Маленький клуб большого ЮНЕСКО

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Маленький клуб большого ЮНЕСКО

Соловьев Е.А. 1Ахмадишин А.А. 2
1МБОУ СОШ № 7 г. Туймазы РБ
2Полное и сокращенное наименование учреждения Муниципальное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан МБОУ СОШ № 7 г. Туймазы РБ
Михеев А.В. 1
1МБОУ СОШ № 7 г. Туймазы РБ
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Участвуя в научно-практических конференциях различного уровня под эгидой ЮНЕСКО, мы вдруг задумались, а что означают эти шесть букв ЮНЕСКО, какой смысл скрыт за этой аббревиатурой, что общего мы, школьники, имеем с организацией с таким сложным названием?

Актуальность темы исследования  определяется постоянно возрастающей ролью международного сотрудничества в условиях современного мира и затрагивает самые широкие слои населения всего земного шара. В этом процессе ЮНЕСКО играет исключительно важную роль в социально-экономической и технологическом прогрессе, развитии человеческого потенциала, прежде всего, в решении проблем сохранения Всемирного наследия, всеобщей грамотности, подготовке специалистов для будущего и формировании поколения людей в духе мира, взаимопонимания, толерантности и демократия. В 2020 году организация будет отмечать свое семидесятипятилетие.

Главная цель ЮНЕСКО: международный мир и всеобщее процветание. Узнав это, мы поняли, что хотим стать частью этой организации, внести свой посильный вклад в развитие ее важнейших проектов, доказать всем вокруг, а прежде всего самим себе, что цели, декларируемые ЮНЕСКО, не остаются на бумаге, а воплощаются в жизнь, делают наш мир лучше, чище, дружнее и добрей.

В настоящее время мы принимаем участие в основных проектах ЮНЕСКО в рамках нашей школьной жизни и научной деятельности. Казалось бы, что столь серьезные задачи ЮНЕСКО - укрепление мира, расширение сотрудничества народов, необходимо оставить для разрешения серьезных чиновников, но не тут то было! Мы, школьники из маленького провинциального городка России, решили выйти на международный уровень, установить контакт с учениками других стран и стереть границы между нашими странами.

Целью нашей работы является реализация основных программ ЮНЕСКО в рамках школьного клуба ЮНЕСКО.

Для достижения цели нам предстоит решить ряд теоретических и практических задач:

Изучить понятие, основные цели, историю создания организации ЮНЕСКО.

Рассмотреть основные функции и программы ЮНЕСКО.

Раскрыть особенности проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО».

Определить этапы создания школьного клуба «Discovery» ЮНЕСКО, проанализировав основные направления его деятельности.

Объект исследования – всемирная организация ЮНЕСКО.

Предмет исследования – школьный клуб ЮНЕСКО «Discovery».

Методы проекта:

Интервьюирование.

Анализ литературы по проблеме исследования.

Фотографирование.

Ожидаемый эффект проекта состоит в том, что будет создан школьный клуб ЮНЕСКО «Discovery», в рамках которого будут реализованы основные программы ЮНЕСКО.

Глава I.  Характеристика международной организации ЮНЕСКО

«Мысли о войне возникают в умах людей, поэтому в сознании людей следует укоренять идею защиты мира» - такие слова с глубоким смыслом содержаться в Уставе ЮНЕСКО и запечатлены на каменной табличке перед входом в штаб-квартиру ЮНЕСКО в Париже [4] (Приложение 1).

Давайте же узнаем, какую роль в защите мира играет организация ЮНЕСКО.

I.1. ЮНЕСКО: понятие, основные цели, история создания

ЮНЕСКО (англ. UNESCO: United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization) - специализированное учреждение Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры [1] (Приложение 2).

ЮНЕСКО стремится к установлению мира во всем мире путем сотрудничества между странами и народами в указанных областях. Политические и экономические договоры между руководствами разных стран не являются залогом отсутствия войн и не всегда отражают искренние стремления народов всего мира. Прочный и безоблачный мир может быть построен только на основе диалога и взаимопонимания, а также на солидарности всего человечества [2] (Приложение 3).

С этой идеей ЮНЕСКО разрабатывает различные образовательные программы для развития детей и взрослых, свободных от ненависти и вражды. ЮНЕСКО предпринимает усилия, чтобы каждый ребенок имел доступ к качественному образованию. ЮНЕСКО выступает за сохранение культурного наследия, защищает культуру всех народов мира, тем самым укрепляя связи между ними. ЮНЕСКО поддерживает науку и исследовательскую деятельность. ЮНЕСКО защищает право на свободу выражения мнений, ведь это необходимое условие демократии и развития [3].

Цели, декларируемые организацией:

- содействие укреплению мира и безопасности за счёт расширения сотрудничества государств и народов в области образования, науки, культуры;

- обеспечение справедливости  и соблюдения законности, всеобщего уважения прав  и основных свобод человека, провозглашённых в Уставе Организации Объединённых Наций, для всех народов, без различия расы, пола, языка, ориентации или религии [1] (Приложение 4).

В 1942 году, в самый разгар Второй мировой войны руководства европейских стран, воюющих против фашисткой Германии, собрались в Великобритании. Война была далека от завершения, но страны уже беспокоил вопрос о восстановлении образования с наступлением мира. В очень короткие сроки проект приобретает всемирные масштабы. Сразу по окончании войны с 1 по 16 ноября 1945 года проходит Конференция ООН по созданию Организации по вопросам образования и культуры, в работе которой принимают участие представители 44 государств. Делегаты принимают решение создать организацию, которая призвана содействовать обеспечению «интеллектуальной и нравственной солидарности человечества» и, тем самым, препятствовать развязыванию новой мировой войны [1,с.11] (Приложение 5).

В первые годы своего существования ЮНЕСКО помогала восстанавливать школы, библиотеки и музеи, разрушенные во время Второй мировой войны, и выступала в роли своеобразной интеллектуальной площадки для обмена идеями и научными знаниями [4].

В период с 1950 по 1970 годы в состав ЮНЕСКО вошли новые независимые государства, в результате чего Организация стала уделять внимание вопросам преодоления неграмотности и расширения доступа к образованию для всех детей, независимо от их пола. Решение этих проблем и сегодня занимает важное место в деятельности ЮНЕСКО. СССР стал 70-м членом Организации в 1954 г.[1].

