Влияние учебной деятельности на здоровье школьника

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние учебной деятельности на здоровье школьника

Осипенко В.И. 1
1МАОУ Казанская СОШ
Кауц Т.А. 1
1МАОУ Казанская СОШ
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Актуальность моей работы заключается в том, что в последние время очень остро встал вопрос о состояние здоровья у школьников. Образ жизни современного школьника характеризуется чрезмерными эмоциональными, физическими, информационными нагрузками, что отрицательно влияет на состояние организма.

В ходе данного исследования я решила проанализировать создавшуюся ситуацию, разобраться в вопросах, касающихся нарушений состояния здоровья у школьников.

Актуальность работы заключается еще и в том, что мое исследование находит широкое применение в практической деятельности.

Все эти факторы заставляют нас обратить особое внимание по данному вопросу и постараться выявить возможные пути решения, стабилизирования здоровья школьника.

Цель исследования: определить влияние учебного процесса на здоровье школьника и его общее физическое состояние.

В соответствии с поставленной целью мною были решены следующие задачи:

- Проследить динамику здоровья учащихся за четыре года обучения в школе;

- Исследовать состояния собственной осанки и гибкости позвоночника;

- Выяснить соблюдение режима дня и здоровых привычек питания учениками;

- Выявление причин ухудшения здоровья у школьников;

- Создать и распространить среди одноклассников и их родителей буклет «Полезные советы»

Объект исследования данной работы это учащиеся 4 «г» класса.

Применение знаний исследовательской работы поможет обеспечить выявления вектора улучшения состояния здоровья школьника.

Введение

Обоснование выбора темы

Проблема: На сегодняшний день статистика такова, что большинство школьников жалуются на общее состояние организма (головокружение, сонливость, снижения остроты зрения, сутулость). Общаясь со своими одноклассниками, друзьями, я заметила, что данная проблема не обошла стороной многих из них, поэтому я решила изучить влияние учебного процесса на организм школьника, затем рассказать своим одноклассникам и дать рекомендации по укреплению здоровья.

Объект исследования: учащиеся 4 «г» класса

Гипотеза: предположим, что учебный процесс влияет на здоровье школьника.

Цель исследования: определить влияние учебного процесса на здоровье школьника и его общее физическое состояние.

Задачи:

- Проследить динамику здоровья учащихся за четыре года обучения в школе;

- Исследовать состояния собственной осанки и гибкости позвоночника;

- Выяснить соблюдение режима дня и здоровых привычек питания учениками;

- Выявление причин ухудшения здоровья у школьников;

- Создать и распространить среди одноклассников и их родителей буклет «Полезные

советы»

Методы исследования:

- изучение информации о нарушении зрения, осанки о быстрой утомляемости;

- практика;

- наблюдение;

- сравнение;

- анкетирование;

- интервью;

- обобщение;

- вывод.

1. Выявление нарушений зрения у школьников.

В начале своей работы мне пришлось заглянуть в словарь и выяснить, что же является здоровым образом жизни, так вот, одно из определений звучит так: « Здоровый образ жизни - это умение распределить своё время, умение следить за своим здоровьем, за внешним видом».

Затем я обратилась к нашему медику и выяснила, что 5% учащихся нашего класса имеют подготовительную группу здоровья и 95% основную, что уже хорошо.

Далее мы (медик и я) проанализировали наши медицинские карты и пришли к выводу, что четверо ребят имеют слабое зрение.

За последние десятилетия значительно возросло число лиц, страдающих нарушениями зрения: около 1 миллиарда жителей нашей планеты носят очки, каждый четвертый в развитых странах — близорукий.[1]

Что же могло повлиять на ухудшение зрения?

Дефицит движений, нерациональное питание с недостаточным содержанием витаминов и минералов, чрезмерные информационные и зрительные нагрузки, радиационные излучения приводят к серьезным нарушениям обменных процессов и развитию заболеваний, в том числе органов зрения.

Наиболее часто в школьном возрасте встречаются такие формы нарушений зрения, как близорукость, дальнозоркость и астигматизм.

Чаще всего в школьные годы развивается близорукость (миопия), что связано, главным образом, с длительной зрительной работой на близком расстоянии (чтение, письмо, черчение), особенно при неправильном освещении. Вследствие этого происходит нарушение кровоснабжения, и возникают изменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению в длину.

