Развитие самосознания в подростковом возрасте

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Развитие самосознания в подростковом возрасте

Смирнов Д.П. 1
1МАОУ Гимназия № 1 г. Рузы
Смирнова С.А. 1
1МАОУ Гимназия № 1 г. Рузы
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность. Подростковый возраст – это самый трудный и самый сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Этот возрастной этап характеризуется сложными физиологическими и психологическими процессами, приводящими к серьезным нарушениям в развитии личности и поведения подростка.

Наиболее важным отличительным признаком этого периода являются фундаментальные изменения, происходящие в сфере самосознания подростка, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. Становление самоопределения напрямую связано с формированием самосознания в подростковом возрасте.

Данное исследование заключается в попытке рассмотреть особенности развития самосознания в юном возрасте, как важном периоде личностного самоопределения. Если этого не делать, то развитие самосознания в юном возрасте будет идти стихийно и неизвестно как повлияет на становление личности.

Проблемой самосознания занимались как зарубежные, так и отечественные ученые. Этой проблеме посвящено немало исследований в отечественной психологии. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов. В работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, И.И. Чесноковой, А.Г. Спиркина в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Зарубежная литература по темам, имеющим отношение к психологии сознания, также чрезвычайно богата – эти вопросы так или иначе присутствуют в работах У. Джеймса, К. Роджерса, Э. Эриксона, Ч. Кули, Р. Бернса и многих других выдающихся ученых.

Изучению проблем подросткового возраста также посвящены многие исследования таких известных психологов, как Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Л.М. Фридмана, В.А. Аверина, Х. Ремшмидта, Ф. Райса, В.Г. Казанской и ряда других.

Проанализировав мысли упомянутых ученых, можно выявить некоторое противоречие исследования между необходимостью развивать самосознание подростков и недостаточных для данного процесса эффективных средств.

Данные противоречия и обусловили проблему исследования: развитие самосознания подростков и выявление эффективных средств, способствующих этому процессу.

Гипотеза. Возможно, развитие самосознания у подростков будет эффективным, если реализовать психолого-педагогические средства: тренинг, проекты: «Познай себя», «Мой мир» (создание коллажей), «Как повысить самоуважение».

Объект исследования: самосознание подростка.

Предмет исследования. Влияние различных методов и средств на развития самосознания подростка.

Цель. Теоретически обосновать и проанализировать развитие самосознания подростков.

Задачи:

Определить сущность самосознания человека.

Раскрыть особенности самосознания подростков.

3. Провести тестирование среди учеников старших классов и проанализировать результаты.

4. Выявить эффективные средства развития самосознания подростков.

5. Сделать выводы по исследованию. Вынести предложения по развитию самосознания в подростковом периоде жизни.

Практическая значимость. Полученные результаты исследования, а также разработанные рекомендации могут быть использованы в профессиональной деятельности педагога-психолога, классного руководителя образовательного учреждения при работе с подростками, с целью развития у них самосознания.

II. Развитие самосознания в подростковом возрасте.

2.1. Общая характеристика самосознания человека. Особенности самосознания подростка

Самосознание – важное звено личности. Его определяют, как сознательное познавательное восприятие и оценку индивидом самого себя, мысли и мнения о себе. Самосознание – отношение личности к себе. Лишь благодаря самосознанию мы осознаем несоответствие свойств нашей личности социально-нравственным требованиям, предъявляемым нам; мы осознаем также несоответствие наших физических и психических возможностей нашим стремлениям. Основными функциями самосознания считаются: развитие и совершенствование своей личности в соответствии с социально-нравственными требованиями общества и сознательное использование психологических закономерностей своей личности для наиболее успешного преобразования природы и общества. Подростковый возраст – это не только период физического становления, но и этап когнитивного (познавательного) развития, важной функцией которого является построение теории самого себя [4].

Очень важно, чтобы у подростка сформировалась адекватная «Я-концепция». Выделяют шесть различных «Я»:

– реальное «Я» человека;

– собственное «Я» в представлении самого человека;

– его «Я» в представлении других людей;

– представления человека о том, что о нем думают другие;

– представления о том, каким ему хотелось бы стать;

– представления о том, каким его хотели бы видеть другие [2].

