А. П. Чехов с нами- навсегда!

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

А. П. Чехов с нами- навсегда!

Мансур Э. 1Городилов И.О. 2Деканов Н.И. 2Ломака С.В. 2
1МБОУ гимназия №7 г. Чехов
2МБОУ гимназия №7 г. Чехов
Садовникова О.С. 1
1МБОУ гимназия №7 г. Чехов
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«А.П. Чехов с нами — навсегда!»

Он с нами навсегда: душа его родная,

Все наши тягости, сомненья, муки зная,

Нам издали дарит свой грустный, тихий свет,

Как тихая звезда над мутными волнами…

И верю: с Чеховым для нас разлуки нет,

Пока душа жива — я знаю — Чехов с нами!

Т. Щепкина–Куперник

1.ВВЕДЕНИЕ

Мы, ученики 3 класса, но уже с первых дней обучения стараемся принимать самое активное участие во всех значимых общегимназических мероприятиях. Мы с удовольствием помогаем родной гимназии и вносим свой вклад в проведение концертов, тематических фестивалей, научно-практических конференций и обучающих семинаров.

Фото 1 Мансур Эва, Городилов Иван, Деканов Никита,

Ломака София, Бек Карина, Бернацкая Мирослава,

Садовникова Ольга Сергеевна

29 января 2020 года весь мир отмечает 160-ю годовщину со дня рождения Антона Павлович Чехова. Он не только знаменитый писатель, общественный деятель, но и необыкновенно творческий человек. Это событие не должно остаться незамеченным. Мы живем в городе, который носит имя Чехова. Очень важно, чтобы дети и взрослые, живущие в этом месте понимали, за что весь мир называет А.П. Чехова гордостью России. Память о нем бессмертна.

О жизни и творчестве Чехова А.П. мы уже много знаем. В городском округе Чехов находится усадьба Антона Павловича «Мелихово», в которой он прожил семь лет. На обзорных экскурсиях мы не раз гуляли по заповедным дорожкам музея, любовались тенистыми аллеями, вековыми деревьями, деревянными постройками XIX века. Нам очень хотелось не только узнать о писателе больше, но и рассказать ученикам нашей гимназии о его удивительной жизни, творчестве, о его изобретениях, достижениях, любви к медицине, о том, что он любил и ненавидел.

Конечно, мы б могли провести литературную гостиную или организовать классный час, но мы живем в мире современных технологий.

Мы живем в городе, который у всего мира ассоциируется с именем писателя. Безусловно юбилею писателя уделяется особое внимание

У известного чеховского информагентства — источника свежих новостей Чехова и южного Подмосковья, которое выпускает уже 18 лет газету "Чехов Сегодня", есть канал на Youtube https://www.youtube.com/channel/UCDmpQS7kTBXQOK7X0jJZvSg?view_as=subscriber

Благодарим их за поддержку нашей идеи и за съемки цикла коротких программ «А.П. Чехов с нами- навсегда».

В МБОУ гимназия №7 в 2020 учебном году было организовано гимназическое телевидение, был создан канал на YOUTUBE https://www.youtube.com/channel/UCDBRQWI133jIGegHe8qukbg. Обязательно предложим руководству нашей гимназии разместить наш цикл на канале.

Почему именно съемка программ? Во- первых, это прекрасный опыт, во- вторых, школьникам определенно должна была понравиться наша идея и, возможно, она б подтолкнула их на создания подобных проектов. Тема, которую мы выбрали, обширна. Необходимо было остановиться лишь на нескольких аспектах. А вы знали, что в семье Чехова особое внимание уделяли гостеприимству? Мы решили, что нам непременно необходимо рассказать об этом тоже. «Кто не придает должного значения питанию, не может считаться по-настоящему интеллигентным человеком». Это говорил сам Антон Павлович.

Без помощи родителей и нашего классного руководителя мы бы, конечно, не справились. И вот что у нас получилось.

Цель: Разработать сценарий цикла коротких передач о Чехове А.П. и снять его в Музее- заповеднике А.П. Чехова «Мелихово».

Тема: «А.П. Чехов с нами — навсегда!»

Задачи: 1. Изучить жизнь А.П. Чехова, его творчество, увлечения

2. Узнать, что такое цикл передач.

