Конвенция о правах ребенка как основа формирования правового сознания школьников.

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Конвенция о правах ребенка как основа формирования правового сознания школьников.

Загалова М.О. 1Кокаева К.Г. 1Плиева С.К. 1Цопанов К.К. 1
1МБОУ СОШ №4 г. Ардона
Родионова О.А. 1
1МБОУ СОШ №4 г. Ардона
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Период детства – это счастливая пора. Однако проходя стадии социализации, даже в самом юном возрасте у человека возникают ситуации, когда необходимо знать свои права и обязанности. С каждой ступенью взросления, окружающий мир требует от ребёнка приспосабливаться к более сложному миру общественных отношений. Но попадая в нестандартные ситуации дети, особенно подростки, пытаются решить возникшие вопросы самостоятельно, так как не имеют достаточных знаний к кому обратиться в случае нарушения прав.

Бытует мнение, что детям не нужно рассказывать об их правах, иначе они станут «неуправляемыми». Но нужно помнить, что если ребёнок не сможет защитить себя, не будет знать, к кому и куда ему обратиться, не будет видеть поддержки в своих старших, то это может нанести непоправимый вред его личности. Чувство собственного достоинства, задавленное в детстве, практически не восстанавливается. Дети, утратившие веру в добро и справедливость, в будущем, как правило, становятся несчастными! А чтобы дети не пытались злоупотребить своими правами, нужно знакомить их с обязанностями, так как эти понятия неразрывно связанны.

На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребёнка - это документ о правах ребёнка из 54 статей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.

В России проблема защиты детей всегда стояла на первом плане и актуальна по сей день, так как, по данным официальной статистики последних лет, ещё достаточно высок процент насилия над детьми, количество беспризорников, проблемы детей сирот и многие другие.

Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации». Права ребенка в России регламентированы также Семейным кодексом РФ.

Всё выше сказанное говорит о необходимости развития правовой культуры детей и взрослых.

На первом организационном этапе исследования мы разделились на 2 рабочие группы, каждая получила своё задание от руководителя проекта.

Вторым этапом исследования стала разработка продуктов проектной деятельности. 1-я группа проекта занималась вопросом актуальности изучения подростком своих прав. 2-я группа провела анкетирование среди 7-9 классов на тему прав ребёнка и провели анализ этих данных. Результаты анкетирования представлены в виде отчёта. Далее, детально изучив Конвенцию о правах ребёнка и Декларации прав человека, мы провели сравнительный анализ и выявили общие и различные положения этих документов.

Третьим, завершающим этапом проекта стало подведение итогов и документальное оформление проекта.

Цель проекта: изучение Конвенции ООН о правах ребенка как основу формирования правового сознания школьников.

Объект исследования: права детей.

Предмет исследования: Конвенция о правах ребенка.

Гипотеза: изучение положений Конвенции о правах ребенка и других документов о правах человека повысит уровень познавательной активности подростков в вопросе изучения свих прав и обязанностей и позволит осознать ответственность за свои права и сформирует положительное отношение к правам других.

Задачи:

- исследовать актуальность изучения прав ребёнка подростками и взрослыми;

- организовать анкетирование среди учащихся школы, которое позволит установить степень осведомлённости учащихся о своих правах, их гарантиях;

- провести сравнительный анализ содержания статей Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка;

- изготовить буклет-памятку для школьников о правах ребенка;

- оформление результатов исследования.

Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы в практической работе педагогов и быть полезными для школьников в процессе изучения прав ребенка.

Структура исследования: введение, три пункта, заключение, библиографический список, приложение.

АКТУАЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ПРАВ РЕБЁНКА ПОДРОСТКАМИ И ВЗРОСЛЫМИ

Современный мир быстро меняется и стремительно развивается. Общество широкими шагами идет в будущее и в условиях постоянно усложняющихся социальных отношений может случиться, что человек оказывается в ситуациях, требующих защиты его прав и свобод. Тем более перед сложностями мира уязвимыми оказываются дети, так как сами они не могут себя защитить.

