Введение
Близнецы – это уникальное явление природы, приковывающее внимание людей уже много веков. Они не только привлекательны сами по себе, их изучение является важным и перспективным для выявления роли наследственности и среды в формировании различных признаков.Так как прямой генетический эксперимент не применим по отношению к человеку, то явление близнецовости как бы возмещает недостаток сведений в области изучения его индивидуальных особенностей.
Данная тема актуальна, так как близнецовые исследования позволяют оценивать влияние различных условий внешней среды на одинаковый генотип и проявления разных генотипов в одних и тех же условиях, дают ряд данных для теории биологии и открывают пути решения важных практических вопросов в области педагогики и медицины. Поэтому для решения данных вопросов необходимо точное установление типа зиготности близнецов. Вопросы использования методов генетического анализа человека представлены в трудах Курчанова Н.А., Гнатик Е.Н., Темняткина С. Н. Для меня они представляют интерес, так как у меня есть сестра – близнец, и я хочу определить нашу зиготность, используя некоторые из них.
Цель: определить тип зиготности близнецов, используя методы генетического анализа
Задачи:
1.Познакомиться с литературой по выбранной теме
2.Выбрать методики и провести исследования близнецов
3.Представить результаты исследований в виде презентации
Гипотеза: если близнецы имеют большое сходство антропометрических данных и личностных особенностей, то они являются монозиготными близнецами
Объект: Методы генетического анализа.
Предмет: Близнецовый метод исследования.
Методы, которые я использовала при работе с проектом: работа с источниками интернета и электронными ресурсами, тестирование, наблюдение, анализ и сравнение данных.
1.Методы исследования генома человека
1.1. Особенности генома человека
Геном — совокупность наследственного материала, заключенного в клетке организма. Геном содержит биологическую информацию, необходимую для построения и поддержания организма. Большинство геномов, в том числе геном человека, построены из ДНК, однако некоторые вирусы имеют геномы из РНК.
Хромосомы — нуклеопротеидные структуры в ядре эукариотической клетки, в которых сосредоточена большая часть наследственной информации и которые предназначены для её хранения, реализации и передачи.
Геном человека состоит из 23 пар хромосом (в сумме 46 хромосом), где каждая хромосома содержит сотни генов, разделённых межгенным пространством: 22 пары аутосомных хромосом, а также пара половых хромосом X и Y. У человека мужской пол является гетерогаметным и определяется наличием Y хромосомы.
Различают клетки гаплоидные (с одинарным набором непарных хромосом), диплоидные (с парными хромосомами), полиплоидные и анеуплоидные (когда удвоение или утрата — нуллисомия, моносомия или трисомия — охватывает не весь геном, а лишь ограниченное число хромосом).
Ген — структурная и функциональная единица наследственности живых организмов. Количество генов в геноме человека составляет около 28.000. Число генов человека ненамного превосходит число генов у более простых организмов, например, круглого червя или мухи. Так происходит из-за того, что в человеческом геноме широко представлен альтернативный сплайсинг, который позволяет получить несколько различных белковых цепочек с одного гена. Большинство человеческих генов имеют множественные экзоны и интроны, которые часто оказываются значительно более длинными, чем граничные экзоны в гене. Гены неравномерно распределены по хромосомам. Каждая хромосома содержит богатые и бедные генами участки. Эти участки коррелируют с хромосомными бендами (полосы поперёк хромосомы, которые видно в микроскоп) и с CG-богатыми участками. [1]
1.2. Методы генетического анализа
Генетический анализ – совокупность методов исследования наследственных свойств организма, определяемых его генотипом. Анализ элементов генотипа – групп сцепления, генов и внутригенных структур – осуществляется обычно по фенотипу. Генетический анализ является по существу анализом признаков, контролируемых генотипом.
В зависимости от задач и особенностей изучаемого объекта генетический анализ проводят на популяционном, организменном, клеточном и молекулярном уровнях. К основным методам генетического анализа относятся: гибридологический, близнецовый, биохимический, цитогенетический, генеалогический и другие.
