Проблемы высшего образования в Российской Федерации и подготовки к нему учащихся общеобразовательных организаций

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Проблемы высшего образования в Российской Федерации и подготовки к нему учащихся общеобразовательных организаций

Аллагулова А.А. 1
1Частное общеобразовательное учреждение гимназия во имя Святителя Николая Чудотворца
Стерхов А.А. 1
1ФГБОУ ВО Шадринский государственный педагогический университет
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. На современном этапе развития общества, когда особую актуальность приобретает проблема выбора профессии и социальной активности граждан, одной из важнейших задач общего образования становится обеспечение успешной социальной адаптации обучающихся в процессе непрерывного образования. В связи с этим на первое место выходит проблема профессионального самоопределения обучающихся и построение эффективной системы педагогического сопровождения профессионального самоопределения на принципах социального партнёрства школы и вуза, благодаря которому выпускник общеобразовательного учреждения не только сознательно выбирает следующую ступень обучения и будущую профессию, но и в социум приходит потенциальный специалист высокой компетентности, сознательно определивший свое место в мире профессий, а значит, способный максимально реализовать себя в карьере и продуктивном труде на благо общества.

Следует отметить, что в настоящее время сложилось обусловившее проблему нашего исследования, ярко выраженное противоречие между объективными требованиями современного общества и российского государства к повышению уровня образованности юного гражданина и невозможностью общеобразовательной организации в полной мере обеспечить данный социально-государственный заказ вследствие оторванности школы от вуза. На разрешение указанного противоречия направлено настоящее исследование.

Объект исследования: высшее образование в Российской Федерации.

Предмет исследования: проблемы высшего образования в Российской Федерации и подготовки к нему учащихся общеобразовательных организаций.

Цель исследования: выявить проблемные стороны всех уровней высшего образования в России, проблемы взаимодействия школы и вуза в построении непрерывного образования обучающихся и разработать методику взаимодействия школы и вуза в современном образовании. Для достижения указанной цели автором исследования поставлены следующие задачи:

1. Выявить основные проблемы учащихся при подготовке к поступлению в высшие учебные заведения, рассмотреть методические вопросы адаптации учащихся у вузу на базе школы.

2. Разработать программу деятельности Научного общества гимназии как связующего звена между школой и вузом.

3. Определить основные проблемы и перспективы модернизации первого и второго уровней высшего образования в России (бакалавриат и магистратура).

4. Изучить проблемные вопросы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, предложить варианты оптимизации данного уровня высшего образования.

Методологическую основу исследования составляет ряд общенаучных методов познания. В числе общенаучных методов использовались общелогические (анализ, индукция), теоретические (гипотетический, исторический, системный методы, обобщение) и эмпирические методы (наблюдение, описание, измерение).

Характеристика работы.Данное научное исследование носит не только теоретический, но и, прежде всего, прикладной характер, поскольку призвано не только выявить образовательные потребности обучающихся в плане получения дальнейшего (профессионального) образования, но и разработать и внедрить эффективное сопровождение непрерывного образования учащихся на базе школы с целью их адаптации и успешного обучение в учреждениях высшего образования. Автор полагает, что его исследовательская работа внесет свой вклад в построение траектории непрерывного образования учащихся.

Характеристика использованных источников и источников вообще по данной теме.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

- концепция педагогического сопровождения и поддержки (А.Г. Асмолов, А.Т. Анохина, О.С. Газман, Н.А. Галагузова, Г.М. Коджаспирова, А.В. Мудрик, Л.И. Пономарева, А.А. Стерхов, Н.В. Уварина, Н.О. Яковлева и др.);

- концепция непрерывного образования (С.И. Иванова, Н.В. Ипполитова, Н.С. Стерхова, С.Н. Чистякова и др.);

- положения личностно ориентированного подхода (С.Б. Бегалиева, А.С. Белкин, С.М. Гульянц, В.Е. Журавлев, А.В. Запорожец, М.Ф. Макарова, Н.Я. Михайленко, О.Ф. Розенберг, Л.В. Трубайчук, Ф.В. Шарипов и др.);

- положения компетентностного подхода (А.В. Баранников, В.А. Болотов, А.Г. Гогоберидзе, Э.Ф.Зеер, И.А. Зимняя, И.А. Колесникова, В.С. Леднев, Т.Н. Лобанова, В.Ю. Переверзев, Л.В. Свирская, О.Л. Филатова, А.В. Хуторской, П.Г. Щедровицкий и др.);

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в разработке методической концепции совершенствования подготовки учащихся к обучению в вузах уже на этапе среднего общего образования, разработке ряда предложений по модернизации уровней высшего образования в России для организации системы формирования и развития социально активной личности будущего профессионала, полезного своей стране.

Структура исследования: данная работа состоит из введения, трёх параграфов, заключения и библиографического списка, состоящего из 11 источников.

