Права, обязанности и ответственность ребенка

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Права, обязанности и ответственность ребенка

Алексеев Р.Н. 1
1МОБУ "Городская классическая гимназия" ГО Якутск
Гомзякова А.О. 1
1МОБУ "Городская классическая гимназия" ГО Якутск
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Многие беды имеют своими корнями как раз то,

что человека с детства не учат управлять своими желаниями,

не учат правильно относиться к понятиям:

можно, надо, нельзя.
В.А. Сухомлинский

«Ты не имеешь права», - говорит мама. «Это твоя обязанность», - разводит руками папа. А какие права и обязанности есть у меня, у ребенка? Мне захотелось подробнее узнать об этом, провести свое исследование и с его результатами ознакомить ребят.

АКТУАЛЬНОСТЬ: С самого раннего детства ребята должны понимать, что такое хорошо и что такое плохо. Ребенок должен быть личностью, уметь жить в обществе, уважать законы государства и соблюдать их.

ЦЕЛИ: 1. Узнать, какие права и обязанности есть у детей.

2. Побудить ребят к изучению права.

3. Издать понятный для детского восприятия Кодекс прав и обязанностей ребенка.

ГИПОТЕЗА: Предполагаю, что дети не достаточно знают о своих правах, обязанностях и ответственности.

ЗАДАЧИ: 1.Изучить нормативные акты, содержащие права, обязанности и ответственность детей.

2. Проанализировать и обобщить полученный материал.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1. Интервью у работников и государственных служащих правоохранительных органов и судов.

2. Получение информации из книг, интернета и прессы.

3. Обращение в библиотеки.

4. Анкетирование детей разных возрастов.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ:

1.Использование полученного кодифицированного материала при проведении классных часов.

2. Участие в различных НПК.

3. Публикация работы в научном журнале для школьников «Старт в науке».

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ПРАВА РЕБЕНКА

Взрослые всего мира позаботились о наличии множества нормативно-правовых актов, направленных на обеспечение прав и интересов детей.

При настоящем исследовании мне встретились:

- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, принята Всемирной встречей на высшем уровне в интересах детей, Нью-Йорк, 30 сентября 2000 года;

- Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 года;

- Конституция Российской Федерации;

- Семейный кодекс Российской Федерации;

- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

- Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

- Федеральный закон «Об уполномоченных по правам ребенка в РФ»;

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;

- Закон Республики Саха (Якутия) «О присвоении фамилии и отчества ребенку в соответствии с якутскими национальными обычаями при государственной регистрации рождения»;

Закон Республики Саха (Якутия) «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в РС(Я)»;

Закон Республики Саха (Якутия) «О правах ребенка».

Способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами. Правоспособность возникает в момент его рождения и прекращается смертью.

Права - это установленные и охраняемые государством нормы и правила.

Остановимся на некоторых правах детей, показавшихся мне особенно важными.

Прежде всего, нужно отметить, что ребенком в Российской Федерации признается лицо, не достигшее 18 лет.

Каждый ребенок имеет право на жизнь, свободу, неприкосновенность своей личности, честь и достоинство. Никто, в том числе и ребенок, не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Дети должны знать, что никто не имеет право лишить их жизни, бить, оскорблять и унижать.

Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, у него есть право на заботу родителей, право на совместное с ними проживание.

Ребенок имеет право на общение с родственниками (бабушкой, дедушкой, братьями, сестрами и т.д.).

Конституцией РФ признается, что воспитание в семье и обществе имеет целью формирование человека как свободной, нравственной и просвещенной личности, уважающей честь, достоинство и свободу других людей, носителя национальной и общечеловеческой культуры.

Ребенок в случае отказа от него родителей имеет право на государственное обеспечение в детском учреждении, детском доме семейного типа, другом учебно-воспитательном учреждении.

На I Слёте пятиклассников Городской классической гимназии г. Якутска (2019) ребята разработали социальный проект совместно с МОКУ «Адаптивная школа-интернат № 28 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ГО «город Якутск».

Мы стали дружить и смогли убедится, что все дети на нашей планете одинаковые. Ребенок с недостатками умственного или физического развития имеет неотъемлемые права на полноценную жизнь, такую же, как и всех его сверстников.

Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Ребёнок тоже имеет право на защиту своих прав и интересов. Эту функцию выполняют, конечно, родители, а также государственные органы. В Декларации прав ребенка записано: ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь. Ребенок имеет право обратиться в орган государственной власти, орган местного самоуправления или к должностному лицу с предложением, заявлением или жалобой по вопросам его содержания, воспитания или нарушения прав.

