Социальный проект учащихся "История школы. Герои на все времена"

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Социальный проект учащихся "История школы. Герои на все времена"

Хамидуллин И.А. 1
1ГБОУ "Казанская кадетская школа-интернат им. Героя Советского Союза Б. К. Кузнецова"
Хазбиева Л.И. 1
1ГБОУ "Казанская кадетская школа-интернат им. Героя Советского Союза Б. К. Кузнецова"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Патриотическое воспитание во все времена являлось одной из важнейших задач образовательной системы. Под патриотическим воспитанием, как правило, понимается целенаправленное формирование у учащихся любви к Родине, постоянной готовности к ее защите. Сегодня, когда вся система образования претерпевает существенные изменения своей структуры и содержания, требуется особый подход и к вопросам патриотического воспитания. Патриотизм – не просто слово. Он проявляется в поступках человека. Зарождаясь из любви к Родине, патриотические чувства поднимаются до активной гражданской позиции.

Целью данного исследования является изучение работы учащихся 7-го класса по формированию собственного чувства патриотизма. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

- изучить понятие «патриотизм»;

- рассмотреть особенности педагогического воздействия на формирование чувства патриотизма;

- проанализировать работу учащихся 7-го класса по подготовке социального проекта «История школы. Герои на все времена».

Объектом исследования является уровень патриотического воспитания учащихся. Предметом исследования выступает работа учащихся 7-го класса по подготовке социального проекта «История школы. Герои на все времена».

Основным методом научного исследования является анализ социального проекта.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в данной работе рассматривается значение такого понятия, как «патриотизм»; раскрывается сущность педагогического влияния на формирование чувства патриотизма. Прикладная ценность исследования, представленная во второй главе, включает в себя материалы работы учащихся 7-го класса по подготовке социального проекта «История школы. Герои на все времена».

Глава 1. Патриотизм как элемент духовной культуры общества

Сегодня науке известно немалое количество определений понятия «патриотизм». Каждый исследователь, рассматривая проблемы патриотизма, находит самые разные отправные точки для более глубокого, детального исследования данного общественного явления.

Так, в отечественной исторической науке главным смыслом понятия «патриотизм» являлась «любовь к благу и славе Отечества». Н. М. Карамзин выделил три вида любви к Родине: физическую, нравственную и политическую. Физическая любовь характеризует привязанность человека к тому месту, где он родился и строит свою жизнь. Нравственная любовь выражается в симпатии к окружающим людям и обществу. Политическая же любовь требует рассуждения и осознания [2, с. 350]. А. Н. Радищев говорил, что «Истинный человек и сын отечества одно и то же, он если уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу отечеству, то не страшится пожертвовать жизнью». Самой главной задачей воспитания А. Н. Радищев считал «формирование человека, который обладает гражданским сознанием, высокими нравственными качествами, любящего больше всего свое Отечество» [2, с. 351]. С точки зрения прославленного историка и литератора, воспитание чувства патриотизма строится, в первую очередь, на формировании у ребенка знаний, умений и навыков, которые в будущем пригодятся ему как гражданину своего Отечества, чтобы он мог верой и правдой служить на благо Родине.

В учебниках по политологии российский патриотизм определяется как отношение граждан к своей Родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее. Это отношение к географическому пространству страны; ее природным богатствам; историческому прошлому и сегодняшним противоречивым реалиям; народам, ее населяющим; их национальному достоинству, культуре и традициям.

Патриотизм одновременно сосредоточивает в себе множество различных сторон человеческой жизни. Проанализировав работы исследователей, мы выделили следующие элементы, составляющие сущность чувства патриотизма на сегодняшний день:

- забота об интересах Родины (настоящий патриот, понимая значимость своей Родины, прикладывает свои усилия для того, чтобы она развивалась, чтобы повышался ее престиж на международной арене);

- осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (несмотря на то, что сегодня патриотизм не связывается напрямую с героическими подвигами, участием в военных действиях, с активной деятельностью по борьбе с внешними и внутренними врагами, в общее представление о патриотизме, тем не менее, многие ученые-исследователи, да и простые обыватели, непременно включают защиту Отечества. Сложно говорить о патриотизме как о высокой духовной материи, если это чувство не подкрепляется готовностью человека защищать Родину в период непростых исторических событий);

- проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине («гражданственность» и «патриотизм» нередко рассматриваются современными учеными как слова-синонимы. Нередко отмечается тот факт, что без уважительного отношения к своему государству, без стремления соблюдать установленные на законодательном уровне нормы, без осознания безоговорочной ценности прав и свобод человека и гражданина, человек не может считаться патриотом. Сегодня патриотизм в первую очередь связывается не столько с совершением подвигов во благо Отечества, сколько с необходимостью соблюдать установленный в государстве порядок);

- гордость за социальные и культурные достижения своей страны (любое чувство, в том числе и чувство патриотизма, должно иметь под собой определенную основу. Для патриотических чувств и настроений особое значение имеет чувство гордости за достижения своего государства. Чувство гордости за свою страну в дальнейшем мотивирует человека расти и развиваться, вносить свой личный вклад в развитие культуры, науки, спорта и т. д.);

- уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, к его обычаям (почтительное отношение к окружающим, к своей Родине, к истории своего народа свойственны патриотически настроенным личностям постольку, поскольку только на основе уважения и может строиться любовь к Родине, желание ее развивать и защищать);

- ответственность за судьбу Родины, ее будущее (человек, понимающий, что лично он несет ответственность за свои действия, умеет связывать свое поведение с событиями, происходящими в его семье, городе, стране. Такой человек понимает, что каждое его действие будет иметь определенные последствия не только для него самого, но и для многих других. Поэтому каждый поступок такого человека тщательно взвешивается, оценивается с различных позиций);

- гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности (патриот в рамках морально-нравственных категорий должен относиться к окружающим сообразно с представлением общества о человечности, порядочности, справедливости) [5, с. 324].

Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод о том, что сведение понятия «патриотизм» к простому чувству любви к Родине было бы неверно. Понятие патриотизма, как оказалось, гораздо шире. Патриотизм – это не просто чувство, свойственное определенному человеку. Понятие патриотизма на сегодняшний день включает в себя целый ряд личностных качеств и чувств.

Если раньше чувство патриотизма носило героический, подвижнический характер, то сегодня на передний план выходит ценность патриотизма как повседневного образа жизни. Чтобы проявить патриотические чувства, нет необходимости ожидать начала войны или других национальных бедствий. Повседневный аспект патриотизма выражается в том, что любовь к Родине, готовность служению Отечеству выступают как один из мотивов успешной учебы, высоконравственной деятельности, законопослушного поведения в экономической и трудовой деятельности и т. д.

Если ранее патриотизм рассматривался как добродетель, то есть нравственное качество преданности Родине, то сегодня патриотизм стал рассматриваться как элемент гражданской компетентности, как способность человека ответственно и самостоятельно проявлять себя как гражданин в общественных отношениях. Патриот сегодня – это не только и не столько человек, испытывающий безграничную любовь к своему Отечеству. Патриот – человек, который со здравой критикой относится к происходящему и стремится изменить окружающую действительность во благо своей Родины. Патриот – это человек, который знает историю своего народа и ценит его достижения. Патриот – это человек, который является примером для других.

Глава 2. Педагогическое воздействие на формирование чувства патриотизма

Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан.

Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию высокого патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины - и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое и гражданское воспитание. Главным результатом патриотического воспитания обучающихся должно стать развитие нравственной и гражданской ответственности личности, сознательное предпочтение добра и справедливости.

Патриотическое воспитание граждан направлено на реализацию следующих целей:

- воспитание любви к Отечеству;

- воспитание глубокого уважения к Конституции и другим законам Российской Федерации, к государственной символике;

- воспитание уважительного отношения к общечеловеческим ценностям.

Работа по патриотическому воспитанию в любой образовательной организации осуществляется через проведение учебных занятий, планирование внеклассной и внеурочной работы. Основной формой учебной работы является урок. В целях повышения воспитывающего характера процесса обучения следует обратить внимание на следующие элементы:

- усиление гуманитарной направленности учебных дисциплин (в рамках школьного предмета следует рассматривать такой материал, который помогает детям понять себя, мотивы своей деятельности, особенности отношений с окружающими, планировать дальнейшую жизнь);

- использование активных форм и методов образовательной деятельности, которые повышают социальную и культурную ориентированность личности.

