Право несовершеннолетних на свободу совести и религии

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Право несовершеннолетних на свободу совести и религии

Аранова О.И. 1Трубицин М.А. 1Колесникова К.С. 1
1МКОУ « Лиманская СОШ №1»
Степкин А.В. 1
1МКОУ « Лиманская СОШ №1»
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

У каждого человека на Земле с момента рождения есть права, которые являются основой свободы, справедливости и всеобщего мира, ведь как говорил В. Гюго – «право – это все то, что истинно и справедливо».

Проблема прав и свобод человека была актуальна во все времена. В своей работе мне хотелось бы сконцентрировать внимание на проблеме осознания своих возможностей на примере одного из видов прав.

Цель: выяснить, нужна и соблюдается ли свобода совести и вероисповедания детей.

Перед собою мы поставили следующие задачи:

Определить сущность понятий «свободы совести» и «свободы вероисповедания»;

Изучить правовую базу и узнать, как реализуется конституционный принцип свободы совести в России;

Выяснить как свобода совести и вероисповедания используется в разных странах;

Проанализировать отношение  современных подростков к  проблеме  свободы совести и вероисповедания;

Узнать у представителей разных конфессий как они осуществляют обучение детей основам своих религий.

Актуальность

Мы выбрали эту тему, потому что в своем окружении встречаем немало верующих людей. Если раньше соблюдение религиозных правил, походы в церковь были обязательными, то сейчас, глядя на современную молодежь, напрашивается вывод об отсутствии необходимости исповедовать какую-либо религию. А зачем? Ведь в настоящее время мы можем найти любую интересующую нас информацию в Интернете. И совсем необязательно обращаться к религии, чтобы ответить на извечные вопросы о смысле жизни, добре и зле. Скорее всего, отсутствие веры является причиной главных проблем российской молодежи – падение морали, вредные привычки. Религия же учит нас совершать хорошие добрые поступки, идти по жизни правильным путем. Во все времена человек задумывается над вопросами «Кто я есть? Можно ли жить вечно? А что будет со мной и моими близкими после смерти?» – на эти вопросы, как и многие другие, помогает ответить религия. Религия играет большую роль в жизни человека, ведь когда беда приходит или радость человек идет в Храм для поклонения Богу, просит о помощи и поддержке. Представители разных конфессий ведут миротворческую деятельность, объединяют народы. В школах настоящее время изучают некоторые религии, традиции разных религиозных культур, отношения церкви с обществом. Эти вопросы обсуждаются и изучаются на уроках литературы, истории, обществознания, биологии. В школьном расписании появился также новый предмет ОРКиСЭ - основы религиозных культур и светской этики, а также желающие могут подробнее познакомиться с основами православной, буддистской и мусульманской культур.

Глава 1. Сущность свободы совести и вероисповедания.

«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства»1. В связи с таким конституционным установлением изучать различные аспекты реализации свободы совести становится актуальной и важной задачей.

Совесть это нравственное сознание, чувство или знание того, что хорошо и что плохо, справедливо или несправедливо. Свобода совести и вероисповедания при всей кажущейся простоте — понятие сложное и многогранное. Свобода совести есть конкретные возможности, права, притязания, возникающие на основе и в пределах законодательства. При характеристике отношения человека к религии в статье 28 Конституции РФ кроме понятия «свобода совести» употребляется термин «свобода вероисповедания». А в нормах международного права, в частности, в статье 18 Всеобщей декларации прав человека, статье 9 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и других актах – «свобода религии».

Свобода вероисповедания предполагает не только свободную деятельность религиозных объединений различных конфессий, действующих в соответствии с законом, но и индивидуальное право каждого свободно выбирать любую религию, принадлежать к любой конфессии, выбирать, иметь, менять, распространять и выражать любые религиозные взгляды, участвовать в религиозных богослужениях и обрядах, а также не исповедовать никакой религии.

Аспект свободы совести – это внутренняя возможность личности выбрать себе подобный идеал и поклоняться ему. Свобода вероисповедания представляет собой возможность человеку верить в существование идеала.

Глава 2. Нормативно-правовые акты о свободе совести и вероисповедания в России.

