Сон и здоровье

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Сон и здоровье

Шапошник М.А. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Головчинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»
Лазарева Л.В. 1
1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Головчинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

С наступлением вечера все вокруг затихает, люди начинают зевать и укладываются спать. Почему это происходит? Зачем человек спит? Так ли необходим сон?

Я заметил, что по утрам могу быть бодрым, а иногда – вялым, даже если не болею. От чего это зависит? Может, от того, как я спал?

Все эти вопросы вызвали мой интерес и определили тему моего исследования. Актуальность темы – в необходимости сохранения самого большого достояния каждого человека – его здоровья. Я решил разобраться, что такое сон и как он влияет на мое самочувствие, и вообще на здоровье. Можно ли отыскать какие-то условия для того, чтоб быть бодрым и трудоспособным? Начав работу по этим вопросам, мы определили:

Объект исследования: сон человека.

Предмет исследования: условия полноценного сна младшего школьника.

Гипотеза исследования: хороший сон и приятные сновидения положительно влияют на здоровье ребенка, его настроение и успеваемость.

Цель: изучить роль сна в сохранении здоровья человека.

Задачи:

Изучить литературу по данной теме.

Исследовать сон, как процесс.

Выявить связь сна и здоровья.

Узнать особенности организации сна обучающихся 2 классов нашей школы.

Разработать памятку с рекомендациями, как правильно организовать свой сон.

Методы исследования:

сбор и анализ информации из различных источников;

беседа;

анкетирование;

опыты.

С целью доказательства нашей гипотезы мы изучили теоретический материал. Разыскивая информацию в книгах, энциклопедиях и интернете, я узнал много нового и интересного. Оказывается, этот вопрос занимал многих ученых, среди которых всемирно известные – Иван Павлов, Зигмунд Фрейд.

Здоровый сон – залог дневной активности человека, высокого уровня его работоспособности. У человека, спящего меньше нормы, сокращается продолжительность жизни, возникают различные стрессовые состояния, раздражительность, утомление, заболевания внутренних органов.

Здоровье – это неоценимое счастье в жизни любого человека. Каждому из нас хочется быть сильным и крепким, никогда не болеть. И, если мы будем соблюдать правила здорового сна, то наступающий день будет проходить более насыщенно и радостно.

Сон – только один из факторов, влияющих на здоровье. Мне стало интересно узнать, от чего ещё зависит наше здоровье. Возможно, данный вопрос будет темой моего следующего исследования.

Глава 1 Сон и здоровье.

Зачем мы спим?

Сон — естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с минимальным уровнем мозговой деятельности и пониженной реакцией на окружающий мир, присущий млекопитающим, птицам, рыбам и некоторым другим животным.

Физиологически обычный сон отличается от других, похожих на него состояний — анабиоза («спячки» у животных), гипнотического сна, комы, обморока, летаргического сна.

Ни человек, ни животное не могут всегда бодрствовать. Оказывается, что при утомлении организм требует отдыха. Сон – это и есть отдых, защитная реакция организма. Особенно важен сон для расслабления и отдыха нервной системы. Известен тот факт, что человек около третьей части своей жизни тратит на сон. И здесь нас подстерегает большая опасность – если относиться к своему сну пренебрежительно, это рано или поздно скажется на нашем общем самочувствии и на состоянии нашего здоровья. 

Когда ложиться спать?

Лучше придерживаться определенного режима дня, что не всегда получается, но стоит постараться – тогда проблемы со здоровьем, связанные с нарушением сна, не посетят вас.

Наши внутренние биологические часы связаны с продолжительностью светового дня. Когда солнышко клонится к закату и света становится меньше, в нашем организме начинает более активно синтезироваться гормон мелатонин – регулятор суточных ритмов.

Он «дает сигнал» нашим органам: пора, например, снизить активность пищеварительной системы и дать отдых сердцу. По-хорошему, чтобы не идти против наших биологических часов, нужно спать ночью, а не днем.

Люди отправляются спать в разное время. Оптимально это должно быть с 10 часов вечера до полуночи. Максимальная концентрация мелатонина в крови наблюдается с 12 часов ночи до 4 утра. Наш сон заканчивается на рассвете.

Свет блокирует синтез мелатонина в организме и «будит» нас. Если организм не успел восстановиться из-за того, что кто-то поздно лег спать, то пользы от такого сна будет немного.

Как правильно спать?

Самой лучшей позой для сна эксперты признают позицию «лежа на спине» (рис.1. Приложение 1) Спящие в таком положении люди реже других жалуются на боли в спине, шее и на головную боль. С точки зрения здоровья она может привести к храпу, особенно при наличии проблем с носоглоткой, астме, проблемам с сердцем. Из полезных особенностей стоит отметить свойство облегчать боли в суставах при артрите.

