Место отдельного человека в жизни общества

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Место отдельного человека в жизни общества

Самарченко Д.Г. 1
1гимназия 82
Лунева Ю.Г. 1
1гимназия 82
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1.Введение

Каждого человека отличают неповторимые качества, физиологические особенности, черты характера. Но человек не рождается личностью, он ею становится в процессе взросления и интеллектуального развития. Появляясь на свет, он представляет собой чистую книгу, в которой еще только предстоит написать жизненный сценарий. Личность формируется на протяжении всей жизни человека, ее становление возможно только в социуме. Объединившись, люди образуют общество, а может ли человек жить без него? Общество — это объединение людей характеризующиеся:

а) общностью территории их проживания, обычно совпадающей с государственными границами и служащей тем пространством, в рамках которого складываются и развиваются взаимосвязи и взаимодействия членов данного общества;

б) целостностью и устойчивостью;

в) самовоспроизводством, самообепеченностью, саморегулируемостью;

г) таким уровнем развития культуры, который находит свое вы­ражение в выработке системы норм и ценностей, лежащих в основе социальных связей8.

Существовало и существует немало попыток систематизировать социологические воззрения по решению вопроса о взаимосвязи лич­ности и общества. Одним из наиболее плодотворных вариантов класси­фикации современных социологических направлений предложен шведским социологом П.Монсоном7.

Его подход и вытекающая из него социологическая традиция исходят из примата общества по отношению к отдельному индивиду и сосредотачивают свое внимание на изучении закономерностей “высо­кого” порядка, оставляя в тени сферу субъективных мотивов и смыс­лов.

Человек является составляющим общества и неразрывно связан с ним. Цепочка взаимодействия: человек, общество, производство, потребление. Человеку невозможно выжить в одиночку среди природы, противостоять стихии, развиваться и размножаться. Поэтому главная цель человечества – это создание такого идеального общества, при котором не будет конфликтов, мировых войн, при котором на первом месте будут стоять духовные, нравственные и культурные ценности.

Цель данной работы: человек как личность, его формирование в обществе.

Задачи: 1) определить, как влияет социум на человека; 2) воздействие личности на общество и наоборот.

Без человеческого общества у ребенка нет шансов на раскрытие всех его способностей, возможностей, талантов. При отсутствии общения в детстве человек останавливается в развитии, сильно отстает от своих сверстников. Поэтому, общество - необходимое условие для формирования личности. Понятие личность характеризует человека как существо, наделенное сознанием, использующим его в процессе общения, интеллектуальной деятельности, труда, взаимодействия в обществе. Личность обладает неповторимым характером, проявляет активную жизненную позицию, осознает свои поступки и принимает за них ответственность.

Одинаковых личностей не бывает, так как у каждого человека свой жизненный опыт, особенности психики, врожденные и приобретенные качества. Можно подумать, что животные так же отличаются друг от друга, но от этого они не становятся личностями. Ведь личность - это часть человеческого общества, выполняющая в нем определенные функции, играющая свои роли.

Многие задаются вопросом, в каком возрасте человек становится личностью? Но точного ответа нет, у каждого этот процесс проходит индивидуально, в свое время. О начале становления личности можно говорить, если ребенок отделяет себя от окружающих людей, понимает, какое место занимает среди членов семьи, родственников. Затем он начинает сравнивать себя со сверстниками, другими детьми. Так, постепенно личность развивается с самого детства.

2.Место отдельного человека в жизни общества.

2.1.Личность и общество.

Несмотря на важность всех аспектов функциональной потребности, отношения между системой личности и социальной системой структури­руются посредством “служб”, которые являются основными элементами образования политической подсистемы социальной системы.

Многие социологи вполне справедливо ставили вопрос о том, что наряду с порядком в обществе существует и беспорядок (теории социального конфликта): стабильность, устойчивостьгармония, сопровождается конфликтностью, борьбой противостоящих со­циальных групп, организаций, личностей.

В центре внимания социологии всегда были и продолжают находится проблемы взаимодействия личности и общества. Это один из основных вопросов в социологии, ибо именно от его решения зависит то или иное понимание сущности личности и общества, их организа­ции жизнедеятельности, источников и путей развития. Социологи немало спорили о приоритете личности и общества. Наверное, дей­ствительное его решение не в обособлении и тем более не в проти­вопоставлении одного другому, а в организации их тесного и гармо­ничного взаимодействия. Ясно одно, что нет и не может быть совер­шенствования общества вне свободного и всестороннего развития лич­ности, как нет и не может быть свободного и всестороннего разви­тия личности вне и независимо от подлинно цивилизованного об­щества. Анализ различных школ, направлений и течений социологи­ческой теории не претендует на исчерпывающее изложение всего те­оретического наследия западных социологов, а выделяет лишь клю­чевые моменты, составляющих базу научных исследований по проблеме “личность - общество”.

