Смотри на меня как на равного

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Смотри на меня как на равного

Плеханова А.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №1»
Мухамедханов М.Р. 1Плеханова М.А. 2
1СтудиЯ детского развития "K.I.D. - Studio"
2МБУДО ВГО «ДШИ»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

В наше время дети с ограниченными возможностями наконец-то получили право и возможность учиться вместе со здоровыми сверстниками. И если в школах мы редко встречаемся с такими детьми, то в учреждениях дополнительного образования мы имеем возможность свободно общаться и заниматься совместной творческой деятельностью. В Детской школе искусств вместе со здоровыми сверстниками обучаются дети с ДЦП, ребята с синдромом Дауна, слабослышащие дети. Администрация школы и преподаватели стараются создать все условия для совместного обучения детей с особенностями и их здоровых сверстников. Но особые дети зачастую сталкиваются с проблемами непонимания, насмешками, отсутствием дружеских отношений. Чтобы особые дети чувствовали себя комфортно в обществе здоровых сверстников, кроме условий, созданных школой и преподавателями нужны особые условия общения, основанные на понимании, уважении и доброте.

Неоднозначное представление об инвалидности, невозможность для общества обеспечить комфортные условия совместного существования инвалидов и здоровых людей, несовпадение поведения инвалидов общественным ожиданиям – это и многое другое делает жизнь людей с ограниченными возможностями здоровья очень сложной. Как изменить отношение здоровых людей по отношению к инвалидам – актуальная проблема.

Необходимость данного исследования определяется противоречиями между:

Особенностями поведения человека с ограниченными возможностями и общественными ожиданиями, связанные с общепринятыми нормами.

Неоднозначным представлением здоровых людей об инвалидности и отсутствием объективной и достоверной информации о данном явлении.

Необходимостью создания условий для нормального развития любого ребенка безотносительно к виду отклонения и невозможностью общества обеспечить комфортные условия в коллективе здоровых детей.

Перечисленные выше противоречия определяют проблему исследования:

Негативные установки здоровых людей по отношению к людям с ограниченными возможностями являются препятствием для совместной деятельности.

Целью нашей работы является решение этой проблемы на примере отношений здоровых детей к детям с ограниченными возможностями.

Объектом данного исследования являются учащиеся Детской школы искусств.

Предмет исследования – отношение здоровых детей к детям с ограниченными возможностями.

В основу исследования была положена гипотеза:

формирование добрых и уважительных отношений здоровых детей к сверстникам с ограниченными возможностями будет успешным, если:

детям будет представлена достоверная и полная информация о людях с ограниченными возможностями;

будет разработана и внедрена игровая программа для формирования дружеских отношений, основанных на взаимопонимании и уважении;

Задачи исследовательской:

Изучить имеющийся опыт по данной проблеме

Определить особенности отношения здоровых детей к сверстникам с ограниченными возможностями.

Разработать систему игр и упражнений для формирования добрых и уважительных отношений.

Особенности отношения здоровых сверстников к детям с ограниченными возможностями

У детей с отклонениями в развитии из-за различных дефектов затруднено взаимодействие сообществом сверстников, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения, усложняющиеся требования. Они испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм.

Таким образом, дети, имеющие нарушения и отклонения в развитии сталкиваются с целым рядом проблем, обусловленных их дефектами и ожиданиями общества здоровых детей.

Чтобы разобраться с понятием гуманность мы обратились к научной литературе.

Гуманность (от лат. humanus – человечный) – человечность. Главная цель – гармоничное развитие свойственных человеку ценностных способностей чувства и разума, высшее развитие человеческой культуры и нравственности и соответствующего ей поведения по отношению к другим людям и ко всему творению[5].

Чтобы узнать, как дети понимают, что такое гуманное отношение, мы предложили продолжить следующие предложения. Их вы видите на слайде.

В опросе участвовали 40 детей 9-12 лет Детской школы искусств.

Сверстниками были перечислены следующие характеристики данных отношений: уважение, жалость, сострадание, помощь, доброта, понимание, справедливость, содействие, отзывчивость, забота, любовь, милосердие, сочувствие, теплота.

Мы вычислили значимость каждого из них и представили в таблице.

Таблица 1

 

Характеристика отношений

К себе

К человеку

К человеку с ограниченными возможностями

1.

Уважение

41,6

24,7

0

2.

Справедливость

19,4

5,2

0

3.

Доброта

11

36

4,2

4.

Понимание

6,2

14,3

0

5.

Любовь

5,1

2,4

0

6.

Отзывчивость

4,6

6,2

0

7.

