Виртуальная экскурсия по школьному музею им. Ю.А.Гарнаева

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Виртуальная экскурсия по школьному музею им. Ю.А.Гарнаева

Рындин Д.А. 1Уланова А.А. 1
1МОУ школа №5 им.Ю.А.Гарнаева
Вороникова А.В. 1
1МОУ школа №5 им. Ю.А.Гарнаева
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

 

До революции российский предприниматель из династии строителей и собственников ряда железных дорог барон Николай фон Мекк хотел разбить город–сад для железнодорожников, но этому проекту помешали первая мировая война и революция. В 1933 году была утверждена строительная площадка для Центрального аэродинамического института (ЦАГИ) в районе станции «Отдых». Весной там уже развернулось строительство аэродинамических труб нового ЦАГИ. В 1938 году поселку присвоили имя донбасского шахтера Алексея Стаханова.

До войны появились первые четырехэтажные дома на улицах Пушкина и Чкалова, открылась новая школа.

В 1940 году шеф-пилот ЦАГИ Герой Советского Союза Михаил Громов представил проект Летно-исследовательского института - назрела необходимость в совмещении теоретических разработок и летных испытаний. Так начиналась история центра российской авиационной науки и техники нынешнего Жуковского.

Актульность темы: Перед нашим обществом в полный рост встала опасность потери исторической памяти. Именно поэтому необходимо восстанавливать у молодого поколения историческую память, воспитывать нравственность, гражданственность, обострённое чувство сопричастности и ответственности за всё происходящее.

Целью: данной работы является подготовка обзорной экскурсии по музею им. Ю. А. Гарнаева для учащихся нашей школы и гостей нашего города, воспитанию у обучающихся патриотизма, бережного отношения к истории. Экскурсия в музей им. Ю. А. Гарнаева это неотъемлемая часть идейно-воспитательной и культурно-массовой работы. Наша экскурсия конкретизирует уже имеющиеся знания, дает новые, усиливает интерес к изучаемому и вызывать переживания в области чувств.

Музей школы.

Юрий Александрович Гарнаев. Один из крупнейших лётчиков мира. Он побывал в небе многих стран. В Америке и Париже демонстрировал достижения нашей авиации. В Каире обучал молодых пилотов. В Швейцарии на мощном нашем вертолёте устанавливал опоры в горах. Во Франции тушил лесные пожары...Там, во Франции, вблизи Марселя, вдали от Родины, при тушении лесного пожара он погиб...

Его имя носит одна из улиц нашего города, его именем назван корабль, ежегодно в Жуковском проводятся спортивные состязания на кубок его имени. И вот уже более 40 лет жуковская средняя школа №5 носит имя Героя Советского Союза, Заслуженного лётчика-испытателя СССР Юрия Александровича Гарнаева.

Исследователь и разведчик, рабочий неба, он был универсалом – испытывал катапульты, самолёты, парашюты, вертолёты... Авиация была его страстью. Он любил небо, потому что любил голубую планету по имени Земля.

Муниципальное общеобразовательное учреждение школа № 5 им. Ю.А. Гарнаева – одно из старейших учреждений г. Жуковского. При школе создан мемориальный музей Ю. А. Гарнаева, который является центром общественной жизни школы.

Экспозиция музея состоит из нескольких разделов, которые рассказывают о детстве и юности героя, о годах учёбы, о его деятельности в Лётно-исследовательском институте, о работе во Франции по тушению лесных пожаров и гибели Ю. А. Гарнаева. Стенд «Памяти Гарнаева» рассказывает о том, как увековечено имя героя.

Важная часть экспозиции музея рассказывает о выдающихся людях города Жуковского, заслуженных лётчиках-испытателях, Героях Советского Союза, Героях России, парашютистах-испытателях.

На нескольких стендах и витринах музея размещена экспозиция, посвященная устройству и применению лётного обмундирования. Здесь вы можете увидеть и кислородные маски, и костюм военно-морского лётчика, и высотно-компенсирующий костюм, и носимый аварийный запас лётчика, и многое другое.

Дети, которые приходят на экскурсию в музей, знакомятся не только с жизнью и деятельностью Ю. А. Гарнаева, они узнают и о работе авиационных приборов, многие из которых представлены в экспозиции музея, могут посидеть в настоящем катапультном или штурманском кресле, примерить парашют или любой из имеющихся в экспозиции лётных костюмов.