3. Написать 5 сценариев передач цикла.

4. Согласовать съемки с руководителем Музея- заповедника А.П. Чехова «Мелихово».

5. Снять цикл передач с участием сотрудника музея

Методы:

библиографический, лингвистический, анкетирование, опрос, беседы со специалистами.

Материалы работы могут быть использованы для организации внеклассной деятельности в школе, на уроках окружающего мира, литературного чтения, литературы, для популяризации изучения жизни и творчества писателя, а также может служить примером создания цикла передач о других известных личностях.

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Понятие о цикле передач.

Прежде, чем приступить к созданию цикла передач, необходимо разобраться в терминологии.

СогласноСловарю русского языка1: цикл - ряд художественных, музыкальных произведений одного жанра, объединенных общей темой, действующими лицами и т. п., а передача- то, что передается по радио, телевидению. Термин «программа» — синоним слова «передача» — обозначает единицу вещания, законченное произведение тележурналистики, обозначенное отдельной строкой в печатной программе (второе значение термина). Цикл — передачи, посвященные одной проблеме2

Количество программ в цикле не регламентировано. Мы решили остановиться на 5 программах.

Наш цикл должен быть:

познавательно-развлекательным;

культурно-просветительским;

детским;

Было решено остановиться на формате, сочетающим в себе портретно-личностную зарисовку, интервью и ток- шоу, при этом каждая из программ должна была включать дегустацию блюда из книги рецептов мамы писателя, Евгении Яковлевны, ведь хлебосольство и радушие, с которым Чеховы принимали гостей, отмечали все, кто когда-либо приходил или приезжал к этой удивительной семье. Кухня кстати интересовала Чехова всегда. Еще гимназистом Антоша, отправляясь на рыбалку, брал с собой кроме удочек, керосинку и сковородку. Ловил бычков, жарил их на берегу Таганрогского залива 

Работа над сценарием для цикла передач начинается со сбора материала, поиска интересных фактов из жизни писателя, его увлечениях. Николай Патрушев вспоминал: «Страна пережила сложные времена, и восстановить историческую память непросто. Но истина должна восторжествовать, люди должны иметь объективную информацию». Что верно, то верно. Тем более, что сам Антон Павлович еще при жизни не способствовал сбору материала о своем творческом наследии.

Свой цикл мы составили по плану:

Антон Павлович Чехов. Интервью с Алаторцевой Е., сотрудником Музея «Мелихово»

Детские увлечения Антона Павловича. Завтраки в Доме Чехове.

Чехов и медицина. Любимое блюдо Чехова.

Обед в доме Чеховых.

Школа. Круглый стол. Вчера. Сегодня. Завтра.

2.2.Детские годы А.П.Чехова

«Меня будут помнить от силы лет семь, семь с половиной, а потом забудут», - писал Чехов в своем письме брату. А вот и не забыли.

Антон Павлович Чехов родился в 1860 году в Таганроге. Там же прошли его детские годы. Маленький Антон жил непросто: он был одним из 6 детей, его отец был мелким купцом в Таганроге и держал лавку. Для того, чтобы обойтись без помощника, которому пришлось бы платить, Павел Егорович решил использовать в лавке "своих собственных людей", т. е. детишек.  В этой-то лавке по приказанию отца и должен был проводить целые часы Антон Павлович – обслуживать покупателей, следить, чтобы служившие в лавке мальчишки не таскали товар… Здесь вперемешку стояли и французские духи, и русские веники, и жестянки с керосином, сырные и сахарные головы. Были и изысканные колониальные товары — аравийские кофе, цитрусовые, прованские масла, итальянские вина. Таганрог ведь был морским портом и достаточно крупным торговым центром.

Ему приходилось проводить в лавке всё своё время, часто в ущерб учебе. Уроки маленький Антоша делал там же, если оставалось хоть немного сил. Надо отметить, что такая работа подорвала здоровье Чехова, ведь, в лавке было холодно, дабы дольше сохранять продукты. К тому, что нужно работать всегда, Антон привык, но тяжело ему было смириться с одной прихотью своего отца... Дело в том, что Павлу Егоровичу уж очень нравилось церковное пение. Именно поэтому он заставлял своих детей петь в церкви. Антон это люто ненавидел. Все прихожане смотрели на него и его братьев как на маленьких ангелочков, умилялись, а дети чувствовали себя глубоко несчастными людьми, ведь, если что было не так, то отец мог и силу применить, да и радости от ежедневного стояния на службе и пения в хоре у детей не было абсолютно никакого. Павел Егорович растил сыновей, так сказать, в полном послушании.

