Философские проблемы развития творческих способностей детей в декоративно-прикладном творчестве

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Философские проблемы развития творческих способностей детей в декоративно-прикладном творчестве

Панарина И.А. 1
1МБОУ "Давыдовская СОШ с УИОП"
Гончарова Г.В. 1
1МБОУ "Давыдовская СОШ с УИОП"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1 Введение

С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить. Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Изучением творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги. Достаточно назвать таких деятелей науки, как Л. Н. Коган, Л. С. Выготский, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачёв, А. С. Каргин, В. А. Разумный, О.И. Мотков и другие. В результате многолетних экспериментальных исследований психологов Э. Фромма, И. П. Волкова, Р. Бернса, О. И. Моткова и других установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Кроме способов пробуждения творческих потребностей, обладающих большей или меньшей методической направленностью, можно привести ряд общетерапевтических приемов, содействующих той же цели. Один из них вытекает из критичного отношения к философии и традициям воспитания детей. Говоря о стимулах творческой активности, нельзя не упомянуть об обыкновенном любопытстве, которое заставляет людей делать необыкновенные вещи и которое, вообще говоря, является, может быть, самым главным побудителем творческой активности или если не самым главным, то, по крайней мере, самым бескорыстным. Но каким бы не выглядело любопытство в моральной плоскости, оно без сомнения является необходимым элементом творческого процесса и пройти мимо возможности влиять на творческую мотивацию через воздействие на фактор любопытства было бы непростительным расточительством.

Особое место в развитии творческих способностей детей занимает музыкальное искусство. Однако многие родители и воспитатели игнорируют использование классической музыки (хотя в последнее время продается множество прекрасных записей классической музыки, аранжированной специально для малышей) во время занятий.
Рисование под музыку по степени положительного воздействия на эмоции малыша превышает все остальные виды детской деятельности. Эмоциональное воздействие музыки таково, что вызывает у ребенка множество ассоциаций. Движения руки становятся плавными, и в то же время, уверенными. Ребенок не боится сделать неправильно, так как его сознание подчинено более высокому закону, чем смешные правила, установленные аккуратными взрослыми. Цвет и музыка, ритм и графика увлекают малыша в свой волшебный мир. Ребенок становится сосредоточенным, его внимание концентрируется на зрительно- слуховых координациях, а движения руки подчиняются работе "очарованного" музыкой мозга. В центре внимания эстетического сознания — искусство в его эстетическом отношении к действительности. Она осмысляет наиболее общие законы художественного освоения мира в литературе, живописи, скульптуре, театре, кино, музыке, хореографии, архитектуре, прикладном и декоративном искусстве, исследует происхождение, природу, законы социального бытия, функционирования, развития, восприятия и понимания искусства. Художественное творчество, его специфика и сущность, эстетическое богатство мира, реальность в ее общечеловеческом значении как сфера художественно-творческого освоения, эстетическое отношение искусства к действительности составляет проблемное поле эстетики искусства.

Искусство зародилось и приобрело свои основные черты еще в античности, но там оно не сразу начало мыслиться как особый вид деятельности. Вплоть до Платона (включая и его самого) «искусством» называлось и умение строить дома, и навыки кораблевождения, и врачевание, и управление государством, и поэзия, и философия, и риторика. Сначала этот процесс обособления собственно эстетической деятельности, то есть искусства в нашем понимании, начался в конкретных ремеслах (где он и привел к созданию, например, орнаментов), а затем был перенесен и в область духовной деятельности, где эстетическое также не было сначала обособлено от утилитарного, этического и познавательного.

Если для нас поэмы Гомера представляют собой главным образом произведения искусства, то для самой античности они были настолько энциклопедически емкими, что рассматривались и как философское обобщение, и как этический эталон, и как изложение религиозной системы, и как творения искусства. Малой выявленностью в античной культуре того, что мы сейчас называем искусством, объясняется и тот факт, что тогда не был, например, развит такой столь распространенный в новое время жанр литературы, как роман. Литература как собственно искусство была представлена большей частью поэтическими произведениями, проза же при всей ее эстетической оформленности была по своим целям, как правило, философской или исторической.

