Организация досуговой деятельности современных детей и подростков

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Организация досуговой деятельности современных детей и подростков

Гущина Е.В. 1
1Частное общеобразовательное учреждение гимназия во имя Святителя Николая Чудотворца
Стерхов А.А. 1
1Частное общеобразовательное учреждение гимназия во имя Святителя Николая Чудотворца
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. В современном социуме, когда особую актуальность приобретает проблема зависимости школьников от виртуальной реальности, на первый план выходит проблема организации разностороннего досуга детей и подростков. Планируя и организуя досуг, педагог оказывает положительное влияние на поведение учащегося через его же интересы и творчество, развивает культурный уровень ребенка, способствует его социальной адаптации. В процессе системной досуговой деятельности у обучающихся вырабатываются такие значимые качества социально адаптированной личности, как трудолюбие, внимательность, упорство в достижении цели, самостоятельность, умение осознанно выбирать вид деятельности и способность доводить начатое дело до конца. Досуговая деятельность детей и подростков осуществляется во внеурочное время как в самой школе, так и в организациях дополнительного образования. Для плодотворного развития творческих способностей детей в школах создаются разнообразные кружки и секции по интересам, самодеятельные театры, хореографические коллективы, студии, художественные объединения. Организации дополнительного образования, секции, студии, дома детского творчества ставят основной целью развитие у детей способностей, направленных на достижение высоких результатов в области спорта, живописи, музыки, танца, театрального искусства, то есть одновременно являются и общеобразовательными учреждениями, и площадкой для организации досуга детей.

Несмотря на огромное количество культурно-досуговых центров для детей и подростков в нашей стране, возникает явное противоречие между стремлением взрослых заинтересовать детей различными формами досуга, и нежеланием самих детей покидать кресло за компьютерным столом, выходить из виртуального мира в реальный. И эту проблему должна преодолеть, прежде всего, школа, в которой подросток проводит значительную часть своего времени.

На современном этапе развития общества сложилось ярко выраженное противоречие между требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, нацеленных на формирование всесторонне развитой личности ребёнка, и современными реалиями, где типичным явлением стало отсутствие подвижной досуговой деятельности как таковой вследствие отсутствия к ней интереса у детей. Это и обусловило проблему нашего исследования, раскрываемую в настоящей работе.

Объект исследования: досуговая деятельность детей и подростков в современном обществе.

Предмет исследования: организация досуговой деятельности современных детей и подростков в общеобразовательном учреждении и за его пределами.

Цель исследования: теоретически обосновать необходимость досуговой деятельности в подростковом возрасте и предложить различные формы организации внеурочных досуговых мероприятий для обучающихся общеобразовательной школы. Для достижения указанной цели автором исследования поставлены следующие задачи:

1. Исследовать понятие, сущность и типологию досуговой деятельности детей и подростков.

2. Рассмотреть различные формы организации досуговой деятельности детей и подростков.

3. Предложить направления работы педагогов дополнительного образования при планировании проведения системных досуговых мероприятий для обучающихся общеобразовательной организации.

Методологическую основу исследования составляет ряд общенаучных методов познания. В числе общенаучных методов использовались общелогические (анализ, индукция), теоретические (гипотетический, исторический, системный методы, обобщение) и эмпирические методы (наблюдение, описание, измерение).

Характеристика работы.Данное научное исследование носит как теоретический, так и прикладной характер, поскольку призвано не только изучить понятие, сущность и формы организации досуговой деятельности детей и подростков, но и помочь педагогам разработать программы развития актуальных направлений досуга. Автор надеется, что его труд внесет свой вклад в развитие инновационных воспитательных технологий в сфере общего образования, и поможет всем заинтересованным лицам в дальнейших исследованиях по указанному направлению.

Характеристика использованных источников.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

- личностно-ориентированный подход в образовании (А.С. Белкин, Н.В. Ипполитова, Л.П. Качалова, Н.Я. Михайленко, О.Ф. Розенберг и др.);

- концепция внеурочной досуговой деятельности детей и подростков (А.Ф. Воловик, Г.Б. Гусева, И.М. Карелова, Т.Т. Малышенко и др.).