«Калачиком» (рис.2 Приложение 1) - крайне полезна, так как позволяет максимально разгрузить позвоночник, снизить давление на позвоночные диски, предотвращая остеохондроз.

Естественно, в течение ночи человек переворачивается не один раз. Но засыпать лучше всего «на животе» (рис.3 Приложение 1). Данная поза способствует распрямлению позвоночника. А значит, общему расслаблению организма. А еще такая поза позволяет почкам работать максимально интенсивно.

«На боку» (рис.4 Приложение 1) - эта позиция имеет лечебный эффект, снижая остроту симптомов при изжоге.

Если вы выбрали самую удобную и полезную позу, но провели в ней не более пяти-шести часов, сон нельзя считать оздоровительным и восстанавливающим.

Что происходит в организме, когда мы спим?

Во время сна в организме происходит множество важных биохимических процессов.

1)Происходит активный синтез источника энергии для всех процессов, протекающих в живых системах. Таким образом, наш организм во время сна запасается энергией.

2)Синтезируется до 75% гормона роста. Во время сна происходит активный рост молодого организма. Этот же гормон помогает сжиганию жира и увеличивает массу мышечной ткани.

3)Во время сна происходит синтез тестостерона, который отвечает за половое развитие человека. И, наконец, за 8-9 часов происходит самоочищение клеток и межклеточных жидкостей организма от продуктов обмена.

Сновидения

Интересное явление сна – сновидения. Что же это такое? Сновиде́ние — субъективное  восприятие  образов, возникающих в сознании  спящего человека. Человек во время сна обычно не понимает, что спит, и воспринимает сновидение как объективную реальность.

Во сне человек может видеть реалистичные и фантастические события. Сны бывают цветными и черно-белыми. Также можно увидеть приятный сон, а можно – кошмар. Чаще всего это зависит от того, что происходило с человеком в течение дня, что его волнует. Если не вспомнить сон сразу после пробуждения, то он очень быстро забудется. Некоторые утверждают, что вообще не видят снов. С древности люди пытались научиться объяснять сновидения, считая, что во снах содержится информация о будущем. Известно, что иногда действительно снятся «вещие» сны. Некоторые музыканты слышат свои будущие произведения во сне, а проснувшись, торопятся записать музыку нотами. Известный ученый Д. Менделеев таблицу химических элементов тоже сначала увидел во сне.

Второклассники и сон

Сколько же должны спать наши третьеклассники? Разные ученые и врачи указывают разные нормы. В среднем дети должны спать:

с 7 до 8 лет – до 12 часов в сутки; 
с 9 до 11 лет – 10 часов в сутки (возраст учеников 3 класса);
с 12 до 15 лет – 9 часов в сутки. 

В последнее время медики отмечают рост расстройств сна. В основе всех этих расстройств лежат переутомление, шумные игры, просмотр ночных кинофильмов, часто неправильная организация сна. За 1-2 часа до сна необходимо прекращать умственную деятельность и физические нагрузки, так как уставшее за день тело и нервные клетки подвергаются еще большей нагрузке, что приводит их к истощению. Это грозит плохим засыпанием, сном с кошмарами.

Чтоб проанализировать, правильно ли организуют свой сон наши ребята, мы провели анкетирование среди 50 учащихся 3А и 3Б классов.

Причины нарушения сна

Современная жизнь с её ритмами и нагрузками постоянно вмешивается в такой естественный процесс как сон, отсюда возникают различные нарушения сна. Самым распространённым нарушением сна является бессонница. Её причинами могут быть: нарушение режима сна, сокращение длительности сна, возбуждение перед сном, мысли, накопившиеся за день и затрудняющие засыпание. Также одной из причин нарушения сна является недостаток в организме гормона сна - мелатонина , который вырабатывается в определённые часы: у взрослых - с 0 часов до 3 часов ночи, а у детей – с 23-00 до 3-00. Отсюда вывод, в это время мы уже должны спать!

В основе всех этих расстройств лежат переутомление, расстройства, шумные игры, просмотр ночных кинофильмов, часто неправильная организация сна.

Глава 2. Практическая часть по определению влияния сна на дневную активность человека

Анкетирование одноклассников

На следующем этапе работы я провел в классе исследования, для того чтобы узнать сколько времени ребята отводят на сон, как они чувствуют себя после сна и видят ли сновидения.

