ГАДЖЕТЫ В ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ – ЭТО ВРЕДНО?

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ГАДЖЕТЫ В ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ – ЭТО ВРЕДНО?

Цуприй А.Р. 1
1МБОУ СОШ №4 С УИОП им. Г.К. ЖУКОВА
Малинина М.В. 1
1МБОУ СОШ №4 с УИОП им. Г.К.Жукова
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Очень часто я слышу от моих родителей, что слишком «привязана» к своему телефону, что это вредно для моего здоровья. Но ведь мне иногда хочется поиграть в какую-нибудь игру, посмотреть что-нибудь интересное в интернете, пообщаться с друзьями.

Практически у каждого из нас сегодня есть мобильный телефон. У многих есть дома планшеты, ноутбуки, компьютеры, электронные книги, игровые приставки. И взрослые, и дети не представляют своей жизни без них.

Я решила выяснить как другие дети, мои одноклассники, используют гаджеты в своей жизни. Много ли времени проводят в электронных устройствах. Также выяснить - вредно ли это для здоровья.

Актуальность данной проблемы заключается в том, чтобы все дети понимали, как важно разумно пользоваться гаджетами и использовали свои знания для сохранения своего здоровья.

На сегодняшний день существуют различные подходы к решению данного вопроса. Однако мы решили изучить эту проблему на примере своего класса.

Цель исследования – выяснить, как влияют гаджеты на состояние здоровья ребенка.

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

1.Изучить и обобщить информацию о влиянии гаджетов на организм школьника.

2.Провести анкетирование среди учащихся моего класса, которое поможет выяснить, сколько времени проводят одноклассники с гаджетами и почему они не могут обойтись без них.

3.Задать вопросы о влиянии гаджетов на организм школьника и попросить рекомендации для одноклассников при использовании гаджетов:

-детскому психологу,

-детскому хирургу,

-детскому офтальмологу.

4.Проанализировать собранную информацию;

5.Создать презентацию по собранному материалу;

6.Выступить в своем классе, рассказать своим одноклассникам о влиянии гаджетов на их здоровье и передать рекомендации врачей.

Цели и задачи исследования помогли нам выдвинуть гипотезу о том, что знакомство моих одноклассников с мнением врачей и специалистов в этой области помогут им осознать вред от длительного использования гаджетов.

Для доказательства нашей гипотезы мы используем следующие методы исследования:

метод исторического анализа;

анкетирование (опрос одноклассников)

интервью (беседа с детским хирургом, детским офтальмологом, детским психологом)

практический метод (разработка памятки)

Предполагаемый результат:

Мои одноклассники смогут оценивать пользу и вред увлечения гаджетами;

Выполнять гимнастику для мышц и глаз;

Рассказывать о необходимости соблюдения правил безопасного пользования современными электронными устройствами своим близким, знакомым.

Понятие «гаджеты»

Рассмотрим, что же такое гаджет. Гаджетом называют некое устройство, с помощью которого можно упростить некоторые действия, совершаемые человеком.

В современном мире, благодаря научно-техническому прогрессу, получили широчайшее распространение электронные гаджеты.

Гаджетами называют мобильные телефоны, смартфоны, различные планшеты и ноутбуки, умные часы и 3D очки виртуальной реальности, USB-кружки, USB-холодильники, очки со встроенной камерой, навигаторы и G-сенсоры, флешки и наушники.

Эти сложноустроенные устройства, которые всё видят, слышат, знают огромный объем информации обычно просты в использовании. Те вещи, без которых раньше легко обходились, вошли в нашу повседневную жизнь и стали практически незаменимыми.

Однако многие школьники не умеют ими пользоваться разумно. Для многих ребят эти приборы становятся единственным вариантом заполнения свободного времени. У них формируется привыкание, а затем зависимость.

