ВВЕДЕНИЕ
Среднее профессиональное образование (СПО) является органической частью социально-экономической региональной системы. Действительно, в последнее десятилетие завершился процесс передачи СПО на региональный уровень, что определяет не только формальную подчиненность и логику финансовых потоков, но, прежде всего, влияние и формирование системы в соответствии с региональными потребностями. С одной стороны, СПО призвано ответить на региональный запрос со стороны рынка труда в виде специалистов соответствующего квалификационно-профессионального уровня. С другой стороны, в условиях трансформации системы общего образования изменяется набор задач, которые выполняют региональные учреждения среднего профессионального образования. Это реализация не только экономической функции, но и продолжение социализации подростка, возможности завершения полного образовательного уровня, обеспечения доступности высшего образования, а, возможно, и закрепления молодежи в регионе. Все выше перечисленное определяет актуальность, научную новизну проведенного исследования и его прикладную значимость.
Цель исследования – определить роль среднего профессионального образования в региональной системе в современных условиях трансформации образования.
Задачи исследования:
1. изучить литературу по тематике исследования;
2. проанализировать статистическую информацию по ситуации в уровне среднего профессионального образования в Мурманской области;
3. провести социологическое исследование на предмет оценки причин поступления и роли среднего профессионального образования в Мурманской области.
Объектом исследования выступает региональная система среднего профессионального образования.
Предмет исследования - социально-экономические условия, определяющие региональную систему среднего профессионального образования в Мурманской области.
Рабочее предположение: среднее профессиональное образование выполняет не только экономическую функцию как подготовка профессиональной рабочей силы для экономики региона, но и реализует важные социальные функции в условиях трансформации образовательной системы.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, анкетирование, интервью, контент-анализ, методы статистической обработки данных.
ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Согласно статье 68 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ «среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования» [8]. В последние годы система среднего профессионального образования претерпела крупномасштабные изменения в организационном и экономическом аспектах. Определяющим, по нашему мнению, выступает факт передачи организаций СПО с федерального на региональный уровень [3]. Это означает возможности активного влияния региона на систему профессиональной подготовки кадров на уровне начального и среднего образования на территории, для территории и в интересах территории. Так, М.В. Ковтун, Губернатор Мурманской области в 2017 году заявила, что в Мурманской области «создана современная, стабильная, привлекательная для абитуриентов, ориентированная на экономику региона система профессионального образования … В рамках приоритетного проекта «Рабочие кадры для передовых технологий» в области сегодня внедряются новые современные образовательные программы среднего профобразования - так называемые программы Топ-50. В 2017/2018 учебном году по 12 таким программам в областные колледжи поступили на обучение более 800 человек.» [12].
Таким образом, система среднего профессионального образования становится частью региональной, прежде всего, экономической подсистемы, определяется параметрами экономики и территориальными потребностями в кадрах квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена [14]. Уже отмечалось Е. А. Найманом, что «регион рассматривается как среда, сохраняющая общую базу знаний, контролирующая обмен идеями, организующая процесс коллективного обучения в сетях и развивающая социальный капитал. Конкурентоспособность региона складывается из повышения квалификационного уровня региональных субъектов, комбинаций знаний, не воспроизводимого конкурентами» [9].
Перечень организаций СПО, находящихся в ведении Министерства образования и науки Мурманской области, представлен в приложении 1 [10]. В этот перечень вошли государственные учреждения СПО, предоставляющие бюджетные места для абитуриентов. Данные таблицы демонстрируют, что охвачены крупные муниципальные образования Мурманской области. Таким образом, география среднего профессионального образования в регионе широка. На территории Мурманской области действуют и негосударственные организации, реализующие программы профессионального образования в среднем образовательном уровне, на платной основе. Это «Мурманский кооперативный техникум», который имеет широкую географию деятельности в пределах региона (при этом важно отметить, что даже в тех муниципальных образованиях, где нет присутствия государственных учреждений СПО, например, г. Снежногорск, г. Ревда) и «Колледж Мурманская академия экономики и управления», г. Мурманск.
В 2017/2018 учебном году в системе среднего профессионального образования на обучение по 34 профессиям и 51 специальности среднего профессионального образования за счет средств областного бюджета смогли поступить около 3,5 тысячи абитуриентов. Это те направления, по которым имеется наибольшая потребность экономики региона. Более 60 % мест относятся к программам технического или естественнонаучного профилей, более 12 % - к медицинскому профилю, около 11 % - педагогическому профилю [10].
