Развитие института Уполномоченного по правам ребёнка в Российской Федерации и Республике Татарстан

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Развитие института Уполномоченного по правам ребёнка в Российской Федерации и Республике Татарстан

Косова В.С. 1
1МБОУ"Никольская СОШ"
Косова С.И. 1
1МБОУ "Никольская СОШ"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Дети – не только будущее, но и настоящее, не только национальная, но и общечеловеческая ценность. Это особая, со своими интересами социально-демографическая группа, нуждающаяся в силу умственной и физической незрелости в специальной заботе родителей, государства и общества в целом. В силу своего возраста и связанных с ним особенностей психического, физического и интеллектуального развития, в силу своей ограниченной дееспособности дети не могут в большинстве случаев самостоятельно обращаться за защитой своих прав и законных интересов. От их лица действуют законные представители ребенка (родители, опекуны, директора детских учреждений и пр.). В случае нарушения прав ребенка самими законными представителями, а также в случае, когда они не отстаивают нарушенные права ребенка, тот остается беззащитным. Поэтому права всех людей, а особенно несовершеннолетних граждан, должны быть защищены.

Цель работы: Познакомить с особенностями развития института Уполномоченного по правам ребёнка в Российской Федерации и Республике Татарстан.

Задачи:

1. Обратить внимание представителей органов власти на актуальные проблемы детства.

2. Формировать представление о работе детских Общественных помощников Уполномоченного по правам ребёнка в Республике Татарстан.

3. Развивать основы функционирования института Уполномоченного по правам ребёнка в сфере защиты прав детей.

Актуальность темы: Тема является актуальной, так какинститут Уполномоченного по правам ребёнка способствует принятию органами власти управленческих решений по обеспечению и восстановлению нарушенных прав детей, а так же усилению координации комплексного решения проблем детей.

Можно сказать, что институт Уполномоченного по правам ребёнка доказал свою востребованность обществом и органами власти. Решение о создании института Уполномоченного по правам ребёнка соответствует долговременным интересам развития государства как политического института.

Глава I: Закон «Об Уполномоченном по правам ребёнка в РТ»

Каждый ребенок имеет право на обеспечение защиты своих прав, поэтому с 1998 года Минтруд России совместно с рядом регионов и при поддержке ЮНИСЕФ начал реализацию проекта по введению должности Уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации.

7 июля 2011 года Государственным Советом Республики Татарстан принят закон «Об Уполномоченном по правам ребёнка в РТ».

Основными задачами Уполномоченного по правам ребенка являются:

1) обеспечение гарантий государственной защиты прав и интересов ребенка;

2) содействие восстановлению нарушенных прав и интересов ребенка;

3) содействие совершенствованию механизма обеспечения и защиты прав и интересов ребенка;

4) анализ состояния дел по соблюдению прав и интересов ребенка в Республике Татарстан;

5) содействие совершенствованию федерального законодательства, законодательства Республики Татарстан и муниципальных правовых актов по вопросам обеспечения прав и интересов ребенка;

6) содействие взаимодействию органов государственной власти Республики Татарстан и органов местного самоуправления в Республике Татарстан по вопросам защиты прав и интересов ребенка;

7) правовое просвещение населения по вопросам реализации прав и интересов ребенка;

8) развитие регионального и международного сотрудничества в области обеспечения прав и интересов ребенка.

2. Приоритетным направлением в деятельности Уполномоченного по правам ребенка является защита прав и интересов детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.1

Принципиальным отличием деятельности Уполномоченного от всех остальных субъектов защиты прав детей является то, что каждый из них с первых дней своей деятельности активно осуществляет правовое просвещение, прежде всего самих детей, налаживает линии связи с детьми, посещает детские учреждения, разъясняя детям в доступной форме их права и обязанности, возможности их защиты, каким образом и куда они могут обратиться за помощью в конкретных обстоятельствах. Уполномоченный, что очень важно, организует процедуры, обеспечивающие доступность и простоту обращения к нему ребенка. Уполномоченный ведет личный прием граждан, в том числе с выездом на место (в районы, учреждения и пр.). Важное отличие Уполномоченного по правам ребенка от многих других государственных органов, включая Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, состоит в том, что дети могут лично без посредничества взрослых обратиться к региональному Уполномоченному, и это право обеспечивается практически. Во всех субъектах Российской Федерации, где введены должности Уполномоченного по правам ребенка, востребованность этого института подтверждается значительным объемом обращений граждан о защите прав несовершеннолетних.2

ИНСТИТУТ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПО ПРАВАМ РЕБЁНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРАВАМ РЕБЁНКА

УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ РЕБЁНКА В КРАЯХ, ОБЛАСТЯХ, РЕСПУБЛИКАХ

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОМОЩНИК УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЁНКА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

ДЕТСКИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОМОЩНИК УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЁНКА В РТ В РАЙОНАХ РЕСПУБЛИКИТАТАРСТАН

Глава II: Проект «Детская Общественная Приёмная» в Республике Татарстан

20 ноября 2015 года в Республике Татарстан начал свою работу новый проект «Детская Общественная Приёмная». Это проект для содействия в реализации и защите прав, законных интересов детей и подростков, проживающих на территории Республики Татарстан. Проект подразумевает создание в каждом муниципальном районе Республики Татарстан команды из детей (Детской общественной приемной), которые получили статус общественных помощников Уполномоченного на конкурсной основе, и ведут просветительскую, разъяснительную работу в области защиты прав детей и подростков, ведут совместно с Уполномоченным по правам ребёнка в РТ приёмы граждан, проводят общественный мониторинг.

Важной составляющей проекта - является образовательная программа, направленная на ознакомление самих участников с тематикой защиты прав детей.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ПОМОЩНИКА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЁНКА

ЗАДАЧИ

СОДЕЙСТВИЕ ВОССТАНОВЛЕНИЮ НАРУШЕННЫХ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

СОДЕЙСТВИЕ ПРАВОВОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ В РЕГУЛИРОВАНИИ ИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С ДЕТЬМИ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ ОБРАЩАЮТСЯ К ДЕТСКОМУ ОБЩЕСТВЕННОМУ ПОМОЩНИКУ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЁНКА

Если родители считают, что права их ребёнка нарушены, как участника образовательного процесса

За правовой консультацией (в рамках функционирования школы

Детский общественный помощник Уполномоченного по правам ребёнка

Если хотят внести изменения в нормативные документы по развитию образовательного учреждения

Если возникло недопонимание между родителями, их ребёнком, работниками школы, педагогами, администрацией школы

За информацией о существующих нормативных требованиях к организации учебного процесса

ПРОЕКТ РАБОТЫ ДЕТСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ПОМОЩНИКА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЁНКА

Низкая правовая культура

Рост правонарушений среди учащихся

Достаточная правовая грамотность

Отсутствие правонарушений

нннн

Недостаточная информированность учащихся и их родителей

Недостаточная профилактическая работа с учащимися и их родителями

КАК ЕСТЬ КАК ДОЛЖНО БЫТЬ !

Повышать правовую культуру через:

1. Оформление стенда «Детский общественный помощник Уполномоченногопо правам ребёнка».

2. Согласование работы с ЗДВР.

3. Организация и оказание помощи в проведении классных часов.

4. Организация на сайте школы странички «Правовая грамотность учащихся.

5.Просветительская работа с учащимися школы и района.

6. Разработка и проведение внеклассных мероприятий на правовую тематику.

ПОЧЕМУ НЕ ТАК?

ДЕТСКИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОМОЩНИК УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЁНКА РТ В РАЙОНЕ РТ

ДЕТИ

АДМИНИСТРАЦИЯ

ШКОЛЫ

РОДИТЕЛИ

ПЕДАГОГИ

ОБЩЕСТВЕННОСТЬ

ОТРУДНИЧЕСТВО ДЕТСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ПОМОЩНИКА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЁНКА РТ В РАЙОНАХ РТ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ПОМОЩНИКА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЁНКА РТ В РАЙОНАХ РТ

Детский общественный помощник

взаимодействует

осуществляет

с Администрацией ОУ

с Социально-педагогической службой ОУ

С педагогическим коллективом ОУ

с Активом Совета школы

с Органами опеки и попечительства

Правовое просвещение

РАЗРЕШАЕТ

Конфликтные ситуации

ПРОВОДИТ

«ДЕНЬ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ»

С УПОЛНОМОЧЕННЫМ ПО ПРАВАМ РЕБЁНКА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

С ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ

С ОБЩЕСТВЕННЫМИ ПОМОЩНИКАМИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ РЕБЁНКА В РТ В РАЙОНАХ РТ

С ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

В своей деятельности детский общественный помощник Уполномоченного по правам ребёнка руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией РФ, иными российскими и международными документами, защищающими права и интересы ребенка, Уставом образовательного учреждения, а так же законом «Об Уполномоченном по правам ребёнка в РТ. В рамках просветительской работы был разработан проект «Неделя правовой грамотности», направленный на повышение уровня правовой грамотности у учащихся образовательных учреждений, формирование правовой культуры.3 Мероприятия, разработанные в рамках проекта позволят:

1. Воспитывать гражданственность у подрастающего поколения.

2. Сформируют знания о правах человека, практическое применение полученных знаний в различных жизненных ситуациях.

3. Разовьют умение пользоваться своими правами, анализировать с точки зрения закона поступки окружающих людей.

4.Осуществление профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.