В общем и целом, признавая, что общество есть продукт взаимодействия людей, социологи, как и прошлом, так и в наши дни нередко по-разному отвечали на вопрос о том, что служит первоосновой объединения людей в общество.

Существовало и существует немало попыток систематизировать социологические воззрения по решению вопроса о взаимосвязи лич­ности и общества. Одним из наиболее плодотворных вариантов класси­фикации современных социологических направлений предложен шведским социологом П.Монсоном7.

Общество понимается как система, которая возвышается над индивидами и не может быть объяснена их мыслями и действиями. Логи­ка рассуждений при такой позиции примерно такова: целое не сводит­ся к сумме его частей; индивиды приходят и уходят, рождаются и уми­рают, а общество продолжает существовать. Эта традиция берет свое начало в социологической концепции Дюркгейма и еще раньше во взгля­дах Конта. Из современных течений к ней относится прежде всего шко­ла структурно-функционального анализа (Т.Парсонс) и теория конфлик­та (Л.Козер, Р.Дарендорф).

Переход общества к ново­му состоянию не может произойти, по мнению Конта, без активного участия человека, его волевых и творческих усилий. О.Конт верил в безграничные возможности разума как движущей силы истории, в “позитивную” науку, которая должна заменить религию и стать основ­ной организующей силой общества6.

В теоретическом понимании общества Э.Дюркгеймом (1858-1917) прослеживаются две главные тенденции: натурализм и социальный ре­ализм. Первая уходит корнями в понимание общества и его закономер­ностей по аналогии с природой. Вторая предполагает понимание об­щества как реальности особого рода, отличной от всех других видов. Социологизм является основной методологической установкой этого исследователя.

Каждый становится личностью. Сознание того, что все связаны единой системой отношений, создава­емых разделением труда, вызывает чувства зависимости друг от друга, солидарности, связи с обществом. При этом коллективное соз­нание принимает новые формы и изменяет свое содержание. Оно умень­шается в объеме и степень определенности также уменьшается, по содержанию оно превращается в светское, рационалистическое, ориентированное на индивида5.

Большое влияние на развитие современной социологической теории оказали произведения Т.Парсонса (1902-1979). Такие понятия как “со­циальная система” и “общество” у Парсонса являются взаимосвязанны­ми, но не сводимыми друг к другу. Он считает, что общество являет­ся особым типом социальной системы: оно есть социальная система, достигшая наивысшего уровня самодостаточности в отношении к своему окружению.4.

Многие социологи вполне справедливо ставили вопрос о том, что наряду с порядком в обществе существует и беспорядок (теории социального конфликта): стабильность, устойчивость гармония сопровождается конфликтностью, борьбой противостоящих со­циальных групп, организаций, личностей.

Исследование противостояние человека, как целостной личнос­ти, и общества, как универсальной социальной системы можно найти в работах Н.Лумана (1927-1998). Это социолог, который стал писать о “мировом обществе”: “Мировое общество конституируется не в силу того, что все большее и большее число лиц, несмотря на прост­ранственное удаление, вступает в элементарные контакты между при­сутствующими. Так только дополнительно проявляется тот факт, что в каждой интеракции конституируется некоторое “и так далее” иных контактов партнеров, причем возможности (этих контактов) доходят далее до всемирных переплетений и включают их в регуляцию интеракций”9. В поздних публикациях Луман не только не причислял себя к сторонникам концепции “глобального общества” (т.е. отношение к первому подходу, в систематизации взаимодействия личности и общества, предложенному Монсоном), но и критиковал их, в первую очередь, потому, что эти теоретики, как ему казалось, не­дооценивают масштабы “децентрализованной и сопрягающей всемирной коммуникации “информационного общества”.

Общество понимается как система, которая возвышается над индивидами и не может быть объяснена их мыслями и действиями. О.Конт верил в безграничные возможности разума как движущей силы истории, в “позитивную” науку, но он считал, что это всего лишь организующая сила общества, Дюркгейм считал, что професси­ональная специализация, все более и более выполняет ту интегриру­ющую роль. По Парсонсу “Система личности” является составляющей социальной системы, а общество есть социальная система, достигшая наивысшего уровня самодостаточности в отношении к своему окружению. Личность (как и организм, и физико-органическое окружение) распо­лагается “ниже” социальной системы в кибернетической иерархии. Понимание об­щества во всех этих взглядах - реальность особого рода, отличной от всех других видов.

