Психология толпы. Управление массовым сознанием

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Психология толпы. Управление массовым сознанием

Глухенко А.Д. 1
1МАОУ лицея № 48 г. Краснодара
Лоскутова С.В. 1
1Языковая академия Be Best
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Однажды, я заинтересовалась вопросом как реклама влияет на подсознание человека, но ведь она влияет не только на разум одного человека, а сразу на массы. В этой работе я постараюсь выяснить как управлять массовым сознанием.

Цель: понять мотивы и способы массового управления людьми, почему и в каких сферах это необходимо обществу и чем может быть опасно.

Задачи:

1. Разобраться что такое массовое сознание.

2. Определить методы управлением массовым сознанием.

3. Разобраться какие люди могут управлять массовым сознанием, определить качества

людей, которым можно доверить управление массовым сознанием.

4. Выявить мотивы (цели) управления массовым сознанием.

5. Польза и вред в управлении массовым сознанием

гипотеза: я считаю, что для функционирования общества нужно, чтобы были ответственные люди, которые могли бы решать вопросы в интересах общества. Но одному человеку реализовать большие проекты не под силу, так как требуется огромное количество навыков, которыми может обладать только группа людей. Поэтому методы управления массовым сознанием могут быть очень полезны таким лидерам. В то же время, алчные и корыстные люди, обладающие лидерскими качествами, так же могут воспользоваться данными методами, но польза в таком случае будет только для конкретных лиц в ущерб обществу.

актуальность: актуальность данной темы заключается в том, что нас окружает большое количество информации, которая, так или иначе, воздействует на нас, на наш выбор и наши желания. Чтобы не потеряться в этом изобилии, нам необходимо осознанно воспринимать и анализировать всю поступающую к нам информацию. Данный анализ возможен только в том случае, если мы понимаем причины и методы воздействия на наше сознание, сделать правильный (с пользой для себя и окружающих) выбор в жизни не составит труда. Как говорится в пословице: «предупрежден – значит вооружен».

Новизна: новизна данной работы обусловлена исследованием «пользы и вреда» результатов управления массовым сознанием.

Основная часть

Массовое сознание



Массовое сознание — тип общественного сознания, совокупность различных взглядов, представлений, настроений, социальных чувств, эмоций и т. п., разделяемых большими социальными общностями: народами, классами и т. п. В массовом сознании органически сливаются психологические образования и идеологические представления и взгляды. Специфика массового сознания состоит в том, что в нем проявляются интересы и социальные позиции социальных общностей — масс, выражающиеся в форме оценок, установок, убеждений и т. п. Оно формируется всей массой членов общества, а не только представителями различных видов духовно-познавательной деятельности.

Понятие «массовое сознание» соотносится с понятием «специализированное сознание». Научные представления, идеологические взгляды на первых порах всегда выступают как специализированное сознание — в виде теорий, концепций — и первоначально являются достоянием немногих людей.

По мере распространения этих «теорий и концепций» среди широких слоев населения они приобретают характер массового сознания, существующего в виде различных социально-психологических образований.

Однако понятие массового сознания этим не ограничивается. В него входят знания, представления, вырабатываемые всей массой членов общества в процессе их практики: народное творчество, фольклор, верования, ожидания, так называемая «народная философия» и т. д. Таким образом, субъектами и творцами массового сознания являются все члены общества, объединенные различными социальными связями в процессе их общения, духовной жизни во всем многообразии ее проявления. Массовое сознание является также продуктом общественной системы обучения, образования, всей системы духовного влияния на массы.

Массовое сознание оказывает активнейшее воздействие на многие стороны жизни людей, выступает регулятором массовых форм поведения людей.

Методы управления массовым сознанием

Ах, обмануть меня не трудно!...

Я сам обманываться рад!

А.С. Пушкин, «Призвание», 1826 г.

С понятием «массового сознания» мы определись, давайте разберемся, что же значит слово «управлять». «Новый словарь русского языка» Т.Ф. Ефремовой дает нам толкование данного понятия во втором значении:

Управля́ть - направлять чьи-л. поступки, быть побудительной причиной, руководящим началом чего-л.

