Социальные функции среднего профессионального образования в условиях трансформации образовательной системы (на примере Мурманской области)

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Социальные функции среднего профессионального образования в условиях трансформации образовательной системы (на примере Мурманской области)

Белевских А.С. 1
1МБОУ гимназия №9
Шамарухина М.Н. 1
1МБОУ гимназия №9
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Среднее профессиональное образование (СПО) является органической частью социально-экономической региональной системы. Действительно, в последнее десятилетие завершился процесс передачи СПО на региональный уровень, что определяет не только формальную подчиненность и логику финансовых потоков, но, прежде всего, влияние и формирование системы в соответствии с региональными потребностями. С одной стороны, СПО призвано ответить на региональный запрос со стороны рынка труда в виде специалистов соответствующего квалификационно-профессионального уровня. С другой стороны, в условиях трансформации системы общего образования изменяется набор задач, которые выполняют региональные учреждения среднего профессионального образования. Это реализация не только экономической функции, но и продолжение социализации подростка, возможности завершения полного образовательного уровня, обеспечения доступности высшего образования, а, возможно, и закрепления молодежи в регионе. Все выше перечисленное определяет актуальность, научную новизну проведенного исследования и его прикладную значимость.

Цель исследования – определить роль среднего профессионального образования в региональной системе в современных условиях трансформации образования.

Задачи исследования:

1. изучить литературу по тематике исследования;

2. проанализировать статистическую информацию по ситуации в уровне среднего профессионального образования в Мурманской области;

3. провести социологическое исследование на предмет оценки причин поступления и роли среднего профессионального образования в Мурманской области.

Объектом исследования выступает региональная система среднего профессионального образования.

Предмет исследования - социально-экономические условия, определяющие региональную систему среднего профессионального образования в Мурманской области.

Рабочее предположение: среднее профессиональное образование выполняет не только экономическую функцию как подготовка профессиональной рабочей силы для экономики региона, но и реализует важные социальные функции в условиях трансформации образовательной системы.

Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, анкетирование, интервью, контент-анализ, методы статистической обработки данных.

ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Согласно статье 68 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ «среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования» [8]. В последние годы система среднего профессионального образования претерпела крупномасштабные изменения в организационном и экономическом аспектах. Определяющим, по нашему мнению, выступает факт передачи организаций СПО с федерального на региональный уровень [3]. Это означает возможности активного влияния региона на систему профессиональной подготовки кадров на уровне начального и среднего образования на территории, для территории и в интересах территории. Так, М.В. Ковтун, Губернатор Мурманской области в 2017 году заявила, что в Мурманской области «создана современная, стабильная, привлекательная для абитуриентов, ориентированная на экономику региона система профессионального образования … В рамках приоритетного проекта «Рабочие кадры для передовых технологий» в области сегодня внедряются новые современные образовательные программы среднего профобразования - так называемые программы Топ-50. В 2017/2018 учебном году по 12 таким программам в областные колледжи поступили на обучение более 800 человек.» [12].

Таким образом, система среднего профессионального образования становится частью региональной, прежде всего, экономической подсистемы, определяется параметрами экономики и территориальными потребностями в кадрах квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена [14]. Уже отмечалось Е. А. Найманом, что «регион рассматривается как среда, сохраняющая общую базу знаний, контролирующая обмен идеями, организующая процесс коллективного обучения в сетях и развивающая социальный капитал. Конкурентоспособность региона складывается из повышения квалификационного уровня региональных субъектов, комбинаций знаний, не воспроизводимого конкурентами» [9].

Перечень организаций СПО, находящихся в ведении Министерства образования и науки Мурманской области, представлен в приложении 1 [10]. В этот перечень вошли государственные учреждения СПО, предоставляющие бюджетные места для абитуриентов. Данные таблицы демонстрируют, что охвачены крупные муниципальные образования Мурманской области. Таким образом, география среднего профессионального образования в регионе широка. На территории Мурманской области действуют и негосударственные организации, реализующие программы профессионального образования в среднем образовательном уровне, на платной основе. Это «Мурманский кооперативный техникум», который имеет широкую географию деятельности в пределах региона (при этом важно отметить, что даже в тех муниципальных образованиях, где нет присутствия государственных учреждений СПО, например, г. Снежногорск, г. Ревда) и «Колледж Мурманская академия экономики и управления», г. Мурманск.