Мурманская область участвует в реализации федерального приоритетного проекта «Рабочие кадры для передовых технологий», в частности, речь идет о реализации новых образовательных программ среднего профессионального образования, соответствующих лучшим современным стандартам и передовым технологиям. В 2017/2018 учебном году в 11 областных колледжах осуществлен прием на обучение по 12 новым образовательным программам, разработанным в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами (Информационные системы и программирование, Сетевое и системное администрирование, Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей, Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей, Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки), Мастер отделочных строительных и декоративных работ, Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства, Мастер столярно-плотничных, паркетных и стекольных работ, Токарь на станках с числовым программным управлением, Технология парикмахерского искусства, Повар, кондитер, Технология эстетических услуг).
Значительная часть перечня профессий и специальностей доступна для лиц с ограниченными возможностями, инвалидов. Они могут обучаться как совместно со студентами, которые не имеют ограничений по здоровью, так и по индивидуальной программе. Обучение осуществляется и по адаптированным программам, если это необходимо. Во время обучения осуществляется сопровождение обучающегося квалифицированными специалистами.
В приложении 2 отражены прогнозные контрольные цифры приема (КЦП) по укрупненным группам специальностей (УГС) в государственные образовательные организации СПО Мурманской области на 2020/2021 учебный год, находящиеся в ведении регионального Министерства науки и образования Мурманской области. Здесь важно обратить внимание на необходимость взаимосвязи потребностей регионального рынка труда, экономики образовательной организации, мотивации молодых людей в формировании КЦП в системе среднего профессионального образования. С одной стороны, КЦП должны четко отражать потребности региона в работниках со средним профессиональным образованием и прошедших профессиональное обучение. Это определяются необходимостью обеспечения эффективности государственного финансирования системы образования и удовлетворение региональных потребностей рынка труда. Но, в тоже самое время, формирование учебных групп определяется параметром наполняемости группы и региональными условиями получения полного общего образования (наличие 10 классов). Кроме того, не все учащиеся потенциально окажутся на региональном рынке труда – кто-то не останется в профессии, кто-то продолжит обучение в организациях высшего профессионального образования, кто-то покинет регион. В результате КЦП в системе среднего профессионального образования явно завышены.
ПОТРЕБНОСТИ РЫНКА ТРУДА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ В РАБОТНИКАХ СО СРЕДНИМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ
В условиях рыночной экономики подготовка кадров в целом и среднего профессионального образования в частности должна быть органичной частью этой экономики [15].
Таблица 1. Анализ структуры прогнозной среднегодовой численности занятых в разрезе по всем уровням образования в 2019-2023 годах
Вид экономической деятельности |
Уровень образования |
2019 |
2023 |
Абсолютное изменение, чел. |
Относительное изменение, % |
Прогноз занятых, всего |
ВПО |
117905 |
114314 |
-3591 |
-3,05% |
СПО+профобучение обучение (ПО) |
177773 |
174521 |
-3252 |
-1,83% |
|
Не требуют образования |
74922 |
70693 |
-4229 |
-5,64% |
Данные таблицы показывают, что снижение в разных группах по уровням образования явно не пропорционально, и в группе занятых со средним профессиональным образованием и прошедшим профессиональное обучение показатель самый низкий. И несмотря на сокращение потребности в определенных работниках в региональной экономике, продолжается обучение по программам обучения. Не является ли это источником потенциальной безработицы в регионе?
Здесь важно отметить, что, оставаясь элементом сферы образования, система среднего профессионального образования является и частью социальной сферы. По мнению Громыко Ю.В., среди многочисленных споров по поводу российского образования существует важнейший момент, а именно образование – это частное или общественное благо? «Одни утверждают, что образование - это индивидуальное дело самодостаточных самостоятельных людей, а другие говорят о том, что образование – это общенациональная инфраструктура антропологического развития» [6].
В 2017 году мы проводили опрос на предмет профессиональных представлений школьников и их родителей. Социологическое исследование проводилось на базе образовательных организаций г. Мурманска (МБОУ Гимназия №9 и МБОУ СОШ №45). Всего в опросе приняли участие 138 человек, из них 85 учеников и 53 - это родители. Опрос проводился методом анкетирования, с вопросами открытого и закрытого типа. Ответы на вопрос о выборе уровня образования представлены в таблицах 2 и 3.
