Отражение социального поведения подростков в кинематографе XX-XXIвв.

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Отражение социального поведения подростков в кинематографе XX-XXIвв.

Осипова Я.Л. 1
1Частное общеобразовательное учреждение Международная гимназия инновационного центра Сколково
Халимова А.С. 1
1Частное общеобразовательное учреждение Международная гимназия инновационного центра Сколково
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Современный мир предоставляет много возможностей для реализации интересов людей разного достатка, возраста и потребностей. По словам родителей «в их времена» такого выбора не было, правда ли это? и что изменилось? - стали ключевыми вопросами, которые определили тему моего исследования: изменение социального поведения подростков разных поколений XX-XXI вв.

Изначально нужно проработать понятия, а именно нас интересует «социальное поведение». Следует отметить, что в научной литературе нет единого определения понятия социальное поведение. Так C.А. Митрюшин в статье «Понятие «Социальное поведение» в социологической науки» указывает на то, что ряд ученых, под социальным поведением подразумевают определенную сторону деятельности и взаимодействия индивидов и социальных групп. Каждый человек в силу своих индивидуальных свойств и особенностей становится самостоятельным субъектом деятельности, а общество - условием формирования его деятельности. Следовательно, поведение человека – лишь форма его деятельности, ее внешняя сторона. Поведение ребенка, его образ жизни «является зависимым условием, так как детерминирован не только особенностями ребенка, но и средой его жизни»1, формируемой взрослым окружением, поэтому акцент данного исследования сделан на взаимодействие взрослого и подростка как «самостоятельных субъектов деятельности, сфера активности которых социально обусловлена»2, субъектов социального поведения.

XX век – век кино, которое стало одним из наиболее любимых способов организации досуга, времяпровождения. Мне кажется, что вполне справедливо считать кинематограф - лучшим иллюстратором современных явлений зеркалом, «калькой» социальных процессов. Кино дает нам возможность обратиться к прошлому, увидеть образ человека определённой эпохи, группы людей или целой страны. В работе с кинематографом очень важно соблюдать принцип историзма (как и в любом гуманитарном исследовании), мы должны понимать в какой период снимался фильм, кто его снимал, т. е. личность режиссера, по какой инициативе или по какому заказу фильм был создан, социально-политическую ситуацию и идеологическую картину в стране на момент съемок. От вышеуказанных критериев будет зависеть содержание фильма, поэтому какие-то проблемы будут скрыты, какие-то напротив приумножены. Но тем не менее, нам кажется уместным считать, что проблема детства и подростков не находилась в центре политической борьбы, в центре политической жизни, по

этому отражению в кинематографе социального поведения подростков мы можем относительно доверять.

Цель исследования: выявить и объяснить изменения социального поведения подростков разных поколений 20-21 веков, опираясь на кинематограф.

Для реализации цели исследования были сформированы следующие задачи:

Выбрать фильмы о подростках, которые описывают жизнь сверстников в разные периоды XX-XXI вв.

Провести анкетирование среди моих сверстников, и выявить какие фильмы о современных подростках являются наиболее популярными.

Выделить критерии для сравнения фильмов.

Сравнить фильмы по предложенным критериям, выделить общее и различное в социальном поведении, объяснить изменения.

Сделать общий вывод.

Источники моего исследования можно условно разделить на несколько групп:

Данные опроса сверстников.

Художественные фильмы: «Республика ШКИД», «Посторонним вход В», «В метре друг от друга».

Научные статьи и труды по истории: Элем Климов «Теоретическая часть дипломной работы – фильма «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещён»., Д. Козлов «Республика ШКИД» и школа им. Достоевского в контексте педагогических дискуссий 20-60-х гг. XX века», А. Н. Сахаров. «История России с древнейших времен до наших дней» и другие.

II. Сравнительный анализ социального поведения подростков на примере фильмов «Республика ШКИД», «Посторонним вход В», «В метре друг от друга»

Для реализации исследования мной был проведен опрос 62 подростков в возрасте 12-14 лет. Подросткам был задан следующий вопрос «Какие фильмы о современных подростках Вам нравятся?». На диаграмме №1 видно распределение интересов опрошенной группы.

