Школа юных кузнецов как условие воспитания настоящих мужчин

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Школа юных кузнецов как условие воспитания настоящих мужчин

Манасытов Я.А. 1
1МБОУ "Чурапчинская гимназия имени С.К.Макарова"
Кириллина Л.Е. 1
1МБОУ "Чурапчинская гимназия имени С.К.Макарова"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

VIII Международный конкурс научно-исследовательских

работ учащихся «Старт в науке»

Научно-исследовательская работа

КРАЕВЕДЕНИЕ

Школа юных кузнецов как условие воспитания настоящих мужчин

Выполнил:

Манасытов Ярослав Анатольевич

учащийся 9 класса

МБОУ «Чурапчинской гимназии имени С.К.Макарова

Руководитель:

Кириллина Людмила Егоровна

учитель русского языка и литературы

Чурапча 2020

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1 Школа юных кузнецов как условие воспитания настоящих

мужчин…………………………………………………………………………….4

ГЛАВА 2 Опытно-экспериментальная работа …………………………………7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………12

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..13

ВВЕДЕНИЕ

Якуты издавна занимались кузнечным делом, они сами добывали железо, выплавляли в плавильных печах и делали из железа предметы домашнего обихода и орудия охоты, боевые доспехи.

Нас всегда интересовал факт: почему в Якутии кузнецы всегда были на высоком уровне, чем шаманы? На наш взгляд, шаманы – это великие люди, это люди, которых все боялись и боятся. Вот почему мы решили изучить роль кузнеца в жизни якутов, где готовят кузнецов в наше время, как их учат, и почему мальчики подростки занимаются сегодня этим древним ремеслом?

Объект исследования – процесс изучения кузнечного дела якутов и внедрения кузнечного дела в летнем лагере Школы Мандар Уус.

Предмет исследования – кузнечное дело в летнем лагере Школы Мандар Уус.

Цель исследования – изучить кузнечное дело якутов и Школу Мандар Уус, где закаляются настоящие мужчины.

Задачи:

Изучить необходимую литературу по теме исследования.

Провести опытно-экспериментальную работу в МБОУ «Чурапчинская гимназия имени С.К.Макарова» и в летней Школе Мандар Уус.

Что нами сделано конкретно по теме исследования?

Историю кузнечного дела Якутии изучали известные краеведы, историки, этнографы и ученые нашей республики. Можем называть их имена: Р.И. Бравина, Г.В. Ксенофонтов, Кулаковский А.Е., Е.Н. Романова и другие. Научных работ по якутскому кузнечному делу не так и много. Еще мало работ о кузнечной Школе Мандар Уус. Вот поэтому, посетив летний лагерь два раза, мы решили изучить данный вопрос и провести исследование в Школе Мандар Уус.

ГЛАВА 1 Школа юных кузнецов как условие воспитания настоящих мужчин

Как мы все знаем, кузнечество - древнее ремесло многих народов. Якуты издавна занимались кузнечным делом, они сами добывали железо, выплавляли в плавильных печах и делали из железа предметы домашнего обихода и орудия охоты, боевые доспехи. Не зря якутские олонхосуты воспевали якутское кузнечное и металлургическое дело. Еще в 2006 году эпос нашего народа был признан ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального культурного наследия человечества.

Кузнеца считали «вещим человеком», чуть ли не волшебником. Для простого народа его волшебство заключалось в том, что кузнец делал очень нужные предметы почти из «ничего». Как отмечает Р.И. Бравина, некоторые кузнецы обладали даром ясновидения, в котором они не уступали великим шаманам [1, с. 120]. Якутская пословица гласит о том, что кузнецы и шаманы — из одного гнезда. Наши предки всегда уважали и восхищались и самим кузнецом, и самим процессом кузнечного дела. Для них это была великая тайна, связанная с космосом.

Вот почему для нас, якутов, кузнец является носителем высшего знания, обладателем сверхъестественных сил и возможностей [2, 127].