Для проведения письменного опроса были разработаны две анкеты, состоящие из вопросов, отражающих тему настоящего исследования (Приложение 1-2). Целью первой анкеты ставилось выяснить занятость ребенка перед сном, его продолжительность и самочувствие после сна. Целью второй анкеты ставилось определить периодичность и характер сновидений одноклассников. Время заполнения анкеты было неограниченно. В моем опросе приняли участие 20 ученика моего класса.

Результаты анкетирования сведены в наглядные таблицы № 1-2.

Таблица № 1

Во сколько ты ложишься спать?

До 22:00

С 22:00 до 23:00

Позже 23:00

5

13

2

Во сколько ты просыпаешься?

6:00

6:30

7:00

2

8

10

Твоё занятие перед сном?

Чтение книги

Просмотр телевизора

Компьютерные игры

Прием пищи

4

9

6

1

Легко ли ты засыпаешь?

Засыпаю быстро

Не могу долго уснуть

11

9

Как ты обычно просыпаешься?

Просыпаюсь быстро и сразу встаю

Медленно, лежу еще несколько минут

6

14

Как ты чувствуешь себя после сна?

Отлично, чувствую себя бодро

Хорошо, но хочется спать

Неважно, не выспался/не выспалась

3

11

6

По итогам анкеты № 1 сделаны следующие выводы:

Мои одноклассники и я испытываем недостаток сна.

Перед сном дети всегда чем-нибудь занимаются, в основном просмотр телевизионных программ и компьютерные игры.

Большинство детей просыпаются медленно, чувствуют себя хорошо, но хотят спать.

Таким образом, чем позже засыпает ребенок, тем хуже он себя чувствует, т. к. не высыпается.

Таблица № 2

Снятся ли тебе сны?

Да

Нет

19

1

Как часто ты видишь сновидения?

Всегда

Часто

Редко

Вообще не вижу

2

9

8

1

Какие сны тебя снятся?

Яркие, цветные

Черно-белые

Черно-белые и цветные

14

2

4

Запоминаешь ли ты свои сновидения?

Да

Нет

Иногда

7

4

9

Можешь ли ты описать свой последний сон?

Да

Нет

7

13

Согласно данных анкеты № 2 сделаны следующие выводы:

Всем моим одноклассникам снятся сновидения.

Не все дети запоминают свои сны.

Дети часто видят сновидения.

Большинство детей видят яркие, цветные сны.

Таким образом, из проведённого анкетирования можно сделать вывод, активность детей в течение дня, род занятий, их эмоции и переживания влияют на процесс сна и отражаются в их сновидениях.

Вывод: если правильно организовать свой сон, то нам будут сниться добрые, приятные и сказочные сны. А это принесет нам положительные эмоции и хорошее настроение. Качество сна и наши сновидения отражаются на нашем самочувствии. (Приложение 2)

Самонаблюдение

Попросив школьного врача Наталью Павловну и изучив правила хорошего сна, я решил убедиться, что они действительно работают, т.е если правильно организовать свой сон, то я утром буду просыпаться с хорошим настроением и бодрым. Я провел такой эксперимент на себе. В течение рабочей недели я записывал свои наблюдения.

В течение 5 дней я менял время сна и условия засыпания. Вот что получилось.

День 1. Время сна – 8 часов. Перед сном играл на компьютере 1 час. Комнату решил не проветривать. Съел перед сном яблоко.

Спал спокойно. Утром – встал хорошо. Сон не помню. На уроках не всегда был внимателен, допускал ошибки. Настроение не очень.

День 2. Время сна – 7 часов. Перед сном смотрел фильм по телевизору. Комнату не проветривал. Перед сном плотно покушал.

Долго не мог уснуть. Снилось что-то неприятное. Утром вставать не хотелось. В школе был невнимательным, из-за всего сердился. После обеда чувствовал усталость.

День 3. Время сна – 6 часов. Перед сном снова играл на компьютере. Комнату не проветривал. Немного поел перед сном.

Уснул быстро. Ночью просыпался 1 раз. Сон не помню. Встал утром с трудом. В школе устал уже на втором уроке. Всё раздражает.

День 4. Время сна – 10 часов. Перед сном принял душ. Немножко почитал. Проветрил комнату. Выпил стакан кефира.

Уснул сразу. Спал, не просыпаясь, всю ночь. Сон не помню. Проснулся утром легко. Чувствовал себя бодро. На уроках все получалось. Настроение хорошее весь день.

День 5. Время сна – 10 часов. Перед сном поиграл на компьютере, принял душ. Комнату не проветрил. Немного поел перед сном.

Заснул не сразу. Ночью просыпался 1 раз. Приснился страшный сон. Встал утром легко. В школе почти все хорошо. Устал во второй половине дня.

