раннего детства и приучать к порядку. Конечно, взрослые сами были подростками и, казалось бы, должны знать, что те чувствуют, но на самом деле часто память подводит родителей. Итак, почему вообще в подростковом возрасте начинаются сложности, основные причины:

Неадекватные или несвоевременные методы воспитания родителями, без учета особенностей характера и физиологических проблем;

Активный рост организма. Постоянное изменение пропорций тела. Сложности с координацией. Проблемы с кожей;

Выделение половых гормонов. Окончательное формирование репродуктивной системы;

Преддверие взрослой жизни. Активная эмансипация, то есть желание быстрее избавиться от родительского контроля. Доказать свою взрослость;

Стадный инстинкт. Попытка не выделяться из себе подобных;

Отсутствие жизненного опыта. Неуверенность в своих силах и неумение понимать окружающих людей. Часто скрывается за позицией «я всё знаю».

Это время можно назвать «плановой болезнью». Время, когда подросток требует поддержки и понимания, а не давления и осуждения.

Цель: изучить психологические проблемы поведенческого характера учащихся 10-11-х и проведение ими свободного времени

Задачи

1.Проанализировать литературу

2.Провести диагностирование среди учащихся 10-11-х классов

3.Провести опрос по проведению свободного времени учащихся 10-11х классов

4.Выявить заимосвязаны уровень тревожности, механизмы психологической зашиты и наиболее частый способ проведения свободного времени

Психологические особенности

Агрессивное поведение подростков

В наше время нередко сплошь на улице можно встретить агрессию. Агрессия-мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический, моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. Особенно отмечается всплеск распространения агрессивности среди школьников. Враждебные действия несовершеннолетних зачастую нацелены или на конкретного ребенка или группу с целью показать свою силу, превосходство или вседозволенность.

Несовершеннолетние, которые ощущают себя не любимыми, не принятыми социумом, все чаще показывают аморальное поведение через способ воссоздания своего внутреннего мира и внутренней боли. Пытаясь избавиться или сбросить внутренний негатив, подростки выражают противоречия через агрессивное поведение, нацеленное на унижение слабых. В период ограничения внутренних потребностей скапливается напряжение внутри подрастающего ребенка. Не умея справляться с внутренним перенапряжением, подросток разряжается при помощи агрессивного поведения.

За детьми, ведущими себя враждебно, закрепляется ярлык «трудный подросток». Нередко они изолированы от группы, окружающих мало беспокоит, что испытывает внутри детская личность, ей пророчат негативное будущее. Такая реакция способствует развитию у них агрессивности и своеволия. Если школьник не имеет психологических отклонений, то с его агрессивным поведением, можно еще справиться при помощи взаимодействия родителей, учителей, психолога. Важно не пренебрегать несовершеннолетним ребенком.

Враждебность, направленная на более слабого – это показатель проблемы внутри характера ребенка. Зачастую трудные дети растут в проблемных семьях или сами пострадали от личностного унижения. Объектом их мести является не обидчик (он гораздо сильнее несовершеннолетнего), а личность слабее, чаще это младшие дети, которые ниже по социальному статусу и воспитываются неполными семьями.

Агрессивность несовершеннолетних вызвана нарушениями в эмоциональной сфере. Совершая насилие, ребенок не может соотнести насколько это физически и эмоционально болезненно тому, над кем он издевается.

Задатки к проявлению эмпатии формируются еще в дошкольном возрасте, ответственность за это несут родители. Это значит, что причиной возникновения агрессивного поведения является безответственность родителей. Это не единственная причина развития агрессивности у несовершеннолетних.

Нередко агрессивность ребенка происходит под давлением группы. Механизм давления в группе может склонить к насилию несовершеннолетнего без его желания проявлять данный поступок. Инициатор насилия, демонстрируя членам группы, что способен на многое, а значит он «крутой», подбадривает каждого из окружения и убеждает, что на их стороне сила.

Психологические исследования выявили, что в три года малыш пребывает на пике своей агрессивности. Это вызвано тем, что крохам нереально трудно в этот период усвоить запреты, а также правила поведения. От родителей будет зависеть, как неадекватное поведение малыша они перенаправят в мирное русло. С самого начала это зависит от самого поведения родителей, насколько они миролюбивые и доброжелательные.