Изучая задачи данного проекта, разберем как влияет социум на личность.

Личность и социальная среда неразрывно связаны меду собой. От того в какой среде формируется личность, зависит ее будущее. Видя перед собой плохие примеры, безответственное поведение, ребенок воспринимает это как образец. Через некоторое время он может начать вести себя так же, как его друзья, близкие ему люди. Он может начать пить, курить, воровать, сам не зная, что такое поведение результат сформировавшихся взглядов на мир, плохого влияния ближнего окружения.

Иногда личность может попасть под дурное влияние социальной среды помимо своего желания. Школьник начинает курить, боясь насмешек его одноклассников, которые уже давно пристрастились к сигаретам. Подросток решается на воровство, из-за навязчивых уговоров друзей раздобыть легкие деньги. Работник обманывает начальство, после долгих уговоров своего коллеги.

Так же проявляется положительное влияние среды на развитие личности. Видя перед собой примеры успешных, счастливых и уважаемых людей ребенок стремится им подражать, копировать их поведение. Поэтому, в школе большое время отводиться изучению биографий народных героев, патриотов, выдающихся личностей. Хороший пример становится вдохновением к труду, творческой деятельности, проявлению активности в обществе.

Разные структуры общества обладают различной степенью влияния на личность.

Родители и близкие родственники оказывают самое сильное воздействие, воспитывая ребенка с младенчества.

Вторыми по степени влияния являются школьные учителя.

За ними следуют друзья, знакомые, коллеги.

Не малую роль играют СМИ (средства массовой информации: интернет, телевидение, печатные издания).

Кроме того, на личность воздействует социально-культурная среда, характерная для государства, местности в которой она проживает. Так в России, США, Индии, Израиле - условия для становления личности существенно отличаются. Благодаря этому, отдельным народам, населению разных стран присущи свои отличительные черты характера, индивидуальные особенности.

2.2.Воздействие личности на общество

Роль личности в развитии общества тоже высока. Рассмотрим на пример, как личность влияет на общество:

А. В. Суворов - известный российский полководец, пользовался большим уважением среди солдат. Ему удалось выиграть множество битв, в которых армия противника в несколько раз превосходила русскую. Суворова солдаты настолько любили и уважали, что шли без страха в любой бой, под его руководством. Так, благодаря личным качествам военного деятеля, Россией были одержаны победы во многих войнах.

Известный изобретатель Генри Форд создал конвейерное производство автомобилей, благодаря которому машина стала доступным средством передвижения для многих жителей Америки.

Николай Коперник первым отверг идею о неподвижности Земли, предположив, что она вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси. Его труды привели, впоследствии, к множеству разных открытий.

Человек прежде всего личность, наделенная разумом. И размышляя чем же мы отличаемся от животных, ведь у них тоже есть мозг, своеобразная речь? Возможно, как описывает в своей книге Бруно Беттельгейм – это нравственность.

1938 год — венский психиатр Бруно Беттельгейм был заключен в концлагерь. В течение двух лет он писал книгу в уме, где анализировал поведение людей в условиях концлагеря. В 1960 году его книга вышла в свет под названием «Просвещённое сердце», где автор определял, что цель концлагеря — ампутация личности в человеке, формирование идеального заключённого. Этой цели фашисты добивались фанатично. В массе случаев они добивались того, к чему стремились. Но… «идеальный заключённый», как правило, оказывался совершенно нежизнеспособным существом. После ампутации личности в нём разрушались такие качества, как индивидуальность и индивид, атрофировались способности, затухала память, притуплялся инстинкт самосохранения. «Идеальный заключённый» был голоден, но не испытывал голода, двигался машинально, безропотно, слабел и… умирал. Один из заключённых «старожилов» рассказал правила: заставляя себя, ешь каждый раз, спи или читай, если выпала свободная минута, непременно чисть зубы по утрам. Смысл правил — делать не предписанное, к чему начальство тебя не принуждает. В данном случае чистка зубов — поступок… Чтобы не вымереть, надо перестать бояться неминуемой насильственной смерти, самому выбрать то, за что тебя однажды казнят.10 Беттельгейм выявил: нравственность — не просто средство общественного регулирования индивидуального поведения, это средство персонального выживания самого индивида. Там, где нет свободно выбранных нравственных обязанностей, начинается общая деградация человека.

