Введение
В современном мире все чаще можно столкнуться с действиями, далекими от обычных общепринятых, связанными с непринятием существующего государственного или общественного порядка, осуществляемыми в незаконных формах. Иногда такие действия могут стать массовыми и нанести огромный ущерб обществу, религии, экономике и политике страны.
В 5 части 13 статьи Конституции РФ записано, что государство запрещает создание таких общественных объединений, которые стремятся изменить наш конституционный строй, подрывают безопасность государства, создают вооружённые формирования, разжигают социальную, расовую и религиозную рознь.
В настоящее время основной формой деятельности, подрывающей безопасность государства и его жителей, является размещение экстремистских материалов в сети Интернет. Неоднократно в социальных сетях я натыкался на закрытые группы, пропагандирующие экстремистские действия, направленные на возбуждение ненависти, а также на унижение достоинства человека, либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения и отношения к религии, в которые вступали мои знакомые и друзья. Это такие группы, как: ZABIV, Юность на поляне, Сумасшедший Офник, ULTRAPIR и тому подобное. Под влиянием социальных и иных факторов в подростковой среде формируются радикальные взгляды и убеждения на недостатки политики, экономики и социальной структуры страны. Таким образом, подростки пополняют ряды экстремистских и террористических организаций, которые активно используют российскую молодежь в своих политических интересах.
В августе 2009 Москве задержан несовершеннолетний экстремист правого толка, который, по данным МВД России, готовил серию масштабных терактов. В сообщении говорится, что оперативники поймали нациста в последний момент: он уже направлялся к месту совершения преступления, и через несколько часов должны были прогреметь взрывы. Самодельные бомбы юноша планировал заложить у памятника героям Великой Отечественной войны в парке «Кузьминки», а также в местах большого скопления горожан
Цель: изучить отношение учащихся МОУ СОШ №82 к проблеме экстремизма.
Объект исследования: ученики 8-10 классов МОУ СОШ №82 г. Черноголовка
Предмет исследования: отношение подростков к экстремизму
Методы исследования:
Теоретический: изучение и анализ литературы и интенет-ресурсов;
Эмпирический: социологический опрос-анкетирование, сравнение показателей каждой параллели.
Задачи:
Изучить литературу по тематике: «Экстремизм среди подростков»;
Составить анкеты для проведения опроса;
Провести анкетирование среди учащихся 8-10 классов МОУСОШ №82;
Организовать и провести качественный анализ результатов;
Сделать выводы.
Глава 1. Экстремизм в подростковой среде
1.1. «Экстремизм» и «Экстремистские» сообщества – что такое?
Экстремизм (от лат. extremus — крайний, чрезмерный) — приверженность крайнимвзглядам, методам действий (обычно в политике).
Экстремизм в России - это и ложные обвинения лиц, занимающих государственные посты, нарушение прав граждан в зависимости от их национальной, религиозной и т. д. принадлежности, воспрепятствование осуществлению избирательных прав и т.д.
Экстремистское сообщество - организованная группа лиц, созданная для подготовки или совершения по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы преступлений.
Преимущественно групповой характер подросткового экстремизма, спонтанность и непредсказуемость придают данному явлению особую общественную опасность
1.2. Виды экстремизма
Политический– крайние взгляды в отношении политической системы. Непримиримость к иным политическим партиям.
Националистический– радикальные идеи и действия в отношении представителей иной народности, национальности, этнической группы.
Религиозный– пропаганда истинности одного вероучения; стремление к устранению представителей иной веры вплоть до физического истребления.
Экологический – радикальные взгляды в отношении организаций и предприятий, способствующих ухудшению экологической ситуации. Проявляется в акциях и диверсиях против виновников экологических преступлений.
Антиглобалисткий – радикальные взгляды и агрессивное поведение в отношении организаций, влияющих на глобализацию в экономическом, политическом, культурном пространстве.