03 ноября 1958 года в Париже на площади Фонтенуа состоялось торжественное открытие главного здания штаб-квартиры ЮНЕСКО. Здание, по форме напоминающее латинскую букву Y, проектировали три архитектора из разных стран, а его строительство велось под руководством международного комитета. Комплекс в форме трехконечной звезды возведен на 72 бетонных колоннах. Он известен всему миру не только тем, что здесь размещается ЮНЕСКО, но и благодаря своим архитектурным достоинства [3,с.38] (Приложение 6).

В настоящее время в организации насчитывается 195 государств-членов, 2 государства-наблюдателя и 10 ассоциированных членов-территорий, не несущих ответственность за внешнюю политику. В состав организации входит более 60 бюро и подразделений, расположенных в различных частях мира.

С 1948 года организация издаёт журнал «Курьер ЮНЕСКО», в настоящее время выходящий на девяти языках и доступный онлайн в свободном доступе [2] (Приложение 7).

I.2. Программы и функции ЮНЕСКО

Главная цель ЮНЕСКО - содействовать обеспечению мира и безопасности на планете, способствуя сотрудничеству между странами в различных областях. Основные сферы деятельности ЮНЕСКО - образование, наука, культура и информация.

Основными программами ЮНЕСКО являются:

Биосферные резерваты мира.

Всемирная сеть биосферных резерватов (англ. World Network of Biosphere Reserves) создана в рамках программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера» и объединяет в себе особо охраняемые природные территории, призванные демонстрировать сбалансированное взаимодействие природы и человека, концепцию устойчивого развития окружающей среды. Международная сеть является своеобразным двигателем для обмена знаниями и опытом, для образовательных и исследовательских программ, для мониторинга и для принятия совместных решений.

В настоящее время существует более 500 биосферных резервата в 109 странах по всему миру, в том числе есть ряд международных, или транснациональных, резерватов. В некоторых источниках биосферные резерваты называют биосферными заповедниками [3,с.115] (Приложение 8).

2. Всемирное наследие.

Всемирное наследие ЮНЕСКО (англ. World Heritageфр. Patrimoine Mondialисп. Patrimonio de la humanidadнем. Weltkulturerbe) - природные или созданные человеком объекты, приоритетными задачами по отношению к которым, по мнению ЮНЕСКО, являются их сохранение и популяризация в силу особой культурной, исторической или экологической значимости.

По состоянию на 2019 год в Списке всемирного наследия 1121 объект, из которых 869 являются культурными, 213  - природными и 39 - смешанными в 167 странах-членах Конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия. Каждый объект имеет свой идентификационный номер [1, с.11] (Приложение 9).

В 1972 году ЮНЕСКО приняла Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия (вступила в силу в 1975 году). К октябрю 2016 года конвенцию ратифицировали 193 страны-участницы. Ежегодно Комитет всемирного наследия проводит сессии, на которых присуждается «статус объекта всемирного наследия» (Приложение 10).

«Статус объекта всемирного наследия» даёт следующие преимущества (для объектов природного наследия):

является дополнительной гарантией сохранности и целостности уникальных природных комплексов,

повышает престиж территорий и управляющих ими учреждений,

способствует популяризации включённых в Список объектов и развитию альтернативных видов природопользования (в первую очередь, экологического туризма),

обеспечивает приоритетность в привлечении финансовых средств для поддержки объектов всемирного культурного и природного наследия, в первую очередь, из Фонда всемирного наследия,

способствует организации мониторинга и контроля над состоянием сохранности природных объектов.

Государства, на территории которых расположены объекты всемирного наследия, берут на себя обязательства по их сохранению.

В рамках списка существует подсписок всемирного наследия, находящегося под угрозой. В него на временной основе включаются объекты, подвергающиеся различным опасностям, которые вызваны естественными причинами или вмешательством человека: вооружёнными конфликтами и войнами, землетрясениями и иными природными катастрофами, загрязнением, браконьерством и беспорядочным строительством. Внесение объектов в особый список говорит о необходимости особого внимания к ним и принятия неотложных мер по их сохранению [2,с.123].

Нематериальное культурное наследие.

Нематериальное культурное наследие, которое также называют «живым наследием», включает обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, передаваемые общинами из поколения в поколение.

Оно формирует у общин чувство самобытности и преемственности, содействует развитию творчества и социальному благополучию, вносит вклад в управление окружающей природной и социальной средой и получение дохода. Большая часть так называемых традиционных знаний или знаний коренных народов применяется или может применяться в таких областях, как здравоохранение, образование и управление системами природных ресурсов.

Конвенция  ЮНЕСКО 2003 года об охране нематериального культурного наследия призвана сохранить это хрупкое наследие, обеспечить его жизнеспособность и создать условия для полного раскрытия его потенциала в интересах устойчивого развития. Деятельность ЮНЕСКО в этой области направлена на поддержку государств-членов во всем мире, содействие международному сотрудничеству в защите живого наследия и создание институциональной и профессиональной среды, благоприятной для охраны этого нематериального наследия [4,с.97] (Приложение 11).

Программа Память мира.

Память мира (англ. Memory of the World) — программа Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) по защите всемирного документального наследия. Учреждена в 1992 году.

Цели программы:

защита всемирного документального наследия;

обеспечение равноправного доступа пользователей к документальному наследию;

распространение всеобщей осведомлённости о существовании и значимости документального наследия;

продвижение программы и представление её произведений широкой общественности.

В рамках программы с 1997 года ведутся регистры документального наследия (на международном, региональном и национальном уровнях). Включение памятника в международный реестр производится через утверждение кандидатуры Международным консультативным комитетом, который является высшим органом управления программой, и одобрение его Генеральным директором ЮНЕСКО [1] (Приложение 12).

С целью осуществления своего мандата ЮНЕСКО выполняет пять основных функций:

– исследует такие формы образования, науки, культуры, которые будут в завтрашнем мире;

– продвигает, передает и обменивается знаниями, делая основной упор на научные исследования, подготовку и преподавание;

– подготавливает и принимает международные акты и обязательные к исполнению рекомендации;

– предоставляет услуги экспертов государствам-членам для определения их концепций в области развития и разработки проектов;

– осуществляет обмен специализированной информацией [4].

Глава II. Реализация проекта создания школьного клуба ЮНЕСКО «Discovery»

В рамках практической части исследования мы выделили следующие этапы:

1. Анализ проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО».

