Современная блогосфера: за и против

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Современная блогосфера: за и против

Липницкий Д.А. 1
1Автономная Некоммерческая Общеобразовательная Организация «Гимназия «Жуковка»
Ларькина С.В. 1
1Автономная Некоммерческая Общеобразовательная Организация «Гимназия «Жуковка»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность выбранной темы

Выбранная тема исследования актуальна и может представлять интерес для современной аудитории по нескольким причинам. Во-первых, за последние годы интерес к блогосфере возрос во много раз. Прежде всего, она используется как сетевое информационное пространство. Например, для публикации новостей как общественного, так и личного характера, художественных произведений собственного сочинения, размещения рекламы и многого другого. Во-вторых, блогосфера привлекает своей анонимностью и практическим отсутствием официальной цензуры. В связи с большим количеством пользователей можно считать эту среду достаточно сильным инструментом для привлечения аудитории и распространения информации в сети.

Практическое значение исследования

Данная работа имеет практическое значение, так как поможет выявить возможность использования блогосферы как для положительного, так и негативного влияния на личность и социальные процессы в обществе, а также причины популярности блогосферы в подростковой среде и, следовательно, возможности использовать её в качестве обучающего и воспитывающего инструмента. Также в ней будут даны практические советы для потенциальных пользователей блогосферы, с целью избежать типичных ошибок.

Основной вопрос исследования

Так как современное медийное пространство уже невозможно представить себе без блогосферы, то меня заинтересовал вопрос: какими положительными и отрицательными характеристиками обладает блогосфера и как она влияет на личность и современные общественные процессы. Своим исследованием я постараюсь ответить на данный вопрос.

Задачи, которые нужно решить для достижения поставленной цели

Раскрыть понятия «блогосфера», «блог»

Ознакомиться с историей возникновения блогосферы.

Систематизировать существующие виды блогов.

Рассмотреть и охарактеризовать наиболее известные блоги в Сети.

Сделать практические выводы для определения причины их популярности.

Анкета для пользователей блогосферы

Для решения вышеуказанных задач, я провёл анкетирование среди учащихся гимназии, чтобы выяснить степень заинтересованности и информированности подростков по данной теме. Гимназистам были предложены следующие вопросы:

Являетесь ли Вы участником (зрителем / читателем) блогосферы?

Как часто Вы просматриваете / читаете блоги?

Какие виды блогов Вам нравятся?

Какие темы блогов Вас интересуют?

Каких блогеров Вы знаете?

Почему вы смотрите / читаете этих блогеров?

Как вы считаете, в чём причина популярности этих блогеров?

8. Если Вы блогер, напишите несколько слов о Вашем блоге (тип, темы, количество подписчиков, почему Вы этим занимаетесь?)

Результаты анкетирования

По итогам анкетирования были получены следующие данные:

95% респондентов являются пользователями блогосферы.

40% отвечавших просматривают или читают блоги каждый день, 45% - раз в неделю, 15% - не систематически, от случая к случаю.

Наибольшей популярностью среди респондентов пользуются видеоблоги (65%). Далее идут фото- (25%) и комбинированные блоги (9%). Текстовые блоги интересуют только 1% респондентов.

На вопросы о темах, интересующих респондентов, были даны следующие ответы: 10% - мероприятия, 20% - необычные умения, 5% - кулинария. Однако большинство ответивших дали другие варианты (65%) – музыкальные блоги (предлагающие просмотр музыкальных клипов), спортивные (о спортивных достижениях и рекордах), блоги о путешествиях, моде и другие.

Русскоговорящие блогеры пользуются наибольшей популярностью у респондентов (95%). С англоязычными ресурсами знакомы лишь 50% отвечавших на вопросы. 7% опрошенных смотрят или читают блоги на других языках (например, украинском).

На вопрос о мотивации просмотра или чтения блогов респонденты дали следующие ответы: 25% просматривают или читают блоги, чтобы занять время, проведённое в ожидании или в транспорте. 35% делают это в свободное время, когда нет альтернативных занятий. 30% считают, что таким образом проводят время «с пользой» (просматривают образовательные или обучающие блоги). 10% затруднились с ответом на данный вопрос.

На вопрос о причинах популярности блогеров были даны немногочисленные ответы. Из тех, что были озвучены:

В современном мире у подростков много свободного времени, которое они готовы потратить на просмотр / чтение блогов.