Моральный– крайняя нетерпимость к нравственным нормам и правилам поведения определенного типа, Примерами могут выступать резкая критика распущенности, сквернословия.
Подростково-молодежный – взгляды и типы поведения молодых людей, основанные на принципах силы, агрессии в отношении окружающих, вплоть до насилия и убийства.
1.3. Статистика экстремистских объединений
Распространение молодежного и подросткового экстремизма - одна из острейших проблем современной России. Растет количество преступлений, повышается уровень насилия, его характер становится все более организованным. По данным МВД РФ, сегодня в стране действуют около 150 экстремистских подростковых и молодежных группировок. В их деятельность вовлечены почти 10 тысяч человек, на учете органов внутренних дел состоит 302 неформальных молодежных и подростковых объединения, 50 из которых представляют наибольшую общественную опасность.
В среднем до 80 % участников группировок экстремистской и террористической направленности составляют молодые люди в возрасте от 13 до 18 лет.
1.4. Кто обычно попадает под влияние экстремистских группировок и каковы причины роста возникновения экстремистского поведения?
Мотивами вступления в экстремистские группы являются:
направление на активную деятельность
стремление к индивидуальному самовыражению и общению с людьми, разделяющими их убеждения
ориентация на агрессивное поведение,
стремление выразить протест и почувствовать свою независимость.
Наиболее опасным, с точки зрения вхождения в поле экстремистской активности, является возраст от 14 до 18 лет. На это время приходится наложение двух важнейших психологических и социальных факторов. В психологическом плане подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, поиском смысла и ценности жизни. Именно в это время подросток озабочен желанием найти свою группу, поиском собственной идентичности, которая формируется по самой примитивной схеме «мы»? «они». Также ему присуща неустойчивая психика, легко подверженная внушению и манипулированию.
Экстремизму подвержены как отдельные люди, так и организации, преимущественно политические. Среди политических экстремистских действий можно отметить провокацию беспорядков, террористические акции, ведение партизанской войны. Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения. Росту экстремизма обычно способствуют социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня основной массы населения и т.д.
В перечень основных причин роста экстремистского поведения подростков исследователи склонны включать следующие: социальное неравенство, желание самоутвердиться в мире взрослых, недостаточную социальную зрелость, а также недостаточный профессиональный и жизненный опыт, а, следовательно, и сравнительно невысокий социальный статус. Подросткам свойственна психология подражания, что в условиях острого социального кризиса является почвой для агрессивности и подросткового экстремизма.
Поиск идентичности, попытки закрепиться в жизни ведут к неуверенности, желанию сформировать круг близких по духу людей, найти ответственного за все беды и неудачи. Таким кругом вполне может стать экстремистская группировка, неформальное объединение, политическая радикальная организация.
Следует отметить, что необходимо большее внимание детям и подросткам по двум причинам:
Агрессивное поведение с чертами расовой, этнической и религиозной неприязни возникает на ранних стадиях индивидуального развития, и если остаётся без должного внимания то, может закрепиться или обостриться по мере взросления индивида. Следовательно, чем скорее начнётся работа с моделями агрессивного поведения, то тем больше шансов избежать агрессивного поведения во взрослой жизни;
Серьёзные формы насилия, распространённые среди подростков, причиняют вред большему количеству людей.
1.5. Основные особенности экстремизма в подростковой среде
Экстремизм формируется преимущественно в маргинальной среде. Он постоянно подпитывается неопределенностью положения подростка и его неустановившимися взглядами на происходящее.
Экстремизм чаще всего проявляется в системах и ситуациях, характерных отсутствием действующих нормативов, установок, ориентирующих на законопослушность, согласием с государственными институтами.
Экстремизм проявляется чаще в тех обществах и группах, где низкий уровень самоуважения или же условия способствуют игнорированию прав личности.
Экстремизм соответствует обществам и группам, принявшим идеологию насилия и проповедующим нравственную неразборчивость, особенно в средствах достижения целей.
