Флорариум как объект творческой и исследовательской деятельности

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Флорариум как объект творческой и исследовательской деятельности

Агапов Г.А. 1
1МОУ-СОШ ПОС.ЧАЙКОВСКОГО
Чайникова О.В. 1
1МОУ-СОШ ПОС. ЧАЙКОВСКОГО
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Флорариум - это композиции из комнатных растений в стеклянных прозрачных вазах всевозможных форм. У него есть разные названия – сад в бутылке, растительный террариум, натуральный аксессуар, но правильнее называть его флорариум. Это модное увлекательное направление садоводства, а также искусства, и сделать сад в бутылке своими руками по пошаговой технологии несложно.

В данной работе описаны результаты работы по изготовлению флоариумов в школе, изучение выживаемости растений в миниатюрной (искусственной) экосистеме.

Изготовление флорариумов в школе позволяет создавать уникальные композиции, которые помогут изучить экосистемы пустыни, тропиков, дремучего леса и даже горного ландшафта; будут способствовать созданию комфортной среды в кабинетах школы, развивать экологические знания у обучающихся.

Такой необычный метод выращивания комнатных растений как флорариум – это оригинальное решение, которое сможет украсить как школьный кабинет, так и дом. Варианты выполнения и по форме, и по размеру самые разнообразные, что открывает огромный простор для фантазии, создает комфортную среду, помогает изучить разнообразные экосистем.

Актуальность работы: в настоящее время нет такого жилья, где не было бы комнатных растений. Для большинства людей очень важно является общение с природой, поэтому многие стараются максимально приблизить своё жильё к природе, выращивая комнатные растения. Растения, окружающие человека на протяжении большей части суток, обладают способностью не только дарить эстетическое наслаждение, но и благоприятно воздействовать на нервную систему, улучшать настроение и укреплять здоровье. Растения повышают влажность воздуха в помещениях, что особенно важно зимой, когда работает центральное отопление: они защищают от пыли и микроскопических вредных частиц, ионизируют воздух и обогащают его кислородом. Таким образом, правильно выбранное и ухоженное растение станет прекрасным дополнением к любому интерьеру и позволит не только разнообразить внешний вид помещения, но и станет источником здоровья для его обитателей.

Флорариум по сути является мини-садом за стеклом со своей экосистемой. С помощью флорариумов в обычных городских квартирах создают кусочек пустыни, тропиков, дремучего леса и даже горного ландшафта.

Гипотеза: изготовление флоариумов в школе позволит создавать уникальные композиции, которые помогут изучить разнообразные экосистемы будут способствовать созданию комфортной среды в кабинетах школы, развивать экологические знания у обучающихся.

Цель работы:

Определить роль флорариума для создания комфортной образовательной среды и благоприятного климата в кабинетах школы.

Задачи:

1. Знакомство с историей создания флорариумов.

2. Изучение различных видов флорариумов в зависимости от формы и типа ёмкости.

3. Знакомство с видами растений , используемых для создания флорариумов.

4. Изучение техники создания разных миниатюрных экосистем.

5. Изготовление флорариума своими руками.

6. Создание комфортной образовательной среды и благоприятного климата в кабинетах школы.

