Введение
Я заинтересовалась данной темой, так как очень часто через средства массовой информации мы узнаем о детях с ограниченными возможностями здоровья. Я решила углубиться в школьную жизнь таких детей и выявить особенности их обучения. Данная тема является для меня очень важной, так как я не понаслышке знакома с проблемой опорно-двигательного аппарата, я прошла на собственном опыте трудности, связанные с занятиями физической культурой в условиях ограниченных возможностей здоровья.
Цель работы: изучение особенностей организации уроков физкультуры для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
Изучить литературу, связанную с данной темой.
Изучить специфику работы с детьми с ОВЗ с помощью учителя физкультуры и школьного психолога.
Составить план одного урока для детей с нарушением ОДА.
Гипотеза: дети с ОВЗ могут заниматься на уроках физкультуры, но по специальной программе и (или) со специальным оборудованием.
Актуальность: тема, которую я выбрала, является предметом оживленных дискуссий, так как многие считают, что дети с ОВЗ должны находиться на домашнем или индивидуальном обучении в связи с тем, что на уроке физкультуры в школе они не смогут выполнять никакие упражнения. Другие, наоборот, отрицают данный факт, считая, что дети должны находиться в социуме, учиться и общаться со своими сверстниками. Для детей с ОВЗ должен быть составлен особый план построения урока.
Чтобы понять, кто прав, нужно изучить и составить план одного урока физкультуры для детей с ОВЗ на примере учащихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (ОДА).
Объект исследования: обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования: особенности организации урока физической культуры для детей с ограниченными возможностями здоровья на примере нарушения опорно-двигательного аппарата.
Основная часть
Определение ограниченных возможностей здоровья (или ОВЗ) можно расшифровать как физические, психические, сенсорные нарушения, из-за которых человек не в состоянии вести обычный образ жизни. Речь может идти о постоянных дефектах, которые невозможно устранить, так что родителям и ребенку остается только адаптироваться к окружающему миру. А также временных болезнях, таких как переломы конечностей, когда больной не способен вести привычный образ жизни, но со временем возвращается к нему [1].
Дети с глубоким стойким двусторонним нарушением слуха: рано потерявшие слух, родившиеся со слуховыми нарушениями или потерявшие слух до периода развития речи. Они не воспринимают речь и не могут самостоятельно ею овладеть. Чтобы разговаривать, им необходимо специальное обучение. Такие дети воспринимают мир зрением и осязанием. Их мыслительные процессы основаны не на речи, а на образах и действиях. Поэтому им трудно определять причины и следствия, свойства и отношения. Их внимание и память характеризуются неустойчивостью и низким объемом из-за утомляемости.
В обучении речи главную роль играет специальная акустическая и сурдоаппаратура. И хотя речь остается неразвитой, преобладают слова, обозначающие предметы и очень мало слов, описывающих качества и движение, которые они все же могут говорить, пусть и допуская ошибки в звуках, заменяя слова похожими по звучанию.
Между собой дети общаются жестами и пытаются перенести такое общение в мир слышащих, имитируя жестикуляцией и мимикой разные объекты и их признаки. Иногда это воспринимается как агрессия и идет такой же агрессивный ответ. Это одна из причин, почему дети с глухотой обладают низкой самооценкой.
Дети с частичной потерей слуха, тугоухостью и различной степенью недоразвития речи. Дети, сохранившие остаточный слух и самостоятельную речь. Они продолжают накапливать словарный запас.
Развитие их психических и познавательных процессов зависит от того, насколько рано они потеряли слух. Сохраненный низкий уровень слухового восприятия создает иллюзию, что на него можно опереться, но полученная информация очень искажается. Главная задача при их обучении — развивать зрительное восприятие и учить концентрироваться на губах говорящего, параллельно обучая чтению. Как следствие, повысится устойчивость внимания и начнет развиваться наглядная память.
В отличие от глухих детей, слабослышащие имеют высокую и даже завышенную самооценку, поскольку любое малейшее их достижение воспринимается окружающими взрослыми как невероятный успех.
Дети незрячие, в том числе слепорожденные и ослепшие до 3-х лет, слабовидящие и поздноослепшие, с косоглазием и амблиопией.
Слепые дети воспринимают окружающий мир исключительно слухом и осязанием, имеют повышенную вибрационную чувствительность. Сохранившие остаточное зрение через смутные и искаженные образы. Такой способ познания обедняет мыслительные процессы, мешает их целостности. Дети с трудом определяют расстояние, местоположение не только объектов, но и собственное. В итоге не имеют четких уверенных суждений.
Обучение данной категории основано на создании у них полисенсорного опыта: отсутствующий анализатор заменяется активизацией других. В первую очередь, с помощью речи. Но нужно учитывать, что слабовидящие дети приобретают речевые навыки позже своих здоровых сверстников, их лексика бедна и произносимые слова не всегда совпадают с реальными образами. Любое вербальное описание для них требует осязательного исследования.
Учеба развивает их неустойчивое внимание, не имеющее целевой направленности. Повышается его объем, концентрированность и произвольность. То же и с памятью, в первую очередь, словесно-логической.
Слепые и слабовидящие дети бывают конфликтны, несдержанны, не имеют целей. Но общение, совместные учебные и трудовые дела с видящими ровесникам развивают у них самостоятельность и конкурентоспособность.