Экстремизм характерен для общностей не столько с так называемым «низким уровнем культуры», сколько с культурой разорванной, деформированной, не являющей собой целостности.
1.6. Уголовная ответственность на территории РФ за экстремистскую деятельность
В России запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Чаще всего граждане РФ подвергаются уголовному преследованию за:
призывы к экстремистской деятельности;
оправдание терроризма и экстремизма;
реабилитацию нацизма;
оскорбление чувств верующих;
демонстрацию запрещенной символики;
распространение экстремистских материалов.
Глава 2. Практическая часть (основная)
2.1 Анкетирование
В МОУ СОШ №82 мною было проведено анкетирование, которое состояло из 12 тестовых вопросов (Приложение 1). Были отпрошены ученики 8-10 классов, в общей сложности в работе приняло участие 78 человек. Участникам предлагалось выбрать один из вариантов ответов, который наиболее совпадает с их точкой зрения.
Нами были получены следующие результаты:
Достаточно большое количество учеников считают, что экстремизм – это способ восстановить справедливость или допустимость крайних мер, что не совсем верно. (Приложение 2)
Вывод: учащиеся имеют недостаточное представление о значении слова экстремизм. И по собственному не знанию, могут оказаться вовлечены в данные организации.
2. 44% учащихся школы считают, что профилактика экстремизма должна проводиться в большей мере правительством страны, а образовательное учреждение и семья практически не должны касаться проблеме экстремизма. Но большая доля актов насилия и нетерпимости происходит в стенах общеобразовательных учреждений, непосредственно за её пределами, там, где дети и подростки проводят значительную часть времени и завязывают социальные отношения. Поэтому школы - это «горячие точки» агрессии, и в тоже время они должны выступать в качестве арены осуществления антинасильственных программ. (Приложение 3)
3. Большинство учащихся всех параллелей считают, что экстремизм возникает из-за социально-экономических недовольств народа и подсознания людей. (Приложение 4)
4. Больше половины учащихся считают проблему экстремизма не актуальной, но все же количество учащихся, думающих обратно тоже велико, разница настолько незначительна, что мы можем сказать о равенстве учеников, не считающих проблему экстремизма актуальной и считающих. (Приложение 5)
Вывод: учащиеся не знают, о том, что борьба с экстремизмом в нашей стране одна из главных проблем государства.
5. Для 95% учащихся нашей школы не важна национальность человека, и она никак не влияет на отношение к людям, но все же есть люди, которым национальность знакомого или друга важна, в основном это в 8 и 10-х классах, а вот в 9-х классах национальность человека при выборе друга не имеет никакого отношения. (Приложение 6)
Вывод: риск возникновение экстремизма на национальной почве, среди учащихся МОУ СОШ № 82, не велик.
6. 41% учащихся хотя бы 1 раз доводилось сталкиваться с проявлением экстремизма, а 12% сталкиваются часто, и они в будущем могут быть вовлечены в экстремистскую деятельность. (Приложение 7)
Вывод: проблема экстремизма среди учащихся 8-10 классов в 82 школе носит актуальный характер.
6. Среди друзей и знакомых учеников 8, 9, 10 классов есть не мало (20%) людей, придерживающихся экстремистских взглядов, в основном это у учеников 9-х и 10-х классов, но и у учеников 8-х классов есть друзья, придерживающиеся экстремистских взглядов (Приложение 8)
Вывод: данные ученики могут оказывать влияние на своих друзей или призывать их к экстремистской деятельности.
2.2 Заключение (выводы)
Большинство учащихся имеют неполное или ложное представление о причинах формирования экстремизма в современном обществе. Также они не знают, что борьба с экстремизмом в нашей стране одна из главных проблем государства.
Велика вероятность того, что учащиеся 8-10 классов МОУ СОШ №82 могут быть вовлечены в экстремистскую деятельность. Эту проблему можно решить проведением профилактической работы в стенах школы среди учеников 8-10 классов.