Милосердие

4,7

1,3

10,4

8.

Теплота

3,9

5

0,6

9.

Сочувствие

2,6

2,4

0

10.

Забота

0,5

1,7

14,8

11.

Помощь

0,4

0,8

24,7

12

Жалость

0

0

33,7

Таким образом, в основе гуманного отношения к человеку, по мнению младших подростков, лежат такие отношения как доброта, понимание, уважение.

На диаграмме 1 представлены три основных составляющих гуманных отношений (по мнению младших подростков) и их распределение в структуре отношений к разным объектам.

Диаграмма 1.

Данная диаграмма наглядно представляет характер отношений детей к сверстникам с ограниченными возможностями. В структуре отношений жалость стоит на первом месте, однако в определении отношений к другим людям и к себе данная категория не обозначалась вообще. Не оптимистичен и следующий факт: в структуре собственных ожиданий подростков уважение стоит на первом месте, велика процентная доля данной категории и в определении отношения к другим людям, однако отношение к людям с ограниченными возможностями не имеет этой характеристики, доброта также не обозначена. Здесь на первый план выходят такие категории как сострадание, помощь, содействие.

Рисуночная процедура, как метод исследования уровня информированности об особенностях жизни людей с ограниченными возможностями.

Для определения уровня информированности об особенностях жизни людей с ограниченными возможностями, при рабо­те с младшими подростками мы использовали невербальную проективную методику [4]. Рисование для них значительно бо­лее привычно, чем для взрослого человека. Кроме того, сложные вер­бальные процедуры для этой возрастной группы не подходят, и по­этому обращение к рисуночным техникам — оптимальный выход для налаживания успешной коммуникации.

Впервые проективный рисунок использовался как средство диагно­стики в 1926 г. Ф. Л. Гудинау. С тех пор эта методика обрела множест­во вариантов и широко используется в возрастной и медицинской психологии.

Невербальная, рисуночная процедура подходит еще и потому, что любой стереотип представляет собой обобщенное образно-эмоцио­нальное отношение, а рисунок — это и есть мышление образами, ко­торые относительно представителей различных социальных групп, безусловно, носят стереотипный характер.

В нашем исследовании сбор данных включал два этапа. Первый из них состоял в получе­нии материала у здоровых детей 12-14 лет, обучающихся в средней общеобразовательной школе (120 человек, группа А), в данных экспериментальных классах обучаются дети с ограниченными возможностями.

Респондентам вручались чистый лист бумаги, карандаш и резинка и предлагалось нарисовать человека с ограниченными возможностями. На каждом листе испы­туемый указывая свой пол и возраст. Время выпол­нения задания 10-20 минут.

Второй этап исследования был осуществлен в учреждении дополнительного образования «Дом детского творчества» в группах, где в течение 1 года совместно со здоровыми детьми обучались дети с ограниченными возможностями (группа В). Процедура была точно такой же. Проективное задание выполнялось индивидуально, но в групповой форме. Автономность работы обеспечивалась присутстви­ем нескольких помощников основного исследователя.

В ходе предварительного просмотра рисунков были выделены следующие рубрики предстоя­щего контент-анализа:

Схематичное изображение объекта;

Наличие на рисунке вспомогательных средств и медицинских символов;

Отсутствие у объекта частей тела;

Объект изображен в деятельности;

Изображение объекта в «оптимистичной среде»;

Изображение объекта в «неблагоприятной среде»;

Изображение отрицательных эмоций;

Изображение положительных эмоций;

Присутствие элементов украшения;

«Элементы запущенности»

В обоих случаях подсчитывалось количество изображений и элементов изображения, соответствующих выделен­ным рубрикам контент-анализа, который проводился отдельно для каждой из групп по сходной схеме.

Таблица 4.

Смысловые группы

А

В

Наличие на рисунке вспомогательных средств;

84,9%

63%

Присутствие медицинских символов;

4,7%

23,1%

Отсутствие у объекта частей тела;

54,3%

7,6%

«Элементы запущенности»

17,9%

11,5%

Объект изображен в деятельности;

3,2

24,1%

Схематичное изображение объекта;

11,3%

0%

Изображение объекта в «оптимистичной среде»;

0,9%

46,1%

Изображение объекта в «неблагоприятной среде»;

13,2%

5,2%

Изображение отрицательных эмоций;

17,9%

3,7%

Изображение положительных эмоций;

3,7%

26,9%

Присутствие элементов украшения;

2,8%

23,3%

Для обработки результатов проективной методики мы присвоили каждой смысловой группе определенный балл: смысловые группы, подтверждающие универсальность стереотипов, но не имеющие яркой положительной или отрицательной окраски, - 0 баллов. Смысловые группы, характеризующие объект с положительной стороны – 1 балл, с отрицательной: -1 балл.