Исходя из вышеизложенного, можно предположить, что методы управления сознанием (так как сознание не имеет четкой формы и принадлежит каждой самостоятельной личности) сводиться к понятию «побуждения/вынуждения» кого-либо думать определенным (нужным кому-то) образом, иными словами – к манипулированию сознанием. Поэтому далее мы рассмотрим основные методы манипуляции массовым сознанием.

Для успешной манипуляции общественным мнением необходимо иметь надежную «карту стереотипов» разных групп и слоев населения — весь культурный контекст данной общности. Успешность манипуляции заключается в том, что в большинстве случаев люди не тратят ни душевных и умственных сил, ни времени на то, чтобы усомниться в предоставляемой информации. Жертвой манипуляции Человек может стать лишь в том случае, если он безоглядно берет на веру всю поступающую ему информацию и тем самым становится соавтором, соучастником.

Итак, прочитав множество источников о манипуляции массовым сознанием, я пришла к выводу, что основные методы (манипуляции массовым сознанием) в целом не отличаются от способов межличностных манипуляций. Таких как принцип «рассказать первым» или «я это видел своими глазами» или «вот Марья Ивановна сказала» (использование авторитета), с единственной разницей в том, что продвигаемая идея должна принять массовый (масштабный) характер, следовательно, каналы воздействия на сознание выбираются так же массовые в первую очередь – это всевозможные СМИ.

Многие методы манипуляции, как правило, являются скрытыми. К примеру, слова, которые имеют негативную окраску, заменяют синонимами с нейтральным смыслом — эвфемизмами. Это действенный приём создания положительного образа или нейтрализации для утверждения нужных идей. Например, в американских СМИ не употребляют фразу «Военные действия США в Афганистане», вместо этого говорится «Борьба Соединённых штатов против терроризма». Это и есть скрытая манипуляция общественным мнением.

Еще более удобны для манипулятора метафоры. Это готовые штампы мышления, но штампы эстетически привлекательные. Так в узбекской прессе не употребляют слова «милиция», «армия», «военные силы». Вместо них употребляют метафоры «защитники отечества», «наша опора» и т. д. Поэтически выраженная мысль всегда играла огромную роль в соединении людей. Поэтому журналисты часто заменяют слово «Узбекистан» на метафоры «солнечный край», «сердце Азии», «жемчужина Востока» и т. д.

Так мы подошли к понятию «пропаганда» – это распространение и углублённое разъяснение каких-либо идей, учения, знаний. Пропаганда выступает не только в качестве основного средства стимулирования самопожертвования у людей и направления этой энергии в государственных масштабах, но и в качестве основного метода управления массовым сознанием. Данный метод в большей степени относится к политической сфере воздействия на сознание людей.

Методами управления массовым сознанием активно и успешно пользуются крупные производители различных товаров. Реклама будто въедаются в наш мозг и выскакивает из памяти на поверхность сознания как раз в тот момент, когда нам необходимо принять решение о приобретении того или иного товара.

В последнее время в социальной сфере так же заметны идейные проекты, которые формируют массовое сознание общества. Инструментом для этого могут выступать так же законодательные акты. Например, в Краснодарском крае работает закон №1539-КЗ «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае», согласно которому ограничено самостоятельное передвижение детей разного возраста. И люди, привыкая исполнять закон, приобретают новый массовый стереотип мышления.

Исходя из приведенных примеров, я могу сказать, что мотивы продвижения тех или иных идей различаются по цели:

- кто-то преследует цель получение прибыли (это рекламные компании), что способствует развитию экономики

- кто-то пытается установить политическое господство и тем самым не допустить войны

- кто-то устанавливает рамки допустимых действий, чтобы уберечь наиболее уязвимых людей от беды

А ведь может так случится, что вместо мирного политического решения чья-то идеология управления массовым сознанием может привести к войне, а не защитить. Как, например, было в 1941 году, когда Гитлер напал на СССР. Его идеология ведь имела огромный успех на территории Европы и большая масса людей ее поддерживала. Поэтому очень важно, какие личности создают и продвигают идею в массы. Методы у всех одни, а вот мотивы реализации у всех разные. И вот мы плавно подошли к новому вопросу: кто же они, лидеры достойные управлять «нашим» сознанием?