Таблица 2. Намерения родителей в отношении уровня профессионального образования ребенка
Ребенок продолжит обучение в учреждениях среднего профессионального образования (колледж) |
Ребенок продолжит обучение в учреждениях высшего профессионального образования (университет, институт, академия) |
Ребенок не будет продолжать обучение, пойдёт в армию |
9 |
41 |
3 |
Таблица 3. Намерения школьников в отношении уровня образования
Продолжу обучение в учреждениях среднего профессионального образования (колледж) |
Продолжу обучение в учреждениях высшего профессионального образования (университет, институт, академия) |
Не буду продолжать обучение, пойду в армию |
14 |
68 |
2 |
Из данных таблицы видно, что школьники и их родители в большей степени ориентированы на получение высшего профессионального образования. При этом учащиеся 11 класса Гимназии вообще не рассматривают перспективность среднего профессионального образования.
Мы обратились к статистике выпуска 9 и 11 классов Гимназии№9 по годам, где школьники вообще исключали для себя возможность поступления в учреждения СПО (таблица 4, 5).
Таблица 4. Распределение выпускников 9 классов Гимназии №9
Выпускной год |
Количество, всего чел. |
Из них |
|||
СПО, % |
10 класс |
Не продолжили обучение, % |
|||
Ушли в другое учреждение общего образования, % |
Остались в гимназии, % |
||||
2017 |
76 |
19 |
26 |
55 |
0 |
2018 |
88 |
27 |
17 |
56 |
0 |
2019 |
109 |
15 |
40 |
45 |
0 |
Таблица 5. Распределение выпускников 11 классов Гимназии №9
Выпускной год |
Количество, всего чел. |
Из них |
|||
СПО, % |
ВПО, % |
Не продолжили обучение, % |
Другое (образовательные организации других стран) |
||
2018 |
54 |
5 |
87 |
5 |
3 |
2019 |
40 |
2,5 |
97,5 |
0 |
0 |
Из данных таблицы видно, что в реальности выпускники Гимназии реализуют поступление в учреждения СПО ка после 9, так и после 11 класса.
В развитие этой проблемы мы провели интервьюирование экспертов на предмет роли СПО в регионе, результаты которого представлены в приложении 3. Все специалисты отмечают, что СПО выполняет не только экономическую функцию, но социальную. Да, эксперты подчеркивают взаимосвязь СПО и регионального рынка труда и региональной экономики, но подчеркивают потенциальное бегство от ЕГЭ и неудачи в итоговой аттестации, возможности получения профессии и финансовой самостоятельности подростка, перспективы получения высшего образования без сдачи ЕГЭ в качестве причин поступления в эти учреждения.
ПЕРСПЕКТИВЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Итак, уже сделан вывод о том, что система среднего профессионального образования, с одной стороны, выступает элементом экономической составляющей региональной социально-экономической системы. СПО должно обеспечить потребности региона в кадрах.
По нашему мнению, система среднего профессионального образования выполняет в регионе глобальную социальную функцию. В последнее время в Мурманской области произошло резкое сокращение школ, где есть 10 и 11 классы, да и количество самих классов в этом звене сократилось, несмотря на рост числа выпускников 9-х классов (Приложение 4). В результате, конкуренция на поступление в 11-е классы резко возрастает, что сокращает шансы для многих подростков на получение полного общего образования. В этих условиях система СПО не только реализует экономическую функцию образования – формирование профессионального состава населения региона и страны, но и продолжает социализацию подростка 16-ти лет.
В приложении 5 представлены статистические данные, которые демонстрируют динамику приема и выпускников учреждений СПО Мурманской области по годам. Данные таблицы показывают, что в рамках Мурманской области растет прием студентов на обучение в организации по программам подготовки специалистов среднего звена, а также выпуск в этой группе. Это связано не только и не сколько с востребованностью специалистов среднего звена на рынке труда, а, скорее, практической необходимостью продолжения обучения. В результате, система среднего профессионального образования в регионе сдерживает маргинализацию общества, продолжает активную социализацию подростка и дает возможность молодому гражданину, который не остался в системе общего образования по объективным причинам сокращения, шанс на получение высшего профессионального образования. Сохранение возможности поступления в высшие образовательные учреждения на условиях внутренних испытаний в реальности показывает единство и преемственность образовательной системы в стране и регионе.