Дети немые, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушением произношения отдельных звуков: алалия, афазия, дизартрия, ринолалия. При алалии сохраняется нормальный слух и интеллект, но из-за органических поражений речевых областей головного мозга нарушается развитие речи. Появляются аграмматизмы, трудности при чтении и письме, снижается словарный запас.
Афазия характеризуется разрушением уже сформировавшейся речи, когда поражен двигательный или речевой центр головного мозга. В первом случае речь полностью отсутствует или сохраняется в виде отдельных фраз и слов с дефектами произношения. Во втором — нарушается дифференцированное восприятие звуков и слов. Ребенок перестает понимать, что ему говорят, но нормально воспринимает неречевые звуки.
Дизартрия и ринолалия — это нарушение произношения. При дизартрии – из-за недостаточного развития речевого аппарата, при ринолалии – из-за анатомических дефектов строения органов артикуляции. В результате страдают все психические процессы за исключением логической, смысловой и зрительной памяти.
Обучение проходит через развитие моторики с помощью гимнастики, ритмики, музыки. В результате восстанавливается устойчивый познавательный интерес и адекватная самооценка.
Дети с ДЦП, врожденными и приобретенными деформациями ОДА, вялыми параличами верхних и нижних конечностей, парезами и нижних, и верхних конечностей. Недостаточность движений мешает им воспринимать действительность зрением и кинестетикой. У них более развито вербальное мышление по сравнению с наглядно-действенным. Отстает система формирования понятий и абстракций. Часто бывают проблемы со слухом, ведущие к снижению слуховой памяти и слухового внимания.
Таким детям полезно совмещать обучение с посильной трудовой деятельностью. Она учит переключать внимание, снижает вялость, дает чувство значимости.
Дети с возможностью интеллектуального развития, но замедленным темпом психических процессов, высокой истощаемостью, трудностью в усваивании знаний: психическое недоразвитие, задержка психического развития, поврежденное психическое развитие, дефицитарное развитие, искаженное развитие (РАД, СДВГ).
Общими проблемами являются замедленное, непоследовательное восприятие, отставание словесно-логического мышления. Им сложно анализировать и обобщать. В результате страдает речь, лишенная ясности и логики.
Для детей с ЗПР характерно непроизвольное импульсивное поведение и инфантилизм в сочетании с низким уровнем познавательных процессов, включая память и внимание. Причины инфантилизма кроются в проблемах эндокринной и нервных систем, запоздалом темпе психического развития.
При обучении нужно учитывать их физиологически обусловленную утомляемость, частую смену активности и пассивности. Если им давать интересные задания, не требующие напряжения ума, создать атмосферу спокойствия и доброжелательности, они показывают результаты решения интеллектуальных задач, приближенные к норме.
Дети с глубоким недоразвитием познавательных процессов. Чаще всего в виде олигофрении (синдром врожденного психического дефекта) 3 видов. К обучению способны лишь дети с дебильностью, легкой корректируемой степенью умственной отсталости.
Хотя их восприятие искажено, с трудом перестраивается и не обладает достаточной осмысленностью, а уровень мышления очень низок, они овладевают речью, пусть и с грамматическими и фонетическими ошибками. Дети учатся писать, читать, считать. Но основной формой работы с ними является трудовое обучение и, впоследствии, помощь в трудоустройстве [2].
Особенности организации уроков физической культуры
с детьми с нарушением зрения
Большинство детей с нарушениями зрения (слабо выраженными), которые корригируются оптическими средствами, обучаются в массовых школах Как правило, эти дети справляются с программным материалом Однако наличие зрительной депривации не позволяет им адекватно воспринимать учебный материал по физической культуре. В связи с этим возникает необходимость в овладении учителями физической культуры технологией обучения таких детей.
Условиями реализации методических рекомендаций являются:
а) врачебно-педагогический контроль,
б) знание офтальмологического и сопутствующих заболеваний, рекомендаций врачей специалистов
в) всестороннее изучение ребенка и учет индивидуальных особенностей его развития в процессе учебной и игровой деятельности, где лучше всего раскрываются способности и возможности детей,
г) увеличение двигательной активности детей.
В зависимости от разной степени нарушения остроты центрального зрения учащиеся пользуются разными способами восприятия учебного материала. Слабовидящие с остротой зрения от 0,1 до 0,4 D (с оптической коррекцией на лучшем глазу) зрительно воспринимают предметы, явления и действия, ориентируются в большом пространстве. Дети с тяжелыми формами нарушения зрения, но имеющие остаточное зрение, пользуются осязательно-зрительным или зрительно-осязательным способами. Тотально незрячие воспринимают окружающий мир осязательно-двигательно-слуховым способом. В работе с данными категориями детей используются все методы обучения, однако, учитывая особенности восприятия ими учебного материала, есть некоторые различия в приемах. Они изменяются в зависимости от физических возможностей ребенка, запаса знаний и умений, наличия предыдущего зрительного и двигательного опыта, навыка пространственной ориентировки, умения пользоваться остаточным зрением.
Метод практических упражнений основан на двигательной деятельности учащихся. Чтобы совершенствовать у детей с нарушенным зрением определенные умения, необходимо многократное повторение изучаемых движений (больше, чем нормально видящим). Учитывая трудности восприятия учебного материала, ребенок с нарушением зрения нуждается в особом подходе в процессе обучения в подборе упражнений, который вызывают доверие у учащихся, ощущение безопасности, комфортности и надежной страховки.
