Ложные ценности - проблема современности

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Ложные ценности - проблема современности

Ворона А.А. 1Клёнов М.А. 1
1ГБОУ СОШ № 5 г. Сызрани
Бондарь Н.И. 1
1ГБОУ СОШ № 5 г. Сызрани
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

АННОТАЦИЯ

Воспитание здорового поколения - цель любого государства. Здоровье – это главная человеческая ценность. Но важным является не только физическое, но и духовное здоровье. Многие поколения формировались самые важные общечеловеческие ценности: добро, любовь, правда, взаимопомощь, сострадание и другое. Важно, чтобы подростки перенимали эти истинные духовные ценности, а не ложные. Актуальность данной темы заключается в проблеме нравственного воспитания подрастающего поколения, так как будущее народа определяется уровнем сознания и нравственными устоями людей, вступающих во взрослую самостоятельную жизнь.

Данная исследовательская работа направлена на изучение жизненных ценностей учащихся. Здесь мы выясним самые значимые ценности современных подростков, а также важны ли духовные ценности для современных подростков, научим различать истинные и ложные ценности. Исследовательская работа покажет, что ложные ценности современного мира ведут к духовной деградации как человека, так и общества в целом.

Надеюсь, что данная исследовательская работа поможет сформировать у учащихся понятия об истинных ценностях, таких как: дружелюбные отношения между подростками, чувство долга, ответственности за свое поведение, трудолюбие.

1. ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность темы.

Каждый выбирает по себе

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку

Каждый выбирает по себе.

Ю. Левитанский

Нередко мы слышим: «Учитесь правильно расставлять жизненные приоритеты». Интернет-ресурсы предлагают научить каждого из нас ставить во главу угла наиболее важное в жизни, найти «универсальную формулу» заведомо счастливого будущего. Только вот… Кто-то ценит успех, власть, социальный статус. Другие готовы не столько брать, сколько отдавать, жертвовать, стремиться помочь тем, кому тяжело. «Бери от жизни все!», «Главное – в удовлетворении потребностей!» Эти часто звучащие среди людей лозунги показывают, насколько бездуховно общество, которое формируется под влиянием ложных ценностей.

Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России. Бездуховность, низкая нравственность, а также грубость, преступность, наркомания, алкоголизм – все это разрушает человека, общество и государство. Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения, которая всегда являлась одной из важнейших для всех народов, ибо будущее народа определяется уровнем сознания и нравственными устоями людей, вступающих во взрослую самостоятельную жизнь. Этим и определяется актуальность данной темы.

Проблема моей исследовательской работы заключается в том, почему, при высоком информационном, технологическом уровне развития общества, мы часто сталкиваемся сегодня с бездуховностью подростков.

Исходя из этого, я сформулировала цель - формирование у учащихся понятия об истинных ценностях, таких как: дружелюбные отношения между подростками, чувство долга, ответственности за свое поведение, трудолюбие.

Задачи исследовательской работы:

выяснить самые значимые ценности современных подростков (анкета);

выяснить, важны ли духовные ценности для современных подростков;

изучить жизненные ценности учащихся;

научиться различать истинные и ложные ценности;

показать, что ложные ценности современного мира ведут к духовной деградации;

Гипотеза: возможно, бездуховность подростков 21 века связана с тем, что современные подростки проводят много времени за компьютером, в социальных сетях, попадая в неформальные компании, где перенимают ложные ценности, почти не читают литературы, способной сформировать у них истинные духовные ценности.

Объектом исследования являются подростки 21 века, а предметом – истинные и ложные ценности.

Методы исследования: сбор социологической информации, анкетирование, изучение литературы по теме.

2. ПОНЯТИЕ ЦЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА.

Воспитание здорового поколения - цель любого государства. Здоровье – это главная человеческая ценность. Но важным является не только физическое, но и духовное здоровье. Многие поколения формировались самые важные общечеловеческие ценности: добро, любовь, правда, взаимопомощь, сострадание и другое. Важно, чтобы подростки перенимали эти истинные духовные ценности, а не ложные.

О том, что у человека могут быть безмерно дорогие для него жизненные установки, знали давно. Однако общепринятого слова, которое закрепляло бы данное понятие, не было. Оно появилось только в 19 веке. Незыблемую, сокровенную жизненную ориентацию философы назвали ценностью.

Ценность – положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы и общества в целом.

Это и есть то, без чего человек не мыслит полноценной жизни. Ценности родились в истории человечества как некие духовные опоры, помогающие человеку устоять перед лицом рока, тяжелых жизненных испытаний.

Мы с вами сейчас живем в эпоху коренной ломки вековых ценностей. Для одних они являются незыблемыми, для других утратили свое значение. И все чаще можно услышать горестные вздохи людей пожилого возраста: «А вот в наше время так не было». Не секрет, что человек сам выбирает жизненные установки. Например, один рассуждает так:

1.Для меня важно получить знания. Буду учиться, чтобы стать профессионалом, специалистом. Без знаний в нашу эпоху не проживешь.

2.Зачем мне учиться? Пойду работать телохранителем или в фирму, где никакие специальные знания не нужны. За эту работу я буду получать больше, чем получает врач, учитель или профессор.

Ценности человека формируются в течении всей его жизни. На формирование жизненных ценностей, ориентиров, вкусов влияет, прежде всего, воспитание и то общество в котором растет человек. Говорят, сколько людей, столько и мнений. Именно по этому представление о жизни у каждого человека свое. Но тем не менее, нравственный выбор любого человека будет перекликаться с выбором другого. Проблема истинных и ложных ценностей очень важна в наши дни. Для одних это материальные ценности, для других – духовные. Ведь с каждым днем появляется все больше соблазнов и искушений для человека, поддавшись которым он разрушит не только свои ценности, но и свою жизнь.