Основная часть

1. Из истории создания

Флорариум– хитрый предмет с замысловатым названием, который незаметно просочился в наш обиход и подкупил своей эстетичностью, практичностью и оригинальностью. Как явление практическое флорариумпоявился ещё в начале 30-х годов XVIII века, а своё название «ящик Уорда» («Wardian case»)— получил по имени создателя – лондонского врача и естествоиспытателя Натаниэля Уорда. Доктор Уорд был страстно увлечённым ботаником и коллекционером. Но, в условиях скверного лондонского воздуха, состоявшего в большей степени из угольного дыма и серной кислоты, многие его растения чахли и погибали. Тогда учёного заинтересовали обстоятельства роста растений в замкнутойёмкости, и, заметив, что влажная и стабильная атмосфера может стать условием сохранения здоровья растений, Уорд спроектировал небольшую переносную застеклённуютепличкуиз дерева. Позже чуть больший по размеру «чемодан» доктора Уорда позволял не только спасать местные растения в условиях неблагоприятного климата, но и без проблем привозить в Европу тропические орхидеи, папоротники и бромелиевые, которые были вожделенным богатством для многих коллекционеров того времени. Эстетическую ценность ящиков Уордаоценили гораздо позже. В британском обществе того времени вошло в моду устанавливать в комнатах «ларец Уорда»для содержания папоротников, и искусно отделанные, большие оранжереи скоро стали украшать светские салоны. Во второй половине XX века, с появлением новых материалов вроде пластика и различных полимерных клеев, конструкция комнатной теплички претерпела ряд изменений и к тому же архитектурно внедрилась в интерьеры с образованием«зелёных витрин» или встроенных в межкомнатные перегородки «цветочных окон». В современном понимании флорариум, или растительный террариум, — это прозрачная ёмкость из стекла или пластика закрытого, частично закрытого или открытого типа, в которую помещаются представители флоры, нуждающиеся в одинаковых условиях произрастания. Это позволяет создавать в стеклянном сосуде настоящие природные зоны в миниатюре: горный ландшафт, пустыни, тропики или частичку дремучего леса. Самыми распространёнными жителями мини-садов считаются мхи, папоротники, орхидеи, сенполии, цикламены, кактусы, суккуленты и плющи. По наличию тех или иных зелёных жителей в стеклянном контейнере, обобщённое слово «флорариум»может заменяться названием «суккулариум»,«мохнариум»и т. д. Основное преимущество выращивания растений во флорариумезаключается в том, что закрытая ёмкость не только поддерживает необходимую влажность воздуха, но и обеспечивает замкнутый режим увлажнения(вода, испаряемая растениями и грунтом, конденсируется на стенках и, охлаждаясь, снова выпадает в виде «дождя»). Время между поливами в таком случае может удлиняться до одного месяца. Как правило, флорариумыбывают напольными, настольными, подвесными, настенными и даже могут встраиваться в межкомнатные перегородки или в предметы мебели. Такое разнообразие позволяет создавать необычайно красивые и эффектные элементы декора в интерьере.

2. Виды флорариумов

Начиная со времен великих географических открытий люди так впечатлились экзотической флорой жарких стран, что стали устраивать зимние сады в наших широтах. Такое увлечение было по карману лишь знати, ведь, мало того, что сами растения стоили немалых денег, так для них еще и надо было строить внушительные оранжереи. Времена князей и просторных поместий закончились, а тяга к прекрасному осталась. Так и родилась идея флорариумов – садиков в небольших стеклянных емкостях.

В условиях небольших квартир флорариум станет достойной заменой громоздким оранжереям. Благодаря закрытому пространству, в нем поддерживается особый микроклимат, благоприятный для роста и развития многих растений. За стеклом можно воссоздать кусочек тропического леса, скалистый или пустынный ландшафт.

Все зависит от вашего вкуса и опыта. Тут следует оговориться, что разные виды флорариумов требуют разной подготовки от их владельцев. Например, флорариум из суккулентов осилит даже новичок, никогда до этого не державший комнатных растений. А вот создание тропического леса потребует кое-какого опыта в этом деле.

Как правило, флорариумы бывают напольными, настольными, подвесными, настенными и даже встраиваться в межкомнатные перегородки или в предметы мебели. Именно поэтому в просторной комнате более органично будет выглядеть большая красивая витрина, а маленькая композиция может прекрасно выглядеть на полке, столе или специальной подставке. Декоративный вид возможен как со всех сторон (отдельно стоящий флорариум), так и только с одной стороны (встроенный флорариум). Такое разнообразие позволяет создавать необычайно красивые и эффектные элементы декора в интерьере.

Под флорариум подойдет практически любая стеклянная емкость (аквариум, чаша, ваза, бутыль), ограниченная двумя факторами: толщиной стекла, которая должна быть соразмерной с объемом емкости, поскольку под тяжестью грунта и самих растений стекло может лопнуть; наличием «крышки» или дверцы, ведь для поддержания достаточной влажности нам нужно будет прикрывать ими верх вазы.

