Социализация современной молодежи

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Социализация современной молодежи

Линдаренко Е.С. 1
1МБОУ СОШ №1 им. И.Ф. Вараввы
Штомпель Г.Г. 1
1МБОУ СОШ №1 им. И.Ф. Вараввы
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Одной из проблем, в отношении которых сегодня назрела необходимость и возможность такого целостного философского осмысления, является социализация молодёжи. Какие ожидания можно связать с её поведением? Современное общество ещё не осознало ни масштабов данной проблемы, ни её мощи, хотя не раз уже испытало беспокойство и озабоченность по поводу отдельных её проявлений. Одной из причин беспечности может являться недостаточность целостного осмысления проблемы социализации во всём её современном объёме. Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время, когда в нашей стране радикально меняются все общественные отношения и социальные институты, изучение особенностей социализации молодёжи становится особенно востребованной и актуальной исследовательской проблемой, привлекающей внимание не только учёных, но и практических работников разного уровня -  от политиков до учителей и родителей. Цель исследования - изучение проблем социализации современной молодёжи и поиск путей их решения. В данной работе нами были поставлены для последующего решения следующие задачи: проанализировать литературу по вопросам процесса социализации и её особенностей в среде молодёжи; изучить общую характеристику и фазы социализации; рассмотреть особенности и проблемы социализации современной молодёжи; разработать один из возможных путей решения проблемы социализации молодёжи. Объектом исследования является процесс социализации. Предметом исследования являются особенности социализации молодёжи. Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение, опрос.

Социализация.

Социализация – это длительный процесс, при котором индивид усваивает знания, опыт, нормы поведения и нравственные ценности, принятые в том обществе, которое его окружает. Основная цель данного процесса заключается в том, чтобы перевести человека из биологического состояния в самостоятельную социальную личность, обладающую самосознанием. Человек, который осознаёт собственный образ, понимает своё отличие от других, находит своё место и играет свою роль в обществе. Социализация возможна только при взаимодействии индивидов. Этот процесс строится на межличностных отношениях. В результате происходит передача физиологического и нравственного опыта, социальных норм, человеческих ценностей. Личностью понимается собственная ответственность, права и обязанности перед обществом, смысл происходящих событий и значение различных поступков. Социальное развитие личности имеет свои виды и этапы. Каждый индивид должен пройти все стадии взаимодействия с окружающими людьми, чтобы достичь определённого уровня самосознания.[1] Формально понятие социализация разделяется на два этапа (периода):  Ранний: детство, отрочество, юность. Возраст от 0 до 18 лет; Поздний: молодость, зрелость, старость. В этом возрасте молодые люди социализируются и развиваются, что напрямую зависит от их семейных отношений. Возраст от 18-20 лет до конца жизни. Возрастное разделение имеет условный характер, так как каждому индивиду свойственно собственное развитие и способность восприятия окружающей действительности и людей. Социализация личности не имеет чётких границ. Человек может перенимать опыт и обучаться взаимодействию с другими индивидами на протяжении всего своего существования. Однако в психологии и социологии выделяют несколько стадий социального развития личности. Группы возрастного диапазон от 3 до 15 лет и от 16 и старше. Обе группы играют различную роль и влияют на формирование личности в определённом направлении: Обучение и воспитание ребёнка от 0 до 3-х лет происходит под воздействием основных агентов: родителей и ближайших родственников. Они формируют мотивацию и первичное отношение личности к окружающим. После 3-х лет индивид вступает во взаимоотношения с дополнительными агентами: воспитателями, учителями, врачами. Большинство детей дошкольного возраста активно овладевает навыками мышления и познания под воздействием неформальных агентов. В 8 — 15 лет (школьный период) на них оказывают влияние ровесники, взрослые люди, принадлежащие к разным социальным группам, СМИ, Интернет. Такое разнообразное окружение не исключает отрицательного воздействия на личность и возможность асоциального поведения. Таким образом, к 15-18 годам личность считается сформированной. В дальнейшем свою роль играют другие социальные институты. Они используют другие средства, оказывающие влияние на её нравственные и психологические изменения. Под воздействием различных внешних факторов индивид формируется в социальную или асоциальную личность. К ним относятся: микрофакторы: пол ребёнка, его физиологическое и психологическое развитие, эмоциональное окружение; мезофакторы: регион проживания индивида, субкультуры, существующие в нём; макрофакторы: экономика и политическое устройство: авторитарное или демократическое государство, гражданином которого является личность; мегафакторы: земля как планета для жизни индивида, космос, вселенная. Под воздействием данных условий осуществляется механизм индивидуализации личности, связанной с её взаимодействием с различными группами людей. [1]

Особенности современной социализации.