Кроме того, мы хотим предположить, что система среднего профессионального образования способна сдержать миграционные настроения молодежи в арктическом регионе по следующим причинам: регионализация профессионального обучения в соответствии со спецификой регионального рынка труда и сложности трудоустройства по региональной специальности в другом регионе, продолженный период обучения и возможности поступления в региональные ВУЗы по внутренним экзаменам, сложности принятия решения по сравнению с потенциальным студентом ВУЗа, который может проживать в общежитии и имеет потенциальную занятость в виде учебы на очном отделении.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно сделать вывод, сто система среднего профессионального образования выступает важным системообразующим элементом социально-экономической региональной системы. СПО в современном обществе выполняет не только экономическую функцию, обеспечивая экономику профессиональными кадрами, но является важным элементом системы общественных отношений. Возможно даже, принимая на себя нетипичные функции, - социализации и системообразующего начала в системе профессионального образования России.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Агранович М.Л. Последствия передачи финансирования профессионального образования с федерального на региональный уровень (на примере начального профессионального образования) // Вопросы образования. - 2005. - № 2. - С. 112–128.
Белевских Т.В., Иванова М.В. Освоение арктических территорий: геополитика или геоэкономика? - Север и рынок: Формирование экономического порядка. - №3 (54) 2017. - Апатиты: Издательство КНЦ РАН, 2017. - С. 144-153.
Белевских Т.В., Желнина З.Ю. Экономика образования: учебное пособие. - Мурманск: МАГУ, 2018. – 93 с.
Волошина Л. В., Харина Н. В. Особенности региональной образовательной системы и ее устойчивость [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru
Гринько В.С. Начальное профессиональное образование Российской Федерации. Стат. сборник. — М.: НОУ ИСОМ, 2003. -С. 47–49.
Громыко Ю.В. Как нам и зачем развивать образование? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://pandia.ru/text/80/017/50151.php
Жизненные стратегии молодежи в условиях Кольского Севера (по материалам социологического исследования): Монография / Е.Н. Шарова, Е.В. Недосека, Т.В. Ануфриева . – Мурманск: Баренц-Пресс, 2015. – 157 с.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: consultant.com
Найман Е. А. Институт высшего образования в системе обмена знаниями в регионе // Общество знания: философия, управление, образование: материалы III Сибирского филос. семин. Всерос. науч. конф. с междунар. участием. - Томск: Изд-во ТГУ, 2013. - С. 180–183.
Официальный сайт Министерства образования и науки Мурманской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minobr.gov-murman.ru/about/departments.php
Севек В. К., Чульдум А. Э. К вопросу о понятиях «регион» и «региональная социально-экономическая система» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/ponyatiya-region-i-regionalnaya-sotsialno-ekonomicheskaya-sistema
Среднее профессиональное образование в Мурманской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://helion-ltd.ru/news/23370-srednee-professionalnoe-obrazovanie-v-murmanskoy-oblasti/
Федеральный закон № 95-ФЗ от 4 июля 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/186093/
Цыренов Д.Д. Совершенствование системы среднего профессионального образования в условиях регионализации: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (региональная экономика), Улан-Удэ, 2012 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://esstu.ru/library/free/Avtoreferat/Цыренов_Д_Д.pdf
Эволюция финансирования системы спо: на пути к частно-государственному партнерству[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ioe.hse.ru/data/2017/12/08/1161385872/САО_8(16)_Электронный.pdf
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Профессиональные образовательные организации, находящиеся в ведении Министерства образования и науки Мурманской области
Наименование организации |
Местоположение |
|
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области "Апатитский политехнический колледж имени Голованова Георгия Александровича" (ГАПОУ МО «АПК им. Голованова Г.А.») |
г.Апатиты |
|
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области "Кандалакшский индустриальный колледж" (ГАПОУ МО "КИК") |
г.Кандалакша |
|
