ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ШАХМАТ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ДЕБЮТНЫХ ЛОВУШЕК

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ШАХМАТ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ДЕБЮТНЫХ ЛОВУШЕК

Елисеев К.И. 1
1МБОУ СОШ №4 с УИОП им. Г.К. Жукова
Малинина М.В. 1
1МБОУ СОШ №4 с УИОП им. Г.К. Жукова
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность данной работы состоит в том, что, в последнее время и учителя, и родители бьют тревогу. Дети перестают играть во дворе - не играют в догонялки или «казаки-разбойники». Сегодня всё свободное время у них отнимают компьютерные игры или «общение» в социальных сетях.Один из способов избежать интернет зависимости научить ребенка играть в шахматы. Но шахматы не только способ отвлечь ребенка от компьютера, но и повысить уровень интеллекта ребенка, ведь в современном мире школьникам приходится сталкиваться с большим потоком информации, которую им необходимо усвоить и понять. Шахматы – игра, развивающая аналитическое мышление, помогающая ребенку мыслить стратегически и стараться думать на несколько шагов вперед, анализировать свои ошибки и не повторять их.

Целью данной работы является:

- изучить популярность шахмат среди школьников;

- понять увлеченность шахматной теорией (искусства), изучают ли они дебюты и применяют ли они дебютные ловушки;

- определить серьезность увлечения.

Задачи данной работы:

- выявить отношение учеников к шахматам, как к интересной игре;

-узнать изучали ли школьники шахматную теорию и применяют ли дебютные ловушки.

История шахмат насчитывает полторы тысячи лет, а в международный спорт эта игра превратилась в девятнадцатом веке. С 1886 года начал разыгрываться титул чемпиона мира по шахматам.

В статье «Доска почета» написанная Тимуром Ганеевым и Александром Невзгодой в 2018 году говорится о том, что шахматы как спорт стали пользоваться в мире большой популярностью. [3]

Именно это и было взято за гипотезу данной работы – шахматы пользуются популярностью у детей.

Для этого была проведена научно-исследовательская работа среди школьников среднего возраста девять-десять лет, которая определила, имеет ли ученик понятие о шахматной теории и представление о шахматных дебютах. А чтобы понять насколько серьезно он занимается шахматами было определено использует ли ловушки в шахматных дебютах.

В книгах о дебютных началах очень много, говориться о том, как важно знать разные дебютные начала, уметь узнавать какой дебют разыгрывает твой противник. И уметь продолжить дебют без ошибок, и избегая ловушек, в которые твой противник постарается тебя заманить. Успех в игре зависит от знания основ дебютной стратегии, правильного применения всех тактических приёмов, включая ловушки, и внимательного отношения к каждому ходу уже в начале партии. [1]

Следовательно, объектом исследования являются:

- ученики;

- юные шахматисты;

- юные члены шахматного клуба.

Предметом исследования являются:

- увлечение детей шахматами;

- популярность шахматной игры среди школьников;

- изучение школьниками шахматной теории;

- применение ими специально продуманные шахматные дебютные ловушки.

Для исследования данного вопроса был применен опросный метод анкеты. (опросный лист)

1. Что такое дебют. Дебютные ловушки.

Для начинающих шахматистов, открытые дебюты более предпочтительны, потому что они более понятны и проще, чем в закрытых дебютах. В открытых дебютах события на шахматной доске развиваются быстро и более понятно для юного шахматиста. И поэтому познавать теорию начала шахмат, отрабатывать навыки игры лучше на открытых дебютах, а уже затем переходить к изучению закрытых дебютов.

До 20 века большинство шахматистов предпочитали импровизацию и комбинационную игру. Постепенно дебюты изучались и их спектр расширялся. Многие из них получили наименования.

Чаще всего по названию страны или имени шахматиста, авторство которого признавалось шахматным сообществом. Например: защита Ласкера, защита Нимцовича, Испанская партия, шотландская партия.

Сегодня, особенно с развитием компьютерных технологий, — некоторые дебютные варианты хорошо изучены вплоть до 25-30 хода. Например, сицилианская защита, испанская партия, ферзевый гамбит и т.д.

