Акцентуации характера в подростковом периоде

VIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Акцентуации характера в подростковом периоде

Северина О.А. 1
1МБОУ гимназия "Пущино"
Наимова Ю.Ю. 1
1МБОУ гимназия "Пущино"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность темы. Одной из важнейших и наиболее актуальных проблем современной психологической науки является проблема развития акцентуаций личности. Задачи, стоящие перед психологами в данной области, продолжают быть весьма актуальными.

«Трудный характер» – распространенное выражение. Часто под ним подразумевается характеристика человека, с наличием ярких и устойчивых проявлений личности, которые затрудняют его общение с окружающими. Скорее всего, речь идет о так называемых акцентуациях характера, когда личностные особенности определяют весь стиль поведения человека и при этом возникают особые коммуникативные сложности. Акцентуации характера проявляются в любом возрасте, особенно ярко в подростковом. Затем постепенно сглаживаются, но при неблагоприятных обстоятельствах они закрепляются и становятся отличительной характеристикой взрослой личности. Распознавание акцентуаций на ранних этапах формирования человека способствует их смягчению и ослаблению. Если же своевременно не были устранены обстоятельства, способствующие появлению и развитию акцентуированных черт, то мы встречаемся с личностью трудной, проблемной. Тогда важно разобраться в особенностях акцентуаций характера данного конкретного человека, его сильных сторонах и ограничениях с тем, чтобы выстроить эффективные взаимоотношения с ним.

Если Вы ознакомитесь с этой информацией, с данными о понятии характера и об современных теориях акцентуаций характера, - возможно, Вы получше узнаете себя или своего ребенка подростка. Предлагаю вам рассмотреть каждый тип отдельно, через описание его характеристик и критичных ситуаций, склонность к отклонениям в поведении. Также вы получите рекомендации по взаимодействию с каждым типом.

Психопатии — это такие аномалии характера, которые, по словам П. Б. Ганнушкина (1933), «определяют весь психический облик индивидуума, накладывая на весь его душевный склад свой властный отпечаток», «в течение жизни… не подвергаются сколько-нибудь резким изменениям» и «мешают… приспособляться к окружающей среде». Эти три критерия были обозначены О. В. Кербиковым (1962) как тотальность и относительная стабильность патологических черт характера и их: выраженность до степени, нарушающей социальную адаптацию.

Относительная стабильность черт характера в этом возрасте является менее доступным для оценки психопатий ориентиром. Под «сколько-нибудь резкими изменениями» в подростковом возрасте следует понимать неожиданные трансформации характера, внезапные и коренные смены его типа. Если очень общительный, живой, шумливый, неугомонный ребенок превращается в угрюмого, замкнутого, ото всех отгороженного подростка или нежный, ласковый, очень чувствительный и эмоциональный в детстве становится изощренно-жестоким, холодно-расчетливым, бездушным к близким юношей, то как бы ни были выражены патологические черты характера, случаи эти нередко оказываются за рамками психопатии.

Можно также сказать, что выбранная тема связана с большим количеством разногласий и требуется определение наиболее рациональной точки зрения, касательно этого вопроса. Несомненно, исследование вопроса и личностей с чертами акцентуации дает возможность получить ценные данные для прогнозирования их успешности в профессиональной деятельности, позволяет выделить группы людей с повышенным уровнем акцентуаций, а также людей, которые вследствие этого могут иметь затруднения при адаптации в социальной сфере. Таким образом, данная тема имеет обширную практическую сторону применения и может быть эффективно развита в дальнейшем.

Цель работы – рассмотреть отдельно каждый вид акцентуаций характера, изучение феномена акцентуаций характера.

Задачи работы – рассмотрение понятия акцентуации, а также понятия характера, выявить типы акцентуации и охарактеризовать каждый тип, подчеркнуть, что феномен акцентуации не связан с понятием психопатии и не является к нему причастным, проанализировать наиболее распространенные акцентуации в подростковом возрасте.

Объект исследования – характер человека как понятие.

Предмет исследования – акцентуации характера у подростков.

Методы исследования – сбор информации, ее анализ, синтез, проведение психологического тестирование и анализ результатов.

База исследования – учащиеся 8 классов МБОУ гимназии «Пущино».

Гипотеза – в переходном возрасте у подростков часто отмечаются акцентуации характера.

Современные теории акцентуаций характера

Понятие характера

Проблема акцентуации нераздельно связана с характером человека, на основе характера формируется тип акцентуации.