И, к сожалению, категория первых растет, а категория вторых – убавляется. В чем же причина такой переоценки ценностей в обществе. Вспомним произведения на которых выросли наши мамы и папы, бабушки и дедушки – это были произведения классиков: Тургенева, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Чехова, Толстого и других писателей. Возвышенные образы и характеры главных героев побуждали подражать им в их верности, мужественности, культуре общения, тонкому юмору, развивали в них правильные понятия о долге и чести, изобличали и высмеивали такие черты характера, как ханжество, лживость, угодничество, подхалимство, неверность, предательство и многое другое.

Если мы сейчас откроем практически любое печатное издание художественной литературы, какой-либо журнал или газету, включим телевизор или пойдем в кино, то что мы увидим? Все то, что раньше считалось подлым, постыдным и неприемлемым в обществе – сейчас процветает и даже рекламируется за нормальный образ жизни и поведения. А все те истинные ценности, такие как честность, порядочность, долг, верность и другие считаются устаревшими и не модными понятиями отсталых от жизни людей.

Нередко можно услышать возмущение новыми законами в стране, но если задуматься – а что составляет мою шкалу ценностей. Может лучше начать с себя. Взглянуть на то, какие книги я читаю, какие передачи смотрю, в конце концов люблю ли я своих братьев и сестер, родителей, старших родственников, что для них сделал хорошего. Раньше была очень распространена поговорка: « Скажи мне кто твои друзья, и я скажу кто ты». Она не потеряла актуальность и сегодня. Кто-то сказал, что никогда еще человек не был так одинок, как в 21 веке. А ведь у каждого из нас, кажется, мобильные телефоны забиты списком «так называемых» друзей. Я говорю «так называемых», потому что они, по сути, и не являются друзьями. Мы друг от друга получаем какое-то взаимовыгодное сотрудничество и не более.

Случись что-то со мной, никто не вспомнит, почему? Да потому что я стану никому не нужна.

Огромное значение для человека имеет свобода. Как правило, эта ценность важна для всех людей. Вот почему лишение свободы используется с древних времен в качестве сурового наказания. Не менее значимо для людей ощущение стабильности. Это касается как политической ситуации в стране, так и личной жизни, работы и учебы.

Все ценности человека можно разделить на истинные и ложные (мнимые).

Как разобраться, какие ценности действительно необходимы человеку? Все то, к чему мы привязаны, - мнимо это или действительно важно?

Система ценностей людей представляет собой предметы и нематериальные блага, которые имеют для человека особую важность и значимость.

2.1. Истинные ценности.

Из честолюбия или из чувства долга не может родиться ничего ценного. Ценности возникают благодаря любви, преданности людям и объективным реалиям этого мира.

Альберт Эйнштейн

К группе истинных ценностей относится все то, что действительно представляет большую значимость для людей и никогда не потеряет свою важность. Таковыми являются семья, родители, здоровье, трудолюбие, дружба, настоящая любовь, искреннее общение, образование, развитие внутреннего мира, окружающая среда, природа, любовь к Родине, вера, милосердие.

Один человек попал в аварию и стал инвалидом – колясочником, от него ушла жена; в другой семье родился слепой ребенок, его отдали в детский дом; еще в одной семье сын стал наркоманом, и родители отказались от него и выгнали его из дома. А где же милосердие, доброта, верность, взаимопомощь, родительский и сыновний долг? Можно привести десятки и сотни примеров подобных человеческих трагедий, которыми сегодня наполнен мир из-за того, что люди выбирают себе неверные ценности, которые по сути таковыми не являются.

Истинно важное для людей – это духовные ценности. Именно благодаря им человек может повлиять на общество и на свое собственное поведение. К таковым прежде всего относятся мораль, совесть, религия, нравственность и эстетика. На основании духовных ценностей человек расставляет для себя жизненные приоритеты, выбирает тактику поведения и построения взаимоотношений с окружающими.

Основной особенностью истинных ценностей является то, что их не возможно отнять у человека. Человек может потерять все свои материальные блага, близких людей и даже свободу и жизнь, но при этом сохранить внутренние убеждения и моральные качества личности.

2.2. Мнимые (ложные) ценности.

Сегодня приверженцы бескультурья громко провозглашают: «Надо жить в ногу со временем». Они утверждают свою категорию ценностей. К этой группе относится все то, что кажется человеку жизненно необходимым, однако на самом деле таковым не является. Это гаджеты, дорогая техника, компьютерные игры, социальные сети, общение с помощью «смайликов», материальное богатство, временные эгоистичные удовольствия, стремление к власти, любовь к комфорту, развлечениям.

Основными ценностями современной молодежи являются деньги, мода, юмор, развлечения, успешная карьера, выгодный брак.

И, к сожалению, первое место в категории ложных ценностей занимают деньги. И ради денег люди сегодня идут на обман, всякого рода не правду, и даже более тяжкие преступления. Один человек сказал: «Из-за кого больше всего погибло людей? Из-за Сталина или Гитлера? – нет, знакомьтесь, Бенджамин Франклин, изображенный на 100 долларовой купюре». Мы, конечно, понимаем иронию этого высказывания, но к великому сожалению эта категория ценностей человека полностью обезличивает, делая его жестоким, завистливым, лживым, лицемерным. В Библии очень точно сказано, что корень всех зол есть сребролюбие:"Корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям" (1 Тимофею 6:10).