Позднее, вспоминая, Антон Павлович не раз повторял грустную фразу: «В детстве у меня не было детства».

- Но была у него в жизни одна радость – нежная и заботливая любовь моей матери. Добрая, простая и тихая Евгения Яковлевна старалась укротить нрав отца, смягчить его. Она вносила в жизнь детей много ласки, умела объединить семью, сплотить ее вокруг себя. Дети говорили: «Для нас дороже матери ничего не существует». 

2.3. Любимые блюда.

Писательница и переводчица Т.Л. Щепкина-Куперник вспоминала: «Самыми веселыми часами в Мелихове были трапезы, к которым А.П. выходил всегда в хорошем расположении духа, приветливый и ласковый». Она писала о матери - Евгении Яковлевне, трогательно заботившейся о каждом госте: «Она была великая мастерица на всякие соленья и варенья, и угощать и кормить было ее любимым занятием…Принимала и угощала как настоящая старосветская помещица, с той только разницей, что все делала своими искусными руками». 

«Вставая рано, с солнцем, наша семья и обедала рано: в двенадцать часов дня. Антон Павлович купил колокол и водрузил его на высоком столбе. Раз в сутки, ровно в двенадцать часов дня, Фрол или кто-нибудь вместо него должен был отбить двенадцать ударов, и вся округа по радиусу верст в шесть-семь, услышав этот колокол, бросала работу и садилась обедать», - вспоминал брат Михаил Павлович.

Блины пшеничные со взбитыми сливками на Масленицу Чеховы ели всегда в одно и то же время, в 9 утра. Павел Егорович очень внимательно следил за тем, кто сколько блинов съел. В своем дневнике он аккуратно записывал…

Пекли у Чеховых и пироги, и пирожки. В скоромные дни пекли пироги с бараньим или говяжьим мясом, в постные дни – с сигами, снетками, вязигой, с грибами. Пирожки со смоленскою крупою и грибами. Их любили все дети, а вот Антон Павлович мечтал о пирожках с капустой.

Творожники по особому рецепту, жареные. П.Е. на них приказывал выдать ни в коем случае не больше: 3 фунта творогу, 4 яйца, соли, 2-3 ложки сметаны, 2-3 куска сахара, ¼ стакана муки, 2 ложки масла.

Традиционным напитком чеховской семье был чай, который с особым удовольствием пили на открытом воздухе и на террасе. В дневнике Павла Егоровича нередки записи: "В саду чай пили", "1-й раз на террасе чай пили".

2.4. Удивительные изобретения писателя.

Как и мы, Антон любил игры. По воспоминаниям, Антоша в играх был горазд на выдумки. Игры того времени отличались от современных. Тогда не было спортзалов и стадионов, не было футбола, бадминтона, даже велосипедов почти не было. Никто не слышал о кино, телевизоре, компьютере, в магазинах не продавали игрушечных машин и самолетов.  Дети придумывали игрушки сами, играли на природе, купались в море, ловили рыбу.

Антон Павлович увлекался ловлей тарантулов -  черных ядовитых пауков. С ними приходилось бороться, потому что тарантулы были вредителями и иногда кусали домашних животных, которые паслись в степи. Способ ловли, который придумал Антон, был оригинальным. Аптечные баночки он наполнял оливковым маслом, которым заправляли лампадки.  В руках надо было держать специальные удочки.  Они состояли из небольшой палочки, к которой привязывали длинную нитку. На ее конце прикрепляли шарик из мягкого пчелиного воска. Размер шарика был таков, чтобы свободно проходил в норку. Ловля пауков проходила   так. Баночку с маслом ставили у норы. Шарик опускался в отверстие. Паук воспринимал его как непрошенного гостя и старался лапами   вытолкнуть шарик.  Лапки тотчас прилипали к воску. Ниточка дергалась. «Ага! Попался!» - кричали ребята и выдергивали шарик вместе со вцепившимся в него тарантулом. Паука тотчас опускали в масло, где нет воздуха. Тарантул быстро погибал.

