Введение
Актуальность выбранной темы заключается в том, что с тех пор как существует человечество, существуют и игры.
Игры появляются и исчезают, немногие из них остаются, изменяясь в зависимости от общего состояния экономики, политики и культуры общества. Но неизменным остается сильное влечение человека к игре.
Каждая игра заключает в себе какой-то особый источник удовольствия.
Основным источником удовольствия в любой игре является смена чувства напряжения чувством облегчения, или «разрешения».
Например: при игре в прятки, когда после долгих исканий, игрок наконец радостно находит своего партнера, или в игре в футбол, когда мяч, летящий в ворота и вызывающий напряженное внимание игроков и зрителей, ловко ловится вратарем.
Почему же при наличии источника удовольствия в каждой игре их популярность различна: в одни игры играют тысячи людей, в другие – миллионы? Все дело в уровне удовольствия. Уровень тем выше, чем большее влияние на результат игры (на «разрешение») оказывает личность
Но и среди самых массовых и любимых игр человечества шахматы занимают особое, уникальное положение, так как они включили в себя признаки трех самостоятельных направлений деятельности человека: науку, искусство, спорт.
Поэтому шахматы не только источник удовольствия, но и эффективное средство воспитания личности.
Я выступлю со своим докладом перед одноклассниками, они заинтересуются темой, расскажут своим друзьям, так произойдёт популяризация игры в шахматы.
Например, в Испании нет сильных шахматистов мирового уровня, но все население умеет играть в шахматы, поскольку уже несколько десятков лет шахматы включены в школьную программу именно как предмет, развивающий личностные качества детей.
Сегодня необходимость формирования творческой личности встала с особой остротой. Политическое, социальное развитие страны с 1985 года претерпело такие метаморфозы, что они не могли не отразиться на целых поколениях людей. В результате продолжается снижение интеллектуального уровня. Во главу угла всех качественных преобразований в обучении сегодня поставлена необходимость разностороннего развития, максимального внимания к человеку – в этом заключается социальная значимость моей работы.
Шахматы, включившие в себя элементы науки, искусства и спорта, достаточно универсальны и привлекательны как средство развития высоких личностных качеств.
Присущие науке особенности: логика, систематизация, точный анализ и синтез формируют важнейшие личностные качества: трудолюбие, терпение, настойчивость, внимание, поиск нестандартных решений.
Искусство как процесс отражения и познания действительности формирует такие личностные качества, как стремление к гармоничному развитию, потребность творчески трудиться, понимание красоты и совершенства мира.
Спорт воспитывает силу воли, способность преодолевать трудности и неудачи, стремление к достижению высокой цели, уважение к сопернику и оппоненту.
Поэтому шахматы являются самой популярной игрой в мире, для сотен тысяч людей (спортсмены, тренеры, судьи, организаторы) – профессией, для миллионов – любимым досугом.
Дань уважения шахматам отдавали многие музыканты, художники, писатели, полководцы. Но все же больше всего шахматистов среди ученых.
Практически все выдающиеся деятели науки играли в шахматы: Гиппократ и Аристотель, Руссо и Вольтер, Галилео Галилей и Ампер, Дмитрий Менделеев и Михаил Ломоносов, Леонардо да Винчи и Никола Тесла, Альберт Эйнштейн и Нильс Бор, Павел Виноградов и Андрей Марков, Леонард Эйлер и Петр Капица, Вернер фон Браун и Сергей Королев и многие, многие другие.
Объект проекта – шахматы
Предмет проекта: на что влияет игра в шахматы.
Цель проекта – выяснить какие качества приобретаются детьми, посредством игры в шахматы, нужно ли ввести шахматы как обязательный предмет в школах.
Задачи:
- прочитать и изучить информацию, касающуюся происхождения шахмат;
- выяснить как влияют шахматы на развитие детей;
- узнать имена чемпионов мира по шахматам;
- узнать имена учёных, деятелей искусства, великих спортсменов, играющих в шахматы;
- провести интервью у людей, играющих в шахматы и выяснить чем помогают шахматы в их жизни;
- вызвать интерес у одноклассников к игре в шахматы.
