Изучение влияния фитонцидов на здоровье человека

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Изучение влияния фитонцидов на здоровье человека

Кибирева А.С. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа сельского поселения «Село Новый Мир»
Чудина Е.А. 1Рындина Л.Д. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.п. "Село Новый Мир"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

С каждым годом в нашей стране становится значительно меньше здоровых учащихся школ. Около 70% всех учащихся имеют как минимум хоть одно хроническое заболевание. Практически в школах отсутствуют абсолютно здоровые дети. В структуре общей заболеваемости детского населения значительная доля приходится на болезни органов дыхания, среди которых самыми распространенными являются ОРВИ. Проблема профилактики заболеваемости учащихся острой респираторной вирусной инфекцией в школах является одной из главных.

Зимний сад в структуре Новомирской школы Успеха – природный источник здоровья, мобилизирует защитные силы детского организма, позволяет справиться с болезнью без помощи лекарств, является базой для озеленения школьных классов, служит местом проведения урочной и внеурочной деятельности, растения сада украшают интерьер, способствуют очищению воздуха и убивают болезнетворные бактерии.

Практическая направленность Зимнего сада – созданные в учебных кабинетах школы фитонцидные зеленые уголки. Благодаря им, в помещениях снизился уровень бактериального загрязнения воздуха; а проведенный анализ заболеваемости ОРВИ учащихся школы за последние два года показал, что уровень заболеваемости снизился почти вдвое, что доказывает эффективность антибактериального действия фитонцидных растений.

Самым естественным и экологически безопасным является биологический метод оздоровления воздушной среды. Этот метод основан на использовании растений с ярко выраженными фитонцидными и газопоглотительными свойствами [16].

Высокой фитонцидной активностью обладают около 85 % высших растений. Активные фитонциды обнаружены в хлорофитуме, пеларгонии, фикусах, сенполиях, чесноке, луке, лимоне, горчице, чёрной смородине, боярышнике, можжевельнике, в белокочанной капусте, берёзе, дубе, хрене, крапиве, сосне, бруснике, черёмухе [28].

Отмеченные выше обстоятельства обусловили актуальность темы нашего исследования.

Гипотеза: существует мнение, что если использовать фитонцидные свойства лука и чеснока, а также других растений, то можно избежать ОРВИ в зимний период, при условии что мы будем использовать чесночницы, вытяжки чеснока для закапывания носа, пихтовое масло для ароматизации воздуха и условия, созданных в классных комнатах фитонцидных уголков.

Цель исследовательской работы: определить роль фитонцидов растений в оздоровлении окружающей среды за счет противодействия микроорганизмам.

Задачи исследования: изучить литературные источники по теме исследования; путем эксперимента, определить степень воздействия фитонцидов разных растений на гнилостные микробы, простейшие микроорганизмы и их влияние на организм человека; составить список растений с фитонцидными свойствами и дать рекомендации по их использованию во время вспышки вирусных заболеваний и озеленению школьных помещений с учётом воздействия растений на здоровье учащихся.

Объект исследования: фитонциды растений.

Предмет исследования: фитонцидные свойства растений и их влияние на микроорганизмы и здоровье человека.

Методы исследования: наблюдение, эксперимент, анализ, сравнение, анкетирование.

Научная новизна исследования заключается в том, что растения служат фильтром вредных веществ, действуя как «зелённая печень». Комнатные растения с фитонцидными свойствами улучшают экологическую обстановку и играют важную роль в оздоровлении школьных помещений.

Практическая значимость заключается в использовании нашей работы при организации профилактических мероприятий во время сезонных вспышек ОРВИ. Буклет «Фитонциды – мощное оружие растений» опубликован на страницах школьной газеты «Школьная жизнь» и размещен на школьном сайте Новомирской школы Успеха [24].

Ожидаемые результаты: результаты исследований покажут значимость наших исследований и докажут необходимость использования в школах чеснока и лука, хвойных ароматизаторов, а рекомендации помогут снизить количество болеющих детей в школе.

Работа состоит из введения, основной части состоящей из двух глав, заключения, изложена на 19 страницах, включает 5 таблиц, 7 рисунков (диаграмм), 8 приложений, библиографического списка.

Глава 1. Фитонциды – мощное оружие растений

История исследования фитонцидов растений

На протяжении многих лет учёные тщательно изучали жизнедеятельность растений: их питание, рост, а также их химический состав. В ходе длительного исследования выяснилось, что растения способны выделять определённые летучие химические вещества, обладающие бактерицидными свойствами. Издавна охотники обкладывали травами добытую дичь, чтобы она сохранялась свежей. Но ученые не находили этому научного объяснения.

