Влияние фитонцидов чеснока и лука репчатого на рост и развитие микроорганизмов в воздушной среде

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние фитонцидов чеснока и лука репчатого на рост и развитие микроорганизмов в воздушной среде

Перцева Н.В. 1
1МКОУ Среднеагинская СОШ
Шипицына Д.А. 1
1МКОУ Среднеагинская СОШ
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

В период обострения и распространения вирусных и бактериальных инфекций врачи рекомендуют применять профилактические меры для защиты своего организма. Например, промывание носа специальными растворами, усиление гигиенических мер, при нахождении в общественных местах надевать медицинские маски, поддержание иммунитета с помощью различных медикаментов или использования народных средств. Моя мама пользуется проверенным, по ее словам, способом профилактики – лук и чеснок. Она из смеси чеснока и лука делает кашицу и раскладывает ее по дому. На мой вопрос «как это помогает?» она ответила: «Лук и чеснок убивает микробы». Я захотела изучить этот вопрос более детально.

Проблема, которую я могу попробовать решить своей работой – отсутствие профилактики вирусных и бактериальных заболеваний среди школьников. В качестве объекта исследования я решила взять те растения, которые можно найти у каждого школьника дома – это чеснок и лук репчатый. Предмет исследования: влияние на микроорганизмы фитонцидов чеснока и лука репчатого.

Теоретическая значимость моего исследования заключается в том, что многие школьники не только обратят внимание на моё исследование, но и сделают выводы о необходимости профилактики вирусных и бактериальных заболеваний для сохранения собственного здоровья. Практическая значимость моей работы состоит в том, что она может быть использована школьниками для повышения образовательного уровня при изучении тем по биологии. На практике я использовала методы микробиологии, которыми я могу воспользоваться для более глубокого изучения темы своего исследования в будущем.

На сегодняшний день существуют работы, посвященные влиянию фитонцидов растений на различные микроорганизмы. Но я решила изучить влияние фитонцидов на микроорганизмы именно в воздушной среде. Мне интересно, могут ли фитонциды «очистить» воздух от микроорганизмов. И в этом заключается новизна моего исследования.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Изучая проблему моего исследования в разных литературных источниках, я выдвинула следующую гипотезу: фитонциды чеснока и лука репчатого оказывают губительное воздействие на микроорганизмы, находящиеся в воздушной среде.

Для опровержения или подтверждения своей гипотезы я поставила перед собой следующую цель: выявить характер влияния фитонцидов чеснока и лука репчатого на микроорганизмы, находящиеся в воздушной среде.

Для достижения цели я поставила перед собой следующие задачи:

1) найти информацию в различных источниках о проблеме исследования;

2) изучить методику посева спор бактерий на питательную среду из воздуха;

3) приготовить питательную среду для эксперимента;

4) разработать план эксперимента;

5) провести эксперимент по определению характера влияния фитонцидов чеснока и лука репчатого на микроорганизмы;

6) проанализировать полученные результаты и сделать выводы.

В ходе работы были использованы следующие методы исследования:

1) изучение литературы и других источников информации по теме;

2) эксперимент (посев бактерий на плотную питательную среду в чашке Петри методом осаждения из воздуха);

3) статистический метод;

4) анализ.

Бактерии – самые древние прокариотические клеточные организмы. Они играют важнейшую роль разрушителей органического вещества, фиксаторов азота, являются возбудителями заболеваний животных и человека. В медицине бактерии используют для получения вакцин, антибиотиков, в пищевой промышленности – для получения молочнокислых продуктов, спиртов. Бактерии также являются объектами генной инженерии [1].

В большинстве случаев бактерии – это одноклеточные формы, но некоторые виды образуют цепочки из слабо связанных клеток, которые бывают палочковидными, сферическими или спиральными. Бактериальная клетка отличается простотой в строении (рис.1). Она заключена в плотную жесткую оболочку, окруженной снаружи слизистой капсулой. У бактерий отсутствует ядро и другие мембранные органоиды. У многих есть жгутики, участвующие в движении клетки [2].

Рисунок 1 – Строение бактериальной клетки.

При неблагоприятных условиях (при недостатке пищи, влаги, резких изменениях температуры) многие бактерии переходят в состояние покоя. Цитоплазма бактериальной клетки, сжимаясь, отходит от материнской оболочки, округляется и образует внутри нее на своей поверхности новую, более плотную оболочку. Такую бактериальную клетку называют спорой [3].