В Евангелии от Луки (Лк. 12:16-21) есть притча о неразумном богаче. В ней рассказано о человеке, который богатство своё решил употребить для развлечений и накопительства, не зная, что вскоре умрет.Притча обличает тех людей, которые дары Божьи употребляют не на благое дело, а лишь для недуховных потребностей, а так же тех, которые целью своей жизни ставят накопление богатств земных. Господь с помощью этой притчи учит, что прежде человеку необходимо иметь заботу о накоплении богатств духовных, которые не отнимутся от него и после смерти.

В современном обществе огромной проблемой является принятие человеком мнимых ценностей за истинные. Очень часто люди живут, даже не задумываясь о том, что все, имеющее важность для них, на самом деле мнимо. Это может быть жажда материального достатка, получения удовольствий и желание постоянно развлекаться. Все перечисленное не является недостатком для человека, при условии, что не заменяет ему духовных ценностей.

К сожалению, с каждым годом планка моральных и нравственных норм современного общества опускается все ниже. Это в конечном итоге может привести к моральному разложению общества, процветанию разврата и безнаказанности.

Проблема истинных и ложных ценностей остро встает перед подростком, так как на его неокрепшее сознание воздействует общество, навязывая нужные системе общественных отношений блага, которые далеко не всегда оказываются полезными для развития личности.

3. ПРОБЛЕМЫ ИСТИННЫХ И ЛОЖНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Теперь я хочу подробнее рассмотреть наиболее важные, на мой взгляд, проблемы.

3.1. Интернет зависимость

Время сейчас такое….

Искренность? Нет, не видел…

Люди теперь с ценою

В самом гламурном виде.

Книг электронных мода,

Ценности так банальны.

Вместо секретов – коды,

Радости виртуальны.

Кажется все подделкой –

Сердце внутри пустое…

Искренность стала мелкой.

Время сейчас такое…

Мир в цифровом формате.

Нравственность? Нет, не знаю…

Совесть теперь не катит,

Лучше про связь «Вай-фая».

Время сейчас такое:

Овцы рычат на волка.

Искренность? – Спит с покоем,

Правда – в стогу иголка.

Ирина Самарина

Первая, на мой взгляд, довольно серьезная проблема нашего мира – это интернет зависимость. Мы не видим реального мира, мы смотрим на него сквозь призму социальных сетей и Интернета. Многие даже говорят статусами из социальных сетей, а не высказывают собственное мнение. Но так мы с вами никогда не сформируемся как личности, не наберемся жизненного опыта. А ведь перед нами открыты двери в реальный мир, который может нас научить гораздо большему.

Перед нами иллюстрация кубинского художника Анхеля Болигана, на которой семья встречает Новый год.

Так ли мы должны проводить Новый год? Нет. Дело в том, что это празднование приходится на Рождественский пост. Установление его относится еще к древним временам христианства.Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя и с чистым сердцем, душой и телом благоговейно встретили явившегося в мир Спасителя, Сына Божия. Главными дарами Ему может стать наше чистое сердце и желание следовать Его учению.

На картине же мы видим, что праздник для этой семьи не стал моментом единения, возможностью побыть вместе, поговорить по душам. Каждый член семьи занят собой, своими гаджетами, вроде бы вместе, а на самом деле – врозь. Вместо теплой атмосферы мы видим паутину проводов. Гаджеты здесь важнее семьи.

Детей, особенно подростков, невозможно выгнать на улицу, потому что им там скучно. Виртуальные игры вытеснили реальные. Спросите современных подростков, в какие игры можно играть на улице? Думаю, что большинство не сможет насчитать и пяти.

Конечно, проводить свободное время, играя в яркие, привлекательные компьютерные игры, разглядывая экран телевизора или общаясь со сверстниками в социальных сетях, очень интересно. Но…Яркие, настоящие эмоции в них заменяются ложными, ненастоящими, а дружба и друзья – телефонами. Это заставляет нас задуматься о том, что мы можем потерять близких друзей, стать одинокими, ведь ничто не заменит настоящего общения.

У каждого человека есть два пути: познавать мир через книги или через телевизор. Первый путь сложнее, но он позволяет нам достичь духовного совершенства. Второй путь гораздо проще, но он делает нас духовными инвалидами.

3.2. Вещизм или общество потребления

Есть ценности, которым нет цены:

Клочок бумаги с пушкинским рисунком,

Учебник первый в первой школьной сумке.

И письма не вернувшихся с войны.

Есть ценности, самих себя ценней.

Обычный камень с маленького пляжа…

Но по ночам его целуют, плача,

Что по сравненью с ним казна царей?

Нельзя велеть другому: «Так живи!»

Но если занят ты одной заботой

Приобретать вещественное что-то,

Не стоишь ты ни гнева, ни любви.

Пусть будут все стада твои целы.

Ведя торги сомнительного толка,

Преуспевай!

Не покушайся только

На ценности, которым нет цены!

В 60-е годы в США зародилась потребительская культура. В России она находится в процессе формирования. Основной противник – СМИ. Общество потребления строится на обязательном условии непрекращающегося процесса потребления. СМИ формируют желания людей: страсть, чревоугодие, отсутствие личность, любовь к власти, блуд, самолюбование, гнев, стирается грань между мужчиной и женщиной.

