Чувство юмора у школьников

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Чувство юмора у школьников

Цокур В.В. 1
1МБОУ СОШ №11 г.о.Красногорск
Ковалёва О.Ф. 1
1МБОУ СОШ №11
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

«Без смешного нельзя понять серьезное, и вообще противоположное познается с помощью противоположного, если человек хочет быть разумным»

Платон

Исследованиям в области изучения потенциала личности в последнее время уделяют все больше внимания. Развивать и прокачивать свои личные качества не просто модное увлечение, а необходимость, продиктованная стремительно появляющимися новыми видами профессий. В современном мире даже появились такие понятия как «гибкие навыки»1 и «эмоциональный интеллект»2.

Наличие таких навыков повышает ценность человека в глазах окружающих, делает его более продуктивным и успешным, устойчивым к стрессовым ситуациям, расширяет возможности в карьере. Одним из таких навыков входящий в структуру эмоционального интеллекта является юмор3.

Юмор – это важное чувство в жизни каждого человека, несмотря на кажущуюся несерьезность. Он способствует улучшению отношений между людьми, помогает легче справляться с трудными ситуациями, снимает страх перед опасными вещами. Уже в детском возрасте людям свойственно использовать юмор для снятия напряжения, улучшения настроения, для борьбы с неуверенностью и стрессом.

В младшем школьном возрасте формируется жажда к творчеству, образное мышление, воображение и юмор в этом играет далеко не последнюю роль.

1 - Гибкие навыки или мягкие навыки (англ. soft skills) — комплекс неспециализированных, важных для карьеры надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность и являются сквозными, то есть не связаны с конкретной предметной областью. Например, ответственность, дисциплина, самоменеджмент, коммуникация, слушание, работа в команде, эмоциональный интеллект, управление временем, лидерство, решение проблем, критическое мышление.

2 - Эмоциональный интеллект - способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач

3 - Юмор – особый вид комического, сочетающий насмешку и сочувствие, внешне комическую трактовку и внутреннюю причастность к тому, что представляется смешным, в некоторой мере даже оправдание объекта юмора (в отличие от сатиры или иронии).

Именно юмор помогает видеть в окружающем мире необыкновенное, смеяться над страшным, принимать себя. Через добрую улыбку и смех в сердце ребенка входит понятие человечности, любви и благополучия.

Юмор – интересный предмет изучения как необходимый современный навык, наличие чувства юмора дает преимущества и потенциал для развития личности.

1.1. Актуальность работы: Необходимость развития чувства юмора в младшем школьном возрасте обусловлена социальными преимуществами, которые получает ребенок: снижение уровня стресса и тревожности, повышение уровня коммуникаций и принятия другими детьми, оптимизм в восприятии возникающих проблем, удовлетворённость своей деятельностью и ее результатами.

1.2. Цель работы: выявить особенности проявления чувства юмора в школьном возрасте.

1.3. Объект исследования: феномен «чувство юмора».

1.4. Предмет исследования: особенности проявления чувства юмора у школьников.

1.5. Гипотеза исследования: Работа, направленная на развитие чувства юмора у детей школьного возраста, повысит устойчивость детей к стрессам, улучшит межличностное общение и повысит уверенность в себе и результатах своей деятельности.

1.6. Задачи работы:

Изучить имеющиеся способы диагностики чувства юмора, выбрать подходящие для проведения диагностики детей школьного возраста.

Провести анкетирование, направленное на определение чувства юмора среди учеников 5-6 классов и 8-9 классов.

Изучить и проанализировать полученные результаты тестирования для определения особенностей чувства юмора этих возрастных категорий.

Предложить методы развития чувства юмора. Разработать методические рекомендации.