2.3. Воздействие общества на личность.

К обществу относится все окружение человека, это его семья друзья, одногруппники, даже информацию, которую он получает в процессе жизни, это тоже своего рода общество. Человек во многом зависит от общества, от его окружения зависит его образ мысли, образ жизни и физического здоровья. Помимо того, что общество влияет непосредственно на человека, так и на природу.

Поиск разумного баланса в отношениях человека и природы невозможен без уяснения соотношения, в котором сегодня реально находится природа и общество, а также веса каждой из этих составляющих. Все материальное производство, позволившее человеку выделиться из природы, базируется в своей основе на природной составляющей. Природа — это естественная основа жизнедеятельности человека и общества в целом. Вне природы человек не существует, и существовать не может.

Влияние на человека в большой мере оказывает социум. Оценка социума личности влияет на её развитие. Стоит отметить, что треть своей жизни человек обучается жить в самом сложном из существующих миров — в мире общественных отношений. В последнее время специалисты пришли к мнению, что человек учится этому сложному искусству всю свою жизнь. Таковы требования современного общества. Этот процесс получил название социализации.

Социализация начинается в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. В детстве закладывается фундамент социализации, и в то же время — это самый незащищенный ее этап, т.к. в этот период человек начинает впитывать в себя информацию, как губка, так же он пытается подражать взрослым, беря от них не только хорошие качества, но и плохие. А этот период взрослые могут навязывать свое мнение, и ребенок в этот момент беззащитен против требований старших, он будет вынужден подчиниться им, что может повлиять на дальнейшее развитие человека, как личности.

Ребенок, после рождения, проходит три фазы развития личности:

·адаптация (освоение простейших навыков, овладение языком);

·индивидуализация (противопоставление себя окружающим, выделение своего «Я»);

·интеграция (управление поведением, способность подчиняться взрослым, «управление» взрослыми).

Самое огромное влияние на личность человека является мнение родителей. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ничто не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

В дошкольном возрасте еще одной значимой с точки зрения развития личности социальной группой становится коллектив. Как правило, это коллектив детского сада. На развитие личности ребенка влияют его взаимоотношения не только со сверстниками, но и с воспитателями. В подростковом возрасте дети часто переживают кризис развития личности, который спровоцирован слишком быстрыми изменениями социально-психологической структуры группы, в которой они находятся. Для кризиса этого возраста характерен дух противоречия, стремление все сделать по-своему, приобретать собственный опыт удач и промахов.

К 18 годам, как правило, личность ребенка сформирована полностью. Кардинально изменить уже сложившуюся личность нельзя, можно лишь помочь ребенку корректировать его поведение. Поэтому так важно своевременно привить ребенку морально-этические ценности, обучить его нормам поведения и человеческих взаимоотношений тогда, когда личность ребенка еще развивается.

Одновременно наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни. Подростки и юноши более восприимчивы к негативным оценкам окружающих, особенно если это касается одежды, внешнего вида, манер поведения, круга знакомств, т. е. всего того, что составляет социальную среду и социальную символику «Я». В этом возрасте подросток хочет самоутвердиться в обществе, он хочет показать свою независимость и самостоятельность.

На человека может также влиять и СМИ. Данный прием воздействия общества на человека используется в информационной войне, в рекламе, на телевидении. И в данном случае одному человеку сложно противостоять обществу – это практически невозможно.

3.Вывод

Я уверена, для полноценного развития личности человеку необходимо общение с другими людьми. В противном случае социальные нормы и ценностные ориентации, установленные в обществе, не будут восприняты или воспримутся искаженно. В демократическом обществе индивидуальные права священны. Группа позволяет человеку выстроить верную самооценку, ведь только с помощью взгляда со стороны можно правильно воспринять и оценить себя. Влияние людей не заканчивается на оценке личности, с ее помощью можно изменить себя — убрать негативные качества, развить позитивные. Социум реагирует на изменение личности, и человек может с помощью обратной связи получать информацию о правильности направления своего развития.