Перед посадкой следует определиться, где будет стоять флорариум: если у стены, то его внутренний «рисунок» должен быть наклонным (спереди мелкие детали, сзади — высокие). Но практика показывает, что вам в любом случае нужно будет поворачивать аквариум к источнику света — для равномерного роста растений. Поэтому оптимальное расположение растений — центрированное, то есть самые высокие — посередине, более низкие — по краям.

Растения во флорариуме можно высаживать прямо в грунт или разместить их в горшках, искусно декорировав горшки цветным грунтом, мхом, ракушками.

В случае высадки в грунт слой дренажа должен быть не менее 1/3 всего грунта. Это могут быть камешки, керамзит, древесный уголь. Перед помещением в аквариум обязательно промойте его и дайте высохнуть. Сверху положите слой земли высотой от 2 до 5 см, в зависимости от высаженных растений и объема самого аквариума. Поскольку для флорариумов используются растения по преимуществу тропические, то и земля для них должна быть соответствующая — легкая.

Высаживайте растения просторно, чтобы они могли разрастаться, не тесня друг друга. Для каждой композиции отбирают виды, обладающие примерно одинаковыми требованиями к условиям произрастания: почве, освещенности, влажности. Но гораздо удобнее размещать растения в маленьких горшочках, которые прикрываются тем же мхом. Так за растением будет гораздо удобнее ухаживать, а в случае необходимости (растение переросло или потеряло вид) — заменить. При такой организации сначала высыпается часть керамзита, потом выставляются горшочки, а затем засыпается оставшийся керамзит. А дальше — простор вашему воображению! Можно сделать какой-то смысловой акцент во флорариуме — поместить керамическую фигурку, красивую ракушку, яркий камень или что-то еще.Флорариумы бывают большие и маленькие. Настольные, напольные и даже настенные. Главное - правильно подобрать растения и обеспечить им нужные условия. Для культуры комнатных растений во флорариуме очень важен режим полива. Если растения обитают каждое в отдельном горшке, то соблюдать различный режим полива и поддерживать нужное состояние почвенного субстрата нетрудно, но хлопотно – с каждым растением приходится заниматься поодиночке. Да и выглядит такой флорариум малоэстетично, как витрина посудной лавки.

Стеклянный садик с растениями, высаженными в общий грунт и имеющими одинаковый режим полива, гораздо симпатичнее коллекции горшков. Но и здесь есть свои сложности. Цветы, которым нужен сухой период покоя (редкий зимний полив или отсутствие полива вообще), не смогут жить в одном грунте вместе с растениями, для которых подсушка почвенного субстрата недопустима. По этому признаку их необходимо разделять – и обеспечивать каждой группе отдельное "почвенное пространство".

3. Применение комнатных растений в преподавании

биологии в школе

Комнатные растения – прекрасный объект для изучения биологических особенностей растений. В связи с этим дополнительные сведения о биологии комнатных растений, существенный вклад в науку. Безмолвные и прекрасные, часто беззащитные и зависимые от человека, цветы способны покорят сердца, сводить с ума, они оставляют следы в истории и вдохновляют поэтов. Цветы – нечто загадочное, мистическое, божественное: так воспринимали их наши предки. И поэтому сейчас, в эпоху технического прогресса и индустриализации, бурного роста городов в жизни человека всё более значительную роль играет природа.

Человек издревле ощущал потребность в общении с природой и всегда чувствовал себя её частичкой, поэтому вполне понятна его тяга к ней и в настоящее время. Чтобы почаще радовать себя, мы научились выращивать любимые цветы и декоративно-листные растения в комнатных условиях. Это была кропотливая работа, но зато теперь на своем подоконнике, балконе, в зимнем саду у нас есть возможность создать чудесный райский сад, который постоянно, в любую минуту, будет очаровывать своей неповторимой красотой. Комнатные растения в доме – зеленая лаборатория, в которой наши дети, особенно малыши, ближе знакомятся с живой природой, приобретают много полезных знаний, навыков. Многообразие растительного мира поистине бесконечно. И хотя в сравнении с грандиозными богатствами природы, представленные в наших жилищах виды весьма немногочисленны, всё-таки и по ним можно составить представление об изобилии форм и возможностей роста и образа жизни.