Искусство, как таковое, в отличие от философии, науки, религии и этики начинается там, где целью эстетической деятельности становится не познание или преобразование мира, не изложение системы этических норм или религиозных убеждений, а сама художественная деятельность, обеспечивающая создание особого (второго, наряду с предметным), вымышленного мира, в котором все является эстетическим созданием человека.

Для чего человеку необходим этот второй мир, который, казалось бы, просто дублирует первый? Дело в том, что искусство в отличие от всех других видов деятельности есть выражение внутренней сущности человека в ее цельности, которая исчезает в частных науках и в любой другой конкретной деятельности, где человек реализует только какую-нибудь одну свою сторону, а не всего себя. В искусстве человек свободно творит особый мир, так же как творит свой мир природа, то есть полновластно. Если и в своей практической деятельности, и в науке человек противопоставлен миру как субъект объекту и тем ограничен в своей свободе, то в искусстве человек превращает свое субъективное содержание в общезначимое и целостное объективное бытие. Эстетическое переживание произведения искусства, так же как и его создание, требует всего человека, так как оно включает в себя и высшие познавательные ценности, и этическое напряжение, и эмоциональное восприятие. Это внутреннее единство всех духовных сил человека при создании и восприятии произведений искусства обеспечивается описанной выше синкретичной силой эстетического сознания. Если, читая научные, публицистические, популярные издания, мы сразу же внутренне настраиваемся на как бы «фрагментарное» мышление о мире, «забывая» все, что нам не пригодится для восприятия данного текста, то, настраиваясь на чтение художественного произведения, мы активизируем в себе все свои духовные силы: и ум, и интуицию, и чувства, и этические понятия. Нет ни одного момента в нашей внутренней духовной жизни, который не мог бы быть вызван и активизирован искусством. Оно призвано обеспечить целостное, полнокровное и свободное восприятие и воссоздание мира, которое возможно только при условии совмещения познавательных, этических, эстетических и всех других моментов человеческого духа.

1.1. Теоретическая часть.

Тяготение к философичности, размышление о мире и человечестве ярко выразились в русской классической литературе. Гений А. С. Пушкина «всемирен и всечеловечен». Для Л. Н. Толстого принцип морального самосовершенствования личности — путь к совершенствованию мира. Ф. М. Достоевский в своих романах искал ответ на вопрос о природе человека и сути человечества. Сознание писателя было постоянно заполнено коренными проблемами бытия, ориентировано на самые высокие проблемы мировоззрения.

Еще Аристотель подчеркивал вероятностный характер информации, содержащейся в художественном произведении. Он считал, что художник изображает в произведении то, что могло бы произойти. Не случившееся, но вероятное Аристотель предпочитал случившемуся, но невероятному. Сообщение по вероятности в информативном отношении высокоценно с точки зрения современной теории информации.

Информация, переданная на языке танца, живописи, архитектуры, скульптуры, прикладного и декоративного искусства, более общедоступна, легче усваивается другими народами, чем информация на языке слов. Информативные возможности художественного языка шире и качественно выше, так как язык искусства и понятнее, и метафоричнее, гибче, иносказательнее, парадоксальнее, эмоционально, эстетически богаче, чем естественный, разговорный язык.

Искусство объединяет людей. Когда в древности два разноязычных племени устанавливали между собой мир, они устраивали танец, своим ритмом сплачивавший их. Когда политики в конце XVIII — начале XIX в. разделили Италию на мелкие государства, графства и княжества, искусство роднило и соединяло неаполитанцев, римлян, ломбардцев и помогало им ощущать себя единой нацией. Столь же велико было значение единого искусства для раздираемой междоусобицами Древней Руси. А в конце XVIII — XIX вв. объединяющую силу поэзии остро почувствовали в своей жизни немцы. В современном мире искусство прокладывает пути к взаимопониманию народов, оно — инструмент мирного сосуществования и сотрудничества.