1.2.1. Гибридологический метод
Гибридологический метод – это анализ характера наследования признаков с помощью системы скрещиваний, суть которых состоит в получении гибридов и анализе их потомков в ряду поколений (анализ расщепления). Разработан Г. Менделем и является основным в генетических исследованиях. С помощью скрещивания можно установить: 1) доминантен или рецессивен исследуемый признак (и соответствующий ему ген); 2) генотип организма; 3) взаимодействие генов и характер этого взаимодействия; 4) явление сцепления генов; 5) расстояние между генами; 6) сцепление генов с полом.
Особенности метода:
Подбор исходных родительских пар (гомозиготы с четкими альтернативными признаками);
Получение гибридов и последующее их скрещивание между собой;
Количественный учет потомков, различающихся по отдельным признакам в ряду последовательных поколений (результаты скрещивания оцениваются статистически – математический анализ).[6]
1.2.2. Биохимический метод. Диагностика наследственных заболеваний
Биохимический метод играет важнейшую роль в диагностике наследственных болезней. Он позволяет проводить доклиническую диагностику, подтверждать диагноз, если клиническая картина атипична, выявлять гетерозиготных носителей, дифференцировать разные формы болезней и начинать лечение на ранних стадиях заболевания.
Массовые диагностические программы используют в медико-генетическом консультировании для первичной диагностики риска рождения больного ребенка.
Используются современные биохимические методы: электрофорез, хроматография, спектроскопия. А также применяются современные высокоточные технологии: жидкостная хроматография, масс-спектроскопия, магнитно-резонансная спектрометрия, тонкослойная хроматография мочи и крови, газовая хроматография, бомбардировка быстрыми нейтронами. Для исследования берутся ферменты, белки, различные метаболиты (нормальные или измененные) в крови, моче, изменение количества которых наблюдается при некоторых энзимопатиях.[2]
1.2.3. Цитогенетический метод
Этот метод заключается в изучении количества, формы и размеров хромосом у животных и растений. Он очень ценен для выявления причин ряда заболеваний у человека. Иногда причиной болезни служат хромосомные мутации — утрата части хромосомы, нарушение ее строения. Если во время мейоза гомологичные хромосомы не расходятся, то при оплодотворении в зиготе оказываются три гомологичные хромосомы вместо двух — так называемая трисомия. Нарушение генного баланса ведет к серьезным последствиям. Например, присутствие в хромосомном наборе человека трех хромосом 21-й пары (трисомия по 21-й паре хромосом) вызывает сильные изменения всего облика — монголоидное лицо, неправильную форму ушей, малый рост, кроткие руки, умственное недоразвитие (болезнь Дауна). Нерасхождение половых хромосом (кариотипы XXYY, XXX и др.) также сопровождается аномалиями строения тела и, как правило, нарушением умственной деятельности. С помощью цитогенетического метода установлены причины и многих других заболеваний человека.
Появляются новые высокоинформативные методы изучения хромосом человека. Главный из них на сегодняшний день – флуоресцентная гибридизация (FISH-метод). Этот метод дает возможность проводить гибридизацию метафазных хромосом с различными ДНК-зондами, мечеными флюоресцирующими веществами. Зонды – это клонированные последовательности или выделенные участки ДНК. [6]
1.2.4. Дерматоглифический метод
Дерматоглифика – раздел морфологии, изучающий папиллярные линии и узоры. Предмет исследования – гребневая кожа, имеющаяся на ладонных и подошвенных поверхностях кистей рук и стоп. Принято считать, что в формировании рисунков кожи на ладонях и стопах принимают участие все гены человека. Признаки дерматоглифики наследуются по полигенному типу. В этом случае не соблюдается принцип «один ген – один признак», каждый признак гребневой кожи контролируется группой генов. Причем каждый ген может участвовать в нескольких разных группах для контроля разных признаков. Поэтому каждый ген так или иначе проявляет свои особенности в рисунках гребневой кожи. Рисунки кожных узоров строго индивидуальны и наследственно обусловлены. Процесс образования папиллярного рельефа пальцев, ладоней и стоп происходит в течение 3-6 месяца внутриутробного развития.