Опыт работы позволяет выделить следующие направления использования метода практических упражнений:
— выполнение упражнений по частям, изучая каждую фазу движения отдельно, а затем объединяя их в целое,
— выполнение движения в облегченных условиях
—выполнение движения в усложненных условиях
— использование сопротивлений (упражнения в парах, с резиновыми
амортизаторами и т д),
— использование ориентиров при передвижении (звуковые, осязательные, обонятельные и др),
— использование имитационных упражнений (например, «велосипед» в
положение лежа, метание без снаряда и т д),
— подражательные упражнения («как ходит медведь, лиса», «стойка аиста»,
«лягушка» — присесть, положив руки на колени, и т д),
— использование при ходьбе, беге лидера (дети ориентируются на звук
шагов бегущего рядом или на один шаг впереди ребенка с остаточным зрением),
— использование страховки, помощи и сопровождения, которые дают
уверенность ребенку при выполнении движения,
— использование изученного движения в сочетании с другими действиями
(например, ведение мяча в движении с последующим броском в цель и др),
— изменение в процессе выполнения упражнений таких характеристик, как
темп, ритм, скорость, ускорение, направление движения, амплитуда, траектория
движения и т д,
— изменение исходных положений для выполнения упражнения (например,
сгибание и разгибание рук в упоре лежа от гимнастической скамейки или от
пола),
— использование мелкого спортивного инвентаря для манипуляции
пальцами и развития мелкой моторики руки
— изменение внешних условий выполнения упражнений на повышенной
опоре, бег в зале и по траве, передвижение на лыжах по рыхлому снегу и по
накатанной лыжне и т. д.,
—варьирование состояния учащихся при выполнении физических упражнений в условиях проверки (самоконтроль, взаимоконтроль, зачетный урок и т д), в соревновательных условиях использование разученных двигательных умений повседневной жизни,
—использование упражнений, которые требуют согласованных синхронных действий партнеров (бег парами с передачей мяча друг другу с постепенным увеличением расстояния между партнерами и т д),
— изменение эмоционального состояния (бег в эстафетах, в подвижных
играх, выполнение упражнений с речитативами, музыкальным сопровождением
и пр.).
Для детей с нарушением зрения (при некоторых заболеваниях) предусматриваются следующие ограничения, резкие наклоны прыжки, упражнения с отягощением, акробатические упражнения (кувырки, стойки на голове, плечах, руках, висы вниз головой), а также соскоки со снарядов, упражнения с сотрясением тела и наклонным положением головы, резким перемещением положения тела и возможными травмами головы, упражнения высокой интенсивности, длительные мышечные напряжения и статические упражнения, нагрузки с большой интенсивностью в беге, передвижение на коньках.
Особенности организации адаптивной физической культуры
с детьми с нарушением слуха
В процессе физкультурно-оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушения слуха и речи, основное внимание должно быть сосредоточено на раскрытии своеобразия ребенка, на создании для него индивидуальной коррекционно-развивающей программы, основанной на всестороннем комплексном изучении особенностей его развития. Основная цель ранней диагностики и помощи ребенку — обеспечить социальный, эмоциональный, интеллектуальный и физический рост и достичь максимального успеха в развитии его возможностей.
Упражнения скоростно-силового характера (бег, прыжки, метания) занимают большую часть как основные виды движения, относящиеся к разряду жизненно важных двигательных умений и навыков. Необходимо научить неслышащих детей правильно и уверенно выполнять эти движения в изменяющихся условиях повседневной жизни. Целесообразность использования упражнений скоростно-силовой направленности подтверждается двумя теоретическими положениями:
к базовым видам координационных способностей относятся те координационные проявления, которые необходимы при выполнении любых действий (ходьба, бег, прыжки, учебные и бытовые действия);
повышение уровня одной физической способности влечет позитивные изменения других («положительный перенос»).
Методика скоростно-силовой направленности учебного процесса опирается на принцип сопряженного развития координационных и кондиционных физических способностей. Для усиления коррекционного воздействия методика включает упражнения для развития равновесия, активизации психических процессов и нарушенной слуховой функции упражнения выполняются под ритмичные удары барабана, бубна. Сначала звук воспринимается детьми слухо-зрительно, а потом только на слух. Средствами развития скоростно-силовых качеств в коррекционном процессе на физкультурном занятии являются различные виды бега, прыжки, метания, упражнения с мячами (набивными, волейбольными, теннисными). Основные методы — игровой и соревновательный — включают эстафеты, подвижные игры, повторные задания, сюжетные игровые композиции, круговую форму организации занятий.
Средства коррекции функции равновесия
Упражнения с изменением площади опоры (ширина уменьшается от 25 см до прямой линии):
ходьба по дорожке (с различными предметами, переступая предметы);
ходьба по кругу (в обоих направлениях);
ходьба с перешагиванием реек гимнастической лестницы;
стоя на одной ноге, другая прямая вперед (в сторону, назад, согнуть);
ходьба по дощечкам («кочкам»);
ходьба на лыжах по ковру;
ходьба на коньках по ковру;
езда на велосипеде (самокате).
Упражнения на узкой площади опоры (приподнятой на высоту от 10—15 см до 40 см):
ходьба по узкой опоре с разнообразными заданиями;
ходьба, бег, прыжки, ползание по наклонной опоре;
балансировка на набивном мяче (полупеньке). Действия с мячом (диаметр от 24 см до 3 см):
«Школа мяча»;
элементы игры в баскетбол, футбол, бадминтон, настольный теннис.