В витринах музея помещены документы, награды и личные вещи Ю. А. Гарнаева и других знаменитых лётчиков-испытателей, таких как Гудков, Лацков, Левченко, А.-Х. Султан, Квочур и др.

На стендах музея множество фотографий, рассказывающих о жизни и деятельности Ю. А. Гарнаева, о других известных испытателях, а также о лётных испытаниях ЛИИ и об авиасалонах последних лет.

Важной частью экскурсии по музею является демонстрация фильма «Люди земли и неба», это документальный фильм, посвященный памяти Ю. А. Гарнаева. Хроника, использованная в фильме, давно стала уникальным документом той эпохи.

Экскурсии по музею ведут сами ребята, учащиеся 8-10-х классов.

Музей принимает не только учащихся нашей школы, на и ребят из других школ, детских садов.

Традиционными стали в нашей школе встречи учащихся с героями авиации и космонавтики. Накануне Дня Победы нашу школу посещают знаменитые люди нашего города, ветераны Великой Отечественной войны, Герои Советского Союза, Заслуженные лётчики-испытатели. Они беседуют с детьми в классах, рассказывают им о героических событиях тех лет.

7 мая 1997 года возле нашей школы была заложена берѐзовая аллея Славы, где лѐтчики-испытатели разных поколений посадили деревья вместе с ребятами - победителями различных школьных конкурсов и олимпиад. Отныне о дате закладки аллеи ребятам будет напоминать мемориальная доска на здании школы, которую 7 мая 1998 года торжественно открыли сыновья Ю. А. Гарнаева: Станислав и Александр Гарнаевы. В этот день для ветеранов ребята подготовили праздничный концерт, а также показали замечательный фильм о школе и встречах с ветеранами, который смонтировали сами. В 2011 году на 50-летнем Юбилее школы вниманию всех был представлен фильм памяти Ю.А.Гарнаева .

Жизнь Ю.А.Гарнаева.

Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1964 г.), Герой Советского Союза (1964 г.).

Родился 17 декабря 1917 года в городе Балашов Саратовской области. Русский. С 1934 жил в поселке Лопасня (ныне — город Чехов) Московской области. Работал токарем на механическом заводе. В 1936 окончил 3 курса Подольского индустриального техникума. В 1936 - 1938 - токарь Лианозовского вагоноремонтного завода. В январе 1937 года он поступает в Мытищинский аэроклуб. Занятия в нем идут параллельно с работой на заводе. 17 июня 1937 года Юрий совершает свой первый самостоятельный полет – мечта сбылась! После окончания аэроклуба Гарнаев поступает в Энгельсское военное авиационное училище, которое успешно заканчивает в мае 1939 года.

Младший лейтенант Юрий Гарнаев направлен для прохождения дальнейшей службы в 51-й истребительный авиационный полк Забайкальского военного округа, и уже через год, как один из лучших пилотов полка, он становится инструктором Забайкальской военной авиашколы. С началом Великой Отечественной войны Гарнаев настойчиво рвется на фронт, однако подготовка летных кадров тоже считается важной задачей, и Юрия оставляют инструктором. В 1940—1942 — летчик-инструктор Забайкальской военной авиационной школы пилотов (г. Улан-Удэ).

Только в феврале 1942 года ему все же удается перейти в строевую часть. Полк, в котором он теперь служит, защищает дальневосточные рубежи страны от возможных налетов японцев.

В августе 1945 года начинаются боевые действия против Японии.  Штурман 718-го истребительного авиационного полка (9-я воздушная армия, Забайкальский фронт) капитан Гарнаев участвует в Маньчжурской операции, выполняет 11 боевых вылетов на истребителе Як-9, и 28 августа его награждают орденом Отечественной войны I степени.

В 1945 был репрессирован.

Можно слышать массу версий о его причине: от утери секретной полетной карты до убийства по неосторожности… На самом деле причина была весьма прозаична – в китайском городе Дайрен (ныне – Далянь) 28-летний летчик познакомился с русской эмигранткой. Соответствующие органы проявили бдительность, и в декабре 1945 года Юрий Гарнаев был осужден судом военного трибунала «за нарушение режима секретности» и приговорен к 5 годам лишения свободы. До апреля 1948 года заключенный Гарнаев работал токарем, технологом, старшим диспетчером завода МВД в городе Ворошилов (ныне — город Уссурийск) Приморского края, в 1948 году был заведующим клубом НКВД в городе Норильск.