В 2017/2018 учебном году в системе среднего профессионального образования на обучение по 34 профессиям и 51 специальности среднего профессионального образования за счет средств областного бюджета смогли поступить около 3,5 тысячи абитуриентов. Это те направления, по которым имеется наибольшая потребность экономики региона. Более 60 % мест относятся к программам технического или естественнонаучного профилей, более 12 % - к медицинскому профилю, около 11 % - педагогическому профилю [10].

Мурманская область участвует в реализации федерального приоритетного проекта «Рабочие кадры для передовых технологий», в частности, речь идет о реализации новых образовательных программ среднего профессионального образования, соответствующих лучшим современным стандартам и передовым технологиям. В 2017/2018 учебном году в 11 областных колледжах осуществлен прием на обучение по 12 новым образовательным программам, разработанным в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами (Информационные системы и программирование, Сетевое и системное администрирование, Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей, Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей, Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки), Мастер отделочных строительных и декоративных работ, Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства, Мастер столярно-плотничных, паркетных и стекольных работ, Токарь на станках с числовым программным управлением, Технология парикмахерского искусства, Повар, кондитер, Технология эстетических услуг).

Значительная часть перечня профессий и специальностей доступна для лиц с ограниченными возможностями, инвалидов. Они могут обучаться как совместно со студентами, которые не имеют ограничений по здоровью, так и по индивидуальной программе. Обучение осуществляется и по адаптированным программам, если это необходимо. Во время обучения осуществляется сопровождение обучающегося квалифицированными специалистами.

В приложении 2 отражены прогнозные контрольные цифры приема (КЦП) по укрупненным группам специальностей (УГС) в государственные образовательные организации СПО Мурманской области на 2020/2021 учебный год, находящиеся в ведении регионального Министерства науки и образования Мурманской области. Здесь важно обратить внимание на необходимость взаимосвязи потребностей регионального рынка труда, экономики образовательной организации, мотивации молодых людей в формировании КЦП в системе среднего профессионального образования. С одной стороны, КЦП должны четко отражать потребности региона в работниках со средним профессиональным образованием и прошедших профессиональное обучение. Это определяются необходимостью обеспечения эффективности государственного финансирования системы образования и удовлетворение региональных потребностей рынка труда. Но, в тоже самое время, формирование учебных групп определяется параметром наполняемости группы и региональными условиями получения полного общего образования (наличие 10 классов). Кроме того, не все учащиеся потенциально окажутся на региональном рынке труда – кто-то не останется в профессии, кто-то продолжит обучение в организациях высшего профессионального образования, кто-то покинет регион. В результате КЦП в системе среднего профессионального образования явно завышены.

ПОТРЕБНОСТИ РЫНКА ТРУДА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ В РАБОТНИКАХ СО СРЕДНИМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ

В условиях рыночной экономики подготовка кадров в целом и среднего профессионального образования в частности должна быть ор­ганичной частью этой экономики [15].

Таблица 1. Анализ структуры прогнозной среднегодовой численности занятых в разрезе по всем уровням образования в 2019-2023 годах

Вид экономической деятельности

Уровень образования

2019

2023

Абсолютное изменение, чел.

Относительное изменение, %

Прогноз занятых, всего

ВПО

117905

114314

-3591

-3,05%

СПО+профобучение обучение (ПО)

177773

174521

-3252

-1,83%

Не требуют образования

74922

70693

-4229

-5,64%

Данные таблицы показывают, что снижение в разных группах по уровням образования явно не пропорционально, и в группе занятых со средним профессиональным образованием и прошедшим профессиональное обучение показатель самый низкий. И несмотря на сокращение потребности в определенных работниках в региональной экономике, продолжается обучение по программам обучения. Не является ли это источником потенциальной безработицы в регионе?