Процессы социализации в современном обществе имеют свою специфику, связанную с особенностями социальной структуры и мобильности (разделение труда, проницаемость социальных границ). 1) В традиционном обществе жизненный путь человека во многом предопределен тем, к какой социальной группе принадлежат его родители. От рождения до смерти человек последовательно проходит несколько возрастных ступеней и на каждом этапе подвергается «предварительной социализации». В современном обществе социальная мобильность носит вероятностный характер - с каждой стартовой позиции человек может попасть на множество других. Поэтому заранее невозможно подготовить человека к деятельности во всех значимых группах; в результате он сначала попадает в какую-либо группу, а затем начинает к ней адаптироваться (социализироваться). 2) Вторая особенность социализации в современном обществе, по сравнению с традиционным, - множественность и взаимонезависимость агентов социализации. В традиционном обществе нормы, действующие в разных агентах социализации, более согласованы. Для современного общества характерны ролевые конфликты как следствие «мозаичного» характера социализации. Проблемы социализации в современном российском обществе связаны с тремя обстоятельствами: изменением (разрушением) системы ценностей, в результате чего старшее поколение не всегда может подготовить молодежь к жизни в новых условиях; коренным и очень быстрым изменением социальной структуры общества; неспособностью многих новых социальных групп обеспечить воспроизводство своих рядов; ослаблением системы формального и неформального социального контроля, как фактора социализации. К одной из наиболее явных особенностей современной социализации относится её длительность по сравнению с предшествующими периодами. Юношество, как период социализации значительно увеличилось по сравнению с предшествующими эпохами. Вообще статус его изменился. Если раньше оно рассматривалось лишь как подготовка к жизни, то в современном обществе к нему относятся как к особому периоду жизнедеятельности, который обладает не меньшей ценностью, чем жизнь взрослого человека. Такое отношение предполагает большее уважение и более высокий статус юношества по сравнению с предшествующими временами. Появляются особые законы, охраняющие права подростков и действующие на межгосударственном уровне. Общество становится более терпимо к нему, поскольку оно определяет будущее. Если отметить гуманизацию некоторых общественных процессов в развитых странах, то на одном из первых мест будет отношение к подросткам, характеризующиеся большим вниманием, вложением средств в образовательные процессы, разработку и принятие законов, защищающих их права. Подросток – это не маленький взрослый. Это человек определённой стадии развития и определённой культуры.[3] Для того чтобы выступить в качестве полноправного члена общества, способного оптимально функционировать среди других людей, человеку требуется всё больше времени. Если раньше социализация охватывала только период детства, то современному человеку необходимо социализироваться всё жизнь. Общество лишено стабильности и усвоенный социальный опыт устаревает очень быстро. Но меняются не только технологии, другими становятся ценности, нормы, идеалы. Этот процесс изменения ставших неадекватными ценностей, норм и отношений человека получил название ресоциализации. В то же время существуют ценности, которые являются абсолютными и неизменными. Во-первых, они выработаны человечеством и сохранились в веках, оставаясь понятными и принятыми практически всеми нормальными людьми, во-вторых, их нельзя свести к чему-то более высокому, они выступают как абсолютные. Это справедливость, совесть, истина, красота, любовь, простота, совершенство. Такие ценности служат уникальным источником взаимопонимания людей, выросших в совершенно разных культурных, экономических и общественно политических системах. Практически все религии мира, все самые выдающиеся философские учения несут в себе информацию об этих ценностях. Особая роль в современной социализации принадлежит образованию и приобретению профессии. Образование является необходимым условием социализации почти во всех страх мира. Поскольку темпы смены новых поколений техники опережают темпы смены новых поколений работников, человеку приходится учиться практически всю жизнь. Успехи современного образования определяются не только тем, чему человек научился и каковы его знания, умения и навыки, но также и способностью добывать новые знания и использовать их в новых условиях. Здесь важно, насколько субъект самостоятелен в информационном пространстве, каковы его ориентировочные способности, как быстро он выбирает то, что ему действительно подходит, и в чём он сможет достигнуть уровня высокого профессионализма. Творчество так же становится необходимы условием социализации и уже не рассматривается современной педагогикой как нечто редкостное и необычное. Современные подходы в педагогике и психологии обучения предполагают, что каждый человек – творческая личность. Дидактика включает опыт творческой деятельности учащегося в процессе обучения как важнейший компонент содержания образования наряду с усвоением знаний, умений и навыков. Мы видим, что образование как обязательное условие и особенность современной социализации связано с многообразием прежде всего социальных проблем. Но не менее значимы и личностные проблемы. Во-первых, всё более количество молодых людей стремится получить высшее образование, связывая с ним надежды на успешную карьеру, обеспечивающую оптимальный уровень качества жизни и социально адаптации. Во-вторых, качественное образование является весьма дорогостоящей процедурой не только для общества, но и для конкретного индивида, и можно заметить явную тенденцию повышения его стоимости. Кроме того, молодые люди испытывают известные трудности при выборе будущей профессии и не всегда могут определиться с направлением своего образования. Чем большее количество возможностей предлагает личности общество, тем большие сложности может она испытывать в профессиональном выборе. Более того, профессиональная работа уже не рассматривается людьми лишь только как средство поддержания определённого жизненного уровня. Современный человек стремиться реализовать себя в профессиональной деятельностью, развивая свои способности и проявляя возможности. Деятельность становится своеобразным источником удовольствия – таким же, как досуг. Эти относительно новые тенденции современной социализации охватывают всё большую часть населения, в то время как в предшествующие эпохи такой взгляд на образование и профессиональную деятельность характеризовал лишь немногих субъектов – представителей культурной элиты общества. Особенности современной социализации человека определяются также и темы новыми требованиями к его характерологическим чертам, которые должны быть сформированы для оптимального функционирования в качестве полноправного члена общества. Эти черты сами по себе не слишком сильно отличаются от черт личности, необходимых ранее, однако их сочетание предполагает большую выраженность.[4]