А как Чехов любил рыбалку. Он изобретал специальные поплавки, изображающие человечка, у которого руки поднимались и опускались во время поклевки. Это указывало, какого размера рыба попалась на крючок. Если человечек-поплавок в воде по пояс, то, значит, клюнула небольшая рыбка, если по плечи — то средняя, если с головой и руки подняты вверх, то, значит, попалась крупная рыба.

В младших классах таганрогской гимназии Антон стал увлекаться воздушными шарами. Он изготовлял их из бумаги. Братья Николай и Иван ему помогали. Шары склеивали из листов тонкой папиросной бумаги и пускали в небо, наполняя теплым воздухом или светильным газом. Первый способ был неудобен, потому что надо было держать шары над костром, и они часто сгорали.  Второй был сопряжен с риском, но для детей он был заманчив. Тогда каждому фонарю подводилась специальная трубка, по которой   подавался горючий газ. Он был легче воздуха. Этот фонарь и служил для наполнения   шаров. По утрам, пока никого не было на улице, дети собирались около фонаря и наполняли шары светильным газом при помощи резинового шланга, который надевали на рожок фонаря. При всеобщем ликовании шары поднимались высоко-высоко, под самые облака.

За чеховским домом прежде находился большой пустырь, который в то время назывался «имение куриного царя». На краю этого пустыря ютился старик, разводивший кур. Пустырь весь зарос бурьяном. На этом пустыре Чехов с братьями ловили щеглов. Ставилась ширма из старой рогожи, натянутой на двух жердях, воткнутых в землю. Перед ширмой на палку привязывали отборные кусты конопли с семенами. Сверху для приманки подвешивали клетку с певучим щеглом или с самочкой. В рогоже прорезали квадратное окошко, за ним прятался сам ловец. В руках он держал орудие лова — длинную камышовую трость с волосяной петлей на конце. Птицы, завидев семена, опускались на приманку рядом с клеткой.

Уже в ранние детские годы у Антона Чехова прорезался литературный талант. В гимназии издавался рукописный журнал под названием «Звездочка», в котором первое место занимали Антон Чехов и его товарищ Натан Богораз. Антон стал прозаиком, а Богораз - поэтом. У Антона появилось литературное прозвище «Чехонте», которым его наградил учитель Ф.П.Покровский. Педагог любил в шутку переиначивать фамилии учеников. Эта детская кличка стала псевдонимом, под которым «Антоша Чехонте» в студенческие годы стал публиковаться в юмористических журналах. Чеховы жили тогда бедно. Заработанные Антоном деньги помогали семье сводить концы с концами.

2.5. Врачебная деятельность в Мелихово.

Когда настала пора определяться, кем становиться, какой профессией овладевать, Антон прислушался к совету отца. Павел Егорович предложил сыну стать врачом, ведь, по мнению отца этим можно быстро и неплохо заработать. Антон послушался и поступил в Московский университет (ныне первый мед им. И.М. Сеченова). Параллельно он продолжает писать, его небольшие рассказы публикуют, правда, никто не знает тогда Чехова по имени. Свои рассказы он подписывает как "человек без селезенки", "Антоша Чехонте", "брат моего брата", "Дон Антонио". 

Чехов писал: «Вы советуете мне не гоняться за двумя зайцами и не помышлять о занятиях медициной. Я не знаю, почему нельзя гнаться за двумя зайцами даже в буквальном значении этих слов? Были бы гончие, а гнаться можно… чувствую себя бодрее и довольнее собой, когда сознаю, что у меня два дела, а не одно. Медицина моя законная жена, а литература — любовница. Когда надоест одна, я ночую у другой. Это хотя и беспорядочно, но зато не так скучно, да и к тому же от моего вероломства обе решительно ничего не теряют…»

Интересный факт, первый опыт выписывания рецепта молодым доктором Чеховым, к сожалению, едва не закончилось катастрофой: по невнимательности при указании дозировки препарата он не на том месте поставил запятую, в результате чего лекарство в такой дозе превращалось в сильный яд. Спохватившись, Чехов нанял лихача и срочно помчался по домашнему адресу пациента, и, слава Богу, успел вовремя: пациент только собирался отправиться в аптеку... Репутация молодого врача была спасена.