В начале своего исследования мы обратились к правовой базе рассматриваемого вопроса. Свобода совести провозглашена во Всеобщей декларации прав человека (Принята и провозглашена резолюцией 217а(III) Генеральной Ассамблеей ООН от 10 декабря 1948 года). В статье 18 этой Декларации свобода совести поставлена в ряд со свободой мысли и свободой религии. Там написано: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии, это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими…»2.

Во всех следующих Международных правовых актах при обращении к проблемам мировоззренческих свобод неизменно используется выражение: “свобода мысли, совести, религии и убеждений”. Изучив законодательную базу по теме исследования, мы узнали, что в Конвенции о правах ребенка в статье 14 сказано, что:

«1. Государства-участники уважают, право ребенка на свободу мысли, совести и религии.

2. Государства-участники уважают права и обязанности родителей и в соответствующих случаях законных опекунов руководить ребенком в осуществлении его права методом, согласующимся с развивающимися способностями ребенка.

3. Свобода исповедовать свою религию или веру может подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, нравственности и здоровья населения или защиты основных прав и свобод других лиц»3.

Принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации в статье 28 предусматривает, что «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания…»4.

Конституция регулирует наиболее принципиальные вопросы реализации свободы совести. К числу таких вопросов относятся:

· в Российской Федерации признается идеологическое многообразие (ст.13);

· Российская Федерация — светское государство (ст.14);

· никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст.14);

· религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст.14);

· государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии, запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам религиозной принадлежности (ст.19);

· каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст.28);

· не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая религиозную ненависть и вражду, запрещается пропаганда религиозного превосходства (ст.29);

· никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем (ст.30);

· гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (ст.59).

Одной из важнейших составляющих российского законодательства в области свободы совести и вероисповедания являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Данное положение включено в Конституцию впервые в истории России.

Далее знакомясь с законодательной базой, мы узнали, что положения Конституции РФ и норм международного права в области свободы совести и вероисповедания получили развитие во многих нормативных правовых актах. К числу важнейших базовых законов в области свободы совести и вероисповедания относится федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», вступивший в силу 1 октября 1997 г. В преамбуле этого Закона можно выделить два фактора. Один в том, что признается особая роль православия в истории России. Федеральное Собрание кроме этого засвидетельствовало свое уважение к христианству, исламу, буддизму, иудаизму и иным религиям, распространенным у других народов России. Отсюда можно сделать вывод о том, что содержание Закона свидетельствует о том, что никаких юридических преимуществ названные религии не имеют ни друг перед другом, ни перед иными религиями.

Закон устанавливает (ч.2 ст.3), что право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это требуется в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Глава 3. Реализация конституционного принципа свободы совести в России. Возможности реализации этого права детьми.

Положения о свободе совести, заложенные в ныне действующей Конституции России, вот уже много лет реально действуют и имеют место в деятельности государственных органов и в жизни религиозных объединений.

Действующая Конституция РФ провозглашает и закрепляет основополагающие принципы правового государства, гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания. Российская нормативная база в данной сфере, постепенно приближается к общеевропейским стандартам. Это проявилось в том, что в 1995 г. Гражданский кодекс Российской Федерации выделил среди субъектов гражданских правоотношений некоммерческие организации (п.1, 3 ст.50 ГК РФ), к которым были отнесены, в том числе и религиозные организации.

К составным частям российского законодательства о свободе совести кроме соответствующих норм Конституции РФ относят: Гражданский кодекс РФ, ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», а также иные нормативные правовые акты РФ и субъектов РФ, которые непосредственно касаются вопросов реализации прав человека на свободу совести и деятельности религиозных объединений.

В связи с возможными нарушениями законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях в Российской Федерации предусмотрена ответственность. Это предусмотрено ст. 5.26 Кодекса РФ об административных правонарушениях. А также Уголовный кодекс РФ предусматривает уголовную ответственность за воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий5.

В Российской Федерации запрещены религиозные объединения, деятельность которых сопряжена с причинением вреда здоровью граждан, с побуждением к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению противоправных действий.

Важным элементом свободы вероисповедания является право каждого гражданина на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими. Воспитание и образование детей осуществляется родителями или лицами, их заменяющими, с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания. По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы. 

