Введение. Актуальность исследования
Когда наступает дачная лихорадка, каждый дачник мечтает о высадке множества растений на участке, но часто цены не дают нам возможности прикупить желаемое количество растений, или, например, у соседа есть то растение, которое непременно должно быть у вас в саду, он готов дать черенок… Так вот в этих случаях приходит на помощь черенкование, и если черенок плохо образует корни сам, мы можем его подтолкнуть к росту корней. Натуральные стимуляторы образования корней обладают мощной биологической активностью. Они усиливают деление клеток и ускоряют их рост. Природными стимуляторами роста корней являются: ива; мёд; картошка; алое; дрожжи. С помощью стимуляции корневой системы природные стимуляторы помогут вылечить слабые и омолодить старые растения, а также дают возможность получить более мощную коневую систему. Конечно, можно прикупить в магазине «Корневин», но если есть мёд, картофель или дрожжи, почему бы ими не воспользоваться? Мы же хотим остановиться на дрожжевом растворе.
Дрожжевой раствор богат витамином В и фитонутриентами, необходимыми для роста корней. Есть еще один плюс от стимулятора роста с дрожжами — такой раствор повышает сопротивляемость к заболеваниям и вредителям. [1]
Гипотеза: если черенки растений поместить на некоторое время в раствор дрожжей, то они быстрее дадут придаточные корни и быстрее будут формироваться молодые побеги.
Цель: выяснить, как влияют ростовые вещества дрожжей на укоренение черенков.
Задачи:
- заготовить несколько черенков растений;
- провести эксперимент по развитию корневой системы и побегов в разных условиях;
- сделать анализ полученных результатов.
Объект исследования: черенки растений.
Предмет исследования: скорость развития, корневой системы и побегов.
Практическая значимость: полученные материалы можно использоватьдля разработки рекомендаций по выращиванию культурных растений на приусадебном участке.
I. Влияние ростовых веществ на жизнедеятельность растений
Химическая координация у животных осуществляется с помощью гормонов, у растений физиологические процессы координируются веществами, которые называют ростовыми веществами.Новажно подчеркнуть, что конкретный механизм действия тех ростовых веществ, которые уже открыты, далеко не ясен и что аналогия с гораздо лучше изученными гормонами животных может ввести в заблуждение.
Ростовые вещества обладают свойством при очень малых концентрациях ускорять (стимулировать), а при повышенных концентрациях замедлять или задерживать рост клеток, тканей и органов растений. Учитывая такой двойной характер действия этих веществ, их иногда называют регуляторами роста. [2]Процесс роста складывается из трех этапов - деления клеток, их растяжения и их дифференцировки (специализации). Для растяжения клетки нужно, чтобы жесткая целлюлозная основа клеточной стенки была ослаблена. Увеличение размеров клетки связано с набуханием ее за счет осмотического поступления воды и одновременным отложением нового материала клеточной стенки. Выделяют пять основных классов ростовых веществ: ауксины, гиббереллины (увеличение размеров клеток и их дифференцировка), «Разрыхление» клеточной стенки индуцируется повышенной кислотностью и действием ауксинов. В 1973 г. четыре группы исследователей одновременно показали, что ауксины стимулируют секрецию ионов водорода (протонов). Это приводит к понижению внеклеточного рН, а тем самым и к разрыхлению клеточной стенки. [3]
Гиббереллины — стимуляторы роста растений, выделенные из продуктов жизнедеятельности некоторых грибов и высших растений. Применяются водные растворы. Гиббереллины сейчас готовят искусственно, и широко применяют для усиления корнеобразования у черенков и надземной массы, предупреждения опадения цветков, завязей и плодов стимулируют цветение, нарушают период покоя семян, клубней, цитокинины (деление клеток), абсцизовая кислота (стадии покоя (в боковых почках) и этилен (старение). [4]
II. Характеристика материалов и методики исследования.
Исследования проводились в октябре, ноябре, декабре в кабинете биологии. Это связано фотопериодизмом растений, что существенно может повлиять на результаты исследования.
1. Материалы и оборудование: черенки растений берёзы, ивы; дрожжи (сухие и сырые); электронные весы; стеклянные банки (700 мл.); цветочные контейнеры.
2. Методика эксперимента.