Пифагорейцы говорили, что искусство очищает человека. Аристотель разработал и ввел в эстетику категорию катарсиса — очищения посредством «подобных аффектов» (чувств). Показывая героев, прошедших через тяжкие испытания, искусство заставляет людей сопереживать им и этим как бы очищает их внутренний мир. Эти положения Аристотель развил на материале воздействия на зрителя трагического произведения. Однако, вероятно, была разработана проблема и комического катарсиса в утраченных частях «Поэтики». Это предположение согласуется с научной традицией трактовки катарсиса как общеэстетической категории, отражающей воспитательную функцию искусства. Последняя, по мнению финского социолога И. Грина, английского антрополога Дж. Гаррисона, американского антрополога Э. Уоллеса, польского эстетика Б. Дземидока, является одним из важнейших аспектов общественного значения художественного творчества. Некоторые исследователи (например, французский социолог Э. Морен) полагают, что в процессе восприятия произведений искусства люди обретают возможность разрядить внутреннее напряжение и волнение, порожденные реальной жизнью, и хотя бы частично компенсировать монотонность повседневности.

II. Основная часть.

Художественное творчество раскрывает людям правду о жизни и доставляет им величайшую радость постижения красоты. Гедонистическая функция искусства опирается на идею самоценного значения личности, исходит из этой идеи и осуществляет ее, доставляя человеку бескорыстную радость эстетического наслаждения. Именно самоценная личность в конечном счете и является наиболее социально действенной. Другими словами, самоценность личности является существенной стороной глубокой социализации человека, фактором его творческой социальной активности.

Высшая цель науки — дать людям знания. Высшая цель техники — опираясь на знания, добытые наукой, удовлетворять материальные и духовные потребности и интересы людей. Высшая цель искусства — всестороннее развитие социально значимой и самоценной личности, формирование ее потребностей и ценностных ориентации. Поэтому искусство способно одухотворить научный и технический прогресс, осветить его идеями гуманизма. Развитие человека, его непрерывное совершенствование идут через общество, во имя людей, а развитие общества — через человека, во имя личности. В этой диалектике человека и человечества — смысл и суть истории. Способствовать историческому прогрессу во имя счастья человека — высшее гуманное назначение искусства.

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

Ребята знакомятся с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно - прикладного искусства (вышивка, шитьё, работа с мехом и т.д.) народа, проживающего в родной местности, с изобразительными материалами и техникой рисования (гуашь, акварель, пастель, аппликация). Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Также необходимо отметить что, одной из актуальных проблем начального обучения, требующей своевременного решения, является развитие творческих способностей. Анализ методической литературы наглядно свидетельствует о том, что искусство обладает огромными возможностями по развитию творческого потенциала детей. В учебной работе с младшими школьниками особенно важно обеспечить удачное начало школьного этапа жизни детей, помочь им почувствовать интерес к познанию нового, испытать чувство радости от общения со сверстниками и учителями.

Опыт показал, что если ребенку интересно, если его увлечь и заинтриговать, помочь вообразить будущее изделие, создать стимул, то он (ребенок) будет заниматься этой деятельностью долго, упорно и порой забывая про время и про то, что изделие может не получиться. Ребенок натура увлекающаяся и воспользовавшись этим качеством можно научить его и воображать и творить воображаемое изделие, но для этого его нужно вдохновить, вдохнуть в него искорку какого-то замысла, какой - то идеи, а в дальнейшем он все это разовьет сам. Но только в том случае, если это ему интересно.

Сущность процесса освоения регионального компонента декоративно-прикладного искусства заключается в следующем:

-понимание художественно-выразительных особенностей языка декоративно-прикладного искусства;

-использование линии, ритма, силуэта, цвета, пропорции, формы, композиции как средства художественной выразительности в создании образа декоративной вещи;

-определение центров традиционных народных художественных промыслов России по созданию изделий (главные отличительные признаки: форма, пропорции, колорит, орнамент, традиционная обработка материала); -овладение процессом стилизации реальных природных форм в декоративные; -изучение местных традиций края и области и органическим сочетанием региональных традиций искусства с ручным творческим трудом;

- активное участие в кружках, студиях, творческих мастерских;

- создание художественных образов с учетом региональных декоративных особенностей и технологических возможностей материала;

- изучение художественно- эстетического наследия образцов регионального декоративно-прикладного искусства;

- овладение всеми этапами работы над изделием от создания проекта до последних отделочных вариаций;

-сочетание в области искусства игровой и трудовой деятельности;

-включение в художественно-творческую деятельность работу в материале, развернутую к потребностям школы.