Смысловые группы

Баллы

Наличие на рисунке вспомогательных средств;

0

Присутствие медицинских символов;

0

Схематичное изображение объекта;

0

Объект изображен в деятельности;

1

Изображение объекта в «оптимистичной среде»;

1

Изображение положительных эмоций;

1

Присутствие элементов украшения;

1

Отсутствие у объекта частей тела;

-1

Изображение объекта в «неблагоприятной среде»;

-1

Изображение отрицательных эмоций;

-1

«Элементы запущенности»

-1

Суммируя все выделенные рубрики каждого рисунка, мы получили числа, расположенные в интервале от - 4 до 4.

дети имеют полные, четкие и представления об особенностях существования человека с ограниченными возможностями в современном мире, о вспомогательных средствах, трудностях, социальном самочувствии этих людей.

(2;4)

0

представления об особенностях существования человека с ограниченными возможностями поверхностны, частично основаны на стереотипах.

(0;2)

1

Знаний об особенностях жизни людей с ограниченными возможностями недостаточно.

(-2; 0)

2

знания о проблеме ограничения возможностей искажены и ограничены стереотипами.

(-2;-4)

3

Результаты исследования по показателю « информированность об особенностях жизни людей с ограниченными возможностями» представлены в таблице.

 

А

Б

Высокий Ур

0,8%

60%

Средний Ур

18,4%

39,2%

Отн. низк Ур

48,3%

0,8%

Низкий Ур.

32,5%

0

Если говорить о конкретном содержании отдельных рисунков, то следует отметить:

в подавляющем большинстве рисунков в качестве представителя данной социальной группы изображен мужчина;

дети обеих групп очень часто для создания образа используют изображения вспомогательных средств: протезы, костыли, инвалидные коляски, часто человек изображен в гипсе или лежащим на кровати.

почти половина детей обеих групп изображают на рисунках отсутствие конечностей.

Отличия между рисунками контрольных групп А и В невелики, что свидетельствует об универсальности существующих стереотипов по отношению к людям с ограниченными возможностями, во всяком случае, на невербальном уровне.

Для большинства детей представления о людях с ограниченными возможностями связаны с видимым физическим недостатком (увечьем), о чем свидетельствуют изображения шрамов, переломов, черные повязки на глазах, отсутствие частей тела.

В большинстве рисунков подчеркивается невозможность объекта свободно и самостоятельно передвигаться в пространстве.

«Элементы запущенности» (так мы обозначили изображение щетины, грязи, синяков, отсутствие зубов и т.д.) свидетельствуют о том, что у определенной части детей данная категория людей ассоциируется с асоциальными группами, представители которых часто встречаются детям на вокзалах и в метро.

Опыт данной проективной методики показал, что невербальные стереотипы, отражающие неосознаваемые механизмы оце­нивания, в группах А и В значительно отличаются в рамках определенных рубрик:

Дети группы В чаще изображали объект в среде, причем данная среда охарактеризована нами как «оптимистичная» (изображение деревьев, солнца, домов и т.д.). Дети группы А в основном изображали объект в метро или на вокзале, для большей выразительности, оставляя интерпретационные подписи под рисунками («бомж», «оторвало на войне руки», «бездомный», «метро», «калека на вокзале» и т.д.).

Наличие второстепенных объектов на рисунках детей группы А сводится к изображениям других людей с ограниченными возможностями или собак-поводырей, в рисунках детей группы В встречаются люди, птицы, кошки.

Дети группы А в большей степени изображали отрицательные эмоции (слезы из глаз, уголки рта резко опущены вниз и т.д.) этой частью детей человек с ограниченными возможностями воспринимается как «человек страдающий».

Среди рисунков детей группы В чаще встречается изображение положительных эмоций, кроме того в большей степени присутствуют элементы украшения (модная одежда, оформленная прическа, элементы макияжа и т.д.) возможно это свидетельство того, что имея опыт общения с больными сверстниками они признают за ними право на полноценное существование.

Примеры рисунков групп А и В представлены в Приложении 4.

Проведенное нами исследование на основе проективных рисунков, с нашей точки зрения, ус­пешно дополняет приведенные выше данные. И доказывает значимость непосредственных контактов в формировании гуманного отношения к детям с особенностями развития.

Комплекс методов воздействия на детскую аудиторию с целью формирования добрых и уважительных отношений.