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в возможности использования его материалов для организации системы индивидуальной и групповой досуговой деятельности в школе, гимназии и лицее, в летнем лагере при общеобразовательной организации, для повышения квалификации педагогов дополнительного образования в общеобразовательных организациях, а также в учреждениях дополнительного образования детей и подростков спортивной, музыкальной, творческой и технической направленности.

Структура исследования: данная работа состоит из введения, двух параграфов, заключения и библиографического списка, состоящего из 12 источников.

Понятие, сущность и типология досуговой деятельности детей и подростков

Чтобы детерминировать сущность понятия «досуговая деятельность», обратимся к теории личностно-деятельностного подхода, согласно которой формирование личности человека происходит в процессе его преобразовательной деятельности. Авторами данной теории являются такие известные ученые, как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и С. Л. Рубинштейн.

По мнению вышеперечисленных исследователей, деятельность является фактором развития личности, если в ней возникают и дифференцируются новые виды деятельности, фор­мируются и перестраиваются частные психические процессы, от этой дея­тельности зависят основные психологические изменения личности.

При определении ключевых понятий избранной темы: «досуг» и «досуговая деятельность», многие авторы, считая эти понятия синонимичными, обращают особое внимание на важную роль свободы индивидуального выбора деятельности каждой отдельной личностью. Если провести сравнение ценности рабочего и свободного времени человека, можно сделать вывод о том, что современное постиндустриальное общество, построенное на информатизации и расцвете сферы услуг, становится все более и более обществом свободного времени. Напрямую связанное с достижениями научно-технического прогресса постоянное увеличение количества свободного времени, формирование нового стиля жизни, когда человек начинает обращать внимание на удовлетворение потребностей, приносящих личностный комфорт, ведет к развитию досуговой сферы.

К началу XXI века в области досуговедения государств Европейского Союза сформировалось четыре основных концепции при определении сущности и уровня значимости досуга для каждой отдельной личности. В соответствии с вышеуказанными концепциями досуг преподносится в следующих качествах: 1) временного пространства; 2) вида деятельности; 3) психологического состояния; 4) холистического (целостного) образа жизни [6].

Концепция изучения досуга как временного пространства считается наиболее распространенной в европейской науке и базируется на утверждении, что все временное пространство жизни человека можно разделить на определенные условные отрезки времени в соответствии с их предназначением [6]. При подобном рассмотрении досуг детерминируется как временной отрезок, свободный от неизменных обязанностей.

Вторая концепция обосновывает рассмотрение досуга как одной из базовых функций, необходимых человеку для получения высокой степени удовлетворения собственной жизнью [6].

Психологическая концепция определяет досуг как одну из форм интеллектуального состояния личности. Согласно положениям этой концепции, акцентируется внимание на том, что человек способен принимать активное участие в любом виде деятельности, которая может относиться к досуговой, но если эмоциональный настрой данного конкретного человека негативен, то деятельность, формально являющаяся досуговой, лично для него уже не досуг.

Концепция досуга как целостного образа жизни является обобщающей по отношению ко всем предыдущим подходам. В соответствии с ней выдвигается гипотеза, что абсолютно все сферы жизнедеятельности обладают в той или иной степени досуговым потенциалом, т. е. основа досуга – возможность для художественного творчества, самовыражения, физического и интеллектуального самосовершенствования – может в равной мере присутствовать в разных сферах жизнедеятельности человека [6].

В отличие от западных трудов, современная отечественная научная литература детерминирует понятия «досуг» и «досуговая деятельность» как более возвышенную деятельность человека в обществе, связанную с его потребностями в духовном развитии, с раскрытием его способностей [2, 9].

