Подростки нашего лицея - это творцы, интеллектуалы или социальные потребители?

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Подростки нашего лицея - это творцы, интеллектуалы или социальные потребители?

Ломака М.В. 1
1МБОУ лицей № 9 г. Сальска
Югринова В.В. 1
1МБОУ лицей № 9 г. Сальска
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Исследовательская работа содержит материал по проблеме духовно-нравственного развития подростков нашего лицея в современном обществе. Выясню, чем современные подростки увлекаются и что влияет на формирование их внутреннего мира? Я попытаюсь сравнить интересы, увлечения, потребности подростков разных поколений, выяснить настоящие ценности современных подростков.

В ходе работы реализованы следующие этапы:

1 этап – исследовательская и поисковая работа, включающая поиск информации в справочниках и Интернете.

2 этап – обобщение полученного материала.

3 этап – проведение опроса.

4 этап – фиксация результатов работы.

5 этап – анализ и объяснение результатов.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: изучение и анализ литературы и различных информационных источников по данной теме; сравнение, обобщение, моделирование; создание анкеты и проведение опросов.

Практическим результатом моего исследования является проведение и анализ опросов учащихся 8-11 классов МБОУ лицея № 9 г. Сальска.

Проблема исследования: при высоком информационном, технологическом уровне развития общества среди современных подростков есть интеллектуалы, творческие личности, выдающиеся спортсмены, но существует и такая категория подростков которых можно назвать потребителями.

Актуальность исследуемой темы


Важно, чтобы подростки перенимали истинные духовные ценности, чтобы не прервалась цепь поколений, воспитанных на самых важных общечеловеческих ценностях: добро, любовь, правда, свобода, взаимопомощь, сострадание и другое...

Объект исследования: подростки - лицеисты XXI века.

Цель исследовательской работы: выяснить, в чем сущность современного подростка и что влияет на формирование его внутреннего мира?

Задачи исследования:

-сравнить интересы, увлечения, потребности подростков разных поколений;
-выяснить самые значимые ценности современных подростков;
-узнать, с чем связано изменение интересов и потребностей подростков XXI века;
-научиться различать истинные и ложные ценности;
-выяснить, важны ли духовные ценности для современных подростков;
-понять, как сохранить духовные ценности в современном обществе и сформировать их у современных подростков.

Современное юное поколение. Какое оно? Чем оно живёт? Что его волнует? Сегодня много говорят о том, какие непутевые пошли подростки: курят, пьют, употребляют наркотики, растут бездуховными потребителями... Я сама из поколения нынешних тинейджеров, ребенок третьего тысячелетия. А потому решила разобраться, насколько справедливы эти обвинения, какие они на самом деле - мои сверстники, ребята 12-17 лет?

Чем же наше детство отличается от родительского? Прежде всего, количеством информации, которая обрушивается на наши головы с экранов телевизоров, компьютеров, смартфонов. Мы находится под влиянием стольких культурных стимулов, сколько наши родители не могли даже вообразить.

Нынешнее поколение осведомлено о человеческой жестокости гораздо больше, чем знали в его годы папы и мамы, сегодня в современных фильмах, книгах, песнях и новостях сцены насилия, жестокости и безнравственности можно видеть и слышать ежедневно. Все более шаткой становится важнейшая опора для ребенка - семья. Недавние исследования показали, что четверо из десяти подростков живут с одним из родителей. В восьми случаях из десяти отсутствует отец. 20% подростков в нашей стране живут с отчимами или сожителями матери. Дети редко растут в большой семье - с бабушками, дедушками, дядями и тетями. Наконец, современный подросток живет в мире, который можно было бы назвать пострелигиозным. В области религии и морали сегодня все подвергается сомнению. Если в прошлом большинство людей могли отличить нравственное от без нравственного, то сейчас целое поколение растет без четких моральных ценностей. Границы добра и зла размыты, определить, что такое хорошо, а что такое плохо, порой непросто. В таком сложном мире живут сотни тысяч современных подростков. Поэтому они отчаянно нуждаются в мудрых, тактичных и любящих родителях и учителях.

Нет, современные подростки неплохие. Они всего лишь соответствуют времени, которое делает их такими, какие они есть. Общество оставляет их ничем, не отягощенный разум на съедение коварному монстру - масс-медиа, а проще - массовой культуре… Они плывут по течению, пока родители поглощены мыслью о добывании средств к существованию. Чем интересуются родители школьника, когда они встречаются по вечерам? Какие у него оценки, сделал ли он уроки, что ел на обед. В большинстве случаев этим разговор и заканчивается. И подросток, отделавшись от ежевечернего допроса, вновь погружается в виртуальный мир или отправляется бродить по улицам города в компании себе подобных.