По-настоящему врачебной деятельностью А.П. Чехов занялся, приобретя небольшое имение Мелихово Серпуховского уезда Московской губернии (1892 г.). Здесь на протяжении семи лет Антон Павлович практически ежедневно принимал по нескольку больных (лечил их бесплатно!) и одновременно творил свои бессмертные произведения («Чайка», «Дядя Ваня», «Палата № 6», «Черный монах», «Три сестры» и др.).

Брат М.П. Чехов вспоминает: «С первых же дней, как мы поселились в Мелихове, все кругом узнали, что Антон Павлович – врач. Приходили, привозили больных в телегах и далеко увозили самого писателя к больным. С самого раннего утра перед его домом уже стояли бабы и дети и ждали от него врачебной помощи. Он выходил, выстукивал, выслушивал и никого не отпускал без лекарства; его постоянной помощницей, «ассистентом» была сестра Мария Павловна. Расход на лекарства был порядочный, так что пришлось держать на свои средства целую аптеку. Я развешивал порошки, делал эмульсии и варил мази...». Не случайно любимые собаки доктора Чехова имели клички «Бром» и «Хина».

За свою короткую жизнь (44 года) доктор Чехов принял несколько тысяч больных, и ни одного из них не оставил без лекарства. Аптекарские весы всегда находились при нем. Среди его пациентов были как известные личности, например, Д.Н. Мамин-Сибиряк и В.И. Немирович-Данченко, так и простолюдины, которых насчитывалось большинство. Но он не делал различий и для всех лекарства собственного изготовления или же из своей домашней аптечки раздавал бесплатно. Так, например, «для укрепления дамских нервов» он рекомендовал бромистый калий и мышьяк, а редактору газеты «Русские ведомости» В.М. Соболевскому – йодистый калий, актеру В.И. Качалову – рыбий жир. Однако Чехов был убежден, что «не тот доктор, кто все рецепты наизусть знает, а тот доктор, кто вовремя умеет в книжку заглянуть».

Сам Антон Павлович постоянно пополнял свои медицинские знания, следил за новинками специальной литературы о лечении и профилактике болезней, интересовался достижениями фармакологии и фармации. Об этом свидетельствует его записная книжка с рецептами для больных, почерпнутых им из медицинских изданий. Так, например, в ней содержатся рецепты для лечения кожных заболеваний скипидарным маслом и ихтиолом, чешуйчатого лишая (псориаза) – салицилово-кислым натром, укусов пчел – порошком рвотного корня, замешенным в тесто и намазанным на места укусов, для устранения бородавок – 20%-ный водный раствор борной кислоты, «седалищной боли» (ишиас) – соляная кислота, а для борьбы с лучистым грибком в легких и зловонным дыханием – эвкалиптовое масло и т.д. В качестве дезинфицирующих средств во время эпидемии холеры Чеховым использовались «известь, купорос и всякая пахучая дрянь».

Будучи вдумчивым врачом, Антон Павлович исповедовал рационализм, отказ от средств, которые по каким-либо причинам считались в то время модными или всеисцеляющими. Так, известному издателю А.С. Суворину он рекомендовал не увлекаться пиявками и доверовым порошком, а другому заболевшему издателю Н.А. Лейкину – воздержаться от приема в больших количествах настоек майского ландыша и валерианы, советовал больше бывать на свежем воздухе, не переутомляться, соблюдать диету и больше двигаться. Чехов подчеркивал, что для поддержания здоровья самым важным являются не столько лекарства, значения которых он, конечно, не отрицал, а выполнение правил здорового образа жизни.

Антон Павлович любил давать рекомендации по правильному русскому питанию.

“Самая лучшая закуска, ежели желаете знать, селедка. Съели вы её кусочек с лучком и с горчичным соусом, сейчас же, благодетель мой, пока ещё чувствуете в животе искры, кушайте икру… потом простой редьки с солью, потом опять селедки… объедение! “- говорил Антон Павлович в своем рассказе «Сирена». А после правильной закуски нет ничего лучше, как в морозный январский денек отведать «щей горячих, огневых», или «борщок из свеклы на хохлацкий манер, с ветчинкой и с сосисками», или «рассольник из потрохов и молоденьких почек».