При написании работы использовались следующие методы: теоретический анализ и синтез, сравнение, наблюдение, конкретизация, обработка данных, анкетирование.
Гипотеза: влияет ли игра в шахматы на развитие личности.
Практическая значимость заключается в том, чтобы показать своим сверстникам как игра в шахматы развивает личность.
1. Шахматы – особая уникальная игра.
1.1 Шахматы - наука
Высказывания самих корифеев науки и свидетельства очевидцев рисуют удивительно многообразную картину интереса к шахматам. Попробуем классифицировать эти интересы.
На первое место следует поставить именно сложность игры, т.е шахматы рассматривались как достойное занятие для этих незаурядных личностей.
Шахматы всегда в общественном сознании ассоциировались как умная игра для умных людей. И играя в шахматы корифеи науки ( как творческие личности весьма ранимые и самолюбивые ) не теряли, а наоборот повышали свой престиж в глазах общества и власти.
Шахматы именно то, чем можно и нужно заниматься, если есть время и желание. Так было, есть и будет. И в этом, прагматичном смысле, стоит учить детей шахматам. Даже если они не станут профессиональными спортсменами, а просто великими учеными, в их жизни будут дополнительные и весьма существенные приятные моменты.
Во-вторых, вечная и неистребимая уверенность людей, достигших мировых высот в своем деле, в возможности достичь аналогичных результатов и в другой деятельности. Не случайно многие, если не все выдающиеся люди пробуют себя в «смежных отраслях» - пишут стихи, рисуют, изобретают, ведут политическую и общественную деятельность и т.д. И шахматы не исключение. Но никому (а пытались многие) так и не удалось достичь серьезных результатов в «не профильных» для них шахматах. В силу 1 разряда ( судя по дошедшим до нас записям партий великих людей ) играли академик Андрей Андреевич Марков ( теория чисел, теория вероятностей, математический анализ) и Сергей Павлович Королев ( конструктор космических кораблей ). Близко к уровню кандидата в мастера спорта играли Никола Тесла (возможно величайший физик в истории человечества) и Дмитрий Иванович Менделеев.
Но мастеров, а тем более гроссмейстеров, мир науки так и не выдвинул. Да и не мог. Примечательна в этой связи «шахматная» судьба великого химика Д.И.Менделеева. Шахматы играли огромную роль в его жизни. Он уделял им очень много времени, сопоставимо с затратами времени на научную деятельность, сыграл сотни партий. Но выше уровня (близко к мастеру) так и не поднялся.
Ответ прост. Шахматы по своему масштабу равны физике, математике, химии и др. И достичь мировых высот в двух и более сферах деятельности человека практически невозможно. Родиться Леонардо Да Винчи можно, но достичь уровня Леонардо - нельзя.
Кстати, и Д.И.Менделеев действительно великий химик, но все же не великий физик или экономист. В его творческом наследии более 400 научных работ. Из них менее 40 по химии. Остальные по физике, экономике, геофизике, математике и др. Можно только гадать, каких бы заоблачных высот добился Дмитрий Иванович собственно в химии, если бы большую часть своей жизни не потратил на «смежные» отрасли, в том числе и на шахматы.
На третье место в привлекательности шахмат для людей большой науки мы поставим любимый досуг, средство общения, удовольствие, творческий поиск, сопоставимый с научным.
И здесь великие ученые, действительно, на высоте.
Отто Юльевич Шмидт известен большинству людей как руководитель знаменитой экспедиции на пароходе «Челюскин». Но он еще и более того выдающийся ученый – математик, геофизик, астроном, исследователь Арктики и Памира. Добавим от себя – шахматист уровня близкого к мастеру спорта. В той самой знаменитой экспедиции на корабле было проведено первенство по шахматам. 1 место занял О.Ю.Шмидт. После гибели корабля, в лагере на льдине оказалось более ста человек. В эти трагические дни необходимо было чем-то занять людей, отвлечь их от тяжелых дум, от вопроса: «Смогут ли нас спасти?» О.Ю.Шмидт организовал научную работу, а в часы досуга – шахматный турнир! Шахматные доски и фигурки были изготовлены из фанеры, палочек, льда. В горячих шахматных баталиях участники и зрители отвлекались от трагизма ситуации, сохраняли бодрость духа.