Диагностика заболеваний по кожным узорам основана на выявлении у данного пациента признаков дерматоглифики, наиболее часто встречающихся у людей, страдающих данной патологией. Таким способом можно определить зиготность близнецов, идентифицировать личность, определить отцовство, а также выявить около 100 наследственных заболеваний.
1.2.5. Генеалогический метод
Генеалогический метод (метод составления родословных) позволяет проследить наследование признаков (нормальных и патологических) в ряду поколений с указанием родственных связей между членами родословной. Он включает в себя два этапа:
1. Составление родословной на основании сведений, полученных от пробанда, с использованием специальных символов (обозначения Юста);
2. Анализ родословной (определение типа наследования, генотипов всех членов родословной, прогнозирование проявления признака у потомства).
Родословные имеют характерный вид. Который определяется особенностями типа наследования: аутосомное и сцепленное с полом, доминантное и рецессивное. Каждый тип наследования имеет свои специфические особенности.
Использование этого метода возможно в том случае, когда известны прямые родственники — предки обладателя наследственного признака (пробанда) по материнской и отцовской линиям в ряду поколений или потомки пробанда также в нескольких поколениях. При составлении родословных в генетике используется определенная система обозначений. После составления родословной проводится ее анализ с целью установления характера наследования изучаемого признака.
Благодаря генеалогическому методу были определены типы наследования многих признаков у человека. Так, по аутосомно-доминантному типу наследуются полидактилия, возможность свертывать язык в трубочку, брахидактилия, веснушки, раннее облысение, сросшиеся пальцы, заячья губа, волчья пасть, катаракта глаз, хрупкость костей и многие другие. Альбинизм, рыжие волосы, подверженность полиомиелиту, сахарный диабет, врожденная глухота и другие признаки наследуются как аутосомно-рецессивные. Использование генеалогического метода показало, что при родственном браке, по сравнению с неродственным, значительно возрастает вероятность появления уродств, мертворождений, ранней смертности в потомстве.[2]
1.2.6. Близнецовый метод
Метод заключается в изучении наследования признаков в парах монозиготных и дизиготных близнецов.
Разновидности близнецового метода
1.Классический близнецовый метод — оценивается уровень внутрипарного сходства близнецов.
2.Метод контрольного близнеца — сравнивается влияние воздействия различных факторов среды на одного и того же человека.
3.Лонгитюдное близнецовое исследование.
4.Метод близнецовых семей — изучается влияние материнского эффекта, а также наследственные причины ряда заболеваний.
5.Исследование одиночных близнецов — сопоставляются особенности развития одиночно рождённых детей и близнеца, чей партнер умер при рождении (пленительное развитие).
6.Сопоставление близнецов с неблизнецами.
7.Метод разлучённых близнецов — сравнивается внутрипарное сходство близнецов, разлучённых в раннем возрасте и никогда не встречавшихся после.
8.Метод частично разлучённых близнецов — сравнивается внутрипарное сходство гомозиготных и гетерозиготных близнецов, живущих врозь какое-то время. [3]
2. Практическая часть. Использование близнецового метода.
2.1. Виды близнецов
Близнецами называют одновременно родившихся детей. Они бывают монозиготными (однояйцевыми) и дизиготными (разнояйцевыми).
Монозиготные близнецы развиваются из одной зиготы (1), которая на стадии дробления разделилась на две (или более) части. Поэтому такие близнецы генетически идентичны и всегда одного пола. Монозиготные близнецы характеризуются большой степенью сходства (конкордантностью) по многим признакам. Среди монозиготных близнецов часто отмечается большое сходство характеров, привычек и даже биографий. Примерно 25% идентичных близнецов зеркальные. Это может выражаться внешне (у одного родинка на левой щеке, у другого — на правой) или даже в расположении внутренних органов (например, сердце у одного из близнецов может оказаться справа), часто один из таких близнецов левша, другой — правша. Чем позже разделяется зигота, тем больше шансов у детей приобрести зеркальность. Отпечатки пальцев у идентичных близнецов похожи по некоторым характеристикам, таким как тип шаблона, количество линий, однако детальный рисунок отличается.