И втайне от всех пишет стихи…

  Случилось несчастье…
                    Большое несчастье случилось.
                    Из списков живых я надолго сейчас исключен.
                    И жизнь под откос, как разбитая бричка, свалилась,
                    На каторжный труд лиходейкой-судьбой обречен.
                    Как трудно словами измерить обиду и муки,
                    Как страшно поверить, как тяжко в душе перенесть,
                    Что цепи закона сковали мне волю и руки,
                    Что стал я бесправным и грязью обрызгана честь…

Вспоминает Станислав Гарнаев – старший сын Ю.А.Гарнаева: Вот очень интересно, что в лагере, мы по рассказам знаем, ни бумагу, ни перо не дают. Но папа находил все же где-то чернила. А бумаги не было. И он решил все же записывать. А на чем? И тогда он нарезал листы бумаги из использованных цементных пакетов.

Его досрочно освобождают в октябре 48-го. Лишенный воинского звания и наград, амнистированный, но не оправданный, Гарнаев возвращается в Подмосковье. Жена за это время нашла себе другого, жить негде, на работу с судимостью не берут… Но Юрий не сдается и страстно хочет вновь вернуться в небо.

Вспоминает Александр Акимов – начальник лаборатории ЛИИ имени М.М.Громова: Он говорит: я готов – что угодно, хоть уборщицей работать, но только на аэродроме. Ну, конечно, когда он говорил такие слова, он имел в виду, что, будучи на аэродроме, он, в конце концов, прорвется к своей любимой летной работе.

С большим трудом ему удается устроиться в Летно-исследовательский институт.

В 1949—1950 работал в Летно-исследовательском институте (ныне - ЛИИ имени М.М. Громова) технологом. Принимал участие в отработке системы дозаправки самолетов в воздухе. Иногда ему разрешают полетать на связном самолете По-2. Ю. Гарнаев уже начинает думать о возвращении на летную работу, но тут его подстерегает новая беда… Летом 1950 года на предприятиях начинается «чистка от чуждых элементов». Под этим предлогом из института увольняют многих летчиков-испытателей и инженеров.

Вспоминает Алексей Алексеев – бывший комендант аэродрома ЛИИ имени М.М.Громова:

Времена были такие, что было указание: кто был в заключении и кто был в плену, этих людей уволить… И под это тоже попал Юра.

Несмотря на очередной удар судьбы, Юрий Александрович не отчаивается. Он все равно остается работать в институте. Правда, теперь уже не на аэродроме, а заведующим клуба «Стрела» (г. Жуковский). Но мысль о возвращении в небо по-прежнему не покидает его.

С появлением реактивной техники в стране начинается разработка принципиально новых средства спасения летчика – катапультных кресел. В Летно-исследовательском институте проводят их испытания. Дело это чрезвычайно опасное, и поэтому желающих катапультироваться не так уж и много, но Гарнаев с радостью берется за смертельно опасную работу. Главное – он вновь на аэродроме, вновь в небе!

В январе-декабре 1951 года — парашютист-испытатель ЛИИ. Только за три месяца 1951-го Юрий Гарнаев выполняет 7 воздушных катапультирований. 14.07.1951 выполнил первое в стране катапультирование в скафандре, 14 июля катапультируется на скорости 900 км/ч. Для того времени это было рекордом.

А вскоре Юрий возвращается к главной мечте своей жизни – летной работе. С декабря 1951 года — на лётно-испытательной работе в ЛИИ.

В 1953 окончил курсы при Школе летчиков-испытателей.

В 1957 выполнил первый полет и провел испытания уникального летательного аппарата «Турболет», представлявшего собой ферменную конструкцию с вертикально установленным турбореактивным двигателем и струйными рулями, созданного в ЛИИ под руководством конструктора А.Н. Рафаэлянца.

В 1958 году он проводит уникальный летный эксперимент по отстрелу лопастей на вертолете Ми-4.

Провел ряд сложных испытательных работ на самолетах и вертолетах самых различных классов и назначений:

- Ми-3 на авторотации (1954 г.);

- опытных автопилотов на Ми-4 (1957 г.);

- испытания по отстрелу лопастей на Ми-4 (1958 г.);

- испытания МиГ-21Ф на максимальную скорость;

- испытания ряда опытных двигателей на самолётах-истребителях;

- средств спасения и силовой установки Ми-6;

- Ту-16 и Ан-10 на сваливание (1960 г.);

- Ту-104 на режимы невесомости;

- испытания скафандров на МиГ-15, Ил-28, Ту-14 (1951-1953 гг.).