Российские учёные (А.Ю. Демчук, Ю.С. Ерёмина, И.В. Шевчук и др.) предлагают следующий комплекс разновидностей досуговой деятельности:

1) отдых, служащий для восстановления жизненных сил и душевного равновесия. Он может быть либо пассивным, либо включать в себя различные уровни и степени активности;

2) развлечение, выполняющее роль своеобразной психической разрядки, эмоциональной разгрузки, создающее условия для реализации тех физических и духовных способностей и склонностей личности, которые по каким-либо причинам не могут быть востребованы ни в труде, ни в обучении, ни в отдыхе;

3) праздник, связывающий прошлое и настоящее путем торжественного, художественного преображения действительности, служащий основанием для «смены времен», для обновления ценностных ориентиров; здесь человек, хотя бы на небольшой срок, освобождается от повседневных забот, тревог, погружается в эмоционально насыщенную атмосферу, испытывая подъем, получает возможность открытого выражения личных чувств;

4) созерцание как освобождение от мелких работ, мелочных волнений, эгоистических желаний, позволяющее человеку возвыситься над «злобой дня», углубиться в сущность вещей, осмыслить прожитые отрезки жизни, оценить их и сделать какие-то жизненно-важные выводы, утвердиться в своих жизненных стратегиях или изменить их;

5) просвещение, служащее средством развития разума, воображения, эстетических и нравственных чувств, открывающее путь к ценностям культуры;

6) творчество, которое, отвечая глубинным и универсальным потребностям человека в самовыражении, преобразовании действительности, поиске, познании и изменении окружающего мира, помогает совершенствовать бытие, отношение к самому себе, создавать новое [5, 9, 11].

Все вышеперечисленные виды досуговой деятельности тесно взаимосвязаны. Одни из них исполняют пропедевтические функции для участия человека в других. Некоторые из них выполняют завершающие, интегрирующие функции, позволяя человеку в полной мере реализовать социально-педагогические потенциалы досуга.

Научное обоснование концепции досуговой деятельности как деятельности, по сути, педагогической, выдвинуто В. А. Воловиком [4]. Данный учёный выделяет следующие уровни досуговой деятельности: потребление, творчество, экстериоризация (социальная активность).

Потребление может носить как индивидуальный характер, так и коллективный, быть пассивным, и активным, причём в последнем понятии выделяется просто активность, и активность целенаправленная. Пассивное потребление выступает как низший уровень досуговой деятельности, так как состоит из таких, достаточно примитивных, видов занятий, как просмотр телевизора, чтение развлекательной массовой литературы, прогулки, посещение зрелищ, прием гостей, застолья и т. д. Активное потребление, в противовес пассивному, построено на развитии физического и интеллектуального здоровья личности, так как включает в себя рыбалку, охоту, турпоходы и турпоездки, посещение театров, интересных с познавательной точки зрения выставок и др. Целенаправленное активное потребление состоит из разнообразных видов хобби, среди которых стоит особо выделить занятия спортом, путешествия, коллекционирование и т. д. [10, 12].

В связи с тем, что человек не может развиваться в достаточно узких для личности рамках элементарного потребления, его развитие, безусловно, предполагает смещение потребностей в сторону созидания [6]. Реализация таких потребностей, как правило, приводит к творчеству. Творчество как особый уровень досуговой деятельности с достаточно высокой степенью обобщения, охватывает все те виды занятий в свободное время, когда человек из субъекта потребления превращается в субъект созидания.

Экстериоризация досуговой деятельности личности или социальной группы - понятие неоднозначное. Она может быть осуществлена в виде трансляции научных знаний, инновационных идей, художественных ценностей [6], или иной информации в целях формирования определенных взглядов, представлений, эмоциональных состояний, а также как организация общественно-полезной досуговой деятельности других людей. Экстериоризация осуществляется как демонстрация коллективной досуговой деятельности, например, сюда относятся показ спектакля, выступление хора, оркестра, презентация выставки и т. д., как пропаганда, то есть распространение знаний, взглядов, учений, как организация детского, подросткового и взрослого досуга [6].