Средства коррекции вестибулярной функции
Упражнения на раздражение полукружных каналов (вращения с постепенным увеличением амплитуды, движения):
движения глаз;
наклоны и повороты головы в разных плоскостях;
повороты головы при наклоненном туловище;
повороты на 90°, 180°, 360° (то же с прыжком);
кувырки вперед, назад;
вращение вокруг шеста, держась за него руками;
кружение в парах с резкой остановкой (в обе стороны);
подскоки на батуте.
Упражнения на раздражение отолитового аппарата (начало и конец прямолинейного движения):
изменение темпа движения в ходьбе, беге, прыжках и других упражнениях;
резкая остановка при выполнении упражнений;
остановка с изменением направления движения;
прыжки со скакалкой с изменением темпа.
Упражнения, выполняемые с закрытыми глазами:
ходьба (спиной вперед, приставными шагами правым, левым боком);
кувырки;
кружение;
наклоны и повороты головы;
стойка на носках, на одной ноге (то же на повышенной опоре).
Наиболее эффективным и апробированным способом их распределения является использование комплексов упражнений направленного воздействия: из трех занятий в неделю по 30—40 мин (в зависимости от возраста) два отвести развитию преимущественно скоростно-силовых качеств, одно — коррекции вестибулярных нарушений и развитию функции равновесия.
Чтобы обеспечить безопасность, прыжковые упражнения проводятся на нестандартном оборудовании — дорожка из 10 цветных поролоновых кирпичиков высотой 12 см, длиной 50 см, свободно передвигаемых на необходимое расстояние.
Прыжковые упражнения выполняются в основной части занятия. Комплекс состоит из прыжков на двух ногах, боком (левым/ правым) на двух ногах, на одной (левой/правой) ноге, на двух ногах с усложнением задания (составление кирпичиков рядом друг с другом или постановка их друг на друга), включения «горячих» кирпичиков, которых нельзя коснуться. Каждое упражнение выполняется после отдыха продолжительностью 20—30 с.
Для развития скоростно-силовых качеств во второй половине основной части занятия лучше использовать комплекс упражнений с набивными мячами весом 0,5—1 кг в парах: броски мяча сверху, снизу, от груди, стоя спиной кпартнеру, из положения сидя, лежа на груди и спине, броски ногами из исходного положения стоя и сидя.
На начальном этапе для развития силы рук, в том числе мелкой моторики, и скоростно-силовых качеств необходимо создать облегченные условия, используя не мячи, а поролоновые кубики. Упражнения с ними весьма разнообразны и с удовольствием воспринимаются детьми: сжимание кубика руками, ногами, прижимание его к полу руками и ногами, поднимание кубика ногами вверх сидя лежа, броски кубика из исходного положения стоя (лицом, спиной), сидя (лицом, спиной ногами), лежа (на груди и спине), быстрый бег за кубиком из различных исходных положений после броска и другие упражнения, требующие ориентировки в пространстве, точности и координации движений.
Для повышения эмоциональности и поддержания интереса к физкультурным занятиям одно из них проводится с использованием круговой формы организации, которая воспринимается детьми как игра, так как имеет сюжетную основу. Упражнения подбираются для комплексного развития физических качеств. Количество упражнений на станции, их интенсивность и интервалы отдыха регулируются соответственно индивидуальным возможностям ребенка. Время прохождения всех станций 4—5 мин, отдых между кругами 1—1,5 мин, количество кругов 1—3.
В качестве компенсирующих каналов обратной связи при обучении и развитии глухих детей выступают такие сенсорные системы, как зрительная, кожная, двигательная, тактильная, остаточный слух. Успех коррекционно-педагогической деятельности во многом определяется состоянием сохранных функций и умением их использования.
В комплексе анализаторов, активно участвующих в сенсорной основе физической деятельности, ведущее значение принадлежит, двигательной системе, осуществляющей регуляцию выполнения произвольного двигательного акта. Постоянным участником сенсорной основы двигательной деятельности является зрительный анализатор.
Особенности организации уроков физической культуры
с детьми с умственной отсталостью
Многообразие физических упражнений, варьирование методов, методических приемов, условий организации занятий направлены на максимальное всестороннее развитие ребенка, его потенциальных возможностей. Целесообразный подбор физических упражнений позволяет избирательно решать как общие, так и специфические задачи. Такие естественные виды упражнений как ходьба, бег, прыжки, метания, упражнения с мячом и др. обладают огромными возможностями для коррекции и развития координационных способностей, равновесия, ориентировки в пространстве, физической подготовленности, профилактики вторичных нарушений, коррекции сенсорных и психических нарушений.
Учитывая особенности психомоторного недоразвития, физической и психической ретардации, трудностей восприятия учебного материала, при подборе средств необходимо руководствоваться следующими дидактическими правилами:
создавать максимальный запас простых движений с их постепенным усложнением;
стимулировать словесную регуляцию и наглядно-образное мышление при выполнении физических упражнений;
максимально активизировать познавательную деятельность;
ориентироваться на сохранные функции, сенситивные периоды развития
потенциальные возможности ребенка;
при всем многообразии методов отдавать предпочтение игровому. В непринужденной, эмоционально окрашенной обстановке дети лучше осваивают учебный материал;
упражнения, имеющие названия, приобретают игровую форму, стимулируют их запоминание, а при многократном повторении развивают ассоциативную память.