Основными функциями самосознания являются «развитие и совершенствование своей личности в соответствии с социально-нравственными требованиями общества и сознательное использование психических закономерностей своей личности для наиболее успешного преобразования природы и общества» [10]. Возрастные сдвиги в восприятии человека включают увеличение количества используемых описательных категорий, рост гибкости и определенности в их использовании; повышение уровня избирательности, последовательности, сложности и системности этой информации; использование более тонких оценок и связей; рост способности анализировать и объяснять поведение человека; появляется забота о точном изложении материала, желание сделать его убедительным. Аналогичные тенденции наблюдаются и в развитии самохарактеристик, которые становятся более обобщенными, дифференцированными и соотносятся с большим числом «значимых лиц». Самоописания в раннем юношеском возрасте имеют гораздо более личностный и психологический характер, чем в 12–14 лет, и одновременно сильнее подчеркивают отличия от остальных людей.

Свойственное многим подросткам преувеличение собственной уникальности с возрастом обычно проходит, но отнюдь не ослаблением индивидуального начала. Напротив, чем старше и более развит человек, тем более находит он различий между собой и «усредненным» сверстником. Отсюда – напряженная потребность в психологической интимности, которая была бы одновременно самораскрытием и проникновением во внутренний мир другого. Осознание своей непохожести на других логически и исторически предшествует пониманию своей глубокой внутренней связи и единства с окружающими людьми.

Наиболее заметные изменения в содержании самоописаний, в образе «Я», обнаруживаются в 15–17 лет. Эти изменения идут по линии большей субъективности, психологичности описаний. Известно, что и в восприятии другого человека психологизация описания после 15 лет резко увеличивается. Усиление субъективности самоописаний обнаруживается в том, что с возрастом увеличивается количество испытуемых, указывающих на изменчивость, ситуативность своего характера, на то, что они ощущают свой рост, взросление.

Мной было проведено тестирование [8] среди учащихся 10-11 классов Гимназии №1 г. Рузы Московской области (приложение 1). В котором участвовало 57 школьников в возрасте от 15 до 17 лет. По результатам выяснилось, что большинство тестируемых (около 60%) явились «взрослыми людьми», в плане самосознания, но не все. Приведём краткую характеристику «взрослого человека»: взрослые люди достигли высоких результатов в уравновешивании своих эмоций с мыслями и действиями. Все эти составляющие работают у них вместе, и такой подход к делу обычно является наиболее действенным в любой ситуации. Поведение человека взрослого, в отличие от юноши, характеризуется стабильностью. Они в большей степени раскрепощены и не стремятся идентифицировать себя с заботами окружающих и мировыми проблемами. Вместо проявления сострадания, они предпринимают конкретные действия, способные разрешить возникающую проблему. Они любят поспорить на философские темы, но предпочитают развивать свой собственный взгляд на вещи и понимание мира. Их подход к делу отличается конкретностью, выявлением сути проблемы и одновременно дипломатичностью. Они могут быть развиты в интеллектуальном плане, но обычно изъясняются простым языком, легко доступным для понимания.

Остальные тестируемые (около 25%) явились «подростками» в плане самосознания. Характеристика которых следующая: это люди, остановившиеся в своем развитии на уровне подростка, во всем проявляют заложенный в них дух соперничества и стремления к победе. Им нравится ходить по головам окружающих и ощущать себя победителем. Они твердо уверены, что в каждой игре должен быть проигравший, и не хотят оказаться на его месте. Они делят весь мир на победителей и побежденных, сильных и слабых, богатых и бедных. Они шумны, амбициозны и дергают за все поводья, лишь бы оказаться впереди. С их точки зрения, жульничество и обман для достижения успеха вполне оправданы. Жизнь – это сплошное соревнование, и победа в нем очень заманчива.

Оставшиеся тестируемые (около 15%) оказались, «делающие первые шаги» в плане самосознания. Оказавшись вне привычного окружения, испытывают замешательство, забывают о своих правилах и нормах поведения и зачастую поступают совершенно непредсказуемым образом.

В подростковом возрасте в рамках становления нового уровня самосознания идет и развитие нового уровня отношения к себе. Одним из центральных моментов здесь является смена оснований для критериев оценки самого себя, своего «Я» – они сменяются «извне вовнутрь», приобретая качественно иные формы, сравнительно с критериями оценки человеком других людей. Переход от частных самооценок к общей, целостной (смена оснований) создает условия для формирования собственного отношения к себе, достаточно автономного от отношения и оценок окружающих, частных успехов и неудач, всякого рода ситуативных влияний и т. п. Важно отметить, что оценка отдельных качеств, сторон личности играет в таком собственном отношении к себе подчиненную роль, а ведущим оказывается некоторое общее, целостное «принятие себя», «самоуважение». Именно сейчас на основе выработки собственной системы ценностей формируется эмоционально-ценностное отношение к себе, т.е. «оперативная самооценка» начинает основываться на соответствии поведения, собственных взглядов и убеждений, результатов деятельности [1].