По результатам опроса выяснилось, что 90% участников отдают предпочтение фильмам «фентези», содержание которых не отвечает целям данного исследования, поэтому вопрос о выборе материала для анализа оставался не закрытым.

Началом или зарождением «гуманистической педагогики» в Советской России, в которой делается «упор на интеллектуальное развитие, поощрение творчества подростков, внимание к личности ребенка, авторский стиль преподавания»3 и которая сегодня лежит в основе многих педагогических методик обучения и воспитания детей, можно считать педагогические принципы, описанные в повести Г.Г. Белых и Л. Пантелеева «Республика ШКИД» (1927), поэтому «началом» нашего исследования был выбран фильм по одноименной повести «Республика ШКИД», «робкие» шаги в сторону личности ребенка в начале 20-х годов стали поиском новых подходов к обучению в 60-х годах, поэтому «Посторонним вход воспрещен» - стал промежуточным звеном в анализе подходов к формированию образа жизни детей, современная педагогика делает акцент на индивидуальность ребенка, поэтому исследование завершается фильмом «В метре друг от друга», как картина нашедшая поклонников среди моих одноклассников (4% участников опроса).

2. 1. Определение критериев для выявления изменений поведения подростков

В 1966 году фильм «Республика ШКИД” стал одним из лидеров проката, снятый по одноименной книге Леонида Пантелеева и Григория Белых. Фильм «Республика ШКИД» пытались запретить, по мнению цензуры фильм напоминал «энциклопедию для хулиганов», поэтому из задуманного 2-х серийного фильма на открытии Дома творчества кинематографистов в Репино режиссер Геннадий Полока продемонстрировал 1,5 часовую картину «Республику ШКИД», которая завоевала сердца коллег-режиссеров и картина вышла в широкий прокат.

В фильме «Республика ШКИД» показывается тяжелое послевоенное время (20-е года XX века), жизнь беспризорников в школе и трудности, с которыми они сталкиваются. Фильм отражает реальные исторические события: школа-коммуна им. Достоевского существовала в послевоенное время в г. Ленинград и занималась перевоспитанием сложных подростков. Настоящий директор «ШКИД», Виктор Николаевич Сорока-Росинский, возглавлял школу с 1920 по 1925 год. В 1925 году был вынужден оставить пост директора, но до конца своих дней он продолжал преподавать, вся его жизнь была связана с воспитанием трудных подростков.

Фильм «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён!» отражает жизнь подростков 60-ых годов, в картине показано лето детей в пионерском лагере «Орленок». Этот фильм был дипломной работой начинающего режиссёра Элема Климова, студента ВГИКа.

«В метре друг от друга» - современный фильм о двух влюбленных подростках, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, оба имеют смертельное заболевание, но у каждого есть шанс выжить. Режиссер мелодрамы Джастин Бальдони в интервью рассказал о том, что фильм не был основан на реальных событиях. Режиссер и актеры главных ролей провели много времени с людьми, страдающими муковисцидозом, и попытались отразить их истории в картине. Большой вклад в создание фильма внесла YouTube-блогер Клэр Вайнленд. Девушка прославилась благодаря своим роликам, в которых рассказывала о том, каково это – жизнь со смертельно опасной болезнью. Режиссер «В метре друг от друга» попросил К. Вайнленд стать консультантом фильма, она приняла предложение и вложила большой вклад в создание фильма, попыталась сделать ленту живой и настоящей, передать личный опыт и переживания.

Для сравнения фильмов были выбраны следующие критерии:

1. организация дня (досуг) ребенка взрослыми;

2. проблемы детей (что волновало);

3. потребности и интересы подростков (что было интересно, к чему стремились).