Первичная социализация.

Первичная социализация продолжается от рождения ребёнка до формирования зрелой личности. Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации имеет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Так, например, если родители выражают мнение, имеющее характер дискриминации относительно какой-либо социальной группы, то ребёнок может воспринять такое отношение как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе

В дальнейшем основой социализации становится школа, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. На этом этапе индивид приобщается уже не к малой группе, а к большой.[5]

Ресоциализация

Ресоциализация, или вторичная социализация, — это процесс устранения сложившихся ранее моделей поведения и рефлексов и приобретения новых. В этом процессе человек переживает резкий разрыв со своим прошлым, а также чувствует необходимость изучать и подвергаться воздействию ценностей, радикально отличающихся от сложившихся до этого. При этом изменения, происходящие в процессе вторичной социализации, меньше, чем те, которые происходят в процессе первичной. Ресоциализация происходит в течение всей жизни человека. Групповая социализация — это социализация внутри конкретной социальной группы. Так, подросток, проводящий больше времени со своими сверстниками, а не с родителями, эффективнее перенимает нормы поведения, присущие для группы его ровесников. Теория о половой социализации утверждает, что важной составной частью социализации является изучение роли мужчины и женщины. Половая социализация — это процесс усвоения знаний и навыков, необходимых для конкретного пола. Проще говоря, мальчики учатся быть мальчиками, и девочки учатся быть девочками. Организационная социализация — это процесс приобретения человеком навыков и знаний, необходимых для выполнения своей организационной роли. Проходя через этот процесс, «новички» узнают об истории организации, в которой работают, о её ценностях, нормах поведения, жаргоне, знакомятся со своими новыми коллегами и узнают об особенностях их работы.[6]

Особенности социализации современной молодежи.