Проблема подготовки учащихся 9-11 классов к получению высшего образования в России

В настоящее время серьёзной проблемой для учащихся становится выбор профессии, процесс поступления в высшее учебное заведение, сам выбор вуза и адаптация к его условиям, непривычным для школьника, поскольку образовательный процесс в школе и вузе резко различается в структурном и содержательном планах. С 2015 года на базе гимназии во имя Святителя Николая Чудотворца г. Сургута проводится педагогический эксперимент по внедрению и реализации модели педагогического и методического сопровождения учащихся с целью их включения в систему непрерывного образования, профессиональной мотивации, развития социальной активности как обучающихся и как граждан страны. Эксперимент проводится ученым-педагогом А.А. Стерховым, в качестве ассистента которого выступает автор настоящего исследования.

В начале эксперимента были выявлены основные проблемы, препятствующие продуктивному взаимодействию школы и вуза. Была определена необходимость внедрения в школу таких мероприятий, как участие учащихся в научно-практических конференциях на базе вузов, посещение университетов в день открытых дверей (начиная с 9 класса), приглашение вузовских преподавателей и студентов с выступлениями в гимназию, формирование устойчивых компетенций в написании учебно-исследовательских работ (в случае высокой одаренности учащихся – научно-исследовательских работ), организация очного участия в таких мероприятиях как «Шаг в будущее», «Юность. Наука. Культура» и др., введение зачетной и рейтинговой систем в 9-11 классах и т.д.

В своем исследовании мы опираемся на концепцию непрерывного образования Н.В. Ипполитовой, с точки зрения которой система непрерывного образования представляет собой динамическую, вариативную, открытую, социально-, личностно- и практико-ориентированную педагогическую мезосистему, реализация которой обеспечивается государственными и общественными институтами [2, с. 9]. Также нам интересны взгляды академика РАО С.Н. Чистяковой, указывающей, что ценностно-мотивационные основы самоопределения нужно вырабатывать уже на ступени начального общего образования [10, с. 4]. Православная гимназия взята нами в качестве базы эксперимента, исходя из уровня мотивации учащихся в ней, и с опорой на научные взгляды академика РАО С.В. Ивановой, которая указывает среди важнейших гуманитарных составляющих, способных повлиять на результаты образовательного процесса, религиозные и нравственные аспекты [1, с. 14]; Е.А. Казаевой, которая отмечает как сложившийся факт в российском образовании подъем национальных ценностей, обычаев, жизненных и нравственных принципов [3, с. 55]; А.А. Стерхова, который констатирует, что важность сотрудничества с вузом несомненна, так как именно там сложилась классическая научная школа, без опыта которой невозможно повышение научной компетентности педагогов общеобразовательной школы [7, с. 144].

Серьёзной проблемой, также непосредственно связанной с отсутствием понимания об учёбе в вузе, стал слабый уровень профессионального самоопределения учащихся на ступени 9-11 классов. Так, проведенный нами опрос показал, что только в конце 11 класса учащиеся смогли определиться с профессией и университетом, в который они намерены поступить. Подробнее результаты анкетирования представлены ниже в таблице 1.

Таблица 1

Классы

Профессиональное

самоопределение

Выбор вуза

Определились

Не определились

Определились

Не определились

8

13

7

14

8

8

2

14

10

10

1

3*

8

11

12

0

12**

0

* 1 респондент не ознакомлен с тем, что в выбранный им вуз не обучает на профессию педагога

**выбирают между двумя вузами: 6 человек, между четырьмя вузами - 1 человек

Модель педагогического сопровождения научно-практической деятельности учащихся включает в себя как работу автора исследования в качестве ассистента руководителя эксперимента, так и самостоятельную работу при поддержке научного руководителя. В процессе внедрения эксперимента реализован комплекс мероприятий, утвердившийся на постоянной основе.

В рамках обучения проведению эмпирических исследований старшеклассники приняли участие в организации и проведении социологических опросов среди студентов Сургутского государственного педагогического университета (всего 109 опрошенных) и прихожан в храмах г. Сургута, с целью оценить уровень религиозности городского населения путём сравнения религиозно-нейтральной среды (университет) и религиозно-мотивированной среды (православный храм). Данное занятие позволило решить проблему включения учащихся в научное творчество, продемонстрировать им реальность занятия научной деятельностью для каждого человека, имеющего к ней способности. Результатом реализации данного опроса стало желание ряда учащихся попробовать себя в самостоятельном научном творчестве в виде подготовки статей исследовательского характера на Международную школьную научную конференцию «Юный учёный», организованную Российской Академией Естествознания, а также на конференции 2015-2016 учебного года, предлагаемые Малой академией наук в г. Обнинске.

Проявлением самостоятельной научной работы учащихся стали исследовательские проекты, представленные на конференции научного общества гимназии, а также на всероссийских и международных конференциях. Так, в 2015-2016 учебном году состоялась защита 44 лучших проектов, три из которых должны представлять начальную ступень, три – основную и три – ступень среднего общего образования на конференции Научного общества гимназии.

Кроме того, двое учащихся участвовали во Всероссийской школьной конференции в рамках сотрудничества гимназии с Научно-практическим центром «Калейдоскоп» Шадринского государственного педагогического университета, и на секции «Наука глазами школьников и студентов» Международной конференции, проводившейся в университете. Оба выступления сопровождались публикациями в сборниках материалов конференций и выдачей учащимся сертификатов, что стало эффективной мотивацией к продолжению и развитию их дальнейшей научно-исследовательской деятельности.