2. Рассмотрение особенностей функционирования школьного клуба ЮНЕСКО «Discovery», основных направлений его деятельности.

II.1. Проект «Ассоциированные школы ЮНЕСКО»

В области образования основной задачей организации ЮНЕСКО является обеспечение всеобщего начального и развитие высшего образования. Ключевая программа в этой сфере - "Образование для всех в течение всей жизни". Главная роль здесь отводится новым информационным технологиям в области предоставления базового образования. В 180 странах около 9500 школ (в том числе около 350 российских) участвуют в разработанном ЮНЕСКО проекте ассоциированных школ. Кроме того, ЮНЕСКО содействует подготовке учителей, строительству и оснащению школ [5].

Ассоциированные школы ЮНЕСКО (UNESCO Associated Schools Project Network, ASPnet) - учебно-воспитательные учреждения, сотрудничающие с ЮНЕСКО в рамках соответствующих национальных программ в распространении миротворческих идей, нравственных и духовных ценностей [1] (Приложение 13).

Проект «Сеть ассоциированных школ ЮНЕСКО» был инициирован ЮНЕСКО в 1953 году. Российская сеть ассоциированных школ сформировалась чуть позднее, в 1957 году, что не помешало ей органично влиться в проект и активно использовать огромный потенциал в области повышения качества образования в деле реализации приоритетных направлений ЮНЕСКО. На сегодняшний день Проект объединяет 11000 организаций в 181 странах. Проект ассоциированных школ ЮНЕСКО - один из наиболее успешных и продолжительных проектов Организации. Учреждения, участвующие в данном международном Проекте, представляют собой следующие уровни образования стран-участниц ЮНЕСКО: дошкольный, начальная школа, средняя школа, учреждения профессионально-технического образования, программы подготовки учителей. В своей деятельности эти учебные заведения руководствуются национальной системой образования страны.

Ассоциированные школы привержены продвижению идеалов ЮНЕСКО через реализацию пилотных проектов с тем, чтобы лучше подготовить подрастающее поколение к сложному, постоянно меняющемуся миру.

Новая стратегия ассоциированных школ акцентирует внимание на четырех главных аспектах процесса обучения в 21 веке: учиться, чтобы знать, учиться, чтобы уметь, учиться жить и учиться жить вместе.

Педагогические и ученические коллективы, принимающие участие в данной программе, имеют много возможностей для сотрудничества с целью разработки инновационных образовательных подходов, методик и материалов, начиная с местного и заканчивая глобальным уровнем [5].

С Главным   специалистом, региональным координатором сети "Ассоциированные школы ЮНЕСКО" региона "Башкортостан" Богуславской Л.М. мы использовали метод интервьюирования и выяснили, что в настоящее время 39 школ Республики Башкортостан входят в состав «Ассоциированных школ ЮНЕСКО». Одна из них - и наша школа № 7, которая является единственной Ассоциированной школой Юнеско в г.Туймазы. Первые 5 школ вошли в этот состав одновременно в 2005 году. Людмила Михайловна рассказала и о том, что самое большое количество школ сети «Ассоциированных школ ЮНЕСКО» в Японии и Бразилии, в России их около 350. В Республике работают более 100 клубов друзей ЮНЕСКО. (Приложение 14)

II.2. Особенности школьного клуба ЮНЕСКО «Discovery», основные направления его деятельности

С 2015 года в МБОУ СОШ №7 г. Туймазы реализуется международный проект «Ассоциированные школы ЮНЕСКО». В рамках реализации проекта в 2017 году нами было предложено создать школьный клуб «Discovery».

В рамках подготовительного этапа реализации создания школьного клуба ЮНЕСКО«Discovery» первым стало информирование учащихся и определение участников клуба Юнеско. После этого был издан приказ о его создании, главной миссией которой была определена идея –программу во взаимодействии создают сами участники клуба. Таким образом, следующим этапом стала разработка программы работы клуба.

В разработанной программе представлены основные положения функционирования школьного клуба ЮНЕСКО, определены стратегия и тактика её дальнейшего развития и описано содержание предстоящей деятельности.

Следующим этапом по реализации проекта была проведена подготовка к открытию клуба. Мы разработали дизайн футболок, в которых мы будем проводить свои мероприятия. (Приложение 15).

Руководителями клуба по итогам голосования стали мы – Егор и Адэм.

В основе идеи создания Клуба находится формирование социальной компетентности учащихся через введение реализации идей и принципов ЮНЕСКО, углубляя гуманистические аспекты образования, наполняя его идеями культуры мира, толерантности, взаимопонимания, межкультурных связей, защиты окружающей среды, сопричастности к решению мировых проблем.

В целях реализации программы проекта работа клуба строится в соответствии с основными направлениями деятельности ассоциированных школ, первым и основополагающим из которых является распространение информации об ООН и ЮНЕСКО среди учеников нашей школы всех возрастов.

Поэтому первым направлением работы клуба стало распространение информации об ООН и ЮНЕСКО:

Реализацию данного направления мы начали с проведения классных часов, где учащиеся познакомились с историей таких организаций как: ООН и ЮНЕСКО, с их значимостью для человечества и определились с направлениями работы класса в соответствии с целями данных организаций.

Далее, нами было предложено провести в школе мероприятия в соответствии с Международным календарём знаменательных дат ООН и ЮНЕСКО.

Наша инициатива была поддержана руководством школы, в результате чего 8 сентября мы ежегодно празднуем Международный день грамотности, приуроченный ко дню открытия Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности в Тегеране 8 сентября 1965 года. Международный день грамотности отмечался всей нашей дружной школой - и теми, кто только начинает познавать ее азы или уже давно «грызет» гранит науки, а также и теми, кто делится знаниями с учениками. (Приложение 16).

Проводятся ежегодно различные акции по распространению информации об ООН и ЮНЕСКО:

05 октября во Всемирный день учителя мы поздравляем наших любимых учителей. Этот день знаменует собой годовщину подписания в 1966 году (Приложение 17).

02 апреля - в день рождения Х. К. Андерсена в школьной библиотеке мы проводим международный день детской книги, где рассказываем первоклассникам о ценности книг, об организации работы библиотеки в школе (Приложение 18).