Здесь важно отметить, что, оставаясь элементом сферы образования, система среднего профессионального образования является и частью социальной сферы. По мнению Громыко Ю.В., среди многочисленных споров по поводу российского образования существует важнейший момент, а именно образование – это частное или общественное благо? «Одни утверждают, что образование - это индивидуальное дело самодостаточных самостоятельных людей, а другие говорят о том, что образование – это общенациональная инфраструктура антропологического развития» [6].

В 2017 году мы проводили опрос на предмет профессиональных представлений школьников и их родителей. Социологическое исследование проводилось на базе образовательных организаций г. Мурманска (МБОУ Гимназия №9 и МБОУ СОШ №45). Всего в опросе приняли участие 138 человек, из них 85 учеников и 53 - это родители. Опрос проводился методом анкетирования, с вопросами открытого и закрытого типа. Ответы на вопрос о выборе уровня образования представлены в таблицах 2 и 3.

Таблица 2. Намерения родителей в отношении уровня профессионального образования ребенка

Ребенок продолжит обучение в учреждениях среднего профессионального образования (колледж)

Ребенок продолжит обучение в учреждениях высшего профессионального образования (университет, институт, академия)

Ребенок не будет продолжать обучение, пойдёт в армию

9

41

3

Таблица 3. Намерения школьников в отношении уровня образования

Продолжу обучение в учреждениях среднего профессионального образования (колледж)

Продолжу обучение в учреждениях высшего профессионального образования (университет, институт, академия)

Не буду продолжать обучение, пойду в армию

14

68

2

Из данных таблицы видно, что школьники и их родители в большей степени ориентированы на получение высшего профессионального образования. При этом учащиеся 11 класса Гимназии вообще не рассматривают перспективность среднего профессионального образования.

Мы обратились к статистике выпуска 9 и 11 классов Гимназии№9 по годам, где школьники вообще исключали для себя возможность поступления в учреждения СПО (таблица 4, 5).

Таблица 4. Распределение выпускников 9 классов Гимназии №9

Выпускной год

Количество, всего чел.

Из них

СПО, %

10 класс

Не продолжили обучение, %

Ушли в другое учреждение общего образования, %

Остались в гимназии, %

2017

76

19

26

55

0

2018

88

27

17

56

0

2019

109

15

40

45

0

Таблица 5. Распределение выпускников 11 классов Гимназии №9

Выпускной год

Количество, всего чел.

Из них

СПО, %

ВПО, %

Не продолжили обучение, %

Другое (образовательные организации других стран)

2018

54

5

87

5

3

2019

40

2,5

97,5

0

0

Из данных таблицы видно, что в реальности выпускники Гимназии реализуют поступление в учреждения СПО ка после 9, так и после 11 класса.

В развитие этой проблемы мы провели интервьюирование экспертов на предмет роли СПО в регионе, результаты которого представлены в приложении 3. Все специалисты отмечают, что СПО выполняет не только экономическую функцию, но социальную. Да, эксперты подчеркивают взаимосвязь СПО и регионального рынка труда и региональной экономики, но подчеркивают потенциальное бегство от ЕГЭ и неудачи в итоговой аттестации, возможности получения профессии и финансовой самостоятельности подростка, перспективы получения высшего образования без сдачи ЕГЭ в качестве причин поступления в эти учреждения.

ПЕРСПЕКТИВЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Итак, уже сделан вывод о том, что система среднего профессионального образования, с одной стороны, выступает элементом экономической составляющей региональной социально-экономической системы. СПО должно обеспечить потребности региона в кадрах.

По нашему мнению, система среднего профессионального образования выполняет в регионе глобальную социальную функцию. В последнее время в Мурманской области произошло резкое сокращение школ, где есть 10 и 11 классы, да и количество самих классов в этом звене сократилось, несмотря на рост числа выпускников 9-х классов (Приложение 4). В результате, конкуренция на поступление в 11-е классы резко возрастает, что сокращает шансы для многих подростков на получение полного общего образования. В этих условиях система СПО не только реализует экономическую функцию образования – формирование профессионального состава населения региона и страны, но и продолжает социализацию подростка 16-ти лет.