Этапы работы:

1 этап – поисковый (поиск и изучение существующих методик диагностики чувства юмора, выбор подходящих)

2 этап – аналитический (проведение анкетирования, сведение результатов и изучение полученной информации, составление диаграмм)

3 этап – практический (анализ и сравнение полученной путем анкетирования информации в разных возрастных категориях, выведение общего представления об уровне чувства юмора школьников)

4 этап – рекомендательный (подбор рекомендаций, направленных на развитие чувства юмора школьников)

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1. Первый этап

Поиск исследований проблемы чувства юмора показал, что существует не так уж много первоисточников. Сложилось впечатление игнорирования темы юмора в психологии и педагогике. Возможно, причина кроется в самой несерьёзности этой темы и ассоциациях со смехом и весельем. Исследователям тема юмора показалась незначительной для проведения серьёзных работ. Однако, как указывал Берлайн4, кажущееся легкомыслие юмора — это серьезное основание для большего, а не меньшего внимания к нему, чем к другим формам поведения, адаптивные функции которых легче понять.

На мой взгляд, тот факт, что люди тратят много времени и сил на смех, радость, веселье и юмор, несмотря на то, что цель этой деятельности не понятна, уже сам по себе достоин тщательного изучения. Видимо не одна я так размышляю, поэтому появилось такое направление как «позитивная психология» которая сосредоточена на изучении сильных сторон и положительных эмоций человека. Еще одна причина избегания изучения феномена юмора кроется, вероятно, в очень большом наборе факторов влияющих на ситуации, вызывающие смех и веселье. Невозможно заставить человека естественно реагировать на шутку если он заведомо знает, что является частью эксперимента.

Несмотря на вышесказанное, все же существует ряд подходов к изучению чувства юмора. Я выбрала из существующих методик те, которые больше всего подходят для школьного возраста. Эти методики схожи и в тоже время имеют разную направленность, что поможет получит не только теоретическую пользу от исследования, а и практическую. Использование уже разработанных методик позволяет получить достоверные результаты исследования. Бланки всех методик представлены в приложении.

1. Методика «Незаконченные предложения»5. Применялась для изучения особенностей эмоциональной реакции на юмор, поведенческих особенностей, причин возникновения, а также, для изучения представлений о том, что именно дети закладывают в основу данного понятия. Состоит из 6 предложений, которые необходимо закончить.

4 - Берлайн Дэниел Эллис (1924-1976) — англо-канадский психолог, специалист по проблемам общей и экспериментальной психологии и психофизиологии, автор теории эпистемического любопытства, один из основателей экспериментальной эстетики.

5 – Приложение 1

2. Тест «Уровень и тип чувства юмора»6 (И.С.Домбровская). С помощью данного теста исследуются противоположные характеристики юмора: склонность к производству юмора и склонность к восприятию юмора, а также склонность к обращению юмора на других и склонность к обращению юмора на самих себя. Испытуемому предлагается 20 высказываний, которые он должен оценить по 5 балльной шкале.

3. Методика «Шкала совладания юмором»7 (разработана Р.Мартином и Лефкортом, адаптирована Т.В.Артемьевой). Данная методика предназначена для измерения степени использования юмора детьми в стрессовых ситуациях. Испытуемому поочередно зачитываются 7 вопросов, на которые им нужно отвечать «Да» или «Нет». По числу совпадений ответов респондентов с ключом подсчитываются индексы использования чувства юмора в различных жизненных ситуациях.

2.2. Второй этап

Для проведения исследования я выбрала метод опроса. Составила Анкету8, в которой объединила вопросы всех трех перечисленных выше методик. Ответы на эти вопросы помогут мне проанализировать степень развитости и особенности чувства юмора школьников, а также различия в разных возрастных группах. Для этого ответы на вопросы я буду группировать в двух возрастных категориях: 5-6 классы и 8-9 классы. Совместно с учителем истории и обществознания Ольгой Феликсовной Ковалевой мы провели анкетирование среди учеников 5-х, 6-х, 8-х и 9-х классов МБОУ СОШ №11 г.о. Красногорск. Всего в опросе приняло участие 75 человек, из них ученики 5-6-х классов – 40 человек и ученики 8-9-х классов – 35 человек.

Ниже мы рассмотрим и проанализируем полученные данные в ходе выполнения указанных методик школьниками.

6 – Приложение 2

7 – Приложение 3

8 – Приложение 4

2.3. Третий этап

Анализ результатов по методике «Незаконченные предложения».