Если говорить о досуговой деятельности только применительно к детям и подросткам, она играет роль не только способа разрядки после трудных учебных задач, но и является одним из способов социализации, ничуть не менее важным, чем процесс обучения в школе. Так, Т.Т. Малышенко определяет досуговую деятельность именно как средство социализации личности в подростково-юношеском возрасте, без которого невозможно вхождение этой личности в общество [5]. П.Е. Тищенко считает досуговую деятельность у подростков проявлением их социальной активности [9]. С точки зрения Е.А. Веселовой, досуговые объединения являются важнейшим ресурсом профилактики девиантного поведения подростков группы риска, способным отвлечь от преступных наклонностей и направить подростка в русло позитивной социализации [1].

Таким образом, можно констатировать наличие множества концепций относительно определения сущности понятий «досуговая деятельность детей и подростков». Тем не менее, можно согласиться с утверждениями отечественных учёных относительно определения досуга как способа выражения духовных потребностей личности ребёнка.

Выявив сущность досуговой деятельности, можно определить её организацию как совокупность необходимых для достижения поставленных целей и задач человеческих, материальных, информационных ресурсов, цепочку практических действий руководителей секций, кружков, объединений, образующих в целом досуговую общность. Организация творческой досуговой деятельности реализуется во внеклассной и внешкольной работе с обучающимися.

Формы организации досуговой деятельности детей и подростков

Внеклассная работа с обучающимися играет важную роль в развитии творческих способностей детей и подростков, поскольку для всех возрастных групп школьного периода характерны потребность и стремление к активному общению со сверстниками с ориентацией на те формы досуга, в ходе которых осуществляется непосредственная коммуникативная деятельность. Поэтому максимально продуктивны формы работы в небольших коллективах (кружках, секциях, студиях и других группах), позволяющих реализовать и работу по индивидуальному маршруту, и взаимное общение.

Рассмотрим подробнее формы организации досуговой деятельности.

Индивидуальные формы пронизывают всю творческую деятельность обучающихся. И здесь перед преподавателями стоит одна из важнейших задач: распознать ребёнка, раскрыть его таланты. С каждым из них необходимо взаимодействовать индивидуально. Важно расположить к себе ученика, завоевать его доверие. В таких формах скрыты огромные возможности для развития творческих способностей детей. К групповым формам можно отнести творческие группы, микрокружки, которые можно классифицировать следующим образом: 1) студии эстетического цикла, 2) объединения художественного слова, 3) самодеятельные театральные труппы, в том числе кукольные театры, 4) ИЗО-студии; 5) музыкальные и хоровые коллективы, в том числе хореографические студии, 6) кружки эстетики быта; 7) спортивные и туристические секции [6].

К групповым формам работы относят также различные конкурсы, соревнования, концерты и т. п. Некоторые авторы выделяют три основных типа коллективной творческой деятельности детей и подростков, среди которых упомянут и предмет нашего исследования, а именно:

1) коллективные творческие дела;

2) спортивно-массовые мероприятия;

3) сюжетно-ролевые игры [3, 7, 8].

Они различаются по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям. Технология коллективной творческой деятельности была разработана в советскую эпоху ленинградским ученым И. П. Ивановым и группой его коллег. Её сущность достаточно просто: дети и подростки сами ищут дела по душе, делают выбор и отбор этих дел, составляют план их реализации, своеобразную режиссуру при сопровождении и поддержке педагога. Педагог подводит школьников к пониманию задач, транслирует им свой опыт, принимает и корректирует все предложенные детьми варианты, поддерживает творческий поиск, побуждает ребят к творчеству.

Многие формы коллективных дел напрямую связаны с досуговой деятельностью обучающихся. Сюда относятся познавательные, трудовые, и спортивные формы. По сути, все то, что школьники делают в свое удовольствие, добровольно, но, разумеется, в рамках действующего законодательства, и есть их досуговая деятельность. Однако существуют особые игры, детские забавы и затеи, которые являются коллективными творческими делами. Они являются эффективной формой самовоспитания, поскольку все «внешние» требования, которые к ним предъявляют взрослые, дети в данном случае формируют сами. Эти творческие дела наполнены атмосферой веселья, смеха, радости, что само по себе насыщает их педагогической ценностью. Досуг обучающихся должен стать продуктивным видом деятельности, равным всем остальным в жизни человека.