Организация патриотического воспитания осуществляется в нескольких направлениях:

- духовно – нравственное (формирование у учащихся высших ценностей, идеалов и ориентиров, необходимых для участия в социально-значимой деятельности);

- историко-краеведческое (организация познания историко-культурных ценностей; осознания неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней; формирования знаний о родном городе, районе);

- гражданско-правовое (формирование правовой культуры и законопослушного поведения, навыков анализа политических и правовых событий и процессов, происходящих в обществе и государстве; формирование гражданской позиции, готовности к служению своему народу);

- социально-патриотическое (активизация духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений; формирование чувства заботы об окружающих);

- военно-патриотическое (формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение военной истории и воинских традиций);

- спортивно-патриотическое (развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом; ориентация на формирование основ здорового образа жизни);

- культурно-патриотическое (развитие творческих способностей учащихся).

В работе с обучающимися в школе используются различные технологии, однако в рамках развития современной школы особенно эффективно реализуются исследовательская и проектная деятельность, направленные на самостоятельное добывание учащимися знаний по истории государства, изучению законодательства и т. д. Участие обучающихся в различных социальных проектах способствует достижению не только образовательных, но и воспитательных целей. В данной исследовательской работе нами рассматривается социальный проект, разработанный учащимися 7-го класса ГБОУ «Казанская кадетская школа-интернат им. Героя Советского Союза Б. К. Кузнецова».

Глава 3. Социальный проект учащихся

«История школы. Герои на все времена»

В рамках уроков гуманитарного цикла школьники нередко встречаются с именами известных героев – Героев Советского Союза и Российской Федерации, Героев Труда, кавалеров Ордена Мужества и т. д.

Так, уроки истории, затрагивающие темы Второй мировой войны, немыслимы без упоминания таких людей, как Валентин Котик, Александр Матросов, Георгий Жуков и т. д. В программу по литературе входит рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека», в котором рассказывается история жизни и борьбы советского солдата Андрея Соколова. Изучая курс обществознания, кадеты при рассмотрении каждой темы знакомятся с людьми, совершающими военные, спортивные, да и просто человеческие подвиги.

Удивительным для нас стало открытие своих героев в школе.

Каждый ученик Казанской кадетской школы знает о том, что школа носит имя Героя Советского Союза Бориса Кирилловича Кузнецова. Борис Кириллович регулярно бывает в нашей школе во время праздничных мероприятий. Он рассказывает ребятам о том, как важно любить свою Родину; как значим будет в будущем наш вклад в развитие и процветание нашей страны. Мы, конечно же, знаем о подвиге, который он совершил во время Великой Отечественной войны, однако сам Борис Кириллович очень мало говорит об этом по причине своей скромности.

Гораздо больше внимания он уделяет другим людям. Так, именно от него мы узнали, что среди воспитателей Казанской кадетской школы есть офицеры, принимавшие участие в самых настоящих военных действиях в «горячих» точках современной России.

Узнав об этом, ученики 7-го класса решили подготовить проект о героях своей школы. Заручившись поддержкой старших товарищей – участников школьного самоуправления – ребята приступили к работе. Нам очень хотелось рассказать о наших доблестных офицерах всем вокруг: школьным товарищам, родителям, друзьям и знакомым. Находясь рядом с нашими офицерами, мы словно стали причастны к их героизму, мы как будто прикоснулись к их истории и прониклись теми же чувствами, которые обуревали ими в минуты трудных жизненных испытаний.

Однако уже на подготовительном этапе наша работа зашла в тупик. Как оказалось, герои – всегда люди очень скромные. Они не любят говорить о себе, и уж тем более не признают себя людьми особенными, достойными пристального внимания. Наши офицеры весьма скромно отвечали на вопросы и старались как можно больше говорить не о себе, а о нас самих.