В приложении 5 представлены статистические данные, которые демонстрируют динамику приема и выпускников учреждений СПО Мурманской области по годам. Данные таблицы показывают, что в рамках Мурманской области растет прием студентов на обучение в организации по программам подготовки специалистов среднего звена, а также выпуск в этой группе. Это связано не только и не сколько с востребованностью специалистов среднего звена на рынке труда, а, скорее, практической необходимостью продолжения обучения. В результате, система среднего профессионального образования в регионе сдерживает маргинализацию общества, продолжает активную социализацию подростка и дает возможность молодому гражданину, который не остался в системе общего образования по объективным причинам сокращения, шанс на получение высшего профессионального образования. Сохранение возможности поступления в высшие образовательные учреждения на условиях внутренних испытаний в реальности показывает единство и преемственность образовательной системы в стране и регионе.

Кроме того, мы хотим предположить, что система среднего профессионального образования способна сдержать миграционные настроения молодежи в арктическом регионе по следующим причинам: регионализация профессионального обучения в соответствии со спецификой регионального рынка труда и сложности трудоустройства по региональной специальности в другом регионе, продолженный период обучения и возможности поступления в региональные ВУЗы по внутренним экзаменам, сложности принятия решения по сравнению с потенциальным студентом ВУЗа, который может проживать в общежитии и имеет потенциальную занятость в виде учебы на очном отделении.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно сделать вывод, сто система среднего профессионального образования выступает важным системообразующим элементом социально-экономической региональной системы. СПО в современном обществе выполняет не только экономическую функцию, обеспечивая экономику профессиональными кадрами, но является важным элементом системы общественных отношений. Возможно даже, принимая на себя нетипичные функции, - социализации и системообразующего начала в системе профессионального образования России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Агранович М.Л. Последствия передачи финансирования профессионального образова­ния с федерального на региональный уровень (на примере начального профессиональ­ного образования) // Вопросы образования. - 2005. - № 2. - С. 112–128.

Белевских Т.В., Иванова М.В. Освоение арктических территорий: геополитика или геоэкономика? - Север и рынок: Формирование экономического порядка. - №3 (54) 2017. - Апатиты: Издательство КНЦ РАН, 2017. - С. 144-153.

Белевских Т.В., Желнина З.Ю. Экономика образования: учебное пособие. - Мурманск: МАГУ, 2018. – 93 с.

Волошина Л. В., Харина Н. В. Особенности региональной образовательной системы и ее устойчивость [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru

Гринько В.С. Начальное профессиональное образование Российской Федерации. Стат. сборник. — М.: НОУ ИСОМ, 2003. -С. 47–49.

Громыко Ю.В. Как нам и зачем развивать образование? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pandia.ru/text/80/017/50151.php

Жизненные стратегии молодежи в условиях Кольского Севера (по материалам социологического исследования): Монография / Е.Н. Шарова, Е.В. Недосека, Т.В. Ануфриева . – Мурманск: Баренц-Пресс, 2015. – 157 с.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: consultant.com

Найман Е. А. Институт высшего образования в системе обмена знаниями в регионе // Общество знания: философия, управление, образование: материалы III Сибирского филос. семин. Всерос. науч. конф. с междунар. участием. - Томск: Изд-во ТГУ, 2013. - С. 180–183.

Официальный сайт Министерства образования и науки Мурманской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minobr.gov-murman.ru/about/departments.php

Севек В. К., Чульдум А. Э. К вопросу о понятиях «регион» и «региональная социально-экономическая система» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/ponyatiya-region-i-regionalnaya-sotsialno-ekonomicheskaya-sistema

Среднее профессиональное образование в Мурманской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://helion-ltd.ru/news/23370-srednee-professionalnoe-obrazovanie-v-murmanskoy-oblasti/

Федеральный закон № 95-ФЗ от 4 июля 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представи­тельных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Фе­дерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/186093/

Цыренов Д.Д. Совершенствование системы среднего профессионального образования в условиях регионализации: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика), Улан-Удэ, 2012 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://esstu.ru/library/free/Avtoreferat/Цыренов_Д_Д.pdf

Эволюция финансирования системы спо: на пути к частно-государственному партнерству[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ioe.hse.ru/data/2017/12/08/1161385872/САО_8(16)_Электронный.pdf

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Профессиональные образовательные организации, находящиеся в ведении Министерства образования и науки Мурманской области

 

Наименование организации

Местоположение

 

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области "Апатитский политехнический колледж имени Голованова Георгия Александровича" (ГАПОУ МО «АПК им. Голованова Г.А.»)