Однако, по результатам анализа данных опроса можно сделать вывод, что большая часть опрошенных не считает нужным проводить профилактические работы в стенах образовательного учреждения.
Список литературы
Методические рекомендации «О современных формах работы с обучающимися образовательных учреждений по профилактике экстремистских проявлений среди несовершеннолетних»
Режим доступа:http://p.120-bal.ru/psihologiya/29152/index.html?page=3
Профилактика экстремизма в подростковой среде
Режим доступа: https://infourok.ru/profilaktika-ekstremizma-v- podrostkovoy-srede-1271887.html
Понятие и сущность экстремизма в Российской Федерации
Режим доступа: http://refleader.ru/jgeqasatypolotr.html
Экстремизм
Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Экстремизм
Понятие экстремизма. Административная и уголовная ответственность за экстремизм.
Режим доступа: https://sch46.edusev.ru/activity/semejnye_sovety/post/193031
Приложение 1
1. Что такое экстремизм?
а) Один из тех факторов, который дестабилизирует жизнь общества и подрывает устойчивость развития государств;
б) Пропаганда насилия;
в) Способ восстановить справедливость;
г) Допустимость использования крайних мер.
2. Кому принадлежит особая роль в профилактике экстремизма?
а) семье;
б) образовательному учреждению;
в) правительству страны;
г) комплексная работа.
3. Какова причина возникновения экстремизма?
А) религиозные течения;
Б) подсознания людей;
В) социально-экономическое недовольство народа;
Г) финансовые проблемы.
4. Считаете ли Вы проблему экстремизма актуальной для Российской Федерации?
а) Да, считаю;
б) Нет, не считаю.
5. Влияет ли для Вас национальность на отношение к человеку?
а) Конечно, да;
б) Не одобряю плохого отношения к другим национальностям’;
в) Мне безразлично.
Приложение 1
6. Какие проявления экстремизма кажутся Вам наиболее опасными для общества?
a) Политические убийства, физические расправы;
б) Осквернение, разрушение памятников, могил, организация массовых драк;
в) Унижения, оскорбления, угрозы в адрес людей других национальностей, вероисповеданий;
г) Призывы к запрету существующих партий и движений.
7. Какие способы профилактики экстремизма наиболее приемлемы с Вашей точки зрения?
а) Радикальные, допускающие ужесточение уголовной ответственности за экстремизм, недопущение создания и функционирования новых религиозных и национальных объединений;
б) Способы, основанные на опыте цивилизованных зарубежных стран в профилактике экстремизма;
в) Либеральные, предполагающие лишь административную ответственность за экстремизм, позволяющие создание и функционирование новых религиозных и национальных объединений, отсутствие всякой цензуры.
8. Приходилось ли Вам сталкиваться с проявлениями экстремизма в повседневной жизни?
а) Сталкиваюсь достаточно часто;
б) Сталкивался(ась) несколько раз;
в) Сталкивался(ась) однажды;
г) Не приходилось сталкиваться.
9. Сталкивались ли Вы с дискриминацией по национальному, религиозному или иному признаку в отношении Вашей личности?
а) Сталкиваюсь достаточно часто;
б) Сталкивался(ась) несколько раз;
в) Сталкивался(ась) однажды;
г) Не приходилось сталкиваться.
Приложение 1
10. Знаете ли вы, что Конституция РФ закрепляет равенство всех людей, независимо от пола, расы, национальности и др?
а) Да, знаю;
б) Нет, так как никогда не читал(а) Конституцию;
в) Нет, никогда не обращал(а) на это внимание;
г) Мне все равно, что там написано.
11. Есть ли среди твоих друзей, те, кто придерживается экстремистских взглядов?
а) Да, есть;
б) Нет.
12. Имеет ли для тебя значение национальности при выборе друзей?
а) Да, имеет;
б) Нет, не имеет.
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8