Хочется остановиться более подробно на социализации подростков, то есть на процессе их интеграции в социальную систему, вхождения в социальную среду.. Казалось бы, какое отношение этот процесс имеет к социодинамике? Самое прямое. И здесь урок нам преподает Украина. Ведь процесс социализации, пройденный украинскими подростками после превращения их страны в независимое государство, последовавшим за развалом СССР, во многом способствовал их сегодняшним настроениям и, превратив вчерашних подростков в сильных молодых людей, охваченных ненавистью к соседней стране, направил их (пусть и под внешним руководством) на коренные изменения в обществе, в котором они выросли. А это приводит к выводу о том, что процесс социализации подростков не так уж безобиден и его не следует игнорировать. Он должен обязательно проходить под контролем взрослых направляющих социализацию подростков в продуктивное для общества русло, не ведущее к его разрушению. Ведь подростки через определенное вырастают и начинают определять будущее общества и те изменения, которые с ним происходят. Процесс социализации характерен практически для всех этапов жизни человека в обществе. Однако для подростков в силу их физиологической и социально-статусной неопределенности его протекание имеет целый ряд особенностей, вызванных и внутренними (процессы становления организма) и внешними (социальная среда) обстоятельствами. Уникальность подростка состоит в том, что он уже не ребенок, но еще и не взрослый. Это и период, когда, по сути, тоже самое происходит и с социально-духовной составляющей молодого человека: завершается процесс формирования личности, закрепляются нормы и ценности, вырабатываются социальные установки и в идеале человек должен начинать полностью брать на себя ответственность за совершенные им поступки. А именно способность и желание человека отвечать за собственные действия, представления, ценности, да и социальные установки и отличает взрослого человека от ребенка и подростка. Вот поэтому подростковый возраст очень важен для формирования человека, и от того, что с человеком будет происходить в этот период, с какими социальными установками он будет иметь дело, в какой ценностной среде он окажется, во многом зависит то, каким взрослым человеком он затем станет, а также какой жизненный путь он выберет для себя. Именно в подростковом периоде развития у человека окончательно формируется его самость, его внутреннее Я, его сущность, его ядро, которое во взрослой жизни не будет претерпевать серьезных изменений. Но самость подростка все же пока еще не является «ставшей», а это, в свою очередь, означает, что у окружающих, и в первую очередь у педагогов и семьи, есть еще время и возможности, хотя и не очень много и не очень большие, поскольку мы имеем дело не с ребенком, а уже с подростком, так или иначе вмешаться в становление его внутреннего Я и, если надо, скорректировать и его и прохождение подростком данного этапа социализации. В истории философии красной нитью проходит идея о том, что люди не выбирают то время, когда им жить, а попав в определенную социальную обстановку, они должны так или иначе приспосабливаться к ней. Человек может прийти в этот мир в эпоху социального подъема и великих преобразований, а может жить в эпоху застоя и деградации; на его век может прийтись война, да и не одна, а может и мирное время. При этом коль скоро мы имеем дело с подростками, то следует особо обратить внимание на то, что для них условия их формирования и социализации, то есть так называемый социальный фон, играют очень большую роль и оказывают серьезное влияние на них. На долю поколений российских подростков, вступавших в жизнь после распада СССР, пришлась кардинальная смена социальных установок и ценностной среды в России. Причем своеобразие ситуации постсоветской России состояло в том, что эта смена болезненно воспринималась практически всем обществом, на время фактически потерявшим ориентиры и вынужденным приспосабливаться к изменившимся условиям [7]. В такой ситуации оказались взрослые в перманентно реформирующейся постсоветской России. Те самые взрослые, у которых и социальные установки были давно выработаны, и личности сформированы. Но что тогда говорить о подростках, у которых этот процесс еще не был завершен? При несформированных личностных социальных установках и не выработанной собственной иерархии ценностей они оказались в совершенно новой для них ситуации, сопровождавшейся растерянностью взрослых. Поэтому процесс завершения формирования личности подростков, этого серьезнейшего этапа социализации, во многом оказался отданным им на откуп в том смысле, что доверие к советам и примерам поведения взрослых было подорвано реальными социальными катаклизмами, а то, что исходило от взрослых, подвергались подростками тщательному анализу и пересмотру как не оправдавшее доверия. Безусловно, подростки, как и все остальные люди, живут в обществе, свободными от которого они быть просто не могут. А потому формирование их личностей в процессе социализации идет под влиянием многих социальных факторов, в числе которых на первом месте чаще всего стоит семья, в которой воспитывается подросток, а затем следуют учителя из той школы, или школ, где учится подросток, его друзья, различные общественные организации (если таковые имеются) и, безусловно, средства массовой информации, на которых следует остановиться особо. Но прежде несколько слов об общественных организациях. В советское время для детей в школах были созданы и активно работали три общественные организации, которые были организованы по возрастному принципу, и которые последовательно друг другу передавали миссию заботы сначала о ребенке, затем подростке и в конце концов – молодом человеке. Речь идет об октябрятской организации, пионерской организации и комсомоле. Безусловно, Эти общественные организации ушли, а их место никто не занял, предоставив детей-подростков-молодежь самим себе. И вопреки пословице, свято место фактически осталось пустым. Вернее, общественные организации для подрастающего поколения заменили средства массовой информации, и в первую очередь интернет, являющийся серьезной ценностной средой для подростков, мощным социализирующим фактором, во многом формирующим их социальные установки. Интернет-бум в России начался примерно с середины первого десятилетия XXI столетия, когда не только появились