2.2. Анализ фильмов «Республика ШКИД», «Посторонним вход В», «В метре друг от друга» по выделенным критериям

При анализе фильма «Республика ШКИД» мне удалось выявить следующие особенности жизни детей в послевоенное время 20-х годов. Учителя-воспитателя детской колонии ШКИД составляли детям расписание, по которому проходил их день, а именно: организованное питание (завтрак, обед и ужин), гигиенические процедуры и обязательное обучение. Формы досуга, которые предлагали взрослые: постановка спектакля «Двенадцать», спорт, музыка. В фильме мы можем увидеть сцену, где директор знакомит детей с учителями, в числе которых присутствует преподаватель гимнастики.

Проблемы детей в возрасте от 10 до 16 лет, показанные в фильме, были следующими: плохое поведение учеников, которые срывали уроки, убегали из школы, устраивали бунты учителям, дрались, неответственно относились к учебным занятиям; голод и нехватка материальных благ - ключевая проблема подростков начало 20 -х гг. Подростки воровали друг у друга вещи, например, Мамочка украл ботинки друга, отбирали хлеб друг у друга во время обеда, давали хлеб в долг. Не менее важной проблемой подростков начала 20-х гг. была проблема взаимоотношения со сверстниками: качество, которое ценилось среди подростков - взаимовыручка и преданность, помощь друг другу. Особенно интересен эпизод, в котором вновь прибывший ученик Пантелеев не рассказал взрослым об издевательствах в свой адрес со стороны «друзей», хотя сам пострадал от этого. После данного поступка его стали уважать шкидовцы.

Интересы и потребности детей в фильме показаны с помощью разных жизненных ситуаций, в которых проявляются разнообразные интересы и таланты подростков того времени. Сцены драк показывают как подростки пытались самоутвердиться, стать более авторитетными, выборы в республике помогли проявить лидерские качества подростков, творческое начало детей показано через музыкальные сцены, в которых «хулиганы» играют на музыкальных инструментах: фортепиано и гитаре, поют в хоре или солируют, а значит обладают хорошими вокальными данными, а некоторые сочиняли гимн, значит были расположены к поэзии.

Администрацией была предложена новая форма управления школой – система самоуправления, в которой дети выполняют обязанности взрослых, а именно, у каждого появилась своя зона ответственности: ответственный за гардероб, за приготовление пищи, за уборку и т.д. Интересно, что внесение новых правил со стороны взрослых – система самоуправления - вызвала интерес у детей и изменила поведение подростков. Шаг навстречу детям со стороны взрослых изменил отношение воспитанников к ним, стали слышать друг друга, говорить на одном языке и договариваться.

“Посторонним вход воспрещен” – фильм о жизни детей 60-ых годов.

В картине показаны летние детские каникулы в пионерском лагере подростков от 7 до 15 лет. Дети живут в системе правил, установленных директором лагеря Дыниным. Анализируя поведение главного героя фильма, Кости Иночкина, и его друзей, мы можем определить особенности социального поведения детей 60-ых годов.

Аналогично порядкам в республике «ШКИД» пионеры лагеря жили по установленному расписанию дня, в которое входило трехразовое питание (завтрак, обед, ужин), утренняя зарядка, плавание (спорт) и другие занятия. Развлекательные мероприятия, которые были организованы администрацией лагеря отличались от мероприятий в республике «ШКИД» тем, что в первую очередь ориентированы на демонстрацию успехов детей родителям, которые должны были приехать в «родительский день». Подготовленные выступления детей включали в себя спектакль про космос и Гагарина, игры с родителями, костюмированные выступления во главе с символом советской эпохи-кукурузой.

Интересы детей показаны в фильме через самореализацию личных успехов детей в спорте (плаванье, халохуп), творчестве (игра на музыкальных инструментах, танцы). Особенностью подростков 60-ых годов было желание девочек быть красивыми, использовать макияж для того, чтобы быть привлекательными.

Не смотря на созданные «идеальные» условия для отдыха детей, подростки проявляли собственное отношение к этим условиям через нарушение установленных правил и порядков. Примерами такого поведения стали случаи с побегом Кости Иночкина на другой берег реки, его тайное возвращение в лагерь после изгнания и проживание в секретном месте, массовое «заболевание» товарищей для отмены «родительского дня»,ради сохранения секрета Иночкина.