Огромный поток информации и увлекательный мир игр и социальных сетей незаметно крадет часы и дни у детей. Здоровье неокрепшего организма заметно страдает. Подросток проводит мало времени на свежем воздухе, забывает вовремя поесть, выполнить обязанности по дому.

Я понаблюдала за осанкой одноклассников, играющих в игры на переменах и заметила, что они неправильно сидят и напрягают зрение. Это может привести к деформации позвоночника, снижению зрения. Многие во время игр на планшете или телефоне не слышат, как к ним обращаются. Они рассеянны, отвечают невпопад.

2. Практическая часть.

Для более точного ответа на вопрос: Много ли времени мои одноклассники проводят с гаджетами, была составлена анкета – опросник (Приложение 1).

Было обработано 29 анкет учащихся 2 «В» класса МБОУ СОШ №4.

Проанализировав анкеты, мы выяснили, что все мои одноклассники пользуются различными гаджетами.

Большинство, а именно 26 человек используют мобильный телефон.

Цели использования гаджетов различны:

- чтобы позвонить: 18 человек;

- чтобы играть в игры: 17 человек;

- чтобы переписываться с друзьями в социальных сетях: 11 человек;

- чтобы искать нужную информацию: 12 человек.

Получается, что большинство используют гаджеты, чтобы позвонить и поиграть в игры. Также для общения с друзьями в социальных сетях: 11 человек и, чтобы искать нужную информацию: 12 человек.

На вопрос «Сколько времени ты проводишь в гаджетах?» ответили:

- меньше 1 часа в день: 12 человек;

- больше 1 часа в день: 13 человек;

- 3 часа в день и более: 4 человека.

На вопрос «Пользуешься ли ты гаджетами во время еды?» - 8 человек ответили утвердительно.

Без гаджетов не смогут обойтись 9 человек. (Приложение 2).

3. Влияние гаджетов на детский организм

Чтобы ответить на вопрос как влияют гаджеты на организм детей, мы с мамой побеседовали с детским врачом травматологом-ортопедом, детским врачом-офтальмологом и детским педагогом-психологом.

Для этого мы отправились в нашу детскую поликлинику. Детскийтравматолог-ортопед Кононыхин Александр Владимирович объяснил мне, что:

1. Чрезмерное чтение текстовых сообщений в гаджетах и игры могут привести к хронической боли шеи, спины и рук.

2. Вред наносят гаджеты и на правильную осанку у детей. Как правило, дети играют в ноутбук, телефон или планшет сидя на диване, на полу, развалившись на диване. Спина находится в неправильном положении. Ребенок сутулится или сильно вытягивает шею, потому что не видит изображение. Со временем это приводит к искривлению позвоночника. Появляются жалобы на головные боли и боли в спине.

3. Гаджеты ограничивает физическую активность, в результате, физическое развитие отстает тоже.  Это негативно отражается на грамотности и успеваемости. Движение увеличивает внимательность и способность обучаться!

4. Чрезмерное увлечение телевидением и видеоиграми, приводят к росту ожирения среди детей. Среди детей, которым разрешается держать в своей комнате какой-либо гаджет, случаи ожирения случаются на 30% чаще.

5. Электронное устройствоникогда не заменит ему подвижных игр на свежем воздухе. Чтобы ребенок развивался и рос здоровым,  ему необходимо активное времяпрепровождение, прогулки и общение со сверстниками! Дети должны проводить время на улице, активно двигаясь, по крайней мере, 1 час в день.

Доктор предложил использовать гимнастику для мышц, которая поможет снять напряжение с мышц спины и шеи. Приложение 2.

Самый распространенный вопрос, который задают офтальмологу родители: влияет ли использование гаджетов на снижение остроты зрения и сколько времени в день ребенок может смотреть на экран телефона, планшета и т.д.

С этим вопросом мы пришли к врачу-офтальмологу детской поликлиники Головановой Тамаре Павловне.