Таким образом, описывая причины зарождения агрессивного поведения подростков, следует учитывать семейное воспитание. Равнодушие к детским проблемам, отсутствие поддержки формирует эмоциональный вакуум у подростка, который перерастает в неспособность контролировать самостоятельно эмоции. В пубертатный период ребенок подвержен, как эмоциональному, так и психологическому давлению и наиболее нуждается в понимании близких. Родители, увлеченные работой, карьерой, игнорируя потребности подростка, откупаются от него различными подарками и свободой действий.

Противоположностью безразличия в воспитании детей выступает чрезмерная, «слепая» родительская забота. Такая родительская любовь пренебрегает желаниям подростка принимать самостоятельно решения.

Принятие ребенком самостоятельных решений способствует обучению на своих ошибках. Со временем несовершеннолетний, окруженный мега заботой, становится неуправляемым с навязчивым стремлением доказать родителям свою самостоятельность. Это выражается в агрессивном поведении со сверстниками или с животными, гораздо реже с собой.

Также причиной возникновения агрессивного поведения подростка является неблагополучие самой семьи. Если малыш с детства вырос среди агрессии, то не исключено, что он проявит склонность к идентичному поведению.

Безусловно, не каждый несовершеннолетний из неблагополучной семьи вырастает агрессивным. Однако негативный пример, подающийся родителем, окажет свое отрицательное влияние на развитие психики подрастающего ребенка. Агрессивность несовершеннолетнего нацелится на сверстников, у которых не было проблем в семье.

В школе влияние одноклассников, учителей оказывает особое воздействие на развитие агрессивного поведения подростков. Частые конфликты с педагогами, учебная нагрузка выводят из равновесия шаткую психику несовершеннолетнего, ко всему вышеперечисленному присоединяется неразделенная любовь.

Поскольку социум обладает воздействием на формирование поведения, то феноменом возникновения агрессивного поведения подростка может являться группа сверстников, среди которой общается ребенок. Замечено, что если вчера еще школьник был спокойный, то завтра он может «травить» сверстника, доказывая тем самым свою «крутость», чтобы быть принятым в группу значимых сверстников.

В социуме постоянно обсуждается проблема агрессивного поведения подростков. Появление данного качества личности отмечается у представителей обоих полов. Алкоголь, курение, нецензурная лексика, оскорбления и травля других сегодня уже стали нормой. Подростки не осознают, за что их наказывают, если так делают все. Уже нередкость, когда несовершеннолетний из хорошей школы превращается в агрессивную личность. Зачастую это говорит о том, что ему не уделяют дома внимания. Агрессивное поведение подростка – это своеобразная форма протеста, вызванная непринятием его, как личности.

Подростки, проявляющие агрессию, наделены низким уровнем интеллекта, тяготеют к подражанию. У таких несовершеннолетних отсутствуют ценностные ориентации, нет хобби, им свойственна узость, а также неустойчивость в увлечениях. Такие школьники часто озлоблены, тревожны, грубы, страдают эгоцентризмом, а также выражением крайней самооценки (положительной или отрицательной). Агрессивное поведение подростков выступают средством в поднятии самостоятельности, а также собственного престижа.

Тревожность у подростков

Под понятием «тревожности» обычно подразумевают чувство опасения и беспокойства. Бывают такие моменты, когда тревога помогает нам в решении некоторых повседневных ситуаций и способна мобилизовать организм для принятия того или иного решения (ситуативная тревожность). Повышенная тревожность у подростков

Как же можно определить и выявить чрезмерную тревожность у ребенка? Такие дети часто подавлены, настороженные, им трудно устанавливать контакты с окружающими. Мир представляет для них опасность. Со временем формируется и устанавливается заниженная самооценка и пессимистический взгляд на свое будущее.

Причины возникновения повышенной тревожности могут быть разнообразными. Но чаще всего это повышенная тревожность в самой семье. Ребенок с раннего детства «срисовывает» поведения родителей. И когда он находятся в постоянном напряжении и мнительности, то в скором времени это негативно отразится и на самом ребенке. Зачастую этому служат источники информации. Стоит обращать внимание на то, что ребенок читает, смотрит и откуда черпает свои знания и получает сведения.