28 марта 2019г в рамках Республиканской научно-практической конференции «Модель ООН: Программа устойчивого развития ООН – Цели устойчивого развития. Здоровье и благополучие» в школе № 147 г.Уфы выступил путешественник, директор АНО развития туристических, краеведческих и экологических проектов «Планета» Антон Сазонов, который рассказал о Международной велоэкспедиции «Дети мира». При поддержке ЮНЕСКО развозятся по миру детские «живые» письма, прокладывая велосипедные мосты дружбы между странами на всей Земле. Мы очень заинтересовались этим проектом и решили принять в нем участие, не просто написав свои письма школьникам других стран, а став непосредственными участниками этого проекта. Старт второго этапа проекта был намечен на 12 июня 2019г. по маршруту «Уфа-Лиссабон». Побеседовали с А.А.Сазоновым, поделились своим большим интересом к проекту и желанием принять в нем личное участие. Получив поддержку и одобрение, организовали возможность для ребят нашей школы узнать побольше об этом интересном проекте и передать свои письма, адресованные школьникам других стран.

20 апреля 2019г организовали в нашей школе встречу с А.Сазоновым, в рамках которой он рассказал ребятам о том, как прошел первый этап велоэкспедиции, состоявшийся в 2018 году по маршруту «Уфа (Россия) – остров Бали (Индонезия)», длительностью 5 месяцев через 13 стран, а также поделился информацией о предстоящем втором этапе по маршруту «Уфа (Россия)- Лиссабон (Португалия)» через 11 стран Европы. Помимо встреч со школьниками маршрут включает еще и посещение 26 объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в 9 странах (Приложение 19).

29 мая мы приняли участие в пресс-конференции в агентстве «Башинформ» г.Уфы, где А.А.Сазонов рассказал о концепции проекта, его целях и перспективах. «Я совмещаю велопутешествие по миру с миссией по доставке писем российских школьников в другие школы по всей земле. В них я прошу писать об открытости, равенстве, общечеловеческих ценностях, потому что эти вещи едины для всех людей на земле» - отметил он. Мы, в свою очередь, выразили свой огромный интерес к проекту и рассказали участникам пресс-конференции о своем намерении принять личное участие в данном проекте (Приложение 20). Кроме того, мы вручили Антону Анатольевичу 50 писем ребят нашей школы, в которых ребята рассказали о России, о своем городе, школе, о традициях, культуре, интересах, увлечениях и выразили желание подружиться с ребятами разных стран посредством обмена живыми письмами (Приложение 21).

12 июня 2019 года в день России мы приняли участие в старте велоэкспедиции, который был положен от площади у Русского драматического театра в г.Уфе (Приложение 22).

Продолжая работу в этом проекте, мы поставили перед собой еще одну цель - построить «мост дружбы» Россия-Испания между нашей школой и школами Испании.

Не ограничиваясь передачей писем «почтальону» А.Сазонову, мы приняли решение присоединиться к велоэкспедиции на территории Испании, проехать с Антоном Анатольевичем часть его веломаршрута от города Барселоны до города Сиджес (Приложение 23).

Посредством электронной почты мы отправили письма в Ассоциированные школы ЮНЕСКО Испании с предложением встретиться в рамках велоэкспедиции в данных городах, чтобы самим передать наши «живые» письма и поделиться нашими «живыми» эмоциями (Приложение 24).

28 сентября 2019 года мы встретились с Антоном Анатольевичем в г. Барселона и вместе с ним провели встречу со школьниками ассоциированной школы ЮНЕСКО «ESCOLA PIA SANT ANTONI» - одной из старейших школ Барселоны, которая в 2018 года отметила свое 100-летие (Приложение 25). В рамках встречи передачи наши письма школьникам, рассказали о России, Башкортостане, вручили ребятам подарки – сувенирные гипсовые куклы в национальных башкирских нарядах, которые сделали своими руками, курай, башкирские сладости, а также продемонстрировали видеоролик о жизни нашей школы (Приложения 26, 27).

Результатом этой встречи стало не просто общение и обмен письмами, а открытие перспективы на установление взаимного сотрудничества между нашими школами, в настоящее время руководством школы ведутся переговоры по подписанию соответствующего договора. Мы очень рады, что сумели проложить этот «мост дружбы» и очень надеемся на долгосрочное сотрудничество, в рамках которого заключено соглашение о сотрудничестве нашей школы и школы Испании .

В настоящее время ученики нашей школы, а также других школ Башкортостана начали получать ответные письма от школьников из Европы (Приложение 28).

С целью наглядного отображения наиболее ярких эпизодов нашего визита в испанскую школу мы создали книгу-альбом «Велоэкспедиция «Дети мира» (Приложение 29).

Мы уверены, что общение между нами и европейскими ребятами продолжится, как посредством направления друг другу писем, так и поездками друг к другу для личного общения.

Таким образом, в рамках Международной велоэкспедиции «Дети мира» письма российских школьников, в том числе и нашей школы, нашли своих адресатов в школах Украины, Словакии, Венгрии, Словении, Австрии, Лихтенштейне, Швейцарии, Франции, Андорре, Испании, Португалии.

Эти письма стали своеобразными кирпичиками в построении мостов дружбы между школами разных стран, ведь живые письма, написанные от руки на бумаге, передающие энергетику авторов, намного ценнее электронного, такого привычного нам сегодня.

Для увеличения количества участников клуба в 2017 году нами было предложено ежегодно организовывать тематические трёхдневные лагеря на базе лагеря «Кандрыкуль», посвящённых ЮНЕСКО под девизом: «Мы разные, мы равные, мы вместе». В рамках реализации основных направлений программы Ассоциированной школы ЮНЕСКО были организованы и проведены два традиционных профильных лагеря МБОУ СОШ №7 г. Туймазы «Мы разные, но мы вместе!» на базе туристического лагеря Кандры-Куль для учащихся 2-8 классов, принимавших активное участие в проектах Комитета ЮНЕСКО. В роли вожатых отрядов выступили активисты школьного клуба ЮНЕСКО «Discovery», школьного самоуправления «ШАНС» и активисты «Российского движения школьников» - ученики 8-11 классов (Приложение 30).
Программа лагеря была составлена в соответствии с основными направлениями деятельности ассоциированных школ:

Распространение информации об ООН и ЮНЕСКО.

Экология, охрана окружающей среды.

Изучение всемирного культурного и природного наследия.

Права человека, права ребенка, демократия, ненасилие.