Это своеобразное «уклонение» наших офицеров от признания кадет не остановило наши поиски. Послушав офицеров-воспитателей, мы пришли к выводу, что Герои есть и среди нас самих – среди учеников Казанской кадетской школы. На подобные размышления нас натолкнули беседы с офицерами, учителями и кадетами.

Оказалось, что среди учащихся Казанской кадетской школы есть немало ребят, которыми следует гордиться уже сегодня, и которые, несомненно, в скором будущем принесут славу своему Отечеству и родной школе.

Идея проекта «История школы. Герои на все времена» родилась спонтанно. Нам захотелось в одну общую мозаику сложить историю нашего великого государства: от древности до наших дней. Но это должна была быть не просто история, а история в лицах. История в лицах учеников Казанской кадетской школы.

Цель проекта «История школы. Герои на все времена» - формирование чувства патриотизма учащихся Кадетской школы; формирование уважительного отношения кадет к своей школе, ее педагогам и ученикам.

Для реализации цели проекта были поставлены следующие задачи:

- определить наиболее выдающихся выпускников школы;

- определить наиболее выдающихся учеников школы на сегодняшний день;

- создать готовый медиапродукт, рассказывающий о наиболее выдающихся учащихся Казанской кадетской школы.

Методы работы: анализ документации, беседы с педагогами, интервью с учащимися и выпускниками школы.

В процессе работы над проектом нами было изучено множество документов: от личных карточек, заполняемых воспитателями на каждого кадета, до наградных документов, подтверждающих участие кадет в различных интеллектуальных, творческих и спортивных конкурсах и состязаниях. Большое количество информации было получено в ходе бесед с учителями и учениками Кадетской школы. В результате была собрана информация о наиболее выдающихся учащихся и выпускниках школы.

Так, выпускник 2012 г. Огнев Вадим является сотрудником Федеральной службы исполнения наказаний. Во время своей учебы он неоднократно становился победителем всевозможных спортивных мероприятий.

Выпускник 2015 г. Яруллин Сергей является победителем множества спортивных соревнований по боксу и армейскому рукопашному бою в личном и командном зачете. Сегодня он является курсантом Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища им. В. Ф. Маргелова и занимает командную должность. В 2019 г. школу окончил его младший брат – Яруллин Максим, который по стопам брата вступил в школьный военно-патриотический клуб «Юный десантник». Максим занимается армейским рукопашным боем и парашютным спортом.

Выпускники 2019г. Глебов Николай и Николаев Александр сочетают в себе и спортивную сноровку, и глубокие знания в различных областях наук. Глебов Николай стал призером городского конкурса «Ученик года» и победителем Республиканской конференции «Интеллект 21 века». Николаев Александр стал лауреатом I Республиканской научно-практической конференции «Растим патриотов России», дважды призером и после – победителем Всероссийской конференции учащихся им. Н. И. Лобачевского и участником Всероссийского конкурса «Если бы я был Президентом…», который проходил в г. Санкт-Петербург. Нам оставалось только удивляться тому, как у этих ребят после всех уроков и дополнительной работы по учебным предметам остаются время и силы для занятий спортом. Каждый вечер их можно видеть в школьном тренажерном зале за занятиями по формированию выносливости и гибкости. И уж точно, увидев эти крепкие торсы в спортивном зале, никто бы не поверил, что эти же мужественные ребята несколько раз в неделю ходят на занятия по хореографии и являются лауреатами множества конкурсов.

Информация, полученная от старших товарищей, была настолько интересна и увлекательна, что работа над созданием медиапроекта шла очень долго и прошла множество дискуссионных этапов. Нам хотелось включить как можно больше информации о своих «героях», но не наскучить при этом тем, кто будет знакомиться с результатами нашего труда.

В ходе работы над социальным проектом «История школы. Герои на все времена» были достигнуты следующие результаты:

- изучена информация о выдающихся выпускниках и учениках Казанской кадетской школы;

- сформирован навык работы с различными источниками информации (документация, фото- и видеоматериалы, печатные издания);

- создан видеоролик, содержащий информацию о наиболее выдающихся выпускниках и обучающихся Казанской кадетской школы.