О своих проблемах ребенок может рассказать, позвонив по детскому телефону доверия 8 800 2000 122. Его должен знать каждый ребенок. Детей внимательно выслушают и окажут необходимую помощь.

Можно обратиться в полицию, к Уполномоченному по правам ребенка.

С Уполномоченным по правам ребенка в Республике Саха (Якутия) Соловьевой А.А. я встретился на республиканском конкурсе чтецов «Якутия – наш общий дом». Как участнику конкурса мне вручили Конвенцию о правах ребенка на русском и якутском языках. На встрече я узнал о таком полезном для ребят институте как Уполномоченный по правам ребенка.

Каждому ребенку должны быть предоставлены равные права и возможности приобщения к родной культуре и достижениям мировой культуры. С этой целью в Республике Саха (Якутия) развивается сеть государственных учреждений, мастерских, школ народной культуры для развития творческих способностей детей и досуга, осуществляется издание детских книг, журналов и газет, выпуск теле- и радиопередач, развивающих игр и игрушек.

Ребенок вправе выражать свое мнение, а мнение учет мнения ребенка, достигшего 10-ти лет, является обязательным. Это мнение должно учитываться при различных вопросах, касающихся интересов ребенка (выбор школы, дополнительных и спортивных занятий, места проживания при разводе родителей и т.д.)

Ребёнок имеет право на имя, отчество и фамилию. В Якутии родители имеют право присвоить ребенку фамилию или отчество в соответствии с национальными якутскими обычаями. Фамилия ребенку может быть присвоена в соответствии с якутским национальным обычаем по названию рода. Под названием рода следует понимать слово, образованное от имени прародителя рода или названия местности, на территории которой проживал (проживает) данный род. Отчество ребенку может быть присвоено в соответствии с якутским национальным обычаем путем прибавления к имени отца ребенка слова "уола" (для ребенка мужского пола) и "кыыhа" (для ребенка женского пола).

Следует помнить, что изменение имени и фамилии ребенка, достигшего 10-ти лет, возможно только с его согласия.

Каждому ребенку в Российской Федерации гарантируется право на бесплатное образование и на охрану здоровья, ему гарантируется получение бесплатной медицинской помощи.

Мы живем в самой лучшей стране. Все дети в России могут учиться и получать медицинскую помощь бесплатно.

Каждый имеет право на отдых. Для детей это перемены, свободное от учебы время, ночной (а у малышей и дневной) сон, выходные дни, праздники и каникулы.

В нашей стране дети имеют право на полноценный отдых.

Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования.

Сейчас время рыночной экономики, время предприимчивых людей с активной жизненной позицией. Нередко дети сами зарабатывают деньги. Родители не имеют права собственности на имущество ребенка, как, впрочем, и ребенок не имеет права собственности на имущество родителей. Но, конечно, и дети и родители могут пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки с письменного согласия родителей. Без такого согласия дети вправе самостоятельно распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами; осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения; в соответствии с законом вносить вклады в кредитные организации и распоряжаться ими; совершать мелкие бытовые сделки.

Малолетние в возрасте от 6 до 14 лет вправе самостоятельно совершать: мелкие бытовые сделки; сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации; сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения.

По достижении шестнадцати лет несовершеннолетние также вправе быть членами кооперативов (гаражных, кредитных, жилищных) в соответствии с законами о кооперативах.

Ребенок, достигший возраста 16 лет, вправе работать по трудовому договору, получать вознаграждение, при этом обеспечивается охрана труда, сокращенное рабочее время, увеличенный отпуск в удобное время, предоставляются льготы при совмещении работы с обучением. С 15-ти лет можно заключать трудовой договор для выполнения легкого труда. С 14-ти лет заключение трудового договора возможно только с письменного согласия одного из родителей. В организациях кино, театрах, цирках допускается заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста 14-лет.

Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, или с согласия родителей занимается предпринимательской деятельностью (эмансипация).

Все мы живем в обществе, и дети не исключение. Дети могут объединяться и вместе решать волнующие их проблемы. Ребенок, старше 8-ми лет может быть членом и участником детских общественных объединений, а достигший 16-ти лет вправе быть организатором митингов и собраний.

С 14 лет разрешено   управлять велосипедом при движении по дорогам. С 16-ти лет дети вправе учиться вождению автомобиля и мотоцикла.

