Введение
Мы слышим музыку каждый день. Весёлую, грустную, ритмичную и плавную. Я люблю слушать музыку, дома, в поездках в машине, люблю петь и танцевать. Еще я обучаюсь игре на фортепиано, пению, танцам. Конечно, в связи с этим, у меня не так много свободного времени, но занятия мне очень нравятся. На занятиях музыкой, как правило, я учусь играть классическую музыку. А танцевать люблю под современную поп-музыку.
Направлений в музыке очень много. Народная, духовная, классическая, популярная музыка (электронная музыка, рок, блюз, джаз, кантри, романс и др.). Разная музыка вызывает у меня разные чувства. От одной хочется плакать, от другой танцевать, бывает тяжелая музыка, которую неприятно слушать. Я уже знаю, что музыка может вызывать различные ощущения, может влиять на настроение человека.
Актуальность работы заключается в том, что музыка нас окружает всегда и может воздействовать на эмоциональное состояние школьников. Я решила исследовать этот вопрос в своей школе. Тема моего исследовательского проекта: «Влияние музыки на школьников».
Цель исследования:
Выяснить, как музыка влияет на настроение школьников и на учебную деятельность.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить литературу и интернет-ресурсы по данной теме.
2. Выявить какие музыкальные стили привлекают одноклассников.
3. Определить какое влияние оказывает музыка на умственные способности и эмоциональное состояние одноклассников.
4. Провести интервью с преподавателем музыки по классу фортепиано.
5. Разработать памятку «Музыкальный рецепт».
Был разработан план исследования:
Изучить и обобщить информацию по теме;
Провести анкетирование среди учащихся моей школы, чтобы выяснить какие музыкальные стили привлекают детей;
Провести эксперимент «Влияние классической музыки на умственные способности учащихся»;
Провести эксперимент «Влияние музыки на эмоциональное состояние школьников»;
Провести интервью с преподавателем музыки по классу фортепиано;
Проанализировать собранную информацию;
Создать презентацию по собранному материалу;
Выступить в своем классе, рассказать своим одноклассникам о музыкотерапии;
Разработать памятку «Музыкальный рецепт».
Объект исследования – музыка и школьники.
Предмет исследования – влияние различных музыкальных стилей на учебную деятельность и эмоциональное состояние школьников.
Цели и задачи исследования помогли нам выдвинуть гипотезу о том, что произведения различных музыкальных стилей по-разному влияют на эмоциональное состояние ребенка, а классическая музыка благотворно влияет на настроение, помогает сосредоточиться.
Для доказательства нашей гипотезы мы используем следующие методы исследования:
метод исторического анализа;
анкетирование (опрос одноклассников);
экспериментальный метод;
интервью (беседа с преподавателем по фортепиано);
анализ и сравнение полученных результатов;
практический метод (разработка памятки).
Практическая значимость работы заключается в том, что моя работа поможет одноклассникам узнать больше о музыке и её влиянии, привлечет детей к изучению, слушанию музыки, вызовет желание заниматься музыкой.
Музыка — это волна, которая оказывает влияние на мозг и весь организм человек через определённые сигналы мозга посредством нейронов. Таким образом, реакцию на музыку обеспечивает нервная система, взаимосвязанная со всеми органами человека.
Воздействие музыки на психику человека происходит через звуковое восприятие. Звук — это ещё и энергия, которая создаётся в результате вибрации. Музыка создаёт особое энергетическое поле, которое может нести положительный или отрицательный заряд в зависимости от громкости, гармоничности композиции, ритмичности, частоты.
Особое значение при восприятии музыки оказывают следующие моменты:
Громкость музыки.
Допустимая для человека — 60-70Дб, 80 Дб — воспринимается как опасность, 120 Дб — уровень боли, шока (такая громкость встречается на концертных площадках), а 150-180 Гц — уровень звука не совместимый с жизнью.
Как долго человек слушает музыку.
Если это спокойная и расслабляющая музыка, то можно и несколько часов слушать, громкая музыка в стиле металл вряд ли окажет позитивное воздействие.
Шум — человек постоянно находится в шумовой среде, уровень 20-30Дб воспринимается нормально человеком, выше — негативно сказывается на продуктивности деятельности. Если музыка звучит как фон, то она не должна быть громкой, чтобы не вредить занятиям, работе.