Истоки учения о характере восходят к Ш в до н.э. и связаны с именем древнегреческого философа Феофраста – ученика Аристотеля. Предмет его исследования – частный человек, афинский обыватель, который предстает в своих переживаниях, среди многообразия «текущих» вещей. Феофраста не интересует отдельная личность, среди множества качеств человека он находит некую постоянную черту – «характер», по которой создается представление о человеческих переживаниях. «Характеры» по Феофрасту – серия зарисовок, изображающая типы носителей какого-либо недостатка: льстец, болтун, скряга, хвастун, сплетник и т.д., т.е. сумма душевных свойств, выраженных через поступки и слова. Феофраст был уверен в том, что характеры бывают только отрицательными и обладают ими лишь слуги, рабы.

Характер – это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности. Все черты характера – это черты личности, но не все черты личности – черты характера.

Также характер понимается как:

система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности.

мера уравновешенности внутреннего и внешнего миров, особенности адаптации индивида к окружающей его действительности.

отчетливо выраженная определенность типичного поведения каждого человека.1

Стремление целиком объяснить характер результатом социализации личности несостоятельно. Попытка изолировать характер от природы индивида упрощает человеческую психику. В современном научном познании преобладает комплексный многоаспектный подход.

Понятие акцентуации

Акцентуация — крайний вариант нормы направленности характера, при котором отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей устойчивости к другим. Иными словами, акцентуация представляет собой вариант психического здоровья (нормы), который характеризуется особой выраженностью, заостренностью, непропорциональностью некоторых черт характера всему складу личности и приводит ее к определенной дисгармонии. 2

Автор концепции акцентуации — немецкий психиатр Карл Леонгард; он ввёл термин «акцентуированная личность». Одной из распространенных практических ошибок является трактовка акцентуации как установленной патологии. Однако это не так. В работах К. Леонгарда специально подчеркивалось, что акцентуированные люди не являются ненормальными. В противном случае нормой следовало бы считать только среднюю посредственность, а любое отклонение от неё рассматривать как патологию. К. Леонгард даже полагал, что человек без намека на акцентуацию, конечно, не склонен развиваться в неблагоприятную сторону, но столь же маловероятно, что он как-нибудь отличается в положительную сторону. Акцентуированным личностям, напротив, присуща готовность к особенному, т. е. как к социально положительному, так и социально отрицательному развитию.

Виды акцентуаций

Согласно А. Е. Личко, по степени выраженности можно выделить два вида (две стадии) акцентуаций:

Явная акцентуация — крайний вариант нормы. Черты характера достаточно выражены в течение всей жизни, не наступает декомпенсации при отсутствии психотравм.

Декомпенсация - нарушение деятельности организма, какой-либо его функциональной системы или органа вследствие срыва или истощения приспособительных механизмов. Неспособность компенсировать вызванные болезнью нарушения. 3

Скрытая акцентуация — обычный вариант нормы. Черты характера этого типа проявляются в основном при психотравмах.

Отличия акцентуаций от характера

1. Акцентуации проявляются не всегда и не везде.

2. Акцентуации не препятствуют удовлетворительной социальной адаптации.

3. В определённых ситуациях акцентуации могут способствовать адаптации.

4. Иногда акцентуации могут перейти в патологическое развитие характера.

Психопатия (от греч. psyche — душа и pathos — болезнь) — стойкая аномалия характера, которая определяет весь психический облик индивидуума и мешает его социальной адаптации. Это патологическое развитие личности; длительное стойкое патологическое состояние. Для психопатии характерны:

Выраженность патологических особенностей характера

Тотальность психопатических особенностей человека

Стабильность психических особенностей человека

Психопатия является результатом нарушения процесса формирования личности, неправильного воспитания. Следует иметь в виду, что поведение при психопатии может вызвать целый ряд поражающих факторов и заболеваний. Таким образом, можно сделать вывод о том, что психопатия не может быть приравнена к акцентуации, но при влиянии на акцентуированную личность неблагоприятных факторов, акцентуация может перерасти в психопатию.

Теории акцентуации характера

Понятие «акцентуация» впервые ввел немецкий психиатр и психолог, профессор неврологии неврологической клиники Берлинского университета Карл Леонгард, автор концепции «акцентуированных личностей», которая послужила теоретической основой для создания личностного опросника, разработанного в 1970 году другим немецким психиатром и психологом – Г. Шмишеком.

В наиболее лаконичном виде акцентуацию можно определить как дисгармоничное развитие характера, сильную выраженность его отдельных черт, что обусловливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий. Акцентуация затрудняет адаптацию личности в некоторых специфичных ситуациях.

При этом важно подчеркнуть, что избирательная уязвимость в отношении определенного рода воздействий, имеющая место при той или иной акцентуации, может сочетаться с хорошей или даже повышенной устойчивостью к другим воздействиям.