В настоящее время законодательство исходит из того, что каждый человек может самостоятельно решать вопрос о своем отношении к богу и о выборе для себя религии. Ребенок же, как правило, не может быть самостоятельным в решении этих вопросов, так как у него недостаточно жизненного опыта, поэтому законодательство исходит из презумпции единства интересов родителей и детей.
Право на свободу вероисповедания нашло отражение в действующем законодательстве. Так, данное право ребенка защищается от препятствия к его осуществлению, так и от принуждения к приобщению ребенка к религии. Родителям (лицам, их заменяющим) запрещается принуждать детей к участию в исполнении религиозных обрядов, исповеданию какой либо религии. Образовательные учреждения также не вправе принудить учащихся посещать занятия или факультативы с религиозным содержанием. Религиозные образовательные учреждения не имеют права оказывать психологическое, физическое, моральное воздействие на своих учеников, которые изъявили желание оставить учебу и не имеют права препятствовать осуществлению данного права.

Еще одной из гарантий соблюдения права ребенка на свободу вероисповедания является установление запрета вовлечения несовершеннолетних в религиозные организации без учета мнения ребенка и письменного согласия родителей (лиц, их заменяющих) (ст.3 Федерального закона РФ «О свободе совести и религиозных объединениях»).

Каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими. Воспитание и образование детей осуществляются родителями или лицами, их заменяющими, с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания. Религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами и с законодательством Российской Федерации создавать образовательные организации.

По письменной просьбе родителей или лиц, их заменяющих, и с согласия детей, обучающихся в государственных или муниципальных образовательных организациях, указанные образовательные организации на основании решения коллегиального органа управления образовательной организации по согласованию с учредителями могут предоставлять религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы.

Религиозные объединения вправе осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в формах, определяемых внутренними установлениями религиозных объединений. Обучение религии и религиозное воспитание не являются образовательной деятельностью.

В результате изучения нормативно-правовых актов можно сделать вывод о том, что в России созданы правовые и организационные условия для реализации гражданами своих прав на свободу совести. Религиозные организации разных конфессий играют важную положительную роль в общественной жизни. Они активно и плодотворно занимаются благотворительной, миротворческой, культурно-просветительской, а также образовательной деятельностью. Усилия различных религий способствуют защите и пропаганде общечеловеческих норм и ценностей, а также нравственному оздоровлению общества, что очень важно сегодня. Среди прав несовершеннолетних особое место занимает его право на свободу совести и религии. Это право несовершеннолетнего регулируется как внутригосударственным законодательством, так и международными правовыми актами.

Глава 4. Возможность осуществления свободы совести и вероисповедания в мире.

В конституциях многих государств в настоящее время закреплены нормы, которые в той или иной мере выражают отношение к религии. Во многих странах закрепляется право на свободу совести и религии. Например, Конституция Польши определяет, что «свобода религии заключает в себе свободу исповедовать или принимать религию по собственному выбору, а также индивидуально или вместе с другими, публично или частным образом, выражать свою религию путем отправления культа, моления, участия в обрядах, осуществления практик и обучения». Родители имеют право обеспечивать детям моральное и религиозное воспитание и обучение согласно своим убеждениям (статья 53 Конституции Польской Республики).

Статья 26 Конституции Республики Армения устанавливает, что каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии. Это право включает свободу изменения религии или убеждений и свободу их проповеди, выражения посредством церковных церемоний и иных культовых обрядов как индивидуально, так и совместно с другими лицами.

Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. в ст. 18 закрепляет следующее: "Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору". Государство должно само не подвергать никого такому принуждению и не позволять этого никому. Светский характер присущ многим демократическим правовым государствам (США, ФРГ, Италия, Польша и др.). Так в Конституции Франции закреплено: "Франция является светской Республикой. Она обеспечивает равенство перед законом всем гражданам, независимо от религии. Она уважает все верования". В Конституции США включено: "Конгресс не должен издавать законов, устанавливающих какую-либо религию или запрещающих ее свободное вероисповедание..." Светским государством провозглашена Турция (ст. 2 ее Конституции 1982 г.), где большинство населения - мусульмане.