Данная методика помогает определить уровень представления о чувстве юмора школьников. Результаты представлены на рисунках 1,2,3,4,5,6

Рис.1. Частота встречаемости ответов на фразу «Когда надо мной шутят я…» (в %)

Из рисунка 1 видно, что фразу «Когда надо мной шутят я… » большинство школьников закончили словами «смеюсь, начинаю тоже смеяться над собой» (45% и 68%). Это говорит о том, что ребенок может посмеяться над собой, понимая, что это просто шутка. Среди старших, такой вариант ответа встречается в полтора раза чаще, это подтверждает гипотезу что с чувство юмора продолжает развиваться в зависимости от возраста. 25% 5-6-тиклассников отрицательно реагируют на тот факт, что над ними шутят, не понимают шутки, чуть меньше процент у старших (20%). Такие дети продолжили фразу словами «бешусь, злюсь, грущу, огорчаюсь». Некоторые школьники нейтрально относятся к тому, что над ними шутят: «не принимаю всерьез, игнорирую, не огорчаюсь». Коэффициент таких ответов составил 10% и 6% от общей массы. И 20% и 6% детей закончили фразу словами «шучу в ответ», что говорит о намерении поддержать разговор, об умении шутить. Вероятно, с возрастом снижается желание шутить в ответ переходя в желание искренне смеяться над собой – здоровая самоирония.

Рис.2. Частота встречаемости ответов на фразу: «Если мне рассказывают смешную историю я…» (в %)

Из рисунка 2 видно, что все школьники проявили невероятное единство мнения и фразу «Если мне рассказывают смешную историю я…» все 70 человек закончили одинаково, написав, что они смеются, следовательно, они понимают юмор и это их веселит, поднимает им настроение.

Рис.3. Частота встречаемости ответов на фразу: «Я думаю, что чувство юмора это…» (в %)

Из рисунка 3 видно, что, продолжая фразу «Я думаю, что чувство юмора это…» подавляющее число детей (60% и 71%) предположили, что это связано с наличием определенного полезного качества, навыка, т.е. того, что может облегчить нашу жизнь. Также 20% и 11% детей предположили, что это связано с действием, а именно наличием умения говорить и смеяться в ответ на шутку. Оставшиеся 20% и 18% учащихся считают, что чувство юмора – это способ поднять настроение («смех и радость, позитивное настроение»).

Рис.4. Частота встречаемости ответов на фразу: «Когда я хочу кого-то рассмешить, я …» (в %)

Большинство отвечавших (85% и 91%) считают, что для того, чтобы кого-то рассмешить, нужно совершить какое-то действие – поведенческий компонент («говорю шутки», «рассказываю анекдоты», «делаю смешные движения», «рассказываю смешные истории»). 5 % и 3% учащихся считают, что лучшим способом рассмешить человека является использование юмора, направленного против самого себя («сам смеюсь над собой»), с целью снискания расположения значимых лиц. Хотя его шутки могут восприниматься как остроумные и веселые, за этим стоят низкая самооценка и обостренная потребность в принятии. 10% и 6% детей при попытке кого-либо рассмешить испытывают чувство неуверенности («слегка боюсь») и страха, который заключается в том, что ребенок боится обидеть собеседника неудачно сказанной шуткой («стараюсь не обидеть человека», «боюсь обидеть друга»). Это может говорить о том, что ребенок путает чувство юмора с такими понятиями как: насмешка, ирония, сарказм, издевка.

Рис.5. Частота встречаемости ответов на фразу: «Дети в нашем классе смеются, когда …» (в %)

Анализ продолжений следующей стимульной фразы «Дети в нашем классе смеются, когда …» показал, что 48% 5-6-тиклассников смеются в ответ на поведенческие проявления («кто-то сделал что-то смешное»), с возрастом этот показатель вырастает в полтора раза и уже 69% 7-8-миклассников проявляют хороший уровень здорового чувства юмора. 10% и 6% детей считают смешным аффективный юмор. Эти дети находят смешное в том, что человеку больно, он допустил ошибку и т.д. 12% 5-6-тиклассников считают, что дети в классе смеются именно от их шуток, так как в высказываниях таких детей содержится компонент «Я»: «я рассказываю смешные истории», «я шучу», «я делаю что-то смешное» и т.д. Среди 7-8-миклассников не нашлось ни одного человека кто ответил бы в таком же ключе, вероятно, это связано с подростковой неуверенность в себе. 22% 5-6-тиклассников смеются над рассказами учителя, что в очередной раз говорит о важности присутствия юмора на уроках и в жизни. У старших этот показатель снижается почти в трое, возможно юмор учителя уже не кажется смешным. 8% и 17% детей замечают, что смех у одноклассников вызывает неадекватное поведение или шутка («над глупостями», «когда кто-то кричит»).