Хорошо организованный и любимый досуг – важнейшее условие плодотворной научной деятельности. Ключевой момент – переключение
организма на другую, желательно творческую деятельность. Творческие личности просто не могут отдыхать пассивно, им необходимо именно переключение. И шахматы как нельзя кстати. Вот как описывает О.Э.Озаровская, современница Д.И.Менделеева отдых великого химика. «Отдыхал он редко, и обычно поздно вечером. Пошлёт бывало тогда за кем-нибудь из своих сотрудников, любителей шахмат, поиграют до часу, до двух ночи, отпустит партнера, а сам, почувствовав себя отдохнувшим, сядет писать…».
Трудно назвать это отдыхом, в обычном смысле слова, но это именно переключение, столь необходимое творческим личностям.
Шахматы всегда были очень популярны у военных. Не будем спорить, что более верно: «Наука воевать» или «Военное искусство».
Пусть даже на грани двух видов человеческой деятельности. Важнее другое – военные люди вообще, а выдающиеся полководцы особенно, во все времена очень серьезно воспринимали шахматы. Шахматы входили в учебные занятия во многих военных академиях мира, рекомендовались (насаждались силой приказа) как основной досуг для офицерского состава и генералитета. Ими увлекались и те, кто был «вне приказов»: Александр Македонский, Ганнибал, Тимур (Тамерлан), Наполеон Бонапарт.
Что же привлекало военных людей в шахматах? Конечно, все то же, что и ученых, особенно то самое «заблуждение» великих людей. Хотя в случае военных оно простительно. Игра как никак в войну, пусть и игрушечную. И кому как не великим полководцам обыгрывать простых штатских шахматистов. И ведь обыгрывали. Иногда. Так вполне прилично играл Наполеон Бонапарт – судя по текстам дошедших до нас партий на уровне 1 разряда, близко к кандидату в мастера. И ведь специально не учился – все от природы! И все его маршалы играли в шахматы – он заставил их освоить эту мудрую игру. Но как объяснить преподавание шахмат в военных академиях десятков стран мира? Только одним - пониманием со стороны «руководства» роли самих шахмат в формировании личностных качеств, необходимых в военном деле.
И военная игра конечно отвечала всем этим запросам: стратегия и тактика, мобилизация сил, концентрация сил на важнейших направлениях, глубокий расчет вариантов, анализ возможных действий противника и многое «чисто военное» другое. Другого, кроме шахмат, подобного тренажера просто нет. На это обратили внимание передовые умы еще в дохристианскую эру, но массовое внедрение шахмат в обучение военных началось в средние века. В 1815 году шахматы объявили обязательным предметом в Военной академии Дании, через два года в Пруссии, далее в Австрии, Аргентине, России.
Умение анализировать явления, события, факты – необходимое условие успешной научной деятельности. Эти же навыки развивают шахматы: прежде чем сделать свой ход (принять решение) спортсмен проводит глубокий анализ позиции: расположение своих и чужих фигур, траекторий их движения, сильные и слабые пункты, возможности игры и контригры. И от качества анализа зависит результат. Во время каждой партии анализ проводится от 40 до 60 раз. Это чрезвычайно эффективная тренировка умения анализировать ситуацию. Неслучайно, что большинство шахматистов и в жизни не склонны к поспешным решениям, не продуманным поступкам.
Достижение серьезных результатов в научной деятельности требуют непрерывного самосовершенствования личности, освоение все новых и новых знаний. А это невозможно без трудолюбия, упорства, настойчивости.
Тоже и в шахматах. На каждой ступеньке мастерства от начинающего спортсмена до гроссмейстера, от городских соревнований до международных требуются непрерывное пополнение знаний и навыков. И в процессе тренировок вырабатываются личностные качества (трудолюбие, настойчивость и т.д.), что также находит применение и в жизни.
Мы говорили о роли шахмат в жизни ученых. Но ведь, наверняка, все они научились играть в шахматы в детском возрасте. Поэтому справедливо предположить, что и сами шахматы помогли им в их становлении как ученых, что они способствовали формированию этих творческих личностей.