В 90-е годы в нашей стране был накоплен значительный опыт использования народного декоративно-прикладного искусства в практике воспитательной работы со школьниками. Особенно ценен опыт школ, расположенных в зонах действия исторически сложившихся центров художественных промыслов (художественное плетение и роспись по бересте – Архангельская область, романовская игрушка – Липецкая область, ковроткачество - Воронежская область и др.). Обучение школьников художественным ремеслам ведется здесь по программам, разработанным местными специалистами и утвержденных Управлением образования.

Современная школа стремится в целом ряде учебных дисциплин сделать изучение народного декоративно-прикладного искусства областью специального изучения. Однако возможности изучения регионального декоративно-прикладного искусства в отечественной системе образования не используются в должной мере.

Вязание пуховых платков в пределах Воронежской области отражает Северо-восточный ареал, известный как Воронежское Прихоперье. Воронежский край издавна славился своими художественными ремеслами. Одним из замечательных промыслов является вязание воронежских пуховых платков. Недаром редактор воронежской газеты «Коммуна» писал, что новохопёрские мастерицы-вязальщицы «все свободное время вяжут, вяжут, вяжут, сидя, стоя, идя, и так свыклись со своим ремеслом, что расстаются с ним лишь на ночь, когда ложатся спать».

Изучение данного промысла позволяет глубже понять народную традицию, связанную не только с самим промыслом, но, что особенно важно, со спецификой культурно-исторической среды края и основами народной жизни, концептуально отраженными в понятиях «платошники», «жить платками».

Вышивка охватывает территорию юга Воронежской области, образуя Южный ареал, где в основном проживают этнические украинцы, занимавшиеся вышивкой в большей степени, чем русское население. Резьба по дереву образует Центрально-восточный ареал. Выделяется также Центрально-восточный ареал, связанный с ткачеством и Северо-западный ареал, образуемый гончарным искусством. Некоторые из обозначенных на карте видов НДПИ не образуют четких ареалов: костюм, лозоплетение, бондарство и музыкальные инструменты. Описание ареалов народного декоративно-прикладного искусства дает возможность в будущем связать их с историей заселения края и вторичным расселением русских в 16-17 веках. Выделение ареалов регионального декоративно-прикладного искусства имеет большое значение для установления этнокультурной специфики региона, поскольку, традиции НДПИ формируют менталитет жителей региона и определяют их отношение к различным видам декоративно-прикладного искусства. В результате сложных миграционных процессов Воронежские земли заселялись выходцами из различных мест России и Украины. Территорию края осваивали выходцы из рязанских, тульских, тамбовских и курских городов и сёл, а также из «замосковных» уездов. Первыми по времени заселения были северные и западные районы края, располагавшиеся по правобережью Дона, и часть левобережья. Этнический состав переселенцев был в свою очередь продуктом сложных скрещиваний и взаимодействий раннего славянского населения, впитавшего угро-финский субстрат, с поздними мигрантами из северных московских и замосковных уездов. Наряду с поселениями служилых людей возникают села, основанные помещичьими и бывшими монастырскими крестьянами, переведенными из центральных уездов России, в центральные и восточные районы Воронежской губернии.

Истоки регионального декоративного искусства во многом обусловлены религиозно-магической потребностью человека и связаны с земледельческой обрядностью. Создания древних мастеров вдохновляют художников нашего времени, вызывают к жизни новые произведения прикладного искусства и являются источником развития регионального искусства.

2.1. Традиционное художественно ремесло Воронежского края.

Традиционным художественным ремеслом Воронежского края было самодельное изготовление игрушек. Игрушка-свистулька «соловейка» или сказочные персонажи «зайчик с гармошкой» и «мухоловка с пирогами» отражали быт, природу, окружение ребенка, они украшали жизнь, радовали и обогащали его дух. Собирательный образ таких игрушек, как «холобоша», обрядовые куклы «рванка», «зольная», «неразлучники» включал в себя элементы выработанной поколениями традиции: национальность самосознания, семейность и региональность устоев, этничность и экологичность во взглядах на эволюцию природы и общества.

Творческое воссоздание традиционных игрушек расширяет границы представлений о прошлом, воспитывает более бережное отношение к культурному наследию, создает ощущение неповторимости и своеобразия области, сопричастности к судьбе родного края. Стать подлинным гражданином невозможно без осознания себя её частицей, продолжателем рода и хранителем культурной среды региона.