5-6-тиклассники

7-8-миклассники

Хороший, добрый, веселый, жизнерадостный, мой друг, интересный человек

Интересно общаться, хороший собеседник, друг, веселый, редкость, смешной, хорошо шутит, веселый и жизнерадостный, не закомплексованный и общительный, шутит уместно и не обидно, добрый и открытый, остроумный

Рис.6. Частота встречаемости ответов на фразу: «Для меня, человек с чувством юмора …» (в %)

Как видно из рисунка 6, для детей школьного возраста человек с наличием чувства юмора – это некий идеал. Это можно увидеть, проанализировав ответы, с помощью которых дети описали человека с чувством юмора. Четко разграничить эти ответы невозможно, но очевидно, что они обладают позитивным окрасом. Старшие школьники в описании используют больше различных характеристик. Поэтому будем рассматривать эти качества, как портрет одного человека.

Результаты проведенной методики показали:

Восприятие юмора находится на высоком уровне. У школьников есть представление о чувстве юмора, они могут объяснить что это. Эмоции и чувства, которые можно испытать - вот основные критерии, которыми школьники измеряют юмор.

Выражение юмора на среднем уровне. Большинство детей используют юмор в повседневной жизни, замечают, как его используют другие. Но есть и дети, которые серьезно воспринимают все что с ними происходит, стараются избегать ситуаций, связанных с юмором.

На основании данных, полученных в результате методики «Незаконченные предложения», я определила уровень развития чувства юмора как средний. Из ответов детей видно, что реакция на юмор различная. Практически все дети способны шутить, но не все могут оценить позитивный или негативный характер несут их шутки. Не все дети могут посмеяться над собой. Некоторые дети испытывают обиду, злость к тем, кто шутит.

Анализ результатов опросника «Уровень и тип чувства юмора» Домбровской И.С.

При проведении анкетирования по данному методу мною были выявлены основные типы проявления чувства юмора (склонность к производству или восприятию юмора и склонность к обращению юмора на себя и на других). Результаты представлены на рисунке 7.

Рис.7 Распределение учащихся по типам юмора

На рисунке 7 показано, что наиболее проявляющимся типом чувства юмора является «обращённость юмора на себя» 36% и 55%. Такие детям свойственно искать смешное в самом себе, они не обижаются, когда над ними шутят и могут сами над собой посмеяться. С ними часто происходят смешные истории, юмор помогает им справляться с трудностями в жизни. Рост этого показателя с возрастом в полтора раза показывает, что эта черта развивается и тренируется.

29% и 26% учеников выявлена «склонность к восприятию юмора». Дети с таким преобладающим типом более отзывчивы к шуткам других, но реже шутят самостоятельно. Такие ученики лучше воспринимают информацию если она подается с юмором, им нравится находиться рядом с теми, кто умеет шутить, чувство юмора помогает им лучше понимать других людей. Такие дети больше других интересуются ресурсами на которых размещают шутки и смешные истории.

У 31% и 16% детей была выявлена склонность к воспроизводству юмора. Дети с таким преобладающим типом испытывают потребность шутить самому. Они легко придумывать смешные истории, любят находиться в компании, где присутствует юмор, смех, могут увидеть смешное даже в серьезном. А падение процента таких учеников с возрастом подтверждает, что дети в «переходном возрасте» становятся более закрытыми и стесняются шутить, опасаясь критики.

Наименьший процент набрал тип юмора, обращенный на других (4% и 3%). Обращенность юмора на других показывает стремление личности искать смешное в окружающих. Дети, у которых преобладает данный тип юмора, могут найти смешное в любом человеке, и даже среди героев книг и фильмов. Но в основном этому типу присущи отрицательные черты. Дети с данным типом юмора могут смеяться над ошибками и неудачами других людей, не всегда удачно подшучивать над друзьями, смеяться над незнакомыми людьми.