В результате ребенок плохо видит далеко расположенные предметы и текст на классной доске, и пытается исправить ситуацию, прищуриваясь или надавливая на глазное яблоко. К сожалению, начиная от младших классов к старшим, возрастает как число страдающих близорукостью учащихся, так и степень выраженности заболевания.

Еще одним из факторов, влияющих на изменение зрения, является работа, связанная с применением приборов и устройств повышенной яркости: телевизоры, мониторы компьютеры, сотовые телефоны и другие устройства, в состав которых входят мониторы и индикаторы, а в настоящее время как раз, школьники проводят большую часть своего времени за экранами мониторов: компьютера, телевидения и дисплея телефона: в «Контакте» или в «Одноклассниках».

Из интервью, которое прошло с врачом школьного медпункта Колесниковой Н.Ю,. я выяснила, что за последние 4 года процент школьников, имеющих проблемы со зрением, изменился в лучшую сторону. Статистические данные приведены в Таблице 1 (приложение1)

[1] «Здоровье», №1(16), М., 2012.

Но хочется чтобы результат был еще лучше, нужно знать несколько простых правил и соблюдать их (в буклете).

Правила как сохранить зрение, мы помним и стараемся их выполнять. Они очень простые:

1.Полноценно питаться.

2.Не читать лёжа

3.При выполнении уроков не наклоняться близко к тетради

4.Делать специальную гимнастику для глаз

5. Соблюдать правила при работе за компьютером

2.Осанка.

Особое внимание на уроках наши учителя уделяют осанке. Они постоянно контролирует нас. Смотрят, как мы сидим и пишем, если что-то не так, они делают замечание. А почему? Для чего? Оказалось все очень просто. У тех ребят, кто не следит за своей осанкой, может появиться сутулость либо такая болезнь как сколиоз.

Сколиоз - это боковое искривление позвоночника, а еще сколиоз называют «болезнью школьника» т.к. приобрести его можно только в школьные годы, пока растет скелет. Опасность сколиоза в том, что при искривлении позвоночника происходит смещение или сдавливание внутренних органов.

Основные причины появления сколиоза:

- слабое физическое развитие;

-длительное сидение за столом при неправильной посадке, особенно при письме;

-несоответствие размеров мебели пропорциям тела.

Последствие сколиоза:

- головные боли;

- частые ангины;

- ухудшение зрения и слуха;

- эпилепсия;

- сердечные колики;

- боли в лопатках, спине, пояснице, суставах;

- заикание;

- невроз.

Каждый, кто желает, может провести исследование состояния собственной осанки для этого нужно:

Встать спиной к стене так, чтобы лопатки, ягодицы и пятки плотно прикасались к стене. Между поясницей попробуйте просунуть сначала кулак, потом ладонь. Если кулак не проходит, а проходит только ладонь - осанка нормальная. Я провела такое исследование в 4 «г», результат всем понравился; в классе нет ребят с нарушением осанки (приложение 2)

У меня возник вопрос, а сохраняется ли правильная осанка при ходьбе или при выполнении других движений. Исследование второе. Для этого ребята положили на голову книгу, попробовали с ней ходить, приседать. Как только происходило нарушение осанки, предмет падал. Вывод: очень трудно сохранить правильную осанку, выполняя различные движения (приложение 3)

Нам очень много времени приходится проводить сидя за столом в школе и дома при подготовке домашнего задания. Стало интересно насколько гибким остался наш позвоночник. Для этого я предложила ребятам встать на стул и, не сгибая колени, максимально наклонится вперёд, затем измерили линейкой расстояние от кончиков пальцев до плоскости опоры (приложение 4)

Наблюдение показали, что у большинства ребят не достаточно гибкий позвоночник,

хорошо и отлично только у трех учеников из 19.

Как избежать нарушения осанки (буклет)?

1. При работе сидя как можно чаще меняйте положение телa. Оптимально – раз в 15 минут. Для этого можно отклоняться в одну или другую сторону, время от времени немного изменять положение рук, ног и головы.

2. Через каждые 30–40 минут вставайте на 3 – 4 минуты для небольшой разминки.