В любой форме коллективных творческих дел главная цель – соучастие и сотворчество детей и подростков. Каждый этап коллективного дела – это творчество ребенка, которое необходимо подчёркивать в качестве позитивного примера социализации.

Коллективные творческие дела могут быть самыми разнообразными. Каждое коллективное творческое дело неповторимо, но можно назвать основные приемы, которые используются на всех стадиях коллективного творческого дела [6].

Формой коллективной творческой деятельности часто становятся сюжетно-ролевые игры и мероприятия, если идеи, содержание и способы организации разрабатываются в ходе коллективного творчества. Одним из эффективных инструментов педагогики является организация спортивно-массовых мероприятий или тематических праздников. Праздник имеет мощное воспитательное значение, он не только оставляет в душе ребенка яркий эмоциональный след, но и обогащает духовно-нравственным содержанием. Праздники открывают детям и подросткам простор для творчества, рождают в душе позитивные чувства. Есть традиционное понятие праздника, которое связывается со свободным временем, когда отмечается какое-то событие, сопровождающееся праздничным ритуалом, символическим обрядовым или церемониальным действом. Во все времена на Руси праздники утверждали в обществе самые высокие идеалы: любовь к Родине, свободу, доброту, верность, трудолюбие. Праздники объединяли людей, делали их лучше, чище, активнее, доброжелательнее, что особенно важно начинать воспитывать в юном гражданине с детских лет [6].

На творческое развитие школьников большое влияние оказывает организация игровой деятельности [6]. Игра – это совершенно особая форма досуговой деятельности, в которой ребёнок и учится, и отдыхает одновременно. В отечественной педагогике существует ряд классификаций игр, основу которых заложил ещё П. Ф. Лесгафт. Одна из классификаций принадлежит В. И. Логиновой, которая выделяет следующие игры:

1) творческие: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, строительно-конструктивные игры;

2) с готовым содержанием и правилами: автодидактические, игры занятия, игры-упражнения;

3) по использованию материала: дидактические, предметные, настольно-печатные, словесные;

4) подвижные.

Психологические аспекты игровой деятельности наиболее подробно на данном этапе развития науки изучены в трудах С. Т. Шацкого, П. П. Блонского, Д. Б. Эльконина, зарубежных ученых Дж. Брунера, Ж. Пиаже и др. В работах этих авторов игра представлена как самостоятельная творческая деятельность. Содержание игры неизменно влияет на формирование творческой личности ребенка. Творческая игра насыщена эмоциями, причем именно такими, какие в жизни ему еще не доступны, то есть здесь проявляется компенсирующий характер игры как досуговой деятельности с точки зрения социализации детей. Вообще младший школьный возраст можно считать наиболее значимым для творческого развития ребенка. Особое значение имеет игровой опыт. Задатки художественного развития детей тесно связаны с игрой, так как дети, создавая игру, сами в ней создаются и развиваются.

Содержание творческих игр как формы досуговой деятельности придумывают сами дети. Свобода, самостоятельность, самоорганизация и творчество детей в этой форме игр проявляется с максимальной полнотой. Полученные детьми жизненные впечатления не дублируются механически, они перерабатываются в детском сознании, одни из них заменяются другими и т. п. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее.

Ребенок в игре и продюсер, и режиссёр, и артист, сам сочиняющий слова и действия для своей роли, и зритель, воспринимающий их, и декоратор, поскольку рисует картины и ковры, делает костюмы, а также изобретатель - создает новые конструкции домов, машин, новые модели платьев.