Качества людей, которым можно доверить управление массовым сознанием

Лидеры существуют всегда, когда существует группа. Если нужно спасать кого-то, существуют лидеры, помогающие группе спасаться или спасать. Если нужно выживать, то появляются лидеры ответственные и способные помочь своей группе выжить. Если это команда единомышленников, разрабатывающих сложный проект, то появятся лидеры, ведущие команду к результату. Группа пойдет в поход, и появятся лидеры, необходимые для похода. В зависимости от тех задач, которые решает группа, лидеры могут быть разными. Лидерство – это механизм, который нужен не людям в группе, а самой группе. С помощью лидерства группа организует себя как целое.

Итак, качества которыми должен обладать лидер:

Увереность в себе.

Только уверенный в себе человек может взять на себя управление группой людей и ответственность за достигнутый результат.

Энергичность 

Лидер должен быть активным и предприимчивым, чтобы вести за собой других людей.

Умение брать на себя ответственность.

Это качество вытекает из первого. Именно ответственность во многом определяет лидерские качества человека.

Надежность 

Человек должен быть авторитетом для других, надо чтобы они видели в нём стабильность их будущего.

Сила воли.

Для принятия некоторых решений нужно понимать, что они могут повлиять не только на личную репутацию руководителя, но и на успех всей компании, а также на жизнь людей в ней работающих.

Увлеченность 

Человек без энтузиазма и увлечения любимым делом никогда не станет лидером.

Решимость.

Как уже было сказано выше, именно решимость позволяет стать настоящим лидером, принимающим ответственные решения, от которых зависит не только их личная судьба, но и судьбы компаний и целых корпораций.

Умение мотивировать.

Без этого качества невозможно заставить людей делать то, что вы считаете нужным.  Ни что не сможет заставить кого бы то ни было выполнять указания, если исполнитель не будет видеть смысл в своих действиях.

Объективность 

Умение оценивают ситуацию со всех сторон.

Напористость 

Человек без этого качества лидером стать просто не может.

Умение входить в доверие.

Еще одно важное качество, без которого просто невозможно представить успешного руководителя, пользующегося уважением в коллективе своих подчиненных.

Компетентность в своем деле.

Умение управлять практически любым коллективом, используя определенные методики.

Коммуникабельность 

Умение общаться с людьми играет значительную роль в жизни каждого человека, не говоря уже о лидере.

Позитивный настрой.

Умение сохранять позитивный настрой в любой ситуации. Даже если сегодня в делах компании не все хорошо, нужно уметь заряжать людей оптимизмом и внушать им веру в успех и в то, что в ближайшее время ситуация непременно улучшится.

Стремительность

Это обязательное качество. Как может быть лидером человек, который ни к чему не стремится.

Опрос

Я провела опрос и полученные результаты показала в виде диаграммы.

Опрос: какие товары вы обычно выбираете в магазине?

известные (те о которых вы уже слышали, знаете)

неизвестные (они удовлетворяют ваши потребности, но вы о них не слышали)

Результаты опроса указаны в диаграмме [Приложение1].

Опрос: какой товар вам нравится больше?

Демонстрационное изображений [Приложение 2].

Резултат опроса указан в диаграмме [Приложение 3].

Опрос: покупаете ли вы товары со скидкой?

Да

нет

Результат опроса указан в диаграмме [Приложение 4].

Заключение

Выводы:

Нужно самостоятельно думать, анализировать, размышлять и выбирать, чтобы не стать объектом манипуляций и жить свою жизнь.

Личности, кто пользуется методами массового управления должны обладать высоким уровнем моральных ценностей, чтобы приносить обществу только добро, в противном случае эти методы могут превратиться во всемирное зло.

Список используемой литературы

Экология человека. Массовое сознание

(https://human_ecology.academic.ru/)

Способы манипулирования психическим сознанием

(http://www.evartist.narod.ru/text24/0010.htm)

РИА Новости

(https://ria.ru/online/20080922/151511335.html)

Каюмова М. И. Методы манипуляции массовым сознанием [Текст] // Актуальные проблемы филологии: материалы II Междунар. науч. конф (https://moluch.ru/conf/phil/archive/177/9703/) (дата обращения: 26.12.2017).

Приложения

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

 

Просмотров работы: 3552