Данный видеоролик будет полезен как в качестве рекламного, так и в качестве обучающе-воспитательного продукта. Его можно демонстрировать в школе во время Дня открытых дверей и родительских собраний для того, чтобы родители обучающихся могли видеть, каких результатов могут достичь их дети при наличии желания и трудолюбия. Ролик может использоваться в качестве источника патриотического воспитания в школе. Ведь каждый «герой» рассказывал младшим товарищам о том, как важно любить свою Родину; о том, что эти многочисленные тренировки и соревнования нужны для того, чтобы быть готовым к защите своего Отечества; о том, что победы в конкурсах нужны для того, чтобы приумножать славу своей страны.

Самим же учащиеся, работавшим над проектом «История школы. Герои на все времена», удалось оценить не только «видимую» часть работы, но и непосредственное отношение старших товарищей. Семиклассники усвоили, что значит быть примером для младших товарищей и оценили, насколько высока та «планка», что поставлена перед ними старшими учениками Кадетской школы.

Заключение

Патриотизм – явление сложное и многогранное. В самом общем виде под патриотизмом принято понимать любовь к Родине и желание вкладывать силы в ее развитие. Вопросы формирования чувства патриотизма становятся все более актуальными в современном мире: без их формирования нельзя говорить о возможности построения сильного государства, в котором на основе взаимного уважения сосуществуют различные социальные группы.

Работа учащихся ГБОУ «Казанская кадетская школа-интернат им. Героя Советского Союза Б. К. Кузнецова» показала, что школьники с большим интересом изучают историю жизни, деятельности и подвигов известных людей. При этом учащиеся Кадетской школы внимательно следят за достижениями своих старших товарищей. Они считают, что старшеклассники вполне заслуживают права называться «героями» сегодняшнего дня. Подобное отношение к старшим товарищам ребята объясняют тем, что старшеклассники Кадетской школы уже сегодня определились с будущей профессией: каждый из них собирается стать военнослужащим и уже сегодня готовит себя к выполнению воинского долга. Старшеклассники Кадетской школы занимаются в военно-патриотическом клубе «Юный десантник», регулярно совершают прыжки с парашютом, занимаются силовыми и командными видами спорта, являются призерами многочисленных интеллектуальных и творческих конкурсов, спортивных состязаний международного и всероссийского уровня.

Пример старших товарищей имеет большое значение для формирования чувства патриотизма младших школьников. Желание быть похожими на тех ребят, о которых с любовью и уважением отзываются окружающие, мотивирует школьников более внимательно относиться к своей учебе, проявлять себя в науке и спорте. Глядя на выпускников школы, которые на сегодняшний день обучаются в военных училищах или служат в вооруженных силах РФ, кадеты стремятся быть похожими на них: так же беззаветно любить свою Родину и посвящать свои силы и знания ее развитию и процветанию.

Список литературы

1. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование – 2005 - №4 – с. 23

2. Бахтин Ю. К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 349-352. — URL https://moluch.ru/archive/69/11944/ (дата обращения: 17.04.2018)

3. Буйлова Л. Н. Актуальные проблемы активизации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей. //Молодой учёный, 2012, № 5. — С. 405–412

4. Ефремова Г. Патриотическое воспитание обучающихся // Воспитание обучающихся – 2005 - №8 – с. 17

5. Кудрявцева Т. А. Патриотическое воспитание: теория и современная образовательная практика. В кн.: Единство образовательного пространства как междисциплинарная проблема: Сборник научных трудов.– СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена; АСТЕРИОН, 2011. — С. 321–326

6. Пашкович И.А. Патриотическое воспитание: система работы. – Волгоград; 2012 г.

7. Пономарёва И. А. Патриотическое воспитание школьников: теория и современная образовательная практика. В кн.: Единство образовательного пространства как междисциплинарная проблема: Сборник научных трудов. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена; АСТЕРИОН, 2011. — С. 308–311

8. Черникова Т. Размышления о воспитании патриотизма в подростковом и юношеском возрасте// Воспитательная работа в школе. – 2011. – №5. – с. 47-58

Просмотров работы: 10