В противоборстве гроссмейстеров часто борьба начинается с каких-то проблемных дебютных позиций, на которые они идут как бы по молчаливому согласию.

Дебют — это начало игры, как правило, первые 5-7 ходов. В книге «Путешествие в шахматное королевство» все дебюты делят на: открытые, закрытые, полуоткрытые. Открытые дебюты - в них игра обязательно начинается ходами 1. е2-е4 е7-е5;. Полуоткрытые дебюты - на ход 1. е2-е4 черные отвечают любым ходом, кроме 1.е7-е5; Закрытые дебюты - белые начинают партию любым ходом, кроме 1. е2-е42.

За сотни лет развития шахмат были придуманы тысячи дебютов.[2]

Цели дебюта:

- Развитие легких фигур. То есть вывести фигуры на удобные позиции;

- Занять центр пешками. Получить преимущество в пространстве;

- Обезопасить короля. Сделать рокировку;

- Наметить дальнейший план.

Каждый дебют имеет определенную идею или несколько идей. Атака, удобное расположение фигур, инициатива за пешку, атака центра противника.

Как мы уже писали в этой работе. Дебютных начал великое множество их тысячи и тысячи. Даже мастера не запоминают все эти дебюты, а предпочитают играть десяток, другой, дебютов. И в этом море дебютов каждому шахматисту, а начинающему, тем более необходимо подобрать несколько дебютных начал, которые ему больше, что называется по душе. То есть разыграть несколько партий, проанализировать их развитие и результат, запомнить те дебюты, которые вам более понравились, когда вы играли за черных или за белых. И таким образом составить список, тех дебютов, которые соответствуют вашему стилю игры и вашем наклонностям. Если вы предпочитаете остро атакующую игру, это будет один список, а если вам по душе неторопливая позиционная игра, это будет другой список. Но даже уже в изученных столетиями, дебютных началах и мастера, и начинающие шахматисты, находят новинки в дебютных продолжениях, «жемчужины», ради которых стоит изучать дебютные начала.

В начале игры очень важно правильно начать (дебют), чтобы не проиграть всю партию, попавшись в дебютную ловушку или самому неправильно разыграть дебют. Дебютные ловушки — это осознанный ход игрока для того, чтобы улучшить свою позицию, организовать свою атаку. "В широком смысле ловушечным можно считать любой хитрый ход". [1]

Самым простым и известным плохим дебютом считается так называемый «детский мат»:

1.e2 – e3 f7 – f6

2.Фd1 – f3 g7 – g5

3.Фf3 – h

Вот, например, партия, которая была сыграна в 1959 году на открытом чемпионате США между Мэнсфилдом и Тринксом.

1.e2 –e4 f7 – f5

2.Kb1 – c3 g7 – g5

3.Фd1 – h5x [2]

Увидев этот «шедевр», судья турнира воскликнул: «Подумать только, и это случилось в двадцатом веке!».[2]

Но не только в дебютном начале надо избегать ловушек и ошибок, а и в продолжении дебютного начала, гамбитных продолжениях. Термин "гамбит" происходит от итальянского слова "gambetto" - подножка. Гамбитные продолжения применяются в самых различных началах (дебютах). Идею гамбита в самом общем виде можно выразить так: жертва материала (фигуры) за быстрое развитее, захват центра и атаку. Дебютная ловушка это, очень хитрая вещь. И не всегда узнаешь какой ловушечный ход сделает соперник. Александр Завьялов в своей книге «333 дебютные ловушки» пишет, «все ловушки можно подразделить на два вида: без риска, для ставящего и с риском, причем в разной степени».[1] Там же, в своей книге А.Завьялов, делит по группам все ловушки по методам достижения, то есть определения слабости позиции противника, оценка собственной позиции и чем закончиться расставленная тобой ловушка. Группы: атака на не рокированного короля, разрушение пешечного прикрытия, жертва пешки или фигуры в интересах развития, связывания, освобождения от связки, двойное нападение, мат и матовая сеть и т.д. [1]

Из самых известных дебютных ловушек, это ловушка с риском под названием мат Легаля, по имени открывшего его двести лет назад французского шахматиста.