3. Если вам приходится много времени проводить за столом, стремитесь к тому, чтобы спина в месте изгибов прочно опиралась на спинку стула.

4. Сидите за столом прямо, не наклоняя вперед голову или верхнюю часть туловища.

5. Чтобы масса тела чрезмерно не давила на позвоночник, вес корпуса должен равномерно распределяться на ягодицы, а это невозможно, если вы постоянно сидите на мягкой мебели. Поэтому постарайтесь найти стул, на котором сидите, пожестче.

6. Высота стула  должна соответствовать длине голени. То есть, высота сиденья в таком случае приходится на уровень согнутого колена, а ноги упираются в пол. Если у вас слишком маленький рост — подставьте под ноги небольшую скамеечку.

7. Чаще меняйте положение ног под столом. Этим вы уменьшаете нагрузку на позвоночник.

8. Старайтесь спать на жесткой постели и подбирайте высоту и форму подушки в зависимости о того, как вы привыкли спать – на животе, боку или спине. Поддержка головы, шеи и плечевого пояса при разных позах должна отличаться.

Подушка для любителей спать на животе обычно маленькая и тонкая. Для спящих преимущественно на спине – более объемная, предупреждающая запрокидывание головы и искривление шеи. А тем, кто спит на боку, стоит выбрать подушку такой высоты и жесткости, чтобы позвоночник оставался ровным.

9. Старайтесь как можно больше двигаться. Обращайте внимание на то, чтобы в движении были задействованы все крупные группы мышц – и обязательно мышцы спины. Ведь от их состояния зависит и правильное положение позвоночника.

Как сохранить осанку

Нарушение осанки происходит не только в детском возрасте, и причиной этому становится в основном неправильная поза при сидячей работе. Основные последствия – хронические боли и нарушение кровоснабжения мозга. А профилактика очень проста: больше двигаться и подобрать удобную мебель.

3.Пульс

Следующим исследованием был пульс. Я предложила ребятам посчитать свой пульс на уроке, затем мне стало интересно узнать, изменяется ли он после уроков и перед контрольной работой (приложение 5).

Вывод: перед контрольной работой у большинства учащихся пульс учащается, что свидетельствует о волнении и психологической нагрузке.

Снизить высокий пульс помогут простые действия.

Вот некоторые из них.

Освободить область шеи и груди от тесной одежды, чтобы обеспечить доступ воздуха.

Полежать спокойно или посидеть, расслабив все тело.

Ладошками легонько надавливать на закрытые веки 5-10 секунд.

4.Режим дня.

Следующим этапом исследования был режим дня. Нужно было выяснить, как соблюдают режимные моменты уч-ся нашего класса.

В 7 часов подъём у 14 человек из 19.

Следующий момент режима. Пребывают ли на свежем воздухе наши ученики после школы? 10 человек бывают на улице сразу же после школы.

4 человека вечером перед сном.

3 человека все свободное время проводят на улице.

4 человека практически совсем на улице не бывают.

Далее, уроки мы должны делать с небольшими перерывами, но как оказалось половина класса этот режимный момент не соблюдают.

А сколько же времени уходит на выполнение домашних заданий?

У 75% ребят время выполнения домашнего задания не превышает и 1 часа.

Из таблицы 2 видно чувствуют ли усталость ребята после занятий в школе

(приложение 6)

И последний момент это сон. Мы должны ложиться спать в 9 часов вечера, это правило соблюдают 8 из 19 ребят.

Мы посмотрели, как уч-ся соблюдают режим дня. А что же бывает, когда мы его нарушаем.

Ученик быстро устаёт

Становится рассеянным

Ничего не успевает

Появляются головные боли

Снижается настроение

Исчезает желание учиться

Вывод: для того чтобы не было таких последствий, просто нужно соблюдать режим дня.

4. Питание

Оказывается, на состояние здоровья человека огромную роль играет - правильное питание.

Ещё в древности было известно, что правильное питание есть непременное условие долгой жизни.

Основными нарушениями в питании являются:

- Избыток углеводов и жиров животного происхождения;

- Дефицит овощей, фруктов и ягод;

- Нарушение режима питания.