Многие знают, что любимым блюдом Антона Чехова были караси в сметане. Их писатель ел с удовольствие м и даже упоминал во многих своих произведениях. В рассказе «Сирена» один из героев произносит: «Из рыб безгласных самая лучшая — это жареный карась в сметане; только чтоб он не пах тиной и имел тонкость, нужно продержать его живого в молоке целые сутки». 

Обеды и ужины отнюдь не поражали обилием деликатесов и дорогих вин, а особую прелесть чеховскому столу придавало то, что многие блюда были "домашними", сделанными с любовью. Ежедневная пища мало напоминала «господский стол». Особенно в Мелихове, где готовила кухарка Мария Дормидонтовна, а помогала ей деревенская девочка Маша, на столе чаще всего появлялись блюда национальной кухни. Особенно популярны у Чеховых были большие, на весь противень, пироги с разнообразными начинками. Павел Егорович, отец писателя, вел дневник, где часто отмечал, что подавали на стол: «За обедом ели 2 пирога, с мясом и грибами один, а другой с морковью», «…ели пирог с капустой и пирожки с говядиной». 

2.6 Этикет, интеллигентность и воспитанность - важные понятия для Чехова.

«Деликатен не тот, кто не облил скатерть, а тот, кто сделал вид, что не заметил этого», - говорил Антон Павлович.

Правила обеденного этикета непременно соблюдались в XIX веке. Вот некоторые из них.

За стол всегда должно садиться н иначе как с безукоризненно вымытыми и чистыми руками. Чтобы прилично сидеть за столом, не надо садиться ни очень близко, ни очень далеко от своего прибора, не откидываться на спинку стула, не держаться сгорбившись, а тем более не облокачиваться на стол. На стол можно класть только кисть руки, не опускаясь на нее всей тяжестью тела. Салфетка предназначается главным образом для предохранения платья от пятен, поэтому ею нужно закрывать свое платье.

Женщины для большей предосторожности прикалывают салфетку одним ее концом к груди. Салфеткой также вытирают пальцы и рот. Неприлично вытирать свой прибор; это позволительно только в ресторанах.

Неприлично есть вилкой или ножом жидкие кушанья, и приличие предписывает как можно менее мочить их.

Суп и другие жидкие кушанья надо есть без шума, не прихлебывать с ложки и не чавкать, насколько возможно тише проглатывать еду.

Хлеб всегда надо ломать кусками над своей тарелкой, чтобы не крошить на скатерть. Не должно резать свой ломоть хлеба ножом или кусать прямо от целого ломтя.

Берите каждого блюда понемногу и отнюдь не накладывайте себе полную тарелку.

Суп едят не с конца ложки, но с бокового края ее.

Всегда нужно остерегаться проглатывать очень быстро или слишком горячее кушанье, чтобы не закашляться.

Рыбу следует есть вилкой, а помогать ей нужно корочкой хлеба, в крайнем же случае, если около вас нет хлеба, обходиться одной вилкой.

Когда за столом захочется пить, нужно протянуть свою рюмку к тому, кто наливает, держа ее между большим и двумя первыми пальцами правой руки.

За столом никогда не хохочите.

Некоторые любят накладывать в тарелку с супом кусочки хлеба или булки, это и не опрятно, и не прилично.

Как бы ни понравилось вам то или другое блюдо, никогда не следует брать его во второй раз. Это позволительно, только если хозяйка сама предложит вам повторить порцию.

Нужно избегать оставлять в своем стакане вино или воду, которые могут пролиться, поэтому не стоит наливать в стакан более того, чем вы в состоянии выпить за раз.

Выбирать куски на блюде есть признак дурного тона, надо брать с блюда наудачу.

Никогда не следует подбирать хлебом оставшийся на тарелке соус или подливку.

Неприлично при разрезании кушания засучивать рукава, разбивать яйцо с острого конца, скатывать шарики из крошек хлеба, крошить хлеб вокруг себя.

Дурным тоном считается предложение поделиться персиком, яблоком или каким-нибудь другим фруктом.

Окончив кушать, кладут вилку и нож на porte-coutau (подставку), по крайней мере, в тех случаях, когда не требуется переменить скатерть, что всегда делается после рыбных блюд.