Ну и самым важным является воспитание. Огромную роль в развитии тревожности у детей играет авторитарный стиль воспитания. Родители могут подавить собой способность у ребенка самостоятельности и развить чувства страха перед родителями, такие как не оправдать их ожиданий, боязнь поступать не так как ему велят, а также развить неспособность к собственному мнению и подавленную самооценку.

В возникновении повышенной тревожности имеют место гендерные различия. В младшем и дошкольном возрасте (до 12 лет) тревожность чаще выпадает на мужской пол. Девочки подвергаются этому преимущественно после двенадцати лет (в подростковом возрасте). При этом и ситуации различны. Так как девочки более сосредоточены на взаимоотношениях с другими девочками и в принципе с коллективом, то у мальчиков-подростков присутствует страх быть наказанными взрослыми или побитыми сверстниками.

Механизмы психологической защиты

И агрессивность и тревожность тесно взаимосвязаны с поведенческими реакциями в виде механизмов психологической защиты - специфических средствах решения универсальных проблем адаптации и раскрывают причины их образования и логику развития в онтогенезе. Среди них выделены:

Отрицание — наиболее ранний онтогенетически и наиболее примитивный механизм защиты. Отрицание развивается с целью сдерживания эмоции принятия окружающих, если они демонстрируют эмоциональную индифферентность или отвержение.

Проекция — сравнительно рано развивается в онтогенезе для сдерживания чувства неприятия себя и окружающих как результата эмоционального отвержения с их стороны. Проекция предполагает приписывание окружающим различных негативных качеств как рациональную основу для их неприятия и самопринятия на этом фоне

Регрессия — развивается в раннем детстве для сдерживания чувств неуверенности в себе и страха неудачи, связанных с проявлением инициативы. Поведенческие сценарии оказывают ощутимое влияние на динамику развития социального интеллекта, и мы рассмотрели в своем исследовании динамику развития социального интеллекта и механизмов психологической защиты.

Замещение — развивается для сдерживания эмоции гнева на более сильного, старшего или значимого субъекта, выступающего как фрустратор, во избежание ответной агрессии или отвержения.

Подавление — развивается для сдерживания эмоции страха, проявления которой неприемлемы для позитивного самовосприятия и грозят попаданием впрямую зависимость от агрессора.

Интеллектуализация — развивается в раннем подростковом возрасте для сдерживания эмоции ожидания или предвидения из боязни пережить разочарование.

Реактивное образование — защитный механизм, развитие которого связывают с окончательным усвоением индивидом «высших социальных ценностей».

Компенсация — онтогенетически самый поздний и когнитивно сложный защитный механизм, который развивается и используется, как правило, сознательно. Предназначен для сдерживания чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, утраты, нехватки, недостатка, неполноценности.

В дальнейшем защитные механизмы, осуществляют регуляцию поведения таким образом, что они, помимо сознания человека, предопределяют весь его последующий «стиль жизни»

Механизмы защиты онтогенетически развиваются как способы компромиссного сосуществования индивида с внешней социальной реальностью, эффективной адаптации, сохранения биологического, интрапсихического и поведенческого гомеостаза.

Таблица 1. Образование механизмов защиты.

Эмоции

Спонтанное выражение

Результат

Страх и его социализированные формы

Механизмы защиты

Переоценка стимулов

Страх

Обесценивание

Стыд

Подавление

«Мне это незнакомо»

Гнев

Месть, наказание, обесценивание

Страх, стыд

Замещение

«Вот кто во всем виноват»

Радость

Наказание, отвержение

Страх, стыд

Реактивное образование

«Все, связанное с этим, отвратительно»

Печаль

Результат отсутствует. Отвержение

Страх, чувство неполноценности

Компенсация

«Зато я... Все равно я... Когда-нибудь я...»