Декоративно-прикладное и народное искусство Воронежского края широко включает в себя разнообразие жанров, художественно-технических приемов и присущих им традиций, которые передаются мастерами из поколения в поколение. Художественные ремесла региона имеют общие исторические и эстетико-философские корни, представляя собой целостную образную систему в этнокультурной среде.

Этнокультурная среда – это самая крупная единица разработанной нами системы воспитания и образования школьников на основе национально-регионального компонента декоративно-прикладного искусства, определяющая совокупность входящих в нее элементов и их содержание. Составляющими этнокультурной среды являются следующие элементы: региональные традиции, выражающиеся в фольклоре и обрядности, декоративно-прикладном искусстве, народной и современной архитектуре, обусловленной окружающей природной средой края, в народной музыке и хореографии.

На всех ступенях и во всех направлениях региональное декоративно-прикладное искусство рассматривается как объект познавательной деятельности школьников, отличающийся доступностью и наглядностью декоративно-прикладного искусства, особым мотивационным и воспитательным потенциалом, широкими возможностями для организации самостоятельной поисковой художественно-творческой работы учащихся, способствующей пониманию школьниками важности изучения, сохранения и развития народных традиций. В процессе ознакомления с традиционным декоративно-прикладным искусством от младших классов к старшим развиваются и обогащаются виды учебной деятельности, основанные на выполнении художественно-творческих заданий по произведениям декоративно-прикладного искусства.

Декоративно-прикладное искусство Воронежского края богато многовековыми художественными традициями. В нем прослеживаются гармоничное слияние в единый комплекс культурных особенностей и традиций многочисленных разноязычных народов, населяющих большую территорию Российского Центрального Черноземья. Взаимодействие культур этносов данного региона основано на взаимном обогащении и связях с сопредельными странами и народностями (мордва, украинцы), что придает воронежскому искусству неповторимый колорит и объясняет его уникальность, проявляющуюся, например, в воронежском орнаменте.

В качестве методов освоения традиционного декоративно-прикладного искусства, сведений о различных видах художественного ремесла, об истоках происхождения этнических традиций и мастерства предков выступают общие методы педагогического процесса. Однако, важнейшим из них, на данном этапе работы мы признаем метод, описанный М.М. Пришвиным «Хочу не учить, а душевно беседовать, размышлять сообща и догадываться" [Пришвин М.М. Собрание сочинений: В 8 т. Т. 1. - М., 2007. - С. 52-53].

В качестве организационных форм духовно-нравственного, художественно-эстетического воспитания выступают общие организационные формы воспитания, используемые применительно к задачам, содержанию, методам, например, такие как урок, экскурсии, классные часы, кружки, комплксные занятия, практические работы на дому, праздники и др. Однако, основное содержание процесса обучения и воспитания учащихся начальных классов осуществлялось в деятельности, где мы попытались обосновать и практически реализовать новые подходы, в соответствии с которыми на первый план выдвигаются такие приоритетные функции, как: -освоение культурно-исторических традиций региона;

-охрана и поддержание духовно-нравственного, психического здоровья детей;

- выявление и всемерное развитие способностей учащихся через учебную, художественно-эстетическую, трудовую деятельность;

- подготовка учащихся к активной и творческой деятельности в различных областях.

III Заключение

В целях осуществления преемственности в освоении национально-регионального компонента декоративно-прикладного искусства и других составляющих этнокультурной среды, были разработаны обучающие программы: «Народное искусство Воронежского края и его изучение с детьми дошкольного возраста», «Декоративно-прикладное искусство Воронежского края и его изучение в школе», «Воронежская глиняная игрушка», «Краеведение», обеспечивающие непрерывность духовно-нравственного, художественно-эстетического воспитания от дошкольных учреждений до высшей школы.

Литература

1. Борев Ю.Б. Эстетика. – М.: Политиздат – 1988.
2. Гончар Л.Ф. Философия: Учебное пособие. - М.: МГИУ – 1998.
3. Горелов А.А. Философия: Учеб. пособие. - М.: Юрайт-М – 2001.
4. Спиркин А.Г. Основы философии: Учебное пособие для вузов. – М.: Политиздат – 1988.
5. Стрижак Л.Н. Психология и педагогика: Учебное пособие. – М.: МГИУ – 1999

6. Борев Ю.Б. Эстетика. – М.: Политиздат - 1988, с.32.

Просмотров работы: 18