Вещизм – одна из ложных ценностей. На это делает упор телевизионная реклама. Рекламные стратегии делают акценты на такие социально-значимые явления как «мода», «престиж», «статус» и т.д. Почти каждый рекламный ролик убеждает нас в том, что для полного счастья нам не хватает еще одной вещи. Естественно, реклама лжет, и большинство из нас это чувствуют, но мы по-прежнему покупаем все больше и больше престижных вещей. Мы видит, на что наши родители тратят деньги, слышит, чем хвалятся товарищи, замечаем переживания родителей по поводу нехватки денег и отсутствия каких-либо вещей, и наша самооценка очень рано начинает формироваться под воздействием вещей, которыми мы обладаем: дорогие брендовые вещи, модная одежда, дорогие машины, курорты, дома и т.д. Если у нас этого нет, то начинаем чувствовать себя ничего не стоящими людьми.

Нет никаких способов бороться с вещизмом. Если только мы не отвергнем его как норму. Быть богатым вовсе не плохо. Плохо, когда богатство становиться основным критерием нашей самооценки. Мы потребляем все, вещи определяют статус, нам все больше необходимо денег, а для этого надо работать, заниматься махинациями, грабить и т.д. И раз мы следуем культу потребления, то сами становимся потребителями. Даже чувства и духовные составляющие мы стараемся компенсировать материально. Например, родители много работают, уделяют очень мало внимания детям, и, чувствуя вину за собой, покупают им дорогие подарки, тем самым взращивая в нем манипулятора и потребителя. Далее становиться еще более интересно. Потребитель как черная дыра, он все поглощает, но ничего не возвращает, ведь ему всегда мало.

Кто такие потребители? Это те люди, которые хотят, чтобы им соломку постелили, накормили, пригрели, а они? Они это с радостью поглощают и, возможно, выскажут свои замечания по этому поводу. Таких потребителей в обществе часто называют золотой молодежью. Эти мажоры на камеру, бросая вызов обществу, нарушая законы, на бешенной скорости разъезжают по площадям и улицам городов. Из-за них гибнут люди. Они в этот мир не привносят ничего нового, только потребляют. С уверенностью можно сказать, что эти люди в тупике. Что же дальше? Может, стоит остановиться и задуматься, что осталось от вашей души, от ваших мечтаний?

Но в истории русского государства есть и много других примеров, когда богатые люди строили на свои деньги дома и больницы для бедных, строили храмы. Их называют замечательным словом «благотворители», творящие благо! Одним из таких меценатов был Савва Морозов. А Павел Михайлович Третьяков принимал активное участие в благотворительности. В 1850-х годах Павел Третьяков начал собирать коллекцию русского искусства, которую практически с самого начала он намеревался передать городу. В1892 году он строит здание галереи и передает свою коллекцию в дар Москве. В собрании к этому времени насчитывалось 1800 произведений. Русский предприниматель и благотворитель Савва Мамонтов на собственные средства построил железную дорогу до Ярославля, Вологды и Архангельска. В каждом городе были и есть свои благотворители, которые вкладывали деньги в строительство храмов, школ, больниц, приютов.

3.3. Семейные устои

Семья-это самоё ёмкое слово.

В нём слышится «семя» - жизни основа.

Семь «я» - это семеро, связанных прочно,

И будущих жизней - надёжный источник.

Семья-это радостный детский смех.

Семья-то, что в жизни нам дарит успех!

Пусть будут опорой друг другу родные,

И пусть всех минуют несчастья любые!

Семья - нашей жизни надёжный оплот,

Что в детстве и в старости нас бережёт.

Семья – на любви построенный дом,

Пусть радость и счастье царствуют в нём!

В традиционной системе ценностей семья всегда занимала видное место. Что такое семья? Слово понятное всем, как «хлеб» и «вода». Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья - это дом, папа и мама, близкие люди. Это общие заботы, радости и дела. Это любовь и счастье. Семья — это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.

Одна из поучительных историй рассказывает, как в давние времена жила большая дружная семья из 100 человек. В ней всегда царили мир, любовь и согласие. Молва об этой семье долетела до правителя этой страны. Он вызвал к себе главу семьи и спросил у него: “Как вам удается жить, никогда не ссорясь?” Тот взял бумагу и написал на ней что-то. Ответ очень удивил правителя: там было написано слово “понимание”!

В принципах семейной жизни закодирована вечная мудрость сотен поколений разных народов.

История наших российских семейных традиций очень интересна. В 16 веке в России распространилась замечательная книга “Домострой”. В ней давались поучения и наставления мужу, жене, детям. Там шла речь о самом главном – о главенстве отца в семье, его ответственности перед Богом не только за себя, но и за жену и детей, за престарелых родителей, за духовное, нравственное и материальное благосостояние семьи.

Сейчас про Домострой все очень любят упоминать в уничижительном смысле, как о книге консервативной и косной, хотя мало кто знает, какой на самом деле тогда был семейный уклад.

Было в старину одно правило. Все нити управления в семье сосредотачивались в руках одного человека - отца. Подчинение ему было беспрекословным. Отец кормил семью и отвечал за ее благополучие. Мать воспитывала детей и вела домашнее хозяйство. Недаром существует пословица “хозяйка и кошка в избе, хозяин и собака во дворе”.

А еще, современным супругам было бы любопытно узнать, что до 1917 года без ведома мужа жена не могла поехать, даже, к собственной маме, если та жила в другом городе. И если строптивая супруга проявляла упорство и непослушание, то мужчина имел полное право заявить на нее в полицию, и бедную женщину снимали с поезда и под конвоем водворяли обратно в дом законного супруга.

Конечно, от прошлого можно отмахнуться. Это ведь так просто! Но оно всегда рядом. Исследования ученых показывают, что наши предки непосредственно влияют на наше физическое развитие. К сожалению, теперь мало кто знает о своих предках. А в старину было не так. Прежде, чем женить сына или выдать замуж дочь, люди узнавали о будущих родственниках до пятого колена! Незнание своих предков приравнивалось к отсутствию образования. 