Растения всех континентов назначают свидание друг другу на наших подоконниках, балконах, террасах. История комнатного цветоводства уходит корнями в глубокую древность: человеку всегда хотелось иметь рядом с собой оригинальные растения, украшающие его дом. Понятие “комнатное растение” существует с момента, когда он догадался бросить семя не на поле, а в горшок с землей. Растения всегда были очень выгодным товаром. Из Америки везли кактусы и орхидеи, из Индокитая – цитрусовые, из Индии – растения, дававшие пряности. Основное количество декоративных растений попало в Европу во время колониальных завоеваний в конце XVII - начале XVIIIв., когда на родину свозились все “диковинки”. Комнатные растения принадлежат к самым различным систематическим группам. У каждого из них своя, мало знакомая нам жизнь, своя история, свои потребности и свои биологические особенности. Среди них есть голосеменные растения и покрытосеменные, папоротникообразные др. Строение вегетативных органов и цветков у них очень разнообразно. Есть, однако, общее для всех этих растений свойство: все они выходцы из стран с тропическим или субтропическим климатом. Но недостаточно просто знать лишь названия и происхождение растений. За каждым растением надо так ухаживать, чтобы оно росло здоровым и красивым. Ведь цель комнатного садоводства – украшать жилище человека. Кроме того, растения следует так расставить и сгруппировать, чтобы они действительно украшали комнату. Правильный уход за ними не требует профессиональных знаний. Свет, соответствующая температура, вода и состав подкормки – вот четыре важнейших фактора, от которых зависит жизнь наших зеленых питомцев. Именно поэтому комнатные растения довольно хорошо чувствуют себя у нас дома.

4. Флорариум в классной и внеклассной работе

Биология – наука о жизни, поэтому задача учителя – помочь учащимся воспринимать школьный курс биологи как раскрытие и познание тайн живой природы. Каждый учитель стремится, чтобы его занятия были не только интересными и обогащающими учащихся знаниями, но и развивали их умственные и творческие способности. Достичь этого можно лишь при правильной организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Специфической особенностью преподавания биологии является широкое использование натуральной наглядности, постановка опытов и наблюдений за живыми организмами. Умелое использование натуральных объектов в сочетании с другими средствами обучения, организация самостоятельной работы учащихся с живыми растениями на уроках и во внеурочное время играют важную роль в решении учебно-воспитательных задач. Для организации практических работ по ботанике в средней школе удобным материалом являются цветочно-декоративные растения, опыты с которыми можно проводить в течение года. На цветочно-декоративных культурах можно показать влияние различных факторов на рост и развитие растений (промораживание, тёплые ванны, прищипка обрезка верхушек и др.)

Изучение материала, предусмотренного программой школьного курса биологии, должно способствовать формированию у учащихся сознательного отношения к труду и охране природы, приумножению ее богатств. Эффективность решения этих задач в процессе обучения биологии в значительной степени связана с методикой преподавания занятий в школе, организацией учебно-познавательной деятельности учащихся и возбуждением у них интереса к изучаемым вопросам. Работая с лекарственными растениями, учащиеся усваивают важнейшие приемы и трудовые навыки по уходу за ними, пересадке и размножению их. При этом можно формировать многие биологические понятия.

Комнатные растения могут сыграть определенную роль и в эстетическом воспитании учащихся. Внося растение в помещение, человек стремится украсить свой дом, сделать его более уютным. Растения в школе, помимо учебных целей, используют для оформления интерьера кабинетов, классных комнат, библиотеки и др. Растения привлекательны лишь в том случае, если они здоровы, ухожены, правильно подобраны и со вкусом размещены, вписываясь в интерьер помещения, дополняя и подчеркивая его функциональную направленность.

Во внеклассной работе с комнатными растениями различают следующие формы:

- индивидуальные занятия;

- кружковые занятия;

- массовые мероприятия.