Участвовал в испытаниях Як-24 (1953-1955 гг.), Ми-10 (1959 г.), Ка-22 (1962-1964 гг.); в отработке крыльевой заправки Ту-16 (1956 г.).
Ю.А. Гарнаев первым поднял в воздух самолет вертикального взлета и посадки Як-36.

Но случались и непредвиденные ситуации… 29 декабря 1962 года при выполнении испытательного полета на вертолете Ми-6 возникает пожар двигателей, вертолет начинает терять управление и входит в крутую спираль. Командир экипажа Юрий Гарнаева до последнего управляет машиной, давая возможность покинуть гибнувший вертолет всем членам экипажа. В последний момент у Гарнаева не сбрасывается пилотская дверь. Спасает богатый вертолет через аварийный люк кабины штурмана.

Всего через полтора года – 16 июля 1964 года на винтокрылке Ка-22 в полете отваливается правая мотогондола. Летчики уводят падающий винтокрыл от города и покидают машину в последний момент. Командир экипажа Герой Советского Союза С.Г. Бровцев погибает, попав под лопасти вращающегося винта, а Гарнаев остается жив только чудом.

Вспоминает Александр Акимов: …И Гарнаев выпрыгнул. Он сказал, что вот, я с такой силой оттолкнулся от борта, что до сих пор и еще потом месяц болела спина. А военный летчик Бровцев, по-видимому, не очень сильно оттолкнулся и попал в тянущий винт, его порубило винтом.

Через месяц – 21 августа 1964 года Юрию Александровичу Гарнаеву присваивается звание Героя Советского Союза за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники. В тот же день он удостоен почетного звания «Заслуженный летчик-испытатель СССР». Это был единственный в истории случай, когда летчик-испытатель в один день получил две такие высокие награды.

Ю.А. Гарнаев – неоднократный участник авиационных парадов над Москвой и международный авиасалонов. Весной 1966 года на вертолете Ми-6 он принимает участие в монтаже опор линии электропередач в швейцарских Альпах.

Летом 1967 года, после завершения авиасалона в Ле-Бурже, вертолет Ми-6ПЖ под командованием Гарнаева выполняет тяжелую работу по тушению с воздуха сильных лесных пожаров на юге Франции. Иногда за один день выполняется до тридцати вылетов!

Напряжение достигает предела, и случается непоправимое: 6 августа 1967 года в районе Марселя Ми-6ПЖ при тушении лесного пожара терпит катастрофу. Все члены экипажа погибают.

В сообщении ТАСС говорилось: «В воскресенье вечером, 6 августа 1967 года, во Франции при тушении большого лесного пожара, в сложных условиях гористой местности потерпел катастрофу вертолёт Ми-6. Экипаж в составе: командира корабля — Героя Советского Союза, заслуженного лётчика-испытателя СССР Ю.А.Гарнаева, второго пилота Ю.Н.Петера, штурмана В.Ф.Иванова, бортинженера С.А.Бугаенко, бортрадиста Б.Н.Столярова, инженеров-испытателей А.Я.Чулкова, В.П.Молчанова и двух французских специалистов: Сандоза и Тэпфера — погиб.»

Гарнаев сжимал органы управления в руках и продолжал ими работать до самой последней секунды, когда близ городка Ля Ров на юге Франции его многотонный вертолёт Ми-6, потерявший управляемость из-за разрушения хвостовой балки, уже плюхнувшись было вынужденно на более или менее удачную площадку сверху плоскогорья, вращаясь, сорвался с обрыва, обрушился вниз на пылающий в ущелье лес и горел там ещё почти пять часов…

Жил в городе Жуковский Московской области. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Награды:

-медаль «Золотая Звезда» № 11212, 21 августа 1964 года;

-орден Ленина (1964 г.);

-орден Отечественной войны 1 степени (1945 г.);

-орден Трудового Красного Знамени (1957 г.);

-медаль «За победу над Японией».

Его именем названы улицы в Балашове, Жуковском, Улан-Удэ, Феодосии; в Жуковском, на доме, где он жил, и в Балашове, на школе, носящей его имя, установлены мемориальные доски. В городе Ле-Ров (Франция) установлен памятник.

Литература:

1. «Аэроузел-2» Александр Гарнаев .

2. «Ты обещал вернуться» Г.Ю.Гарнаева.

3.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%B5%D0%B2,_%D0%AE%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

4. http://warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=580

5.http://publ.lib.ru/ARCHIVES/G/GARNAEV_Yuriy_Aleksandrovich/_Garnaev_Yu.A..html

9

Просмотров работы: 24