Кроме того, учащиеся гимназии проявляют активно желание в организации самостоятельных опросов, формулировании вопросов для анкетирования. В частности, ими было проведено исследование на тему «Православная семья в восприятии обучающихся: опыт социологического исследования» среди 5-7 классов гимназии. Результаты исследования опубликованы отдельной статьёй в научном сборнике гимназии «Образование и наука».

В процессе эксперимента разработана модель индивидуального образовательного маршрута для одарённых учащихся, который включает в себя сопровождение подготовки и защиты исследовательских проектов на детских научно-практических конференциях. В частности, разработан и внедрён в учебный процесс в размере 35 часов в год курс подготовки учащихся к научной деятельности, где рассматриваются понятия актуальности, научной новизны и практической значимости исследования. Дети учатся постановке целей и задач, выдвижению научной гипотезы, выбору объекта и предмета исследования. Отдельные занятия посвящены изучению классификации методов научного исследования, освоению работы с фактическим материалом. Отбор нужной информации из колоссального объёма электронных и печатных изданий - сложнейший процесс, овладеть которым необходимо всем участникам образовательного процесса. Анализ и систематизация полученных данных, умение лаконично и информативно излагать результаты своего исследования в виде выводов к научной статье также выносится на отдельное занятие. Важное место в курсе уделено изучению требований к научной статье, умению составлять аннотацию, ключевые слова, оформлять список литературы[6].

Поскольку работа с учащимися по выстраиванию линии социального партнёрства их с высшими учебными заведениями невозможна без подготовки педагогов общеобразовательной организации к подобному сотрудничеству и эффективному педагогическому сопровождению в рамках непрерывного образования, возникла необходимость включения в научную деятельность педагогов гимназии, так как большинство участников педагогического состава (в том числе и учителя высшей квалификационной категории) не имело опыта научной деятельности и научных публикаций. Опираясь на концепцию научного менеджмента, разработанную Л.В. Моисеевой [4], нашим научным руководителем подготовлено и реализовано преобразование Методического совета гимназии в Научно-методический, а также реорганизованы предметные методические объединения в кафедры с целью оказания эффективного сопровождения системной диссеминации педагогического опыта.

Второе направление работы с педагогами – заключение договора о сотрудничестве с Шадринским государственным педагогическим университетом, цель которого повысить уровень научной и профессиональной компетентности педагогов гимназии. Осознавая необходимость профессионального роста, в магистратуру поступили 7 педагогов (в настоящее время закончили 7 педагогов, из них 2 – с отличием), 2 педагога поступили в аспирантуру (из них один закончил её с дипломом в 2018 г.), ещё двое выразили намерение поступить в аспирантуру с 1 сентября 2019 г., 3 педагога обучаются на уровне бакалавриата. При этом общая численность педагогического коллектива гимназии составляет всего 41 человек. Таким образом, наличиеподдержки со стороны вуза повысило уверенность педагогов в возможностях своего развития.

Третье направление – привлечение педагогов к участию в научно-практических конференциях различного уровня, поскольку сложно подготовить учащегося к участию в конференции, не апробировав это на своем опыте. К началу 2019 года общее число участников конференций (вплоть до Международных) превысило 50% коллектива.

И наконец, четвёртое направление – публикации в научных журналах и сборниках трудов научно-практических конференций. Мотивацией стал первый успех публикаций в научном сборнике гимназии.Если в 2014 г. в педагоги гимназии не имели ни одной опубликованной работы, то к 2019 году число публикаций в журналах ВАК и РИНЦ, в зарубежных журналах, выпуск учебных и учебно-методических достигло более 120 публикаций.

Таким образом, в сотрудничестве с высшими учебными заведениями, научными центрами и редакциями ведущих журналов достигнуто результативное участие педагогов и учащихся в научно-практических конференциях, исследовательских конкурсах, научных публикациях, что позволило учащимся и педагогам войти в процесс непрерывного образования и повысить уровень профессионального самоопределения. Подробнее достижения эксперимента изложены в приложении 1 к настоящему исследованию.

2.Научное общество гимназии как связующее звено между средней и высшей школой

В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении методов и приёмов, которые формируют умения не только самостоятельно добывать новые знания, необходимую информацию, но и выдвигать гипотезы, исследовать материал, делать научные выводы, то есть развивают научную компетентность обучающихся.

Статья 66, пункт 3 Федерального закона Российской Федерации от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» прямо указывает на необходимость овладения основами наук и умственным трудом [9, с.7]. Таким образом, для обеспечения саморазвития и творческой активности учащихся необходим поиск новых форм и методов обучения необходимым компетентностям. В основной школе с переходом на ФГОС основного общего образования данную проблему решают через организацию учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Основной формой обучения является урок. Однако в рамках урока нет объективной возможности построить систему учебно-исследовательской работы одарённых учащихся. Компенсировать нехватку учебного времени позволит курс «Наука для юных исследователей». Система дополнительных занятий позволит обучающимся овладеть теоретическими и практическими навыками научного познания, освоить современную методологию, представлять результаты своих исследований на площадках различного уровня: от институциональных до международных (школьных и вузовских) научно-практических конференциях. Умение составлять проекты, анализировать имеющуюся и создавать новую информацию является неотъемлемой чертой социализации обучающегося, поможет с определением будущей профессии и станет важной ступенью при вхождении во взрослую жизнь.