г.Апатиты

 

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области "Кандалакшский индустриальный колледж" (ГАПОУ МО "КИК")

г.Кандалакша

 

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области "Кольский транспортный колледж" (ГАПОУ МО "КТК")

г.Кола

 

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области "Полярнозоринский энергетический колледж" (ГАПОУ МО "ПЭК")

г.Полярные Зори

 

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области "Мурманский педагогический колледж" (ГАПОУ МО "МПК")

г.Мурманск

 

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области "Мурманский технологический колледж сервиса" (ГАПОУ МО "МТКС")

г.Мурманск

 

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области "Ковдорский политехнический колледж" (ГАПОУ МО "КПК")

г.Ковдор

 

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области "Мурманский индустриальный колледж" (ГАПОУ МО "МИК")

г.Мурманск

 

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области «Мурманский колледж экономики и информационных технологий» (ГАПОУ МО "МКЭИТ)"

г.Мурманск

 

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области "Оленегорский горнопромышленный колледж" (ГАПОУ МО "ОГПК")

г.Оленегорск

 

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области "Мурманский строительный колледж имени Н.Е. Момота" (ГАПОУ МО "МСК")

г.Мурманск

 

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области "Мончегорский политехнический колледж" (ГАПОУ МО "МонПК")

г.Мончегорск

 

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области «Северный колледж физической культуры и спорта» (ГАПОУ МО "СКФКиС")

г.Мончегорск

 

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области "Печенгский политехнический техникум" (ГАПОУ МО "ППТ")

Печенгский район, 

п.Никель

 

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области «Мурманский медицинский колледж» (ГАПОУ МО «ММК»)

г.Мурманск

 

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области "Кольский медицинский колледж" (ГАПОУ МО "КМК")

 г.Апатиты

Приложение 2

Проект КЦП СПО на 2020/2021 учебный год В Мурманской области

Уровень/вид

УГС

КЦП

 

ППКРС

Техника и технологии строительства

126

 

ППКРС

Электро- и теплоэнергетика

100

 

ППКРС

Машиностроение

190

 

ППКРС

Промышленная экология и биотехнологии

25

 

ППКРС

Техника и технологии наземного транспорта

250

 

ППКРС

Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта

50

 

ППКРС

Сельское, лесное и рыбное хозяйство

30

 

ППКРС

Экономика и управление

65

 

ППКРС

Сервис и туризм

150

 

ППКРС

Изобразительное и прикладные виды искусств

15

 

ППССЗ

Техника и технологии строительства

100

 

ППССЗ

Информатика и вычислительная техника

100

 

ППССЗ

Информационная безопасность

25

 

ППССЗ

Электро- и теплоэнергетика

150

 

ППССЗ

Машиностроение

100

 

ППССЗ

Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия

65

 

ППССЗ

Технологии материалов

100

 

ППССЗ

Техника и технологии наземного транспорта

200

 

ППССЗ

Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта

50

 

ППССЗ

Управление в технических системах

50

 

ППССЗ

Технологии легкой промышленности

15

 

ППССЗ

Клиническая медицина

100

 

ППССЗ

Фармация

25

 

ППССЗ

Сестринское дело

250

 

ППССЗ

Экономика и управление

215

 

ППССЗ

Юриспруденция

45

 

ППССЗ

Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело

20

 

ППССЗ

Сервис и туризм

455

 

ППССЗ

Образование и педагогические науки

220

 

ППССЗ

Физическая культура и спорт

100

 

ППССЗ

Музыкальное искусство

52

 

ППССЗ

Изобразительное и прикладные виды искусств

28

ИТОГО

3 466

где:

ППКРС - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

ППСЗ - программы подготовки специалистов среднего звена

Приложение 3

Результаты интервьюирования экспертов

Интервью 1.