По окончании обеда гости благодарят хозяев. Делается это обыкновенно в гостиной, куда все обедавшие отправляются парами, в том же порядке, в котором входили в столовую перед началом обеда.

Очень неприлично уезжать тотчас же после обеда; всегда нужно подождать по крайней мере полчаса.

После обеда, когда все перейдут в гостиную, прислуга вносит кофе и ставит его на стол у стены. Хозяйка дома берет кофейник и наливает гостям чашки, начиная с дам. Вам могут предложить вторую чашку кофе, но спрашивать его самому было бы невежливым.

«Воспитанные люди», по моему мнению Антона Павловича, «должны удовлетворять следующим условиям:

Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы... Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних...

Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом. Так, например, если Петр знает, что отец и мать седеют от тоски и ночей не спят, благодаря тому, что они редко видят Петра (а если видят, то пьяным), то он поспешит к ним и наплюет на водку. Они ночей не спят, чтобы помогать Полежаевым, платить за братьев-студентов, одевать мать...

Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги.

Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице также, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии... Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают... Из уважения к чужим ушам, они чаще молчат.

Они не уничижают себя с тою целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: "Меня не понимают!" или: "Я разменялся на мелкую монету!

Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомства с знаменитостями, рукопожатие пьяного Плевако, восторг встречного в Salon'e, известность по портерным...

7. Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой... Они горды своим талантом. Так, они не пьянствуют с надзирателями мещанского училища и с гостями Скворцова, сознавая, что они призваны не жить с ними, а воспитывающее влиять на них. К тому же они брезгливы.

.

2.7. Псевдонимы писателя.

Кстати именно у А. П. Чехова было больше всего псевдонимов в истории русской литературы, исследователи насчитывают 50 прозвищ, которыми назывался автор! – Антоша Чехонте, конечно. Еще были: Шиллер Шекспирович Гете, Шампанский, Брат моего брата; Гайка № 6; Гайка №9; Грач; Человек без селезенки; Акакий Тарантулов, Некто, Архип Индейкин; Василий Спиридонов Сволачев Остроумный и тонкий автор, Антон Павлович писал так, что его рассказы тут же въедаются в память, а реплики персонажей классика уже давно стали крылатыми.

Практическая часть.

Помните фразу «краткость — сестра таланта»? Мы решили выяснить у учеников параллели 3х классов гимназии №7 г.о. Чехова, что они знают об Антоне Павловиче.

Фото 2 Анкетирование в 3х классах МБОУ Гимназии №7

М ы составили список вопросов:

Диаграмма 1. Что вы знаете о Чехове?

В опросе приняли участие 82 ребенка. Возраст 8-10 лет. Результаты представлены на диаграмме в процентах.100% правильных ответов нет ни на один вопрос. Мы обязательно проведен опрос в старших классах. Интересно было бы посмотреть, как справятся ребята 4 класса, например. А 7?

Мы показали учителям 3 классов, на какие вопросы ребята не смогли ответить, а какие не вызвали трудностей у большинства.

Очень надеемся, что гимназистов наш опрос подтолкнет к изучению великого писателя и врача, который творил на Чеховской земле.

Любимый праздник – Новый гол.

Несмотря на все трудности, Чехов любил свою семью. Любил и уважал семейные традиции. Одна из самых любимых- Новогодняя. На Новый год в доме Чеховых пекли пирог, в который запекали гривенник, резали на части и смотрели, кому достанется «счастье».

"Отец и мать единственные для меня люди на всем земном шаре, для которых я ничего никогда не пожалею. Если я буду высоко стоять, то это дела их рук, славные они люди, и одно безграничное их детолюбие ставит их выше всяких похвал, закрывает собой все их недостатки, которые могут появиться от плохой жизни"

А. Чехов через всю жизнь пронёс воспоминания о тяжёлом детстве - жалел маленьких детей, что отразилось в его рассказах, помогал бедствующим, несчастным, часто лечил бесплатно, занимался общественной благотворительной работой. И вся семья всегда жила именно с ним. Именно он стал главой семьи. Однажды Немирович-Данченко скажет: "Антон, знаешь ли ты, что означает твое имя? Прибавляющий свет! Ты несешь свет, с тобой всё становится светлее!"