Точно так же, адаптационные затруднения личности в некоторых специфичных ситуациях могут сочетаться с хорошими способностями к социальной адаптации в других ситуациях. Карл Леонгард разработал известную классификацию акцентуаций личности, кроме того, широкое распространение имеет классификация акцентуаций характера известного детского психиатра, профессора А.Е. Личко. Однако, и в том и другом подходе сохраняется общее понимание смысла акцентуаций.

Методы выявления акцентуаций

Важнейшим средством выявления акцентуаций Леонгард считал наблюдение за реакциями человека в процессе беседы, направленной на прояснение и уточнение диагноза, а также за его поведением в различных ситуациях - на работе, в домашней обстановке, среди друзей и знакомых, в узком кругу и в большой группе людей. Во всех этих ситуациях, включая беседу, он обращал особое внимание на мимику, жестикуляцию и интонации, которые позволяют установить соответствие содержания высказываний человека его настоящим переживаниям. Например, ничего не выражающее лицо может свидетельствовать о равнодушии обследуемого, вопреки его утверждению о том, что он полон печали. Или, наоборот, человек может заявлять, что «все давно забыто», но при этом проговаривать это слишком быстро или с большими паузами и сопровождать свою речь едва заметными вздохами, выдающими то, что он пытается скрыть за словами – печаль, огорчение, досаду и т.п.

Для прояснения истинной картины поведения Леонгард старался выяснить факты, которые действительно имели место в жизни и могли бы подтвердить либо опровергнуть наличие тех черт, о которых говорит человек. Так, обследуемый может отрекомендовать себя как человека старательного, целеустремленного, серьезного, живого и т.д., но все эти заявления ничего не стоят, если он не сможет рассказать, в чем именно проявляется его старательность и серьезность.

По мнению Леонгарда, заявления человека могут служить лишь ориентиром для того, кто пытается описать его личность. Объективным же критерием описания являются особенности поведения в конкретных ситуациях, подтвержденные яркими примерами, демонстрирующими наличие существенных отличий поведения, обследуемого от поведения других людей.

Таким образом, выяснение фактов и наблюдение Леонгард считал более достоверными методами описания личности, чем тесты (вопросники), которые, по его мнению, можно использовать только с большими оговорками. Важно не столько то, что отвечает человек на вопрос, а то, как он это делает, то, насколько вопрос понят и то, в каком контексте дается ответ. По этой причине при использовании вопросника, составленного Г. Шмишеком для диагностики акцентуаций, «необходимо делать поправку на возможные ошибки» и уточнять первичные результаты в процессе беседы и наблюдения за поведением человека в разных жизненных ситуациях.

Практическая часть

План исследования

В своем исследовании мы использовали методику определения акцентуаций характера, авторами которой являются К.Леонгард и Г.Шмишек. Подробное описание методики указано в разделе Приложение.

База исследования – учащиеся 8-х классов МБОУ гимназии «Пущино».

Описание типов акцентуации характера:

Гипертимный

Застревающий

Эмотивный

Педантичный

Тревожный

Циклотимный

Демонстративный

Возбудимый

Дистимный

Экзальтированный

2.2 Результаты исследования

В результате исследования мы видим, что акцентуации характера присутствуют у обучающихся всех трех классов, также эти акцентуации часто повторяющиеся. Подробно результаты отражены на рисунках ниже.

Рисунок 1.

Результаты исследования в параллели 8-х классов

Название акцентуации

8 А класс –

20 участников

8 Б класс –

21 участник

8 В класс –

24 участника

Гипертимный

5 чел.- 25%

2 чел.- 9,5%

1 чел.-4%

Застревающий

1 чел.- 5%

0 чел.-0%

2 чел.-8%

Эмотивный

5 чел.- 25%

2 чел.-9,5%

1 чел.-4%

Педантичный

1 чел.- 5%

2 чел.-9,5%

2 чел.-8%

Тревожный

4 чел.- 20%

3 чел.-14%

5 чел.-21%

Циклотимный

2 чел.- 10%

1 чел.-4,7%

1 чел.-4%

Демонстративный

5 чел.- 25%

6 чел.-28,5%

3 чел.-12,5%

Возбудимый

6 чел.- 30%

5 чел.-24%

2 чел.-8%

Дистимный

2 чел.- 10%

0 чел.-0%

3 чел.-12,5%

Экзальтированный

8 чел.- 40%

6 чел.-28.5%

2 чел.-8%

Рисунок 2.