Научный уровень овладения историческими и обществоведческими знаниями, их трансляция в устных и печатных выступлениях, важны ещё и потому, что активно способствуют культурной и гражданской самоидентификации учащихся, объективной оценке деятельности различных социальных групп. В качестве примера следует привести события в ряде стран бывшего социалистического блока, где проамерикански настроенная политическая элита, идя на прямое предательство исторических интересов своих народов, стремится прежде всего исказить историю, вырвав из неё страницы, связанные с братской общностью народов Восточной Европы с многонациональным российским народом. На важность сохранения с научных позиций исторической памяти не раз обращал внимание Президент РФ В.В. Путин, что отражено, в частности, в Стратегии национальной безопасности, принятой в РФ 31 декабря 2015 года. Таким образом, данный учебный курс призван способствовать формированию не только интеллектуально-творческой, но и духовно-нравственной личности юного гражданина нашей страны.

Цель деятельности научного общества:  способствовать становлению индивидуальной образовательной траектории обучающихся путём включения в образовательный процесс учебно-исследовательской и проектной деятельности. Поставка цели предполагает решение следующих задач:

Обучающие:

развитие  интереса к научной деятельности как способу познания окружающего мира;

приобретение базовых компетенций научной деятельности;

пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над информацией;

развитие мотивации к изучению истории и современного социума;

обогащение  словарного запаса научной терминологией, понятийным аппаратом фундаментальных и прикладных наук;

совершенствование общего лингвистического и мыслительного развития учащихся;

углубление и расширение знаний и представлений об учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Воспитывающие:

воспитание исследовательской культуры молодого учёного;

 воспитание личности с разносторонними интересами.

Воспитание социально активного юного гражданина РФ

Развивающие:

развитие  креативного мышления и творческого подхода;

приобщение гимназистов к самостоятельной исследовательской работе;

развитие компетенций  анализа  различных источников и извлечения из них необходимого материала;

способность к организации личной и коллективной деятельности в работе с научной литературой.

Методы и технологии достижения цели:

1. Система индивидуальных консультаций с обучающимися с учётом личностных особенностей каждого в работе над проектом.

2. Предоставление своевременной и полной информации об актуальных темах исследования.

3. Обеспечение учащимся доступа к текстовым, электронным, аудио-, видео- историческим источникам на различных формах носителей.

4. Ведение портфолио индивидуальных достижений обучающихся (в виде дипломов, сертификатов, свидетельств участников конференций различного уровня, опубликованных работ).

5.Обеспечение участия в научно-практических мероприятиях различных уровней путём постоянных контактов с вузами, информационно-методическим центром, государственными, муниципальными и общественными учреждениями науки и культуры.

Условия для развития положительной мотивации учащихся:

Для создания эмоционально положительного отношения к исследовательской деятельности и развития мотивации учащихся необходимо соблюдение следующих психолого-педагогических принципов:

приоритета духовных ценностей и уважения к внутреннему миру каждого обучающегося;

единства образовательного и воспитательного процессов.

создание ситуации успеха и сорадости каждому реализованному проекту и общественному признанию обучающихся;

формирование отношения к временным неудачам как к ступени достижения успеха. Отрицательного результата не бывает – есть поиск нового пути решения научной проблемы.

В качестве исследовательских проблем для создания учащимися самостоятельного научного продукта можно предложить следующие темы: «Крым – наш!», «Князь Владимир: цивилизационный выбор Руси», «Наш ответ санкциям против России», «Русская весна 2014 г. на Юго-Востоке Украины», «Герои Донбасса», «Россия и Сирия: братский союз в борьбе с мировым терроризмом»; темы регионального уровня: «Христианизация коренных народов Севера», «История походов Ермака в Сибирь», «Роль семьи Строгановых в освоении Урала и Западной Сибири», «История хантыйских и мансийских княжеств», «Археологические раскопки в ХМАО – Югре»; темы местного уровня (для г. Сургута): «История православной гимназии в г. Сургуте», «Воскресные школы Сургута», «История Преображенского кафедрального собора», «Мир православной семьи: опыт социологического исследования», «Духовно-нравственное воспитание в православной гимназии». Тематическое планирование работы научного общества представлено нами в Приложении 2.

Таким образом, системная работа учащихся под руководством опытных наставников в рамках научного общества гимназии приводит к созданию следующего научного продукта: издание учебно-методического пособия по включению учащихся в учебно-исследовательскую работу и технологиям их сопровождения, подборка материалов для пополнения Музея истории гимназии, подборка материалов к выпуску юбилейного журнала гимназии в 2019 г., выступления на конференции научного общества гимназии, выступления на Международных и Всероссийских научно-практических конференциях с публикациями работ в сборниках тезисов (на базе вузов), участие в школьных конференциях Малой Академии наук в Обнинске и др.