В рамках реализации первого направления ребята участвовали в мероприятиях, в которых в занимательной и игровой форме знакомились деятельностью международной организации ЮНЕСКО. Так, на форуме «По странам и континентам» школьники узнали о важности международной организации в вопросах образования, экологии и прав человека.
Интересная и познавательная встреча с методистом по экологическому просвещению Природного парка «Кандрыкуль» Галиуллиной Г.М. позволила ребятам расширить кругозор в вопросах экологии и охраны окружающей среды. Учащимся рассказали о флоре и фауне природного парка и о мероприятиях по сохранению уникальности природы Кандрыкуля.
Закрепили свои знания ребята в ходе ЭкоКвеста «Чистая природа» на станциях: «Эковикторина», «Экомемори», «Экопарк», «Экофилологи» и т.д.

В процессе участия в музыкально-образовательной игре «Культурное наследие» школьники совершили виртуальное путешествие по объектам Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, познакомились с музыкальными, художественными и документальными объектами, находящимися под охраной международного комитета ЮНЕСКО.
Продолжили знакомство с культурой традициями народов мира на спортивном фестивале «Игры народов мира» и музыкально-танцевальном фестивале «Шагая по миру» (Приложение 31).

Множество мероприятий организованных в лагере не позволили ребятам скучать ни одной минуты, неизгладимые впечатления оставили игры «Где логика?», «Туристическое многоборье» и т.д.

Таким образом, пребывание в лагере позволило учащимся не только хорошо отдохнуть, но и узнать много полезного и интересного о деятельности Комитета ЮНЕСКО, что позволило увеличить количество членов клуба до 80 человек.

Для расширения круга общения, развития языковых компетенций, знакомства с культурами различных народов нами было предложен проект «Единство народов». Администрацией школы в рамках сотрудничества с Международной организацией «Фонд Интеркультура— AFS Россия» с 2019-2020 учебного года в МБОУ СОШ № 7 г. Туймазы реализуется проект по обмену иностранными школьниками. Все программы AFS проводятся под эгидой ООН и Юнеско. В России программы AFS осуществляются при поддержке Министерства Просвещения Российской Федерации.

Одним из направлений работы фонда AFS является обмен старшеклассниками 14—18 лет, которые учатся в местных школах и живут в принимающих семьях. Прожив год в стране с другой культурой, языком и образом жизни, молодой человек получает возможность максимально реализовать все ранее скрытые способности, в том числе способность адаптироваться в любых условиях и общаться с людьми разных культур, взглядов и убеждений, ставить перед собой цели и достигать их.

В целях реализации данного направления программы в 2019-2020 учебном году для обучения в МБОУ СОШ №7 г. Туймазы были приглашены 2 иностранных школьника:

Масторе Кьяра Мария – гражданка Италии из города Бари

Экиджи Мехмет Халит – гражданин Турции из города Адьяман

Оба иностранных школьника обучаются в 10 классе МБОУ СОШ №7 г. Туймазы и проживают в принимающих семьях учеников нашей школы. Ребята будут проживать в нашем городе до июня 2020 года.

Основной целью пребывания в стране и обучения в школе для иностранных школьников является изучение русского языка и знакомство с культурой народов, проживающих в России.

Они активно принимают участие во всех школьных мероприятиях, с удовольствием общаются с учащимися школы, узнают об особенностях культуры Башкортостана и Российской Федерации и рассказывают о культуре своей страны (Приложение 32) .

Вторым направлением работы школьного клуба ЮНЕСКО стали мероприятия в рамках защиты экологии и охраны окружающей среды:

участие во Всероссийском конкурсе научных, методических и творческих работ по социальной экологии на тему «Россия: среда обитания»;

участие в Международной дистанционной олимпиаде по географии «Великие реки мира»

организации традиционной акции по сбору макулатуры «Бумаге – вторую жизнь» (Приложение 33).

24 октября ежегодно отмечается Международный день Организации Объединённых наций. Проблема голода, перебои с водой, вопросы альтернативной энергии, проблемы с истощением природных ресурсов планеты – все это далеко не полный перечень проблем, для решения которых существуют такие международные организации, как ООН и ЮНЕСКО.

В рамках данного направления Ассоциированной школе ЮНЕСКО№7 г. Туймазы Республики Башкортостан ежегодно проходит предметная неделя экологии «Земля – наш общий дом», посвящённая Году экологии и особо охраняемых территорий.

В рамках исследовательской деятельности нами разработан виртуальный экологический туристический маршрут по особо охраняемой природной территории - Природному парку «Кандры-Куль», что расположен в нашем Туймазинском районе. Он призван знакомить туристов с особо ценными природными объектами парка с целью обеспечения сохранности природных ресурсов этой природной зоны (Приложение 34).

Целью проведения недели экологии являлись: обобщение и закрепление знаний учащихся о современных экологических проблемах, повышение мотивации к обучению экологии, развитие творческой активности, навыков самостоятельной и групповой работы, умения вести диалог, отстаивать свою точку зрения.

Дарить подарки, так же как и получать, любит каждый из нас. Очень часто подарком являются цветы. Чтобы сохранить живые цветы, ребята на практическом занятии кружков «Зелёная планета», «Зелёный патруль» показали мастер-классы по уходу за комнатными цветами нашей школы (Приложение 35).

Земля – всего лишь маленькая частица Вселенной, но только на ней, как пока известно, ученым, есть жизнь. А значит надо стараться, чтобы природа нашего общего дома не просто сохранялась, а становилась все богаче и краше. Решению мелких, но зато насущных экологических задач был посвящён творческий проект создания рисунков и плакатов «Экология глазами детей», где приняли участие все классы (Приложение 36).

Каждый человек может сказать много хороших слов о своей родной земле, кто-то приведет цифры, кто-то передаст красками, но лучше всего сфотографировать яркую и многоликую природу нашей Республики. С этой целью прошёл фотоконкурс «Путешествуем по родному Башкортостану» для учащихся 1-11 классов.

В формировании стремления к активной деятельности по сохранению и улучшению природной среды, содействие развитию семейных традиций, повышение уровня экологической культуры семьи классными руководителями 2-11 классов совместно с родителями и учащимися проведены внеклассные мероприятия «Береги свою планету». Классные руководители предоставили участникам возможность в соревновательной форме развить и продемонстрировать свои интеллектуальные и творческие способности в следующих конкурсах: «Экологический светофор», «Слушай не зевай», «Фото-факт» и «Экологический бумеранг» (Приложение 37).