ОБЯЗАННОСТИ РЕБЕНКА

«Обязанность без права есть рабство, право без обязанности – анархия». В данном высказывании французский философ Фелисите Робер де Ламенне говорит о взаимосвязи прав и обязанностей.

И если у детей есть права, то логично предположить, что обязанности у них также имеются.

Обязанности - это определенный круг действий, обязательных для выполнения.

Каждый ребёнок обязан получить основное общее образование.

Обучающийся ребенок обязан добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять учебный план, посещать учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогами, выполнять требования устава образовательной организации, заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию, уважать честь и достоинство других обучающихся и работников образовательной организации, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися, бережно относиться к имуществу образовательной организации.

Дети обязаны соблюдать правила поведения, установленные не только в вос­питательных и образовательных учреждениях, но и дома, в общественных местах.

Ребенок обязан изучать, уважать и соблюдать законы Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации, уважать права и интересы других детей и граждан, традиции и обычаи, культурные ценности, философию народов и наций.

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Ребенок обязан заниматься самовоспитанием и самообразованием, заботиться о своем здоровье, развивать свои лучшие природные задатки, учиться применять их в жизни, овладевать знаниями, готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, управлять своими поступками и поведением в семье, в кругу друзей и в обществе и нести моральную и нравственную ответственность за них.

Ребенок обязан уважать родителей (лиц их заменяющих), заботиться об их здоровье, проявлять милосердие к больным и престарелым родителям и родственникам. Дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь.

Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Поэтому обязанность детей  слушаться родителей, принимать их заботу и внимание.

Всем детям запрещено находится в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или взрослых, осуществляющих мероприятия с участием детей.

Ребенок, который работает по трудовому договору, обязан выполнять трудовые обязанности в соответствии с ус­ловиями контракта, правилами трудового распорядка и трудовым законодательством.

По достижению 14-лет ребёнок обязан получить паспорт гражданина Российской Федерации.

С 17-ти лет возникает обязанность встать на воинский учет (пройти комиссию и получить приписное свидетельство).

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РЕБЕНКА

Если ребенок не поступает по совести, нарушает права других и не исполняет законы, наступает его ответственность.

Ответственность   –   необходимость,  обязанность   отвечать  за свои действия, поступки, быть ответственным за них.

За неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания - замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.

 У ребенка возникает самостоятельная имущественная ответственность по заключенным им сделкам.

 За вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители, а также образовательная организация, под надзором которой находится ребенок.

Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред. В случае, когда у ребенка лет нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями.

Дисциплинарная ответственность наступает за нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового   законодательства, трудовой дисциплины. К несовершеннолетнему работнику могут быть применены замечание, выговор и увольнение с работы.

Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ).

К административным правонарушениям относятся:

-   появление   в   общественных   местах   в   состоянии  алкогольного  или наркотического опьянения;

- распитие спиртных напитков в общественных местах;

- совершение мелкого хулиганства;

- нарушение правил дорожного движения;

- оскорбление;

-побои и т.д.

За административные правонарушения к ответственности привлекаются граждане РФ с 16 лет и предусмотрены следующие виды административной ответственности:

штраф,

предупреждение,

обязательные работы.

За совершение преступлений (общественно опасных деяний, запрещенных Уголовным кодексом РФ) предусмотрена уголовная ответственность.

По общему правилу уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. Однако за убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, кражу, грабеж и т.д. ответственность наступает с 14 лет.

Статья 88 УК «Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним»:

штраф;

лишение права заниматься определённой деятельностью;

обязательные работы;

исправительные работы;

ограничение свободы;

лишение свободы на определённый срок.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

"Praemonitus, praemunitus" (Предупрежден – значит, вооружен) — древнее латинское выражение, которое означает: Тот, кто предупрежден, имеет возможность быть готовым к неприятностям, сложностям.

Дети, которые не знают своих прав и обязанностей, не могут себя защитить, подвергаются риску совершить правонарушения или стать их жертвой.

А в защите они очень нуждаются.

Во время классного часа, на котором выступала ветеран МВД РС(Я) майор Иванова А.В., почти каждый из одноклассников заявил, что с ним или его родными, близкими, знакомыми случались опасные истории.

В процессе этой работы было проведено анкетирование на тему: «Права, обязанности и ответственность детей». Цель анкетирования: узнать имеют ли ребята представление о своих правах и обязанностях.

Было опрошено 200 детей в возрасте от 10 до 16 лет.

И вот какие получены результаты.