Таким образом, мы видим, что у школьников встречаются все типы чувства юмора. Это: склонность к восприятию юмора, склонность к воспроизводству юмора, обращенность юмора на себя, обращенность юмора на других. Но преобладает третий тип «обращенность юмора на себя», что в очередной раз показывает важность здорового восприятия юмора в жизни школьников.

Анализ результатов по методике: «Шкала совладания юмором. Р.Мартин».

Эксперимент, проведенный по данной методике помог выявить степень использования юмора детьми в стрессовых ситуациях. Результаты анкетирования представлены на рисунке 8

Рис.8. Степень использования юмора школьниками в стрессовых ситуациях (в %)

Данные полученные при проведении анкетирования я обобщила, сгруппировала и перенесла на диаграмму чтобы наглядно показать какой процент школьников использует юмор в стрессовых ситуациях редко, а какой более часто или часто.

Из рисунка 8 видно, что ситуация у 5-6-тиклассников и 8-9-тиклассников в категориях «часто» и «редко» кардинально отличается. В три раза большее количество 5-6-тиклассников (22%) используют юмор в стрессовых ситуациях чаще в отличии от 8-9-тиклассников (6%). И наоборот, в полтора раза меньшее количество 5-6-тиклассников (18%) используют юмор в стрессовых ситуациях редко в отличии от 8-9-тиклассников (31%). Школьники, набравшие низкие показатели по данной шкале (до 3 баллов) редко используют юмор в стрессовых ситуациях, серьезно воспринимают события, происходящие с ними.

Наименьшие проценты (22% и 6%) составляют дети оптимисты, получившие самые высокие показатели (6-7 баллов). Такие школьники чаще используют юмор в стрессовых ситуациях. Они более оптимистичны, уменьшают возникающие проблемы, стараясь найти в них что-то смешное. Обычно они могут найти над чем посмеяться или пошутить, даже в трудных ситуациях.

Наибольшие проценты (60% и 63%) набрали дети со средними показателями (4-5 баллов) такая степень использования юмора в стрессовых ситуациях считается средней и вполне соответствует возрасту.

Также из полученных данных видно, что наибольшее количество баллов школьники набрали, ответив на второй вопрос: «Мои проблемы уменьшаются, когда я стараюсь найти что-то смешное в них». 56 из 75 опрошенных школьников ответили «да», что в очередной раз доказывает нам то, что моя гипотеза верна и чувство юмора действительно важная составляющая часть в жизни школьников несущая в себе важные функции.

Сложив все полученные результаты по данной методике, можно сделать вывод, что общий уровень использования юмора школьниками в стрессовых ситуациях – чуть выше среднего.

Вывод

Итоговый уровень развития чувства юмора у школьников

Рис.9. Итоговый уровень развития чувства юмора у школьников

На основе обобщенных результатов проведенного анкетирования, которые представлены в таблице на рисунке 9, можно сделать вывод о том среди школьников преобладает средний уровень развития чувства юмора. При том можно выделит следующие особенности:

Восприятие юмора находится на высоком уровне, дети имеют четкое представление о чувстве юмора, различают ситуации, в которых предпочтительно его использовать.

Проявление чувства юмора находится на среднем уровне, одни дети способны шутить, другие нет. Не все могут посмеяться над собой.

Эмоциональная оценка чувства юмора находится на среднем уровне, чуть больше половины детей используют юмор не только в повседневной жизни, а и в стрессовых ситуациях.

И одну особенность хочется выделить отдельно, изучение результатов показало, что, несмотря на то что чувство юмора с возрастом развивается также как память или внимание, дети в «переходном возрасте» становятся более чувствительными к критике и снижают интенсивность использования юмора. 7-8-миклассники перестают шутить в ответ на шутку, юмор учителей перестает казаться им смешным, снижается степень воспроизведения юмора и при этом повышается степень обращенности юмора на себя. Дети пытаются шутить над собой, возможно, чтобы легче переносить переживания, связанные со своей внешностью или изменчивостью настроения.