Анализ акцентуаций характера подростков в параллели 8-х классов

По результатам диаграммы мы видим, что наиболее выраженными чертами характера являются у подростков гипертимность, эмотивность, тревожность, демонстративность, возбудимость и экзальтированность. Данные акцентуации необходимо корректировать, иначе они могут привести к нарушениям коммуникации, возникновениям патологических черт характера, ослабить у подростков поведенческую саморегуляцию.

Заключение

Для проведения данной работы была выбрана тема «Акцентуация характера», в связи с тем, что в современной психологической науке изучение акцентуаций весьма необходимо.

Обратившись к данной работе, вы сможете понять, какой тип акцентуации вероятнее всего присущ вам или интересующему вас человеку, какие обстоятельства усугубляют акцентуации его характера, каковы положительные и отталкивающие черты данной акцентуации, какие приемы взаимодействия с ним лучше использовать.

Список используемой литературы

Е.А. Алексеева, И.В. Выбойщик, Л.П. Паршукова, АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА, Учебное пособие

Леонгард К. Акцентуированные личности / Пер. с нем. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2000 – 544 с.

Приложение 1

Методика определения акцентуаций характера

«Тест Леонгарда-Шмишека»

Инструкция

«Вам будут предложены утверждения, касающиеся вашего характера. Если вы согласны с утверждением, то под соответствующим номером поставьте «да» или «+».

Если вы не согласны с утверждением, то поставьте «нет» или «–». Над ответами долго не думайте. Правильных и неправильных ответов здесь нет.

Текст опросника

1. Ваше настроение бывает в основном ясным, неомраченным?

2. Чувствительны ли Вы к огорчениям, обидам?

3. Легко ли у Вас вызвать слезы?

4. Возникает ли в Вас по окончании какой-либо работы сомнение в качестве ее исполнения и стремление проверить, правильно ли все было сделано?

5. Были ли Вы в детстве таким же смелым, как Ваши сверстники?

6. Бывают ли у Вас колебания настроения: от очень веселого к очень тоскливому?

7. Находясь в обществе, Вы любите находиться в центре внимания?

8. Бывают ли дни, когда Вы без всякого повода попадаете в недовольно-

раздражительное настроение?

9. Серьезный ли Вы человек?

10. Способны ли Вы восторгаться, восхищаться?

11. Предприимчивы ли Вы?

12. Быстро ли Вы забываете о причиненной кому-либо обиде?

13. Мягкосердечны ли Вы?

14. Когда Вы бросаете письмо в почтовый ящик, проверяете ли Вы, что оно

упало, а не застряло в щели?

15. Стараетесь ли Вы на работе из честолюбия быть одним из лучших?

16. Боялись ли Вы в детстве грозы или собак?

17. Считают ли Вас люди несколько педантичным?

18. 3ависит ли Ваше настроение от внешних причин?

19. Любят ли Вас все Ваши знакомые?

20. Склонны ли Вы иногда к душевным порывам, внутреннему беспокойству?

21. Ваше настроение несколько подавлено?

22. Случалось ли Вам рыдать, переживать тяжелое нервное потрясение?

23. Трудно ли Вам длительное время находится на одном месте?

24. Отстаиваете ли Вы энергично свои интересы, когда по отношению к

Вам проявили несправедливость?

25. Можете ли Вы зарезать птицу?

26. Раздражает ли Вас, если занавеска или скатерть на столе висят неровно,

стремитесь ли Вы тотчас исправить это?

27. Боялись ли Вы в детстве оставаться дома одни?

28. Бывают ли у Вас беспричинные колебания настроения?

29. Являетесь ли Вы по своим личным качествам или учебе одним из лучших?

30. Легко ли Вы впадаете в гнев?

31. Способны ли Вы быть шаловливо-веселым?

32. Бывают ли у Вас состояния, когда Вы преисполнены счастья?

33. Можете ли Вы напрямую высказать кому-либо свое мнение о нем?

34. Можете ли Вы развлекать общество, быть душой компании?

35. Пугает ли Вас вид крови?

36. Охотно ли Вы беретесь за дело, требующее от Вас большой личной

ответственности?

37.3аступаетесь ли Вы за людей, по отношению к которым допущена

несправедливость?

38. Беспокоитесь ли Вы, когда Вам нужно спуститься в темный подвал,

войти в пустую, неосвещенную комнату?

39. Предпочитаете ли Вы работу, требующую неторопливости и

усидчивости, работе быстрой и с несложными результатами?

40. 0бщительный ли Вы человек?

41. 0хотно ли Вы в школе декламировали стихи?

42. Кажется ли Вам жизнь тяжелой?

43. Убегали ли Вы в детстве из дома?