Нервная система человека и его мускулатура способны чувствовать ритм. Музыкальный ритмический рисунок выступает как раздражитель, стимулируя физиологические процессы в организме. Музыка может гармонизировать и ритмы отдельных органов человека, производя своеобразную настройку их частот.
Музыкотерапия — это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Лечение с помощью музыки получило название музыкотерапии.
История музыкотерапии насчитывает несколько тысяч лет. Так еще Пифагор, Аристотель и Платон во времена античности указывали на целебное воздействие музыки. Величайший врач Авиценна использовал музыкотерапию при лечении нервных и психических заболеваний. Если говорить о современной европейской медицине, то первые упоминания о применении музыкотерапии относятся к началу 19-го века — подобное лечение в психиатрических учреждениях применялось во Франции.
Российский Минздрав официально признал музыкотерапию в 2003 году.
Есть даже специальные музыкальные сборники: в них объединены произведения, способствующие лечению определенной болезни. Разумеется, музыкотерапия не сможет заменить привычные медицинские процедуры, но способна снизить требуемые дозы принимаемых препаратов.
Влияние различных стилей музыки на человека
Как известно, каждое музыкальное направление своеобразно влияет на организм человека.
Поп-музыка
В поп-музыке (происходит от сокращенного словосочетания «популярная музыка») слушателя привлекают несложные тексты и лёгкие запоминающиеся мелодии. Не особо мудреные мелодии и несложный ритм разбавляются, чаще всего, простым текстом, который, к тому же, может быть слегка глуповатым в рифмах. Казалось бы, что и воздействие поп-музыки на человека должно быть таким же легким и незаметным, но, как оказывается, это далеко не так.
Научным экспериментальным путем доказано, что во время часового прослушивания поп-музыки человек глупеет, причем эффект сохраняется и после еще на час. Так, уменьшается количество активных зон в головном мозге, возникают сложности с памятью и концентрацией внимания. Но действительно ощутить все негативные последствия от такого влияния можно только в том случае, если поп-музыка слушается постоянно и очень длительное время.
Что же касается положительной стороны воздействия поп-музыки на человека, то сюда стоит отнести антистрессовый эффект. Также в случае редкого прослушивание популярной музыки можно заметить улучшение настроения.
В любом случае, любая современная музыка предназначена, прежде всего, для определенных случаев, когда ее воздействие окажет человеку только пользу. Так, поп-музыка идеально подойдет для создания атмосферы праздника на любом мероприятии, будь то вечеринка с друзьями или корпоратив.
Итак, исходя из вышесказанного, можно утверждать, что поп-музыка, которой увлекается большая часть подростков, разрушительно действует на мозговую деятельность человека.
Естественно, что поп-музыка разных лет значительно отличается и сейчас можно выделить произведения и песни, что стали классикой эстрады и несут свой позитивный заряд, особенно если в песнях есть смысловая нагрузка. Такая музыка может повышать настроение и эмоциональный настрой людей.
Интересно, что в советское время власти, осознавая влияние музыки и культуры на людей, контролировали данную сферу, влияли на создание музыкальных произведений. Основными идеями песен были вечные ценности. Песни — несли позитив, веру в лучшее, а концерты и новогодние вечера — были событием в каждой семье.
Отдельное направление — песни военных лет, их до сих пор любят и часто исполняют, они пронизаны верой в победу, помогают и сейчас обрести заряд энергии, осознать несоразмеримость наших печалей и человеческих страданий в те далёкие года. Песни «Катюша», «Журавли», «Синий платочек» — навсегда живут в наших сердцах.
Рэп-музыка
Рэп, согласно исследованиям, вызывает чувство агрессии. Монотонность рэпа может стать причиной раздраженности, злобы, понижения настроения и общего эмоционального тонуса. У любителей слушать рэп выявлено самое низкое IQ, по сравнению с любителями всех остальных стилей музыки, поэтому этот стиль музыки к прослушиванию не рекомендуется.