Принятие

Равнодушие отвержение

Чувство неполноценности

Отрицание

Оценка отсутствует

Отвержение

Отвержение

Страх самонеприятия

Проекция

«Все люди порочны»

Ожидание

Обесценивание

Растерянность, паника, чувство вины

Интеллектуализация

«Все объяснимо»

Удивление

Обесценивание

Чувство вины, страх самостоятельности и инициативы

Регрессия

«Вы обязаны мне помочь»

Свободное время – это особая часть времени человека, которую он использует и распоряжается им самостоятельно.

Для юношей и девушек важно уметь организовывать свое свободное время с пользой и правильно для избегания возникновения и усугубления имеющихся проблем с агрессивными состояниями, поэтому нами было решено провести анкетирование среди продиагностированным, чтобы понять насколько связаны уровни и виды агрессии протестированных с проведением свободного времени и механизмами психологической защиты и уровнем тревожности.

Описание экспериментальных данных

В эксперименте участвовали учащиеся 10-х и 11-х классов гимназии №152 г.Казани.

Были проведены методики: «Индекс жизненного стиля» Келлерманн-Плутчик, Тест тревожности Спилберга, тест Басса-Дарки (на агрессию вербальную и невербальную агрессию), а также была проведена анкета по проблемам проведения свободного времени

Согласно тестированию по тесту «Индекс жизненного стиля » преобладающими психологическими защитами в 1 группе исследуемых (учащиеся 10а и 10э классов) были проекция и отрицание, во 2 группе (учащиеся 11а и 11э классов)- отрицание и замещение. Нужно отметить, что защиты этих групп исследуемых, являются наиболее ранними онтогенетически (формируются в раннем детстве) и примитивными по сравнению с другими психологическими защитами.

В возрасте 16-17 лет это можно объяснить как еще несформировавшиеся эмоциональные и личностные компоненты, влияющие на комплекс защит, и характеризует исследуемых как эмоционально и личностно незрелых личностей. Также возможно, что эта регрессия - способ защиты от жизненного стресса и страха перед будущим. В любом случае, экспериментальные данные позволяют наблюдать не только качество диссинхронного развития характеристик социального интеллекта, но и констатировать факты отклонения от общепринятой нормы и рассогласованности развития, что обозначает основной круг угроз психологической безопасности их психическому развитию.

Вышеуказанные параметры были изучены в нашей работе для практической цели: для изучения взаимосвязи агрессии, тревожности, механизмов психологической защиты.

Среди учащихся 10-х классов ведущим защитным механизмом является проекция и регрессия. Для учащихся 11-х классов- отрицание.

Уровень развития социального интеллекта в 11-х классах зависит от таких механизмов психологической защиты: интеллектуализации, замещения, вытеснения, регрессии, отрицания.

Таким образом, для учащихся 10-х классов ведущим механизмом психологической защиты является проекция- сдерживание чувства неприятия себя, для учащихся 11-х классов отрицание- механизм сдерживания эмоции приятия окружающих при отвержении ими.

Уровень развития социального интеллекта в 10-11-х классах зависит в большей степени от механизма психологической защиты интеллектуализации- сдерживания эмоции ожидания или боязни пережить разочарование, что в принципе, соответствует норме юношеского возраста опрошенных гимназистов.

Таблица 2. Изучение ведущего механизма психологической защиты

Механизмы защиты

10 а

10э

11а

11э

Подавление

       

Замещение

   

+

+

Реактивное образование

       

Компенсация

       

Отрицание

+

+

+

+

Проекция

+

+

   

Интеллектуализация

       

Регрессия

       

Общим ведущим мотивом для 10-х и11-х классов является наиболее ранний онтогенетически и наиболее примитивный механизм защиты отрицание, который развивается с целью сдерживания эмоции принятия окружающих, если они демонстрируют эмоциональную индифферентность или отвержение

У протестированных 10-классников ответы по тесту Басса Дарки распределяются следующим образом: 26% опрошенных показали наличие физической агрессии, 74% - вербальную, у 11-тиклассников ответы распределились следующим образом 30% физической агрессии, опрошенных 70% вербальную агрессию

График 1. Изучение уровня агрессии

При изучении тревожности по тесту Спилбергера

Таблица 3. Изучение уровня тревожности

Уровень

10-е классы

11-е классы

очень высокая тревожность

---

--

высокая тревожность

7%

9%

средняя тревожность

51%

65%

низкая тревожность

42%

26%

очень низкая тревожность

---

--

По результатам тестирования мы можем констатировать, что в 11-х классах уровень тревожности повышается, скорее всего это связано со сдачей ЕГЭ и выпуском со школой, что само по себе является стрессом для выпускников.