В каждой школе ежегодно проводятся недели или месячники биологии. Их программы наряду с другими могут включать мероприятия, связанные с комнатным цветоводством. Таковы, например, организация выставки комнатных растений и проведение консультаций по уходу за ними. Это мероприятие вызывает интерес не только у школьников, но и у многих родителей. Юннаты могут подготовить и провести для учащихся вечер на тему “Путешествие с комнатными растениями”, организовать викторину “Знаешь ли ты комнатные растения”. В школьные биологические олимпиады следует включать вопросы, связанные с комнатными растениями.

Уже на первом уроке ботаники, в теме “Общее знакомство с цветковыми растениями”, комнатные растения флорариумов могут служить демонстрационным материалом, иллюстрирующим рассказ учителя о многообразии растительного мира. Знакомя учащихся с органами цветкового растения и формируя у них понятие “цветковое растении”, целесообразно наряду с гербарными экземплярами использовать комнатные растения. При изучении темы “Клетка”учащимся можно предложить приготовить и рассмотреть микропрепараты органов некоторых комнатных растений. Эти опыты способствуют углублению знаний учащихся о клеточном строении органов растений, а также выработке умений приготовления микропрепаратов и их изучения под микроскопом. В теме “Стебель”тоже можно использовать комнатные растения на уроках. Живые растения помогут учащимся усвоить целый ряд понятий о побеге и его составных частях. Школьники увидят узлы – места прикрепления листьев к побегу – и междоузлия – участки побега между узлами. Комнатные растения могут оказать существенную помощь в формировании у учащихся понятий о различных формах стеблей и об особенностях их строения в зависимости от жизненных функций. Для этого урока учитель заблаговременно подбирает комнатные растения с разнообразными стеблями и демонстрирует их, сопровождая рассказом. Комнатные растения также целесообразно использовать при изучении темы “Корень”. Многие учащиеся затрудняются ответить на вопросы о строении придаточных и боковых корней, о наличии у них корневых волосков. Чтобы ликвидировать эти пробелы в знаниях учащихся, необходимо шире использовать различные комнатные растения (в том числе и аквариумные) растения. При изучении темы “Лист” комнатные растения становятся незаменимыми живыми объектами на разных этапах почти всех уроков. Эту тему изучают в зимние месяцы, когда в природе невозможно встретить живые растения с листьями. В этих условиях использование комнатных растений позволит учителю активизировать учебный процесс и через систему методических приемов способствовать усвоению учащимися сложного теоретического материала, пониманию его практической значимости. При изучении внешнего строения и разнообразия листьев в каждой школе и в биологическом кабинете в частности, необходимо подобрать такую коллекцию флорариумов, чтобы она могла ответить на все поставленные вопросы при изучении данной темы.

Кактусы - двудольные растения, произрастающие в Новом Свете. Благодаря интересной форме стебля, многообразию колючек и относительной легкости ухода кактусы приобрели множество горячих поклонников среди любителей комнатного цветоводства и известны, наверное, каждому. В школе кактусы можно использовать как наглядные пособия при изучении многих тем по курсу “Ботаника”. Например, при изучении темы “Корень”можно продемонстрировать школьникам мочковатую корневую систему кактусов, например, устойчивых к выниманию из грунта эхиноцереуса, эхинопсиса или опунции. Нелишним будет сказать и о том, что у некоторых кактусов во время засухи корневая система почти засыхает, отрастая вновь во влажный период.

Демонстрация кактусов очень полезна при обсуждении примеров разнообразия побегов. На самом деле, что лучше и нагляднее продемонстрирует особенности суккулентных (т.е. запасающих влагу) растений? Следует обратить внимание на способность стебля кактусов к фотосинтезу. Собственно, у этих растений стебель - единственная фотосинтезирующая часть побега. Колючки кактусов, имеющие листовое происхождение и приобретшие такую форму в связи с необходимостью экономить влагу (они вообще не способны к испарению, но, правда, и к фотосинтезу тоже) - отличный пример при изучении темы “Разнообразие листьев”. У многих пустынных; кактусов колючки выполняют и еще одну достаточно своеобразную функцию - они предохраняют растение не только от поедания животными, но и от излишка солнечного света, затеняя стебель. При изучениитемы “Вегетативное размножение растений”можно продемонстрировать размножение кактусов побегами (детками), которое имеет место в природе, и возможность искусственного размножения побеговыми черенками.