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области "Кольский транспортный колледж" (ГАПОУ МО "КТК") |
г.Кола |
|
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области "Полярнозоринский энергетический колледж" (ГАПОУ МО "ПЭК") |
г.Полярные Зори |
|
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области "Мурманский педагогический колледж" (ГАПОУ МО "МПК") |
г.Мурманск |
|
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области "Мурманский технологический колледж сервиса" (ГАПОУ МО "МТКС") |
г.Мурманск |
|
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области "Ковдорский политехнический колледж" (ГАПОУ МО "КПК") |
г.Ковдор |
|
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области "Мурманский индустриальный колледж" (ГАПОУ МО "МИК") |
г.Мурманск |
|
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области «Мурманский колледж экономики и информационных технологий» (ГАПОУ МО "МКЭИТ)" |
г.Мурманск |
|
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области "Оленегорский горнопромышленный колледж" (ГАПОУ МО "ОГПК") |
г.Оленегорск |
|
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области "Мурманский строительный колледж имени Н.Е. Момота" (ГАПОУ МО "МСК") |
г.Мурманск |
|
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области "Мончегорский политехнический колледж" (ГАПОУ МО "МонПК") |
г.Мончегорск |
|
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области «Северный колледж физической культуры и спорта» (ГАПОУ МО "СКФКиС") |
г.Мончегорск |
|
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области "Печенгский политехнический техникум" (ГАПОУ МО "ППТ") |
Печенгский район, п.Никель |
|
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области «Мурманский медицинский колледж» (ГАПОУ МО «ММК») |
г.Мурманск |
|
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Мурманской области "Кольский медицинский колледж" (ГАПОУ МО "КМК") |
г.Апатиты |
Приложение 2
Проект КЦП СПО на 2020/2021 учебный год В Мурманской области
№ |
Уровень/вид |
УГС |
КЦП |
|
ППКРС |
Техника и технологии строительства |
126 |
||
ППКРС |
Электро- и теплоэнергетика |
100 |
||
ППКРС |
Машиностроение |
190 |
||
ППКРС |
Промышленная экология и биотехнологии |
25 |
||
ППКРС |
Техника и технологии наземного транспорта |
250 |
||
ППКРС |
Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта |
50 |
||
ППКРС |
Сельское, лесное и рыбное хозяйство |
30 |
||
ППКРС |
Экономика и управление |
65 |
||
ППКРС |
Сервис и туризм |
150 |
||
ППКРС |
Изобразительное и прикладные виды искусств |
15 |
||
ППССЗ |
Техника и технологии строительства |
100 |
||
ППССЗ |
Информатика и вычислительная техника |
100 |
||
ППССЗ |
Информационная безопасность |
25 |
||
ППССЗ |
Электро- и теплоэнергетика |
150 |
||
ППССЗ |
Машиностроение |
100 |
||
ППССЗ |
Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия |
65 |
||
ППССЗ |
Технологии материалов |
100 |
||
ППССЗ |
Техника и технологии наземного транспорта |
200 |
||
ППССЗ |
Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта |
50 |
||
ППССЗ |
Управление в технических системах |
50 |
||
ППССЗ |
Технологии легкой промышленности |
15 |
||
ППССЗ |
Клиническая медицина |
100 |
||
ППССЗ |
Фармация |
25 |
||
ППССЗ |
Сестринское дело |
250 |
||
ППССЗ |
Экономика и управление |
215 |
||
ППССЗ |
Юриспруденция |
45 |
||
ППССЗ |
Средства массовой информации и информационно-библиотечное дело |
20 |
||
ППССЗ |
Сервис и туризм |
455 |
||
ППССЗ |
Образование и педагогические науки |
220 |
||
ППССЗ |
Физическая культура и спорт |
100 |
||
ППССЗ |
Музыкальное искусство |
52 |
||
ППССЗ |
Изобразительное и прикладные виды искусств |
28 |
||
ИТОГО |
3 466 |
где:
ППКРС - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих
ППСЗ - программы подготовки специалистов среднего звена
Приложение 3
Результаты интервьюирования экспертов
Интервью 1.
Эксперт: Желнина Зоя Юрьевна, к.фил.н., ответственная за учебную работу, ФГБОУ ВО «МАГУ»
Место проведения: МАГУ, Егорова 16, каб. 205
Время проведения 19.09.19 г., 12.30 – 12.45
Как вы думаете, кто поступает в организации среднего профессионального образования?
«Колледжи являются учебными заведениями, которые концентрируют ребят, которые не могут, видимо, в будущем поступить сразу же из школы в высшее учебное заведение, и также большое влияние оказывают родители, которые хотят, чтобы их дети получили специальность быстро адаптируемую к рынку труда»
Какие причины поступления?