Первый и второй уровни высшего образования в России: проблемы и перспективы модернизации. Проблема совершенствования подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре на современном этапе

Первым уровнем высшего образования в современной России является бакалавриат. В то же время выпускник 11 класса может поступить сразу на второй уровень высшего образования, если речь идет о специалитете. Подобная ситуация представляется нам не совсем корректной с точки зрения формальной логики, поскольку только первый уровень должен быть первой ступенью высшего образования. Выходы из сложившейся ситуации предлагаются следующие: 1) юридически перевести специалитет на первый уровень высшего образования, что является более простым с точки зрения закона; 2) отменить специалитет в принципе, адаптировав программы бакалавриата под те, которые в данный момент в силу своей специфики ещё остаются на уровне специалитета (медицина, военные профессии и др.). Данный путь более сложен, но в странах, где действует Болонская система, бакалавриат не привязан к 4 годам обучения. В зависимости от сложности профессиональной программы, осваиваемой студентом, бакалавриат может длиться от 3 до 6 лет, то есть столько же, сколько, например, длится обучение без ин6тернатуры в современных российских медицинских вузах. Благодаря этому решению будет окончательно выстроена образовательная вертикаль, где первым уровнем будет являться бакалавриат, вторым – исключительно магистратура, и третьим – аспирантура.

Проведя опрос среди выпускников гимназии, отучившихся 1-2 года на уровне бакалавриата в университетах города Сургута, мы выявили ряд проблем, с которыми сталкивается начинающий студент. Во-первых, это небольшое количество бюджетных мест по всем направлениям, высокие проходные баллы на отдельные специальности. Тем не менее, подобный подход представляется нам правильным, поскольку в современном высокотехнологичном обществе недопустима ситуация, сложившаяся в течение 1990-х – начала 2000-х годов, когда множество вновь образованных вузов и филиалов выдавали огромное количество дипломов о высшем образовании, не подтвержденных реальными знаниями. На бюджетное место, по нашему мнению, должен претендовать лишь учащийся, имеющий не только высокие показатели ЕГЭ, но и в течение старшей школы (10-11 класс) набравший портфолио со значительными достижениями, преимущественно выражающимися в участии в мероприятиях из федерального перечня олимпиад и конкурсов, утвержденных Министерством Просвещения РФ.

Во-вторых, проблема финансирования одаренных студентов бакалавриата может быть решена путем развития системы грантов за научные, интеллектуальные, творческие и спортивные достижения. При этом, в случае роста учебных и внеучебных показателей студента возможен перевод его с платной формы обучения на бюджетную, и напротив, снижение учебных показателей студента-бюджетника является поводом для перевода его на оплату в полном объёме из собственных средств.

В-третьих, о чем уже говорилось в предыдущих главах, следует организовать институт стажировки учащихся на базе школы с помощью внешних совместителей – преподавателей вузов. Подобная стажировка может заключаться в обучении написанию курсовых и выпускных квалификационных работ, работе со списком использованных источников и т. д. В процессе учебы в вузе следует развивать практику зарубежных стажировок, что повысит ценность российских дипломов в глазах зарубежного научного сообщества.

В-четвертых, гарантировать рабочие места выпускникам университетов, в том числе в самом вузе. Для 82% из опрошенных нами респондентов страх перед будущим трудоустройством является одним из жизненных приоритетов, поскольку отличная учеба в вузе не гарантирует рабочего места за его пределами. С указанным фактом связана проблема повышения престижности бакалавриата в глазах абитуриентов и работодателей. И в настоящее время часть работодателей воспринимает субъективно степень (квалификацию) бакалавра как наличие неполного высшего образования, что не соответствует действительности.

Рассматривая возможности обучения в магистратуре, студенты отмечают в качестве её положительных сторон возможность получить иную профессию, нежели та, что указана в дипломе бакалавра. Этот факт, несомненно, способствует успешному карьерному росту будущего профессионала. Например, выпускник, получивший диплом бакалавра по профилю «юриспруденция» и диплом магистра по направлению «Государственное и муниципальное управление», имеет высокие шансы продвижения по службе. В то же время, среди недостатков современной магистратуры мы можем назвать превалирование учебной части над практической. По нашему мнению, модернизация магистратуры требует сокращения количества часов на учебные предметы, увеличение часов на научно-исследовательскую и профессиональную практику, выделение специальных занятий на базе вуза, обучающих написанию магистерской диссертации на высоком научном уровне.

Отдельным вопросом, активно обсуждаемым в настоящее время на площадках Министерства Просвещения РФ, Российской академии наук, Российской академии образования, является модернизация аспирантуры как третьего уровня высшего образования. Высказываются мнения о возвращении аспирантуры в дореформенное состояние, проблемы аспирантов в процессе учебы, неэффективность аспирантуры, поскольку до защиты кандидатской диссертации доходят в среднем по России лишь 14% аспирантов [5]. Вопросы обучения в аспирантуре также следует обсуждать в старших классах. Так, А.А. Стерхов указывает на необходимость получения учителями со средним профессиональным образованием высшего образования, поступление наиболее одаренных работников в педагогическую аспирантуру. [8, с. 169]. Данное высказывание применимо и к наиболее одаренным учащимся. По нашему мнению, аспирантура должна остаться именно третьим уровнем высшего образования с вручением соответствующего диплома, что позволит реализовать в полной мере право на образование как для наиболее одаренной части аспирантов, так и для тех, чей научный уровень не дотягивает до защиты кандидатской, но вполне приемлем для успешного окончания аспирантуры и получения навыков научно-педагогической деятельности в должности ассистента или старшего преподавателя кафедры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги проделанной работы, можно сделать вывод, что одним из наиболее эффективных способов социализации учащихся и адаптации к системе непрерывного образования является развитие социального партнерства с высшими учебными заведениями и научными организациями.