Один из основателей якутской литературы Кулаковский А.Е. утверждает, что сила кузнеца выше силы шамана. Он написал: «Первый кузнец, первый шаман и первый горшеня были родными братьями. Кузнец был старший, а шаман — средний. Поэтому шаман, как младший, не может причинить смерть кузнецу, хотя бы и желал это сделать. Со своей стороны, кузнец легко может убить шамана следующими двумя способами. Когда шаман выходит из кузницы, кузнец сильно бьет молотом по раскаленному железу и приговаривает: «да пронзит ему спину!» (кехсун хара5ын дьеле салаата5а буоллун») [2, с. 65].

Вот почему нас всегда интересовало кузнечное дело как общепризнанная высшая сила, обладающая чуть ли магией, волшебством. И мы выбрали школу Мандар Уус. Итак, кто такой Мандар Уус?

Отличник образования Республики Саха (Якутия), Лауреат государственной премии им. П.А. Ойунского, Заслуженный работник культуры Республики Саха (Якутия), Почетный гражданин Таттинского улуса, Академик Духовности Республики Саха (Якутия) Неустроев Борис Федорович – Мандар Уус - потомственный кузнец в одиннадцатом поколении, талантливый педагог, художник, народный мастер, основатель школы «Мандар кыһата» («Школа Мандара»), философ, этнограф, автор многих книг.

Два года занимаюсь в его летней школе, где изучаем основы кузнечного ремесла. В школе два направления: кузнецкое и философское. Борис Федорович считает, что нужно с малых лет учить ребенка преодолевать трудности. В жизни очень много преград и трудностей и ребенок не должен бояться их. А работа кузнеца никогда не считалась легкой работой.

Мандар Уус умело пользуется дискуссионной формой организации обучения. Во время работы в кузнице, он ненавязчиво обучает своих подопечных думать, мыслить, задавать вопросы ит.д. Это напоминает методику великого Сократа, который обладал великим искусством задавать трудные вопросы своим ученикам, заставляя тем самым их спорить, размышлять, убеждать, доказывая свой путь решения вопроса.

После десятидневного курса будущие кузнецы возвращаются домой. И самое удивительное, что родители замечают в своих чадах изменения в лучшую сторону. Многие даются диву и звонят, спрашивают у Бориса Федоровича: «Что произошло с нашим сыном? Чем вы его кормили? Наш ребенок стал умнее и сильнее». Мандар Уус уверен, что такие школы нужно создавать по всей республике, так как результат превосходит ожидания» [3, с. 424].

В школе «Мандар кыһата» такая совместная деятельность юношей с Мандар Уус выступает как важный фактор их полноценного развития, т.е. входя, в систему деятельности с взрослым ребенок развивается, как личность в процессе собственной активной деятельности. При этом Мандар Уус выступает в роли уһуйааччы (мастера). Таким образом, в школе никто юношей ничему специально не учит: мастер занимается своим делом, а юноши включаются в эту деятельность (в данном случае кузнечной).В процессе такой деятельности мальчики сперва наблюдают за мастером, потом помогают ему и после этого действуют сами и через это осваивают жизненное пространство, пробуя, творя, переживая.

Это и есть народная технология «уһуйуу», которая предполагает совместную деятельность по обучению определенному ремеслу.

В якутско-русском словаре «уһуйуу» толкуют как учение, обучение чему-либо, приобщение к чему-либо.

Суть такого учения – гармоничное сочетание профессионального обучения и совместной деятельности, в ходе которого формируется ценностно-ориентационное единство, рождается качественно новая организационная структура, идет развитие и обучающего, и обучаемого.