Раскрыл тайну советский учёный Борис Петрович Токин, который в 1928 году обратил внимание на то, что пищевые продукты, приготовленные на восточных базарах, в антисанитарных условиях, не вызывают вспышек инфекционных заболеваний. Он предположил, что обилие восточных пряностей каким-то образом предохраняет пищу от порчи. Исследовав вещества, содержащиеся в пряностях, обнаружил, что антисептическое действие дают летучие компоненты. Эти вещества растительного происхождения, которые беспощадно расправлялись с микроорганизмами, исследователь назвал фитонцидами: от слияния греческого «phyton» (растение) и латинского «caedo» (убиваю) [17].

Со времени открытия фитонцидов накоплен большой фактический материал об антимикробных и противовирусных веществах высших растений. Доказано, что фитонцидная активность присуща всему растительному миру. Газовые выделения являются продуктами обмена растительной клетки, средством активного воздействия на среду и в то же время, как предполагают многие авторы, регуляторами роста и развития самих растений. Фитонциды – важный фактор иммунитета растений. Это впервые было отмечено Б. П. Токиным и наиболее полно раскрыто Д.Д. Вердеревским (1962) и его школой на основе клеточной теории фагоцитарного иммунитета И.И. Мечникова [6].

Выделяемые растениями фитонциды могут влиять на микроорганизмы. У разных растений разное количество фитонцидов. Поэтому они по-разному действуют на микроорганизмы.

В настоящее время учёные доказали противомикробное, противовирусное и противовоспалительное свойство фитонцидов. Многие из них обладают болеутоляющим эффектом, положительно влияют на нервную, сердечно-сосудистую, дыхательную, иммунную и другие системы, а следовательно, фитонциды можно использовать для профилактики и лечения заболеваний.

Важное значение фитонциды имеют в улучшении санитарно-гигиенического состояния среды, окружающей человека. Воздух в закрытых помещениях насыщен микроорганизмами, в том числе и болезнетворными. Для оздоровления воздушной среды применяют комнатные растения, многие из которых обладают фитонцидной активностью. Большинство комнатных растений имеют субтропическое и тропическое происхождение, поэтому сроки максимальной продукции фитонцидов приходятся у них на зимне-весенний период. Это очень ценно, т.к. именно в это время частота острых респираторных заболеваний особенно высока [7].

При исследовании фитонцидной активности в течение суток, было установлено, что она максимальна днем и минимальна ночью. Имеются данные, что интенсивность производства фитонцидов связанна с интенсивностью дыхания – в темноте растения практически не выделяют фитонцидов.

Фитонцидные свойства выявлены более чем у 40 видов оранжерейных растений. Учеными был составлен ассортимент комнатных растений тропического происхождения, которые можно использовать для профилактических и лечебных целей дома и в местах массового скопления людей: в детских садах, школах, лечебно-профилактических и других учреждениях, которые можно объединить в 3 группы:

1-я группа – растения, летучие выделения которых обладают выраженной антибактериальной, антивирусной, антифунгальной активностью в отношении воздушной микрофлоры. (Сансевьера трехполосная, диффенбахия пятнистая, сциндапсус пестрый, цииссус антарктический, тетрастигмаВуанье, пеларгония (герань) душистейшая, колеус Блюма, кипарис вечнозеленый пирамидальный, олеандр обыкновенный, самшит вечнозеленый, фикус Бенджамина).

2-я группа – растения, летучие выделения которых улучшают сердечную деятельность, повышают иммунитет, обладают успокаивающим, противовоспалительным и другими лечебными действиями (Монстера привлекательная, пеларгония (герань) душистейшая, жасмин Самбак, мирт обыкновенный, лимон).

3-я группа – растения-фитофильтры, поглощающие из воздуха вредные газы. Например, комнатное растение спатифиллум способно поглощать ацетон, нефролепис и фикусы поглощают формальдегид. К этой же группе растений относятся: хлорофитум хохлатый, фикус Бенджамина, цииссус антарктический [19].

Фитонцидные свойства некоторых растений

Фитонциды лука и чеснока обладают высокой бактерицидной активностью. Известно, что они убивают практически все виды болезнетворных микробов. Ни один антибиотик не может сравниться с ними по силе воздействия. Вдыхание свежеприготовленной кашицы из лука или чеснока (она особенно активно выделяет летучие фитонциды впервые 10-15 минут, затем поток их быстро истощается), применяется для лечения заболеваний верхних дыхательных путей, острых и хронических заболеваний легких и бронхов – попадая в дыхательные пути, фитонциды очищают их от болезнетворных бацилл, тонизируют и оздоравливают организм [12, 1].

