1. Введение
Когда мы узнали об этом конкурсе, то мы не задумываясь решили участвовать в нём. Так как я сама из многодетной семьи, а моя одноклассница решила мне помочь разобраться в данной теме.
Перед тем как начать работу мы выдвинули гипотезу, поставили перед собой цель и задачи.
Гипотеза - на сегодняшний день положение многодетных семей необходимо улучшить на законодательном уровне.
Цель: выявить проблемы многодетных семей.
Задачи:
Определить понятие «многодетная семья»;
Узнать, как государство заботится об этих семьях;
Проанализировать данные Всероссийской переписи населения 2002 и 2010 гг. и Микропереписи 2015 г.;
Побеседовать с социальным педагогом нашей школы
Провести анкетирование на добровольной и анонимной основе среди родителей и детей из многодетных семей нашей школы.
Найти способы решения проблем многодетных семей;
В качестве методов работы мы использовали методы эмпирического уровня: опрос, анкетирование, собеседование; методы экспериментально-теоретического уровня: анализ данных; методы теоретического уровня (изучение и обобщение)
2. Основная часть
Основой для написания данной работы стала книга Агильдиева Е.Ф., Сенельников А.Б. «Многодетная семья в современной России» и книга Антонов А.И., Лебедь О.Л., Соколов А.А. «Образ жизни многодетных семей в России», в которых были обозначены теоретические аспекты, связанные с такой категорией, как многодетная семья.
Также для написания этой работы были использованы нормативно-правовые акты: Указ Президента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», Закон Московской области «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области»
Для данного исследования были взяты именно эти нормативно-правовые акты, потому что проанализировав их мы узнали о том, что сделано на уровне Российской Федерации и Московской области для поддержки многодетных семей.
Также были изучены Всероссийская перепись населения 2002 и 2010 гг. и Микроперепись населения 2015 г., для анализа количества многодетных семей и их социального положения, что проанализировать, какие существуют проблемы.
2.1. Понятие многодетная семья.
В этой части будет рассмотрено, что такое многодетная семья.
Рассмотрев Указ Президента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», Закон Московской области «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» и другие документы и литературу, нам бы хотелось отметить, что точного определения многодетная семья нет, но, если соединить воедино все определения, прочитанные нами, можно сделать вывод, что многодетная семья-семья, которая имеет 3 и более детей в возрасте до 18 лет.
Также, многодетная семья имеет множество преимуществ и льгот. Для того, чтобы узнать какие льготы имеет семья, необходимо обратится в органы социальной защиты в своём регионе.
2.2. Практическая часть.
В практической части нам бы хотелось проанализировать данные Всероссийской переписи населения 2002 и 2010 гг. и Микропереписи 2015 г., побеседовать с социальным педагогом нашей школы.
2.3. Анализ Всероссийских переписей населения 2002 и 2010 гг.
Микропереписи населения 2015 года.
Изучив данные Всероссийской переписи населения 2002 года, хотелось бы отметить, что семей, которые имеют 1-2 детей больше в 4,5 раза, чем семей, которые имеют 3 и более детей. Если анализировать данные Всероссийской переписи населения 2010 года, то можно отметить, что число многодетный семей сокращается на 0,8 млн.человек, а число семей с 1-2 детьми увеличивается на 0,5 млн.человек.
Также мы изучили данные Микропереписи населения 2015 года и выяснили, что многодетных семей в 4,5 раза меньше в отличие от семей с 1-2 детьми.
На основании всех проанализированных данных, можно сделать общий вывод, что количество многодетных семей сокращается, скорее всего, в связи с теми проблемами о которых мы расскажем. (Приложение №3)
Также, нам захотелось узнать сколько многодетных семей обучается в нашей школе.
Для того, чтобы узнать это мы обратились к социальному педагогу нашей школы. И она нам рассказала, что детей из многодетных семей обучается у нас 120, а всего таких семей в нашей школе 86. В нашей школе проводится активная политика в отношении многодетных семей.
Нам захотелось провести анкетирование среди родителей и детей многодетных семей нашей школы на добровольной и анонимной основе. Всего было опрошено 50 родителей и 50 детей.
Родителям и детям были предложены 2 разные анкеты. (Приложение №1 и приложение №2)
Проанализировав данные анкетирования можно сделать такие выводы: 90% респондентов нуждаются в улучшении жилищных условий; 100% знают о социальной поддержке многодетных семей и пользуются льготами и 90% респондентов, ответили, что занимаются детьми и стараются уделить им своё время.
Когда, мы начали проводить анализ анкет детей, то были приятно удивлены, что 95% опрошенных нами ребят ответили, что родители уделяют им своё свободное время, между братьями и сестрами у них прекрасные отношения и что в будущем они хотят, так же как их родители иметь многодетную семью.