С 12 лет мальчик начинает стремительно развиваться физически. Крепость психики, души, физической мощи обеспечивают становление юноши в закаленного мужчину, имеющего жизненные способности, устойчиво стоящего на ногах. У саха есть понятие “көлөһүнүн таһааран иитии”, что означает воспитать трудностями, закалить потом и кровью, приложив много физической силы в труд. В школе “Мандар кыһата” юноши трудятся в поте лица, махая молотком куют железо. Весь покрывшись испариной выходят они из кузницы на улицу в 30 градусный летний зной и с возгласом «Һуу, сөрүүнүн!» (“Ух, как прохладно!”) вытирают пот с лица, а лица довольные, в глазах искорка радости. А ведь многие из этих юношей числятся в так называемую категорию “трудные дети”. Но не смотря на их сложный характер, задиристое поведение они меняются в лучшую сторону: начинают ценить труд, думать о будущем, меняют взгляды на жизнь», - рассказывает Мандар Уус.

Кузнечное дело, организованное в школе “Мандар кыһата” не только обеспечивает определенные умения и духовное воспитания мальчиков, но и является эффективным средством их общефизического развития.

Какими качествами обладает кузнец?

Кузнец занимается ковкой и сваркой стали. Основные орудия труда - щипцы и молоток (молот, кувалда), которые кузнец весь день поднимает и опускает, что требует немалую физическую силу. Кувалда в среднем весит от 2 до 8 кг. Кузнец держит кувалду обеими руками. Оба конца кувалды плоские. Рукоятка (с целью меньшей отдачи в руки) делается из древесины легкой и прочной рябины. Молоток-ручник используют для обработки металла при небольших поковках, им же указывают место, по которому должен ударять кувалдой молотобоец. Вес ручника от 0.5 до 1.5 кг. [3, с.426].

Когда кузнец работает щипцами, молотом, кувалдой, у него укрепляются и развиваются мышцы, как у спортсмена. Кузнец при работе весь день поддерживает напряжение тела, в основном работает в наклонном положении, поэтому развиваются мышцы рук, плеч, спины, ног, физическая сила, выносливость, координация.

Кроме этого у кузнеца должно быть хорошее зрение, идеальный глазомер, развитая зрительная память, способность переносить высокие температуры и чувствовать материал. Художественной ковкой занимаются люди художественно одаренные, умеющие рисовать, склонные к занятиям прикладными видами искусства.

В современном образовании не уделяется должное внимание на воспитание мальчиков как на воспитание истинных мужчин. Якутская пословица "Тимир эллэнэн-эллэнэн тимир, уол оҕо эриллэн-эриллэн эр киһи буолар" (“Железо после долгой ковки становится железом, мальчик после долгой закалки становится мужчиной”) носила для наших предков очень важное значение и была главным правилом при воспитании мальчиков.

ГЛАВА 2 Опытно-экспериментальная работа

Задачи экспериментальной части исследования:

- анализ научно-методической литературы по выбранной проблеме.

- исследовать особенности организации в школьном образовательном учреждении кузнечного дела как средства общефизического развития мальчиков подросткового возраста.

- Методы исследования:

Теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы;

Физическое тестирование.

Педагогическое наблюдение.

Педагогический эксперимент.

Исследование проводилось на базе Школы Мандар Уус в летнее время.

В исследовании приняли участие 8 мальчиков МБОУ “Чурапчинская гимназия имени С.К.Макарова”, и 8 подростков Школы Мандар Уус, которые занимались кузнечным делом.

Исследование проводилось в три этапа:

1 этап - изучение необходимой литературы.

2 этап - проведение исследования.

3 этап - оценка и анализ результатов.

В конце учебного года проводилась оценка уровня физического развития мальчиков 8 класса МБОУ “Чурапчинская гимназия имени С.К.Макарова”. А оценка уровня физического развития молодых кузнецов проводилась в начале сезона работы лагеря. Это в середине июля.

Анализ результатов уровня массы тела показал, что у мальчиков гимназии показатели ниже, чем у мальчиков Школы Мандар уус, занимающихся кузнечным делом. Разница у них составила 3,6 кг.