«Причины поступления. Скорее всего, это социальный пакет, который предоставляют колледжи. Это возможность детей оставить под присмотром профессиональных специалистов, которые работают именно с этим контингентом. А также то, что здесь даются адаптированные курсы профессиональной подготовки»
Что значит для региона среднее профессиональное образование?
«Для региона, в первую очередь, это бренд рабочих специальностей. Во-вторых, это связи с работодателями напрямую. И в-третьих, это, конечно же, апробация инженерно-технических решений, которые сейчас очень актуальны»
Интервью 2.
Эксперт: Козлова Наталия Владимировна, директор колледжа МАГУ, ФГБОУ ВО «МАГУ»
Место проведения: МАГУ, Егорова 16, 105
Время проведения: 20.09.19 г., 12.30 – 12.45
Как вы думаете, кто поступает в организации среднего профессионального образования?
«В основном, это выпускники 9ых классов, которые уже нацелены на выбор профессии, и, может быть, бояться идти в 10 класс, потому что не правиться с ЕГЭ»
Какие причины поступления?
«Одна из причин - это то, что они не идут в 10-11 класс из-за ЕГЭ, но также это возможность раньше, чем их сверстники, иметь возможность идти работать, проще стать самостоятельными и независимыми людьми. Потом в дальнейшем у них будет выбор: идти продолжать обучение заочно в высшее учебное заведение или нет. Но главное, это стать самостоятельными
Что значит для региона среднее профессиональное образование?
«Не только для нашего региона, но и по стране в целом, идёт перебор специалистов с высшим профессиональным образованием, т.е. нужны со средним профессиональным образованием, специалисты среднего звена, более рабочие профессии. Не могу сказать, что наш колледж дает рабочие профессии, он имеет юридическое, экономическое и другие направленности, но все же.
Интервью 3.
Эксперт: Пиксендеева Виктория Геннадьевна, к.ф.наук, отвественный секретарь приемной комиссии МАГУ ФГБОУ ВО «МАГУ»
Место проведения: МАГУ, Егорова 16, Приемная комиссия
Время проведения 20.09.19 г., 14.00 – 14.15
Как вы думаете, кто поступает в организации среднего профессионального образования?
«В колледж поступают выпускники 9 классов, однако есть колледжи, которые реализуют программы для выпускников 11ых классов. Но, к сожалению, их история со сдачей ЕГЭ не очень успешная, потому что какой-то экзамен они провалили или они не набрали достаточное количество баллов, т.к. многие университеты значительно повышают минимальные пороги, поэтому в группы, в которых обучаются ребята в колледже после 11 класса существуют и достаточно многочисленны и эта тенденция есть в том числе и в нашем университете»
Какие причины поступления?
«Их несколько, они связаны с вызовами современного общества, когда ребята хотят пораньше социализироваться, пораньше получить профессию, начать свою самостоятельную творческую карьеру, и пораньше, естественно, стать самостоятельными, потому финансовая ситуация. Другой аспект связан с риском не сдачи ЕГЭ, не секрет, что сейчас достаточно серьёзно построена программа сдачи ЕГЭ в 10-11 классе, поэтому для многих ЕГЭ - это риск провала всей образовательной траектории. Это вызов, с которыми они не могут справиться и некая реакция, что школа находится в определённых условиях, отбирая в 10-11 классы лучших ребят по определённому рейтингу, и ребята также бояться, что их не примут или они оказываются за бортом и они вынуждены тогда идти в колледж»
Что значит для региона среднее профессиональное образование?