и ноутбуки, и планшеты, и смартфоны. В результате гениальное техническое изобретение, предназначенное для того, чтобы облегчить жизнь человека, незаметно для всех превратилось в средство манипуляции им. А когда появились социальные сети, в которые очень часто человек бежал от собственного одиночества, имитируя дружбу или просто контакты со многими людьми, возникла возможность навязывать человеку те представления, ценности и социальные установки, которые в обычной ситуации были бы ему чуждыми. И это в первую очередь относилось к подросткам, поскольку формирование их личностей завершалось именно под воздействием разноголосицы из интернета, игравшей серьезную роль в процессе их социализации. Проблема «сидения» подростка в интернете состоит в том, что в силу еще не окончательно сформировавшегося, неокрепшего собственного Я, отсутствия житейского опыта, а порой и отсутствия должного образования, подросток пока еще далеко не всегда может и способен отличать действительные ценности, цели, установки от мнимых, навязываемых (или, если хотите, предлагаемых) ему. Ведь, общаясь «в живую», подросток знает того, с кем он общается. По крайней мере он видит и собеседника, и его реакции на сказанное ему или сделанное кем-то, то есть на происходящее. В интернете же все в большой степени анонимно. И хорошо, если анонимный собеседник подростка не имеет никакого злого умысла, а хочет просто пообщаться. А если имеет? Ведь эпидемия суицидов подростков, прокатившаяся в настоящее время по нашей стране, не является результатом невинной болтовни молодых людей о кино, книгах, отдыхе, природе и т.п., а в ней явно прослеживается манипуляция неокрепшим сознанием молодых людей. Опасность интернета для подростка состоит еще и в том, что туда выложен огромный массив всевозможной информации, разобраться в котором порой бывает сложно не только подросткам, но и взрослым людям. За советом же подросток чаще всего в силу возрастных особенностей обращается к таким же подросткам, как и он сам. А те, находясь в точно такой же ситуации, как и спрашивающий, вряд ли они будут способны принять верное решение или сделать правильный выбор в сложной для них ситуации.[8] Однако средства массовой информации, влияющие на социализацию подростка, не ограничиваются только интернетом, а включают в себя и телевидение, и радиовещание, и прессу. И тут подросток также, впрочем, как и в случае с интернетом, сам выбирает, что ему смотреть, что слушать и что читать. Не стоит наивно полагать, что основная масса современных подростков России останавливает свой выбор на телевизионном канале «Культура» или на каких-либо научно-познавательных передачах. Если подростки и проводят время у телевизора, то их выбор просчитать, как правило, просто: это либо американские художественные фильмы, где много «экшена»; либо бесконечные детективы, которыми наводнен экран российского телевидения, где кровь течет рекой. А отсюда вопрос: пример каких социальных установок в результате получает подросток, не говоря уже о той ценностной среде, в которой пребывает он, сидя перед голубым экраном телевизора? И насколько позитивна подобная социализирующая функция для формирующегося сознания подростка? Не лучше дела обстоят как с радиовещанием, так и с печатными изданиями. Если подростки и слушают радио, то выбирают там лишь каналы, по которым транслируется музыка, отвечающая их вкусам. Но вкусы-то должны быть сформированы. А если этот процесс формирования берут на себя лишь радиостанции, вещающие шансон, да попсу, то они и сформируют любителей лишь шансона и попсы. Печатные же издания для подростков создаются взрослыми, которые, как и в случае с телевидением, думают преимущественно о продажах, а потому идут либо по линии скандальной информации по большей части сфабрикованной, либо по линии «чего изволите»[9]. Тут же вместо «каналов» можно поставить «журналов». Повторюсь, что и телевизионные передачи, и каналы, и печатные издания, ориентированные на подростковую аудиторию, создаются совсем не подростками, а взрослыми людьми для подростков. При этом они рассчитаны на максимальный охват аудитории и поэтому, поскольку высокообразованных и всесторонне развитых подростков не так уж много, адресованы подросткам, находящимся на среднем и ниже среднего уровнях развития. Между тем, «умные», которым надо «что-то поумнее», это «что-то поумнее» в ориентированной на их возраст прессе найти не могут: они либо должны отказаться от ума, либо без подготовки обратиться к научным монографиям, которые им заведомо «не по зубам». Итак, рассмотрение ситуации, в которой оказались подростки в современной России фактически приводит нас к банальному выводу: если мы хотим в лице сегодняшних подростков, которые в совсем недалеком будущем займут ключевые места в управлении страной, получить единомышленников с общими с нашими социальными установками, то нельзя пускать их существование и формирование, а, следовательно, и социализацию на самотек. Ими необходимо заниматься. Банально, но факт. Причем эти занятия не должны носить характер той или иной акции. Если мы хотим получить желаемый нами результат, то эти занятия должны иметь постоянную основу. Подростки в современной России, впрочем, как и подростки в любой другой стране мира, оказываются в сложной ситуации выбора под воздействием множества социальных факторов, и в этом заключаются основные особенности их социализации. Причем ценностная среда подростков очень разнообразна в зависимости от того, в какое социальное окружение подросток попадает. Однако учитывая все обозначенные выше моменты и особенности социализации современных российских подростков, все же следует сделать вывод о том, что если окружающие подростка взрослые хотят видеть в нем своего единомышленника, то они не должны пускать процесс его формирования и социализации на самотек. Только в том случае, если благожелательно настроенные по отношению к подростку взрослые люди будут тактично помогать ему проходить завершающую фазу формирования его личности, его внутреннего Я, и будут отслеживать, а, где надо, и корректировать его процесс социализации, подросток справится с выбором адекватных социальных установок. И тогда взрослым не придется говорить об очередном потерянном поколении. И тогда изменения, происходящие в обществе, хотя бы с точки зрения предсказуемости действий людей, возможно будет прогнозировать.[9]