Заключение

Наблюдая за посаженными растениями, я заметил, что почва во флорариумах долгое время остаётся влажной. Поэтому я поливал растение реже, чем те комнатные растения, которые посажены в обычных цветочных горшках. Поливал леечкой с узким тонким носиком, аккуратно чтобы вода попадала только на почву, а не на листья.

Практическая ценность работы:данным приемом можно оригинальным и необычным способом украсить квартиру, офис, торговый зал или любое другое помещение. Садик в бутылке – это не только эффектный прием декорирования помещений, но и превосходная возможность вырастить цветы или растения, которые считаются сложными в уходе. В стеклянной, практически герметичной колбе создается особый микроклимат с определенной влажностью, температурой, также растение защищено от сквозняков. Я выяснил, что для домашних растений постоянным местом обитания могут стать бутылки, рюмки, колбы и даже аквариумы. Такой сад в бутылке называется флорариум - декоративная композиция из комнатных растений в прозрачных стеклянных емкостях всевозможных размеров и форм.

Флорариумы могут быть в закрытом и открытом сосуде. Во флорариуме создается атмосфера настоящих тропиков – там влажно и тепло, все равно, что парник. Поэтому выбирая растения для садика за стеклом нужно сосредоточиться на растениях родом из тропиков и субтропиках, а также влаголюбивых видах. Хорошо подойдут для разведения за стеклом разные виды кактусов и растения суккуленты, которые накапливают воду в листьях. Стеклянная ваза, заполненная живыми растениями и декоративными элементами – камушками, коряжками, фигурками выглядит необычно и стильно. Таким оригинальным приёмом можно украсить квартиру, офис, торговый зал или любое другое помещение. В закрытом флорариуме доступ воздуха ограничен или полностью перекрыт. Поэтому комнатные растения не страдают от сквозняков, сухости воздуха, перепадов температуры, что позволяет сохранять декоративность при минимальном уходе.

Основной результат работы – это изготовление флоариумов в школе, изучение выживаемости растений в миниатюрной (искусственной) экосистеме. Изготовление флорариумов в школе позволит создать уникальные композиции, которые помогут изучить экосистемы пустыни, тропиков, дремучего леса и даже горного ландшафта; будут способствовать созданию комфортной среды в кабинетах школы, развивать экологические знания у обучающихся. Флорариумы благоприятно влияют на здоровье человека. Зеленый и желтый цвет полезен для глаз, природные формы и лини отлично успокаивают нервы, улучшают внимание и память, создают комфортную атмосферу. Необычный, таинственный или цветущий сад в стеклянном шаре - это отличный неожиданный и красивый подарок. Такой необычный метод выращивания комнатных растений, как флорариум – это оригинальное решение, которое сможет украсить как школьный кабинет, так и дом. Варианты выполнения и по форме, и по размеру самые разнообразные, что открывает огромный простор для фантазии, создает комфортную среду, помогает изучить разнообразные экосистем.

Можно привести массу аргументов в пользу выбора мини-сада во флорариумедля украшения собственной квартиры или в качестве подарка друзьям и близким:

уникальность;

компактность;

бюджетность в период эксплуатации;

экономия времени;

эстетичность;

улучшение настроения;

приобщение детей и взрослых к прекрасному.

Список использованных источников и литературы

1. Куртер Д. Энциклопедия комнатного цветоводства / Пер. с нем. - М.: Мой Мир, 2006.

2. Логачева Н.И., Шешко Н.Б. Комнатное цветоводство и фитодизайн. Книжный дом (Интерпрессервис), 2009.

3. Никишов А.И. Методика обучения биологии в школе. Методическое пособие. Владос, 2014.

Огород.ru – Полезные советы о загородной жизни

https://www.ogorod.ru/ru/main/inspiration/15873/Kak-sdelat-florarium-svoimi-rukami-i-uhazhivat-za-nim.htm

stroychik.ru Строим своими руками — советы по строительству и ремонту

https://stroychik.ru/raznoe/florarium-svoimi-rukami

4

Просмотров работы: 735