Средние результаты проявления чувства юмора школьниками на фоне, положительного эффекта, который он приносит подталкивают к необходимости проведения работы направленной на повышение чувства юмора.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

3.1. Четвертый этап

Чувство юмора, как мы успели убедиться в ходе исследования, очень сложное и многогранное, оно предполагает наличие у юмориста и его аудитории воображения, ассоциативного мышления, смекалки, логики и наблюдательности. У детей мыслительные процессы развиваются постепенно и перечисленные качества развиваются и усложняются постепенно по мере взросления. Поэтому ниже я собрала советы и упражнения, направленные на развитие гибкого ума и, как следствие, острого юмора.

Рекомендации

Вы хотите иметь хорошее чувство юмора и научиться шутить? Выберите несколько понравившихся простых упражнений и повторяйте их ежедневно!

Эффективные упражнения для развития остроумия

Алфавит

Посмотрите на фото, выберите любую букву из алфавита и составьте длинное предложение из слов, начинающихся с выбранной буквы. Постарайтесь использовать минимум 10 слов, включая предлоги/союзы на эту же букву. Теперь прочитайте предложение. Попробуйте читать с разной интонацией или в разном темпе. Не забывайте улыбаться, ведь вы развиваете чувство юмора и учитесь смотреть на привычные вещи под новым углом обзора.

И польется речь рекой

Развивайте ораторские способности, которые включают в себя, в том числе, ассоциативное мышление. Если человек за словом в карман не лезет, это упражнение дастся ему легко. Попросите друга или знакомого выбрать предмет, и расскажите о нем что-нибудь занимательное.

Сравнить несравнимое

Что общего между табуреткой и роялем? А между письменным столом и вороном? А если это ручка и книжная полка? Поначалу взрыв мозга будет обеспечен. Для этого упражнения понадобится 3 человека, которые в процессе будут меняться ролями: один будет выбирать неодушевленный предмет, другой одушевленный, а третий искать в них общее. Второй предмет – не обязательно одушевленный, главное, что на первый, на второй и даже на углубленный взгляд они должны быть совершенно чужды друг другу.

Продолжаем разговор

Попросите напарника рассказать какую-нибудь историю до середины, а затем продолжите ее. Намного интереснее, если участвовать в упражнении будет несколько человек. На выступление каждого отводится не более 5 минут.

Актерское мастерство

Используйте актерское мастерство. Нет, вам не нужно быть настоящим актером, просто используйте жесты, мимику и интонацию, когда рассказываете смешное или попадаете в нелепые ситуации. Например, в метро или троллейбусе вам наступают на ногу. Обычно вы говорили: «Вы наступили мне на ногу». Человек, конечно, извинялся и убирал свою ногу. НО! Эту же ситуацию можно было бы комично обыграть. Вам нужно сказать: «Вы стоите на моей ноге, давайте поменяемся местами». После того как поменялись местами, наступите вы человеку на ногу и улыбайтесь. Такая шутка разрядит напряженную обстановку в забитом общественном транспорте и покажет, что у вас есть хорошее чувство юмора.

Совместить несовместимое

Если впервые слышите про фиолетовое настроение, печальный суп или веселенькие сапожки – это упражнение подойдет в самый раз. Упражняться нужно с помощником. Один называет существительное, второй подбираем к нему совершенно неадекватные прилагательные. Научившись ощущать «кислую шляпу» или «радостный обед», острить будете без труда.

Решение проблемы неординарным способом

Здесь к прочтению в самый раз будет «Алиса в Стране Чудес». Помните, как там про мюмзиков и зелюк. Вот в таком духе сначала нужно придумать нереальных помощников, затем наделить их несуществующими умениями, а потом еще и заставить их говорить на тарабарском языке, но с соблюдением всех норм традиционного.

Альтернативная реальность

Придумайте новое использование обычного предмета. Это упражнение помогает не только развить чувство юмора, но и воображение. Итак, возьмем обычный молоток. У вас есть идеи, как его можно использовать, кроме как для забивания гвоздей? Немного помогу вам и приведу примеры:

Блондинка берет молоток как трубку телефона.