«Для региона это огромное серьёзный профессиональных кластер, причём по разным направлениям. Это прежде, всего рабочие специальности, рабочие кадры, которые очень необходимы в любом развитом экономическом обществе. Это люди, которые овладевают профессиональными навыками, которые работают в первичном звене в любой отрасли экономики, начиная от медицины до высокотехнологичного производства, которые овладевают очень узкими специальностями, которые в любом обществе будут очень востребованными»
Приложение 4 Сведения по общеобразовательным организациям по муниципальным районам и городским округам Мурманской области 1) |
|||||||||||||
на начало учебного года |
|||||||||||||
|
1995/1996 |
2010/2011 |
2013/2014 |
||||||||||
число общеобразовательных организаций, ед. |
численность обучавшихся, получивших аттестат по окончании организаций2),человек |
число общеобразовательных организаций, ед. |
численность обучавшихся, получивших аттестат по окончании организаций2), человек |
число общеобразовательных организаций, ед. |
численность обучавшихся, получивших аттестат по окончании организаций2), человек |
||||||||
об основном общем образовании |
о среднем общем образовании |
об основном общем образовании |
о среднем общем образовании |
об основном общем образовании |
о среднем общем образовании |
||||||||
Всего по области3) |
273 |
15624 |
10037 |
202 |
7466 |
4407 |
179 |
6567 |
3642 |
||||
Кольский |
30 |
911 |
546 |
22 |
356 |
227 |
19 |
322 |
175 |
||||
Кандалакшский |
22 |
989 |
561 |
17 |
528 |
364 |
16 |
414 |
207 |
||||
Ловозерский |
8 |
217 |
112 |
6 |
132 |
76 |
4 |
122 |
60 |
||||
Печенгский |
16 |
732 |
472 |
14 |
343 |
132 |
10 |
322 |
155 |
||||
Терский |
10 |
141 |
129 |
3 |
84 |
39 |
3 |
41 |
29 |
||||
Мурманск |
69 |
5685 |
3999 |
61 |
2726 |
1566 |
57 |
2312 |
1323 |
||||
Ковдорский район |
11 |
496 |
311 |
6 |
125 |
138 |
4 |
191 |
123 |
||||
Апатиты |
15 |
1112 |
657 |
11 |
539 |
362 |
9 |
484 |
276 |
||||
Кировск |
14 |
574 |
360 |
8 |
326 |
165 |
6 |
259 |
130 |
||||
Мончегорск |
14 |
1055 |
407 |
10 |
441 |
273 |
10 |
440 |
213 |
||||
Оленегорск |
12 |
626 |
372 |
8 |
318 |
169 |
8 |
315 |
135 |
||||
Полярные Зори |
6 |
389 |
199 |
4 |
192 |
102 |
4 |
180 |
105 |
||||
1)Дневные и вечерние государственные, муниципальные и частные общеобразовательные организации. |
|||||||||||||
2)Соответственно в 1995, 2010, 2013 годах. |
|||||||||||||
3)Включая данные по закрытым административно-территориальным образованиям, которые не публикуются в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2007 № 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (ст.4 п.1; ст.9 п.1), так как относятся к информации, доступ к которой ограничен федеральными законами. |
Согласно полученному ответу на запрос № 60/ОГ от 11.07.2019.
Приложение 5
Организации, осуществляющие образовательную деятельность по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена (на начало учебного года)
2013/ 2014 |
2014/ 2015 |
2015/2016 |
2016/2017 |
|
Число организаций, ед. |
26 |
25 |
24 |
27 |
Число филиалов организаций, ед. |
10 |
9 |
8 |
9 |
Численность студентов в организациях, обучающихся по программам подготовки, человек |
||||
всего |
16181 |
16081 |
15945 |
16399 |
квалифицированных рабочих, служащих |
5092 |
4079 |
3571 |
2932 |
специалистов среднего звена |
11089 |
12002 |
12374 |
13467 |
на 10 000 человек населения |
210 |
210 |
209 |
217 |
квалифицированных рабочих, служащих |
66 |
53 |
47 |
39 |
специалистов среднего звена |
144 |
157 |
162 |
178 |
Приём студентов на обучение в организации по программам подготовки, человек |
6375 |
6411 |
5783 |
5298 |
квалифицированных рабочих, служащих |
2514 |
2367 |
1815 |
1238 |
специалистов среднего звена |
3861 |
4044 |
3968 |
4060 |
Выпуск специалистов организациями, человек |
||||
всего |
4993 |
4899 |
3942 |
3428 |
квалифицированных рабочих, служащих |
2525 |
2748 |
1970 |
1012 |
специалистов среднего звена |
2468 |
2151 |
1972 |
2416 |
на 10 000 человек населения |
65 |
64 |
52 |
45 |
квалифицированных рабочих, служащих |
33 |
36 |
26 |
13 |
специалистов среднего звена |
32 |
28 |
26 |
32 |
на 10 000 человек занятого населения |
119 |
120 |
100 |
89 |
квалифицированных рабочих, служащих |
60 |
67 |
50 |
26 |
специалистов среднего звена |
59 |
53 |
50 |
63 |