Интересная для целевой аудитории подборка тем и видов блогов.

Материальное вознаграждение за популярные блоги и рекламу в них.

Легкость обретения известности, популярности и финансового благополучия в блогосфере.

В результате анкетирования было выяснено, что никто из гимназистов «Жуковки» не ведет свой блог или, по крайней мере, не захотел указать это в своей анкете.

Понятия «блогосфера», «блог»

Блогосфера (от англ. blogosphere) — термин, построенный аналогично термину «ноосфера» и ему подобным, и обозначающий совокупность всех блогов как сообщество или социальную сеть. Существующие в мире десятки миллионов (по данным 2018 года) блоговобычно тесно связаны между собой, блогеры читают и комментируют друг друга, ссылаются друг на друга и, таким образом, создают свою субкультуру. Одно из основных отличий блогов от обычных веб-страниц и интернет-форумов: связанные между собой блоги могут составлять динамичную всемирную информационную оболочку.

2. Блог (англ. blog, от web log — интернет-журнал событий, интернет-дневник, онлайн-дневник) — веб-сайт, основное содержимое которого  — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или видеозапись.

3. Людей, ведущих блог, называют блогерами. Для блогов характерна возможность публикации отзывов (комментариев) посетителями. Она делает блоги средой сетевого общения, имеющей ряд преимуществ перед электронной почтой, группами новостей и чатами.

История и причины возникновения блогосферы

Феномен блогосферы состоит в том, что за несколько лет самозародилось новое информационное пространство, быстрее реагирующее, более независимое и сложнее контролируемое. Предпосылками к возникновению блогосферы являлись:

А. Быстрый рост количества блогеров и блогов. Широкое распространение блогов началось во второй половине 90-х годов прошлого века. Первым блогом считается страница Тима Бернерса-Ли, где он, начиная с 1992 г., публиковал новости. В августе 1999 г. компьютерная компания Pyra Labs из Сан-Франциско открыла сайт Blogger.com, который стал первой бесплатной блоговой службой. По данным на 2018 год, в мире зарегистрировано более 150 миллионов блогов. Согласно данным Яндекса, в Рунете около 15 миллионов блогов. Рост блогов и блогеров объясняется следующим:

рост числа интернет-пользователей, простота в создании блога;

наличие свободного доступа к сети на рабочем месте;

свобода высказываний в блогах (однако, в некоторых странах высказывания в блогах законодательно приравнены к публичным);

стремление людей к разнообразию источников информации и скорейшему её получению.

В. Блогосфера позволила удовлетворить эти человеческие стремления из-за:

веры в «свободность блогов», отсутствие цензуры и прочее;

огромной скорости распространения информации по блогосфере;

личностной окрашенности информации;

огромного числа источников информации (каждый блогер является источником информации).

C. Удовлетворение социальных потребностей людей.

Разновидности блогов

Блоги можно систематизировать по различным признакам.

По авторству

Личный (персональный, авторский, частный) блог — ведётся одним лицом (как правило, его владельцем).

Коллективный или социальный блог — ведётся группой лиц по правилам, определяемым владельцем и модераторами.

Корпоративный блог — ведётся сотрудниками одной организации.

По тематической направленности

Обычно персональные блоги носят личный характер. Однако существуют специализированные блоги, посвящённые определённым сферам жизни:

Политика — блоги, посвящённые политике. Обычно политические блоги ведут политические лидеры, представители политических партий и политических объединений, политологи.

Быт — блоги, в которых затрагиваются обычно вопросы взаимоотношений между людьми, психологии, ведения домашнего хозяйства — всего того, что связано с понятиями «быт», «личная жизнь».

Путешествия — блоги, в которых авторы делятся своими впечатлениями от поездок, дают советы, как вести себя в той или иной стране, рассказывают про традиции и обычаи других народов.

Образование — блоги, посвящённые теме образования. Часто это блоги определённых учебных заведений, в которых участники обсуждают процесс обучения и другие темы в образовании.

Мода — блоги, в которых обсуждаются новинки в мире моды, тренды, модные показы. Здесь можно прочитать мнения профессионалов, советы стилистов и людей, неравнодушных к моде.

Музыка — блоги, в которых авторы выражают свои музыкальные предпочтения, обсуждают новинки в мире музыки. Музыкальные блоги могут быть посвящены определённому музыкальному направлению, а могут освещать различные музыкальные жанры и стили.