Дачник выкапывает яму для посадки картофеля.

Музыкант использует в качестве музыкального инструмента.

Молоток также можно использовать, как удило к удочке, украшение на шею, в качестве линейки или зубочистки (если немного сточить рукоятку).

Попробуйте посидеть и придумать к каждому предмету по 15 вариантов. Пусть первые будут не очень смешные, к 10-му у вас будут «кипеть» мозги, а вот последние точно будут смешными. Составляйте список простых предметов и придумайте для них новые варианты использования.

Поток сознания

Давайте попробуем генерировать шутки и развивать чувство юмора и остроумия с помощью иронии. Скачайте на компьютер прикольные фотографии, например, кота в тапке или с зубной щеткой. Постарайтесь найти не меньше 15 фотографий с чем-то нестандартным. После этого начните делать к ним подписи. Постарайтесь сделать 2 или больше, чтобы потом выбрать наиболее смешную.

Какие книги читать для развития чувства юмора

Многие шутки строятся на игре слов, поэтому, чем больше у вас словарный запас, тем легче придумывать смешное. Рекомендую как можно больше читать! Нет, не анекдоты и паблики в соцсетях, а книги.

Предлагаю вам список литературы, в которой прослеживается тонкий юмор:

«12 стульев». Илья Ильф и Евгений Петров;

«Трое в лодке, не считая собаки». Джером Клапка Джером;

«Золотой теленок». Илья Ильф и Евгений Петров;

«Чудеса в решете». Аркадий Аверченко;

«Чемодан» Сергей Довлатов;

«Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В Гоголь;

«Собачье сердце», «Роковые яйца» Н.В Булгаков.

Это лишь некоторые из произведений великих писателей, которые обладали уникальным чувством юмора и остроумия. При чтении книг обращайте внимание на образы, харизму героев, построение предложений, юмор и сатиру. Надеюсь, вы поняли, что чтение помогает улучшить память, развить воображение, остроумие, развить чувство юмора и пополняет словарный запас.

Список использованных источников и литературы:

Поисковый интернет ресурс yandex.ru

Общедоступная универсальная интернет-энциклопедия «Википедия» https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0

Квалификационная работа Прохоренко Ю.Е. «Особенности проявления чувства юмора в младшем школьном возрасте» http://elib.kspu.ru/

Статья «Как развить чувство юмора. Чувство юмора сарказм. Работа над собой» https://keep-sane.ru/raznoe-2/kak-imet-xoroshee-chuvstvo-yumora-kak-razvit-chuvstvo-yumora-%F0%9F%9A%A9-chuvstvo-yumora-sarkazm-%F0%9F%9A%A9-rabota-nad-soboj.html

Статья «Как развить чувство юмора за 5 простых шагов. Школа юмора» https://osenniy-chat.ru/raznoe/kak-razvit-chuvstvo-yumora-za-5-prostyx-shagov-chitat-besplatno-kak-razvit-chuvstvo-yumora-za-5-prostyx-shagov-chitat-besplatno-%E2%98%BA-shkola-yumora.html

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Методика незаконченных предложений «Чувство юмора»

1. Когда надо мной шутят я____________________________________________

2. Если мне рассказывают смешную историю я___________________________

3. Я думаю, что чувство юмора это_____________________________________

4. Когда я хочу кого- то рассмешить я___________________________________

5. Дети в нашем классе смеются, когда__________________________________

6. Для меня человек с чувством юмора это_______________________________

Приложение 2

Бланк к тесту «Уровень и тип чувства юмора» (И.С.Домбровская)

Утверждение

4

3

2

1

0

1

Мне нравится, когда люди шутят

         

2

Я люблю рассказывать анекдоты

         

3

Я не обижаюсь, если шутят надо мной

         

4

Я могу найти смешное в любом человеке

         

5

Я легче усваиваю информацию, если она подается с юмором

         

6

Я люблю подшутить над кем-то

         

7

Я смеюсь, когда шутят надо мной

         

8

Среди героев книг и фильмов много смешных людей

         

9

Я смотрю по телевизору юмористические передачи

         