Рок-музыка
В вопросе влияния рок-музыки (слово rock (в переводе с английского «качать», «укачивать», «качаться») в данном случае указывает на характерные для этих направлений ритмические ощущения, связанные с определённой формой движения) на людей мнения ученых и психологов расходятся. Что же говорят по этому вопросу ученые? Научные исследования говорят о том, что во время рок-концертов человек теряет самообладание и впадает в состояние транса. Были случаи, когда переизбыток высоких или низких частот серьёзно травмировал мозг. На рок-концертах нередки случаи контузии звуком, временная потеря слуха и памяти. Многие исследователи в данной области считают рок-музыку негативно сказывающейся на психике человека из-за «разрушительности» самого стиля.
Вот возможные результаты воздействия рок-произведений на мозг человека: агрессивность, ярость, гнев, вынужденные действия, состояние транса различной глубины, склонность к самоубийству, непроизвольное движение мышц, музыкальная мания (желание постоянного звучания рок-музыки).
Но за последние 2-3 года было выявлено, что многие школьники и студенты, слушающие рок, более успешно учатся и устойчивы к стрессам. Для многих слушателей рок до сих пор является чем-то большим, чем музыка. Это определенный стиль жизни, способ проявить свою индивидуальность и одновременно найти единомышленников. Также психологи считают, что предпочтение тяжёлой музыке часто отдают люди с богатым внутренним миром, интересные в общении. Они довольно амбициозны, а иногда склонны проявить агрессию, но, в то же время, ценят искренние отношения с людьми.
Классическая музыка
С вопросом о влиянии классической музыки на людей я обратилась к своему преподавателю по фортепиано Штогриной Любови Александровне.
Она мне рассказала, что классическая музыка является идеальной для психики человека. Она оказывает хорошее влияние, как на общее состояние человека, так и приводит в порядок эмоции, чувства и ощущения. Классическая музыка способна устранять депрессии и стрессы. А при прослушивании некоторых произведений В.А. Моцарта, маленькие дети развиваются интеллектуально гораздо быстрее.
Существует несколько теорий по поводу благотворного воздействия классической музыки на детей. Во-первых, эта музыка обладает успокаивающими свойствами для мозга. Ребенок, слушающий музыку, успокаивается, он счастлив, а мозг имеет больше времени на концентрацию перед выполнением поставленной задачи, без нетерпения и стресса. Во-вторых, музыка является ещё одним языком, который воспринимает мозг. Так, развитие ребёнка, его языковых навыков с помощью музыки может повлиять на развитие мышления. В дальнейшем это будет способствовать развитию пространственного мышления ребёнка.
Американские исследователи в начале 90-х годов ввели такой термин, как «эффект Моцарта». Смысл данного эффекта заключается в том, что после 10-минутного прослушивания произведений австрийского композитора скорость решения задач на пространственное мышление значительно возрастает. Принято считать, что музыка Моцарта способствуют быстрому усваиванию информации и влияет на умственную работоспособность.
Психологи заявили, что классическая музыка, безусловно, влияет на интеллектуальные способности человека. Она способствует повышению эмоциональной активности человека. В период такой активности действительно повышаются умственные способности.
Больше всего разговоров ведется вокруг творений таких признанных гениев как Вивальди, Моцарт, Бетховен, Чайковский, Шуберт, Григ, Дебюсси и Шуман.
В настоящее время любителей классической музыки очень мало. Классическая музыка создана гениями своего времени, они создавали ее душой и сердцем, поэтому классика до сих пор современна. Ее просто приятно слушать. Но как выяснилось, что это не просто желание слушать приятную мелодию, это желание в какой-то степени познать себя через композиции звуков. Классическая музыка создана по всем правилам природной гармонии.
Также Любовь Александровна объяснила мне, что доказан положительный эффект от игры на фортепиано. Чем лучше ребенок владеет пальцами, тем лучше развивается его речевая способность.
Практически все музыкальные инструменты, при игре на них, задействуют пальцы рук. Никакая гимнастика не сможет тренировать пальчики так активно.
У человека доминирует одно полушарие мозга. Поэтому одна из рук ведущая, а вторая "вспомогательная". Заставляя "слабую" руку работать наравне с "сильной", мы даем толчок к более активной работе соответствующего полушария мозга.
Также доказано, что занятия музыкой стимулируют развитие речи и навыки чтения у детей с дислексией. Даже систематическое прослушивание музыки (без обучения музыке) улучшало выполнение пространственных тестов у детей.
Таким образом, исследования многих авторов показали, что музыкальные занятия стимулируют развитие ряда структур мозга.