Разделившиеся на 1-3 день зачатия близнецы могут иметь разные плаценты и разные пузыри, при разделении на 4–8 день у них будет общая плацента, на 8–13 день общая плацента и пузырь, после 13 дня появляется вероятность сиамских (соединенных) близнецов.
Все различия, которые проявляются у однояйцевых близнецов, имеющих одинаковый генотип, связаны с влиянием внешних условий. Большой интерес представляют случаи, когда такая пара была по каким-то причинам разлучена в детстве и близнецы росли и воспитывались в разных условиях.
Дизиготные близнецы развиваются из двух или более одновременно овулировавших и оплодотворенных разными сперматозоидами яйцеклеток (2). Поэтому они имеют различные генотипы и могут быть как одного, так и разного пола. В отличие от монозиготных, дизиготные близнецы характеризуются дискордантностью — несходством по многим признакам. Изучение разнояйцовых близнецов позволяет проанализировать развитие разных генотипов в одинаковых условиях среды. [5]
2.2. Результаты исследований
Для проведения исследования были привлечены 2 пары близнецов, обучающихся в нашей школе. Для определения их зиготности я решила использовать антропометрические данные, исследования дактилоскопии, и исследование личностных особенностей близнецов по тесту Кеттелла.
2.2.1. Результаты антропометрических данных
Признак |
Демидова Екатерина |
Демидова Татьяна |
Дата рождения |
21.01.2004 |
21.01.2004 |
Рост при рождении |
46 см |
46 см |
Вес при рождении |
1.78 кг |
2.27 кг |
Очередность рождения |
2 |
1 |
Перенесенные заболевания |
Ветряная оспа, хронический бронхит, ОРЗ, ринофаренгит |
Ветряная оспа, хронический бронхит, ОРЗ, ринофаренгит |
Рост |
161 см |
164 см |
Вес |
55 кг |
53 кг |
Обхват грудной клетки |
87 см |
82 см |
Обхват головы |
57 см |
57 см |
Длина руки |
72 см |
76 см |
Длина ноги |
88 см |
90 см |
Телосложение |
эктоморф |
эктоморф |
Доминирующая рука |
левая |
Левая |
Веснушки |
есть |
есть |
Цвет глаз |
зеленый |
зеленый |
Цвет волос |
русый |
русый |
Структура волос |
тонкие |
тонкие |
Форма носа |
курносый |
прямой |
Расположение зубов |
Ровный зубной ряд |
Ровный зубной ряд |
Мочка уха |
сросшаяся |
сросшаяся |
Группа крови |
IV Rh «+» |
IV Rh «+» |
Признак |
Кизеев Иван |
Кизеева Анастасия |
Дата рождения |
23.09.2003 г. |
23.09.2003 г. |
Рост при рождении |
48 см |
51 см |
Вес при рождении |
2.1 кг |
2.6 кг. |
Очередность рождения |
2 |
1 |
Перенесенные заболевания |
Ветряная оспа, ОРЗ |
Ветряная оспа, ОРЗ |
Рост |
177 |
166 |
Вес |
63 кг |
46 кг |
Обхват грудной клетки |
90 см |
79 см |
Обхват головы |
58 см |
57 см |
Длина руки |
75 см |
67 см |
Длина ноги |
96 см |
86 см |
Телосложение |
эндоморф |
эктоморф |
Доминирующая рука |
правая |
левая |
Веснушки |
нет |
нет |
Цвет глаз |
голубой |
голубой |
Цвет волос |
русый |
русый |
Структура волос |
средние |
тонкие |
Форма носа |
курносый |
курносый |
Расположение зубов |
неровный зубной ряд |
ровный зубной ряд |
Мочка уха |
сросшаяся |
сросшаяся |
Группа крови |
II Rh «+» |
II Rh «+» |
При сравнении антропометрических данных, можно наблюдать большое сходство между Екатериной и Татьяной, а также достаточную разницу между Анастасией и Иваном. Исходя из этого, можно предположить, что пара Татьяны и Екатерины является монозиготной, а пара Анастасии и Ивана - гетерозиготной.