Результаты эксперимента

Вывод: рекомендации врача действуют! Мое самочувствие и работоспособность зависят от того, как я спал. Удивил 4 день. После трех дней недосыпания я восстановил силы за 1 ночь! Теперь можно рассказать об этом и выпустить памятку с рекомендациями для ребят и их родителей.

Так же на своем опыте я понял, что важно правильно спланировать вечернее время отхода ко сну, и поэтому я рассказал об этом одноклассникам и сделал для них памятку с рекомендациями (см. Приложение 3).

Результаты работы:

1. Сон является наиболее важной частью нашей жизни. Чем лучше мы высыпаемся, тем лучше результаты нашей работы за день. Достаточный сон жизненно необходим для поддержания и укрепления здоровья, восстановления работоспособности.

2. Очень важно правильно спланировать вечернее время школьника, чтобы можно было создать «идеальный» сон, достаточный для бодрого и радостного пробуждения!

3. Давно уже замечено, что если человек рано ложится спать и рано встает, то он долго сохраняет хорошую работоспособность и чувствует себя бодрее, чем лежебока. Вспомним нашу пословицу: «Кто рано встаёт, тому бог подаёт».

Выводы

В результате многочисленных исследований были сделаны окончательные выводы: 1. Сон совершенно необходим для здоровья человека. Для нормального функционирования человеку ежедневно нужен продолжительный и качественный сон.

2. Недосыпание негативно сказывается как на физическом, так и на психическом состоянии организма.

3. Состояние человека при пробуждении зависит от нескольких факторов сна: от продолжительности сна и от качества сна.

4. Для хорошего самочувствия необходимо соблюдать гигиену сна.

Заключение

Моя гипотеза верна. Сон – это процесс, в течение которого наше тело набирается сил, готовя нас к следующему дню. Хороший сон дает нам силы, мы чувствуем себя бодро, мыслим ясно.

Исследование проблемы показало, что сон - действительно важное и необходимое условие жизни, он защищает наш организм от переутомления и бережёт здоровье. Систематическое нарушение режима сна приводит к снижению работоспособности, повышенной утомляемости, раздражительности, нарушению нервной системы.

Опытно-исследовательская работа выявила следующие проблемы:

-младшие школьники не всегда соблюдают режим сна;

-только часть школьников умеют правильно организовать свой сон;

-требуется участие родителей для формирования в семье полноценного и здорового сна;

-школьники понимают, что сон очень важен и жизненно необходим.

Действительно, младший школьник должен спать не менее 9 часов в сутки. Отклонение от нормы приводит к развитию заболеваний, либо свидетельствует о том, что в организме человека не все благополучно. Недосыпание негативно сказывается на успеваемости учащихся.

Литература

1 . Буянова Н. Ю.; Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина, – М.: ООО «Издательство АСТ», 1998. -480 с.

2. Занимательная психология для детей и взрослых. М: Фортуна-Пресс, 1996. 216с.

3.Волина В., Маклаков К.; Естествознание. (Книга 1). - Екатеринбург: Издательство АРД ЛТД, 1998г. -414 с.

4. Ротенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья/ пер. с англ.; - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 592 с.

5. Селезнева Е.В. Я познаю мир. Детская энциклопедия: Психология. М.: ООО «Издательство АСТ»; 2000г. 432 с. 1

Приложение 1

«На спине» «Калачиком»

«На боку»

«На животе»

Приложение 2

1.Сколько времени спят третьеклассники

 

68%%

32%

2. Какие сны ты видишь?

 

36%

24%

32%

3. Просыпаешься ли ты по ночам?

 

56%

44%

4. Как быстро ты засыпаешь?

 

10%

52%

38%

Приложение 3

Памятка

Перед сном:

1. Помни, что короткая вечерняя прогулка на свежем воздухе очень полезна.

2. Воздержись перед сном от большой умственной или физической работы.

3. Заранее прекрати подвижные и компьютерные игры, физические упражнения, просмотр телевизора.

4. Воздержись от еды перед сном (за 2-3 часа). Можно съесть фрукт или выпить стакан молока.

5. Для лучшего расслабления в конце трудного дня принимай тёплый успокаивающий душ или просто ножную ванну.

Как спать:

6. Спи в тишине и полной темноте.

7. Спи обязательно в хорошо проветренной комнате. Не закрывай лицо одеялом и не укрывайся слишком тепло.

8. Пользуйся маленькой подушкой с натуральным наполнителем и ортопедическим или удобным, не слишком мягким матрасом.

Просмотров работы: 155