Итак, безусловно, каждый стиль притягателен для подростков по-своему: поп – своей простотой и незамысловатостью, рок – зашкаливающими громкостями и колоритом исполнителей, рэп – ритмичностью, злободневностью текстов. К тому же, перечисленные стили позволяют подросткам получить адреналин, «выпустить пар». И именно сейчас становится понятно, почему лишь немногие подростки слушают классику. Эта музыка требует определенных усилий, развитого эстетического вкуса, а он прививается с детства.
Взаимосвязь стилей музыки и уровнем интеллекта (IQ) .
Ученые из Эдинбурга провели любопытное исследование с целью определить, существует ли какая-либо связь между музыкой и характером человека, его личностью и уровнем интеллекта (IQ) .
Какая музыка нравится людям с низким IQ?
Как показали исследования, самый низким уровнем IQ обладают любители хип-хопа со стажем - то есть те, кто слушает эту музыку не один год. Любители рэпа показали себя как самые «ограниченные» люди. А вот любители классической и симфонической музыки показали более высокие, но не максимальные результаты.
Какую музыку слушают люди с самым высоким IQ? Многие удивятся, но самые высокие результаты IQ-тестов - у любителей тяжелой музыки и рока. Это должно разочаровать многих родителей, которые запрещают своим детям слушать металл и рок - оказывается, эту музыку теперь можно считать музыкой интеллектуалов.
3. Практическая часть
Для достижения цели исследования, я провела ряд экспериментов в своей школе.
Анкетирование
Цель анкетирования заключалась в том, чтобы проанализировать, как воспринимают школьники музыку разных направлений. В анкетировании участвовало 29 человек. [1]
Результаты анкетирования
№ |
Вопрос |
Да |
Нет |
Не знаю |
1. |
Нравится ли тебе слушать музыку? |
28 |
1 |
- |
2. |
Меняется ли твое настроение, когда слушаешь музыку? |
24 |
4 |
1 |
3. |
Как ты думаешь, нужна ли музыка в повседневной жизни? |
20 |
9 |
- |
4. |
Согласны ли вы с тем, что если классическая музыка будет звучать на переменах, то учащиеся будут меньше уставать за учебный день? |
18 |
11 |
- |
5. |
Согласны ли вы с тем, что музыка может влиять на организм человека? |
15 |
14 |
- |
6.Какая музыка вам больше нравится (подчеркни):
Классическая - 7
поп-музыка - 15
рок-музыка – 5
Не знаю – 2 человека
По результатам анкетирования [2]:
нравится слушать музыку 97% (28 человек);
считает, что от музыки зависит настроение 83% (24 человек);
музыка нужна в повседневной жизни – считает 69% (20 человек);
классическая музыка, звучащая на переменах, будет помогать отдыхать – считает 62% (18 человек);
считают, что музыка может влиять на организм человека 52% (15 человек);
24% (7 человек) – предпочитают классическую музыку;
52% (15 человек) – предпочитают популярную музыку;
17% (5 человек) выбрали рок-музыку;
7% (2 человека) – ответили, что не знают, какая музыка им нравится больше.
На основании результатов анкетирования был сделан вывод, что у большей части учащихся положительное отношение к музыке, они любят слушать музыку и понимают, что музыка влияет на организм человека. Музыкальное предпочтение отдают популярной музыке. (52 % учащихся). Только 24% учащихся нравится классическая музыка.
Эксперимент «Влияние классической музыки на умственные способности учащихся»
Для ответа на вопрос: «Может ли музыка влиять на правильность выполнения задания?» был проведен эксперимент «Влияние классической музыки на умственные способности учащихся».
В этом эксперименте школьники выполняли два теста «Пропущенные буквы», которые мне помог подобрать мой учитель. [3]
В эксперименте участвовали 29 человек. Один вариант школьники выполняли под классическую музыку Франца Шуберта «Ave Maria». Второй вариант – под рок-музыку группы Metallica – «Whiplash».
По результатам исследования, мы видим, что меньше всего одноклассники допустили ошибок, когда выполняли задание под классическую музыку. Больше всего ошибок ученики сделали под рок-музыку.