Дружба и предательство во все времена были важными составляющими взаимоотношении со сверстниками среди подростков. Как «шкидовцы» заступились за Мамочку в драке, так и товарищи Кости не побоялись обжечься крапивой ради симуляции ветрянки, чтобы отменили «родительский день», отдавали часть своего завтрака-обеда в общую тарелку для друга, разыгрывали музыкальные концерты с целью отвлечь директора от тайного жилища друга.

Дружба основана на доверии, которое поддерживается взаимовыручкой и взаимопониманием. Нарушение этих негласных правил приводит к осуждению со стороны товарищей и получению «ярлыка» «предателя». Таким в «посторонним вход В» стал мальчик, который по просьбе Дынина нарисовал стенгазету с унизительным изображением Иночкина. Тема предательства в фильме раскрывается через героя- осведомителя директора о проказах детей. Казалось бы директор лагеря должен показывать пример «правильного» поведения, а он поддерживает систему «стукачества» и доносов, в отличии о детей, осуждающих такой тип поведения. Такое отношение со стороны взрослых создавало среди детей недоверие ко всем сотрудникам лагеря до тех пор, пока вожатая и повар не поддержали Иночкина и не помогли ему выйти из убежища.

Фильм «В метре друг от друга» показывает жизнь подростков спустя почти сто лет с даты создания «Республики «ШКИД».

В фильме мы наблюдаем за жизнью двух влюбленных подростков, оказавшихся в больнице из-за вражденного заболевания - «муковисцидоз», из-за которого они не могут приблизиться друг к другу ближе, чем на метр.

Интересно, что форма организации жизни детей ничем не отличается от правил 20-х или 60-х годов 20 века: подростки живут по определенному распорядку, выполняя обязательные лечебные процедуры, учебные задания и занимаясь спортом в меру своих возможностей.

Интересы героев разительно отличаются от интересов детей прошлого века: скейбординг, ведение видео-блога, программирование, слушание музыки, просмотр фильмов, рисование, общение в социальных сетях. Такие формы самовыражения и увлечений определяются как технологическими возможностями современного мира, так и социальным благополучием.

Стелла показана как фанатичный перфекционист, раскладывающий лекарства по коробочкам в определенном порядке и цвету, уделяющий много внимания следованию правил (своевременный прием лекарств, идеальный порядок комнате).

Не смотря на относительную свободу со стороны взрослых в выборе занятий, питания, общения и перемещения, герои нарушают границы чтобы скрыться от контроля взрослых, стать более самостоятельными и получить новый опыт. Так, например, Стелла и Уилл забираются на крышу, чтобы окунуться в атмосферу ночного города, сбегают из больницы, чтобы посмотреть на «огни», до которых добраться не смогли. Цель стала предлогом остаться наедине влюбленным. День рождения – один из поводов нарушить установленный порядок: зажечь свечи, собраться компанией и стащить из столовой вкусной еды ради того, чтобы разделить радость с друзьями.

Дружба и общение - главные приоритеты подростков, для них важно соучастие и поддержка друг друга: Стелла страдает после смерти сестры и друга, для героини важна поддержка и любовь близких людей, ей важно быть нужной и услышанной интернет-аудиторией, а также заботиться о других. Бережное отношение к чувствам и мечтам другого меняет мировосприятие Стеллы и заставляет понять ее, что раньше она «жила, чтобы лечиться, а не лечилась, чтобы жить». Такие поступки как: спасение Уиллом Стеллы из-под льда и возвращение ее к жизни вопреки, поскольку Уилл нарушил главное правило сохранения своей жизни – не прикасаться к человеку с аналогичным заболеванием, он сделал искусственное дыхание, чем спас ее жизнь; уходя из жизни, Уилл реализовал мечту любимой – оказаться в свете новогодних гирлянд, подарил альбом с рисунками о прекрасных моментах ее жизни.