Природа республики очень уникальна и красива, на протяжении от Южного до Северного Урала тут сосредоточены разнообразные памятники природы: горы, пещеры, озера, леса, родники, водопады, реки и т.д. На территории Башкортостана существуют 225 особо охраняемых природных территорий (ООПТ): государственные природные заповедники - «Башкирский», «Шульган-Таш», «Южно-Уральский», национальный парк «Башкирия», природные парки - «Аслы-Куль», «Кандры-Куль», «Мурадымовское ущелье», «Иремель». И это всё учащиеся 1-11 классов совместно с родителями отразили в композициях и макетах «Заповедники Башкортостана». Учащиеся провели экскурсии и рассказали об охраняемых природных территориях Республики Башкортостан, связанные с ними естественные экологические системы и их биологическое разнообразие представляют собой бесценное природное наследие как Республики Башкортостан, так и Российской Федерации и всего мира, незаменимый источник материальных ресурсов и необходимое условие поддержания благоприятной окружающей среды .

В рамках третьего направления работы клуба ведется изучение всемирного культурного и природного наследия.

Три года назад членами клуба было предложено для реализация культурно-образовательного проекта «Мир без границ» посещение и изучение объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. За эти три года более 400 учащихся нашей школы побывали в Москве, Санкт-Петербурге, Казани еще 10 городах Российской федерации (Приложение 38).

Путешествуя со школьным коллективом, с родителями, нам уже посчастливилось увидеть своими глазами некоторые объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО, познакомиться «воочию» с этими выдающимися культурными и природными ценностями, составляющими достояние всего человечества. Вот некоторые из них:

-Московский Кремль и Красная площадь в г.Москва (внесен в Список в 1990году);

- Зимний дворец, Мраморный дворец, Адмиралтейство, Эрмитаж в г.Санкт-Петербург (1990 г.);

- Средневековый город Родос в Греции (1988г.);

- Источники Памуккале в Турции (1988г.);

- Парк Гуэлья, Дом Мила Антони Гауди в Барселоне (1984г).

Впечатлившись увиденным, мы создали макет некоторых объектов всемирного наследия и планируем дополнять его по мере посещения новых объектов (Приложение 39).

Ежегодно в школе проводятся фестивали родных языков, День межнациональной дружбы, различные творческие проекты. Ежегодно в октябре месяце участники клуба совместно со школьным самоуправлением организуется выставка "Семейные ценности народов Башкортостана". Учащиеся и родители представляют экспозиции быта, национальных костюмов, кухни народов нашей республики: башкир, татар, русских, марийцев, чувашей, удмуртов, мордвы, украинцев, армян (Приложение 40).

Члены клуба и мы принимаем активное участие в Республиканском конкурсах Ассоциированных школ и клубов ЮНЕСКО: конкурс юных сказителей и исполнителей башкирского народного эпоса «Урал-батыр», в республиканском Фестивале родных языков имени Дж. Киекбаева, в республиканском конкурсе творческих проектов «Жизнь и творчество Зайнаб Биишевой», во Всероссийской научно-практической конференции «Биосферные резерваты ЮНЕСКО», во Всероссийском фестивале «Башкирская мозаика», посвящённому 100-летию образования Республики Башкортостан, в республиканской конференции Ассоциированных школ и клубов друзей ЮНЕСКО "Я познаю мир", во всероссийской научно-практической конференции "Языки. Наука. Будущее» (Приложение 41).

В рамках четвертого направления работы школьного клуба ЮНЕСКО права человека, права ребенка, демократия, ненасилиеосновными - в данном направлении стали следующие мероприятия.

В преддверие Международного Дня прав человека в школе мы проводим акцию "Азбука правовых знаний", направленную на формирование правовой культуры учащихся. В ходе акции участники клуба знакомят учащихся с Конвенцией о правах ребенка, Декларацией прав человека, Конституцией Российской Федерации и другими документами международного и российского характера. А также с основными аспектами прав человека и ребенка, вопросами ответственности и защиты прав (Приложение 42).

В эти дни провели Блиц-турниры по знанию учениками их прав и обязанностей, как школьников; основ Конституции РФ, раздали буклеты "Права ребёнка".

Традицией в школе являются дебаты среди учащихся, проводимые нашим клубом по темам: демократия, права человека.

Огромная работа проводится в рамках пропаганды ненасилия, профилактики буллинга, кибербуллинга: силами клуба создана школа примирения по решению конфликтов, проводятся акции «Буллингу нет», беседы «Опасность кибербуллинга», «Наказание за насилие» и другие (Приложение 43).

В рамках данного направления реализован также большой проект – создана адаптированная площадка для детей с ограниченными возможностями в городском парке культуры и отдыха г.Туймазы. С августа 2018 года на протяжении года мы работали на этим проектом, проанализировали данные о детях с ОВЗ в нашем городе и районе, изучили мнение детей и специалистов о необходимости такой площадки, вместе с руководством парка определили месторасположения площадки, выбрали элементы площадки, приобрели и передали парку первый аттракцион, разработали макет площадки, сделали расчет его стоимости и вместе с инициативным письмом направили Главе администрации. Проект был поддержан руководством района и города и 5 сентября 2019 года состоялось официальное открытие площадки. Нам удалось сделать счастливыми большое количество особенных детей, ведь такая площадка появилась в нашем городе впервые, ближайшая находится в 180 км в г.Уфа, а значит, и дети и близлежащих городов теперь могут с радостью кататься на аттракционах, предназначенных специально для них. (Приложение 44).

Участники школьного клуба ЮНЕСКО «Discovery» стали помощниками при организации на базе МБОУ СОШ №7 г.Туймазы международной научно-практической конференции «Объекты документального наследия Юнеско» (Приложение 45).

На заочный этап конференции было заявлено более 650 человек из Республики Башкортостан, 13 субъектов Российской Федерации (Москва, Архангельск, Астраханская область, Якутия, Иркутская область, Удмуртская Республика, Курская область, Челябинская область,  Ульяновская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Республика Татарстан, Республика Саха, Республика Хакасия), 11 стран ближнего и дальнего зарубежья (Узбекистан, Казахстан, Ангола, Германия, США, Италия, Туркменистан, Нидерланды, Вьетнам, Египет, Мозамбик, Конго, Йемен, Кот-д’Ивуа́р).
На очный этап прибыло 432 обучающихся дошкольных, средних, и профессиональных и высших учебных организаций. В рамках Конференции прошли различные мероприятия, направленные на создание обстановки для комфортного общения участников и руководителей. В рекреациях школы участники смогли принять участие в чемпионате национальных настольных игр, изготовить сувенир или выпечь кулинарное изделие народов Республики Башкортостан на Национальном Арбате (Приложение 46).