1.e2-e4 e7-e5

2 Kg1-f3 Kb8-c6

3 Cf1-c4 d7-d6

4 Kb1-c3 Cc8-g4

5 Kf3:e5 Cg4:d1(?)

6 Cc4:f7+ Kpe8-e7

7 Kc3-d5x [2]

Ловушка без риска, гамбит Дамиано.

1 e4 e5

2 Kf3 f6

3 K:e5! fe?

4 Фh5+ Kpe7

5 Ф:e5+ Kpf7

6 Cc4+ Kpg6

7 Фf5+ Kph6

8 d4+ g5

9 h4! Ce7

10 hg++ Kpg7

11 Фf7х [2]

Пример дебютной ловушки.

1. е2-е4 e7-e5

2.Kg1-f3 Kb8-c6

3.Cf1-c4 Kc6-d4

Ловушечный ход. Чёрные оставили под боем пешку е5

4.Kf3:e5? [2]

Ошибка правильно 4. с3 или 4.К:d4

4. ... Фd8-g5!

5.Ke5:f7

Возможность бороться белые сохраняли только после 5. С:f7+ Kp e7

6. 0-0 Ф:е5

7.С:g8 Л:g8

8.c3, и у них две пешки за фигуру и сильная позиция.

5. ... Фg5:g2

6.Лh1-f1 Фg2:e4+

7.Cc4-e2 Kd4-f3Х [2]

Мат на седьмом ходу, да ещё и "спёртый".[2]

«Успех в игре зависит от знания основ дебютной стратегии, правильного применения всех тактических приёмов, включая ловушки, и внимательного отношения к каждому ходу уже в начале партии». [1] А как изучить основы дебютной стратегии, тактические приемы? Только изучая и проигрывая те партии, которые уже изучены, проанализированы. За длинную шахматную историю было изучено и записано огромное количество шахматных партий. И не удивительно, что, изучая, какую-нибудь партию, вы узнаёте, что в той партии, в которой вы допустили ошибку или попали в ловушку, можно было сыграть по-другому, уменьшив свои потери, а на ловушку противника можно было подготовить свою контрловушку. То есть, чтобы, меньше допускать ошибок и попадать в ловушки лучше изучать чужие ошибки.

Определение популяризации шахмат на основе исследования применения дебютных ловушек.

Игра в шахматы решает сразу несколько задач:

Познавательную: расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы). Развивает изобретательность и логическое мышление.

Воспитательную: вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость. А также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

Эстетическую: обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям.

Для того чтобы понять увлекаются ли школьники шахматами и насколько серьезно это увлечение было проведено исследование, с целью выяснить:

- увлекается ли ученик шахматами;

- где и с чьей помощью школьник научился играть в шахматы;

- имеет ли он представление о дебютах и применяет ли он в своих партиях дебютные ловушки.

Исследование проводилось в виде опросного анкетирования. Примерный шаблон опросного листа прилагается (Приложение 3).

В опросе участвовал девяносто один школьник среднего возраста девять-десять лет. Из девяносто одного опрошенного девять человек не играют в шахматы и, следовательно, не имеют представление, о дебютах и дебютных ловушках. Наглядно увидеть соотношение играющих в шахматы учеников и не заинтересованных в шахматной игре можно увидеть на рисунке 1 (Приложение 1).

Казалось бы, из рисунка 1 уже можно сделать вывод о том, что шахматы довольно-таки популярная игра среди учеников. Но суть данной исследовательской работы заключалась не только в том, чтобы понять сколько человек увлечены шахматами, но и выявить насколько серьезно данное увлечение. Знать, что «конь ходит буквой Г», не означает, что ученик имеет представление о теории шахмат, которая развивает логическое и аналитическое мышление. Следовательно, работа была продолжена с оставшимися восьмидесяти двумя результатами опросных листов, которые частично приведены в таблице 1 (Приложение 2).