Дети в младшем школьном возрасте должны питаться 5 – 6 раз в день

Основные правила питания:

- разнообразие;

- умеренность;

- своевременность

Возникает вопрос, следует ли, заставлять ребёнка есть, через силу или отказывать ему в приёме пищи перед сном?

Заставлять нельзя.

Оценивая своё желание поесть, ребёнок прислушивается к потребностям своего организма

Обязательно ли детям в возрасте 6- 10 лет есть первые блюда? Да

Употребление только второго блюда

не вызывает достаточного отделения желудочного сока

пища долгое время задерживается в пищеварительном канале, подвергается брожению, раздражает слизистую оболочку

с течением времени такое неправильное питание приводит к болезненным изменениям в аппарате пищеварения

4 человека из 19 в нашем классе

первые блюда употребляют редко, что может привести к болезням желудка и всего организма

Ребятам был задан вопрос, входят, ли в ваш рацион такие продукты как рыба, мясо, молочные продукты, свежие овощи и фрукты. Во что получилось таблица 3

(приложение 7)

Теперь попытаемся выяснить соблюдение учащимися режима питания.

На вопрос завтракаешь ли ты? Ответили

Да-13 человек Нет - 5 человек Не всегда- 1 человек

Считаешь ли ты, что завтрак необходим?

Да-15 человек Нет- 4 человека

Ты считаешь свой вес:

Нормальный- 10 уч-ся Избыточный – 9 уч-ся

Считаешь ли ты, что ешь слишком много сахара?

Да- 6 уч-ся Нет-13 уч-ся

Приятный момент это то, что у нас 100% посещение школьной столовой.

Рекомендации: по питанию

В питании всё должно быть в меру; Пища должна быть разнообразной; Еда должна быть тёплой; Тщательно пережёвывать пищу; Есть овощи и фрукты; Есть 3—4 раза в день; Не есть перед сном; Не есть копчёного, жареного и острого; Не есть всухомятку; Меньше есть сладостей; Не перекусывать чипсами, сухариками и т. п.

Здоровое питание – это
ограничение жиров и соли, увеличение в рационе фруктов, круп, изделий из муки грубого помола, бобовых, нежирных молочных продуктов, рыбы, постного мяса.

6. Заключение

К завершению моего исследования я пришла к такому выводу, что моя гипотеза подтвердилась, оказывается, есть очень много факторов, которые влияют на организм школьников. Причинами нарушения здоровья могут быть:

Сокращение времени сна, прогулок;

Нерегулярное и неполноценное питание;

Выполнение домашних заданий в вечернее время;

Отсутствие активного отдыха на свежем воздухе, в активных играх, в движении;

Несоблюдение элементарных гигиенических требований.

Рекомендации, советы.

Я рекомендую всем ребятам укреплять и сохранять своё здоровье:

Следить за своей посадкой при письме;

Соблюдать режим дня;

Правильно питаться;

Больше времени проводить на свежем воздухе;

Ученикам и их родителям прочитать буклет «Полезные советы» и следовать им.

Список используемой литературы:

1. С.И.Ожегов и Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка. Москва. АЗЪ;

2.Н. М. Амосов, Раздумья о здоровье 2016 г. 136с

3.И. П. Брязгунов, Беседы о здоровье школьников 2013-2015 гг.,257с

4.Ю. М. Данько, Здоровое тело 2017 г., 158 с

5.Н. Н. Куинджи, Валеология: пути формирования здоровья школьников 2015 г.95с.

6 Журнал Здоровье, №3(16), М., 2010 г

Приложение 1

Данные о нарушении зрения у школьников

МАОУ Казанской СОШ

за период с 2016 по 2020 гг

Таблица 1

Год

%-ое соотношение уч-ся с нарушенным зрением, %

Число уч-ся, имеющих проблемы со зрением, чел.

20015-2016

17

61

2016-2017

13

50

2017-2018

14

54

2018-2019

10

35

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Таблица 2. Самочувствие учеников

 

Да

Нет

Иногда

Чувствуешь ли ты усталость после занятий в школе?

11 уч-ся

5 уч-ся

3 уч-ся

Приложение 7

Таблица 3. Продукты питания в рационе 4»г» класса

 

мясо

рыба

Молочные продукты

Свежие овощи и фрукты

да

12

6

15

18

нет

       

иногда

7

13

4

1

Просмотров работы: 937