Специальные исследования, широкая практика со всей очевидностью показывают, что игра в шахматы действительно формирует личностные качества, необходимые в дальнейшем для творческой, в том числе и научной деятельности, , что особым специфическим ее ( игры) воздействием является то, что она способна обратиться к ребенку различного нервно-психического склада и уровня интеллектуального развития. Эта способность может быть содержательно охарактеризована следующим образом:
Шахматы развивают воображение, аналитичность, особые формы мышления и внимания, способность переключения и управления последним, выделения существенного, выбора варианта решения (давая возможность убеждения в его следствии), творческого общения и обособления, а также формируют самостоятельность творчества и его активный характер, чувство времени, ответственность за свои действия, целеустремленность, настойчивость, терпение, интенсивно воздействуют на внешнюю и внутреннюю речь, математические и другие специальные способности, воспитывают эстетический вкус и т.п.
То есть шахматы обладают уникальными педагогическими возможностями.
Дмитрий Менделеев Пётр Капица
Отто Шмидт Альберт Эйнштейн Сергей Королев
1.2. Шахматы – искусство.
Дань уважения к шахматам проявили многие деятели искусства: Мигель Сервантес и Уильям Шекспир, Джордж Бернард Шоу и Герберт Уэллс, Чарлз Диккенс и Артур Конан Дойл, Иван Тургенев и Лев Толстой, Николо Паганини и Давид Ойстрах, Петр Чайковский и Сергей Прокофьев, Галина Уланова и Игорь Моисеев и др.
Лев Толстой Иван Тургенев
Никколо Паганини Петр Чайковский Чарльз Диккенс
Красота и гармония шахмат были понятны этим творческим личностям.
Поэтому игра в шахматы была для них отличным досугом, именно в смысле переключения. Хотя достаточно часто время, потраченное на такой досуг, приближалось к основной деятельности. Так Иван Сергеевич Тургенев был завсегдатаем знаменитого «шахматного» кафе «Режанс» в Париже. Играл, кстати, хорошо – близко к мастеру спорта. Но ведь сыграл сотни партий! Сколько же лет набежало на такой досуг! И сколько не написанных повестей и романов! Так же сильно и так же много играли Сергей Прокофьев, Лев Николаевич Толстой, Давид Ойстрах. Дело, конечно, личное. Но шахматы ничего не приобрели, а искусство много потеряло.
И вновь отметим, что все великие были и детьми, и именно в детском возрасте познакомились с шахматами. Может потому, и стали великими…
Шахматы, конечно, воспитывают чувства красоты и гармонии, так как в процессе игры возникает сильнейшее эмоциональное напряжение, необходимое для плодотворного творческого процесса. И многократно повторяясь на каждом ходу, в каждой партии это эмоциональное напряжение формирует стремление личности к творчеству.
Шахматное искусство требует развития аналитических способностей. Умение анализировать – очень важное качество для совершенствования шахматиста, помогающее ему осознать свои заблуждения и ошибки не только в борьбе за шахматной доской, но, вероятно, и в жизни.
Шахматы, несущие в себе элементы соперничества, борьбы, противостояния, реализации своего творческого потенциала всегда привлекали к себе внимание выдающихся государственных и политических деятелей: Иван IV (Грозный), Борис Годунов, Петр I, Екатерина II, Карл XII, Фридрих II, Отто фон Бисмарк, Владимир Ленин, Теодор Рузвельт, Джон Кеннеди, Иннокентий III, Иоанн Павел II и др.
Очень прилично, близко к силе мастера спорта играл Владимир Ильич Ленин.
А вот дальше нам фатально не везло. Все последующие главы государства не только не играли сами, но и не любили эту игру. Почти 100 лет без шахмат на «высшем уровне» не могли пройти бесследно, тем более, что у наших «друзей-соперников» американцев в этом компоненте был полный порядок: Рузвельт, Эйзенхауэр, Кеннеди. Но теперь и у нас есть шанс и не малый: для Дмитрия Анатольевича Медведева шахматы один из двух любимых средств досуга. А у «друзей» наоборот. Никто из реальных кандидатов в президенты США в шахматы не играет…
М.Горький и В.Ленин Петр I Теодор Рузвельт
Джон Кеннеди Екатерина II
1.3.Шахматы - спорт.