Основным документом, защищающим права детей, является Конвенция о правах ребенка, принятия Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 году. На территории нашей страны она вступила в силу с 15 сентября 1990 г. В её основе лежат права на жизнь, развитие и образование; на доступную медицину; право на активное участие в жизни общества – обеспечение свободы слова, религии, совести. В Конвенции провозглашается право на защиту, заботу о детях-сиротах, беженцах, о детях с ограниченными возможностями; право на защиту от жестокого обращения. Здесь представляется более широкий и глубокий спектр прав, чем в других документах о правах человека.

Данные каждому ребёнку от рождения права должны гарантировать взрослые, которые рядом с ним - родители и законные представители.

Но проходит время, и дети растут. И вот перед нами подросток, который стремится к независимости и самостоятельности. Оказавшись в сложной ситуации, он часто не обращается за помощью, а пытается разрешить её сам или с помощью своих ровесников.

С понятиями права и обязанностей дети знакомятся еще в раннем детстве в семье и детском саду, затем их знания расширяются и углубляются такими социальными институтами, как школа, СМИ, интернет. Но одно дело теория, а совсем другое практика. Переоценив свои знания и силы, ещё не сформировавшаяся личность подростка может пострадать от самостоятельных действий, недостаточность знаний о своих правах и социального опыта может усугубить сложившуюся проблемную ситуацию, нанести себе моральный и физический вред.

Но даже, если подросток достаточно просвещён в свои права, то это не значит, что он может правильно их истолковать и применить. Например, часто можно услышать от школьников о том, что домашние обязанности и дежурства в школе нарушают их право на защиту от тяжкого физического труда. Действительно существует статья 32 Конвенции о правах ребенка, в которой провозглашаются права детей на защиту от опасной и вредной работы, мешающей его образованию и развитию, а всё нами причисленное таковым не является. Выше сказанное говорит о том, что ребёнку наряду с правами нужно знакомиться со своими обязанностями, а взрослые должны быть для детей проводником в мир их прав. Дети, особенно подростки, должны знать, что рядом с ними находятся компетентные взрослые, которые всегда придут на помощь в спорных жизненных ситуациях.

В случае нарушения прав, дети должны обратится, в первую очередь к родителям или их законным представителям. За консультацией и защитой так же можно обратиться в отдел полиции в инспекцию по делам несовершеннолетних; в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав; в органы опеки и попечительства.

Под руководством нашего учителя истории и обществознания мы открыли для себя интересный мир наших прав и обязанностей, изучили механизмы зашиты наших прав. Мы собрали и оформили материал, который будет полезен для школьников и их родителей, а также педагогов. Но самым главным результатом, по нашему мнению, является осознание объективной необходимости изучения прав и обязанностей ребенка и человека. Мы призываем наших сверстников углублять и расширять знания о своих правах и обязанностях.

2. Уровень осведомленности детей и подростков о своих правах (анализ анкетирования учащихся)

С целью определения уровеня осведомленности детей и подростков о своих правах и основных положениях Конвенции о правах ребенка было решено провести анкетирвание среди учащихся МБОУ СОШ №4.

Анкетировние проводилось с 4 по 9 ноября 2019 г. определение уровеня осведомленности детей и подростков о своих правах и основных положениях Конвенции о правах ребенка. В анкетировании приняли участие 76 учащихся, из 96 обучающихся в 7-9 кклассов. Анкетирование было анонимным, учащиеся отметили свой возраст и пол.

Для начала респондентам предстояло ответить на вопрос о значении понятий «права» и «обязанности». Выяснилось, что 78% опрошенных неправильно определили сущность понятий «право» и «обязанность».

На вопрос «Знаете ли вы свои права?» ни один школьник не дал отрицательный ответ, а 9% не ответили на вопрос. 31% детей ответили «да», 60% указали, что не уверены, что знают все права. Такое распределение показателей отражено на Диаграмме 1.

Диаграмма 1.

Вопрос: «Знаете тли вы свои права?»

Из диаграммы видно, что большинство школьников знакомы со своими правами, хотя и не уверены, что знают их все.

Но перечислить хотя бы несколько своих прав и обязанностей для большинства из них оказалось затруднительным.