Коррекция ходьбы
большинства детей с умственной отсталостью отклонения в физическом развитии отражаются на устойчивости вертикальной позы, сохранении равновесия, походке, способности соизмерять и регулировать свои движения во время ходьбы. Нарушения в ходьбе индивидуальны и имеют разные формы выраженности, но типичными являются следующие: голова опущена вниз, шаркающая походка, стопы развернуты носком внутрь (или наружу), ноги слегка согнуты в тазобедренных суставах, движения рук и ног несогласованы, движения не ритмичны.
Являясь естественной локомоцией, ходьба служит основным способом перемещения и составной частью многих упражнений на всех занятиях. В процессе обучения особое внимание уделяется формированию правильной осанки, постановки головы, плеч, движению рук, разгибанию ног в момент отталкивания. В младших классах выполняется ходьба по прямой с изменением направления, скорости, перешагиванием через предметы, с ускорением. Нагрузку увеличивают постепенно от класса к классу.
Коррекция бега
умственно отсталых детей младшего школьного возраста при выполнении бега типичными ошибками являются: излишнее напряжение, порывистость, внезапные остановки, сильный наклон туловища или отклонение назад, запрокидывание головы, раскачивание из стороны в сторону, несогласованность и малая амплитуда движений рук и ног, мелкие неритмичные шаги, передвижение на прямых или полусогнутых ногах.
Коррекция прыжков
Нарушениями в прыжках с места толчком двумя ногами являются:
отталкивание одной ногой, несогласованность движений рук и ног при
отталкивании и в полете, слабое финальное усилие, неумение приземляться, низкий присед перед отталкиванием, отталкивание прямой ногой.
Ошибками в прыжках в длину и высоту является слабый толчок, иногда остановка перед толчком, низкая траектория полета, неучастие рук, что объясняется низким уровнем координационных способностей, силы разгибателей ног, скоростно-силовых качеств. Кроме того, детям трудно решать одновременно две двигательные задачи: движение ног и взмах руками.
Предлагаемые подготовительные упражнения не включают классических прыжков в длину и высоту, но готовят стопу и все мышцы ног. В занятиях с детьми они выполняют самостоятельную функцию, развивая разнообразные координационные способности, корригируя недостатки движения и развития сохранных функций.
Коррекция лазания и перелезания
Эти упражнения имеют прикладное значение, способствуют развитию силы, ловкости, координации движений, укреплению свода стопы, формированию осанки, умению управлять своим телом. Лазание и перелезание корригируют недостатки психической деятельности — страх, завышенную самооценку, боязнь высоты, неадекватность поведения в сложных ситуациях. Упражнения, выполняемые на высоте, должны быть объяснены и показаны с предельной точностью и требуют обеспечения безопасности и страховки. Для преодоления препятствий используются гимнастическая лестница, скамейка, бревно, канат, наклонная лестница, поролоновые кубы, мягкое бревно, деревянная и веревочная лестницы.
Коррекция метания
Нарушение движений в метании: напряженность, скованность туловища; торопливость; неправильный замах, метание производится на прямых ногах или прямыми руками; несвоевременный выпуск снаряда, слабость финального усилия, дискоординация движений рук, ног и туловища.
Прежде чем приступить к обучению метанию, необходимо освоение детьми разнообразных предметных действий, которое обычно начинают с больших мячей, потому что их лучше держать в руках, а затем переходят к малым.
Коррекция и развитие мелкой моторики рук
Одним из наиболее выраженных проявлений поражения ЦНС является нарушение нервной регуляции моторики мелких движений рук и пальцев. Отклонения всегда проявляются в целенаправленных двигательных актах, требующих точных координированных движений, в том числе и в метании.
Универсальность упражнений с мячом состоит в их многообразии воздействия не только на мелкую моторику, но и на весь спектр координационных способностей, глазомер, мышечное чувство, дифференцировку усилий и пространства, без которых невозможно освоение письма, многих бытовых, трудовых, спортивных навыков. Для активизации движений кисти и пальцев используется разнообразный мелкий инвентарь — мячи, различные по объему, весу, материалу, цвету; шары — надувные, пластмассовые, деревянные; флажки, ленты, резиновые кольца, обручи, гимнастические палки, кубики, мячи-ежики, геометрические фигуры, вырезанные из картона, пуговицы, игрушки и др. Основной метод игровой, но есть и самостоятельные упражнения, которые можно выполнять в любой обстановке: дома, во дворе, на прогулке, в занятиях с родителями, другими детьми, самостоятельно.
Коррекция расслабления
Характерной особенностью движений ребенка с отставанием интеллектуального развития является избыточное мышечное напряжение как во время выполнения физических упражнений, так к остаточный повышенный тонус после его окончания, особенно после метания, лазанья по гимнастической стенке, упражнений, выполняемых на высоте, неустойчивой опоре после и во время вновь изучаемых сложных движений.
Коррекция осанки
Для правильной осанки характерны: прямое положение туловища и головы; развернутая грудная клетка; отведенные назад плечи, находящиеся на одном уровне; умеренные естественные изгибы позвоночника, полностью выпрямленные в тазобедренных и коленных суставах ноги, прилегающие к грудной клетке лопатки, находящиеся на одной высоте, живот подтянут.
Вялая осанка. Голова опущена, грудь и спина уплощены, плечи сведены, ноги слегка согнуты.