В процессе работы нами изучены возможности и перспективы организации форм и методов вышеуказанного сотрудничества, выделены такие эффективные способы как организация научного общества гимназии, участие педагогов и учащихся в научно-практических конференциях различного уровня, формирование компетенций публикационной активности, системное участие учащихся и их наставников в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на таких Всероссийских площадках как «Шаг в будущее», «Юность. Наука. Культура», «Шаги в науку», «Юный исследователь», «Старт в науке». Важнейшим аспектом организации эффективного методического сопровождения учащихся педагогами в рамках непрерывного образования является повышение квалификации самих педагогов, в том числе до уровней магистратуры и аспирантуры.

По итогам анализа проведенных опросов и анкетирования, а также нормативно-правовых актов Российской Федерации, нами выявлены основные проблемы бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, решение которых позволит повысить эффективность каждого из названных уровней высшего образования.

Таким образом, в результате исследования поставленная цель реализована, задачи выполнены в полном объёме, исследованы методики работы по адаптации учащихся к высшему учебному заведению и научной деятельности в средней общеобразовательной школе, практическая значимость работы подтверждена.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Иванова, С.В. Состояние и правовое оформление современного образовательного пространства [Текст] / С.И. Иванова // Педагогический журнал Башкортостана. – 2015. – №6 (61). – С. 9-14.

Ипполитова, Н.В. Система непрерывного педагогического образования [Текст] / Н.В. Ипполитова // Вестник южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2018. – №1. – С. 6-12.

Казаева, Е.А. Образование в контексте поликультурного подхода [Текст] / Е.А. Казаева // Педагогическое образование в России. – 2015. – №6. – С. 55-59.

Моисеева, Л.В. Научный менеджмент в подготовке педагогических кадров высшей квалификации для вузов [Текст] / Л.В. Моисеева // Вестник Шадринского государственного педагогического института. –2014. – №4 (24). – С. 181-184.

Современная аспирантура и судьба института повышения квалификации [Текст] / Высшее образование в России. – 2014. – №7. – С.71-84.

Стерхов, А.А. К вопросу об учебно-исследовательской работе обучающихся православных общеобразовательных учреждений [Текст] / А.А. Стерхов // Вестник Нижневартовского государственного университета. – 2015. – №2. – С. 45-51.

Стерхов, А.А. Моделирование педагогического сопровождения научно-практической деятельности участников образовательного процесса [Текст] / А.А. Стерхов // Дискуссия. – 2016. – №1(64). – С. 142-147.

Стерхов, А.А. Психология профессиональной деятельности руководителя общеобразовательной организации [Текст] / А.А. Стерхов // Гуманитарные науки. – 2017. – №4(40). – С.165-175.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ // Российская газета. 2012 г. 31 декабря.

Чистякова С.Н. Системная поддержка и сопровождение формирования профессионального самоопределения обучающихся [Текст] / С.Н. Чистякова // Профессиональное образование. Столица. – 2016. – №4. – С. 2–5.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Научная деятельность учащихся 2016-2017 учебный год

Вид участия

Уровень

Название работы

Учащийся

Учитель

Журнал "Успехи современной науки" (ВАК) №10, ч.2. за 2016 г.

Международный (входит в БД Agris)

Android-приложение прогнозирования

актированных дней в г. Сургуте

учащийся 11 класса

(Автор публикации)

Стерхов А.А.

Журнал "Юный учёный"

4 (7) за 2016 г.

Всероссийский

Ханты-Мансийский автономный округ в Великой Отечественной войне

учащаяся 11 класс

(Автор публикации)

Стерхов А.А.

Конференция Непрерывное образование в XXI веке: проблемы, тенденции, перспективы развития

Международный

Роль историко-культурного стандарта в повышении качества преподавания истории в школе

учащаяся 11 класс

(Автор публикации, участник конференции)

Стерхов А.А.

Журнал "Austrian Journal of Technical and Natural Sciences"

11-12 за 2016 г.

Международный, зарубежный (Австрия, Вена)

Android-App prediction lowering the air temperature in a Far North

учащийся 11 класса

(Автор публикации)

Стерхов А.А.

Журнал "Старт в науке"

5 за 2016 г.

Всероссийский

Парламентские выборы 2003 года в Российской Федерации

учащийся 8 класса

(Автор публикации)

Стерхов А.А.

Конкурс научных работ студентов и школьников «Гуманитарное пространство современного мира и проблемы глокализации-2017»

Всероссийский

Парламентские выборы 2003 года в Российской Федерации

учащийся 8 класса

(Победитель - 1 место)

Стерхов А.А.

I Международный конкурс на лучшую научную статью среди молодых учёных Европы и Азии в рамках I Международного научного форума молодых учёных "Восток-Запад

Международный, зарубежный (Австрия)

Православная семья в восприятии обучающихся: опыт социологического исследования

учащийся 8 класса

(Автор публикации, участник конкурса)

Стерхова Е.А.