«Иные люди», существующие в нашем социальном мире всегда привлекают внимание своей непохожестью, любой человек всегда желает постичь тайны существования другого. Нетипичность, создавая особые препятствия для понимания, порождает общественный интерес и желание понять феномен человека с ограниченными возможностями.

Одним из первых внес определенный вклад в развитие представлений о способе понимания, который можно, на наш взгляд, определить как ценностно-эмпатическую модель, В. Дильтей. Рассматривая различия между объяснением и пониманием, он писал: «Объясняем мы путем чисто интеллектуальных процессов, но понимаем через взаимодействие в постижении всех душевных сил».

Следует отметить неоднозначность толкования эмпатии как способа познания, понимания чужой индивидуальности в современной психологии. Так, по свидетельству Т.П. Гавриловой, в современных зарубежных исследованиях наиболее распространены следующие значения термина эмпатия:

1) способность проникать в психику другого, понимать его эмоциональное состояние и предвидеть его поведенческие реакции, а также способность сопереживать (Шибутани, Герней, Уилмер и др.);

2) вчувствование в событие, объекта искусства, природу; вид чувственного познания объекта через проекцию и идентификацию;

3) аффективная связь с другими, переживание состояния отдельного другого или же целой группы.

Создание условий для познания и понимания человека с ограниченными возможностями предполагает организацию непосредственных контактов в процессе совместной деятельности. Однако данным контактам должна предшествовать предварительная подготовка, направленная на повышение информированности об особенностях данной категории людей.

Одной из задач нашего исследования, стала подборка игр и упражнений для детей 9 – 12 лет. Все игры должны способствовать сопереживанию, развитию добрых отношений.

Ниточка добра». Цель: создание позитивного настроения, работоспособности.

Участники становятся в круг. Ведущий, держа в руках клубок, говорит, что такое доброта и передает клубок соседу, оставляя ниточку у себя. И так по кругу. Когда клубок вернулся к ведущему, все оказываются связанными одной нитью.

«Рука соседа». Цель: установление контакта между детьми, развитие тактильных ощущений.

Дети берутся за руки, правая рука сверху, левая снизу. В полной тишине почувствовать, какая рука (мягкая, теплая, холодная и т. д.). Каждый проговаривает, что он чувствует и ощущает.

«Аплодисменты по кругу». Цель: переживание чувства радости, волнения, ожидания, создание атмосферы принятия.

Все становятся в круг. Ведущий подходит к кому-то из участников и дарит ему свои аплодисменты. Затем они оба выбирают следующего участника и аплодируют ему. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся громче.

«Статуя добра». Цель: создание атмосферы доброжелательности в процессе совместной деятельности.

Участникам предлагается совместно слепить скульптуру из пластилина, вложив в нее всю свою доброту. После выполнения задания ведущий обсуждает с детьми, каковы были их внутренние чувства в процессе работы.

«Слепой и поводырь». Цель: формирование чувства близости между детьми, развитие чувства безопасности, умения сопереживать, понять чувства другого человека (эмпатия).

Упражнение проводится в парах. Один из участников – «слепой», второй – его «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия, созданные заранее, чтобы тот не споткнулся, не упал, не ушибся. После прохождения маршрута участники меняется ролями. Далее желательно обсудить с участниками ход игры, спросить, что они чувствуют, было ли уютно в этих ролях.

«Цветик – семицветик». Цель: развитие чувства взаимопомощи, заботы о других.

Детям предлагается оторвать семь лепестков цветка, загадав желание, от которого кому-то станет лучше.

Затем детям было предложено прочесть материал о жизни и судьбе детей с ограниченными возможностями. Цель: ознакомить детей подробнее с проблемами их больных сверстников. После участники отвечали на вопросы ведущего, делились впечатлениями.

С этой целью мы предлагаем использовать нарративные модели.

Нарратив, повествование (лат. gnarus - знающий, эксперт, осведомленный в чем-либо) - фундаментальный компонент социального взаимодействия, состоящий, как минимум, в том, что «кто-то рассказывает кому-то, что что-то произошло» [6].  

Литературная коммуникация – один из наиболее старых видов воздействия, продолжающих сохранять свое значение. Как очень интересно заметил Эрик Хэвлок: «Повествовательная форма привлекает внимание, потому что нарратив для большинства людей является наиболее приятной формой, которую может принять язык, письменный или устный. Его содержанием является не идеология, а действия и те ситуации, которые это действие создают». [6]

Мы предлагаем сверстникам ознакомление с рассказом Р.Бредбери «И все-таки наш». Мы не предлагаем вносить «свое» в текст, изменять сюжет, воображая героя объектом реабилитации, и даже давать какие-либо оценки поступкам героя, мы оставляем за читателем пассивную роль.