Основная часть.

Глава 1. Подростки XX века и их интересы

Дети любого времени одинаковы лишь в желании поиграть и побездельничать. Как выясняется, умения, и навыки ребенка XX века отличаются от того, что умеет и, главное, делает его сверстник сейчас. Также непохожи и их мечты о будущем. Попытаюсь разобраться. Известны случаи, когда в Гражданскую войну в России командирами полков были подростки, например 16-летний Ар­кадий Гайдар.

В годы Великой Отечественнойвойны 15-летние подростки нередко сбегали на фронт, сражались с врагом в ря­дах партизан. В истории многих государств ребенок королев­ских кровей мог выполнять взрослые роли — был королем и правил государством.

1.1. Портрет интересов подростков XX века

Из интервью с моей прабабушкой Сиденко Лидией Егоровной, 1926 года рождения, жительницей г. Сальска, Ростовской области.

«В наше время подростки много работали на полях и в собственном хозяйстве. Подростки много помогали старшим и даже вступали в группы пионеров «Тимуровцев». Во время войны мы собирали колоски пшеницы с полей и пекли хлеб, который в последующем отправляли на фронт, вязали рукавицы из овечьей шерсти для наших солдат, помогали в колхозе. Когда война закончилась, подростки помогли вновь отстраивать дома, ухаживать за хозяйством и т.д. Интересов было много, например: читали познавательные книги, смотрели интересные фильмы, слушали красивые песни, собирались в «читалки» там мы слушали всякие рассказы и играли на балалайке. Летом лапта, прятки, пятнашки, жмурки, походы в лес и на реку, зимой – катания с горок, игры в снежки, постройка крепостей из снега. Подростки уважительно относились к учителям и родителям. Они во многом прислушивались к ним, старались не грубить в ответ, если поругают. У меня сохранились хорошие воспоминания о моих учителях, и я до сих пор с теплом о них вспоминаю».

Из интервью с моей бабушкой Луханиной Евгенией Николаевной, 1952 года рождения, жительницей жительницей г. Сальска, Ростовской области.

«В мое время подростки гуляли и играли целыми днями на улице. Все стремились быть пионерами, комсомольцами, помогать взрослым, организовывать помощь в проведении праздников. Подростки помогали друг другу в выполнении домашнего задания, моральной поддержкой. Кумирами были группа «Ласковый май», индийские фильмы. Мы собирались в клубе и смотрели разные фильмы, так же там проходили дискотеки. Подростки много читали книг, ходили в библиотеку и читальный зал. Играли в игры «Зарницу» и «Орленок», собирали макулатуру и металлолом, участвовали в спортивных соревнованиях, фестивалях союзных республик. Нравственными идеалами для подростков XX века были пионеры-герои: Марат Казей, Зина Портнова, Леня Голиков, Зоя Космодемьянская.

1.2. Предпочтения в выборе профессии подростков XX века

Поколение наших бабушек и прабабушек проживало сложную, наполненную трудностями и радостями не легкую жизнь. Им приходилось много трудиться, брать ответственность за своих младших братьев и сестер, помогать в поле и по хозяйству. Они общались в живую, собираясь дворами, детвора играла в жмурки, лапту, казаки-разбойники, водили хороводы и пели песни. В военное и послевоенное время подростки работали наравне со взрослыми, трудились с утра до позднего вечера. Поколение военных и послевоенных лет восстанавливали заводы, колхозы, строили ГЭС, дороги и метро, а для этого нужны были квалифицированные кадры. И молодежь выбирала профессии, которые были важны в тот период времени. Так А.М. Большаков приводит в своей книге «Деревня» перечень профессий представленный ниже.

Данные из книги Большакова А. М. Деревня: 1917-1927. - М., 1927

Сегодня многих профессий просто не существует, другие современному молодому поколению не известны. Например, лавочник, писарь, барышник и др. Новое время диктует новые профессии.

1.3. Я и мы такие разные.

Для подтверждения своей проблемы мне было необходимо собрать информацию о современных подростках и сравнить её с информацией о подростках 20 века. Объектом моего исследования стали подростки лицеисты.