Сутулость. Голова выдвинута вперед, плечи сильно сведены
Большинство детей из-за общей функциональной слабости, гипотонического состояния мышц и связочного аппарата, низкого уровня развития физических качеств и координационных способностей имеют самые разнообразные нарушения осанки, включая все наиболее типичные ее формы.
При коррекции осанки у младших школьников с умственной отсталостью необходимо руководствоваться следующими положениями:
В основе формирования осанки лежит гармоническое развитие силы мышц спины, брюшного пресса, верхних и нижних конечностей, умение дифференцировать мышечно-суставные ощущения, положения отдельных частей тела в пространстве, умение напрягать и расслаблять мышцы в покое и движении.
Необходимо использовать все виды адаптивной физической культуры и все возможные формы физкультурно-оздоровительных занятий: утреннюю гигиеническую гимнастику, физкультпаузы, подвижные игры, дополнительные внешкольные и внеклассные занятия, прогулки на свежем воздухе, плавание, закаливание и др.
Со стороны родителей необходимо повседневное внимание к осанке ребенка, создание условий для ее формирования: адекватные гигиенические и физиологические требования к одежде, мебели, освещению, позам во время сна, сидению, стоянию и т. п.
Коррекция осанки, с одной стороны, включает широкое комплексное воздействие самых разнообразных упражнений на все группы мышц, с другой — специфическое воздействие целенаправленно подобранных упражнений для компенсации нарушений определенного типа осанки.
Профилактика и коррекция плоскостопия
Плоская стопа довольно часто встречается у детей с умственной отсталостью, поэтому для предупреждения развития плоскостопия важно своевременно выявить имеющиеся нарушения и принять профилактические меры.
Плоская стопа характеризуется опусканием продольного или поперечного свода, которое вызывает болезненные ощущения при ходьбе и стоянии, плохое настроение, быструю утомляемость.
Основной причиной плоскостопия является слабость мышцы связочного аппарата, поддерживающих свод стопы.
Упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия используется в следующих исходных положениях: лежа, сидя, стоя, в ходьбе, что дает возможность регулировать нагрузку на мышцы голени и стопы. При выборе исходного положения следует исключить отрицательное влияние нагрузки веса тела на свод стопы в положении стоя. Сначала выполняются упражнения лежа и сидя.
Коррекционные упражнения, выполняемые лежа
Лежа на спине, поочередно и вместе оттягивать носки стоп, приподнимая и опуская наружный край стопы.
Согнув ноги в коленях, упереться стопами в пол, развести пятки в стороны.
Согнув ноги в коленях, упереться стопами в пол, поочередно и одновременно приподнять пятки от пола.
Стопой одной ноги охватить голень другой и скользить по ней.
Лежа на спине поочередное и одновременное вытягиваьие носков стоп с поворотом их вовнутрь.
Коррекционные упражнения, выполняемые сидя
Максимальное подошвенное сгибание стоп с поворотом внутрь.
Поочередное захватывание пальцами ног гимнастической палки.
Подгребание пальцами матерчатого коврика или имитация подгребания
песка.
Захватывание стопами округлых предметов (теннисного мяча, бильярдных шаров) внутренними сводами стопы и перемещение их с одного места в другое.
Сидя на краю стула, стопы параллельно — руками захватить коленные суставы, развести колени, одновременно поставить стопы на наружный край и согнуть пальцы.
Катание стопами мяча, гимнастической палки, массажного валика.
Максимальное разведение и сведение пяток, не отрывая носков от пола.
Из упора сидя сзади, колени согнуты, подтянуть пятки к ягодицам — ползающие движения стоп вперед и назад за счет пальцев ног.
Из положения сидя с согнутыми коленями, руки провести снаружи между бедром и голенью, захватив ладонями стопы с внешней стороны, — поочередно поднимать стопы руками.
То же, но захватить стопы с внутренней стороны.
В стойке на коленях, раздвинув стопы наружу, сесть на пол между ногами, стопы захватить руками со стороны подошвы и поочередно поднимать их.
В упоре сидя сзади — поочередные и одновременные круговые движения стопой.
Коррекционные упражнения, выполняемые стоя
Стоя на наружных сводах стоп — подняться на носки и вернуться в исходное положение.
Стоя на наружных сводах стопы — полуприсед.
Стоя, носки вместе, пятки врозь — подняться на носки, вернуться в исходное положение.
Стоя, стопы параллельно на расстоянии ладони — сгибая пальцы, поднять внутренний край стопы.
Стоя след в след (носок правой касается пятки левой), — подняться на носки, вернуться в исходное положение.
На пол положить две булавы (кегли), головки их почти соприкасаются, а основания направлены наружу — захватить пальцами ног шейку или головку булавы и поставить ее на основание.
Подкатывание теннисного мяча пальцами ног от носка к пятке, не поднимая ее.
Поставить левую (правую) ногу на носок — поочередная смена положения в быстром темпе.
Стоя, ноги врозь, стопы параллельно, руки на поясе — присед на всей ступне, сохраняя правильную осанку, вернуться в исходное положение.
Коррекционные упражнения, выполняемые в ходьбе
Ходьба на носках, на наружных сводах стоп.
Ходьба на носках, в полуприседе, носки внутрь.
Ходьба гусиным шагом на наружных сводах стопы.
Ходьба по набивным мячам.
Ходьба на носках по наклонной плоскости.
Ходьба на носках с высоким подниманием бедра.