2.4. Государственная помощь многодетным семьям.
Изучив нормативно-правовые документы, касающиеся многодетных семей, мы выяснили, какую помощь оказывает государство многодетным семьям.
Компенсация за оплату коммунальных услуг. Несмотря на то, что после рождения каждого ребёнка увеличивается оплата за коммунальные услуги, многодетным семьям выплачивается 50% от оплаты коммунальных услуг.
Каждая многодетная семья имеет право получить земельный участок.
Компенсация денежных средств на приобретение школьной формы.
Льгота на транспортный налог. Если многодетная семья владеет автомобилем, то может быть полное или частичное освобождение от уплаты налога.
Бесплатные лекарственные препараты выдаются детям до 6 лет.
Бесплатные завтраки и обеда предоставляются школьникам и учащимся средних профессиональных учреждений.
2.5. Проблемы многодетных семей.
В этой части, мы, основываясь на опыт моей семьи и изучив литературу, расскажем с какими проблемами сталкивается многодетная семья.
1. Жилищная проблема. Это проблема, с которой, к сожалению, многодетным семьям приходится сталкиваться. Вот, например, в квартире, в которой живёт моя семья, 2 комнаты, до рождения брата и сестры, одна из комнат была моей, но после рождения братика и сестрёнки стало немного тесновато. Также, как мы уже сказали, многодетной семье предоставляется земельный участок, но, обычно, участок предоставляется в поле без каких-либо коммуникаций.
2. Также, выше мы сказали о бесплатных лекарственных препаратах, но в этом есть и минусы для того, чтобы их получить нужно собрать огромное количество справок и документов, выдавать будут не все нужные вам таблетки, а лишь те, которые попадают под льготную категорию.
3. Проблема трудоустройства родителей. К примеру, если семья осталась без кормильца, а мать не может оставить своих детей и пособий по потери кормильца не хватает.
4. Материальные проблемы. Они проявляются уже после рождения первого ребёнка, а когда в семье становится 3 и более детей, то финансовые проблемы проявляются более остро. Да, ещё и мама, сначала уходя в декретный отпуск, а затем в отпуск по уходу за ребёнком, получает пособие, намного меньше, чем заработная плата. Вот и получается, что членов семьи становится больше, расходы повышаются, а доходы уменьшаются.
5. Проблема организации отдыха детей во время каникул. Большинство родителей, в наше время, заняты работой, и на организацию отдыха у них просто нет времени.
6. Проблема образования. У многих детей нет никаких условий для получения образования.
2.6. Предложения для решения проблем.
В данной части мы постараемся найти способы для решения проблем, с которыми сталкивается многодетная семья.
1. Для того, чтобы разобраться в жилищной проблеме, мы приведём в пример мою семью. Моей семье был выдан участок, но условия там катастрофические. Во-первых, участок был выдан в поле. Во-вторых, без каких-либо коммуникаций. Также, мы узнали, что участок должен выдаваться под постоянное место жительства, то есть, на участке, как минимум, должен быть проведён свет, за участок вы платите налог, даже если на участке нет никаких построек. Также, в ст.42 Конституции РФ сказано, что каждый человек имеет право на благоприятную окружающую среду, но в моём случае, это право нарушено, так как участок выдан в поле, рядом с ядовитой травой (борщевик). Для решения данной проблемы мы предлагаем следующее:
-Выдавать участок в благоприятно обустроенном месте.
-Уменьшить налог на землю.
-Выдавать участок с минимальным набором коммуникаций.
-Дать право собственного выбора. Квартира или участок.
2. Как мы уже и говорили, лекарственные препараты выдаются детям в возрасте до 6 лет. Когда мои брат или сестра заболевают, то конечно же им требуется таблетки. Когда у нас были финансовые проблемы, мама решила обратиться в социальную защиту для того, чтобы получить информацию о выдаче бесплатных таблеток. Там ей сказали, что для этого нужно собрать множество справок и выдаваться будут лишь те, лекарства, которые попадают под льготную категорию. Способы решения этой проблемы:
-Увеличить список лекарств, входящих в льготную категорию.
-Увеличить возраст выдачи бесплатных лекарственных препаратов до совершеннолетия.
3.Проблема трудоустройства родителей:
-Если семья осталась без кормильца, то нужно увеличить пособия.
-Если же в семье есть оба родителя, но безработные, так как в их регионе нет работы. То, нужно открывать больше свободных вакансий для семьи со статусом «многодетная»
4. Материальные проблемы. После рождения 2 ребёнка матери выдаётся материнский капитал. Но потратить деньги с материнского капитала вы можете только на приобретение жилья, образование детей и пенсию матери. Ещё, как мы уже и говорили, что по уходу в декрет мать ребёнка получает пособие намного меньше, чем заработная плата. Для решения мы предлагаем следующее:
-Уменьшить вычитаемый процент из заработной платы матери. Так как, по уходу в декрет из зарплаты матери вычитается 60% её прибыли. Мы же предлагаем, уменьшить этот процент до 40%.