Работая над данным проектом, я провела опрос в 9-11классах пытаясь выявить в каких взаимоотношениях находятся подростки со своими родителями и как эти отношения влияют на процесс социализации современной молодежи. 9 класс. Полученные в ходе исследования данные свидетельствуют о том, что современные подростки, обучающиеся в 9 классе, рассказывают своим родителям о своих тревогах и неудачах. Но также были ученики, у которых была выявлена отстраненность от семьи. Последующие вопросы были направлены на выявление мотивации и стремления к тому, чтобы заработать деньги и, собственно, отношение к ним. Мы обнаружили, что многие задумываются о заработке, а некоторые уже работают. Также наблюдалась неопределенность. Анализ ответов на 13 вопрос дал нам понять, что школа перестала быть платформой для ученика, относительно его социализации и развития в целом. Последующие вопросы были направлены на получение информации относительно социализации ребят среди своих сверстников и друзей. Опрос показал, что многие боятся и избегают внимания к себе в своей компании, это указывает нам на неуверенность и замкнутость детей. (см. приложение I рис.1) 10 класс. Опрос среди десятиклассников показал, что большая часть ребят хотели бы получить совет от своих родителей, но не многие смогли бы поделиться собственными проблемами с ними. Тема материального характера интересует ребят этого возраста больше, чем ребят, которые младше них. Процент учеников, которые думают о заработке или уже работают возрос. Также большинство ребят считают, что школа не дает знаний, которые могли бы пригодиться в жизни. Вопросы, связанные с взаимоотношениями ребят со своими сверстниками и друзьями, показал более положительную и утвердительную динамику. . (см. приложение II рис.1) 11 класс. Опрос среди одиннадцатиклассников показал, что ребята чувствуют себя более уверенно со своими родителями и готовы делиться с ними своими проблемами и хотят получить от них совет. Вопросы, которые затрагивают тему денег были восприняты учениками серьезно, многие из ребят уже работают и все задумываются на тему материального характера. Ученики 11 класса также считают, что школа не дает знания, которые могли бы пригодиться в жизни. Вопросы, касающиеся дружбы также имели положительную динамику, что указывает на более сознательное общение.[10] . (см. приложение III рис.1)