Заключение

Институт Уполномоченного по правам ребёнка вошёл в фазу самостоятельного развития. Подтверждением этому являются систематически проводимые рабочие встречи, совместные конференции региональных уполномоченных по правам ребёнка для обмена опытом и выработки единых стратегий действий.4

В ходе практической деятельности Уполномоченный по правам ребёнка выявляет существующие нарушения и добивается их устранения. Уполномоченные по правам ребёнка действуют не только на уровне регионов, но и в муниципальных образованиях. Введение должности Уполномоченного в муниципальных образованиях позволит администрации иметь полную, объективную, всестороннюю информацию о реальном положении детей в городе или районе, оперативно решать социальные проблемы детей, заботиться об их физическом и духовном здоровье, решать вопросы обучения и воспитания.5

Вовлечение в работу Детских общественных помощников Уполномоченного по правам ребёнка в РТ позволит глубже выявить проблемы детей, так как доверия друг к другу у несовершеннолетних больше. Просветительская работа детских общественных помощников дает детям информацию об их правах и обязанностях в соответствии с действующим законодательством. Проведение внеклассных мероприятий, круглых столов, мастер-классов, встреч, «Дня правовой помощи» позволят повысить правовую культуру детей, умение применять полученные знания в различных жизненных ситуациях. Для исполнения своих обязанностей детский общественный помощник должен воспринимать конкретную ситуацию через призму положений Конвенции о правах ребенка.

Несмотря на все объективные и субъективные проблемы и трудности, сегодня с уверенностью можно сказать, что институт Уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации состоялся.

Используемая литература и источники:

1. Закон РТ «Об Уполномоченном по правам ребёнка в РТ» от 7 июля 2011,с. 5- 6, 2014.

2. Куприянова Е.И. О работе уполномоченных по правам ребёнка в РФ /Институт Уполномоченного по правам ребёнка в России /Сост. общ. ред. Г.В. Сабитова. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2005. с.12

3. Доклад Уполномоченного по правам ребёнка в Краснодарском крае «О соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребёнка в Краснодарском крае в 2006 году».

Интернет-ресурсы:

1. https://nsportal.ru/shkola/pravo/library/2014

2. https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-prava-rebenka-mif-ili-realnost

3. https://otherreferats.allbest.ru/law/00788300_0.html

Приложение 1:

Проект «Неделя правовой грамотности»

I. Описание проекта:

Тема проекта: «Неделя правовой грамотности»

Автор проекта: Косова Виталина МБОУ «Никольская СОШ» Лаишевского муниципального района РТ.

II.Краткое содержание проекта:

Мероприятия, проводимые в рамках проекта, разработаны для детей в возрасте от 7-17 лет (1-11 классы). Задания составлены с учётом интереса учащихся. Мастер-классы, тренинги, викторины позволят расширить знания о правах ребёнка, повысить уровень правовой грамотности. С помощью просветительской работы в школах района, учащиеся получат информацию о проекте Детская Общественная Приёмная.

III.Проблема:

1. Низкий уровень правовой грамотности учащихся.

2. Неверное представление у учащихся о работе в командах.

IV.Цель проекта:

1. Повышение уровня правовой грамотности у учащихся образовательных учреждений. Формирование правовой культуры.

Задачи:

1. Воспитывать гражданственность у подрастающего поколения.

2. Формировать знания о правах человека, практическое применение полученных знаний в различных жизненных ситуациях.

3. Развивать умение пользоваться своими правами, анализировать с точки зрения закона поступки окружающих людей.

4. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних.

V. Целевая аудитория:

Количество учащихся, задействованных в проекте - 85 человек

Возрастная категория: 7 – 17 лет (1-11 классы)

VI. Краткое содержание проекта (содержание деятельности в рамках проекта) :

В рамках проекта разработаны мастер-классы, внеклассные мероприятия, тренинги с учащимися общеобразовательных учреждений с учётом возрастных категорий. Результатом работы с учащимися является оформление проектов с учётом тематики проводимых мероприятий, формирование умений и навыков работы в командах.

VII. Действия и функции.

План-график работ

Время

Мероприятие

Ответственное лицо

Краткое описание деятельности

КОГДА

ЧТО

КТО

КАК

2020 г.

Интеллектуальная игра «Путешествие в Страну правовых открытий».

2. Деловая игра «Секреты Закона «Об образовании».

3. Интерактивная игра-викторина «Знаешь ли ты

закон?»

4. «День правовой помощи».

5.Просветительская работа в школах Лаишевского района.

6.Правовой мастер-класс «Прав или не прав?».

7. Выступление на общешкольном родительском собрании.

Общественный помощник Уполномоченного по правам ребёнка в РТ по Лаишевскому муниципальному району ученица МБОУ «Никольская СОШ» Косова В.

Учитель истории и обществознания Косова С.И.