Чтобы выяснить интересы современных подростков, я предложила ответить им на вопросы анкеты, где было необходимо ответить на 6 вопросов, разработанных мной и моим руководителем. Согласно проведенному исследованию мы узнали, что среди 50 учащихся в возрасте от 13 до 17 лет в свободное время от учебы: 38% подростков предпочитают играть в компьютер, 22% - гулять и слушать музыку, 8% - читать, 13% - заниматься спортом, 7% - рисовать, 5% - самостоятельно занимаются разными увлечениями, а 7% - вообще ничем не интересуются. Таким образом,у современных подростков различные интересы. От спорта и программирования, до музыки и рисования. Они выбирают увлечения в зависимости от их общих интересов и уровня развития. К сожалению, есть и такие ребята, кто не увлекается ни чем.

Так же удалось выяснить, кем мечтают, стать в будущем лицеисты. Видят себя военными –12%, бизнесменами- 18%, экономистами -10%, программистами – 13, учителями – 6%, стилистами или дизайнерами – 8%, художником -3%, полицейским – 3%, актером – 4%, врачом -3%, юристом -7%, телеведущим -3%, переводчик – 4%, маркетолог -2%, психолог - 4%. Можно сделать вывод, что мои сверстники мечтают стать успешными людьми в будущем, с хорошо оплачиваемой работой.

Глава 2. Современный подросток – духовно-нравственный интеллектуал

2.1. Портрет подростка XXI века как пример становления личности

Примерами проявления высокой нравственности, патриотичности, гражданственности и образцами для подростков XXI века сегодня могут быть:участница олимпийских игр – фигуристка Юлия Липницкая. Несмотря на свой юный возраст, она добилась многого.Наверное, она поставила перед собой цель добиться хороших результатов в фигурном катании, а если сильно захотеть, то можно многого добиться.

Ещё одним примером может быть для нас мусульманка Сахила Ибрахим.

16-летняя девушка прославилась тем, что поступила в Гарвардский университет в столь юном возрасте.

Помимо Гарварда, Сахила была принята в 12 других престижных учебных заведений США.

Мусульманка самостоятельно изучила многие предметы, которых не было в школьной программе. Она овладела многими языками – в ее арсенале есть такие языки, как йоруба, арабский, испанский и латынь, помимо английского.Не важно, какой национальности человек, и какого он вероисповедания, а важно то, что человек ставит перед собой цель и идёт, к ней не сворачивая.

2.2.Поступки современных подростков

Каждый день в России совершают подвиги рядовые граждане, которые не проходят мимо, когда кому-то требуется помощь, но и школьники не исключение. И сколько их героических поступков совершили подростки в мирное время, спасая, чью то жизнь, не думая о своей? Ни проявление ли это героизма?

Юная 17-ти летняя девушка из Заречного, Марина Сафарова, стала самым настоящим героем. Девушка простынёй вытащила из проруби рыбаков, брата и снегоход. Под тяжестью мототехники лед не выдержал и проломился в местах сверления лунок как после перфоратора. Люди начали тонуть, снегоход повис на кромке льда за лыжу, вся эта конструкция угрожала вот-вот обломиться окончательно, тогда у людей было бы совсем мало шансов на спасение. Мужчины цеплялись из последних сил за кромку проруби, однако теплая одежда моментально намокла и буквально тянула ко дну. В этой ситуации Марина не стала размышлять о вероятной опасности и бросилась на выручку.

Школьники из Краснодарского края Роман Витков и Михаил Сердюк спасли пожилую женщину из горящего дома. Направляясь, домой, они увидели горящее здание. Забежав во двор, школьники увидели, что веранда практически полностью охвачена огнем. Роман и Михаил бросились в сарай за инструментом. Схватив кувалду и топор, выбив окно, Роман залез в оконный проем. Пожилая женщина спала в задымленной комнате. Вынести пострадавшую удалось только после взлома двери.

День 6 декабря в России признан Днем Юного Героя и поэтому случаю на сцене Сальского Дворца Культуры состоялось чествование юных героев. За мужество и героизм в спасении людей на пожаре были вручены награды трем юным героям: Гаджи Абакарову - из Пролетарского района, Дмитрию Серикову и Егору Заворотняку - из Волгодонского района. Они вытащили из горящего дома двоих маленьких детей, оставленных родителями одних. Они мои сверстники, их поступок заслуживает уважения, их находчивость и смелость сродни юным героям Отечественной войны. Не всех награждают медалями, но от этого их поступок не становится менее значимым. Самая главная награда — благодарность тех, чью жизнь они спасли.