2.3. Черты сходства и различия в социальном поведении подростков XX-XXI века

Образ жизни ребенка рассматривается «через последовательную смену форм существования, которые изо дня в день повторяются, а именно «разнообразных видов занятий ребенка (учеба, игры, спорт, самообслуживание и т.д.»4. Просмотрев 3 фильма о совершенно разных поколениях подростков, а именно, подростках 21 века, подростках 60-х и 20-х гг. XX в., я пришла к выводу, что несмотря на исторический контекст, в социальном поведении трех поколений есть много общих черт и различий.

Сходство заключается в том, что жизнь подростков всегда была определена и находилась под контролем взрослых, именно они организовывали учебную деятельность, их быт и досуг. Тема конфликта взрослого и ребенка также является ключевой во всех 3 фильмах. Противостояние подростков, свойственное всем поколениям, выражается одним и тем же социальным действием – нарушением детьми установленных взрослыми правил и границ взаимодействия. Объяснение этому явлению необходимо искать не только путем «выявления субъективных намерений индивида», но и путем «изучения конкретных исторических мотивов поведения человека»5.

Если в 20-х годах, в тяжелое послевоенное время, основной задачей ребенка, тем более беспризорника, было инстинктивное желание – выжить, а значит украсть, обхитрить, обмануть – были самыми простыми формами его выражения права на жизнь. В 60-х годах, в условиях советского равноправия и единообразия, возможность выделиться из массы – стать лучшим пловцом, известным хулиганом, - было способом заявить о себе, почувствовать свободу в условиях общей «одинаковости». Образ жизни современного подростка позволяет достигать поставленных целей ребенку также путем нарушения правил, но по совершенно другим мотивам.

В фильме « В метре друг от друга» два влюбленных подростка, нарушают правила не ради выживания, забавы или самоутверждения в глазах других, а ради личного желания остаться наедине, без взрослых, контролирующих их поведение, без ограничений во времени и условий, в которых они должны находиться. Встретив друг друга, они поняли, что живут всего лишь раз и им этот «раз» важен как никому другому, ведь с их диагнозами больше трех лет после их встречи не прожить, значит нужно делать все для того, чтобы прожить каждый момент полноценно. Физически дети не ограничены в пространстве, поскольку взрослые им доверяют, но подростки нарушают внегласные границы и покидают больницу без предупреждения сотрудников, хотя на улице зима и это опасно для их жизней. В данном случае, причиной нарушения правил стал внутренний мотив детей – любовь.

К общим ценностям, которые лежат в основе социального поведения в группе, объединяющим подростков разных поколений, всегда были и остаются такие понятия как дружба, преданность и доверие . Всегда были подростки, которые показывали пример самоотверженной преданности (скрыть от взрослых обиду на «друзей» - «Республика «Шкид», залезть в крапиву ради друга - «Посторонним вход воспрещен», спасти утопающего из ледяной воды - «В метре друг от друга»), а также те, которых осуждали за предательство и изгоняли из группы («друг» изобразил Иночкина на плакате, несущим унизительный для Иночкина смысл в фильме «Посторонним вход В» ).

Переходя к теме различий можно обратиться к словам Боровской Е.В. «форма, в которой представлены занятия ребенка, является лишь оболочкой способа его бытия», поэтому именно интересы и предмет переживаний ребенка отражают сущность его бытия и мотивы его социального поведения, а эти сферы жизни подростка претерпели сильные изменения за последние сто лет. Интересы детей 20-х годов - прогулки в компании друзей на улице, проказы, творческие умения, дети 60-х находят общие интересы в групповых играх или соревнованиях, стараясь проявить лидерские качества, тем самым повышая свой авторитет, желание девочек быть красивыми, интересы детей 21 века - новый уровень технологических и социальных возможностей: скейтбординг, рисование, ведение видео-блога, общение в соцсетях, по видео связи, программирование, слушание музыки, просмотр фильмов и многое другое. Большинство современных интересов - это интересы, которые связаны с появлением новых технологий и интернета. Технологическая революция конца 20 в. и переход человечества в виртуальное пространство общения и коммуникации привнесло не только новые возможности в части доступа к источникам информации, но и привнесло много новых ограничений, не известных ранее, а именно: различные зависимости, связанные с телефонами/компьютерами, общением с интернет-друзьями, которые вряд ли смогут помочь тебе в трудную минуту, созависимостью с гейм-персонажами, из-за чего некоторые люди не выходят на улицу, думая, что без них в игре умрет какой-то персонаж, убивая себя, свое здоровье. Подростки теряют связь с реальным миром, возможность жить, любить, дружить, мечтать, отдавая предпочтение виртуальному миру.