Информационно-аналитический — блоги, содержащие актуальные материалы и анализирующие эти материалы.

Спорт — блоги, посвящённые освещению спортивных событий и смежных с ними тем.

Транспорт – блоги, освещающие тему автотранспорта (легковые автомобили, мотоциклы и т.д.)

Кино — рецензии и критика к разным кинокартинам.

Здоровье — блог может охватывать разнообразные темы, связанные со здоровьем проблемы, такие как питание и диеты, фитнес, контроль за весом, заболеваниями, болезнями, анализ здоровья, исследований в области здравоохранения и здоровья.

Бизнес — блоги о заработке в интернете и инвестировании.

WEB — в эту категорию блогов входят блоги, в которых пишут об Интернете, а также о вёрстке или web-программировании.

По наличию / виду мультимедиа

Текстовый блог — основное содержание составляют тексты.

Фотоблог — основное содержание составляют фотографии.

Артблог — основное содержание составляют рисунки автора блога.

Музыкальный блог — основное содержание составляет музыка.

Видеоблог — основное содержание представлено в виде видеофайлов.

Микроблог — основное содержание составляют размещённые небольшие кусочки цифрового контента, который может быть текстом, изображением, ссылкой, коротким видеороликом. Друзья используют его, чтобы быть в курсе деловых встреч, узнать больше о знаменитостях и политике, о датах концертов, лекций, книг-релизов.

Наиболее популярные блоги в Сети

Наиболее просматриваемые блоги в мировой блогосфере размещаются на канале YouTube и на платформе Instagram. Согласно статистике, по количеству подписчиков на канале YouTube лидируют следующие авторы:

1. PewDiePie – шведский видеоблогер и деятель шоу-бизнеса, создатель одноимённого канала на YouTube. Настоящее имя – Феликс Чельберг. На данный момент имеет более 71 миллиона подписчиков. Канал Чельберга на YouTube в основном состоял из прохождений различных видеоигр, которые сопровождались сначала его закадровым голосом, а с марта 2011 года большинство роликов PewDiePie содержат запись с его видеокамеры. Со 2 сентября 2011 Чельберг начал загружать на канал еженедельные видеоблоги, такие как «Fridays With PewDiePie» (Пятницы с PewDiePie) или другие, описывающие путешествия в разные города.

2. Dude Perfect - это канал, где пятеро молодых американцев выполняют спортивные трюки с шариками для пинг-понга, баскетбольными и футбольными мячами, клюшками для гольфа и другими атрибутами спорта. Данный канал лидирует с невероятной статистикой: более 36 млн подписчиков и более 6,5 млрд просмотров.

3. HolaSoyGerman - молодой чилиец. Ведет канал на распространенном во многих странах мира испанском языке. Прославился своим юмористическим контентом, который подает очень энергично. Количество подписчиков его канала превышает 34 млн. человек. На данный момент его канал занимает первое место по числу подписчиков среди испаноязычных каналов и второе место в общемировом рейтинге.

На платформе Instagramнаиболее популярными блогерами считаются:

- Модная индустрия: Кьяра Ферраньи (11,6 млн подписчиков) – блог этой итальянки уже давно превратился в масштабный бизнес, который не только приносит доходы, но и оказывает влияние на модную индустрию в целом.

- Путешествия: Мурад Османн (4,5 млн подписчиков) – лидером каких только рейтингов не становился фотограф из Дагестана, а линейка работ «Следуй за мной» узнаваема даже людьми, малознакомыми с социальными сетями.

- Lifestyle: Бадди Винкл (3,2 млн подписчиков) – женщина, приближающаяся к 90-летнему рубежу, делится позитивом и драйвом: кислотных цветов и откровенных нарядов хватает на всех подписчиков.

Из русскоговорящих блогеров наибольшей популярностью пользуются:

EеOneGuy (Ивангай) (14 млн. подписчиков) – русскоязычный видеоблогер, ведущий канал, где играет в популярные игры, комментируя их, делает что-то на спор, отвечает на вопросы подписчиков, показывает несложные фокусы, посещает фестивали и другие популярные события.

Хабиб Нурмагомедов (13,5 млн подписчиков) - чемпион UFC в легком весе, чемпион мира по боевому самбо, чемпион России по боевому самбо. Ведет блог о своих спортивных достижениях и жизни вне ринга.