Таким образом, можем говорить о том, что самосознание подростка обладает определенными особенностями, отличающими его от самосознания, например, младшего школьника или юноши. К таким особенностям в первую очередь относятся: способность рассуждать абстрактно, логически, по аналогии, изменение содержания самоописаний и т. п. Проведенное исследование (тестирование) позволило определить на какой стадии самосознания находятся подростки старших классов, скажем честно результаты порадовали, так как большая часть ребят находятся на уровне «взрослого человека» и «подростка», но несмотря на такие данные, есть и такие, старшеклассники, которые «делают первые шаги» на пути самосознания.

Развивать самосознание возможно и необходимо. Предлагаем рассмотреть некоторые средства, способствующие его совершенствованию.

2.2. Средства развития самосознания

Конечно, самосознание может формироваться стихийно, но неизвестно каков будет результат осознания самого себя, формирования нравственно-этических норм и поведения человека в обществе.

Следствием чего возникает необходимость помочь подростку в становлении себя как личности, развитие самопознания в том направлении, которое не противоречит нормам всего общества.

Средство развития самосознания – это такие психолого-педагогические инструменты, которые помогают подняться на высший уровень понимания своего «Я». Остановимся на некоторых средствах развития самосознания у подростков:

1. Проект – как средство развития самосознания подростков в системе дополнительного образования.

Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта. Это система обучения, при которой ученики приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения усложняющихся задач в постоянном сотрудничестве с учителем и в результате которого происходит личностный рост ученика [9].

Дополнительное образование – одна из возможностей вхождения человека в социальную деятельность с ориентацией на собственный выбор, комфортность и современное творчество [9]. Применение проектных технологий в дополнительном образовании способствует психологическому познанию себя и другого человека, развитию социальных и коммуникативных качеств. Процесс социализации происходит успешнее, у подростков формируется системное единство, социальная активность, жизненное самоопределение, социально- психологическая готовность к жизни.

2. Тренинг – это форма активного обучения навыкам поведения и развития личности [9]. В тренинге участнику предлагается проделать те или иные упражнения, ориентированные на развитие или демонстрацию психологических качеств или навыков. Ключевым принципом обеспечивающим эффективное обучения и развитие, является постоянное сочетание в тренинге всех форм деятельности: труд, общение, игра, обучение.

Тренинг личностного роста и развития – это определенное психологическое воздействие, основанное на активных методах групповой работы. Это средство специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования навыков общения с людьми, оказания психологической помощи и поддержки, позволяющие снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников.

Естественно, что трудно рассчитывать на глубокие изменения личности. В то же время у школьников происходит смена внутренних установок, расширяются знания, появляется опыт позитивного отношения к себе и окружающим людям.

Задача группы тренинга личностного развития – помочь участнику выразить себя своими индивидуальными средствами. Тренинг поможет подросткам научиться воспринимать и лучше понимать себя. Основная же гуманистическая идея тренинга заключается в том, чтобы не заставлять, не подавлять, не ломать человека, а помочь ему стать самим собой, приняв и полюбив себя, преодолеть стереотипы, мешающие жить радостно и счастливо, прежде всего, в общении с окружающими. Изначально тренинг предназначен для передачи знаний, которые невозможно передать словами.

Тренинг – это, прежде всего, познание через переживание, т.е. на тренинге человек, испытывая сильные положительные эмоции, сам находит эффективные способы общения, и понимание своего «Я». Преимущество тренингов в том, что их можно использовать как в малых группах, состоящих из 5–10 человек, так и в больших группах до 100 человек.

Подростковый период, основным итогом которого является развитие функции самосознания, «упустить» нельзя. Родители и педагоги должны глубоко осознать всю важность этого процесса и всячески способствовать как полному раскрытию способностей своих воспитанников, так и возможности адекватно оценить эти способности непосредственно самим подростком. Только при соблюдении этого условия может быть развит высокий уровень самосознания и выработаны такие формы поведения, которые будут способствовать наилучшей адаптации человека в современном обществе [4].

Таким образом, средства развития самопознания являются инструментами, методами преднамеренных изменений подростка, направленные на его личностное, социальное развитие через переоценку и анализ им собственного жизненного опыта в процессе группового взаимодействия. Они активизируют стремление участников к самооцениванию, самосовершенствованию и конечно самопознанию, позволяют каждому из них осознать и принять личную ответственность за то, кто он есть, кем он станет, и за свою жизнь в целом.