Конституция Испании 1978 г. в ст. 16 гарантирует гражданам свободу идеологии, религии и культов без любых ограничений кроме ограничений, которые необходимы для охраняемого законом общественного порядка. Никто не обязан заявлять о том, какой идеологии, религии или веры он придерживается. Никакое вероисповедание в государстве не является государственным; публичные власти только принимают во внимание существующие религии и поддерживают отношения, как с католической церковью, так и прочими религиозными общинами.

Это происходит и в некоторых странах с преобладанием среди населения православных христиан. Так, Конституция Греции, демократически решается вопрос о свободе совести и равноправии религий, но вместе с тем устанавливается следующее: "Господствующей в Греции религией является религия восточноправославной церкви Христовой". Подобное положение содержится в ч. 3 ст. 13 Конституции Болгарии. В некоторых странах таким же образом устанавливаются государственные религии, количественно преобладающие, но совсем не ограничивающие религиозной свободы других вероисповеданий. Так, например, англиканская церковь в Англии, а пресвитерианская - в Шотландии или мусульманская - в Египте и иудейская - в Израиле.

Есть и государства, где государственная религия господствует полностью. Согласно ст. 7 и 8 ее Конституции Италии, государство и католическая церковь независимы и суверенны в своих сферах, а их отношения регулируются Латеранскими соглашениями. Все религии равноправны и свободны, а некатолические конфессии имеют право создавать свои организации согласно своим уставам, но, никак не противореча правопорядку Италии. В этой стране все имеют право на вероисповедание в любой форме, как в индивидуальной, так и в коллективной, на его распространение, за исключением обрядов, которые против добрых нравов.

Таким образом, можно сделать вывод, что во многих странах государство относится нейтрально по отношению свободы религиозных верований и убеждений. Оно не вмешивается в осуществление гражданами их свободы совести и вероисповедания, не вмешивается и в деятельность церкви и иных религиозных объединений, которые действуют в рамках закона, и не возлагает на них, выполнение каких бы то ни было своих функций.Право на свободу совести и свободу вероисповедания во многих странах может быть реализовано каждым человеком как индивидуально, так и совместно с другими; участия в богослужебной, благотворительной и иной деятельности религиозного объединения. Изучаемые мною права также закреплены Декларацией Генеральной Ассамблеи ООН о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений.

Глава 5. Социологические исследования.

Мы решили выяснить, как учащиеся школы, где мы учимся, относятся к религии, узнать посещают ли они культовые сооружения. В результате проведения социологического опроса среди учащихся 7-9 классов выяснили следующее. Исходя из данных выше представленных диаграмм (Приложение № 1), можно сделать вывод о том, что более половины старшеклассников исповедуют христианство, но при этом мало кто соблюдает религиозные традиции и посещает храмы. По мнению опрошенных старшеклассников, семья играет главную роль в формировании религиозных убеждений. Большинство старшеклассников общаются с представителями других конфессий. По мнению опрошенных учащихся, религия играет малозначительную роль в их жизни. Около половины опрошенных считает, что религиозное образование может вводиться только по желанию школьников.

Таким образом, на примере проведенного анкетирования можно сделать общий выводо том, что религия еще нужна современному человеку. Хотя учащиеся мало интересуются вопросами религии, но не отрицают ее значимость.

Нами было взято интервью у настоятеля православного прихода храма Казанской иконы Божией Матери протоиерея Анатолия Лебедева (Приложение №2). Из интервью узнали о том, какую роль играет воскресная школа в воспитании детей, отец Анатолий поделился мыслями о роли религии в воспитании духовности.

Затем мы встретились с имамом – хатыбом Абубекеровым Ризек Насрединовичем ( Приложение №3). У него так же выяснили, какую роль играет религиозное воспитание в жизни детей, получила информацию о работе школы при мечети.

Изучив материалы СМИ ( Приложение №4), узнали о том, что если в начале советской власти были гонения на религию, что отражалось в газете «Безбожник», то в настоящее время на страницах многих газет из различных субъектов, в том числе и нашем – Астраханская область, стали печатать информацию о религиозных праздниках, работе воскресных школ при храмах и школах при мечети.

В нашем поселке работают школы при православном храме и мечети. Нам удалось встретиться с ребятами, посещающими воскресную школу при храме (Приложение №5). Из беседы с ребятами, мы узнали, что им нравится посещать воскресную школу. Нравятся им как занятия по "Основам вероучения", так и посещение Богослужений в храме. Занятия для ребят проводятся также священниками Отцом Анатолием и Отцом Александром. В ходе занятий проходит знакомство с богослужебными книгами, правилами поведения в доме Божием, ребята узнают о том, как устроен храм, на какие части он делится. 