I вариант теста «Пропущенные буквы» - классическая музыка Франца Шуберта «Аве Мария»:
Без ошибок – 8 человек;
Допустили 1-2 ошибки – 14 человек
3 ошибки и больше – 7 человек
II вариант теста «Пропущенные буквы» - рок-музыка группы Metallica – «Whiplash»:
Без ошибок – 4 человека
Допустили 1-2 ошибки – 17 человек
3 ошибки и больше – 8 человек
Полученные результаты позволяют сделать вывод, что классическая музыка помогает сосредоточиться, а «тяжёлая», в данном случае рок–музыка – мешает и сбивает во время выполнения самостоятельных работ. [4]
Эксперимент «Влияние музыки на эмоциональное состояние школьников»
Еще в древности люди чувствовали, что музыка и цвет связаны и пытались найти эту связь. В семнадцатом веке великий физик Исаак Ньютон наложил на музыкальную октаву световой спектр: ноте «до» соответствовал красный цвет, «ре» – фиолетовый, «ми» – синий, «фа» – голубой, «соль» – зеленый, «ля» – желтый, «си» – оранжевый.
Восприятие цвета и музыки связано переживанием эмоций. Когда мы слушаем ту или иную музыку, в нашем мозге формируются связи между восприятием музыки и определенным цветом. Какие именно цвета будут ассоциироваться с теми или иными мелодиями, зависит от того, какие чувства мы переживаем при их прослушивании.
Для ответа на вопрос: «Влияет ли музыка на эмоциональное состояние?» на основании ассоциативной связи музыки и цвета, основываясь на цветовой тест Люшера, был проведен эксперимент «Влияние музыки на эмоциональное состояние школьников». [5]
Характеристика цветов (по Максу Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета. [6]
Основные цвета:
1) синий — символизирует спокойствие, удовлетворенность;
2) зеленый — чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство;
3) красный — символизирует силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение;
4) желтый — активность, стремление к общению, экспансивность, веселость.
Дополнительные цвета: 5) фиолетовый; 6) коричневый, 7) черный, 8) серый или нулевой. Символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха, огорчения.
В эксперименте участвовало 29 школьников. Каждому ученику был выдан комплект карточек из восьми цветов и бланк с тремя колонками. Далее было предложено по очереди прослушать три варианта мелодий:
Классическая музыка - Моцарт «Маленькая ночная серенада»
Поп – музыка - Вера Брежнева «Близкие люди»
Рок – музыка – группа Металлика «Fuel» (fuel – топливо, огонь)
Ученики прослушали мелодию, выбрали цвета, которые ассоциируются у них с данной мелодией и записали в соответствующую колонку.
Ассоциации во время прослушивания классической музыки:
Большинство учащихся выбрало светлые цвета: зеленый (26 человек), жёлтый (22 человека), красный (14 человек), синий (11 человек). Выбор таких цветов как: синий, зеленый, желтый, красный - говорит о хорошем настроении, спокойствии, радости, уравновешенном эмоциональном состоянии учащихся, что позволило сделать вывод: прослушанная классическая музыка вызвала у большинства положительные эмоции, хорошее настроение. [7]
Ассоциации во время прослушивания поп – музыки:
Во время прослушивания поп-музыки также наблюдалось преобладание светлых тонов: желтый (16), красный (16) , зеленый (13) и синий (13), что говорит о том, что поп-музыка также вызвала у большинства школьников положительные эмоции, повышение настроения. [8]
Ассоциации во время прослушивания рок-музыки:
Во время прослушивания рок-музыки были выявлены абсолютно противоположные результаты: преобладали темные цвета - большинство (27 человек) выбрали чёрный цвет, серый (11 человек), фиолетовый (12 человек), коричневый (13 человек).
Выбор таких цветов как: фиолетовый, коричневый, черный, серый символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха, огорчение, что позволило сделать вывод, что прослушивание музыки в стиле тяжелый рок может вызвать тревожность, чувство страха, испортить настроение, вызвать нервное напряжение. [9]
Проведенный эксперимент позволяет сделать вывод, что музыка может влиять на эмоциональное состояние и настроение человека.
После изучения литературы и по итогам экспериментов я провела классный час для одноклассников, где рассказала о музыкотерапии и предложила им памятки «Музыкальный рецепт».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам исследовательской работы можно сделать следующие выводы о влиянии музыки на человека.
Произведения различных музыкальных стилей действительно по-разному влияют на эмоциональное состояние человека.