Чеснок. Чеснок – универсальное антибактериальное средство. Летучие фитонциды и сок чеснока обладают исключительной способностью убивать различные микроорганизмы. Погибают от чеснока бактерии, не могущие жить без кислорода воздуха, погибают и бактерии, для которых кислород вреден; чеснок умерщвляет бактерий, вызывающих гниение трупов животных и растений, и виновников самых различных заболеваний человека и животных: холеры, брюшного тифа, дифтерита, дизентерии и очень многих других. В атмосфере летучих фитонцидов чеснока или в соприкосновении с его тканевым соком не могут жить микроскопические грибы, например плесневые. Бактерии – обитатели почвы – не в состоянии сопротивляться фитонцидам чеснока [14].

Лук. Издревле народные целители считали, что употребляя лук в пищу человек укрепляет свой дух и получает энергию, поэтому лук был в ежедневном рационе воинов. Считалось, что даже запах лука убивает микробов, и во времена страшных эпидемий в каждой избе вешали вязанку-другую сплетенных воедино луковиц. Только лишь в наши дни, ученые смогли объяснить с научной точки зрения все возможности, полезные свойства лука и так называемый луковый феномен. В луке содержатся летучие вещества под названием «фитонциды», которые в буквальном смысле слова уничтожают гнилостные и различные болезнетворные бактерии [27].

Если взять свежий репчатый лук и растереть его, то из него будут выделяться летучие вещества. Так вот эти самые фитонциды смогут убить инфузории, множество разновидностей болезнетворных микробов и даже лягушек. А еще фитонциды способны уничтожить дифтерийную палочку, в течение 5 минут под влиянием фитонцидов погибает палочка Коха (возбудитель туберкулеза). Маленького кусочка лука вполне достаточно, чтобы уничтожить всех микробов, находящихся во рту.

В наши дни фитонциды, получаемые из репчатого лука, широко используются для лечения гриппозного насморка и предупреждении заболеваемости гриппом (необходимо лишь 3-4 раза в день на 10-15 минут помещать в нос кусочки ваты, смоченные в свежевыжатом соке лука репчатого). Интересный факт! Работники теплиц, по выращиванию свежего зеленого лука, не заболевают гриппом и простудой даже в периоды эпидемий. При заболевании ангиной, гнойных процессах в легких, можно также вдыхать фитонциды лука, делая ингаляции с применением свеже натертой кашицы из репчатого лука [7].

Самой огромной целебной силой обладает нижняя часть лука, донце и область, прилегающая к нему.

Герань. Фитонциды герани даже в малых дозах могут подавлять развитие вредных микроорганизмов и поддерживать оптимальный воздушный баланс в помещении, где они находятся. Для сохранения фитонцидных свойств растение необходимо поливать и подпитывать, в противном случае их фитонцидные свойства снижаются. Еще в XVII столетии французские ремесленники любили герань за удивительную способность впитывать ядовитые пары в красильных и сапожных мастерских. Современные ученые установили, что она способна поглощать даже радионуклиды.

Герань вырабатывает вещества, убивающие патогенные микроорганизмы, при вдыхании ее целебного аромата человек успокаивается, расслабляется, что приобретает большое значение при стрессовых и депрессивных состояниях, бессоннице.

Сосна. Пребывание человека в сосновом лесу способствует значительному повышению защитных сил организма, усилению тканевого дыхания. Проживание человека недалеко от леса способствует снижению заболеваемости ОРВИ, что напрямую связано с действием фитонцидов, так как они укрепляют иммунитет [18].

Мандарин. Ценность плодов не исчерпывается мякотью. В мандариновой кожуре содержится до 2% эфирного мандаринового масла. Обладают мандарины и фитонцидными свойствами, т. е. они способны подавлять развитие некоторых болезнетворных организмов.

Горчица. Летучие пары горчицы обладают антибактериальным, фитонцидным действием: на этом основании ее широко применяют в настоящее время в пищевой промышленности для хранения портящихся продуктов.