Так же для ребят в воскресной школе проводятся занятия по изобразительному искусству, рукоделию, основам журналистики.

Все воспитанники воскресной школы отметили, что в воскресной школе они обрели друзей-единомышленников, которые учатся любить Бога и ближних, а также жить по Заповедям Божиим.

Заключение.

В заключение можно отметить то, что «свобода вероисповедания» лишь одна из составляющих понятия «свободы совести». Юридическое содержание свободы совести включает в себя: право на определение своего отношения к вопросам свободы совести, а также включает в свой состав право иметь, выбирать и менять, исповедовать (не исповедовать) религиозные или иные убеждения; право действовать в соответствии со своими убеждениями, включающее возможность распространять, проповедовать какое-либо вероучение, систему взглядов, убеждений, а также свободно отправлять культы и пр.

Свобода совести и вероисповедания предполагает, что никакая власть – ни государство, ни духовенство той или иной религии – не вправе вмешиваться в религиозную жизнь человека. Основной источник закрепления права на свободу совести и вероисповедания в России – это Конституция РФ. Конституция регулирует наиболее важные вопросы реализации свободы совести. Одной из важнейших составляющих российского законодательства в области свободы совести и вероисповедания являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ.

В целом в Российской Федерации сегодня созданы необходимые конституционно-правовые предпосылки полноценного осуществления каждым человеком, в том числе и детьми права на свободу совести и вероисповедания, а также деятельности религиозных групп и организаций. Свобода совести является исторически первым и одновременно одним из важнейших прав человека. По тому, в какой степени она законодательно закреплена и практически реализована в том или ином государстве, можно судить о степени его демократичности.

В ходе своего исследования мы узнали, что нарушение законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях влечет за собой уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Надзор же за исполнением законодательства РФ о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях осуществляют органы прокуратуры Российской Федерации.

Список использованной литературы

Нормативн-правовые акты:

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изменениями и дополнениями) // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

3. «Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

4. «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

5. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 16.10.2019) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

6.Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» N 125-ФЗ (с изменениями и дополнениями) // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

Научная и учебная литература:

1. Баглай М.В. Малая энциклопедия конституционного права / М. В. Баглай, В. А. Туманов. – М.: БЕК, 2001.

2. Бражникова А.Н. «Отношение современной молодёжи к религии» М.: БЕК, 2006.

3. Вишнякова И.Н. Конституционно-правовое регулирование свободы вероисповедания. Автореф. дис… канд юрид. наук. М., 2000.

4. Гараджа В.И. «Религия и молодежь». Серия «Право». 2004.

5. Пчелинцев А.В. Свобода совести и вероисповедания как правовой институт// Религия, политика, права человека. – М., 2002.

Приложение №1

1.Какую религию вы исповедуете?

А) христианство – 65 %

Б) ислам – 25%

в) буддизм – 10 %

2.Посещаете ли вы храм?

А) да – 35%

Б) нет – 55% В) редко – 10%

3.Кто играет главную роль в формировании религиозных убеждений?

А) семья – 90%

Б) государство – 1%

В) школа – 8%

Г) друзья – 1%

4.Общаетесь ли вы с людьми других конфессий? А) да – 100%

Б) нет – 0%

5. Какую роль играет религия в жизни?
а) малозначительную – 70%

б) важную – 15 %

в) не играет совсем – 15%

6. Религиозное образование может вводиться по желанию?

А) ребенка – 45%

Б) родителей - 35%

В) школы – 20%

Приложение №2

Интервью с настоятелем православного прихода храма Казанской иконы Божией Матери протоиереем Анатолием Лебедевым

Вопрос: Много ли людей посещают Храм?

Ответ: По-разному, в обычные дни бывает немного людей, но когда бывают праздники то Храм наполнен. Хочется отметить, что современный мир – это- пёстрое множество жизненных укладов, языков, мировоззрений, находящихся в непрерывном взаимодействии, которые в значительной мере обусловлены религиозными воззрениями прошлого и настоящего. В нашей стране, где большинство населения десятилетиями воспитывалось в духе воинствующего атеизма, и многие люди утратили религиозность, в повседневной жизни они отмечают Рождество, Пасху, Троицу.