Заключение

ЮНЕСКО… Любой школьник, услышав это название, подумает о большой серьезной далекой организации, к которой он не имеет никакого отношения.

Но в результате проделанной работы мы узнали понятие, цели, функции, основные проекты ЮНЕСКО. Оказалось, что главной целью ЮНЕСКО является распространение в умах людей идеи о мире, а самое главное - искоренение идеи о войне. И мы поняли, что мы тоже можем заниматься распространением таких светлых и добрых идей, разрабатывать свои проекты о сохранении мира, о процветании человечества на своем школьном уровне.

В 2017 году нам удалось создать в рамках нашей школы школьный клуб под эгидой ЮНЕСКО«Discovery», нами была разработана программа развития нашей клуба с целью реализации идей и принципов ЮНЕСКО. Взяв в основу опыт ЮНЕСКО, мы также организовали работу клуба по 4 основным направлениям: распространение информации об ООН и ЮНЕСКО; экология, охрана окружающей среды; изучение всемирного культурного и природного наследия; права человека, права ребенка, демократия, ненасилие.

Таким образом, в рамках созданного нами школьного клуба «Discovery» мы смогли стать частью организации ЮНЕСКО, внесли свой посильный вклад в развитие ее важнейших проектов, доказали, что цели, декларируемые ЮНЕСКО, не остаются на бумаге, а воплощаются в жизнь.

Таким образом, цель нашей работы достигнута, задачи выполнены.

Перспективы развития работы: Для увеличения количества членов клуба «Discovery», продвижения идей и программ ЮНЕСКО в массы учеников школы, города, республики запланировано:

1.Проведение в феврале 2019 года республиканского тематического трёхдневного лагеря на базе лагеря «Кандрыкуль», посвящённых ЮНЕСКО под девизом: «Мы разные, мы равные, мы вместе» для ассоциированных школ Республики Башкортостан.

2. В рамках реализация культурно-образовательного проекта «Мир без границ» посещение и изучение объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в апреле 2019 года состоится поездка в страны Европы 40 ребят нашей школы, где мы тоже будем иметь возможность увидеть объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО, а также посетим штаб-квартиру ЮНЕСКО в Париже. В рамках тура по Европе культурно-образовательного проекта «Мир без границ», который состоится в апреле 2020 года, мы планируем посетить такие объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО, как:

- исторический центр Праги (1992г.);

- дворцы и парки Берлина (1730-1916гг.);

- Эйфелева башня, Лувр в Париже (1991г.).

3.Разработка новых социальных проектов по четырем направлениям работы клуба.

«Мысли о войне возникают в умах людей, поэтому в сознании людей следует укоренять идею защиты мира» - эти слова содержатся в Уставе ЮНЕСКО и мы мечтаем, чтобы они нашли отклик в каждом сердце!

Мир во всём мире - идеал свободы, мира и счастья между всеми странами, внутри каждой страны, между всеми людьми! Мы – юные представители ЮНЕСКО предлагаем всем стремиться к этому идеалу, начав с себя, со своей семьи, со своей школы…

Список литературы

1. Волкова Л.Б., Лужковская М.Ф., Объекты всемирного наследия ЮНЕСО в России. Учебно-методическое пособие / Санкт-Петербургский государственный университет, 2017. – 11с.

2. Маневич И.А., Российские жемчужины Всемирного наследия ЮНЕСКО / Дар, 2019. – 123 с.

3. Объекты всемирного наследия ЮНЕСКО. Энциклопедия / Новая элита, 2012. – 38с.

4. Утко Е.В., Шумихина Е.В., Сокровища человечества. Все 962 памятника всемирного наследия ЮНЕСКО / Эксмо, 2013. – 75с.

Интернет-ресурсы

1.Википедия

https://www.wikipedia.org

Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО

http://www.unesco.ru/ru/?module=pages&action=view&id=18

Комитет Республики Башкортостан по делам ЮНЕСКО

http://www.unescorb.ru/ru/

Коротко о ЮНЕСКО: миссия и мандат

https://ru.unesco.org/about-us/introducing-unesco

Чамур Н.Б. Ассоциированные школы ЮНЕСКО. Проектная деятельность в школе

https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/06/20/shkoly_yunesko.pdf

Приложение 1

«Мысли о войне возникают в умах людей, поэтому в сознании людей следует укоренять идею защиты мира»

- слова, запечатленные на каменной табличке перед входом в штаб-квартиру ЮНЕСКО в Париже

Приложение 2

ЮНЕСКО - специализированное учреждение Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры

Приложение 3

ЮНЕСКО стремится к установлению мира во всем мире

путем сотрудничества между странами и народами

Приложение 4

Обеспечение справедливости  и соблюдения законности,

всеобщего уважения прав  и основных свобод человека,

без различия расы, пола, языка, ориентации или религии –

цель, декламируемая ЮНЕСКО

Приложение 5

С 1 по 16 ноября 1945 года проходит Конференция ООН по созданию организации, которая призвана содействовать обеспечению «интеллектуальной и нравственной солидарности человечества» - ЮНЕСКО

Приложение 6

Главное здание штаб-квартиры ЮНЕСКО

Приложение 7

Журнал «Курьер ЮНЕСКО»

Приложение 8

Программа ЮНЕСКО «Биосферные резерваты мира»

Всемирная сеть биосферных резерватов

Байкальский заповедник

Беловежская пуща – один из первых

биосферных резерватов

Приложение 9

Объекты всемирного наследия ЮНЕСКО

Карта всемирного наследия ЮНЕСКО

Россия

Северная Испания

Греция

Приложение 10

В 1972 году ЮНЕСКО принята Конвенция об охране

всемирного культурного и природного наследия

Приложение 11

Нематериальное культурное наследие ЮНЕСКО

Народный танец Южной Кореи

Индейский танец «Пухльяй»

Искусство азербайджанских ашугов

Приложение 12

Память мира - программа ЮНЕСКО

по защите всемирного документального наследия

Остромирово Евангелие Дервенийский папирус

Приложение 13

Ассоциированные школы ЮНЕСКО

МБОУ СОШ №7 г. Туймазы – единственная ассоциированная школа ЮНЕСКО в г. Туймазы с 2015 года

Приложение 14

Интервью с Главным   специалистом, региональным координатором сети "Ассоциированные школы ЮНЕСКО" региона "Башкортостан" Богуславской Л.М.