Глава 2. Экспериментальная часть работы

Методики исследования

В исследовательской работе были использованы методики:

метод биотеста, с помощью которого, изучили влияние фитонцидов лука, чеснока, хвои сосны, герани, горчицы, кожуры мандарина на развитие плесневых грибов. В качестве биотеста, использовали особенности роста клеток микроорганизмов на твердой питательной среде. Питательной средой был белок куриного яйца сваренного вкрутую [4].

методика определения фитонцидной активности экстрактов комнатных растений по Б.П. Токину. В этом случае определяли активность фитонцидов, непосредственно входящих в состав тканевого сока растений. С этой целью проведено несколько экспериментов по выявлению действия фитонцидов на простейших. Было задействовано лабораторное оборудование кабинета биологии: микроскоп, предметные стёкла, пипетка, пресс для чеснока, культура инфузорий, головка лука. А также экстракты комнатных растений – каланхое, герань, алоэ.

методика определения дистанционной фитонцидной активности. Расчитывали по формуле А=100:Т, где А – фитонцидная активность, Т – время гибели простейших [15].

Влияние фитонцидов лука, чеснока, хвои сосны, герани, горчицы, кожуры мандарины на развитие плесневых грибов

Для проведения эксперимента взяли шесть растений, которые обладают фитоцидными свойствами: герань, сосна, лук, чеснок, мандарин, горчица. В стеклянные банки мелко нарезали листья герани, хвою сосны, лук и зубчики чеснока, кожуру мандарина, семя горчицы. Затем поместили в них сваренные вкрутую яйца, подвешенные на веревочке и не прикасающиеся к стенкам банки и растениям. Банки плотно закрыли крышками (Приложение 1).

В ещё одну банку подвесили яйцо, но без растений. Это была контрольная банка. Все 7 банок поставили на столик, избегая попадания прямых солнечных лучей. Стали наблюдать что произойдёт. Наши наблюдения заносили в таблицу 1.

Наблюдения за процессом гниения куриного яйца

дата

Опытная банка

контрольная

с луком

с хвоей сосны

с чесноком

с листьями герани

с кожурой мандарина

с семенем горчицы

11.01

Помещено очищенное яйцо, подвешенное на верёвочке

Помещено очищенное яйцо, подвешенное на верёвочке

Помещено очищенное яйцо, подвешенное на верёвочке

Помещено очищенное яйцо, подвешенное на верёвочке

Помещено очищенное яйцо, подвешенное на верёвочке

Помещено очищенное яйцо, подвешенное на верёвочке

Помещено очищенное яйцо, подвешенное на верёвочке

15.01.

Яйцо начинает желтеть, появилась плесень

Яйцо остается белым

Яйцо остается белым

Яйцо остается белым

Яйцо остается белым

Яйцо остается белым

Яйцо остается белым

19.01.

Появляются признаки разложения яйца

Яйцо начинает желтеть

Яйцо остается белым

Яйцо остается белым

Яйцо остается белым

Яйцо начинает желтеть

Яйцо остается белым

21.01.

Появляется на поверхности яйца плесень, яйцо становится темно-желтого и сиреневого цвета

Яйцо начинает желтеть, темнеет, появилась слизь

Яйцо остается белым

На яйце выступили капли жидкости

На яйце выступили капли жидкости

Яйцо начинает желтеть, темнеет, появилась слизь

На яйце выступили капли жидкости

23.01

Яйцо полностью покрыто плесенью, изменило форму

Яйцо еще больше пожелтело, покрылось слизью

Яйцо начинает желтеть

Яйцо еще больше пожелтело, появились пятна гниения, много слизи

Яйцо начинает желтеть, темнеет, появилась слизь

Яйцо полностью покрыто махровой плесенью

Яйцо потемнело, слизи стало больше

Исследования показали, что присутствие хвои сосны и герани позволяют сохранить продукт относительно свежим длительное время (10 дней), горчица и лук– 8 дней, лука,– 7 дней, чеснока, кожуры мандарина – 5 дней.

В банке с контрольным образцом желтые пятна на яйце появились на третий день, а к концу эксперимента оно изменило свою форму, структуру и цвет, появился гнилостный запах (Приложение 2).

Действие фитонцидов растений на простейшие организмы

Эксперимент № 1. Выявление действия фитонцидов комнатных растений на простейших [14].

Ход эксперимента. При помощи пипетки нанесли несколько капель жидкости с инфузориями на предметное стекло и рассмотрели под микроскопом. Наблюдали движение инфузорий. Изготовили кашицу из луковицы чеснока. Быстро положили каплю кашицы на предметное стекло, рядом с каплей жидкости с инфузориями, но так, чтобы жидкость и кашица не соприкасались. То же самое проделали с луком, яблоком и листьями лимона (Приложение 2).