60% учащихся ответили, что имеют право на защиту своих прав с 18 лет, хотя следовало бы отметить «с рождения». Показатели отображены в диаграмме 2.

Диаграмма 2.

Вопрос: «С какого возраста человек может защитить свои права?»

Из диаграммы следует, что меньше третьей части респондентов знают, что человек может защитить свои права с рождения.

И выполнять обязанности, по данным анкетирования, школьники предпочли бы начать как можно позже – в основном ответы сходились на возрасте 14-18 лет.

Данные анкеты показали, что школьники получают информацию о своих правах в первую очередь от родителей - 46%, от учителей в школе – 27%, и через СМИ-7%. 20% респондентов не ответили на вопрос. Результаты отражены в диаграмме 3.

Диаграмма 3.

Вопрос: «Откуда вы получаете информацию о своих правах?»

Из диаграммы следует, что основным источником информации о правах учащиеся получают от родителей и в школе.

Лишь 40% анкетируемых смогли распознать в главном законе РФ, который определяет основные права и свободы гражданина – Конституцию.

Документы, защищающие права человека и, в частности, детей смогли назвать лишь 26% школьников, и только 39% смогли ответить куда им можно обратиться в случае нарушения их прав и большинство из них ответили, что следует обратиться к родителям.

93% анкетируемых отметили, что их права никем не нарушаются и что родители считаются с их мнением при принятии решения. Выше названные данные отображены в диаграмме 4.

Диаграмма 4.

Данные ответов на некоторые пункты анкеты.

Анализ данных анкетирования позволил сделать следующие выводы: основная масса школьников не серьёзно относится к вопросам изучения и реализации своих прав и обязанностей.

3. Сравнительный анализ содержания статей всеобщей декларации прав человека и конвенции о правах ребенка

Отсутствие действенных механизмов защиты прав детей потребовали от мирового сообщества принятия нового документа, в котором не просто декларировались права детей, но и фиксировались меры защиты этих прав в качестве принятых международным сообществом юридических норм.

Сравнительный анализ двух документов - Декларации прав человека и Конвенции по правам ребенка - выявил, что они имеют схожие по содержанию статьи. Но также выяснилось, что Конвенция отразила более широкий спектр прав ребенка и некоторые ее статьи не нашли отражения в Декларации.

Результаты исследований удобнее всего представить в виде таблицы (См. таблицу 1).

Таблица 1.

Общие группы прав, нашедшие отражение во Всеобщей Декларации прав человека и Конвенции по правам ребенка.

Содержание права

Декларация прав человека

Конвенция по правам ребенка.

 

Равенство всех людей.

Ст.1

Ст.2

 

Право на защиту от дискриминации

Ст.2

Ст.2

 

Право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность

Ст.3

Ст.6, 11

 

Защиты от всех форм эксплуатации.

Ст.4

Ст.36

 

Право на защиту от пыток, бесчеловечного, жестокого и уничижающего отношения.

Ст.5

Ст.37

 

Право быть признанным полноправным субъектом права.

Ст.6

Ст.40

 

Быть равным перед законом.

Ст.7

Ст.37, 40

 

Право на обращение в суд для восстановления нарушенных прав, на открытый и справедливый суд.

Ст.8, 10

Ст.37, 40

 

Право на презумпцию невиновности, пока вина не доказана судом. Право не быть привлеченным к правосудию за деяния, которые в моментсовершения не являлись наказуемыми.

Ст.11

Ст.40

 

Право быть защищенным от произвольного или незаконного вмешательства в осуществление права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища.

Ст.12

Ст.10

 

Право на передвижение, покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.

Ст.13

Ст.10

 

Свобода в вопросах поиска убежища (права беженцев).

Ст.14

Ст.22

Статьи Конвенции о правах ребёнка не нашедшие отражения во Всемирной Декларации Прав Человека

Статья 8. Право на сохранение индивидуальности.

Статья 9. Ребенок не может быть разлучен с родителями, если этого не требуется сделать в наилучших интересах ребенка.

Статья 19. Право ребенка на защиту от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

Статья 20. Право на усыновление либо передачу на попечение либо размещение в государственных учреждениях детей, лишенных родительской опеки.