Приложение 15

Дизайн футболок

Школьного клуба ЮНЕСКО «Discovery»

Приложение 16

Международный день грамотности в школе №7 г.Туймазы, приуроченный ко дню открытия Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности в Тегеране 8 сентября 1965г

Приложение 17

День самоуправления в школе № 7

в честь Всемирного дня учителя

Приложение 18

02 апреля- Международный день детской книги

Приложение 19

Встреча учащихся школы с путешественником, директором АНО развития туристических, краеведческих и экологических проектов «Планета» А.А. Сазоновым -автором проекта

«Международная велоэкспедиция «Дети мира»

20 апреля 2019г

Приложение 20

Участие в пресс-конференции агентства «Башинформ»

в г.Уфе 29 мая 2019г

Приложение 21

Передача писем школьников А.А.Сазонову

Приложение 22

Участие в старте велоэкспедиции «Дети мира» в день России

12 июня 2019 года

Приложение 23

Маршрут второго этапа Международной велоэкспедиции

«Дети мира»: Уфа (Россия) – Лиссабон (Португалия)

Маршрут Барселона – Сиджес в Испании, проделанный вместе с А.Сазоновым

Приложение 24

Письма в адрес Ассоциированных школ Испании

с предложением встреч в рамках велоэкспедиции

Dear friends!

Pupils, parents, director and teachers of the school number 7 of the city of Tuymazy in the Republic of Bashkortostan, Russian Federation, are happy to greet You and offer You to establish international contact between our schools for communication and friendship!

Our goal is to establish a connection between schoolchildren of Russia and Spain, cooperation of our educational institutions, exchange of cultural values, national traditions, knowledge about the history of our countries, wonders of nature and stories about interesting people.

From October 06 to 07, 2019, “The Children of the World cycling expedition” organized by the citizens of the Russian Federation together with the UNESCO Associated Schools Project (UNESCO ASPnet) will go through Valencia.

The mission of the expedition is to deliver living letters of schoolchildren from school to school around the world, laying bicycle friendship bridges. Living letters are the letters written on paper by hand, which is especially valuable in the modern age of digital technology and virtual communication.

Detailed information about the expedition can be obtained from the UNESCO National Association of Country Coordinators in your country or on the website www.childrenoftheworld.ru (available in English and Slovenian languages).

We ask you to organize a meeting of participants of bicycle expedition (5 adults and 2 students) with students of your school at convenient time on 06th or 07th of October.

Supposed program of the meeting:

presentation of the expedition, demonstration of photographs;

a narration about Russia and the Republic of Bashkortostan;

delivery of letters from Russian schoolchildren with invitations of friendship to students of your school;

receiving response letters for delivery to Russia.

The timing is about 1.5 hours, the audience is 10-17 years old schoolchildren aged (up to 100 people).

We really want to give the children of Spain the letters from their Russian peers, to communicate with them, to invite them to write response letters.

If you are interested in our offer, please reply to this email! It is very important for us!

Sincerely Yours,

pupils, parents, director and teachers of the school number 7 of the city of Tuymazy, Republic of Bashkortostan of the Russian Federation.

Приложение 25

Встреча со школьниками ассоциированной школы ЮНЕСКО «ESCOLAPIASANTANTONI» г.Барселона

28 сентября 2019г

Приложение 26

Вручение писем школьникам Барселоны

Приложение 27

Подарки для испанских школьников – башкирские куклы,

курай, сладости

Приложение 28

П исьма учащихся школы №7 г.Туймазы

ш кольникам Барселоны

Приложение 29

Книга-альбом

ярких эпизодов визита в Испанскую школу

в рамках велоэкспедиции «Дети мира»

Приложение 30

Традиционный профильный лагерь МБОУ СОШ №7 г. Туймазы «Мы разные, но мы вместе!» на базе туристического лагеря

Кандры-Куль

Приложение 31

Познавательные мероприятия профильного лагеря

«Культурное наследие», «Игры народов мира», «Чистая природа»

Приложение 32

В рамках проекта «Единство народов» в школе № 7 в 2019-2020 гг. обучается два иностранных школьника

Егор и Экиджи Мехмет Халит – гражданин Турции из города Адьяман

Адэм иМасторе Кьяра Мариягражданска Италии из города Бари

Приложение 33

Традиционная акция по сбору макулатуры

«Бумаге – вторую жизнь»

Приложение 34

Виртуальный экологический туристический маршрут

по особо охраняемой природной территории –

Природному парку «Кандры-Куль»

Приложение 35

Практические занятия кружков

«Зелёная планета», «Зелёный патруль»

Приложение 36

Творческий проект создания рисунков и плакатов
«Экология глазами детей»

Приложение 37

Внеклассные мероприятия «Береги свою планету»

Приложение 38

Путешествия наших школьников с целью изучения

всемирного культурного и природного наследия

Приложение 39

Макет некоторых объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО

Московский Кремль Пизанская башня

Эйфелева башня Храм Аполлона

Приложение 40

Ежегодная выставка "Семейные ценности народов Башкортостана"

Приложение 41

Участие в республиканской конференции Ассоциированных школ и клубов друзей ЮНЕСКО "Я познаю мир", во всероссийской научно-практической конференции "Языки. Наука. Будущее»

Приложение 42

Акция -классные часы "Азбука правовых знаний" в преддверие

Международного Дня прав человека

Приложение 43

Работа школы примирения по решению конфликтов –

акции «Буллингу нет», беседы «Опасность кибербуллинга», «Наказание за насилие»

Приложение 44

Реализованный проект – адаптированная площадка для детей с ограниченными возможностями в

Городском парке культуры и отдыха г.Туймазы

Приложение 45

Международная научно-практическая конференция

«Объекты документального наследия Юнеско»

на базе МБОУ СОШ №7 г.Туймазы

Приложение 46

Очный этап международной научно-практической конференции

«Объекты документального наследия Юнеско»

Просмотров работы: 21