Кроме спор бактерий в воздухе могут находиться различные вирусы и споры плесневых грибов, которые так же могут вызвать у человека различные заболевания.

Одним из факторов, влияющих на рост и развитие микроорганизмов, является наличие в окружающей среде бактерицидных веществ. Например, фитонцидов.

Фитонциды (от греч. phyton – «растение» и лат. caedo – «убиваю») – образуемые растениями биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие микроорганизмов. Открыты советским профессором, доктором биологических наук Борисом Петровичем Токиным в 1928 г. Образование фитонцидов свойственно всем растениям. Различают летучие (могут испаряться) и нелетучиефитонциды тканевых соков. Нелетучие фитонциды содержатся во всех растениях. Мощность и спектр антимикробного действия фитонцидов весьма разнообразны у разных видов растений. Например, фитонциды чеснока, лука, хрена убивают многие виды простейших, бактерий и низших грибов в первые минуты и даже секунды. Выделение фитонцидов усиливается при повреждении растений: оно и понятно, ведь именно в это время растению особенно важно защитить себя от инфекции. Защитная роль фитонцидов проявляется не только в уничтожении микроорганизмов, но и в подавлении их размножения. Это свойство растений человек активно использует и для защиты своего собственного здоровья. Антимикробные свойства фитонцидов обусловили большое число исследований по использованию их в медицине, ветеринарии, защите растений, при хранении плодов и овощей, в пищевой промышленности и др. [4].

Для достижения поставленной цели я использовала бактериологический метод исследования. Посев (бакпосев) — один из методов культивирования микроорганизмов на питательных средах. Питательная среда – это однокомпонентный или многокомпонентный субстрат, применяемый для культивирования микроорганизмов или культур клеток высших организмов. Требования, предъявляемые к средам: быть питательными, стерильными, иметь оптимальную кислотность и влажность [5].

Основное требование при работе с микроорганизмами – соблюдение асептики, т. е. таких условий, при которых в пробирку с изучаемой культурой не смогли бы попасть другие микроорганизмы (например, из воздуха, с предметов, используемых в процессе выполнения работы). Кроме того, нужно иметь в виду, что среди микроорганизмов многие условно патогенны, что требует повышенного внимания и аккуратности в работе. Для работы с микроорганизмами используют специальные бактериологические петли, иглы, шпатели. Выращивают микроорганизмы в пробирках, колбах или чашках Петри [6].

В результате посева на питательной среде образуются так называемые колонии – видимые скопления микроорганизмов одного вида, которые формируются в результате размножения одной клетки. Колонии бактерий разных видов отличаются друг от друга по своей морфологии, цвету и другим культуральным признакам.

Учитывая степень оснащенности и условий школьной лаборатории, мы выбрали наиболее простую в плане приготовления питательную среду – это мясо-пептонный агар (МПА). Для выращивания микроорганизмов использовали чашки Петри. Для своего исследования я выбрала кабинет математики и учительскую, как самые часто посещаемые в течение рабочего дня. Эти кабинеты, по моей просьбе, в день посева не проветривались и в них не проводилась влажная уборка с использованием каких-либо моющих и дезинфицирующих средств.

Этапы эксперимента:

1. Стерилизация чашек Петри.

Чашки Петри мы стерилизовали в кипящей воде в течение 10-15 минут. После чего провели дополнительную стерилизацию в электрическом духовом шкафу при температуре 150 градусов в течение 10 минут. Чашки Петри остужались закрытыми.

2. Приготовление питательной среды.

Для приготовления МПА мы использовали нежирное мясо (говядина). В течение суток мясо выдерживали в холодной воде, чтобы избавиться от крови. После чего мясо варили около 1,5-2 часов. Полученный бульон остудили и процедили через марлю, после чего профильтровали с помощью фильтровальной бумаги. Объем полученного бульона – 700 мл. В бульон добавили агар из расчета ½ чайной ложки на каждые 60 мл жидкости. Это количество подходит для одной чашки Петри. Смесь разогрели на водяной бане до полного растворения агара. После этого полученную питательную среду остудили. В нижнюю половину чашек Петри залили питательную среду тонким слоем и быстро закрыли крышкой. Чтобы не занести бактерии из воздуха, все действия были проведены возле горящей спиртовки.

3. Посев.

Для посева спор бактерий и грибов использовался метод осаждения из воздуха. Все пробы были подписаны и помещены в теплое место (таблица 1).