Обработка результатов: С течением некоторого времени инфузории погибли под влиянием фитонцидов. Гибель произошла через 20 минут рядом с чесноком, через 15 минут рядом с луком, через 1,5 часа рядом с яблоком (это обусловлено тем, что яблоко имеет очень мало фитонцидов, и, возможно, их действие менее сильное, чем у чеснока, лука и лимона), через 45 минут рядом с листьями лимона.

Действительно фитонциды чеснока, лука, лимона, губительно действуют на простейших.

Эксперимент № 2. Взаимодействие простейших с соком растений.

Ход эксперимента: В керамической ступке растерли листья растений: каланхое, герани, лимона. Отжали через марлю несколько капель сока растений. Взяли пипеткой каплю воды из террариума с красноухими черепахами, нанесли ее на предметное стекло и накрыли покровным стеклом. Рассмотрели препарат сначала под малым, а затем под большим увеличением микроскопа. Увидели простейших – инфузорию-туфельку, инфузорию – сувойку, трубача. Добавили под покровное стекло каплю приготовленного сока из листьев растений. Наблюдали за движением простейших в течение 1 минуты (Таблица 2).

Влияние сока растений на подвижность простейших

Вид растения

% обездвиженных простейших (за 1 минуту)

Время обездвиживания (минуты)

 

Чеснок

50

10

 

Герань зональная

60

14

 

Каланхое

40

15

Обработка результатов: в начале эксперимента инфузории движутся активно, затем замедлили способность к движению, останавливались, образовывали скопления в виде шариков и по истечении одной минуты прекращали движение (Приложение 2).

Экстракты растений обездвиживают и губят микроорганизмы. Наибольшее воздействие отмечено при применении сока чеснока (Рисунок 1).

Рисунок 1. Фитонцидные свойства растений

Эксперимент № 3. Определение дистанционной фитонцидной активности (Приложение 3).

Ход эксперимента: измельчилилистья лимона, герани зональной, каланхое, чеснока, лука. На предметное стекло поместить каплю воды с простейшими и на расстоянии нескольких миллиметров от нее – кашицу из исследуемого растения. Наблюдали под микроскопом подвижность простейших в интервале 5, 10, 20, 30 мин.

Обработка результатов: время воздействия на простейших увеличилось. Летучие фитонциды обездвиживают простейших на дистанции медленнее. Результаты занесли в таблицу, расчет произвели по формуле, построили диаграмму (Приложение 4).

Опыты показывают, что при использовании одинаковых объёмов кашицы время, за которое гибнут простейшие, зависит от вида взятого растения.

Влияние фитонцидов лука и чеснока на повышение сопротивляемости организма простудным заболеваниями

В исследовании были задействованы учащиеся 3 и 4 классов начальной школы, которые занимаются в одном кабинете и учащиеся 6-а класса, у которых кабинетная система обучения. Исследование проводилось в течение двух недель с 13 по 25 февраля 2017 года, когда наблюдалась вспышка острых респираторных заболеваний. В начальной школе учащиеся носили «чесночницы» на нитке, сделанные из Киндер-сюрприза, с кусочками нарезанного чеснока, на подоконниках в классах стояли тарелки с нарезанным луком и чесноком. Учащиеся 6-а класса переходили из кабинета в кабинет, не носили «чесночниц», но в кабинетах для профилактики использовался ароматизатор с пихтовым маслом (Приложение 5).

Данные исследования показали, что дети носившие «чесночницы» и обучающиеся в классах, где раскладывали лук, значительно меньше подверглись вирусным заболеваниям. Следовательно, лук и чеснок совместно, обладая фитонцидными свойствами, повышают сопротивляемость организма к заболеваниям. Учащимся 6-а класса занимающимся по кабинетной системе было не достаточно ароматизации воздуха пихтовым маслом, поэтому процент заболевших оказался гораздо выше (40 %).

Использование фитонцидных растений в интерьере помещений школы

Для определения растений выделяющих фитонциды нами проведено исследование на их наличие в школьных кабинетах и зимнем саду школы. Составлен список самых популярных растений (Приложение 6) [20].

Исследование, проведённое нами в школе показало, что большинство фитонцидных растений находится в кабинетах начальной школы, Зимнем саду, кабинетах биологии, географии и технологии. В истории, английском, русском языках, физике и информатике их просто нет, именно здесь растения необходимы, так как в них проходят самые сложные предметы. В кабинете информатики растения нужны, потому что там стоят компьютеры, при работе которых улучшается фитонцидная активность (Приложение 6).