44. Случалось ли Вам так расстраиваться из-за какого-нибудь конфликта,

ссоры, что после этого Вы чувствовали себя не в состоянии пойти на

работу, учебу?

45. Можете ли Вы сказать, что даже при неудаче Вы не теряете чувство

юмора?

46. Стараетесь ли Вы помириться с тем, кого обидели?

47. Предпримите ли Вы первым шаги к примирению?

48. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли Вы, закрыт ли газ,

заперты ли двери?

49. Беспокоили ли Вас мысли, что с Вами ли Вашими родными что-нибудь

может случиться?

50. Ваше настроение меняется в зависимости от погоды?

51. Вам трудно выступать на сцене или с кафедры перед большой

аудиторией?

52. Можете ли Вы, если на кого-нибудь сердитесь, дать волю рукам?

53. Нравится ли Вам бывать в обществе?

54. Можете ли Вы под влиянием разочарования впасть в отчаяние?

55. Нравится ли Вам организаторская работа?

5б. Упорствуете ли Вы в достижении цели, если на пути встречается много

препятствий?

57. Может ли трагический фильм так взволновать Вас, что на глаза

выступят слезы?

58.Вам часто бывает трудно уснуть, когда Вы задумываетесь о проблемах

дня или мечтаете о будущем?

59. Подсказывали ли Вы или давали списывать в школьные годы?

60. Приходится ли Вам преодолевать страх, чтобы одному ночью пойти

через кладбище?

61. Следите ли Вы за тем, чтобы каждая вещь у Вас дома лежала на своем

месте?

62. Случается ли с Вами, что, ложась спать в отменном настроении,

следующим утром Вы встаете в плохом расположении духа, которое

длится несколько часов?

63. Легко ли Вы приспосабливаетесь к новым условиям?

64. Страдаете ли Вы головными болями?

65. Часто ли Вы смеетесь?

66. Сможете ли Вы обратиться к человеку, которого недолюбливаете, столь

дружески, что он и не заподозрит о Вашем настоящем отношении к нему?

67. Считаете ли Вы себя энергичным, предприимчивым человеком?

68. Очень ли Вы переживаете от несправедливости?

69. Любите ли Вы по-настоящему природу?

70. Случалось ли Вам, уйдя из дома, возвращаться, чтобы проверить, не

произошло ли что-нибудь?

71. Боязливы ли Вы?

72. Часто ли меняете Ваше настроение?

73. Участвовали ли Вы или участвуете сейчас в любительских спектаклях, в

драмкружке?

74. Испытываете ли Вы иногда влечение к чему-нибудь заманчивому,

неведомому?

75. Относитесь ли Вы к будущему пессимистически?

76. Бывают ли у Вас резкие переходы настроения от большой радости к

глубокой тоске?

77. Удается ли Вам при общении с людьми создавать определенное

настроение?

78. Долго ли Вы храните чувство гнева, досады?

79. Переживаете ли Вы долгое время горести других людей?

80. Могли ли Вы в школьные годы переписать из-за кляксы страницу в

тетради?

81. Можно ли сказать, что Вы относитесь к людям скорее настороженно, недоверчиво, чем доверительно?

82. Часто ли у Вас бывают страшные сновидения?

83. Приходят ли Вам иногда в голову такие мысли, что Вы можете броситься под колеса мчащегося поезда, ли если Вы стоите у открытого окна или балкона, то можете из него выпрыгнуть?

84. Становитесь ли Вы веселей в окружении веселых людей?

85. Удается ли Вам отвлечься от гнетущих проблем, чтобы не думать о них

постоянно?

86. Совершаете ли Вы внезапные, импульсивные поступки?

87. В беседе Вы скорее немногословны, чем говорливы?

88. Могли бы Вы, играя в спектакле, так вжиться в роль, чтобы при этом забыть, что Вы другой человек?

Обработка результатов

Варианты ответов испытуемого сравниваются с «ключом» (ответы, данные автором).

I. Каждое совпадение вариантов ответов испытуемого с ключом оценивается в 1балл и подсчитывается общая сумма баллов.

II. Полученная сумма баллов умножается на поправочный коэффициент, который обозначен в таблице.

Гипертимный тип

С раннего детства гипертимы отличаются общительностью, подвижностью, склонностью к озорству. У них может не быть проблем с окружающими, они не вызывают неприязни, не вступают в конфликты ни со сверстниками, ни со взрослыми, если им позволяют делать все, что они хотят. Когда родители начинают чрезмерно опекать, контролировать или подавлять, навязывая неинтересный им круг общения или дел, то подростки расценивают такие действия как покушение на их свободу и самостоятельность и реагируют однотипно – вспышками гнева и раздражения.