Следует отметить, что детское творчество в игре пока не совершенно, так как это лишь первичная форма той деятельности, из которой впоследствии вырастет искусство. Однако проявление творчества в игре позволяет ребенку глубже познать окружающий мир, дает ему ранний жизненный опыт, вызывает потребность выразить его в своей досуговой деятельности. Наиболее способствуют развитию творческой личности детей и подростков игры театрализованные, которые являются разновидностью творческих игр. Особенностью игры является то, что это не обыденная, реальная жизнь, а сконструированная фантазией ребёнка условность, выход в сферу деятельности абсолютно специфи­ческого характера. Игра – это свободное проявление человеческой досуговой деятельности. Она никогда не навязывается и не может быть навязана физически или морально. Потребность в игре возни­кает самостоятельно как потребность в развлечении, и бывает только на досуге.

Внешкольная организация досуговой деятельности детей и подростков осуществляется в клубах по месту жительства, домах культуры, центрах детского творчества и эстетического воспитания, спортивных комплексах и других учреждениях [6]. Распространенной формой внешкольной организации творческой досуговой деятельности, как показывает анализ педагогического опыта, является клуб, который объединяет ребят по интересам. Следует подчеркнуть, что социально-педагогические возможности детских и подростковых клубов по месту жительства в нашей стране до настоящего времени недостаточно оценивались и применялись в качестве воспитательного метода обществом и государством. Ребенок в таком клубе является активным действующим лицом: в воспитательном процессе происходит самостоятельное творческое формирование личности.

Детские и подростковые клубы по месту жительства – это центры организации досуга детей и одновременно учреждения дополнительного образования. Их предназначение – реализация процесса обучения, воспитания, удовлетворения творческих, коммуникативных и иных потребностей детей и подростков. Направленность и содержание деятельности различных возрастных групп обучающихся в клубах определяется кадровым составом специалистов, материальной базой, а также местными условиями, и могут быть достаточно разнообразны [6]. Наиболее эффективна групповая работа в небольших коллективах (кружках, секциях, командах). Это кружки эстетического цикла, художественного слова, театральные коллективы, спортивные секции, студии изобразительного творчества, спортивные игровые коллективы, хореографические студии, художественно-прикладного творчества, технического моделирования, научно-исследовательские и др.

Совместно с центрами творчества обучающихся и другими внешкольными организациями, клубы принимают участие в литературно-музыкальных и спортивно-оздоровительных мероприятиях, смотрах и конкурсах художественного творчества, праздниках, выставках, знакомят с лучшими образцами культуры, искусства и спорта. Определяющим фактором эффективности и результативности всей деятельности клуба выступает его педагогический коллектив – объединение специалистов разных профилей, людей богатого и разнообразного жизненного опыта, осуществляющих совместную деятельность по воспитанию и развитию детей и подростков.

Проблемой становления и развития системы летних оздоровительных лагерей занимались ученые-практики Б. З. Вульфов, О. С. Газман, А. Г. Кирпичник, М. И. Рожков и др., которые отмечали роль временного детского коллектива, дающего возможность детям проявить себя по-новому, утвердиться в общности сверстников. Большая работа в систематизации опыта работы детских оздоровительных лагерей была сделана С. А. Шмаковым, обобщившим опыт и сформулировавшим правила, которыми должны руководствоваться вожатые.

Резюмируя вышесказанное, отметим следующее. Во-первых, досуговая деятельность является необходимым аспектом жизни детей и подростков в условиях перегруженности учебным процессом и обилием информации в современном обществе. Во-вторых, актуальные способы организации досуговой деятельности, такие, как игра, туристические походы, творческие дела, являются сферой, как школы, так и различных видов организаций дополнительного образования. В-третьих, творческая досуговая деятельность детей и подростков на практике представлена значительным разнообразием видов и форм, как во внеклассной, так и во внешкольной работе с обучающимися. Организация творческой досуговой деятельности детей и подростков предполагает систему разнообразных видов деятельности, как школьного педагога, так и педагога дополнительного образования, владеющего необходимым набором профессиональных компетенций, обладающего креативными личностными качествами, способностями, необходимыми для осуществления данной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что одним из наиболее эффективных способов социализации детей и подростков является воспитательная работа, связанная с внедрением в образовательный процесс системной внеурочной досуговой деятельности как индивидуальной, так и коллективной направленности.