10

Мне нравится находиться в компании, где все подшучивают друг над другом

         

11

Юмор помогает мне справляться с трудностями

         

12

Когда смеются над чьей-то ошибкой, я тоже смеюсь

         

13

Юмор помогает понимать других людей

         

14

Я люблю придумывать смешные истории

         

15

Со мной часто происходят смешные истории

         

16

Моим друзьям нравится, когда я подшучиваю над ними

         

17

Я читаю рубрику анекдотов в соц.сетях/журналах

         

18

Я могу увидеть смешное даже в серьезном

         

19

Я считаю себя достойным смеха и юмора

         

20

Я смеюсь над незнакомыми людьми

         

4- всегда 3- часто 2-иногда 1-редко 0-никогда

Приложение 3

Бланк к методике «Шкала совладания юмором» (разработана Р.Мартином и Лефкортом, адаптирована Т.В.Артемьевой)

1. Я часто теряю чувство юмора в трудной ситуации. (ДА/НЕТ)

2. Мои проблемы уменьшаются, когда я стараюсь найти что-то смешное в

них. (ДА/НЕТ)

3. Я обычно стараюсь сказать что-то смешное, когда я в напряженной

ситуации. (ДА/НЕТ)

4. Вряд ли чувство юмора способно облегчить мою жизнь. (ДА/НЕТ)

5. Я часто чувствую, что если бы возникла ситуация плакать или смеяться, то

я бы лучше смеялся. (ДА/НЕТ)

6. Обычно я могу найти над чем посмеяться или пошутить, даже в трудных

ситуациях. (ДА/НЕТ)

7. Я знаю, что юмор – это часто очень эффективный способ справиться с

проблемами. (ДА/НЕТ)

Приложение 4

Тест «Чувство юмора»

Закончите предложение:

1. Когда надо мной шутят я________________________________________________________

2. Если мне рассказывают смешную историю я _______________________________________

3. Я думаю, что чувство юмора это__________________________________________________

4. Когда я хочу кого- то рассмешить я_______________________________________________

5. Дети в нашем классе смеются, когда_______________________________________________

6. Для меня человек с чувством юмора это____________________________________________

Отметьте галочкой частоту вашей реакции на ситуации, описанные в утверждениях:

 

всегда

часто

иногда

редко

никогда

1

Мне нравится, когда люди шутят

         

2

Я люблю рассказывать анекдоты

         

3

Я не обижаюсь, если шутят надо мной

         

4

Я могу найти смешное в любом человеке

         

5

Я легче усваиваю информацию, если она подается с юмором

         

6

Я люблю подшутить над кем-то

         

7

Я смеюсь, когда шутят надо мной

         

8

Среди героев книг и фильмов много смешных людей

         

9

Я смотрю по телевизору юмористические передачи

         

10

Мне нравится находиться в компании, где все подшучивают друг над другом

         

11

Юмор помогает мне справляться с трудностями

         

12

Когда смеются над чьей-то ошибкой, я тоже смеюсь

         

13

Юмор помогает понимать других людей

         

14

Я люблю придумывать смешные истории

         

15

Со мной часто происходят смешные истории

         

16

Моим друзьям нравится, когда я подшучиваю над ними

         

17

Я читаю рубрику анекдотов в соц.сетях/журналах

         

18

Я могу увидеть смешное даже в серьезном

         

19

Я считаю себя достойным смеха и юмора

         

20

Я смеюсь над незнакомыми людьми

         

Отметьте, верно ли для вас утверждение:

 

ДА

НЕТ

1

Я часто теряю чувство юмора в трудной ситуации

   

2

Мои проблемы уменьшаются, когда я стараюсь найти что-то смешное в них

   

3

Я обычно стараюсь сказать что-то смешное, когда я в напряженной ситуации

   

4

Вряд ли чувство юмора способно облегчить мою жизнь

   

5

Я часто чувствую, что если бы возникла ситуация плакать или смеяться, то я бы лучше смеялся

   

6

Обычно я могу найти над чем посмеяться или пошутить, даже в трудных ситуациях

   

7

Я знаю, что юмор – это часто очень эффективный способ справиться с проблемами

   
Просмотров работы: 157