При сравнительном анализе между девочками и мальчиками достоверно высокие различия отмечаются у мальчиков ЧРССШИОР. У мальчиков ЧСОШ №2 отмечены низкиая масса тела, чем у девочек.

Рисунок 1. Показатели массы тела школьник (см)

Мы считаем, что длина тела зависит от стадии тренированности, биологической зрелости, состояния здоровья, уровня двигательной активности, социально экономических факторов. И, конечно, понятны высокие показатели воспитанников Школы Мандар, которые занимаются физическим трудом.

Рисунок 2. Показатели длины тела школьников

Важнейший функциональный параметр системы дыхания - жизненная емкость легких (ЖЕЛ). Она зависит от пола, размеров тела, возраста, обьема легких. Можно сказать, что ЖЕЛ характеризует функциональное состояние органов дыхания. При этом мышечная работа при физических нагрузках повышает показатели дыхания. Что показывает сравнительный анализ показателей жизненной емкости легких (ЖЕЛ)? Опять же ЖЕЛ у мальчиков Чурапчинской гимназии ниже, чем у мальчиков Школы Мандар, занимающихся кузнечным делом.

Рисунок 3. Показатели ЖЕЛ школьников

Также мы изучили уровень силы становой динамометрии. Результаты показали, что этот показатель намного выше у юных кузнецов, чем у гимназистов. Конечно, у молодых кузнецов сильнее развита мышечная сила.

Рисунок 4. Показатели становой динамометрии школьников (кг)

Нами изучен также анализ уровня качества кистевой силы рук, который выявил, что у мальчиков Школы Мандар выше, чем у гимназистов.

Рисунок 5. Показатели кистевой динамометрии школьников (кг)

Таким образом, нами проведены исследования по пяти показателям. Из этих рисунков сразу видно, что показатели подростков Школы Мандара намного выше, чем показатели подростков гимназии.

Заключение

Таким образом, в 1 главе нами изучена подходящая литература по теме исследования. Но мы считаем, что древняя история якутского кузнечного дела изучена недостаточно. Нас заинтересовала данная тема не только своей недостаточной изученностью, но и тем, что мы два года подряд посетили летний лагерь в Школе Мандар Уус, где изучали кузнечное дело, обычаи и традиции своего народа. В этой Школе мы научились спорить, доказывать, публично выступить, вступить в диалог, размышлять, искать ответы на трудные вопросы ит.д.

Можем с уверенностью сказать, что в этой Школе попасть очень трудно, где за 1 сезон могут заниматься только 14 подростков с нашей необъятной Республики Саха (Якутия).

Гордимся тем, что за эти 2 сезона мы выковали целых 6 настоящих якутских ножей. Гордимся еще тем, что заняли два раза 1 место среди своих друзей.

И теперь можем уверенно сказать, что именно в таких школах, как школа Мандара, закаляются мальчики как сталь, именно в таких Школах получают качества настоящих мужчин.

Список использованной литературы

1. Бравина Р.И. Концепция жизни и смерти в культуре этноса: На материале традиций Саха / Р.И. Бравина. — Новосибирск: Наука, 2005. — 307 с.

2.Кулаковский А.Е. Научные труды. [Подготовили к печати: Н.В. Емельянов, П.А. Слепцов] — Якутск: Кн. изд-во, 1979. — 484 с.

Манасытова М.А. / М.А.Манасытова, В.В. Хатылаев// Современные проблемы физической культуры, спорта и молодежи: материалы У региональной научной конференции молодых ученых, 28 февраля 2019 года / под ред. А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2019. - 423-427 С.

Неустроев Б.Ф. – Мандар Уус, Баҕа санаам, сүбэ тылым / [бэчээккэ бэлэмнээтилэр В.Н. Луковцев, Т.И. Андросова, Н.П. Андросова]. – Дьокуускай: Бичик, 2015. – 224 с.

Просмотров работы: 19