Группа — это не однородная масса, в ней присутствуют люди различного уровня развития, обладающие различными знаниями, умениями, навыками. Общаясь с людьми, человек получает возможность общаться с теми, у кого он может учиться чему-либо. Общение с теми, кто более развит, заставляет подтянуться к более высокой планке, устанавливает более высокий стандарт, чем тот, что есть у одиночки, и человек в группе стремится к лучшему — ведь он знает, что лучшее существует, одиночка же об этом и не подозревает. Воспитание человека может быть осуществлено только группой людей. Только прямое нахождение в обществе, личные контакты и достижение открытости с другими людьми дают человеку возможность воспринимать чужой и передавать свой жизненный опыт. Это и элементарные навыки (например — перед едой нужно мыть руки), и использование речи, и нравственные ценности, и даже способность к различным видам деятельности. Разнообразие обществ, в которых участвует человек за свою жизнь, дает разнообразие возможностей и направлений в развитии. Более того, другие члены обществ являются не только примером для подражания или источником обучения, но и стимулом для дальнейшего развития, ликвидации комплексов детства и полноценного формирования убеждений. Ценность некоторых групп состоит именно в том, что они дают необходимые положительные эмоции, положительную обратную связь, которая стимулирует дальнейшее развитие человека в выбранном направлении. Давно замечено, что общество оказывает существенное влияние на поведение отдельного человека. Часть изменений, порождаемых влиянием общества, исчезает, как только человек выходит из сферы воздействия, другие продолжают существовать, оставляя заметный след в личности и при определенных условиях, превращаясь в личностные черты.

Каждая из групп вносит свой вклад в психологию и поведение личности, и этот вклад отнюдь не является однозначно положительным или отрицательным. Он различен, и об этом в первую очередь свидетельствует наличие у людей множества достоинств и недостатков, большую часть которых они приобрели, находясь в группах. Лишь постоянное общение индивида с более развитыми, чем он сам, личностями, обладающими ценными знаниями, умениями и навыками, обеспечивает ему возможность приобщения к соответствующим духовным ценностям. Почти у каждого человека есть чему научиться у других людей, и практически в каждой группе он встречает таких людей. Если бы человеческий ребенок родился и вырос не в обществе, среди других людей, а в изоляции от них, он никогда психологически и поведенчески не превратился бы в человека. Об этом свидетельствуют многие описанные в научной и популярной литературе факты, когда в силу трагически сложившихся жизненных обстоятельств человеческие дети оказывались с малолетнего возраста лишенными возможности общаться с развитыми, культурными людьми, жили в физической или психологической изоляции от них, в сообществах животных. Почти во всех этих случаях были отмечены серьезные задержки, как в психологическом, так и в поведенческом развитии детей. Кроме этого общество помогает накопить человеку его жизненный опыт.

Замечено, что, чем больше жизненный опыт человека, тем правильнее он воспринимает и понимает людей. Правда, речь идет не о количественном выражении жизненного опыта, не просто о возрасте человека, а о том, как часто данному человеку приходилось общаться с разными людьми, по разным поводам в различных жизненных ситуациях. Есть люди, которые в силу своих способностей, вследствие накопленного жизненного опыта, по причине своей профессии лучше других знают и понимают людей. Это характерно для тех людей, которые умеют сопереживать, сочувствовать людям, ставить себя в их положение, принимать людей такими, какие они есть, понимать мотивы их поведения. Это люди, которым в силу складывающихся жизненных обстоятельств часто приходится не только общаться с людьми, но оказывать на них влияние, убеждать, привлекать на свою сторону, побуждать к определенным поступкам.

Есть такие виды профессиональной деятельности, которые предполагают не только постоянное и активное общение человека с разными людьми, но развитое восприятие и правильную личностную оценку. Это, например, врачи, учителя, психологи, политики, актеры, режиссеры и другие.

В общении с человеком может сложиться ситуация, в которой он лучше всего проявит себя. Это позволит наблюдающим за ним людям точнее и правильнее воспринять, и понять его. Можно сознательно создавать такие ситуации, в которых человек сам будет разносторонне себя проявлять, и внимательно наблюдать за его реакциями именно в этих ситуациях. Такие ситуации можно, например, создать непосредственно в процессе общения с человеком, обратившись к нему с какими-либо заранее обдуманными словами или предприняв в отношении его сознательное, целенаправленное действие, рассчитанное на определенную реакцию с его стороны.

Отношения между людьми, складывающиеся в обществе, приучают человека выполнять существующие социальные нормы, они несут в себе ценностные ориентиры, которые усваиваются личностью; общество является тем местом, где человек отрабатывает свои коммуникативные умения и навыки; через общество человек получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя, сохранять и укреплять все положительное в своей личности, избавляться от отрицательного и недостатков.