III. Заключение

В работе были обозначены и описаны особенности самосознания подростков. Несмотря на то, что начало в исследовании подросткового возраста и его значение в становлении самосознания бывшего ребенка было заложено давно (более 80-ти лет назад), в социологии и психологии до сих пор нет единой теории, в которой были бы представлены важнейшие моменты подросткового периода, так, чтобы они не противоречили друг другу и чтобы удовлетворяли ученых, которые занимались исследованиями данного вопроса. Но все же хотелось бы подметить, что вышеперечисленные теории имеют очень важное значение для формирования комплексного представления о самосознании.

По результатам тестирования можно сделать вывод, что подавляющее большинство школьников 10-11 классов считают и осознают себя, как состоявшиеся и взрослые личности, однако это не является залогом и гарантом их дальнейшего успешного развития. Выделено противопоставление себя и общества, ощущение превосходства над другими, либо полное растворение в социуме, нет личности, индивидуальности. В связи с этим мы предлагаем чаще проводить подобные тестирования и использовать средства развития самосознания для полного и всестороннего становления.

Обобщая результаты вышесказанного, можно подвести итог, выражаясь словами А.В. Петровского: «Всё что сложилось и отстоялось в личности, возникло благодаря совместной с другими людьми деятельности и в общении с ними и для этого предназначено. Человек включает в деятельность и общение существенно важные ориентиры для своего поведения, постоянно сверяет то, что он делает, с тем, что ожидают от него окружающие, справляется с их мнениями, чувствами и требованиями. Познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения, которые позволяют выработать собственную оценку. Уже сложившиеся оценки собственного «Я» есть результат сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Человек, уже зная кое-что о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот небезразличен к его личностным качествам, поступкам, проявлениям; всё это входит в самооценку личности и определяет её психологическое самочувствие» [6, c.257].

Из исследованных теорий можно сделать вывод, что самосознание – вершина сознания. Кроме того, самосознание является констатирующим признаком личности и формируется вместе с ней. Самосознание позволяет человеку оценить свои действия, мысли, их результаты, найти свое место в жизни. Самосознание существенно отличается от сознания, так как сознание есть знание о другом, а самосознание – знание себя, которое формируется в процессе социализации.

Хотелось бы отметить, что наибольший интерес вызывает изучение особенностей самосознания у подростков, так как подростковый возраст, как отмечал Выготский Л.С., характеризуется отмиранием старого, когда ребенок многое теряет из приобретенного прежде и рождением нового. В этом возрасте изменяется взгляд на себя, на субъективную, динамическую позицию изнутри. Подросток перестраивает все отношения с окружающим миром и самоопределяется в жизни. В подростковом возрасте дети встают на последнюю ступень формирования, помогаю им в этом родители, педагоги, психологи, сверстники и окружающая действительность.

Среди средств по развитию самосознания выделяют: различные тренинги, методы проектов, сюжетно-ролевые игры и др. Мы сделали предположение, что наиболее эффективным и универсальным средством развития самосознания выступает психолого-педагогический тренинг и проект.

Подводя итог научно-исследовательской работы, следует сказать, что она действительно имеет практическую значимость и важность. Так как исследование подросткового самосознания ведется более 50-ти лет, а единого подхода в теории и практики до сих пор нет.

В подростковом возрасте сильное влияние на самосознание и становление личности оказывает не только семья, но и школа в лице сверстников и педагогов. Таким образом, опыт подростка расширяется, а при оценке и восприятии себя, прослеживается тенденция к эмансипации самооценок от оценок других.

Зная поведение подростка, круг его интересов, его способность преодолевать трудности и достигать поставленных целей (прежде всего в той сфере, которая для него самого наиболее личностно значима, каково бы ни было ее место в школьной программе), вдумчивый педагог сможет оценить, к какому из двух полюсов тяготеет его подопечный и нужно ли учить его несколько умерять уровень своих притязаний, соотнося самооценки с реальными возможностями, или, наоборот, повышать этот уровень и веру в собственные силы.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что возможно, развитие самосознания у подростков будет эффективным, если реализовать психолого-педагогические средства: групповые методы работы, тренинги, методы проектов доказана.

Список литературы

Белинская Е. П. «Я» – концепция и ценностные ориентации старших подростков в условиях быстрых социальных изменений / Вестник МГУ, серия №14, №4, 1997.

Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс: Прогресс, 1986.