Очень важно, что игра в шахматы является не только упражнением в борьбе двух личностей, но и примером борьбы, при которой доведен до минимума элемент враждебности.
«Борьба без вражды» всегда являлась одним из самых светлых лозунгов человеческой культуры. И поскольку шахматы являются упражнением в этой форме борьбы, они были признаны культурной и общественной игрой.
Огромное влияние на развитие личности оказывают неизбежные в спорте поражения, неудачи. Они воспитывают твердость характера, волевые качества, силу духа.
В спорте действительно взаимодействуют такие определения, как интуиция и риск. Часто при игре возникают интересные, красивые идеи, правильность которых трудно определить. Но красота замысла увлекает, и голос рассудка подчас оказывается неслышным. Непросто признаться в этом даже самому себе, но очень часто решающим доводом в пользу того или иного продолжения является: «Это хорошо. Я так чувствую». Эта таинственная интуиция проявляется по-разному.
Не так просто рассуждать о месте риска в шахматах. Тем более о риске, как об одном из слагаемых успеха. «Кто не рискует, тот не выигрывает». Шахматист по-настоящему рискует лишь тогда, когда он знает, чем рискует. Риск сознательный, чреватый опасностями, но продиктованный одними желанием – победить. Победить во что бы то ни стало!
Интервью с людьми, играющими в шахматы.
1. Бывший президент федерации шахмат Пермского края, международный мастер спорта, заслуженный тренер России, автор многочисленных книг по шахматам, издающихся в других странах на английском и немецком языках – Терёхин А.Н.
-В шахматах ярко проявляется воля, фантазия, выдержка, настойчивость, хладнокровие, резко проступает характер играющего.
Всей своей великой историей шахматы доказали свое огромное положительное влияние на развитие высоких личностных качеств детей.
И эта их роль в воспитании подрастающих поколений будет только усиливаться.
2. Международный мастер спорта – Матвеева О.С.
-Шахматы воспитали меня как личность. Они помогли мне приобрести уверенность в себе и стремление к совершенству.
3. Мастер спорта по шахматам, Олимпийский чемпион и многократный чемпион России – Терентьев В.С.
-Благодаря спорту, я побывал во многих городах России и за границей. В первые годы обучения шахматам я очень тяжело переносил поражения. А теперь после поражения преобладает желание вновь выйти на старт и бороться за победу. Так и в жизни: после неприятностей или неудач в учебе, в отношениях с товарищами, с близкими людьми, я не падаю духом, а стремлюсь к разрешению проблем.
Анкетирование.
Я протестировала 3 класса 4В,3Г,4Г.
Я задала вопросы.
Вы играете в шахматы?
Сколько фигур на шахматной доске?
Сколько на доске клеток?
Нужны ли шахматы в школе?
класс |
умеют |
не умеют |
4В |
10ч |
14ч |
4Г |
6ч |
16ч |
3Г |
18ч |
10ч |
В результате 31 из 90 человек умеют играть в шахматы.
класс |
правильно |
не правильно |
4В |
2Ч |
20 Ч |
3Г |
3Ч |
19Ч |
4Г |
14Ч |
13Ч |
класс |
знают |
не знают |
4В |
5Ч |
19ч |
3Г |
20ч |
9ч |
4Г |
3ч |
19ч |
28 человек из 90 правильно ответили на третий вопрос.
класс |
хотят играть |
4В |
5ч |
3Г |
21ч |
4Г |
4ч |
Вывод: 30 человек из 90 хотят играть в шахматы.
Заключение
Древняя и мудрая, подлинно народная игра – шахматы – на протяжении многих веков не только сохранила свою привлекательность, но и стала настоящей гимнастикой ума. Действительно в шахматах ярко проявляется воля, фантазия, выдержка, настойчивость, хладнокровие, резко проступает характер играющего.