Дом и семья для человека – это в первую очередь место, где его любят, ценят и непременно ждут. В близкой для сердца обители всегда можно найти поддержку, понимание, успокоение, можно почувствовать заботу окружающих. Именно с учетом таких критериев и строится тот фундамент, который и будет основополагающим для дальнейшего жизненного пути человека

К основным ценностям семейных отношений относятся:

1. Доверительное общение. В кругу родных можно без опасений поделиться проблемой и услышать дельный совет и слова поддержки, а не порицание.

2. Уважение – и к старшим, и к младшим. При этом страх наказания не культивируется в семье. Уважать – не значит бояться.

3. Следование ритуалам. Семейные ценности и традиции крепко связаны, очень важно не разрывать эту тонкую, но прочную нить.

У каждого родственного круга есть свои привычки: как отмечать Рождество, как провожать Масленицу, когда украшать елку, какие куличи печь на Пасху.

Чем больше в вашей семье незыблемых традиций – тем прочнее «фундамент».

4. Ответственность. Ее несет каждый – перед каждым. И за свои поступки, и за деяния своих детей.

5. Прощение. Чтобы ни творилось и ни говорилось в пылу ссор, семья – это то место, где всегда простят. Сюда можно вернуться в любой момент, даже после ругани и  красноречивого хлопка дверью. Здесь поймут твои мотивы и забудут плохие слова. Также, как прощает нам истинное покаяние Господь.

6. Честность. Семья – это место, где тебе не соврут. Порой трезвая критика и неприкрытая правда звучат жестоко, но только здесь их можно получить в полном объеме. Отсутствие лицемерия и лжи – основа семейных ценностей.

7. Значимость для родных. Каждый член семьи осознает, что играет серьезную роль в жизни близких. Это не повод для манипуляций, а, наоборот, – важная миссия.

8. Щедрость. Не только материальная, но и любая другая – духовная, чувственная. Щедрость на слова одобрения, на время, на внимание, подразумевающая искусство делиться и отдавать.

9. Любовь. Я недаром написала эту ценность последним пунктом, чтобы вы и сами успели догадаться о важности ее включения в перечень. Сегодня многие забывают о необходимости не только чувствовать, но и проявлять любовь в отношении своих родных.

Подобный перечень семейных ценностей очень важен в прогрессивном и быстро меняющемся мире, где молодежь со всех сторон получает информацию о «необязательности брака» и «идеале свободной, ничем не обремененной жизни», перестает ценить своих родителей и задумываться о потомстве. Согласно результатам социологических опросов, семейные национальные традиции и обычаи у молодежи стоят не на первом и даже не на втором местах. Их обогнали образование, карьера, взаимоотношения с друзьями, пристрастия. Молодежь перестала стесняться темы разврата. Более того, жить «гражданским браком» стало нормой. Не будем далеко ходить. Спросите у своих бабушек и дедушек: «Приемлемо ли было жить женщине и мужчине без штампа в паспорте?» Поступит однозначный отрицательный ответ. Сейчас «сожительство» наоборот поддерживают, считая это пользой для молодых людей. Принижается понятие ответственности перед семьей, нет крепкого, негасимого семейного очага. Пожил, не устроило, ушел. Казалось бы, что в этом такого? Появилась новая норма. Хочешь – вступай в «гражданский брак», хочешь – храни целомудренность до свадьбы. Никто не заставляет жить по уставу. Ты сам отвечаешь за свои поступки. Ты свободен.

Стоит полагать, что из-за такой свободы в выборе человек теряет частичку нравственности.

На мой взгляд, брак - это единственно правильная, Богом установленная форма совместной жизни мужчины и женщины. Сохраняя веру и любовь друг к другу, они воспитывают детей и таким образом продлевают род.

А сейчас я хочу рассказать вам одну притчу.

Когда-то жил очень старый человек. Глаза его ослепли, слух притупился, колени дрожали. Он почти не мог держать в руках ложку и во время еды часто проливал на скатерть суп, а иногда кое-что из пищи выпадало у него изо рта. Сын и его жена с отвращением смотрели на старика и стали во время еды сажать его в угол за печку, а еду подавали ему в старом блюдечке. Оттуда он печально смотрел на стол, и глаза его становились влажными. Однажды руки его так тряслись, что он не смог удержать блюдечко с едой. Оно упало на пол и разбилось. Молодая хозяйка стала ругать старика, но он не сказал ни слова, а только тяжело вздохнул. Тогда ему купили деревянную миску. Теперь он должен был есть из неё.

Как-то раз, когда родители сидели за столом, в комнату вошёл их четырёхлетний сын с куском дерева в руках.

-Что ты хочешь сделать? - спросил отец.

-Деревянную кормушку, - ответил малыш. - Из неё папа с мамой будут кушать, когда я вырасту.

Из этой притчи можно сделать вывод, что главная семейная ценность – это наши родители, которые дали нам жизнь, вырастили и воспитали нас. Поэтому родителей надо уважать и оберегать их старость. Счастливая старость наших родителей – это залог и нашей счастливой старости, потому что дети учатся у своих родителей отношению к старшим.

Если семью связывают отношения дружбы, любви, доверия, то человек получает огромный положительный заряд для своего нравственного развития. Каким будет человек, на какие ценности и установки станет ориентироваться в жизни? Во многом это зависит от того, во что верят и что ценят его родные, какие семейные ценности они передадут ему.

3.4. Религия

Два мира есть у человека.