В процессе работы нами изучены возможности и перспективы организации досуговой деятельности детей и подростков с использованием ресурсов, предоставляемых общеобразовательным учреждением, а также учреждениями дополнительного образования. Исследовано понятие, сущность и типология организации досуговой деятельности современных детей и подростков. Сформулирована характеристика форм организации досуговой деятельности детей и подростков, рассмотрены ключевые методические вопросы подготовки и проведения различных внеурочных мероприятий на базе общеобразовательного учреждения и организаций, занимающихся дополнительным образованием (кружки, секции, клубы по интересам, театральные труппы и т.д.).

По итогам анализа нормативно-правовых источников в сфере образования и научно-методической литературы можно констатировать, что досуговая деятельность является одним из важнейших факторов развития как самого учащегося, так и образовательной среды в современной школе. Для эффективной организации творческой досуговой деятельности детей и подростков необходимо внедрение системы разнообразных видов работы, как со стороны школьного педагога, так и педагога дополнительного образования, владеющего необходимым набором профессиональных компетенций, обладающего креативными личностными качествами, способностями, необходимыми для осуществления данной деятельности.

Таким образом, по итогам исследования поставленная цель реализована, задачи выполнены в полном объёме, проблема изучена во всех её аспектах на обозначенном уровне, практическая значимость работы подтверждена.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Веселова, Е.А. Организация досуговой деятельности подростков с девиантным поведением [Текст] / Е. А. Веселова // Человек и образование. – 2012. – №3 (32). – С. 101-104.

Воловик, А.Ф. Педагогика досуга [Текст]: учебник / А.Ф. Воловик,
В. А. Воловик. – М.: Флинта : Моск. псих. соц. ин-т, 1998. – 240 с.

Гусева Г.Б. Коллективное творческое дело [Текст] / Г.Б. Гусева // Наука, образование и культура. – 2015. – №2 (2). – С. 40-43.

Карелова И.М. Подходы к разработке игровой досуговой программы [Текст] / И.М. Карелова // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2010. – №3. – С.1-13.

Малышенко, Т.Т. Досуговая деятельность как средство социализации личности в подростково-юношеском возрасте [Текст] / Т.Т. Малышенко, Е.А. Карипанова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2014. – №2 (5). – С. 44-48.

Мишутина, О.В. Организация досуговой деятельности школьников: учебно-методическое пособие для студентов педагогических учебных заведений / О.В. Мишутина. – Балашов: Печатное агентство «Спектр», 2016. – 43 с.

Пискарева М.Г. Коллективные творческие дела как условие формирования ученического коллектива в начальной школе [Текст] / М.Г. Пискарева // Научный поиск. – 2015. – №2.4. – С. 29-30.

Попова Л.И. Коллективно-творческое дело как метод социальной адаптации несовершеннолетних [Текст] / Л.И. Попова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2015. – №46.

Тищенко, П.Е. Досуговая деятельность у подростков как проявление социальной активности [Текст] / П.Е. Тищенко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2010. – №2. – С.123-127.

Тюмасева, З.И. Здоровьесберегающие интерактивные технологии как системообразующий фактор природосообразного образовательного процесса [Текст] / З.И. Тюмасева, И.Л. Орехова // Вестник Шадринского государственного педагогического института. – 2014. – №4. – С. 27-31.

Ухтинская, М.В. Туристско-экскурсионная деятельность в организации досуга подростков [Текст] / М.В. Ухтинская // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. – 2012. – №3. – С. 51-58.

Фирсин, С.А. Организация физического воспитания в досуговой деятельности школьников [Текст] / С.А. Фирсин // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2013. - №1. – С. 102-105.

Просмотров работы: 1839