Наша цель создать условия для иного видения социальной реальности – видения глазами иных, уникальных людей, для глубокого понимания переживаний «другого» человека. Рассказ «И все-таки наш» ориентирует читателя на осознание неизбежности существования в мире «иных», «непохожих» людей, знакомит с феноменом рождения уникального ребенка. Читатель получает возможность отследить развитие семейной ситуации и проанализировать особенности отношения общества к данной проблеме.

Чтобы увеличить охват детской аудитории и усилить уровень восприятия данного произведения мы создали мультипликационный фильм по мотивам рассказа Р.Бредбери «И все-таки наш». (Приложение 5)

Использование мультфильмов способствует в сжатом, концентрированном виде подаче большего количества информации, профессионально подготовленной для восприятия, помогает заглянуть в сущность явлений и процессов, недоступных человеческому глазу. Поэтому, мультипликация выступает как один из мощных источников воздействия на сознание и подсознание ребенка. После просмотра мультфильма было организовано обсуждение его основных событий.

Далее, для воздействия на детскую аудиторию в качестве ключевого сообщения, было использовано обращение Нормана Кюнка, американского адвоката по правам инвалидов [3]. Рядом (Приложение 3) приведены первоначальные высказывания детей по отношению к людям с ограниченными возможностями. Именно после прочтения данного обращения детям было предложено придумать листовки и плакаты. Один из наиболее удачных вариантов представлен в приложении 1. Второй вариант (Приложение 2.) можно отнести к плакату пропагандного характера, т.к. в нем меньше чистых фактов, но смысл, который хотели донести до окружающих детей, очень значим и серьезен. Над таким плакатом не мешало бы задуматься и взрослым.

Заключение

Чтобы решение проблемы отношения к людям с ограниченными возможностями попало в круг «общественных интересов» необходима длительная работа по изменению установок здоровых людей. Отношение к инвалидам со стороны здоровых сложно и определяется многими факторами. Нелегко понять отношение к инвалидам, измерить его или изменить. Однако, для улучшения их статуса, это необходимо. Прежде всего, работу по формированию гуманных отношений в системе «инвалид-общество» нужно начинать в детском коллективе, так как именно там начинаются все процессы, связанные с совместным обучением больных и здоровых детей.

Наше исследование доказывает существование стереотипов по отношению к таким людям, а так же значимость прямого общения в формировании гуманного отношения к детям с особенностями развития.

Цель нашей работы достигнута, мы изучили особенности отношения здоровых сверстников к детям с ограниченными возможностями, сделали подборку игр и упражнений, которые развивают доброту, отзывчивость и сопереживание, создали мультфильм (Приложение 5) и листовки (Приложения 1, 2), призывающие изменить отношение к особенным людям.

Список литературы

Айшервуд М. М. Полноценная жизнь инвалида. М., 1989.

Добровольская Т. А., Шабалина Н. Б. Инвалиды: дискриминируемое меньшинство?// Социологические исследования. 1992. № 5.

Жить как все. О правах и льготах для инвалидов / Под ред. С.И. Реутова. – Пермь: РИЦ, «Здравствуй», 1994.

Кузьмина Н. В. Методы исследования педагогической деятель­ности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. - 114с.

Новейший философский словарь Минск – 1999 г.

Трубина Е.Г. Нарратология: основы, проблемы, перспективы// Материалы к специальному курсу.  УрГУ  

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ДЕТИ

НОРМАН

КЮНК

1.«У этих людей не будет больше никогда того, что есть у здорового человека, их нужно лечить, помогать им во всем»;

2.«Эти люди не способны за собой ухаживать, это большая беда для человека»;

3.«И поэтому общество обязано ухаживать за ними»;

4.«Их нужно уважать за их смелость и за то, что они не падают духом»;

5.«У этих людей развивается комплекс неполноценности, нужно помочь им измениться и полюбить жизнь»;

6.«К таким людям надо относиться с жалостью и состраданием, нельзя унижать и обзывать их».

1.«Не рассматривайте меня как пациента, я просто ваш соотечественник»;

2.«Не принимайте мою инвалидность как проблему»;

3.«Поддержите меня, чтобы я смог сделать что-то полезное для общества»;

4.«Не восхищайтесь мной. Желание жить полной жизнью не заслуживает восхищения»;

5.«Не старайтесь изменить меня, у вас на это нет права»;

6.«Будьте моим союзником в борьбе против тех, кто использует меня в собственных интересах».

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Рисунки группы В

Рисунки группы А

Просмотров работы: 15