В целом, количество растений в нашей школе нужно увеличить, особенно на втором этаже и в рекреациях. Это поднимет настроение учащихся, повысит успеваемость, их работоспособность, защитит во время вирусных вспышек, даст возможность хорошо отдохнуть на перемене.

Социологический опрос

Мы провели опрос среди учащихся 3-6 классов новомирской школы с целью выяснения знаний о фитонцидах по вопросам (Приложение 7) [26]:

1. Что такое фитонциды?

2. Назовите растения, содержащие эти вещества.

3. Как можно применять свойства фитонцидов?

4. Фитонциды, каких растений можно использовать для профилактики простудных заболеваний?

Из 40 опрошенных 13 – не слышали вообще о фитонцидах, 15 - слышали, но не смогли объяснить что это, 12 – знают о фитонцидах, в основном это ученики 5-6 классов.

Из 40 только 12 учеников смогли привести примеры растений вырабатывающих фитонциды.

Вопрос: «Как можно применять свойства фитонцидов?» у основной массы учащихся вызвал затруднение, только один учащийся смог привести примеры использования свойств фитонцидов при консервировании овощей в домашних условиях (листья хрена при засолке огурцов).

На четвертый вопрос ответили практически все учащиеся, вспомнив использование лука и чеснока во время профилактики простудных заболеваний в зимнее-весенний период (чесночницы, нарезанный чеснок в школьной столовой и классных комнатах, ароматизация пихтовым маслом воздуха в классе, новогодний подарок – «ёлочка-ароматизатор»).

В целях повышения информативности учащихся школы мы провели классный час, встречу с медицинской сестрой, где получили полную информацию об удивительных защитных свойствах растений.

Рекомендации по использованию фитонцидов разных растений во время вспышки вирусных заболеваний и кабинетов с учётом воздействия растений на здоровье учащихся озеленению школьных

Экологическийфитодизайн – использование растений с выраженными фитонцидными свойствами и газопоглотительным действием для оздоровления воздуха в помещениях. Метод фитодизайна может быть использован в условиях любого интерьера. Целенаправленный подбор растений в интерьере школы позволит снизить микробную загрязненность воздуха на 50-70 % [20].

Так как растения проявляют оздоравливающие свойства непрерывно и в течение многих лет, при этом не требуя больших затрат на поддержание их функционирования, мы рекомендуем в школьных кабинетах активно использовать растения не только как декоративный элемент дизайна, но и в качестве лечебно – оздоровительной среды.

Предлагаем список комнатных растений, не требующих специализированного ухода и обладающих фитонцидной активностью (Приложение 6, 8):

хлорофитум – нескольких таких растений достаточно для поглощения формальдегида, угарного газа, токсических веществ, обладает значительным бактерицидным эффектом;

герань – выделяет биологически активные вещества, убивающие стафилококки и стрептококки;

диффенбахия – обладает фитонцидными свойствами, очищает воздух жилых комнат от токсинов;

фиалки, цикламены, папоротники - с помощью этих цветов можно добиться повышения влажности воздуха, т.к. цветы, которым нужно много влаги, обычно возвращают ее через листья;

драцена, сансевиерия, плющ – губительно действуют на простейших;

также фитонцидной активностью обладают мирт, молочай, цитрусы. С микробами (стафилококком) «справляются» гибискус, циссус, фикус, акалифа, аглаонема [2].

в отопительный сезон на батареи класть ватные диски, пропитанные ароматными маслами. При нагревании они выделяют летучие антимикробные фитонциды;

употреблять в пищу овощи, фрукты, а также чеснок и лук;

чаще проветривать кабинеты, где мало комнатных фитонцидоактивных растений;

использовать фитонцидные растения в личных ингаляторах в качестве профилактических средств, предупреждающих развитие простудных заболевания;

в уголках здоровья распространять рекомендации по использованию комнатных растений в эстетических и здоровьесберегающих целях.

Заключение

В итоге исследования получены следующие выводы и результаты.

Проведен анализ литературы по исследуемой проблеме и сформировано представление о фитонцидах. Фитонциды – биологически активные вещества, основным свойством которых является подавление жизнедеятельности или даже гибель многих болезнетворных микроорганизмов.