Помимо положительного воздействия общество может оказать и отрицательное влияние на человека. Такое случается, например, тогда, когда цели достигаются за счет ущемления интересов отдельных ее членов в ущерб интересов всего общества.

Другим возможным отрицательным следствием группового влияния может быть то воздействие, которое оказывается обычно на одаренные творческие личности. Известный ученый В.М. Бехтерев, проведя ряд индивидуальных и групповых экспериментов, в которых сравнивались показатели творческой работы группы и индивида, выяснил, что в творчестве группа может уступать особо одаренным личностям. Их оригинальные идеи отвергались большинством потому, что были непонятны, и такие личности, находясь под сильным психологическим давлением большинства, сдерживаются, подавляются в своем развитии. История России XX в. знала множество примеров, когда выдающиеся композиторы, художники, ученые, писатели исключались из профессиональных союзов и даже преследовались. Так же из-за определенного окружения человек может приобретать множество вредных привычек. Например, под давление людей он может начать курить, он может изменить себя и свой характер в отрицательном направлении.

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что общество очень сильно влияет на человека. Оно влияет на нас как положительно, так и отрицательно. Итак, можно сделать вывод, что человек всегда будет зависеть и изменяться для общества. Потому что за общество можно принять как небольшую группу друзей человека, так семью, а т.к. человек почти все время проводит с ними, он зависит от их мнения и решений. Человек задумывается, что о нем говорят люди, каждый день он выслушивает мнения людей и прислушивается к ним, поступает так, как ему сказали. И можно с некоторыми оговорками принять тот факт, что человек как личность есть продукт, результат многочисленных групповых влияний общества.

В век компьютерных технологий. Кто-то может сказать, что человек отдаляется от личностного присутствия в обществе, замыкается и становится участником виртуальной реальности. Однако, такое взаимодействие неизбежно, так как любая сфера общества стремится к компьютеризации. И такому – виртуальному взаимодействию человека с обществом нужно учиться, нужно учиться определять ложную информацию от истинной. Нужно учиться продвигать свои идеи и находить свою, комфортную аудиторию.

4.Практическая часть

Люди скорее изобрели, нежели унаследовали общество. Изобретение имеет непреднамеренный, незапланированный характер. Живя вместе, люди изобрели систему взаимосвязей для практических и экспрессивных целей. В каких-то отношениях она оказалась аналогичной унаследованным социальным структурам, которые обнаруживаются в сообществах животных. Однако биологические основы жизни — это, скорее, источник проблем, для которых изобретаются социальные решения, а не источник решений проблем, поставленных социальной природой человеческих сообществ.

Проведем социологический опрос.

Вопрос: Влияет ли отдельный человек на общество?

Опрашиваемые: молодое поколение; зрелое поколение.

Результат: молодое поколение убеждено, что отдельный человек влияет на общество, зрелое поколение в большинстве опрошенных имеет то же мнение.

Вывод: каждый отдельный человек является составляющей общества, исходя из этого, человек влияет на общество.

Нужно понимать, что общество – это «организм» формирование которого начиналось еще с первобытного человека. Как показывает история развития человека, мы существа разумные не может существовать вне племени, общины, общества. В свою очередь, общество – это система, наделенная устоями, традициями, правилами, и наконец законами. Каждый человек с рождения учиться жить по правилам его окружения. И лишь, взрослея он начинает проявлять свои личностные качества, начинает влиять на общество внося вклад, например, как ученый, деятель искусства или педагог. Человек и общество единое целое, это продукт эволюции человечества.

5. Список литературы

1. Андреева И. Л «Социальная психология» М., 1994 г.

2. Бодалев А.А. «Личность и общение: Избранные психологические труды. 2-е изд., перераб. М., 1996

3. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. - СПб.,1996

4. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. - СПб.,1996

5. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда: Метод социоло­гии.-М..1991

6. История социологии: Учеб. пос. (Под общ. ред. А.Н.Елсукова и др..-Мн.:Высш.шк.,1997

7. Монсон П. Современная западная социология. - СПб,1992

8. Социология. Учеб.пос. (Под ред.Э.В.Тадевосяна.-М.:3нание, 1995

9. Теория общества. Сборник ( Пер. с нем, англ.) Вступ. ст. сост. И общ. Ред. А.Ф. Филиппова. – М.: “КАНОН-пресс-Ц”, “Кучково поле”, 1999

10. https://100urokov.ru/predmety/chelovek-lichnost#4

Просмотров работы: 10977