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Слово «религия» в переводе означает связь, соединяющая человека с божеством, это совокупность моральных принципов, регулирующих образ жизни и поведение людей, разделяющих веру в Бога.

Религия играет огромную роль в жизни современного общества, потому что люди стремятся найти в ней противовес бездуховности, получившей распространение по всему миру.

В современных условиях падения уровня культуры, ослабления национальных традиций, культа денег и вещей, обострения и разрастания в мире социальных и иных конфликтов все более возрастает интерес к духовным началам общества. В нашем сложном современном мире люди все чаще возвращаются к вере, видят спасение в ней, в нравственной основе общества.

Мы являемся свидетелями того, как в мире попираются традиционные религии, как грибы после дождя разрастаются различные секты; как ложь, цинизм, двуличие становятся государственной политикой целого ряда стран, как лукаво навязывается и распространяется греховный образ жизни.

На мировом уровне идет очень тонкая циничная подмена нравственных ценностей, которая внешне выглядит как дань моде, или современное молодежное течение.

После распада Советского Союза с Запада хлынули гранты во все республики бывшего ССР по обучению молодежи толерантности. Внешне все пристойно. Школьников и студентов учили быть терпимыми. Но вопрос: Терпимыми к чему? К лицам другой национальности, к другим религиям, к сексуальным меньшинствам, к так называемым «гражданским» бракам и т.д. Но ведь в традиции наших народов каждый человек воспринимался как творение Божие. Только в радость были крепкие семьи.

Мы говорим: человека надо любить, а нам навязывают, что его надо терпеть. Мы говорим: надо уважать чувства верующих других конфессий, а нам навязывают: нет, их надо терпеть. Происходит тонкая подмена ценностей. Все большее распространение получает «новое искусство», основанное на пошлости.

Зададимся вопросом: почему так легко люди на это ведутся? Ответ прост – нет духовно-нравственной основы. На мировом уровне давно поставлена цель подмены религиозных ценностей и нравственное разложение. К этой мерзкой цели идут разными путями: через моду, через искусство, через законодательные предписания, через насаждение сект.

Если взять христианство, то этим целям служит секта «Свидетели Иеговы». Для разложения христианства в США в начале 20-го века была создана секта мормонов. И эта секта – самая богатая и влиятельная в мире. Ее состояние оценивается в триллионы долларов США.

Забота США об исламе привела к катастрофе в мусульманском мире. Началась братоубийственная война на всем Ближнем Востоке. Туда пришла беда, кровь, хаос, бесправие. Сатане обязательно нужна кровь.

Идет глобальное манипулирование сознанием людей, размывание грани добра и зла, безнравственность превращают в норму. Вера и нравственность – это фундамент, на котором стоит Человек, если же его нет, то это щепка в океане беззакония. Человек полностью погружается во власть врага рода человеческого.

Дух злобы витает на планете, и сокрушить его можно только любовью, нравственными ценностями, справедливостью.

К великому счастью Россия - многонациональная и многоконфессиональная страна, в которой на государственном уровне пропагандируются истинные ценности. Россия стала преградой сатанинскому Западу на пути к мировому господству.

Ни для кого не секрет, что сегодня вопрос о религии ставит перед обществом большие проблемы: на улицах все чаще и чаще встречаются люди, предлагающие разные брошюры; в гостях у родственников мы нередко можем услышать о какой-то группе, примкнув к которой человек может получить чуть ли не все блага мира; кто-то из друзей может пригласить посетить какую-нибудь лекцию, прослушав которую, мы сможем избавится от всех проблем; но в итоге всех этих действий очень часто человек, обратившийся в надежде получить помощь, превращается чуть ли не в «зомби». 

Очень хочется сказать людям, что нельзя доверять тем, кто пытается проповедовать прямо на улице или в гостях то или иное течение, а также объявлениям на остановках, приглашающих на работу с высокооплачиваемой зарплатой. Нельзя поддаваться любопытству в ущерб здравому смыслу. Слишком много людей оказалось вовлеченными в секты из-за чрезмерной самоуверенности.

. Я хочу помочь каждому человеку, который имеет фальшивые или искаженные ценности в жизни помочь узнать истину Божью. Для моей жизни Библия стала главным критерием ценностей. Из этой книги я черпаю все, что нужно для жизни. Каждый человек имеет свой жизненный путь, также путь в нахождении своей истины. Я желаю, чтобы русский народ обращался к Священному Писанию. Библия – это большое духовное наследие для всей России и всего мира.

4. АНКЕТИРОВАНИЕ.

Работая над этим проектом, я разработала анкеты и провела анкетирование среди своих одноклассников и знакомых. Цель: выяснить, что знают окружающие об истинных и ложных ценностях, умеют ли их отличать друг от друга, а также какие ценности для них являются наиболее значимыми. В анкетировании приняли участие 64 человека. Результаты анкетирования можно увидеть в приложении № 1. Оно показало, что большинство участников знают что такое истинные и ложные ценности, и духовные ценности для них важнее материальных, умеют различать истинные ценности от ложных, знают об их проблемах, и считают виновными в этих проблемах общество, которое окружает нас.

Проанализировав данные анкет, я пришла к выводу, что семья , любовь и друзья занимают самое важное место в жизни людей, которые имеют определенные семейные традиции и придерживаются их.