Точки наименьшего сопротивления. Ситуации, в которых человек лишен возможности широких контактов и проявления инициативы, одиночество и монотонная работа, требующая аккуратности и тщательности, жесткий мелочный контроль, отсутствие аванса доверия, чрезмерная опека

Протестные реакции. Взрываются гневом, их агрессивность направлена вовне, на окружающих людей или вещи, в более серьезных случаях их протест всегда действенный, они как-то поступают, а не просто говорят. Побеги, противоправное поведение в группе, алкоголизация, особенно в компании, где предпочитают быть лидером.

Сильные стороны. Активность, выносливость, умение вызывать доверие, общительность, находчивость в нестандартных стрессовых ситуациях, готовность брать ответственность на себя.

Застревающий тип

Застревающие личности в юности отличаются выдающимися достижениями в различных областях, так как они искренне и с увлечением ищут удовлетворения в осуществлении своих честолюбивых замыслов.

Застревающий тип характеризуется очень долгой задержкой сильных чувств (аффектов): ярость, гнев, страх, особенно, когда они не были выражены в реальной жизни из-за каких-либо внешних обстоятельств. Этот аффект может не затухать или вспыхивать с новой силой спустя недели, месяцы, даже годы. Свои успехи человек с данным типом акцентуации может переживать тоже довольно долго и ярко. Этому типу почти всегда свойственно честолюбие, которое может проявляться как положительная черта – успехи достигаются усердием, и как отрицательная черта – если честолюбие удовлетворяется принижением окружающих или использованием их в своих интересах. В любом случае люди этого типа отличаются обидчивостью и долгой памятью на обиды. В отличие от демонстративного характера, который уверен в своей исключительности и признании окружающих, застревающему характеру нужно реальное уважение и признание, которое он будет добиваться любым путем.

Точки наименьшего сопротивления. Ситуации, в которых на авторитет и власть покушается более сильный лидер, когда кто- то пытается обидеть его.

Протестные реакции. Обвиняет всех и вся, кроме себя. В раздраженном состоянии легко впадает в гнев, при сильном раздражении жестокий и не помнит, что делает, успокаиваются, только разрядившись на ком-нибудь, мстят.

Сильные стороны. Огромное упорство в достижении поставленной цели, пунктуальность и обязательность, выносливость, внимание к мелочам, деталям, стремление все делать досконально, а не поверхностно.

Эмотивный тип

Эмотивность – это склонность глубоко и долго переживать жизненные впечатления, события, эпизоды взаимных отношений как позитивного, так и негативного содержания. В детстве эмотивность часто сопровождается боязливостью. Эта боязливость связана с общей повышенной чувствительностью. В кругу хорошо знакомым людей такие дети бывают общительными, уверенными и спокойными.

Во взрослом периоде жизни эмотивные люди характеризуются чувствительностью и глубокими реакциями в области тонких чувств. Для них характерна отзывчивость, гуманное отношение к миру, обычно их называют мягкосердечными, иногда задушевными. Их легко распознать в беседе: их глубоко захватывают чувства, что отчетливо выражается в мимике. Они быстрее, чем кто-либо испытывают особую радость от общения с природой.

Точки наименьшего сопротивления. Грубость, равнодушие к эмоциональному состоянию, черствость окружающих, отсутствие теплых эмоциональных связей.

Протестные реакции. Плачут, но причиной неудач считают скорее внешние обстоятельства, чем себя, « и это после того, что я для тебя сделала!..», «бесчувственные!..» и т.п.

Сильные стороны. Мягкость и способность к сопереживанию, развитое чувство благодарности к тем, кто проявляет к ним теплые чувства.

Педантичный тип

Поведение педантичной личности не выходит за пределы разумного, чаще всего именно это является преимуществом в деловых вопросах. Основательность, четкость, законченность, добросовестность – вот черты, помогающие в работе педантичному человеку. Очень ответственное задание может оказать на педантичного человека угнетающее действие, если он не получит четких инструкций и перечня требований.

Такие люди хорошо осознают ответственность по отношению к делу, которое им поручено, к месту работы, которое предпочитают не менять в течение длительного времени или на протяжении всей трудовой жизни.

Педантическая скрупулезность может выражаться не только в высоких деловых качествах, но в усиленной заботе о своем здоровье. При умеренном проявлении это положительное качество. Сверхаккуратный человек осторожен, не употребляет или мало употребляет алкоголь, не курит.

Точки наименьшего сопротивления. Ситуации, требующие принятия решения, оперативные действия выбора, повышенные нагрузки, ответственность, возлагаемая на него.