Бондаревский В. Б. Беседы о самовоспитании / В. Б. Бондаревский – М.: Просвещение, 1976.

Борисов Ю. А., Кудрявцев И. А. Смысловая сфера сознания и самосознания подростков // Психосемантика // Психологический журнал, т. 24, №1, 2003.

Кон И. С. Категория Я в психологии // «Психологический журнал», №3. – 1983.

Петровский А. В. Хрестоматия по психологии / Учебное пособие для студентов, составитель В. В. Мироненко. Под редакцией профессора А. В. Петровского – М.: Просвещение, 1987.

Рудкевич Л. А., Рыбалко Е. Ф. Возрастная динамика самореализации творческой личности // Психологические проблемы самореализации личности. Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. Спб.: Изд-во С-пб ун-та, 1997.

Тест Куна. Тест «Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартленд; модификация Т. В. Румянцевой) / Румянцева Т. В. Психологическое консультирование. – СПб.: 2006.

Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. – М.: Советская энциклопедия; ОГИЗ; Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1940.

Чеснокова И. И. Самосознание личности// Теоретические проблемы психологии личности. – М.: Наука, 1974.

Приложение 1

ТЕСТ

Наш паспортный возраст далеко не всегда совпадает с психологическим и духовным возрастом. Поведение человека также не всегда соответствует его возрасту. При этом манера поведения людей отражает уровень их духовной зрелости.

Иногда взрослые люди или даже целые народы склонны демонстрировать поведение ребенка. Духовный уровень некоторых взрослых людей соответствует уровню юноши, подростка или даже младенца. В развитии своего сознания и самосознания они остановились на более низком уровне, чем того требует их возраст. Они просто обманывают своей внешностью взрослого человека.

Тест позволяет продиагностировать, на какой из пяти стадий духовного развития вы находитесь. Существуют 7 стадий развития: грудной младенец (В), делающий свои первые шаги малыш (А), подросток (Д), юноша (Б), взрослый человек (Г), почтенный старец, учитель. Стадии старец и учитель не диагностируются, так как относятся уровню святости.

Инструкция:

Внимательно прочитайте и решите, верно или неверно данное утверждение по отношению к Вам. Ответьте “да”, либо “нет”.

1. Комфортнее всего я чувствую себя среди похожих на меня людей

2. Я чувствую себя обязанным помогать несчастным и обездоленным

3. Я очень суеверен

4. Природа – наш главный учитель

5. Мне нравится упорно поработать и выбиться вперед среди окружающих

6. Люди незнакомые, и тем более иностранцы, вызывают у меня ощущение неудобства, неловкости

7. По большей части жизнь очень сложная штука

8. Я – это одно, а окружающий мир – совсем другое

9. В конце концов, все проблемы по большему счету будут решены

10. Главное в жизни – это успех

11. Что действительно необходимо этой стране, так это побольше порядка и строгости законов

12.  Сердце мое открыто для людей

13.  В мире так много нового, неожиданного, поражающего воображение

14.  Я не могу причинить другому боль, не причиняя её себе

15.  Я верю в прогресс. Любое коммерческое начинание должно быть по достоинству вознаграждено

16. Никогда не следует забывать о вирусах и болезнетворных микробах; они проникают повсюду

17. Я хочу лучше себя узнать

18. Мои родственники, компания являются всем на свете. Без них я просто не мог бы жить

19.  Я верю, что между людьми существует глубокая духовная связь

20. Людям следует дать свободу в разработке природных ресурсов

21.  Я все тщательно мою и вытираю. Слишком чисто никогда не может быть

22.  Мне нравится узнавать людей и то, почему они поступают так, а не иначе

23. В жизни все так запутано; я даже часто не понимаю, что к чему

24. Духу закона я верю больше, чем букве

25. Свободное предпринимательство – это как раз то, что нужно. Никто не имеет права вмешиваться в чужие дела

26.  Людям следует знать свое место

27.  Я часто прихожу в замешательство и ищу ответы на мучающие меня вопросы

28.  Я зачастую чувствую себя потерянным и мне нужен человек, способный научить, что нужно делать

29.  Свободное от учебы время я посвящаю преследованию своих собственных интересов

30. Мне в голову приходят отличные идеи. Людям следует быть похожими на меня

31.  Я делаю так, как говорит мой врач. Докторам лучше знать

32.  Я люблю пробовать новые блюда

33.  Я сторонник естественного отбора: побеждает сильнейший, а чтобы выжить в этом мире, нужен хороший пистолет