-Расширить круг использования материнского капитала. К примеру, потратить эти деньги на летний отдых ребёнка на море, или разрешить покупать на эти деньги всё нужное для образования ребёнка, или же на срочную операцию, которая требуется малышу. Все эти преимущества есть, но лишь у детей с ограниченными возможностями.
5.Хоть в наше время и существуют бесплатные лагеря для многодетной семьи, но многие родители не согласны отпускать своего ребёнка в лагерь. Для решения этой проблемы мы предлагаем:
-открывать больше бесплатных секций
-организовывать летние лагеря по месту жительства
6.Проблема образования детей. Способы решения:
-Открыть больше бесплатных учреждений для подготовки к школе.
3. Вывод.
Проанализировав все данные, мы пришли к следующим выводам:
1. Государство оказывает серьезную помощь многодетным семьям.
2. Проанализировав данные переписей, выяснили, что количество многодетных семей практически не меняется.
3. Мы пришли к выводу, что это происходит из-за того, что существуют проблемы, с которыми сталкиваются многодетные семьи.
4. Эти проблемы были выявлены, благодаря анкетированию, проведенному среди многодетных семей нашей школы и беседы с социальным педагогом.
5. Изучив эти проблемы, мы предложили возможный вариант их решения.
4. Заключение.
В заключение, от себя мне бы хотелось сказать, что как замечательно, что одна из авторов этой работы родилась в многодетной семье. Это также повлияло на выбор темы для данной работы. Ведь несмотря на все трудности, которые могут испытывать многодетные семьи, они счастливы. А гражданам своей страны, мы хотели бы пожелать, чтобы было больше семей, которые получали бы статус многодетных семей, ведь именно от нас зависит будущее нашей страны, а Правительству в свою очередь, хотелось бы пожелать, чтобы проводили активную политику в отношении социальной поддержки таких семей. Только проведя это расследование, мы поняли, что многодетная семья, это огромная ответственность и тяжёлый труд.
5. Список использованных источников и литературы.
Указ Президента РФ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»
Закон Московской области №О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области»
Всероссийская перепись населения 2002 года
Всероссийская перепись населения 2010 года
Микроперепись населения 2015 года
Агильдиева Е.Ф., Сенельников А.Б. Многодетная семья в современной России
Антонов А.И., Лебедь О.Л., Соколов А.А. Образ жизни многодетных семей в России
Шеляг Т. Социальный статус многодетных семей и их способность к самопомощи
Постановление Правительства Московской области от 04.04.2013 №222/12 О мерах по реализации Закона Московской области «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Москойвской области»
6. Приложение №1
Анкета для родителей
1.Ваши жилищные условия?
-Собственная квартира
-Дом
-Аренда квартиры
-Живём у родственников
2.Нуждаетесь ли Вы в улучшении жилищных условий?
-Да
-Нет
3.Материальное положение семьи
Трудовая занятость родителей?
-Работаем
-Не работаем
-Работает супруг (супруга)
4.Основной источник дохода семьи?
-Заработная плата
-Социальные выплаты
-Помогают родители
5.Социальная поддержка
Из каких источников Вы узнаете о мерах социальной поддержки? ________
Удовлетворены ли Вы уровнем социальной поддержки?
-Да
-Нет
-Дополнительно______________________________________________________
6.В чём нуждается Ваша семья?
-Материальная помощь (денежные выплаты)
-Натуральная помощь (одежда, продукты питания, медикаменты)
-Помощь в трудоустройстве
-Социальная поддержка (льготы, субсидии)
-Улучшение жилищных условий
-Другое_____________________________________________________
7.Как Вы проводите досуг? (отметьте несколько вариантов)
-В кругу семьи, занимаюсь с детьми
-Активный отдых (спорт, туризм, рыбалка и пр.)
-Чтение, рукоделие
-Просмотр телевизора
-Посещаем кинотеатры, театры, выставки, музеи
7. Приложение №2
Анкета для детей из многодетных семей
1.Сколько детей в вашей семье?
2.Какие у тебя отношения с братьями/сестрами:
а) дружим
б) иногда бывают ссоры
в) всегда ссоримся
3.Хватает ли тебе внимания родителей:
а) да
б) иногда нет, т.к. нас трое, четверо и т.д (я всё понимаю)
в) родители почти не уделяют мне внимания
4.Хочешь ли ты в будущем создать многодетную семью:
а) да, это-здорово
б) не знаю, все зависит от моего материального положения
в) ни за что
8. Приложение №3
Данные Всероссийской переписи населения 2002 и 2010 гг. и
Микропереписи 2015 г.