Ходьба вдоль и приставными шагами боком по канату, расположенному на полу.
Ходьба приставными шагами по рейке гимнастической стенки, держась за рейку на уровне пояса.
Лазанье по гимнастической стенке вверх и вниз, захватывая рейку пальцами и поворачивая стопы внутрь.
Ходьба на носках, собирая пальцами ног рассыпанные орехи, шашки, пуговицы.
Ходьба на четвереньках маленькими шажками.
Ходьба по массажному коврику (по траве, гальке, гравию).
Коррекция дыхания
Для детей с умственной отсталостью характерно неритмичное поверхностное дыхание, неумение произвольно управлять актом дыхания и согласовывать его с движением. Дети должны уметь пользоваться грудным, диафрагмальным (брюшным) и смешанным (полным) дыханием. Вначале различные типы дыхания осваиваются в покое, а затем в сочетании с движениями. Вдох и выдох проводят через нос, причем выдох должен быть продолжительнее вдоха, что способствует более полноценному последующему вдоху. Чем раньше ребенок научится правильно дышать, тем выше эффект физических упражнений.
Профилактика зрения
Около 30% детей с умственной отсталостью имеют нарушения зрения. Чаще всего встречается близорукость.
Для сохранения-зрения существенное значение имеют гигиенические условия проведения занятий, в частности рациональная и достаточная освещенность, чистота помещений, адекватные возрасту спортивный инвентарь оборудование, абсолютная безопасность, которые создают условия комфорта для занятий, снижают утомление глаз.
Подробные комплексы упражнений размещены в приложении.
Заключение
Исследования в этом направлении могут быть продолжены. Это могло бы быть составление планов уроков и погружение в специфику обучения детей других групп ОВЗ. Я считаю, что эта тема достаточно актуальна в наше время, ведь, к сожалению, в нашей стране большое количество детей с особенностями или ограничениями в развитии.
В результате проведенного исследования я выяснила, что обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (нарушениями опорно-двигательного аппарата) вполне могут заниматься физической культурой в условиях классно-урочной системы. Подобные примерные планы занятий можно расширить и включить сюда и плавание, и занятия с мячом, и гимнастику. Наша гипотеза полностью подтвердилась - дети с ОВЗ могут заниматься на уроках физкультуры, но по специальной программе и (или) со специальным оборудованием. Противопоказаний для занятий физической культурой детям с нарушениями ОДА - нет.
Список используемой литературы
https://proinvalid.ru/informatsiya/deti-s-ovz
https://rosuchebnik.ru/material/ovz-i-ii-iii-iv-v-vi-vii-viii-vidov-i-ikh-rasshifrovka/
https://infourok.ru/razrabotka-uroka-dlya-detey-s-narusheniem-opornodvigatelnogo-apparata-1347092.html
Лечебная и адаптивная физическая культура. Плавание: учеб. Пособие для СПО/ Н.Ж.Булгакова, С.Н. Морозов, О.И. Попов, Т.С. Морозова : под ред. Н.Ж. Булгаковой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. -401 с.
https://aupam.ru/fizkult.htm
https://sustavzdorov.ru/artrit/lfk-pri-revmatoidnom.html#4
Примерный комплекс упражнений при ювенальном ревматоидном артрите
Описание упражнений |
Дозировка |
Организационно-методические указания |
||
Упражнений для лучезапястного сустава и остальных суставов кисти |
Исходное положение: сидя, кисти перед собой, на столе. Попеременно поворачивать ладонями вверх и вниз. |
5-10 раз |
Уменьшить нагрузку на подушечки пальцев |
|
Исходное положение: сидя, кисти перед собой, на столе. Поднимание и опускание кистей рук. |
5-10 раз |
Поднимать-опускать сначала ладони, а затем только пальцы. |
||
Исходное положение: сидя на стуле. Руки вперед, кисти сжать. Вращение кисти по и против часовой стрелки. |
5-10 раз |
Тренировка лучезапястного сустава и мышц, приводящих его в движение |
||
Исходное положение: сидя на стуле, локти на столе. Выполнение движений вверх-вниз, вправо-влево и круговые движения поочередно каждым из пальцев. |
5-10 раз |
Тренировка суставов фаланг кисти, мелких мышц кисти. Во время выполнения упражнений не должно возникать болевых ощущений |
||
Упражнения для локтевого и плечевого сустава |
Исходное положение: сидя на стуле. Опускание и поднимание плечей. |
5-10 раз |
Во время выполнения упражнений очень важно соблюдать правильный ритм дыхания. |
|
Исходное положение: сидя на стуле. Круговые движения вперед и назад плечами |
5-10 раз |
Динамические упражнения направлены на профилактику контрактур. |
||
Исходное положение: сидя на стуле, ладонями обхватить локти разноименных рук. Сгибание и разгибание руки. |
5-10 раз |
В плечевом суставе во фронтальной плоскости. |
||
Исходное положение: сидя на стуле, руки на пояс. Попеременно ставим руки за голову. |
5-10 раз |
По возможности сохраняем амплитудность. |
||
Исходное положение: сидя на стуле, локти на столе. Сгибание и разгибание в локтевом суставе. |