Бактерии наиболее активно растут при +37 градусах. Наиболее подходящее место в школе – у батареи. Пробы накрыли плотной тканью и оставили на сутки. Пробы №7 и №11 сутки хранились в холодильнике.

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА

Все наблюдения по эксперименту были занесены в таблицу и проанализированы.

Таблица 1 – Результаты эксперимента.

№ пробы

Характеристика пробы

День наблюдения / описание проб

1 день

4 день

1

Контроль на чистоту чашек и питательной среды

нет колоний

5 колоний

2

Контрольная проба воздуха (математика) лук

11 колоний

21 колония, кольцо по периферии

3

Контрольная проба воздуха (учительская) чеснок

20 колоний

22 колонии

4

Проба воздуха (математика) 15 минут

15 колоний

более 100 колоний, колония плесени, кольцо по периферии

5

Проба воздуха (математика) 20 минут

20 колоний

32 колонии, кольцо по периферии

6

Проба воздуха (математика) 25 минут

27 колоний

76 колоний, кольцо по периферии

7

Проба воздуха (математика)

через сутки

посев

9 колоний, кольцо по периферии

8

Проба воздуха (учительская) 15 минут

21 колония

37 колоний, кольцо по периферии

9

Проба воздуха (учительская) 20 минут

27 колоний

52 колонии, кольцо по периферии

10

Проба воздуха (учительская) 25 минут

28 колоний

сплошной слой колонии, подсчет невозможен

11

Проба воздуха (учительская)

через сутки

посев

18 колоний, кольцо по периферии

Рисунок 2 – Результаты посева из кабинета математики (лук).

Рисунок 3 – Результаты посева из учительской (чеснок).

Из гистограмм мы можем увидеть, что происходит незначительное снижение количества колоний в пробах посева из воздуха на следующий день, как в кабинете математики, так и в учительской. В первые 30 минут после внесения в помещения кашиц лука и чеснока снижения степени загрязнения воздуха не наблюдается, а даже увеличивается.

ВЫВОДЫ

1) Изучена литература по теме исследования.

2) Теоретически изучена методика приготовления питательной среды МПА.

3) Практически освоена методика посева спор бактерий и грибов путем осаждения из воздуха.

4) По результатам эксперимента были получены данные, по которым нельзя сделать однозначных выводов о губительном воздействии фитонцидов чеснока и лука репчатого на микроорганизмы, находящихся в воздухе. Происходит незначительное снижение количества колоний в пробах посева из воздуха на следующий день. Однако мы не смогли объяснить увеличение количества колоний в пробах воздуха в первые 30 минут эксперимента. Гипотеза не подтвердилась: фитонциды чеснока и лука репчатого воздух от микроорганизмов не очищают.

5) Работа по данной теме может быть продолжена, однако необходимо пересмотреть ход эксперимента. Необходима консультация специалистов в области микробиологии и ботаники.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лернер Г.И. ЕГЭ-2009: Биология. Репетитор / Г.И. Лернер. – М.: Эксмо, 2008. – 320 с.;

2. Келина Н.Ю. Экспресс-курс химии и биологии для школьников и абитуриентов / Н.Ю. Келина, Н.В. Безручко. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 614 с.;

3. Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники: учебник для 6-7 кл. общеобразоват.учреждений / Т.И. Серебрякова, А.Г. Еленевский, М.А. Гуленкова и др. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1996. – 224 с.;

4. Большая энциклопедия растений: для школьников и студентов / науч. редактор

к. г. н. Вильчек Г. Е. –М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007 г. – 623 с.

5. Свободная энциклопедия Википедия – (https://ru.wikipedia.org);

6. Микробиология с основами вирусологии: методы микроэкологического исследования наземных, водных и воздушных экосистем: лаб.практикум / С.В. Прудникова, Н.Д. Сорокин, Н.И. Сарматова и др. – Красноярск: ИПК СФУ, 2008

Приложение 1 – Пробы воздуха на 4 день наблюдения.

№2 - Контрольная проба воздуха №3 - Контрольная проба

(математика) лук. воздуха (учительская) чеснок.

№4 - Проба воздуха (математика) №5 - Проба воздуха

через 15 минут (математика) еще через 5 минут

№6 - Проба воздуха (математика) №7 - Проба воздуха (математика)

еще через 5 минут через сутки

№8 - Проба воздуха (учительская) №9 - Проба воздуха (учительская)

через 15 минут еще через 5 минут

№11 - Проба воздуха

(учительская) через сутки

Просмотров работы: 276