Также был проведен опрос среди учащихся по результатам анкетирования свободное время участников распределилось таким образом:

среди 11-х классов к ЕГЭ девушек (16 человек) готовится в 4 раза больше, чем юношей (4 человека). Среди учащихся 10-х классов к ЕГЭ готовятся 11% девушек и 6% юношей.

Среди 10-х классов общаются с друзьями 23% девушек и 33% юношей. Среди 11-х классов проводят время с друзьями 28% девушек и 48% юношей.

В 10-х классах проводят время в социальной сети 23% девушек и 33% юношей. Среди 11-х классов сидят в социальной сети 24% девушек и 38% юношей.

Среди 10-х классов занимаются спортом 20% девушек и 10% юношей. В 11-х классах спортом занимаются 17% девушек и 28% юношей.

Среди 10-х классов занимаются хобби 30% девушек и 20% юношей. Среди

11-х классов занимаются хобби 34% девушек и 21 % юношей.

Таким образом, в 10-х классах девушки занимаются, по большей части, подготовкой к экзаменам и общением с друзьями. Среди учащихся 11-х классов больше всего общаются с друзьями и проводят время в социальных сетях, преимущественно юноши (примерно в 2 раза чаще девушек).

В целом, 3 позицию у 10-х классов это социальные сети, а у 11-х классов это хобби.

Подводя итоги, мы можем констатировать, что 11-е классы тратят на ЕГЭ своё свободное время, а 10-е классы совершают первые шаги на карьерной лестнице в виде хобби.

Заключение

Изменения, происходящие в сфере общения в нашем обществе при переходе к информационному обществу, такие как сужение сферы общения, отказ от общения глаза в глаза, электронные средства общения, ускоряющие и одновременно упрощающие до нельзя процесс коммуникации не всегда лучшим образом сказываются на состоянии уровня агрессии и тревожности, все чаще заставляют людей, и учащихся в частности обращаться к механизмам психологической защиты развивающихся самыми первыми в онтогенезе и приводят к различным психологическим проблемам

При чем, выше тревожность по тесту Спилбергера, тем выше уровень вербальной и физической агрессии, при механизмах психологической защиты отрицания или замещения при проведении свободного времени протестированными в сети Интернет с достоверностью близкой к 1 по х²-Пирсона

Список литературы

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1969. — 339 с.

Анастази А. Психологическое тестирование. — М.: Педагогика, 1982. кн. 1 — 320 с., кн. 2 — 336 с.

Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. — СПб.: МФИН, 1992. — 448 с.

Кондратенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. — Минск: Беларусь, 1988. — 207 с.

Леонгард К. Акцентуированные личности. — Киев: Вища шк., 1989.375 с.

Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности: (Формы, механизмы и стратегии). — Ер.: Изд-во АН Арм ССР, 1988. — 262 с.

Психология. Словарь. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.

Е.С.Романова, Л.P.Гребенников. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика. Мытищи, Издательство «Талант», 1996 г. — 144 с

Приложение 1

Приложение 1. Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки)

Шкалы: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражительность, негативизм, обидчивость, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины

Назначение теста

Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А.Басс и А.Дарки выделили следующие виды реакций:
 Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица. 
• Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная. 
• Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость). 
 Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов. 
• Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия. 
 Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред. 
 Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы). 
• Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести. 
При составлении опросника использовались следующие принципы: 
• вопрос может относиться только к одной форме агрессии. 
• вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос. 
Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет".