Прошло уже 115 лет со дня ухода Чехова из жизни, но память о нем бессмертна. Его пьесы до сих пор ставят в театрах, по сюжетам его произведений снимают фильмы, его книги читает весь мир, его новаторские идеи и сегодня используются писателями по всему миру. Места, в которых он бывал, преобразились, а потомки спасенных им людей живут бок о бок с нами.

3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования мы собрали большое количество полезной информации о Чехова: о его семье, жизни, произведениях, об увлечениях, изобретениях, играх, работе. Наши родители помогали в поиске информации, а также организовали съемку. Благодарим за помощь в организации съемки генерального директора Музея- заповедника А.П. Чехова «Мелихово» Бобкова К.В.

Съемки проходили 16.01.2020 на территории Музея- заповедника А.П. Чехова «Мелихово».

Фото 5, Фото 6 Со съемок 20.01.2019 г, Мелихово

Итогом работы стал цикл передач о Чехове. Посмотреть передачи можно по ссылке :

https://youtu.be/5agphROr6nc

Материалы будут полезны для организации внеклассного мероприятия в других учебных заведениях, помогут ученикам других школ узнать новое о Чехове.

Проанализировав все вышеизложенное, делаем вывод, что данная форма, а именно съемки цикла передач для школьного телевидения, преподнесения информации не только интересна для детей, но и полезна. Позволяет развивать коммуникативные способности, сплачивать детский коллектив, а также способствует развитию мышления детей в поисках новых способов изучения различных тем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКОВ

Словарь русского языка. В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999;

Вокруг Чехова. В 2-х томах. /Составитель Сахарова Е. – М.: РИПОЛ классик, 2018;

Рассказы о русских писателях /Государственное Издательство Детской Литературы, Министерство Просвещения РСФСР, М. 1960;

М.П. Чехов. Вокруг Чехова. Воспоминания М.П. Чехова о жизни и творчестве своего старшего брата- М.: Московский рабочий, 1964;

Соболев Ю. Чехов - жизнь замечательных людей – М.: Журнально-газетное издательство, 1934;

Н.С.Шер Антон Павлович Чехов Рассказы о русских писателях /Государственное Издательство Детской Литературы, Министерство Просвещения РСФСР -М. 1960;

А. П. Чехов. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Письма в двенадцати томах - М. :Наука, 1974 Письма. Том первый 1875—1886

Буклет «Едим тоже здорово» или настоящая русская еда» при поддержке Национального Фонда Поддержки Правообладателей – Чехов, 2019

Интернет ресурс Ozlib.com https://ozlib.com/808370/zhurnalistika/televizionnaya_programma_edinitsa_televeschaniya

Интернет ресурс Дзен https://zen.yandex.ru/media/historia/anton-chehov-i-ego-strannaia-semia-5a6ca5b857906a0c0c7a148c

Интернет ресурс Проза.ру https://www.proza.ru/2016/11/03/88

Интернет ресурс Наше наследие https://nashenasledie.livejournal.com/3336137.html

Интернет ресурс Культура.ру https://www.culture.ru/s/vopros/chehov/

Интернет ресурс Pikabu https://pikabu.ru/story/ap_chekhov_o_pravilnom_russkom_pitanii_6210161

Интернет ресурс О семье Чеховых http://zlv14.ru/semja_chehovi/chehovi.html

Интернет ресурс Мой Чехов http://www.my-chekhov.ru/memuars/chekhov.shtml

Интернет ресурс Зен https://zen.yandex.ru/media/pochitay_read/liubimye-bliuda-chehova-5ce3000dbf108700b240a784

Интернет ресурс Зен https://zen.yandex.ru/media/pochitay_read/liubimye-bliuda-chehova-5ce3000dbf108700b240a784

Интернет ресурс Selfire- блог с историями http://selfire.com/2013/04/4446/

Интернет ресурс Журнал Аптека https://aptekarjournal.ru/archive/2010/115/4128.html

Интернет ресурс Этикет, шметикет

http://etiquette-shmetiket.blogspot.com/2018/02/blog-post_18.html

Интернет ресурс Livejournal

https://gold-nostalgia.livejournal.com/214910.html

1В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистических исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999;

2 https://ozlib.com/808370/zhurnalistika/televizionnaya_programma_edinitsa_televeschaniya

Просмотров работы: 206