Эксперт: Желнина Зоя Юрьевна, к.фил.н., ответственная за учебную работу, ФГБОУ ВО «МАГУ»

Место проведения: МАГУ, Егорова 16, каб. 205

Время проведения 19.09.19 г., 12.30 – 12.45

Как вы думаете, кто поступает в организации среднего профессионального образования?

«Колледжи являются учебными заведениями, которые концентрируют ребят, которые не могут, видимо, в будущем поступить сразу же из школы в высшее учебное заведение, и также большое влияние оказывают родители, которые хотят, чтобы их дети получили специальность быстро адаптируемую к рынку труда»

Какие причины поступления?

«Причины поступления. Скорее всего, это социальный пакет, который предоставляют колледжи. Это возможность детей оставить под присмотром профессиональных специалистов, которые работают именно с этим контингентом. А также то, что здесь даются адаптированные курсы профессиональной подготовки»

Что значит для региона среднее профессиональное образование?

«Для региона, в первую очередь, это бренд рабочих специальностей. Во-вторых, это связи с работодателями напрямую. И в-третьих, это, конечно же, апробация инженерно-технических решений, которые сейчас очень актуальны»

Интервью 2.

Эксперт: Козлова Наталия Владимировна, директор колледжа МАГУ, ФГБОУ ВО «МАГУ»

Место проведения: МАГУ, Егорова 16, 105

Время проведения: 20.09.19 г., 12.30 – 12.45

Как вы думаете, кто поступает в организации среднего профессионального образования?

«В основном, это выпускники 9ых классов, которые уже нацелены на выбор профессии, и, может быть, бояться идти в 10 класс, потому что не правиться с ЕГЭ»

Какие причины поступления?

«Одна из причин - это то, что они не идут в 10-11 класс из-за ЕГЭ, но также это возможность раньше, чем их сверстники, иметь возможность идти работать, проще стать самостоятельными и независимыми людьми. Потом в дальнейшем у них будет выбор: идти продолжать обучение заочно в высшее учебное заведение или нет. Но главное, это стать самостоятельными

Что значит для региона среднее профессиональное образование?

«Не только для нашего региона, но и по стране в целом, идёт перебор специалистов с высшим профессиональным образованием, т.е. нужны со средним профессиональным образованием, специалисты среднего звена, более рабочие профессии. Не могу сказать, что наш колледж дает рабочие профессии, он имеет юридическое, экономическое и другие направленности, но все же.

Интервью 3.

Эксперт: Пиксендеева Виктория Геннадьевна, к.ф.наук, отвественный секретарь приемной комиссии МАГУ ФГБОУ ВО «МАГУ»

Место проведения: МАГУ, Егорова 16, Приемная комиссия

Время проведения 20.09.19 г., 14.00 – 14.15

Как вы думаете, кто поступает в организации среднего профессионального образования?

«В колледж поступают выпускники 9 классов, однако есть колледжи, которые реализуют программы для выпускников 11ых классов. Но, к сожалению, их история со сдачей ЕГЭ не очень успешная, потому что какой-то экзамен они провалили или они не набрали достаточное количество баллов, т.к. многие университеты значительно повышают минимальные пороги, поэтому в группы, в которых обучаются ребята в колледже после 11 класса существуют и достаточно многочисленны и эта тенденция есть в том числе и в нашем университете»

Какие причины поступления?

«Их несколько, они связаны с вызовами современного общества, когда ребята хотят пораньше социализироваться, пораньше получить профессию, начать свою самостоятельную творческую карьеру, и пораньше, естественно, стать самостоятельными, потому финансовая ситуация. Другой аспект связан с риском не сдачи ЕГЭ, не секрет, что сейчас достаточно серьёзно построена программа сдачи ЕГЭ в 10-11 классе, поэтому для многих ЕГЭ - это риск провала всей образовательной траектории. Это вызов, с которыми они не могут справиться и некая реакция, что школа находится в определённых условиях, отбирая в 10-11 классы лучших ребят по определённому рейтингу, и ребята также бояться, что их не примут или они оказываются за бортом и они вынуждены тогда идти в колледж»

Что значит для региона среднее профессиональное образование?