I Международный конкурс на лучшую научную статью среди молодых учёных Европы и Азии в рамках I Международного научного форума молодых учёных "Восток-Запад

Международный, зарубежный (Австрия)

Проблемы здоровьесбережения обучающихся в современной школе

учащаяся 8 класса

(Автор публикации, участник конкурса)

Глухарев Д.С.

I Международный благотворительный конкурс на лучшее эссе

Международный, зарубежный (Австрия)

Значение образования в жизни человека

учащийся 9 класса

(участник конкурса)

Стерхов А.А.

I Международный благотворительный конкурс на лучшее эссе

Международный, зарубежный (Австрия)

Образование - залог успеха

учащийся 9 класса

(победитель конкурса - 1 место)

Стерхов А.А.

Научно-практическая конференция Научного общества учащихся

Гимназический

 

Учащаяся 2 класса - 1 место (победитель)

Федорук А.С.

Научно-практическая конференция Научного общества учащихся

Гимназический

Исследовательский проект "Храмы города Сургута"

Команда учащихся 4 класса - 1 место (победители)

Митрофанова Л.И.

Победы учащихся в олимпиадах и конкурсах 2016-2017 учебный год

Название олимпиады, конкурса, конференции

 

Всероссийский

Региональный

Муниципальный

Шаг в будущее

   

1 участник

(учитель - Стерхов А.А.)

Общероссийская олимпиада по Основам православной культуры

 

1 победитель, 1 призер (3 место)

(учитель - Бараболя А.В.)

3 победителя, 7 призеров (учитель - Бараболя А.В.)

Всероссийский конкурс исследовательских работ «Юность.Наука.Культура»

победитель, 1 место

(учитель - Стерхов А.А.)

призёр,

2 место

(учитель - Стерхов А.А.)

   

Региональный конкурс «Я и Православная вера»

 

победитель - 1 место

(учитель – Коковина Е.Ю.)

 

Литературный конкурс «Живая классика»

 

Призер, 8А класс –

участник

(учитель - Часова Е.Ю.)

призер, 8А класс –

призёр, 3 место

(учитель - Часова Е.Ю.)

V Международный конкурс исследовательских работ «Старт в науке»

(Российская Академия Естествознания)

призер – 3 место

(учитель - Стерхов А.А.)

   

V открытое региональное соревнование по информационной безопасности для обучающихся и студентов ХМАО «UgraCTF 2018 Quals»

 

Команда: 9 - 10 класс (3 учащихся)– 1 место.

(учитель – Семёнов М.С.)

 

Научная деятельность учащихся 2017-2018 учебный год

Вид участия

Уровень

Название работы

Учащийся

Учитель

Международная научно-практическая конференция Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации

Международный

Пути совершенствования организации бизнес-плана гимназии

учащаяся 9 класса

(Автор публикации, участник конференции)

Стерхов А.А.

Журнал "Старт в науке"

5 за 2017 г.

Всероссийский

Советы отцов и выполнение их детьми – литературными героями А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя

учащийся 9 класса

(Автор публикации)

Стерхов А.А.

II Международный благотворительный конкурс на лучшее эссе

Международный, зарубежный (Австрия)

Значение образования в жизни человека

учащийся 10 класса

(лауреат, 5 место)

Стерхов А.А.

II Международный благотворительный конкурс на лучшее эссе

Международный, зарубежный (Австрия)

Образование - залог успеха

учащийся 10 класса

(лауреат, 4 место)

Стерхова Е.А.

Победы учащихся в олимпиадах и конкурсах 2018-2019 учебный год

Название олимпиады, конкурса, конференции

 

Всероссийский

Региональный

Муниципальный

Шаг в будущее

   

1 участник

(учитель - Стерхов А.А.)

Общероссийская олимпиада по Основам православной культуры

 

победитель - 1 место

(учитель - Бараболя А.В.)

2 призера

(учитель - Бараболя А.В.)

4 победителя, 6 призеров

(учитель - Бараболя А.В.)

Всероссийская олимпиада школьников

 

участник (8 место), 9 класс

(учитель - Золотых Н.Г.)

призёр, 9 класс

2 место

(учитель - Золотых Н.Г.)

Всероссийский конкурс исследовательских работ «Юность. Наука. Культура»

призёр,11 класс

2 место

(учитель - Стерхов А.А.)

   

VI Международный конкурс исследовательских работ «Старт в науке»

(Российская Академия Естествознания)

призёр,10 класс

3 место

(учитель - Стерхов А.А.)

   

Региональные соревнования «UgraCTF - 2018» в рамках Десятого международного IT-Форума с участием стран БРИКС и ШОС

 

10 класс – победитель, 1 место.

(учитель – Семёнов М.С.)

 

Экономическая научно-практическая конференция Сургутского института экономики, управления и права

   

победитель, 1 место, 10 класс.

(учитель - Стерхов А.А.)

Научная деятельность учащихся 2018-2019 учебный год

Вид участия

Уровень

Название работы

Учащийся

Учитель

Международная научно-практическая конференция Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации

Международный

Пути совершенствования организации бизнес-плана гимназии

учащаяся, 9 класса

(Автор публикации, участник конференции)

Стерхов А.А.