ТЕСТ

1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим 
2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю 
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь 
4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню 
5. Я не всегда получаю то, что мне положено 
6. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной 
7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать 
8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести 
9. Мне кажется, что я не способен ударить человека 
10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами 
11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам 
12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его 
13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами 
14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал 
15. Я часто бываю несогласен с людьми 
16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь 
17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему 
18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями 
19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется 
20. Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор 
21. Меня немного огорчает моя судьба 
22. Я думаю, что многие люди не любят меня 
23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной 
24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины 
25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку 
26. Я не способен на грубые шутки 
27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются 
28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались 
29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится 
30. Довольно многие люди завидуют мне 
31. Я требую, чтобы люди уважали меня 
32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей 
33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу" 
34. Я никогда не бываю мрачен от злости 
35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь 
36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания 
37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть 
38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются 
39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям 
40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены 
41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня 
42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь 
43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием 
44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел 
45. Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам" 
46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю 
47. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею 
48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь 
49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева 
50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться 
51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать 
52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня 
53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ 
54. Неудачи огорчают меня 
55. Я дерусь не реже и не чаще чем другие 
56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее 
57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку 
58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо 
59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю 
60. Я ругаюсь только со злости 
61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть 
62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее 
63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу 
64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся 
65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить 
66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает 
67. Я часто думаю, что жил неправильно 
68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки 
69. Я не огорчаюсь из-за мелочей 
70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня 
71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение 
72. В последнее время я стал занудой 
73. В споре я часто повышаю голос 
74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям 
75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить 

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

Ключ к тесту 

Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:

Физическая агрессия: 

"да" = 1, "нет" = 0: 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68; 

"нет" = 1, "да" = 0: 9, 17, 41. 

2. Косвенная агрессия: 

"да" = 1, "нет" = 0: 2, 18, 34, 42, 56, 63;

"нет" = 1, "да" = 0: 10, 26, 49. 

Интерпретация результатов теста 

Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ± 4, а враждебности – 6-7 ± 3.

Приложение 2

Тест на исследование тревожности (Опросник Спилбергера)

Под тревожностью понимается особое эмоциональное состояние, часто возникающее у человека и выражающееся в повышенной эмоциональной напряженности, сопровождающейся страхами, беспокойством, опасениями, препятствующими нормальной деятельности или общению с людьми. Тревожность — важное персональное качество человека, довольно устойчивое. Доказано существование двух качественно различных разновидностей тревожности: личностной и ситуационной.

Под личностной тревожностью понимается индивидуальная черта личности человека, отражающая его предрасположенность к эмоционально отрицательным реакциям на различные жизненные ситуации, несущие в себе угрозу для его Я (самооценки, уровня притязаний, отношения к себе и т.п.). Личностная тревожность — это стабильная склонность человека реагировать на подобные социальные ситуации повышением тревоги и беспокойства.

Ситуационная тревожность определяется как временное, устойчивое только в определенных жизненных ситуациях состояние тревожности, порождаемое такими ситуациями и, как правило, не возникающее в иных ситуациях. Это состояние возникает как привычная эмоциональная и поведенческая реакция на подобного рода ситуации. Ими, например, могут быть переговоры с официальными лицами, разговоры по телефону, экзаменационные испытания, общение с незнакомыми людьми противоположного пола или иного, чем данный человек, возраста.

У каждого конкретного человека личностная и ситуационная тревожность развиты в различной степени, так что каждого, имея в виду его тревожность, можно охарактеризовать по двум показателям: личностной и ситуационной тревожности.

Представленная далее методика, разработанная Спилбергером, предназначена для одновременной оценки двух названных видов тревожности. Она включает в себя две шкалы, каждая из которых отдельно оценивает личностную или ситуационную тревожность. Ниже, в таблице 20, даются описания этих шкал.