Из этой таблицы можно сделать выводы:

Только 17 % являются членами шахматного куба, остальные 83 % опрошенных ими не являются; (Приложение 4)

85 % учащихся не читали книги о дебютных ловушках, и только 15 % опрошенных их читали; (Приложение 5)

При том дебютные ловушки используют 51 % опрошенных и 49 % их не используют. (Приложение 6)

Это говорит о том, что ученики, которые не читали книги о дебютных ловушках, но используют их, делают их интуитивно по ходу развития игры, неосознанно, случайно.

При этом из сорока двух оставшихся опрошенных, которые используют дебютные ловушки, у 37 человек они получаются случайно, и только 5 человек придумывают их специально.

Вот это и определяет, что юные шахматисты мало уделяют внимания и времени на изучение теории дебютных начал и не имеют навыков по созданию дебютных ловушек.

Вывод.

В течение многих лет велись исследования и ставились эксперименты, чтобы убедиться в практической пользе шахмат. Так, психологи Альфред Бинэ и Петр Рудик, изучая пользу шахмат для мозга, достоверно убедились и доказали, что у шахматистов формируется не механическое запоминание, а логическое и аналитическое мышление. Влияние шахмат на интеллект и умственные способности в целом изучается и по сей день. Так, в последние годы врачи взялись за шахматы, как за инструмент борьбы с тяжким недугом – болезнью Альцгеймера. Это заболевание, по мнению ученых, можно победить, поддерживая умственную деятельность в активном состоянии как можно дольше.

Одно из ключевых умений, которое дают шахматы – способность к последовательному мышлению. Все, что происходит на доске во время игры, не случайность, и победа в поединке дается тому, кто умеет продумать свои ходы, а не просто играет наугад. В этом плане влияние шахмат на интеллект очевидно.

Работа по исследованию популярности шахмат среди учеников и их увлеченности теорий шахмат позволила сделать вывод:

Шахматы популярная игра среди учеников, ведь среди девяносто одного опрошенного учащегося 90% играют в шахматы;

Шахматы, как спорт не популярна у школьников по отношению к другим видам спорта, ведь только 17% читали книги о шахматной теории и 15 % состоят в шахматных клубах;

Шахматы имеют положительный эффект, как заменитель интернет зависимости;

Необходимо дополнительно стимулировать популяризацию шахмат с помощью школьных газет, журналов и каналов тв.

С другой стороны, даже если ученик изучает шахматную теорию самостоятельно, он все равно учится мыслить логически, развивает стратегическое мышление, увеличивает свое интеллектуальное развитие и думает о последствии своих принятых решениях.

Используемая литература:

1. Завьялов А.А. Дебютные ловушки. Сборник 333 дебютных ловушек. – Яростлавль. Издательство ТОО «ЛИЯ», 1997- 144 стр.;

2. Авербах Ю.Л., Бейлин М.А. Путешествие в шахматное королевство. – 3-е изд., перераб., доп. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 272 с.;

3. Тимур Ганеев, Александр Невзгода «Доска почета». Журнал РЖД, ноябрь 2018.

Приложение 1

Рис. 1 Соотношение учеников, играющих в шахматы к неиграющим.

Приложение 2

Таблица 1. Результаты опросных листов.

Вопрос/ответ

Да

Нет

Вы член шахматного клуба?

14 человек

68 человек

Вы читали книгу о дебютных началах?

12 человек

70 человек

Вы используете дебютные ловушки?

42 человека

40 человек

Приложение 3

Опросный лист

Уважаемые любители шахмат! Просим Вас принять участие в научной работе по теме «Дебютные ловушки» в виде опроса. Ответьте пожалуйста на ряд простых вопросов, это не займёт много времени. Для правильного заполнения достаточно поставить галочку, напротив ответа. Благодарим за участие.

1. Вы ученик школы?

да нет

2. Вы член шахматного клуба?

да нет

3. Где Вы научились играть в шахматы?

дома (в семье)

в школе

в шахматном клубе

4. Вы читали книги о дебютных началах?

да

нет

5. Каким дебютам Вам нравиться начинать игру?

открытым

закрытым

6. Вы используете дебютные ловушки в своих играх?

да

нет

7. Как у Вас получается дебютная ловушка?

специально придумываю

случайно

когда как

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Просмотров работы: 58