В ходе исследования было выяснено, что дети недостаточно осведомлены о своих правах и обязанностях, имеют слабое представление о своей ответственности и не владеют информацией о применяемых в отношении несовершеннолетних наказаниях.

Практически все опрошенные заявили, что у детей есть право выражать свое мнение, а также право на свободу и семью.

Однозначным было мнение 99,9 % опрошенных, что основные их обязанности - это учеба и помощь по дому.

Также категорично высказались школьники относительно методов наказания: категорически запрещено бить детей и кричать на них.

Единицам учеников 5-х классов известны такие права как право на жизнь, имя, бесплатное образование.

Ребята 7-х и 8-х классов дополняют этот перечень правом на жилье, бесплатное лечение и защиту.

Девятиклассники указывают на право личной жизни, получения содержания от родителей, право на имущество, личную неприкосновенности и свободу вероисповедания.

Если 5-й класс своими обязанностями в основном считает учебу, уроки и помощь родителям, то дети постарше считают себя обязанными уважать и слушаться родителей, соблюдать законы государства, нормы морали и школьный устав.

Относительно ответственности знания самые слабые.

Из нарушений, за которые может последовать наказание, самыми распространенными ответами были указание на плохие отметки и поведение.

В качестве наказаний предлагают рассмотреть: лишение гаджетов и сладкого.

Несколько опрошенных высказали мнение, что наказание может последовать также за нецензурную брань, насилие, убийство и кражи. Какое наказание, ответить не смогли.

И только три подростка ответили, что за совершенные преступления могут оштрафовать и лишить свободы, поместив в колонию для несовершеннолетних.

Около 5 % опрошенных не смогли ответить ни на один из поставленных вопросов, заявив, что у детей нет прав и обязанностей или они их не знают.

Вместе с тем во всех возрастных группах имеются дети, которые на высоком уровне говорят о правовых вопросах, правильно используя юридические термины и рассуждая о принципах права (например, презумпции невиновности).

Анализируя ответы школьников, можно сделать вывод, что с возрастом их знания в области права становятся более глубокими, но они все же недостаточны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение следует отметить, что, к сожалению, моя гипотеза о недостаточной правовой культуре детей подтвердилась.

Выражаю надежду, что моя работа, а в особенности кодифицированный свод прав и обязанностей ребенка, помогут ребятам в устранении пробелов.

В моем кодексе содержатся основные, на мой взгляд, самые важные права и обязанности детей.

Наше законодательство в области охраны детства очень обширное, даже тезисно невозможно отразить все его положения в одной работе.

В будущем я планирую кодифицировать права детей, совершивших правонарушения и преступления, а также содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации.

Также будет интересно работать над изданием кодекса прав и обязанностей для детей на якутском языке – государственном языке Республики Саха (Якутия), где я родился и живу. Список используемых нормативных правовых актов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 года (Буклет);

«На благо детей» (Буклет к 15-летию института Уполномоченного по правам ребенка в РС(Я))

Аспидова О. Все, что вы хотели знать о правах своих детей. И все, чего не хотели знать: Разговор по душам с юристом и психологом / О. Аспидова, Е. Котов. ─ СПб.: Лев и Сова,2006. ─ 126 с.: ил. ─ (Народная консультация). ЦДЮБ.

Болотова Е. Л. Права ребенка в современной России / Е. Л. Болотова. ─ М.: Школьная Пресса, 2005. ─ 96 с. ЦДЮБ

"Детская конституция": как, опираясь на законы, действенно защищать права детей / Коммент.: А. Н. Тарасенковой, Т. А. Масловой. ─ М.: Библиотечка РГ, 2005. ─ 191 с.: ил. ─ (Б-чка "Российской газеты"; Вып. 11). Ч/з.

Пчелинцева Л. М. Семейное право России: учебник для вузов / Л. М. Пчелинцева. ─ 4-е изд., перераб. ─ М.: Норма, 2006. ─ 703 с. Аб; ЦДЮБ.

Байкин И. Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей // Законность. - 2011. - N 2. - С. 39-42.

Магомедова Э. М. Право ребенка выражать свое мнение // Закон и право. - 2010. - N 10. - С. 52-55.

Конституция Российской Федерации;

Семейный кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

Федеральный закон «Об уполномоченных по правам ребенка в РФ»;

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;

Закон Республики Саха (Якутия) «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в РС(Я)»;

Закон Республики Саха (Якутия) «О правах ребенка».

ПРИЛОЖЕНИЯ

Кодекс прав и обязанностей детей

Анкетирование

Просмотров работы: 24