Проведенные опыты под­тверждают свойство фитонцидов сдерживать рост микроорганизмов. Присутствие хвои сосны и горчицы дольше сохраняют продукты свежими. Экстракты растений губят микроорганизмы. Летучие фитонциды обездвиживают простейших на дистанции медленнее. При использовании одинаковых объёмов кашицы растений время, за которое гибнут простейшие, зависит от вида взятого растения. Дети носившие «чесночницы» и обучающиеся в классах, где раскладывали лук, значительно меньше подвергаются вирусным заболеваниям. Следовательно, лук и чеснок совместно, обладая фитонцидными свойствами, повышают сопротивляемость организма к заболеваниям. Учащимся 6-а класса занимающимся по кабинетной системе было не достаточно ароматизации воздуха пихтовым маслом, поэтому процент заболевших оказался гораздо выше.

Составлен список самых популярных растений выделяющих фитонциды в школьных кабинетах. Даны рекомендации по использованию фитонцидов разных растений во время вспышки вирусных заболеваний и озеленению школьных кабинетов с учётом воздействия растений на здоровье учащихся.

Работа не является завершенной, планируется изучить фитонцидную активность взятых ранее растений для сравнения фитонцидных свойств в зимний и летний периоды, а также изучение фитонцидных свойств других растений, взаимодействие простейших животных с соком исследуемых растений и отрицательное влияние фитонцидов на человека.

Список используемых источников и литературы

Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг. – Агар, 2009.

Батманова В. Н. Цветоводство. – Калининград: Кн. изд-во, 1991.

Батурицкая, И.В., Фенчук, Т.Д. Удивительные опыты с растениями / И. В. Батурицкая, Т.Д. Фенчук–Мн: Народнаяасвета. 1991 г.

Бинас, А.В. и др. Биологический эксперимент в школе /А.В. Бинас – М. Просвещение, 1990 г.

Блинкин С.А., Рудницкая Т.В. Фитонциды вокруг нас. – М.: Просвещение, 1981

Ведеревский Д.Д. Фитонцидные особенности растений – главнейший фактор специфического иммунитета к инфекционным заболеваниям // Материалы IV Совещ. по проблеме фитонцидов (Киев, 3-6 июля 1962 г.): Тез.докл. Киев, 1962. С. 16-18.

Козлов О.В. Экология и здоровье человека. Пособие для учащихся 9-х Кл. Курган, Парус-м, 2004.

Крупичева И. Атлас декоративных деревьев и кустарников/ Пер. с фр. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.

Кузнецов В.Н. Справочные и дополнительные материалы к урокам экологии. – М.: Дрофа, 2008

Лахно, Е. С. О химическом составе летучих фитонцидов древесных растений / Е. С. Лахно, Н. В. Козлова // Фитонциды, их биологическая роль и значение для медицины и народного хозяйства. – Киев: Наукова Думка, 1967. – С. 135-138.

Ниссен Д. «Комнатные растения». – М.: «Мир книги» 2006.

Растение – против микробов. /В.П. Тульчинская, Н.Г. Юргелайтис. – К.: «Урожай», 2005.

Самкова В.А. Влияние фитонцидов на микроорганизмы/ В.А. Самкова// Биология в школе. – 2005. -№5. – с.14-15.

Токин, Б. П. Губители микробов фитонциды / Б. П. Токин. - М. :Госкультпросветиздат, 1954. — 176 с.

Токин, Б. П. О новых аспектах исследования в области фитонцидов / Б. П. Токин // Фитонциды в народном хозяйстве : материалы IV совещ., Киев, 1962 г. / отв. ред. В. Г. Дроботько. Киев, 1964. - С. 9-22.

Токин, Б. П. Фитонциды / Б. П. Токин. 2-е изд. - М.: Изд-во Акад мед. наук СССР, 1951. - 238 с.

Токин, Б. П. Целебные яды растений. Повесть о фитонцидах / Б. П. Токин. – Л.: Ленинградский университет, 1980. – 280 с.

Тульчинская, В. П. Растения против микробов / В. П. Тульчинская, Н. Г. Юргелайтис. – К.: Урожай, 1981. – 64 с.

Холодный, Н. Г. Летучие выделения цветов и листьев как источники питания микроорганизмов / Н. Г. Холодный // Доклады Академии наук СССР. 1944. - Т. 43, №2. - С. 43-49.