Всей своей великой историей шахматы доказали свое огромное положительное влияние на развитие высоких личностных качеств детей.
И эта их роль в воспитании подрастающих поколений будет только усиливаться.
Благодаря спорту, я побывала, в Анапе и в Чайковском. Меня научила играть в шахматы моя сестра Оля. Она Международный мастер спорта . В каждом из этих городов я нашла себе хороших друзей и товарищей, посетила достопримечательности, тем самым расширила свой кругозор. За доской я встречалась с людьми разных национальностей, со многими подружилась. Соприкосновение с другой культурой, традициями делает жизнь человека интересней.
Обучаясь шахматам, я получаю поражения и победы. После поражения преобладает желание вновь выйти на старт и бороться за победу. Так и в жизни: после неприятностей или неудач в учебе, в отношениях с товарищами, с близкими людьми , я не падаю духом, а стремлюсь к разрешению проблем.
Я осваиваю научные элементы и методики. Например: меня тренер учит приемам систематизации знаний. Но для успешной игры требуется запоминание десятков и сотен вариантов. И я сама даю им названия и признаки, помогающие мне во время соревнования, их вспомнить и воспроизвести. Эти навыки я использую и при учебе в школе. Я узнала о науке мнемотехнике и поняла, что именно этим я занимаюсь. Так занятие шахматами научили меня основам систематизации знаний и это мне помогает учебе.
Я учусь в музыкальной школе. Через несколько лет мне надо будет определиться: продолжать музыкальное образование или выбрать другую профессию. Мне нужно будет принимать серьёзное решение.
Шахматы помогают в решении серьезной жизненной ситуации.
Шахматы воспитывают характер, учат преодолевать трудности.
Шахматы воспитывают меня как личность. Они помогают мне приобрести уверенность в себе и стремление к совершенству.
После красивой сложной партии у меня возникает не столько утомление, а наоборот желание вновь и вновь играть, создавать, творить.
При разработке новых идей в вариантах возникает не только удовлетворение, но и стремление к дальнейшему творчеству. Изучению шахмат сопутствует сильное влечение к музыке. Наверное, благодаря этому я привыкла думать о шахматах как об искусстве, и притом как об искусстве, которое в чем-то значительно близко к музыке. Возможно шахматы и музыку сближают общие, трудноуловимые законы гармонии и красоты, может быть, что-то другое. Когда я играю на фортепиано, я могу импровизировать, то есть создавать что-то свое. Содержанием партии должен быть поиск истины, победа – доказательством ее правоты. Никакая, даже самая буйная, фантазия, никакая, даже самая виртуозная, техника, никакое, даже самое глубокое, проникновение в психологию противника не могут сделать шахматную партию произведением искусства, если эти качества не ведут к главной цели – поиску истины.
Творческая жизнь шахматиста – это турниры, турниры, турниры… В них мне удаётся побеждать и получать поражения. Думаю, что человеку, не имеющему других интересов, кроме шахматного искусства, тяжело переживать неудачи, неизбежные в судьбе любого шахматиста. Моя любовь к музыке приносит мне не только много радости, но и помогает спокойнее относиться ко всем превратностям судьбы.
Моя гипотеза абсолютно подтвердилась, что игра в шахматы развивает человека как личность. Надеюсь, что у одноклассников появиться желание играть в шахматы и они меньше будут уделять внимания своим телефонам.
Список использованной литературы
.Карахан Ю.И. «Шахматы – увлекательная игра» «Знание»,1982 г.
Гродзенский С.Я. « Шахматы в жизни ученых» «Наука», 1983 г.
Александрович Г.С. « Многоликая Каисса» «Физкультура и спорт»,1989 г.
4.Нечаев А.С. «Психология побед и поражений в шахматной игре» «Государственное издательство», 1928 г.
5. Котов А.А. « Тайны мышления шахматиста» «Всероссийский шахматный клуб» 1970 г.
6.Бронштейн Д. И. « Прекрасный и яростный мир» «Знание» 1978 г.
7.Крогиус Н.В.« О психологии шахматного творчества» «Физкультура и спорт» 1969 г.
8.Журнал « 64-Шахматное обозрение» ,1996 -2007г.