Вопрос: Отец Анатолий, как Вы считаете, для детей важно посещение храма?

Ответ: Я считаю, что для детей важно посещение храма. Возможно, именно из-за низкой религиозности молодежь теряет свои нравственные ориентиры и духовность. А духовность - это чувство ответственности перед Творцом за все, что происходит с человеком, со страной, с планетой! Духовность - это ощущение присутствия Творца и в большом, и в малом. 


Вопрос: Я знаю, что при Храме имеется воскресная школа для детей. Решение о посещении воскресной школы принимают дети или родители?

Ответ: Скорее всего, это общее решение в семье, но заявление о включении ребенка в состав учащихся воскресной школы пишут родители.

Вопрос: Какую роль могут сыграть воскресные школы в возрождении духовности среди людей?

Ответ: Воскресная школа играет большую роль в воспитании детей, в развитии в них многих хороших качеств, в том числе и духовности, а также приблизит их к Богу. 

Приложение №3

Интервью с имамом –хатыбом Абубекеровым Ризек Насрединовичем.

Вопрос: Много ли людей посещают Мечеть?

Ответ: По-разному, в обычные дни бывает немного людей, но когда бывают праздники то мечеть наполнена.

Вопрос: Для детей важно посещение мечети?

Ответ: Да, это научит их верить в Аллаха и в Его Пророка. По мере взросления его знания об исламе будут расширяться.


Вопрос: Я знаю, что при мечети имеется школа для детей. Решение о посещении этой школы принимают дети или родители?

Ответ: Обязательно на родителе воспитывать своих детей - мальчиков и девочек - исламским воспитанием.

Вопрос: Какую роль может сыграть эта школа?

Ответ: Детей в школе при мечети приучают к уважению родителей, учителей, воспитателей и старших по возрасту. Если ребенок поверхностно относится к омовению, совершению намаза, посту, приучают его совершить их как следует. Терпеливым наставлением пытаются остерегать ребенка от скверных привычек, от курения, пьянства. Ребенка учат быть преданным, честным, поясняя всю мерзость и непозволительность указанных деяний.Ребенок, прошедший обучение в нашей школе будет отличаться исключительной уравновешенностью, честностью, правдивостью, глубоким чувством любви к своим родителям, братьям, сестрам, друзьям.

Приложение №4

Приложение №5

Вопрос: Как давно вы посещаете воскресную школу?

Ответ: Кто уже третий год, а кто-то первый или второй.

Вопрос: Какие занятия у вас проходят в воскресной школе?

Ответ: У нас проходят занятия по "Основам вероучения, по пониманию Евангелия. Также мы посещаем и Богослужения в храме. Занятия для нас проводятся также священниками Отцом Анатолием и Отцом Александром. В ходе занятий проходит знакомство с богослужебными книгами, правилами поведения в Храме.

Вопрос: Что Вам особенно нравится в воскресной школе?

Ответ: Мы обрели здесь верных друзей-единомышленников, мы вместе учимся любить Бога и жить по Заповедям Божиим.

Вопрос: Кроме занятий по изучению основ вероучения, что еще на занятиях бывает у вас?

Ответ: Помимо уроков по Закону Божьему, у нас проходят занятия изобразительного искусства, рукоделия, основам журналистики. Когда идут занятия по внеурочной деятельности, то мы по собственному желанию делимся на группы: первая группа-"Юный журналист", где участвуют в подготовке газеты "Лучики", вторая группа -«Умелые ручки»-изготавливает рисунки и поделки к разным церковным праздникам. По итогам работы групп проводятся выставки газет и поделок . К праздникам мы готовим праздничные открытки и поздравляем своих близких. В течение учебного года мы участвуем во всех Творческих конкурсах, в праздничных богослужениях – Рождественском и Пасхальном.

Фото из архива воскресной школы

1КонсультантПлюс. Ст.2 "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).

2 КонсультантПлюс. Ст.18."Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948).

3 КонсультантПлюс. Ст.14."Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990).

4 КонсультантПлюс. Ст.28 "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).

5 КонсультантПлюс. Ст.148. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 16.10.2019).

Просмотров работы: 898