Цыбуля Н.В., Казаринова Н.В. «Фитодизайн как метод улучшения среды обитания человека в закрытых помещениях» // Растительные ресурсы. 1998. № 3. С. 11-129.

http://alternative-medicina.ru/voprosy/chto-takoe-flavonoidy/

http://atmwood.com.ua/2015/11/05/fitoncidy-rastenij-xarakteristika-i-svojstva/

http://givoyles.ru/articles/lyudi-i-derevya/rastitelnye-antibiotiki-fitoncidy/

http://newmirschool.ru/

http://wikibotanika.ru/polezno-znat/domashnie-rasteniya-ochishhayushhie-vozduh-fitontsidyi-rasteniy.html

https://school-science.ru/2017/1/26789

https://www.lekrs.ru/fitoncidi-cicilin/

https://www.syl.ru/article/302377/fitontsid---eto-rasteniya-vyidelyayuschie-fitontsidyi

Приложение 1

Влияние фитонцидов лука, чеснока, хвои сосны, герани, горчицы, мандариновой кожуры на развитие плесневых грибов

   

Начало эксперимента (11.01)

   

Результаты эксперимента (15.01.)

   

19.01

     

23.01

 

Приложение 2

Действие фитонцидов растений на простейшие организмы

 

Ресничная инфузория сувойка

Инфузории в капле чистой воды

Продолжение приложения 2

Инфузории в капле с добавлением сока чеснока

Инфузории приняли форму шариков

Продолжение приложения 2

Разрушение инфузорий

Приложение 3

Определение дистанционной фитонцидной активности

Капля чесночной вытяжки вблизи капли с инфузориями

Инфузории образовали плотное скопление под действием фитонцидов чеснока

Приложение 4

Дистанционная фитонцидная активность растений

№ п/п

Вид растения

Время гибели, мин:

Расчеты

Фитонцидная активность:

 

КаланхоэДегремона

1,7

100:1,7=

58,8

 

Лук

2,3

100:2,3=

43,5

 

Чеснок

4,5

100:4,5=

22,2

 

Герань

1,4

100:1,4=

71,4

 

Лимон

1,5

100:1,5=

66,7

         

Приложение 5

Влияние фитонцидов на повышение сопротивляемости организма простудным заболеваниям

Класс

Количество учащихся

Носили «чесночницы»

нарезка лука и чеснока в классе

Наличие ароматизатора в кабинетах

Количество заболевших

% заболевших, по данным медсестры школы

3

11

11

+

-

1

9 %

4

18

18

+

-

2

11 %

6-а

10

+

-

+

4

40 %

Меры по профилактики вирусных заболеваний

   

Изготовление чесночниц

Профилактическая беседа с фельдшером школы Меренковой Е.С.

 

Использование чесночниц учащимися начальной школы

   

Ароматизация елочек пихтовым маслом в столовой и начальных классах

Приложение 6

Список растений выделяющих фитонциды и наиболее часто используемых при озеленении школьных кабинетов

№ п/п

Название растения

Количество

в %

 

Бегония

45

14

 

Сенполия

36

11

 

Папоротник

26

8

 

Хлорофиттум

24

7,5

 

Пелларгония (герань)

20

6,25

 

Сансевьера

17

5

 

Толстянка (денежное дерево)

15

4,7

 

Кактус

14

4,3

 

Бриофиллум (каланхоэ)

13

4

 

Сингониум

10

3

 

Спатифиллум (женское счастье)

10

3

 

Традесканция

10

3

 

Циссус (берёзка)

10

3

 

Кротон (кодеум)

9

2,8

 

Гибискус (розан)

8

2,5

 

Гиппеаструм

8

2,5

 

Драцена

8

2,5

 

Диффенбахия

6

2

 

Золотой ус

6

2

 

Маранта

6

2

 

Фикус

12

1,8

 

Алоэ

5

1,5

 

Аспарагус

5

1,5

 

Монстера

4

1,25

 

Цикламен

3

0,9

 

Мирт

2

0,6

 

Абутилон

1

0,3

 

Филодендрон

1

0,3

ИТОГ

320

Школьные кабинеты

Приложение 7

Социологический опрос «Что такое фитонциды?»

Приложение 8

Растения выделяющие фитонциды, рекомендованные для озеленения кабинетов

   

Узамбарская фиалка

Кротон (кодиэум)

   

Азалия

Бегония

   

Мирт

Хлорофитум

   

Герань (пеларгония)

Аспарагус

Продолжение приложения 8

Растения выделяющие фитонциды, рекомендованные для озеленения кабинетов

     

Каланхоэ

Абутилон

Китайская роза (гибискус)

 

Зимний сад школы

     

Цикломен

Монстера

Примула

32

Просмотров работы: 3261