«Для региона это огромное серьёзный профессиональных кластер, причём по разным направлениям. Это прежде, всего рабочие специальности, рабочие кадры, которые очень необходимы в любом развитом экономическом обществе. Это люди, которые овладевают профессиональными навыками, которые работают в первичном звене в любой отрасли экономики, начиная от медицины до высокотехнологичного производства, которые овладевают очень узкими специальностями, которые в любом обществе будут очень востребованными»

Приложение 4

Сведения по общеобразовательным организациям по муниципальным районам и городским округам Мурманской области 1)

на начало учебного года

 

1995/1996

2010/2011

2013/2014

число общеобразовательных организаций, ед.

численность обучавшихся, получивших аттестат по окончании организаций2),человек

число общеобразовательных организаций, ед.

численность обучавшихся, получивших аттестат по окончании организаций2), человек

число общеобразовательных организаций, ед.

численность обучавшихся, получивших аттестат по окончании организаций2), человек

об основном общем образовании

о среднем общем образовании

об основном общем образовании

о среднем общем образовании

 

об основном общем образовании

о среднем общем образовании

Всего по области3)

273

15624

10037

202

7466

4407

179

6567

3642

Кольский

30

911

546

22

356

227

19

322

175

Кандалакшский

22

989

561

17

528

364

16

414

207

Ловозерский

8

217

112

6

132

76

4

122

60

Печенгский

16

732

472

14

343

132

10

322

155

Терский

10

141

129

3

84

39

3

41

29

Мурманск

69

5685

3999

61

2726

1566

57

2312

1323

Ковдорский район

11

496

311

6

125

138

4

191

123

Апатиты

15

1112

657

11

539

362

9

484

276

Кировск

14

574

360

8

326

165

6

259

130

Мончегорск

14

1055

407

10

441

273

10

440

213

Оленегорск

12

626

372

8

318

169

8

315

135

Полярные Зори

6

389

199

4

192

102

4

180

105

1)Дневные и вечерние государственные, муниципальные и частные общеобразовательные организации.

2)Соответственно в 1995, 2010, 2013 годах.

3)Включая данные по закрытым административно-территориальным образованиям, которые не публикуются в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2007 № 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (ст.4 п.1; ст.9 п.1), так как относятся к информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Согласно полученному ответу на запрос № 60/ОГ от 11.07.2019.

Приложение 5

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена (на начало учебного года)

 

2013/ 2014

2014/ 2015

2015/2016

2016/2017

Число организаций, ед.

26

25

24

27

Число филиалов организаций, ед.

10

9

8

9

Численность студентов в организациях, обучающихся по программам подготовки, человек

       

всего

16181

16081

15945

16399

квалифицированных рабочих, служащих

5092

4079

3571

2932

специалистов среднего звена

11089

12002

12374

13467

на 10 000 человек населения

210

210

209

217

квалифицированных рабочих, служащих

66

53

47

39

специалистов среднего звена

144

157

162

178

Приём студентов на обучение в организации по программам подготовки, человек

6375

6411

5783

5298

квалифицированных рабочих, служащих

2514

2367

1815

1238

специалистов среднего звена

3861

4044

3968

4060

Выпуск специалистов организациями, человек

       

всего

4993

4899

3942

3428

квалифицированных рабочих, служащих

2525

2748

1970

1012

специалистов среднего звена

2468

2151

1972

2416

на 10 000 человек населения

65

64

52

45

квалифицированных рабочих, служащих

33

36

26

13

специалистов среднего звена

32

28

26

32

на 10 000 человек занятого населения

119

120

100

89

квалифицированных рабочих, служащих

60

67

50

26

специалистов среднего звена

59

53

50

63

Просмотров работы: 9