Протестные реакции. Протест принимает словесную форму – «бурчат», ругаются, но всегда избегают поступков, во всем винят себя.

Сильные стороны. Заботливость, способность брать на себя ответственность за здоровье и благополучие других, чувство эмоциональной привязанности к другим, к матери, ответственность за порученное дело, способность все проверять и перепроверять до мелочей.

Тревожный тип

Тревожность выражается в мнительности, чувстве обеспокоенности, не имеющем под собой видимых причин, но вызываемом внутренними коллизиями. Тревожные люди проявляют повышенную боязливость с детства – боятся засыпать в темноте или в одиночестве, испытывают стрех перед собаками, грозой, сторонятся других детей, потому что они могут их дразнить, от нападений они предпочитают не защищаться, тем самым они могут провоцировать издевательства. Так они могут стать мишенями для шуток или «козлами отпущения», потому что постоянно «вызывают огонь на себя». Как правило, сверстники быстро обнаруживают слабое место в характере этой личности. Такие дети могут испытывать страх перед учителями и воспитателями, а те в свою очередь, не замечая этой робости, могут усугублять состояние ребенка своей строгостью. Иногда при определенной шалости дети специально сваливают вину на тревожного ребенка, который действительно становится «козлом отпущения».

Во взрослой жизни страх поглощает такого человека меньше, чем ребенка. Окружающие люди не представляются ему столь угрожающими, поэтому их тревожность не столь бросается в глаза. Но остается неспособность отстаивать свою позицию в спорах, особенно в ситуациях, когда противник показывает силу. Поэтому у таких людей мы можем наблюдать проявления робости, иногда покорности и униженности. Временами к робости может присоединяться пугливость, проявляться внезапный страх. Источником робости могут служить либо внешние раздражители, либо собственное поведение, которое все время в центре внимания. Таким людям может быть свойственна сверхкомпенсация в виде самоуверенного и даже дерзкого поведения.

Точки наименьшего сопротивления. Ситуации, требующие мобилизации усилий и выносливости: экзамены, соревнования,болезни или смерть близких, разговоры о смерти.

Протестные реакции. Протестуют редко, их протестные реакции настолько вытеснены из сознания, что проявляются в виде болезненных симптомов: аллергий, повышенной температуры.

Сильные стороны. Повышенная чувствительность, способность рассчитать свои силы.

Циклотимный тип

В детстве личность с таким характером может мало отличаться от других детей. Лишь иногда может становиться необычайно шумливым, озорным, веселым, постоянно что-то предпринимающим. А затем снова становиться спокойным и управляемым. С наступлением половой зрелости возникают периодические фазы смены настроения от грустного и печального к радостному и веселому, длительность которых может быть от нескольких дней до недели и более.

В период понижения настроения подросткам становится трудно учиться, они раздражительны и быстро устают. То, что легко и просто давалось раньше, требует в этот период большого напряжения. В это время подросток предпочитает сидеть дома и ни с кем не встречаться. Если начать расспрашивать его, то может возникнуть бурная реакция со слезами, грубостью, резкими ответами на расспросы родителей.

После спада начинается подъем, в этот период подросток может быстро наверстать все упущенное в учебе, восстановить связи с друзьями. Искренность и отзывчивость, добродушие и приветливость восстанавливают отношения подростка с его родителями.

Точки наименьшего сопротивления. Ситуации, когда от находящегося в депрессивной фазе человека требуют или ожидают характерного для него «нормального поведения». А также сама ситуация резкой и глубокой смены состояний.

Протестные реакции. В «хорошей» фазе по форме протеста напоминают гипертимных, в плохой фазе агрессия может быть направлена на себя.

Сильные стороны. Активность, выносливость, умение вызывать доверие, общительность, находчивость в нестандартных стрессовых ситуациях, готовность брать ответственность на себя.

Демонстративный тип

Первые признаки демонстративной акцентуации появляются у детей в возрасте двух-трех лет. Это может быть обидчивость, капризность, склонность к паясничанью, они могут передразнивать взрослых или подражать им.

Очень часто такой ребенок является кумиром семьи, его способностями и талантами восхищаются, различные умения ребенка демонстрируют гостям. И он с удовольствием рассказывает стихи или поет песенки, при этом никаких особых вокальных и артистических данных может и не быть. Получая обилие внимания, дети быстро привыкают к нему, и в дальнейшем требуют его любой ценой. У таких детей всегда завышенная самооценка, особенно при поддержке ее родителями.