2.3.Попасть в неудачники - страшно. Легче - в виртуальном мире

На первый взгляд, подростки  XXI века очень отличаются от подростков XX века. Свободное время они проводят за компьютерами и планшетами, а не на улице, общаются в социальных сетях, а не вживую. Но все же мы такие же разные, как ребята из поколения 40-х и 80-х: есть среди нас интеллектуалы и двоечники, лентяи, активисты и артисты, отпетые хулиганы и талантливые спортсмены. К примеру, в моем классе, есть ребята увлеченные спортом, танцами, музыкой, искусством и каждый из нас личность, наделенная определенными качествами и способностями. Мы проявляем активное участие в сборе макулатуры, участвуем в акции по сбору корма для питомцев приюта домашним животным. Весь лицей принял участие во Всероссийском фестивале энергосбережения «ВМЕСТЕЯРЧЕ». Ежегодный месячник древонасаждений, экологические субботники и уход за территорией школьного двора. Участие в акции, приуроченной ко Дню Победы «Бессмертный полк», уход за могилой Брауде на городском кладбище. А в целом, мне кажется, мы стали не бездуховней, а беспокойней. Современный подросток в будущем хочет иметь хорошую семью, интересную и престижную работу, материальный достаток, друзей, здоровье, красоту и славу. И ради этих ценностей терзается, выбиваясь из сил. Молодому человеку кажется: если чего-то из этого набора не будет хватать, его ждет людское осуждение и насмешки.

Этот социальный стандарт задан обществом, и подростки находятся под сильным его влиянием, боясь оказаться в числе «лохов». С юных лет они беспокоятся, удастся ли им занять достойное место в этом мире, добиться поставленных задач. Но, думаю, несмотря ни на что, у нынешних подростков большое будущее.

Глава 3. Интересы и увлечения современных подростков

Некоторые увлечения подростков настолько захватывают их, что они связывают с этим занятием всю свою жизнь и профессию.Поддерживайте ребенка в полезных начинаниях, верьте в него и помогайте реализовывать свои таланты, тогда со временем он превратиться в сильного и успешного взрослого человека.

3.1.Основные интересы современных подростков

Общение.

Общение со сверстниками – это занятие, которое интересно в принципе всем, независимо от возраста. Человек существо социальное, и просто не может жить без общения. Но, в подростковом возрасте – общение с одногодками, а также групповое общение приобретает несколько иной характер.

Общение в подростковом возрасте необходимо ребенку как воздух, он начинает искать новые знакомства, понимания среди друзей и сверстников, а также разделения его мнения и еще не оформившейся до конца жизненной позиции. Ищут тех, кто мог бы,безусловно,мог принимать их такими, какие они есть, не оценивая, не осуждая, не сравнивая и не пытаясь «переделать». Благодаря социальным сетям и интернету, современным подросткам легче восполнить потребность в общении.

Техника.

Кто-то увлекается мотто и авто техникой, кому-то интересна сборка и ремонт компьютеров. Сегодня, когда различные гаджеты стали доступными, увлечение достижениями технического прогресса коснулось и девочек подростков. Практически у каждого подростка есть планшет, рабочий компьютер и смартфон – все это требует определенных знаний и навыков, которые они приобретают в процессе работы с данными гаджетами. Осенью наш класс посетил музей «Легенды СССР». В нем мы увидели ретро автомобили, и их там очень много. В музеи множество старинныхвещей.

Компьютерные игры.

Вот это увлечение молодых людей и девушек, да и не только, которое заставляет психологов во всем мире бить тревогу. Родителям, чьи отроки стали увлеченными «геймерами» необходимо много мудрости и терпения, чтобы помочь ребенку не потерять связь с реальностью.

Подросток в виртуальном мире проживает жизнь, которая далека от реальности. Но, он все чаще пытается погрузиться в свою виртуальную иллюзию, потому что там проще, чем в реальности. Так формируется игровая зависимость, которая может провоцировать серьезные проблемы с психикой.

Спорт.

Увлечение различными видами спорта сегодня к счастью снова набирает популярность. Все благодаря активной пропаганде здорового образа жизни через СМИ. Все чаще стали говорить о звездных кумирах и их спортивных увлечениях. Спорт – это увлечение, которое не принесет вреда растущему организму. Поэтому, родителям важно всячески стимулировать и поощрять своего ребенка, если он вдруг заинтересовался спортом.

Чтение.