2.2.2. Результаты дактилоскопического исследования
Для точного определения характера зиготности я решила провести дактилоскопические исследования (приложение 1).
Дерматоглифика – наука, изучающая особенности пальцевых узоров, которые наследуются и не изменяются с течением жизни. Известно, что существует три типа пальцевых узоров: петли ульнарные (U) и радиальные (R), арки (A), завитки (W). С целью изучения пальцевых узоров я провела дактилоскопический анализ, результаты которого представлены в таблице
Палец руки |
Правая рука |
Левая рука |
||
Демидова Екатерина |
Демидова Татьяна |
Демидова Екатерина |
Демидова Татьяна |
|
Мизинец |
U |
U |
U |
U |
Безымянный |
W |
W |
W |
W |
Средний |
U |
U |
U |
U |
Указательный |
W |
U |
R |
R |
Большой |
U |
W |
U |
W |
Палец руки |
Правая рука |
Левая рука |
||
Кизеева Анастасия |
Кизеев Иван |
Кизеева Анастасия |
Кизеева Иван |
|
Мизинец |
W |
A |
U |
A |
Безымянный |
W |
A |
U |
A |
Средний |
A |
U |
R |
R |
Указательный |
U |
A |
U |
R |
Большой |
W |
W |
W |
R |
Сравнив результаты исследования, можно сделать вывод, что пальцевые узоры Татьяны и Екатерины почти идентичны в то время, как у Анастасии и Ивана они существенно отличаются.
2.3.2. Результаты исследований личностных особенностей близнецов
Тест Кеттела позволяет оценить индивидуально-психологические особенности личности, выяснить особенности характера, склонностей и интересов. После прохождения теста, сравниваем нормативные диапазоны у близнецов (приложение 2).
Факторы |
Екатерина Демидова |
Нормативный диапазон |
Татьяна Демидова |
Нормативный диапазон |
Шизотемия-аффектомия |
4 |
Низкий уровень |
2 |
Низкий уровень |
Ложь |
3 |
Низкий уровень |
5 |
Высокий уровень |
Степень эмоциональной устойчивости |
6 |
Низкий уровень |
2 |
Низкий уровень |
Флегматичность-возбудимость |
12 |
Низкий уровень |
8 |
Низкий уровень |
Пассивность-доминантность |
8 |
Низкий уровень |
8 |
Низкий уровень |
Осторожность-легкомыслие |
8 |
Низкий уровень |
2 |
Низкий уровень |
Степень принятия моральных норм |
12 |
Низкий уровень |
10 |
Низкий уровень |
Робость, застенчивость -смелость, авантюризм |
2 |
Низкий уровень |
0 |
Низкий уровень |
Реализм-сензитивность |
12 |
Низкий уровень |
16 |
Низкий уровень |
Неврастения, фактор Гамлета |
16 |
Высокий уровень |
12 |
Высокий уровень |
Самоуверенность – склонность к чувству вины |
14 |
Низкий уровень |
16 |
Высокий уровень |
Степень групповой зависимости |
10 |
Низкий уровень |
4 |
Низкий уровень |
Степень самоконтроля |
10 |
Низкий уровень |
4 |
Низкий уровень |
Степень внутреннего напряжения |
6 |
Низкий уровень |
12 |
Низкий уровень |
Факторы |
Кизеева Анастасия |
Нормативный диапазон |
Кизеев Иван |
Нормативный диапазон |
Шизотемия-аффектомия |
8 |
Низкий уровень |
8 |
Низкий уровень |
Ложь |
2 |
Низкий уровень |
2 |
Низкий уровень |
Степень эмоциональной устойчивости |
5 |
Низкий уровень |
13 |
Высокий уровень |
Флегматичность-возбудимость |
8 |
Низкий уровень |
10 |
Низкий уровень |
Пассивность-доминантность |
13 |
Низкий уровень |
17 |
Высокий уровень |
Осторожность-легкомыслие |
4 |
Низкий уровень |
8 |
Низкий уровень |
Степень принятия моральных норм |
10 |
Низкий уровень |
8 |
Низкий уровень |
Робость, застенчивость -смелость, авантюризм |
3 |
Низкий уровень |
10 |
Низкий уровень |