Журнал "Старт в науке"

5 за 2017 г.

Всероссийский

Советы отцов и выполнение их детьми – литературными героями А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя

учащийся 9 класса

(Автор публикации)

Стерхов А.А.

II Международный благотворительный конкурс на лучшее эссе

Международный, зарубежный (Австрия)

Значение образования в жизни человека

учащийся, 10 класса

(лауреат, 5 место)

Стерхов А.А.

II Международный благотворительный конкурс на лучшее эссе

Международный, зарубежный (Австрия)

Образование - залог успеха

учащийся 10 класса

(лауреат, 4 место)

Стерхова Е.А.

Впервые в истории гимназии в 2018-2019 учебном году:

Участие 5 учащихся в Большом этнографическом диктанте (учитель – Стерхов А.А.)

Участие 7 учащихся (9А класс) во Всероссийском биологическом диктанте (организатор – Стерхов А.А., учитель – Юодвиршис С.Э.)

Один учащийся прошёл курсы повышения квалификации на базе Югорского государственного университета «Академия малого бизнеса ЮНИОР» (учитель – Стерхов А.А.)

Трое учащихся приняли участие в образовательном проекте «SuperCoder» (учитель – Семёнов М.С.)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Тематическое планирование работы Научного общества учащихся

Тема

К-во часов

Форма занятий

Личностные

результаты

Метапредметные

результаты

1

Вводный занятие. Наука в жизни учащегося

1

Лекция, беседа

Самоопределение личной роли в общем деле

Использование информации для индивидуального успеха.

Ориентация на понимание причин успеха

Планирование своих действий в соответствии с поставленной исследовательской задачей, условиями ее реализации

2

Актуальность научного исследования

1

Теория

+

Практи

ка

3

Постановка цели и задач исследования

1

Теория

+

Практи

ка

4

Предмет и объект исследования

1

Беседа

Способность к самоанализу на основе исследовательской деятельности

Осознание значимости

исследовательской работы, умения анализировать

5-6

Методология научного исследования. Классификация методов

2

Теория

Презентация

Самостоятельно организовывать поиск

информации, необходимой для выполнения проекта

Использование полученной информации в результате научного поиска

7

Требования к научной статье: оформление, аннотация, ключевые слова

1

Беседа

Практика

Презентация

Самостоятельная организация поиска информации, необходимой для работы

8

Исторические источники

1

Теория

+

Практика

Самостоятельно организовывать поиск

информации, необходимой для выполнения проекта

Осознание значимости

работы

9-10

Поиск и оформление списка источников: ГОСТ-2003, ГОСТ-2008

2

Теория+

практика

Самостоятельно находить решения поисковые задачи

11

Исторические науки. Обществоведческие науки.

1

Теория

12

Составление аннотации и тезисов исследования

1

Теория

+

практика

Самоопределение личной роли в общем деле – работе

Выполнять учебные действия в письменной форме.

13

Критерии самооценки исследования

1

Теория

+

практика

Самоопределение личной роли в общем деле – работе

Выполнять учебные действия в письменной форме.

14-15

Юбилейный журнал гимназии

2

Теория

+Практика

Использование информации для индивидуального успеха.

Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы

16-17

Музей гимназии

2

Презен-тация

Ориентация на понимание результатов исследования

18

Научный сборник гимназии «Образование и наука»

1

Теория+

Практика

Самостоятельно организовывать поиск

информации, необходимой для выполнения проекта

Освоение использован-ной информации

19-20

Исследовательский проект учащегося: структура и содержание

2

Теория+

Практика

Самостоятельно организовы

вать поиск информации, необходимой для работы

21

Научное общество учащихся гимназии: требования к проекту

1

Презентация

Осознание значимости

работы

22-23

Научное общество учащихся гимназии: подготовка к участию в конференции

2

Практика

 

Самостоятельно находить решения поисковых задач

24-25

Городская конференция «Шаг в будущее»

2

Теория+ Практика

Навыки в использование информации успеха в выполнении своих работ

Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы

26-27

«Шаг в будущее»: особенности регионального и всероссийского этапов

2

Беседа, презентация

Самостоятельно организовывать поиск

информации, необходимой для выполнения проекта

28-29

Конференции МАН г. Обнинска: «Шаги в науку», «Юность, наука, культура»

2

теория

30-31

Международные исследовательские конкурсы Российской Академии Естествознания

2

Теория

Презентация

Самостоятельно находить решения поисковых задач

32-33

Научно-практические конференции вузов: Международные, Всероссийские, межрегиональные

2

Презентация

Освоить алгоритм поиска, научиться использовать знания в практической деятельности

Самостоятельно находить решения поисковых задач

34

Научные журналы

1

Теория, Презентация

Самостоятельно организовывать поиск

информации, необходимой для выполнения проекта.

Освоить алгоритм поиска, научиться использовать знания в практической деятельности

Самостоятельно находить решения поисковых задач.

35

Итоговое занятие

1

Практика

Презентация проектов

 

Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы

 

Итого

35 ч

     
Просмотров работы: 884