Современные подростки стали читать намного больше, чем дети даже 10-15 лет назад. Наверное, так происходит потому, что сегодня больше доступа к разным книгам, независимо от тематики. Подросток, который полюбил чтение, может увлекаться книгами слишком сильно и с упоением читать ночи напролет.Чтение книг – это,безусловно, очень полезное занятие, но оно не содержит элемента активности, поэтому важно научить подростка правильно распределять свое время, чтобы уделять его и любимому хобби, и общению, а также и физической активности.

7.Музыка и танцы.

Танец, как способ самовыражения и просто получения удовольствия, становится интересным еще маленьким деткам. Они, заслышав веселую и энергичную  музыку, начинают двигаться в такт. Но, в подростковом возрасте формируются музыкальные вкусы, опять же под влиянием моды и окружающей группы.Танцы интересуют старшеклассников все больше, поэтому они даже если не занимаются ими профессионально, то обязательно ходят в клубы и на дискотеки, где сочетают и общение, и прослушивание музыки, и танцы.

Сериалы и фильмы.

Сериалы и разные художественные фильмы были интересны большинству подростков, начиная с момента появления телевиденья и кинотеатров. Походы в кино – излюбленное занятие молодежи уже нескольких поколений.

Сегодня же, увлечения фильмами и сериалами набирает обороты за счет доступности их в интернете. Можно, например, например, скачать сериал и за день просмотреть все серии. Но, важно также в этом вопросе следить за соблюдением баланса.

Коллекционирование.

Это тоже не новый вид хобби, но все же он интересен современным подросткам. Коллекционировать молодые люди могут все, что угодно – от плакатов с любимой футбольной командой, до предметов старины.

Фотография.

На сегодняшний день возможность фотографировать и фотографироваться появилась практически у каждого подростка. Относительно недавно стали широко доступными гаджеты со встроенной фото и видео камерой. О себе могу сказать, что я очень общительная, коммуникабельная, увлекаюсь танцами и музыкой, люблю смотреть сериалы, заниматься рукоделием, читать, фотографироваться и конечно общаться как в живую, так и в сети. Пример тому, наше летнее фото в школьном дворе. Конечно, мне стало интересно, и я задала вопрос нашим лицеистам: «Какие интересы для них предпочтительней»

Из диаграммы видим, что лицеисты любят общаться, играть в компьютерные игры, смотреть сериалы, заниматься спортом.

3.2. Какие ценности XX века мы возьмем с собой в XXI век

Какое осмысление получит отрезок социально-исторического времени, в котором мы сегодняшнее поколение подростков живем? К глобальным проблемам я бы отнесла потерю сострадания, чувства долга и уважения друг к другу. Как много, особенно в наше время, людей, нуждающихся в помощи и понимании, брошенных на произвол судьбы детей, стариков. В принципе, все это можно определить одним термином: «мораль». Без неё люди черствеют. Человек захотел заменить все живое виртуальным... Интернет дает нам возможность общения с разными людьми из разных стран. В этом есть преимущества, но есть и отрицательные стороны. С одной стороны, каждый может совершить виртуальную экскурсию в Лувр или Третьяковку, ноне сможет насладиться всей гаммой переживаний, которая охватывает при созерцании настоящего полотна. Это приводит к тому, что понятие «красивого» притупляется. С созданием Сети человек облегчил себе многие проблемы, но и отказался от многих интересных вещей. Я думаю, виной всему этому - простая человеческая лень. И поэтому решение глобальных проблем современности каждый должен искать в себе. Надо делать над собой усилия.Постараюсь ответить на вопрос: «Существует ли зависимость между ростом информированности и ростом духовности человека?» Считаю, что зависимость между ростом информированности и ростом духовности человека существует. Это однозначно. Во - первых, со временем человек всё глубже познаёт окружающий его мир, в том числе и то, что раньше казалось ему таинственным и божественным, и это знание он использует уже для своего блага. Можно сделать вывод: чем больше информированность человека, тем мощнее, серьезнее и богаче его духовность. А во вторых, если человек видит и постоянно слышит об убийствах, смертях, войнах и прочих страстях и событиях человеческой жизни, то, кроме озлобленности, угнетенности и зацикленности, у него ничего не будет... И наоборот: чем больше человек будет внимать хорошей музыке, поэзии, смотреть наполненные философским смыслом фильмы, то, каков бы ни был человек, он начнет задумываться, а это всегда хорошо. Немаловажны обычаи и семейные традиции, благодаря им дети будут развиваться духовно. В нашем лицее главной целью гражданско-патриотического воспитания является формирование достойного гражданина и патриота России. В ходе исследования мною был проведен опрос среди подростков МБОУ лицей № 9 с целью выяснения вопроса о том, какие духовные ценности для них являются самыми важными. И я соглашусь со своими товарищами и склонна считать, что семья, образование, безопасность, друзья, здоровье наиважнейшие ценности в данный возрастной период. В стране и в мире совершаются теракты, развязываются войны, гибнут ни в чем не повинные люди. Жить, учиться, работать, воспитывать детей, овладевать профессиональными навыками невозможно, если нет гарантии безопасности в обществе. В лицее создана детская общественная организация «Юный патриот Дона», с целью обогатить учеников нравственными и духовными ценностями. Ежемесячно проходят собрания этой организации, на них решаются не только школьные вопросы, но и поступление новых идей от учеников, тем самым подростки принимают участие в жизни школы. Чувство патриотизма великое и необходимое. Оно должно передаваться из поколения в поколение. Для этой цели в школе проводятся «Дни воинской славы», открытые классные часы «Героями не рождаются - героями становятся» для 5-8 классов, часы общения, посвященные Дню народного единения, странам СНГ, Дню памяти воинов – интернационалистов, Дню защитника Отечества, проходит ежегодно конкурс инсценированной военно-патриотической песни, лучшие номера представлены ко Дню Победы. Организовано движение волонтерских отрядов ЮИД «Великая Россия – это мы!», волонтеры выпускают информационные листовки. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в школе сложилась система гражданско-патриотического воспитания, которая способствует формированию у школьников духовно-нравственных ценностей.