Тамара Павловна рассказала подробно о мерах профилактики снижения остроты зрения при использовании гаджетов и дала рекомендации:

1. Если говорить о предпочтениях среди устройств, то это телевизор с большим экраном, который рекомендуется смотреть на расстоянии около 2,5м. Больше всего нагрузка на глаза идет от телефона и планшета.

2. Всегдарекомендуетсявключать верхнее общее освещение. А также дополнительные источники света, например, настольную лампу. Работа в темноте дает очень большое напряжение для глаз и это незамедлительно скажется на зрении.

3. Еслиребёнок пользуется смартфоном или планшетом, то лучше делать это за столом или ставить гаджет на подставку, чтобы расстояние от глаз ребёнка до экрана не менялось и составляло 60-70 см. Все эти рекомендации призваны снять чрезмерную нагрузку с глазных мышц и являются профилактикой снижения остроты зрения. 

4. Длительное непрерывное «общение» с любым современным устройством может вызвать синдром «сухого глаза» и «синдром красного глаза». Смотря на яркий экран, мы в 2-3 раза реже моргаем, а значит, недостаточно увлажняем свои глаза. В свою очередь, сухость глаз может привести к развитию их воспаления.

5. Одним из важных правил общения с гаджетами являются перерывы и гимнастика для глаз, которая поможет снять напряжение. Простые, но очень эффективные упражнения будут полезным и детям, и родителям.

На основании рекомендаций врача-офтальмолога мы предлагаем простую и эффективную гимнастику для глаз. Приложение 2.

Также мы встретились с детским педагогом-психологомМБДОУ №2 «Сказка» Мальцевой Еленой Ивановной, которая помогла мне разобраться с вопросами: появляется ли у детей зависимость от долгого использования гаджетов и влияет ли это на учебу.

Елена Ивановна подтвердила, что излишнее использование гаджетов (телефонов, интернета, планшетов и ТВ) затормаживает развитие ребенка.

1. Планшеты и смартфоны не учат детей самоконтролю, а, наоборот – дают возможность не ограничивать себя в своих желаниях. Это вызывает зависимость, схожую с наркотической.

2. Дети, чрезмерно увлекающиеся гаджетами, хуже учатся. У них ухудшается внимание, они не могут сосредоточиться, постоянно отвлекаются. Могут возникать проблемы с памятью, воображением, фантазией.

3. Снижается мотивация обучения, просто пропадает желание учиться, самому добывать знания.

4. Психологи остерегают, что большое количество времени, проведенное ребенком у планшета или смартфона, способствует психическим расстройствам. У детей могут возникнуть депрессии, неврозы, повышенная тревожность, отсутствие привязанности к родителям.

5. Дети, которые не ограничены в пользовании гаджетами, становятся еще более агрессивными. Ведь компьютерные герои не чувствуют боли и страданий, им не надо сопереживать и сочувствовать. Огромное количество игр провоцирует детскую жестокость, уменьшают чувствительность к насилию. Когда на экране кровь течет рекой, начинает казаться, что это нормально. Такое отношение некоторые дети могут переносить в реальную жизнь. Они начинают издеваться над сверстниками, избивать более слабых. На сегодняшний день есть немало случаев, когда подростки берут в руки оружие и расстреливают людей.

6. Чрезмерное увлечение компьютерными устройствами не дает возможность развивать умение общаться, повышать навыки коммуникации. Это приводит к тому, что дети начинают испытывать тревожность в ситуациях, требующих живого общения. Они не знают, с чего начать разговор, как поддержать беседу, вести себя в обществе других людей. Часто это вызывает страх, неуверенность в себе, нервозность. Подростки начинают избегать таких ситуаций, еще более погружаясь в виртуальный мир, где не надо общаться с живым человеком. Получается замкнутый круг.

Так стоит ли давать ребенку планшет или смартфон? Решать, конечно же, родителям.