В школе я провела классный час на тему: «Ценности: истинные или ложные». (Приложение №  2) Для этого я изготовила и развесили в классе информационный плакат «Ценности», на котором показана информация о понятии ценности, разделении ее на истинные и ложные и что относится к каждой из подгрупп, притча «Остров духовных ценностей», советы по выбору правильных ценностей и высказывания известных людей. (Приложение № 3). Эту же полезную информацию я сделала в виде буклетов, которые раздала школьникам. (Приложение № 4)

На классном часе я также ознакомила с некоторым материалом из проекта, озвучила основные проблемы проекта, провела конкурсы: загадки, ребусы, нахождение правильных пословиц. Чтобы хоть немного помочь в борьбе «истинных ценностей с ложными», я разработала буклет с «Советами доброты» (Приложение № 5) и также раздала их школьникам и знакомым.

5. ВЫВОД

Рассмотрев данную тему можно сделать следующие выводы:

От того, что мы выбираем сегодня, зависит наше будущее. Если наша категория ценностей – это деньги, положение в обществе, мода, развлечения, равнодушное отношение к родным и близким, слава, величие и т.п., не удивляйтесь, что завтра ваши дети посчитают вас лишними и отправят в дом престарелых, или, что еще хуже, навестят вас только на ваши похороны, чтобы принять в наследство ваше жилье и имущество.

Но если вы в своей жизни придерживаетесь принципов честности, порядочности, доброты, милосердия, даже если это порой в ущерб вашему материальному состоянию, то поверьте, что дети будут брать с вас пример, и вам не будет стыдно перед людьми за то, что ваш сын или дочь, пусть они богаты, знамениты и известны, почему-то не приезжают к вам. Надеюсь, что вы будете придерживаться истинных ценностей в своей жизни.

Таким образом, выдвинутая мной гипотеза подтвердилась. Многие мои сверстники, ученики моей школы и мои знакомые действительно много времени проводят в социальных сетях. Они мало задумываются о том, что такое хорошо, что такое плохо. что такое истинные ценности, а что - ложные. Надеюсь, что моя попытка формирования истинных ценностей у них не прошла даром и они смогут в дальнейшем отличать плохое от хорошего, смогут стать достойными гражданами нашей великой страны.

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Закончить свою работу я хочу прекраснейшими по своей нравственной красоте советами Владимира Мономаха, которые он давал своим сыновьям. Они как нельзя хорошо подходят к данной проблеме:

- старых чтите, как отца, а молодых, как братьев;

- в дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте;

- лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело;

- что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь;

- больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны;

- жену свою любите и не обижайте;

- куда не пойдете и, где бы ни остановились, напоите и накормите нищего;

- более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол;

- не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите.

7. ЛИТЕРАТУРА

Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. - М. – 1978. – 294 с.

Определение ценностных ориентаций // Менеджер по персоналу. - 2006. - № 3. - С. 60-65.

Сысоев Н. 7 главных ценностей в жизни человека [ Электронный ресурс] – URL: http://niksy.net/stati/samorazvitie/7-glavnyih-tsennostey-v-zhizni-kazhdogo-cheloveka (Режим доступа - 10.10.2018)

Тюрина В.А., Научитель Е.Д. Ценностные ориентации: Учеб. Пособие. – К.: ООО "Междунар. фин. агенство", 1998. – 30 с.

Ценностные ориентации современной молодежи [Электронный ресурс]- URL: http://www.in1.com.ua/article/31402/index.html (Режим доступа - 10.10.2018)

ttp://ru.wikipedia.org [электронный ресурс]

7. www.mail.ru [электронный ресурс]

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

А Н К Е Т А

I.) Что, по вашему мнению, являются истинными ценностям:

_____________________________________________________________

II.) Что, по вашему мнению, являются ложными ценностям:

_____________________________________________________________

III.) Какие ценности важнее в жизни:

1) духовные

2) материальные

IV.) Какие из перечисленных ценностей вы считаете наиболее важными для счастливой жизни? (Распределите от наиболее важных к наименее важным):

1) образование, профессия _____

2) родители _______

3) друзья _______

4) любовь ________

5) семья ________

7) мир (чтобы не было войны) ___

8) действия, на благо России _____

9) идеалы, вера ________

10) деловая карьера ________

11) деньги ________

6) получить от жизни больше удовольствий ________

V.) Ваши представления о счастье? (отметьте 2-3 варианта)

1) семья

2) любовь

3) здоровье

4) гармония

6) любимая работа

7) достижение мечты

8) мир на земле

9) верные друзья

5) материальное благополучие

VI.) Ваши представления о несчастье? (отметьте 2-3 варианта)

1) болезнь близких

2) нищета

3) депрессия

4) одиночество

5) потеря близкого человека

6) невозможность осуществления задуманного

7) война

8) отсутствие понимания другими

VII.) Что из перечисленного ассоциируются у Вас с добром?

1) уют

2) душевная гармония

3) достаток

4) семья

5) понимание

7) щедрость

8) мир

9) везение

10) милосердие

11) успешность

6) стремление к лучшему

VIII.) Что из перечисленного ассоциируются у Вас со злом?

1) эгоизм

2) жестокость

3) месть

4) война

5) убийство

6) предательство

7) непорядочность

8) зависть

9) подлость

10) наглость

IX.) Что Вы считаете важным для достижения успеха в жизни?

1) хорошее образование

2) сильная воля

3) нужные знакомства

4) удача

5) интеллектуальные способности

6) целеустремленность, трудолюбие

7) пробивные способности

8) деньги

X.) Что в вашей жизни вызывает наиболее острые переживания?
(отметьте 2-3 варианта)

1) материальные проблемы

2) взаимоотношения в семье

3) дела, связанные с учебой

4) отношения с другими людьми

5) впечатления от книги, фильма

6) то, что происходит в мире

XI.) Что такое семья?