5-10 раз |
Под локтевые суставы необходимо подложить мягкую опору. |
||
и коленного сустава |
Исходное положение: лежа на спине. По переменное сгибание и разгибание в коленном суставе. |
5-10 раз |
Необходимо выполнять упражнение без отрывания стопы от по пола |
|
Исходное положение: лежа на спине, ноги согнуты в коленном суставе. Отведение и приведение ног. |
5-10 раз |
Движение осуществляется в тазобедренном суставе |
||
Исходное положение: лежа на спине, ноги согнуты в коленном суставе. Попеременные круговые движения в тазобедренном суставе. |
5-10 раз |
По возможности сохраняем амплитудность. |
||
Упражнения для тазобедренного |
Исходное положение: лежа на животе, руки под голову. Сгибание и разгибание ног в коленном суставе. |
5-10 раз |
Пяткой стараемся коснуться ягодицы. Во время выполнения упражнений не должно возникать болевых ощущений |
|
Исходное положение: лежа на левом(правом) боку. Левая(правая) рука под голову, другая перед собой. Махи, левой(правой) ногой. |
5-10 раз |
Во время выполнения упражнений очень важно соблюдать правильный ритм дыхания |
||
Исходное положение: сед с упором сзади на локтях. Упражнение-«велосипед». |
5-10 раз |
По возможности сохраняем амплитудность. |
||
Упражнения для голеностопного сустава |
Исходное положение: сидя. Круговые движения лучезапястного сустава. |
5-10 раз |
Ротацию выполняем с максимальной амплитудой. |
|
Исходное положение: сидя на стуле. Перекатные движение стопой вперед-назад, вправо-влево. |
5-10 раз |
Движение осуществляем в голеностопном суставе. |
||
Исходное положение: сидя на стуле. Сжимаем стопу, пытаясь приподнять мелкие предметы с пола. |
12 раз |
Использовать можно всевозможные предметы (пуговицы, карандаши и т.д.) |
||
Исходное положение: сидя на стуле. Продвижение стоп вперед-назад сгибанием и разгибание пальцев ног. |
5-10 раз |
Необходимо выполнять упражнение без отрывания стопы от по пола |
Примерный комплекс упражнений лечебным плаванием при ювенальном ревматоидном артрите преимущественно нижних конечностей
Описание упражнений |
Дозировка |
Организационно-методические указания |
|
И.П. – стоя лицо к бортику, держась за него руками, выполнять выдохи в воду при полном медленном приседании. |
6-8 раз |
Длинный выдох, короткий вдох. |
|
И.П. – стоя спиной к бортику, согнуть ногу в коленном суставе. Обхватить колено руками и подтянуть к туловищу. Удерживать ногу 3-4 секунды и вернуться в И.П.. То же другой ногой. |
8-10 раз |
Стопа скользит по стенке бассейна. Спину от стенки бассейна не отрывать. |
|
И.П. – стоя спиной к бортику, прямую ногу поднять и удерживать 5-6 сек. То же другой ногой. |
10 раз |
Ногу стараемся не сгибать. |
|
Упражнение «Поплавок». |
5 раз |
Сделать группировку, из воды должна показаться только округленная спина. |
|
И.П. – стоя спиной к бортику, держась за него руками. Упражнение «Велосипед» |
2-3- раза по 20 сек. |
Стараться выполнять максимальную амплитуду движений |
|
Выполнение скольжений с плавным толчком от бортика двумя ногами на спине и на животе. |
6-8 раз |
Голову опустить в воду, вытянуть руки и ноги. |
|
Упражнение «Звезда» на спине. |
4 раза |
Расслабиться, дыхание ровное |
|
И.П. – стоя лицом к бортику, держась за него руками. Сделать вдох лечь на воду, выполнять работу ногами «кроль» с дыханием. |
4 раза |
Носок тянем, короткий вдох, длинный выдох. |
|
И.П. – стоя лицом к бортику, прижать бедру к стенке. Выполнять поочередное сгибание ног в колене |
10-15 раз |
Бедра от стенки не отрывать. Стараемся достать пяткой ягодицы. |
|
И.П. – стоя, пода по пояс. Сделать вдох, наклониться вперед. Задержаться в этом положении, делая полный выдох. |
5-6 раз |
Постараться коснуться руками достать стопы. |
|
Плавание на животе, с доской, ноги работают способом «Кроль» |
25 м. |
Носок тянуть, амплитуда движений небольшая. |
|
И.П. – стоя спиной к бортику, держась за него руками, согнуть обе ноги в коленях, развести колени в стороны, затем сомкнуть и вернуться в и.п. |
5-6 раз |
Стопы скользят по стенке бассейна |
|
Упражнение «Звезда» на жвоте. |
4 раза |
Расслабиться, дыхание ровное |
|
И.П. – лежа на воде на спине, держась руками за бортик за головой, выполнять движение «ножницы». |
1 мин. |
Амплитуда максимальная, ногу не сгибать. |
|
И.П. – стоя у бортика, изучение техники движений ногами брассом. |
2-3 мин. |
Движения исключительно плавные. |
|
И.П. – стоя боком к бортику, держась за него рукой. Выполнять круговые движения прямой ногой. |
5-6 кругов в каждую сторону каждой ногой |
Амплитуда максимальная. |
|
Лежание на воде на спине с дыханием и небольшими гребковыми движениями руками. |
До 1 мин |
Дыхание равномерное. |
|
Различные упражнения в ходьбе |
2 мин. |
На носках, на пятках, приставным шагом и т.д. |
|
Упражнение «Медуза» |
3-4 раза |
Дыхание задержать, руки и ноги расслабить. |