Приложение 3

Шкала ситуативной тревожности (СТ)

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

№ п/п

Суждение

Нет,это не так

Пожалуй, так

Верно

Совершенно верно

1

Я спокоен

1

2

3

4

2

Мне ничто не угрожает

1

2

3

4

3

Я нахожусь в напряжении

1

2

3

4

4

Я внутренне скован

1

2

3

4

5

Я чувствую себя свободно

1

2

3

4

6

Я растроен

1

2

3

4

7

Меня волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

8

Я ощущаю душевный покой

1

2

3

4

9

Я встревожен

1

2

3

4

10

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

1

2

3

4

11

Я уверен в себе

1

2

3

4

12

Я нервничаю

1

2

3

4

13

Я не нахожу себе места

1

2

3

4

14

Я взвинчен

1

2

3

4

15

Я не чувствую скованности

1

2

3

4

16

Я доволен

1

2

3

4

17

Я озабочен

1

2

3

4

18

Я слишком возбужден и мне не по себе

1

2

3

4

19

Мне радостно

1

2

3

4

20

Мне приятно

1

2

3

4

Шкала личной тревожности (ЛТ)

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

№ п/п

Суждение

Никогда

Почти никогда

Часто

Почти всегда

21

У меня бывает приподнятое настроение

1

2

3

4

22

Я бываю раздражительным

1

2

3

4

23

Я легко растраиваюсь

1

2

3

4

24

Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие

1

2

3

4

25

Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть

1

2

3

4

26

Я чувствую прилив сил и желание работать

1

2

3

4

27

Я спокоен, хладнокровен и собран

1

2

3

4

28

Меня тревожат возможные трудности

1

2

3

4

29

Я слишком переживаю из-за пустяков

1

2

3

4

30

Я бываю вполне счастлив

1

2

3

4

31

Я все принимаю близко к сердцу

1

2

3

4

32

Мне не хватает уверености в себе

1

2

3

4

33

Я чувствую себя беззащитным

1

2

3

4

34

Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

1

2

3

4

35

У меня бывает хандра

1

2

3

4

36

Я бываю доволен

1

2

3

4

37

Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

1

2

3

4

38

Бывает, что я чувствую себя неудачником

1

2

3

4

39

Я уравновешенный человек

1

2

3

4

40

Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

1

2

3

4

Ключ

Номера суждения

Ответы

Никогда

Почти никогда

Часто

Почти всегда

СТ

1

4

3

2

1

2

4

3

2

1

3

1

2

3

4

4

1

2

3

4

5

4

3

2

1

6

1

2

3

4

7

1

2

3

4

8

4

3

2

1

9

1

2

3

4

10

4

3

2

1

11

4

3

2

1

12

1

2

3

4

13

1

2

3

4

14

1

2

3

4

15

4

3

2

1

16

4

3

2

1

17

1

2

3

4

18

1

2

3

4

19

4

3

2

1

20

4

3

2

1

ЛТ

21

4

3

2

1

22

1

2

3

4

23

1

2

3

4

24

1

2

3

4

25

1

2

3

4

26

4

3

2

1

27

4

3

2

1

28

1

2

3

4

29

1

2

3

4

30

4

3

2

1

31

1

2

3

4

32

1

2

3

4

33

1

2

3

4

34

1

2

3

4

35

1

2

3

4

36

4

3

2

1

37

1

2

3

4

38

1

2

3

4

39

4

3

2

1

40

1

2

3

4

Оценка результатов

При помощи ключа к данной методике определяется количество баллов, полученных испытуемым за избранные им ответы на суждения приведенных выше шкал. Общее количество баллов, набранных по всем вопросам шкалы, делится на 20, и итоговый показатель рассматривается как индекс уровня развития соответствующего вида тревожности у данного испытуемого.

Выводы об уровне развития

3,5-4,0 балла — очень высокая тревожность.

3,0-3,4 балла — высокая тревожность.

2,0-2,9 балла — средняя тревожность.

1,5-1,9 балла — низкая тревожность.

0,0-1,4 балла — очень низкая тревожность.

Приложение 4

Опросник

Вам предлагается принять участие в опросе, который касается проведения Вами свободного от учебы времени

Возраст___________________пол______________

Учащиеся колледжа

Чем вы занимаетесь в свободное от учебы время? (выберите не более трех вариантов ответов)

А)готовитесь к ЕГЭ

Б)общаетесь с друзьями

В)проводите время в социальной сети

Г)занимаетесь спортом

Д)занимаетесь хобби

Е)свой вариант_______________________________________

Спасибо за участие в опросе!

25

Просмотров работы: 49