______________________________________________________________

XII.) Какие семейные традиции существуют в вашей семье?

______________________________________________________________

XIII.) К кому ты обычно обращаешься за помощью в затруднительных ситуациях?

1) к родителям

2) к учителям

3) к друзьям

4) к родственникам

5) к школьному психологу;

6) к классному руководителю;

7) к специалистам вне школы;

8) свой ответ_________________________

XIV.) Слышали ли вы о проблемах истинных и ложных ценностей современного мира?

1) да 3) слышал, но ничего об этом не знаю.

2) нет

XV.) Кто, на ваш взгляд, виноват в возникающих проблемах истинных и ложных ценностей?

1) сами молодые люди 2) общество, которое окружает нас

3) ваше мнение ______________________________________________

Приложение 1

И Т О Г И А Н К Е Т И Р О В А Н И Я

I.) Что, по вашему мнению, являются истинными ценностям:

Счастье, мир, добро, любовь, семья, друзья, жизнь, забота, вера, надежда, справедливость, здоровье

II.) Что, по вашему мнению, являются ложными ценностям:

Интернет, богатство, наркотики, богатство, деньги, слава, удовольствия, машина, дом

III.) Какие ценности важнее в жизни:

1) духовные - 56 человек

2) материальные - 8 человек

IV.) Какие из перечисленных ценностей вы считаете наиболее важными для счастливой жизни? (Распределите от наиболее важных к наименее важным):

На 1 месте - родители

На 2 месте - семья

На 3 месте - любовь

На 4 месте - друзья

На 5 месте - мир (чтобы не было войны)

На 6 месте - образование, профессия

На 7 месте - действия, на благо России

На 8 месте - идеалы, вера

На 9 месте - деловая карьера

На 10 месте - деньги

На 11 месте - получить от жизни больше удовольствий

V.) Ваши представления о счастье? (отметьте 2-3 варианта)

1) семья – 60 человек

2) любовь – 24 человека

3) здоровье – 40 человек

4) гармония – 4 человека

 

5) материальное благополучие – 8 человек

6) любимая работа – 4 человека

7) достижение мечты – 8 человек

8) мир на земле – 20 человек

9) верные друзья – 24 человека

VI.) Ваши представления о несчастье? (отметьте 2-3 варианта)

1) болезнь близких – 44 человека

2) нищета – 12 человек

3) депрессия – 0 человек

4) одиночество – 44 человека

 

5) потеря близкого человека – 52 человека

6) невозможность осуществления задуманного – 4 человека

7) война – 20 человек

8) отсутствие понимания другими – 4 человека

VII.) Что из перечисленного ассоциируются у Вас с добром?

1) уют – 8 человек

2) душевная гармония – 8 человек

3) достаток - 4 человека

4) семья – 48 человек

5) понимание – 24 человека

 

6) стремление к лучшему – 0 человек

7) щедрость – 16 человек

8) мир – 28 человек

9) везение – 0 человек

10) милосердие – 40 человек

11) успешность – 0 человек

VIII.) Что из перечисленного ассоциируются у Вас со злом?

1) эгоизм – 12 человек

2) жестокость – 48 человек

3) месть – 8 человек

4) война – 20 человек

5) убийство – 48 человек

 

6) предательство – 4 человека

7) непорядочность – 4 человека

8) зависть – 8 человек

9) подлость – 28 человек

10) наглость – 0 человек

IX.) Что Вы считаете важным для достижения успеха в жизни?

1) хорошее образование – 44 человека

2) сильная воля – 32 человека

3) нужные знакомства – 4 человека

4) удача – 0 человек

 

5) интеллектуальные способности – 12 человек

6) целеустремленность, трудолюбие – 40 человек

7) пробивные способности – 0 человек

8) деньги – 0 человек

X.) Что в вашей жизни вызывает наиболее острые переживания?
(отметьте 2-3 варианта)

1) материальные проблемы – 12 человек

2) взаимоотношения в семье – 68 человек

3) дела, связанные с учебой – 24 человека

 

4) отношения с другими людьми – 40 человек

5) впечатления от книги, фильма – 12 человек

6) то, что происходит в мире – 8 человек

XI.) Что такое семья?

Мама, папа и я; близкие и родные; место где тебя любят; дом и уют; не знаю.

XII.) Какие семейные традиции существуют в вашей семье?

Катания на коньках; совместные семейные праздники; путешествия; прогулки; поездки к морю; вечер песен;

XIII.) К кому ты обычно обращаешься за помощью в затруднительных ситуациях?

1) к родителям – 68 человек

2) к учителям – 8 человек

3) к друзьям – 44 человека

4) к родственникам – 12 человек

 

5) к школьному психологу – 0 человек

6) к классному руководителю – 0 человек

7) к специалистам вне школы – 0 человек

8) свой ответ – 0 человек

XIV.) Слышали ли вы о проблемах истинных и ложных ценностей современного мира?

1) да - 24 человека

2) нет – 12 человек

3) слышал, но ничего об этом не знаю – 28 человек

XV.)Кто, на ваш взгляд, виноват в возникающих проблемах истинных и ложных ценностей?

1) сами молодые люди – 16 человек

2) общество, которое окружает нас - 40 человек

3) ваше мнение - 8 человек

Приложение 2

КЛАССНЫЙ ЧАС:

«Ценности: истинные или ложные»

Приложение 3

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПЛАКАТ

«Ценности»

Приложение 4

БУКЛЕТЫ

«Ценности: истинные или ложные»

Приложение 5

БУКЛЕТЫ

«Советы доброты»

Просмотров работы: 337