Заключение.

Начиная работу над данным исследованием, я ставила перед собой цель - изучить проблемы социализации современной молодёжи и найти пути их решения. Работая над данным исследованием, я изучила процесс социализации, его характеристику и фазы. И сделала вывод о том, что термин «социализация» обозначает совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Также мною были изучены особенности процесса социализации молодежи и проблемы, с которыми сталкивается молодое поколение в ход социализации и пришла к выводу о том, что в ходе реформирования российского общества современная молодежь, как социальная группа, столкнулась с проблемами самоопределения, поиска работы, приобретения гарантированного социального статуса, получения качественного образования. Социализация молодежи протекает в сложных условиях, связанных: с кризисом основных институтов социализации - семьи, школы, армии, трудового коллектива; сменой основной модели социализации; возрастанием роли СМИ в современном обществе. В этой ситуации появились достаточно острые проблемы, связанные с ростом преступности, наркомании, алкоголизма и суицида среди молодежи, молодежной безработицы, социального сиротства и беспризорности, моральной распущенности, бездуховности, деформации в отношении к труду. Молодежь является активным субъектом социального воспроизводства. При этом необходимо учитывать, что молодежь объективно призвана выступать в роли активного субъекта изменений, так как в противном случае общество обречено на стагнацию и саморазрушение. Данные опроса учащихся МБОУ СОШ №1 им. И.Ф.Вараввы эти выводы подтверждают. Таким образом, поставленная нами цель была достигнута. Задачи выполнены. Подводя итог, можно сказать, что изменения, возникающие в обществе, влияют на все сферы его жизнедеятельности, и в особенности на молодое поколение. Молодежь всё время вынуждена приспосабливаться к этим изменениям. Отсюда вытекающий вывод - необходимо искать пути решения проблем социализации молодежи и разрабатывать новые способы и механизмы социализации адекватные условиям современного общества.

Список использованных источников и литературы.

1. Азарова Р.Н. Педагогическая модель организации досуга обучающейся молодежи// Педагогика. - 2005. - №1

2. Актуальные проблемы социальной психологии [текст] / редкол.: Р.М. Шамеонов и [др.] Материалы Международной научно-практической конференции Актуальные проблемы социальной психологии.- Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО ВАГС, 2010.

3. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений/ Г.М. Андреева. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2004.

4. Андриенко Е.В. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Е.В. Андриенко; под ред. В.А. Сластенина. - 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.

5. Воронков С.Г., Иваненков С.П., Кусжанова А.Ж. Социализация молодежи: проблемы и перспективы. Оренбург, 1993.

6. Гайсина Г.И., Цилюгина И.Б. Воспитание социально зрелой учащейся молодежи: учеб. пособие [текст]. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2010. - 80 с.

7. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г., Гусова С.А. Социальная работа с молодежью: учебник для студентов вузов/ С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.А. Гусова. - М.: Гардарики, 2008. - 204 с.

8. Абросимова И.Ю. Формирование социально-позитивного поведения у старших подростков. – Нижний Новгород: Нижегородский ин-т развития образования, 2016. 174 с.

9. Актуальные каналы социализации личности: от теории к технологиям / под науч. ред. В.П. Сергеевой. – М.: Инфра-М, 2017. 130 с. 3. Анкудинова О.А. Социализация личности в российском обществе. – Краснодар: Парабеллум, 2014. 169 с. 4. Аранова С.В. Модель модернизации уклада школьной жизни в направлении социализации учащихся. – СПб: КультИнформПресс, 2016. 75 с.

10. Данные социологического опроса учащихся МБОУ СОШ №1 им. И.Ф.Вараввы

Приложение

Приложение I

Рис.1. Данные опроса 9-х классов МБОУ СОШ №1 им. И.Ф. Вараввы.

Приложение II

Рис.1 Данные опроса 10-х классов МБОУ СОШ №1 им. И.Ф. Вараввы.

Приложение III

Рис.1 Данные опроса 11-х классов МБОУ СОШ №1 им. И.Ф. Вараввы.

Просмотров работы: 14