Точки наименьшего сопротивления. Ситуации, в которых на человека не обращают внимания, разоблачают вранье, низвергают с пьедестала.

Протестные реакции. Предпочитают различные формы шантажа: «если ты не сделаешь, то я…», и далее следует угроза, действительно не оставляющая равнодушным собеседника, и знают, чего он боится.

Сильные стороны. Артистизм, развитая интуиция, способность к перевоплощению, стремление ко всему яркому, нестандартному, способность заражать окружающих силой собственных чувств.

Возбудимый тип

Возбудимые личности часто высказывают недовольство, проявляют раздражительность и склонность к импульсивных поступкам, не утруждают себя взвешиванием последствий.

Возбудимость связана, прежде всего, с повышенной реактивностью, обусловленной возбудимостью нервной системы, реакция на происходящее, как правило, недостаточно осмысленна. Для таких личностей характерна недостаточная управляемостьвлечениями и поступками, особенно возбудимыми бывают реакции, когда задето «Я»личности, резкость и грубость в ответ на критику, на ущемление личных интересов ипотребностей. То, что подсказывается разумом, не принимается во внимание. Слова идействия окружающих, воздействия внешних обстоятельств вызывают столь сильныевпечатления у возбудимого человека, что мышление не успевает их всесторонне оценить и найти оптимальный вариант реагирования.

Точки наименьшего сопротивления. Ситуации бесконтрольности: отсутствие внешнего контролера, отсутствие перспективы внешнего наказания за проступки.

Протестные реакции. Протестуют исподтишка, обвиняют всех, но не себя, с готовностью обещают, но не держат слово. Их протест не осознан, они просто делают «как все».

Сильные стороны. Умение не переутомляться и получать сильные и яркие впечатления от жизни ежедневно, доверчивость и преданность группе.

Дистимный тип

Дистимный тип проявляется уже в детстве. Такие люди отличаются робостью, нерешительностью, серьезностью, у них нет детской беспечности и веселости. Дистимичность выражается в постоянном пониженном настроении, высокой нравственности, неразговорчивости, серьезном отношении к делу, в пессимизме, часто некоторой заторможенности психических и моторных актов, пониженной продуктивности в работе. Люди этого типа обычно серьезны, сосредоточены на мрачных, печальных сторонах жизни. Глубокие потрясения могут довести их до состояния реактивной депрессии, серьезная настроенность выдвигает на передний план тонкие, возвышенные чувства, не совместимые с человеческим эгоизмом, ведет к формированию твердой этической позиции – в этом положительная сторона акцентуации.

Точки наименьшего сопротивления. Ситуации, в которых человек вынужден устанавливать неглубокие контакты со многими людьми и оперативно принимать решения.

Протестные реакции. Не взрываются сразу, а замыкаются в себе. Они сдержанны, их протестные реакции могут появиться как результат долгих раздумий. В случае бесцеремонного вторжения в их внутренний мир – близким людям грубят, с другими просто замыкаются и молчат.

Сильные стороны. «Холодный ум», не подверженный субъективным и эмоциональным воздействиям. Увлеченность и глубокое знание того, чем интересуются. Информированность и склонность к точным фактам, способность долго работать в одиночестве.

Экзальтированный тип

Люди этого типа склонны глубоко и ярко реагировать на отдельные события, впадая при этом то в депрессию, то в эйфорические крайности, то в самое мрачное, то в самое мечтательное и счастливое состояние. Экзальтированные люди способны легко и часто демонстрировать крайние проявления эмоций, как резко негативные, так и максимально позитивные. Они реагируют на жизнь более бурно, чем остальные, темп нарастания реакций, их внешние проявления отличаются большой интенсивностью. Этот тип людей можно назвать выразителями тревоги и счастья. Одинаково легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печали.

Им свойственна крайняя чувствительность по поводу печальных фактов. Например, жалость, сострадание к несчастным людям, животным, способны довести такого человека до отчаяния. Какую-нибудь рядовую неприятность друга он ощущает болезненнее, чем сам пострадавший.

Точки наименьшего сопротивления. Обвинение в непорядочных поступках, публичные указания на его физические или другие недостатки.

Протестные реакции. Не имеют выраженных протестных реакций, если только не доведены до отчаяния, или если их спровоцировали. Они склонны во всем обвинять себя.

Сильные стороны. «Тонкокожесть», острое нравственное зрение, способность чувствовать внутреннюю, истинную суть происходящего, ориентация на истинные, а не показные чувства

1 http://ru.wikipedia.org/wiki/Характер_(психология)

2 http://www./referat-54098.html

3 http://www.humanities.edu.ru/db/msg/72157

Просмотров работы: 1480