Реализм-сензитивность |
15 |
Высокий уровень |
12 |
Высокий уровень |
Неврастения, фактор Гамлета |
20 |
Высокий уровень |
13 |
Высокий уровень |
Самоуверенность – склонность к чувству вины |
13 |
Низкий уровень |
11 |
Низкий уровень |
Степень групповой зависимости |
14 |
Высокий уровень |
16 |
Высокий уровень |
Степень самоконтроля |
16 |
Высокий уровень |
8 |
Низкий уровень |
Степень внутреннего напряжения |
12 |
Низкий уровень |
7 |
Низкий уровень |
При сравнении личностных психологических особенностей близнецов, можно наблюдать различие в 2 факторах у Екатерины и Татьяны, и различие в факторах пары Анастасии и Ивана. Сходство личностных особенностей еще раз подтверждает монозиготность первой пары близнецов и дизиготность второй пары.
Заключение
Весь окружающий нас мир живых систем организован и существует по определенным законам, на основе единых принципов, важнейшими из которых являются непрерывность и цикличность их развития. Человек как живая система и как компонент среды должен рассматриваться во взаимодействии с ней, поэтому при изучении его индивидуального развития важным звеном является познание его биологической и социальной сущности. Изучение, исследование особенностей близнецов, фенотипических и психических, даёт возможность генетике человека для более глубокого проникновения в природу закономерностей проявления индивидуальности человека, выявляет соотносительную роль наследственных и экзогенных факторов в формировании личностных особенностей человека.
В результате проведённых исследований я пришла к следующим выводам:
1. Степень конкордантности монозиготных близнецов выше, чем дизиготных.
2. Близнецовая пара Екатерины и Татьяны монозиготна, а пара Анастасии и Ивана гетерозиготна.
3. Определение типа зиготности необходимо для адекватной оценки влияния внешней среды на генотип, а также имеет личностное значение.
4. Психологические характеристики монозиготных близнецов имеют свои индивидуальные особенности, так как на их проявление оказывает влияние воспитание и образование.
Результаты данной исследовательской работы полностью подтвердили гипотезу, что если близнецы имеют большое сходство антропометрических данных и личностных особенностей, то они являются монозиготными близнецами. Данные методы можно использовать для
определения зиготности близнецов.
Список использованных материалов
Генетика человека – Википедия [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Генетика_человека(дата обращения 9 сентября 2019)
Методы генетики – Licey.net[Электронный ресурс] Режим доступа: https://licey.net/free/6-biologiya/21-lekcii_po_obschei_biologii/stages/276-lekciya__22_metody_genetiki_cheloveka.html(дата обращения 9 сентября 2019)
Близнецовый метод – Википедия [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Близнецовый_метод(дата обращения 9 сентября 2019)
Близнецовый метод и виды близнецов – Genetics-b.ru [Электронный ресурс] Режим доступа: https://genetics-b.ru/index.php?request=full&id=440(дата обращения 9 сентября 2019)
Близнецы – Википедия [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Близнецы (дата обращения 9 сентября 2019)
Методы генетики – School.keldysh.ru [Электронный ресурс] Режим доступа: http://schools.keldysh.ru/sch1952/Pages/Timokhina204/issl.html (дата обращения 9 сентября 2019)
Приложение 1