Статья 21. Право на усыновление либо удочерение.

Статья 23. Права детей-инвалидов.

Статья 25. Право на периодическую оценку лечения, предоставляемого ребенку, и всех других условий, связанных с попечением о ребенке.

Статья 30. Право совместно с другими членами своей группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком.

Статья 33. Защита от незаконного употребления наркотических веществ.

Статья 34. Право на защиту от сексуального совращения и сексуальной эксплуатации.

Статья 35. Право быть защищенным от похищений, торговли и контрабанды.

Статья 38. Защита от военных конфликтов.

Статья 39. Право на реабилитацию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение вопроса прав человека имеет глубокие исторические корни и актуально по сей день. С древнейших времён содержание сущности прав человека очень изменилось и сегодня близко к идеальному, однако права человека продолжают совершенствоваться.

Современный мир быстро меняется и стремительно развивается. Общество широкими шагами идет в будущее и в условиях постоянно усложняющихся социальных отношений может случиться, что человек оказывается в ситуациях, требующих защиты его прав и свобод. Тем более перед сложностями мира уязвимыми оказываются дети, так как сами они не могут себя защитить.

Данные каждому ребёнку от рождения права должны гарантировать взрослые, которые рядом с ним - родители и законные представители.

В процессе работы над темой мы познакомились с различными документами, закрепляющими права и обязанности детей, а также систематизировали полученную информацию. Кроме того, работа над темой данного проекта позволила развивать навыки работы с информационными и компьютерными технологиями.

Из анализа данных анкетирования можно сделать вывод, что основная масса школьников не серьёзно относится к вопросам своих прав, либо не придали важность проводимому анкетированию и поленились отвечать.

Рассматривая вопрос актуальности изучения подростком своих прав учащиеся раскрыли краткую историю появления Конвенции о правах ребёнка, актуальность изучения прав ребёнка подростками и взрослыми. Дали обзор органов, в которые можно обратиться за помочью в случае нарушения прав.

Детально изучив Конвенцию о правах ребёнка учащиеся провели сравнительный анализ Декларации прав человека и выявили общие и различные положения этих документов.

Изучив такие правовые документы, как Конвенция о правах ребёнка и Декларация прав человека и выявили общие и различные положения этих документов и оформили результаты в виде таблицы. Продуктами проектной деятельности стали: презентация «История развития прав ребёнка»; презентация для защиты проекта, отражающей этапы проекта и его результаты; статья «Актуальность изучения прав ребёнка подростками и взрослыми». Собранный материал стал основой для выпуска буклета, который послужит памяткой для учащихся и их родителей, а также педагогов. Также мы оформили плакат, отражающий основные группы прав конвенции о правах ребёнка.

Считаем, что реализованный нами проект можно назвать полезным и продуктивным. Его результатами стало разработка полезного материала для школьников, педагогов и родителей учеников.

Главным результатом является осознание участниками проекта необходимости подробного изучения и расширения знаний о наших правах и обязанностях. Поставленные задачи решены. Гипотеза доказана. Однако следует продолжать работу по расширению и закреплению знаний о правах детей.

БИБЛИОГРАФИЯ

Правовые документы:

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.

Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89. - [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/ (04.12.2019)

Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ. - 01.01.1996. - № 1. - Ст. 16.

Федеральный закон от 24 июля 1998 года №124 (ред. От 02.07.2013) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». – [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/ (09.11.2019)

Литература:

Азарова Е.Г. Конституционные гарантии социального обеспечения детей // Журнал российского права. 2015. № 2 (218). С. 65-81. 

Боровик Н.В., Рожков А.Ю. Современное состояние прав и обязанностей несовершеннолетних в семейно-правовых отношениях // Среднерусский вестник общественных наук. 2014. № 3. С. 145-149.

Керамова С.Н. К вопросу о конституционно-правовом статусе ребенка в Российской Федерации // Юридический вестник ДГУ. 2015. № 4. С. 59-63. 

Нечаева, А. М. Правовая охрана детства в России / А. М. Нечаева // Государство и право. - 2011 - № 6 - С. 52-59.

Просмотров работы: 864