SlivkiShow(12,5 подписчиков) – видеоблог, лицом которого является кот по имени Куки. Формат канала — полезные советы, лайфхаки и другие познавательно-развлекательные видео.

Причины популярности различных блогеров

На основании анализа информации о вышеуказанных блогерах я сделал вывод о том, почему некоторые люди быстро привлекают внимание и число их подписчиков стремительно растет, а другие, как ни стараются, не получают желаемого результата. Дело в том, что пользователи подписываются на страничку в силу несколько причин:

Блогер нравится внешне – это распространенная причина быстрого набора подписчиков. Если личность, которая ведет профиль, сама по себе симпатична, то это привлекает особое внимание, ведь такие платформы как, например, Инстаграм, основаны на визуальном восприятии. Часто таким способом развивают свои аккаунты бьюти-блогеры – они при помощи своей сферы интересов завоёвывают симпатии большей части аудитории.

Нравится стиль жизни блогера – если блогер ведет активную жизнь, пользуется интересными сервисами или совершенствует себя, такая активность становится образцовой для многих. Большинству людей не под силу работать над собой либо вести активную и коммуникабельную жизнь, поэтому они предпочитают регулярное наблюдение за личностью, с которой могут брать пример.

Блогер является публичной личностью – каждый публичный человек пытается держаться в струе современных тенденций. Пользователи начинают следить за обновлениями публичной персоны. Известные личности реальной жизни публикуют в своем профиле моменты из своей личной и профессиональной жизни.

Пользователи лично знают блогера – стимулом подписаться на чью-то страничку служит реальное знакомство с блогером. Если собственником профиля является ваш знакомый, то, скорее всего, вам будет интересней следит за его обновлениями. Логичным выводом следует, что люди более коммуникабельные имеют широкий круг общения и тем самым находят больше подписчиков в Сети.

Выводы

На основании своего исследования я сделал выводы, что современная блогосфера имеет ряд положительных и отрицательных характеристик.

Позитивные характеристики блогосферы:

неформальный подход к подаче информации;

юмористический подтекст;

некоммерческая подоплёка;

отсутствие контентной цензуры;

возможность выразить собственное отношение к окружающей действительности и стать площадкой для общественных дискуссий.

Негативные характеристики блогосферы:

отсутствие внешней цензуры;

усиление влияние на жизнь и мировоззрение пользователей сети («твиттер»-революции);

возможность быстрого и лёгкого заработка;

искажение восприятия реального мира;

нанесение ущерба учёбе, работе, социальной жизни, здоровью;

дегенерация языкового общения.

Рекомендации

Я рекомендую выбирать и смотреть те блоги, которые несут определённую информацию и дают возможность духовного и образовательного роста, а не только бездумного времяпрепровождения. Например, PewDiePie.

Также я рекомендую смотреть блоги с так называемыми «лайфхаками», или советами, как сделать жизнь проще и интереснее, например Slivkishow.

Еще один вид рекомендуемых блогов – экспериментальные, где можно ознакомиться с различными опытами в разных областях жизни, науки и природы. Например, Mamix.

Не рекомендуется смотреть каналы «летсплеев» (от англ. Lets play – «Давайте играть»), то есть каналы, где блогеры проходят уровни определённых видеоигр с комментариями. Это отнимает много времени, на таких каналах часто используется ненормативная лексика.

Также я не рекомендую полностью доверять бьюти-блогерам, которые, не имея специального образования, дают советы по питанию и похудению своим подписчикам. Следование таким рекомендациям без консультации врача может привести к серьёзным проблемам со здоровьем, особенно у подростков.

В качестве общей рекомендации я бы посоветовал своим ровесникам уделять больше внимания собственной жизни и своим интересам, а не тратить всё своё свободное время на просмотр чужих блогов, так как это может негативно отразиться на их жизненной позиции, изменить их ценности и дать неправильную картину мира.

Ссылки на Интернет-ресурсы:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Блогосфера

https://ru.wikipedia.org/wiki/Блог

https://ru.wikipedia.org/wiki/Блог/История

https://ru.wikipedia.org/wiki/Блог/Разновидности_блогов

https://netobserver.ru/

https://knowledge.allbest.ru/

https://youtube.com/

Просмотров работы: 905