Несомненны и плюсы таких устройств. Они могут помогать в обучении, развивать определенные навыки, обогащать знания ребенка. Но детям нужно пользоваться такими помощниками очень осторожно. Потому что очень быстро из доброго друга гаджет может стать их злейшим врагом.

Самое главное, все специалисты обратили внимание на то, что «общение» с гаджетами должно быть строго ограничено по времени и, обязательно надо делать перерывы с гимнастикой.

«Общение» с электронными устройствами в день

Возраст, лет

Безопасно!

минуты

Внимание!

минуты

Стоп!

минуты

5-7

10

30

40

8-11

15

45

50

12-13

20

60

70

14-15

25

80

90

16-17

30

90

100

18+

60

90

100

Поэтому я решила рассказать своим одноклассникам о вреде долгого времяпрепровождения в гаджетах, передать им рекомендации специалистов, научить делать упражнения для расслабления мышц и глаз.

Памятка для одноклассников

Помни о времени использования гаджетов детьми!

Пользуйся планшетом или ноутбуком только сидя за столом!

Делай 10-минутые перерывы и гимнастику!

Помни, что расстояние между глазами и монитором — 60-70 см! 

Не пользуйся гаджетами перед сном!

Удели время прогулкам на свежем воздухе, спорту!

Заключение

Гаджеты в жизни детей – неотъемлемая часть. Я считаю, необходимо соблюдать меру в их использовании. Правильный режим дня поможет подростку быть независимым от гаджетов. Активные занятия спортом и подвижные игры на свежем воздухе укрепят здоровье. Взрослые обязаны контролировать пользование электронными новинками.

Список используемых источников

Журнал «Счастливые родители» статья «Ребенок и современные гаджеты»

Сайт журнала "Здоровье": http://zdr.ru/articles/elektronnue_deti Электронные дети

http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-34786/ Гаджеты. Что это такое?

http://l-pankova.ru/podrostok-i-sovremennye-gadzhety-eksperiment/ Подросток и современные гаджеты. Эксперимент.

http://mama.ru/articles/gadzhety-dlya-detei-za-i-protiv Развивающие игры и игрушки

http://www.artofcare.ru/top/6665.html Дети и электронные гаджеты: Кто кого?

http://www.detiburg.ru/news/health/6148/ Дети и гаджеты: отнять нельзя разрешить – где поставить запятую?

http://www.ug.ru/article/676 Дети и гаджеты: спасение или искушение?

В.И. Ковалько  «Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер» 

С. Полтевой  «Около компьютера: ужастики и страшилки, правда и вымысел».

Приложение 1

Анкета-опросник

Какими гаджетами ты пользуешься? Выбери и подчеркни.

телефон, планшет, плеер, игровая приставка, компьютер, телевизор, ноутбук

2.Сколько времени ты проводишь в гаджетах?

- меньше 1 часа в день

- больше 1 часа в день

- 3 часа в день и более

3.Для чего ты используешь гаджеты?

- чтобы позвонить

- чтобы переписываться с друзьями в социальных сетях

- чтобы играть в игры

- чтобы искать нужную информацию

4. Ты сможешь обойтись без гаджетов?

Приложение 2

Приложение 3

Гимнастика для расслабления мышц шеи и спины

Раз - подняться, потянуться, 
Два - нагнуться, разогнуться, 
Три - в ладоши, три хлопка, 
Головою три кивка. 
На четыре - руки шире, 
Пять - руками помахать, 
Шесть - на место тихо сесть.

Приложение 4

Гимнастика для глаз

Глазкам нужно отдохнуть (закрывают глаза)
Нужно глубоко вздохнуть (глубокий вдох,)
Глаза по кругу побегут (глаза открыты, движение по кругу по часовой и против часовой стрелки)
Много-много раз моргнут (частое моргание)
Глазкам стало хорошо. (легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
Увидят мои глазки все! (глаза распахнуты)

Просмотров работы: 109