34. Я хочу быть таким, какой я есть

35.  Те, кто обращаются к психиатру, просто сумасшедшие. Я не из их числа

36.  Старое и испытанное – лучше всего

37. Я верю, что по большому счету все мы – братья и сестры в этом мире

38.  Насколько я понимаю, каждый должен поступать в жизни так, как ему нравится

39.  Иногда я замечаю, что у меня очень развита интуиция; возможно, даже слишком развита

40.  Важно уметь себя правильно преподнести. Это уже само по себе половина дела

41.  Я обычно поступаю так, как мне говорят

42.  Я еще не пришел к ясному пониманию собственного предназначения в этой жизни

43. Иногда пытки (применение силы и давления, для того, чтобы чего-то добиться от человека) просто необходимы

44.  Я ощущаю в себе глубокую духовность, которую нет необходимости связывать с религией

45.  Первое впечатление наиболее важное. Необходимо с самого начала сделать решительный шаг к успеху

46.  Я верю в добро и зло, правду и неправду

47.  Когда у меня возникают проблемы, я обращаюсь к окружающим за помощью

48.  Каждый в этом мире – сам за себя

49.  Я ощущаю глубокую связь с природой и животными

50.  Одежда делает и мужчину, и женщину

51.  Мне нравятся старые добрые традиции и старинные украшения

52.  Я часто имел дело с людьми, которые меня не понимали

53. Если кто-то стоит у тебя на пути, избавься от него

54.  Болезнетворные микробы меня не очень беспокоят. Я считаю, что в большинстве случаев эмоции и собственные настроения являются источниками болезней

55.  Неудачники не вызывают у меня сочувствия

56.  Животные разносят столько микробов

57.  Я считаю, что окружающая среда должна быть защищена от безжалостного разграбления

58.  Соблюдающий правила игры – наивный простак

59.  Внешность не так уж важна. В жизни гораздо большее значение имеют внутренние качества человека

60.  Выживает сильнейший. Победитель остается, проигравший выходит из игры

61.  Я думаю, что если сэкономить на подзатыльниках, то можно испортить ребенка

62.  Я люблю животных. Иногда они кажутся мне большими друзьями, чем люди

63.  Я все время выгляжу несколько испуганным или настороженным

64.  Я не верю, что мир можно сохранить с помощью оружия

65.  Главная задача каждого – поддерживать о себе репутацию сильного человека

66.  Лишняя осторожность никогда не повредит

67. Иногда я смущаюсь и чувствую, что меня не понимают

68.  Есть несколько этнических групп, которые и затевают все беспорядки. Нужно их каким-то образом держать в узде

69.  Проявления жизни гораздо многообразнее того, что мы наблюдаем

70.  В бизнесе побеждает жесткая политика. Я не уважаю тех, кто проявляет мягкотелость

71.  Не следует особо доверять людям незнакомым. Лучше держаться людей своего круга

72. Мне кажется, что в мире слишком много несправедливости, и мне следует содействовать ее исправлению

73.  Только запугиванием и можно по-настоящему добиться того, чего хочешь

74.  Ничто не может сравниться со временем, проведенным в семье и с друзьями

75.  Если собираетесь посетить врача, выбирайте самого высокооплачиваемого и требуйте, чтобы все было сделано, как надо

Ключи

Просуммируйте полученные положительные ответы по пяти шкалам, полученные баллы занесите в столбец «сумма»:

Шкалы

Пункты

В

3,8,13,18,23,28,33,38,43,48,53,58,63,68,73

А

1,6,11,16,21,26,31,36,41,46,51,56,61,66,71

Д

5,10,15,20,25,30,35,40,45,50,55,60,65,70,75

Б

2.7,12,17.22,27,32,37,42,47,52,57,62,67,72

Г

4,9,14,19,24,29,34,39,44,49,54,59,64,69,74

Интерпретация результатов

Вашей стадией является та, по которой набрано наибольшее количество баллов. При этом по данной стадии должно быть набрано 9 и более баллов. Если ни одна из стадий не набрала такого количества баллов, то ваш тип является недифференцированным, т.е. смешанным, включающим в себя преимущественно первые три стадии.

Семь стадий духовного развития

Первая стадия: грудной младенец (В)

Вторая стадия: делающий свои первые шаги малыш (А)

Третья стадия: подросток (Д)

Четвертая стадия: юноша (Б)

Пятая стадия: взрослый человек (Г)

Шестая стадия: почтенный старец

Седьмая стадия: учитель

18

Просмотров работы: 2627