Заключение

Подростки XX века очень отличаются от подростков XXI века. У них я выявила совершенно разные интересы и увлечения. В XX веке дети даже и не знали, что такое телефон, компьютер, проводили своё свободное время на улице, играя в разные игры, ходили, друг к другу в гости. Сейчас подростки проводят своё время, сидя за компьютерами и планшетами. Общаются они больше в социальных сетях, у них другие интересы, другие игры, потому что живут они в другое время, информационное. Многие подростки не анализируют собственные поступки, не умеют давать им оценку, либо самооценка их слишком завышена или занижена, что мешает правильно воспринимать окружающую реальность и истинные ценности. Но им свойственно увлекаться спортом и творчеством, стремиться к достижению намеченной цели, они создают волонтерские отряды, помогают бездомным животным, и в этом они схожи с подростками 20 века. Думаю, что, не смотря ни на что, у нынешних подростков большое будущее. Ведь развивающиеся технологии, которые подросток осваивает с детства, помогают ему в учёбе, а в будущем - в работе. Но заложить и сохранить истинные духовные ценности должны взрослые, которые окружают ребёнка, семья, школа. Я считаю, что однозначно ответить на проблемный вопрос моей исследовательской работы невозможно, и убедилась в том, что среди современных подростков есть и интеллектуалы, и творческие личности, и выдающиеся спортсмены, но существует и такая категория подростков которых можно назвать потребителями. Все зависит от семейного воспитания, от социального окружения подростков, от личностных качеств самих подростков. Выдвинутую проблему попыталась доказать, поставленные цели и задачи выполнила.

Список литературы

1. Кибер Ленинка: https://cyberleninka.ru/article/n/kakie-tsennosti-xx-veka-my-vozmem-s-soboy-v-xxi-vek-esli

2. Кривцова, С.В. Подросток на перекрестке эпох / С.В. Кривцова.- М. Генезис,2000. 280 с.

3. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / Современная детская энциклопедия с.160-162.

4. Мурашова К. Чего боятся современные подростки / http://1-pp.ru/index.php/Энциклопедия про подростка. С56-60. Издательство «Русское слово», 2005 год, автор- Волков А.С.

5. Сапогова Е.Е. Психология развития человека / Аспект Пресс, 2001. - 460 с.

6. Современный подросток / school64-perm.siteedit.ru›page137.

7. Старченко Л.В. Содержание нравственного воспитания старшеклассников Серия «Гуманитарные науки». 2007. № 5. С. 297.

11. Хевен П. Современные подростки. Социально-психологический подход / http://www.regioncentre.ru/resources/books/subcult/subcult14/text1/

13. Шмидт, Р. Подростковый и юношеский возраст / Р. Шмидт. - М.: ВЛАДОС, 20

Просмотров работы: 108