Заключение

В процессе данного исследования была поставлена цель - выявить и объяснить изменения социального поведения подростков разных поколений 20-21 веков через анализ кинематографического материала на примерах 3 фильмов о подростках 20-х годов, 60-х и моих сверстниках – «Республика ШКИД», «Добро пожаловать, или Посторонним вход В», «В метре друг от друга» соответственно. Выделено 3 критерия для сравнения социального поведения: организация дня (досуг) ребенка взрослыми, проблемы детей (что волновало), потребности и интересы подростков (что было интересно, к чему стремились).

Пришла к следующим выводам:

Социальное поведение подростков обусловлено общепринятой формой социального взаимодействия со взрослыми – правилами поведения, которые дети нарушают в своем естественном стремлении познавать мир и расширить свои знания о нем.

В обществе главными ценностями остаются любовь, дружба, преданность, осуждение предательства.

Современное воспитание подростков дает больше свободы, права выбора и выражения собственного мнения. Интерес к индивидуальности подростка заставляет взрослых учитывать его психологические особенности: его чувства, внутренние переживания и проблемы.

Развитие новых интересов, потребностей подростков связано с появлением современных технологий, предоставляющих другие возможности и накладывающих ограничения.

Итак, на примере трех фильмов мы увидели формы разного социального поведения подростков, выявили общие тенденции и различия в мотивах поступков детей, учитывая исторический контекст событий.

Исследование было интересным для меня, поскольку авторы фильмов кроме того, что сохраняют исторические события на пленке, заставляют зрителей анализировать поступки людей, вызывая разные чувства, радость и слезы, заставляют переосмыслить личное отношение к проблемам другого и своим собственным, путем сравнения. Это исследование позволило мне оказаться в роли «критика-исследователя», а не привычной для меня роли зрителя, что позволило мне шире взглянуть на проблемы, которые показываются в фильмах, находить аналогии в других картинах, обобщать и находить новые смыслы в затронутых вопросах.

Список используемой литературы и источников

Климов Э. «Теоретическая часть дипломной работы – фильма «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещён» // Киноведческие записки, № 68, 2004 [Электронный ресурс]

URL: http://www.kinozapiski.ru/ru/article/sendvalues/22/

Козлов Д. «Республика ШКИД» и школа им. Достоевского в контексте педагогических дискуссий 20-60-х гг. XX века» // Мир науки, культуры, образования, № 4, 2010

Митрюшин C.А. «Понятие «Социальное поведение» в социологической науки» // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова, т. 14, 2008

Боровская Е.В. «Образ жизни школьника как условие становления его личности», 2009

Сахаров А. Н. История России с древнейших времен до начала XXI века. Москва, 2014

«Республика ШКИД». Киностудия «Ленфильм», 1966

«Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Киностудия «Мосфильм», 1964

«В метре друг от друга». CBS Films, 2019

1 Боровская Е.В. «Образ жизни школьника как условие становления его личности», автореферат, 2009, стр. 10

2 Митрюшин С.А. «Понятие «социальное поведение» в социологической науке»//

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика 2008, №1, стр.22

3Козлов Д. «Республика ШКИД» и школа им. Достоевского в контексте педагогических дискуссий 20-60-х гг. XX века» // Мир науки, культуры, образования. 2010, №4, стр.73

4 Боровская Е.В. «Образ жизни ребенка школьного возраста как условие развития и формирования его личности» // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2008, т.14 стр. 24

5 С.А. Митрюшин «Понятие «социальное поведение» в социологической науке»// Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2008, №1, стр.23

Просмотров работы: 25