1. Задания интеллектуальной игры рассчитаны на учащихся 1-4 классов. В игре участвуют три команды. Интеллектуальная игра предусматривает предварительную подготовку участников. Они заранее должны ознакомиться с необходимой литературой, выполнить домашнее задание: выбирать своего капитана. По итогам проведения интеллектуальной игры участники награждаются дипломами I, II и III степени как в личном, так и в командном первенстве.

2. Задания деловой игры рассчитаны на учащихся 5-7 классов. В игре участвуют две команды. В ходе игры учащиеся выполняют задания различных уровней:«Мозговой штурм», «Ступени образования», конкурс «Мои фантазии», каждая команда работает над проектом «Школа кошмаров», и «Школа моей мечты», задание «Права и обязанности учащихся» (правильно распределить права и обязанности).

3. Задания деловой игры рассчитаны на учащихся 8-9 классов. В игре участвуют две команды. Учащиеся отвечают на вопросы. Вопросы различны по уровню сложности, и оценены определённым количеством баллов: «Интеллектуальная разминка»,

«По следам народной мудрости». Каждой команде предстоит продолжить высказывание известных людей или продолжить пословицу, «Правовой эрудит», задание «Сказочный переполох», между командами проводится сказочное расследование, по предложенной ситуации нужно отгадать название сказки, задание называется «Следствие ведут знатоки», следующее задание на виды юридической ответственности (у каждой команды имеется конверт с иллюстрациями, на которых изображены правонарушения, каждая команда должна правильно распределить иллюстрации в связи с видами юридической ответственности).

Работа с анонимным ящиком.

Выезд и выступление в 2-х школах Лаишевского района (представление проекта Детская Общественная Приёмная).

6. учащиеся с помощью ответов на вопросы измеряют «Температуру прав человека» в школе. Вниманию ребят предложены вопросы и шкала оценки, подсчитав баллы, они определяют температуру прав человека в школе, полученные результаты оформляют с помощью графиков или диаграмм.

VIII. Риски и результаты.

Описание рисков и действий по их профилактике

Что может помешать достичь цели проекта

1. Нарушение сроков проведения, запланированных мероприятий.

2. Отсутствие транспорта для выезда в школы района.

3. Отсутствие или недостаточное количество денежных средств.

4. Несогласованные действия с администрацией школы.

5. Отсутствие проектора и компьютера.

Критерии оценки успешности проекта

Проект будет считаться успешно реализованным, если:

1. Все мероприятия будут проведены согласно плану.

2. Учащиеся примут активное участие в проекте.

3. Администрация школы поддержит реализацию данного проекта.

4. В ходе реализации проекта у учащихся будут сформированы знания о правах человека, практическое применение полученных знаний в различных жизненных ситуациях.

5. Проект будет способствовать профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Ожидаемые результаты

Когда, что и в каком количестве будет достигнуто:

Согласно плану и графику:

- Мероприятия, запланированные в рамках проекта, проведены полностью – 100%.

- Просветительская работа, запланированная в 2-х школах района, проведенаполностью 100%.

- Выступление на общешкольном родительском собрании – 100%.

- «День правовой помощи» проведён – 100%.

IX. Сроки и стоимость.

Сроки реализации, локализация проекта

дата начала:2018 г.

дата окончания: 2020 г.

где будет реализован: МБОУ «Никольская СОШ», в школах Лаишевского района.

Бюджет проекта

Источники финансирования:

бюджет МБОУ «Никольская СОШ», родители, спонсорская помощь ЧП (частных предпринимателей) с. Никольское.

Статья расходов

Количество

Стоимость за 1 единицу, руб.

Сумма, руб.

1. Бумага (А4)

2. катридж (цветной)

3. маркеры

4. клей канцелярский (карандаш)

5. ножницы

6. дипломы, грамоты.

7. расход на бензин.

8. цветная бумага (А4).

Итого:

2 пачки

1 шт.

15 шт.

6 шт.

5 шт.

20 шт.

40 л.

1 пачка

-

200 р.

750 р.

15 р.

15 р.

120 р.

20 р.

35 р.

300 р.

-

400

750 р.

225 р.

90 р.

600 р.

400 р.

1400 р.

300 р

4165 р.

1 Закон РТ «Об Уполномоченном по правам ребёнка в РТ» от 7 июля 2011, с. 5, 2014

2 Закон РТ «Об Уполномоченном по правам ребёнка в РТ» от 7 июля 2011, с 6, 2014

3 Приложение №1

4Куприянова Е.И. О работе уполномоченных по правам ребёнка в РФ /Институт Уполномоченного по правам ребёнка в России /Сост. общ. ред. Г.В. Сабитова. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2005. с.12

5Доклад Уполномоченного по правам ребёнка в Краснодарском крае «О соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребёнка в Краснодарском крае в 2006 году».

Просмотров работы: 89