Классическая музыка положительно влияет на здоровье и эмоциональное состояние школьников. Оздоровление человека средствами музыки несложно и доступно, не требует много времени или дополнительных расходов, то и знания об этом нужны всем.
Также классическая музыка положительно влияет на умственную деятельность школьников, улучшает память, помогает сосредоточиться.
Считаю, что гипотеза полностью подтверждена.
Список используемой литературы
Бегун А. «Музыкотерапия» - http://www.begun.ru.
Белоусов В.В. «Лечение музыкой – музыкотерапия» http://zvann.narod.ru/aIS.html#id_03
Лихолет Н. «Лечебные свойства музыки» http://zdd.1september.ru/2005/02/14.htm
Леви М. «Музыкальные инструменты и специфика их влияния на органы и системы человека» https://www.liveinternet.ru/users/fancy_men/profile/
Собник Л. И. «Модифицированный восьмицветовой тест Люшера». «Речь». Санкт-Петербург. 2001
https://sna-kantata.ru/vozdeystvie-muzyiki-na-organizm-cheloveka/
https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/vliyanie_muziki_na_zdorove__cheloveka_204939.html
https://zazama.ru/razvitie-lichnosti/vozdeystvie-muzyiki-na-psihiku-cheloveka.html
http://philharmonic.tomsk.ru/blog/178-2011-07-31-02-29-13
http://fb.ru/article/352224/kogda-i-kak-poyavilas-muzyika
https://music-education.ru/vliyanie-muzyki-na-psihiku-cheloveka/
http://psyjournals.ru/psyedu/2007/n3/Glozman_full.shtml
https://meditation-portal.com/vozdejjstvie-klassicheskojj-muzyki-na-cheloveka/
«О воздействии музыки на человека» http://domsovetof/ru/.
«Звукотерапия» http:// www.homed.ru /
«Приложение 1»
Анкета
1. Нравится ли тебе слушать музыку?
2. Меняется ли твое настроение, когда слушаешь музыку?
3. Как ты думаешь, нужна ли музыка в повседневной жизни?
4. Согласен ли ты с тем, что если классическая музыка будет звучать на переменах, то учащиеся будут меньше уставать за учебный день?
5. Согласен ли ты с тем, что музыка может влиять на организм человека?
6.Какая музыка тебе больше нравится (подчеркни): классическая, поп-музыка, рок-музыка?
«Приложение 2» Музыкальные предпочтения по результатам анкетирования
«Приложение 3»
Тест «Пропущенные буквы»
1 вариант. Вставить безударные гласные:
м...дв...жонок дог...дался, прив...ла с...стра, вым...зался в гр...зи, на дв...ре св...тлым-св...тло, см...трела на зв...рей, л...тит пч...ла, на хв...сте прин...сла, т...скает л...сточки, два м...лоденьких др...зда
2 вариант. Вставить безударные гласные:
т...скает ч...рв...ков, по...вились пт...нцы, с...дит на сн...гу, п...с...лился под м...стом, гл...дит к...за, з...св...стели про в...сну, по л...сной прос...ке, прил...тели на с...сну, св...и сл...ва, н...сет д...мой
«Приложение 4» Диаграмма «Влияние классической музыки на умственные способности учащихся»
«Приложение 5» Бланк для эксперимента «Влияние музыки на эмоциональное состояние школьников»
Классическая музыка |
Поп-музыка |
Рок-музыка |
«Приложение 6» Тест Люшера — описание и интерпретация
Тест Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.
Характеристика цветов (по Максу Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета.
Основные цвета:
1) синий — символизирует спокойствие, удовлетворенность;
2) сине-зеленый — чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство;
3) оранжево-красный — символизирует силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение;
4) светло-желтый — активность, стремление к общению, экспансивность, веселость.
При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать преимущественно первые пять позиций.
Дополнительные цвета: 5) фиолетовый; 6) коричневый, 7) черный, 8) нулевой(0). Символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха, огорчения. Значение этих цветов (как и основных) в наибольшей степени определяется их взаимным расположением, распределением по позициям.
«Приложение 7» Диаграмма «Влияние классической музыки на эмоциональное состояние школьников»
«Приложение 8» Диаграмма «Влияние поп-музыки на эмоциональное состояние школьников»
«Приложение 9» Диаграмма «Влияние рок-музыки на эмоциональное состояние школьников»