2.1. Подготовка веточек
Выбрали черенки одинаковые по размеру и возрасту, без видимых повреждений.
2.2. Проведение эксперимента
Для более точных результатов эксперимент повторили три раза, через 7 дней закладывался следующий опыт. Измерения проводили через 7 дней по три раза. Опыт №1: закладка 25. 10.19., высадка в грунт 15.11.19., окончание 06.12.19. Опыт №2: закладка 01. 11.19., высадка в грунт 22.11.19., окончание 13.12.19. Опыт №3: закладка 08. 11.19., высадка в грунт 29.11.19., окончание 20.12.19.
2.2.1. Растворили 70 г. дрожжей в 700 мл воды и выдержите 4 - 5 ч. при комнатной температуре, периодически перемешивая. Смесь профильтровали (ростовые вещества перешли в раствор). Раствор с сухими дрожжами более концентрированный.
2.2.2. Равное количество черенков поместили на сутки в дрожжевой раствор, и (контроль) поставили в обыкновенную воду. Через сутки черенки опытной группы сполоснули и перенесли в обычную воду.
2.2.3. Вели наблюдение
- за скоростью образования придаточных корней (за их количеством, за их размерами) у опытных и контрольных растений.
После образования придаточных корней высадили черенки в почву и продолжили наблюдения за развитием побегов (за появлением молодых побегов)
III. Результаты исследования
1. Статистическая обработка результатов исследований
Средние результаты трёх исследований занесены в таблицы
Таблица №1
Образование придаточных корней на черенках берёзы
сухие дрожжи |
сырые дрожжи |
контроль |
||||||||||
старое растение |
молодое растение |
старое растение |
молодое растение |
старое растение |
молодое растение |
|||||||
кол-во корней на черенке |
общая длина корней (см.) |
кол-во корней на черенке |
общая длина корней (см.) |
кол-во корней на черенке |
общая длина корней (см.) |
кол-во корней на черенке |
общая длина корней (см.) |
кол-во корней на черенке |
общая длина корней (см.) |
кол-во корней на черенке |
общая длина корней (см.) |
|
8 |
14,3 |
10 |
21,2 |
15 |
31,6 |
22 |
75,6 |
13 |
23 |
16 |
27,6 |
По таблице №1 построили диаграммы №1 и №2
Диаграмма №1
Общее количество придаточных корней на черенках берёзы
Анализ диаграмма №1 показал, что ростовые вещества находящихся в сырых дрожжах положительно влияют на появление придаточных корней на черенках берёзы, а вещества, находящиеся в сухих дрожжах, наоборот отрицательно влияют на появление придаточных корней на черенках берёзы.
Диаграмма №2
Общая длина придаточных корней на черенках берёзы
Анализ диаграмма №2 показал, что ростовые вещества находящихся в сырых дрожжах положительно влияют на развитие придаточных корней на черенках берёзы, а вещества, находящиеся в сухих дрожжах, наоборот отрицательно влияют на развитие придаточных корней на черенках берёзы.
Таблица №2
Образование придаточных корней на черенках ивы
сухие дрожжи |
сырые дрожжи |
контроль |
|||||||||
старое растение |
молодое растение |
старое растение |
молодое растение |
старое растение |
молодое растение |
||||||
кол-во корней на черенке |
общая длина корней (см.) |
кол-во корней на черенке |
общая длина корней (см.) |
кол-во корней на черенке |
общая длина корней (см.) |
кол-во корней на черенке |
общая длина корней (см) |
кол-во корней на черенке |
общая длина корней (см) |
кол-во корней на черенке |
общая длина корней (см) |
9 |
18,3 |
11 |
25,2 |
18 |
35,6 |
24 |
85.8 |
13 |
25,7 |
16 |
30,6 |
По таблице №2 построили диаграммы №3 и №4
Диаграмма №3
Общее количество придаточных корней на черенках ивы
Анализ диаграмма №3 показал, что ростовые вещества находящихся в сырых дрожжах положительно влияют на появление придаточных корней на черенках ивы, а вещества, находящиеся в сухих дрожжах, наоборот отрицательно влияют на появление придаточных корней на черенках ивы.
Диаграмма №4
Общая длина придаточных корней на черенках ивы
Анализ диаграмма №4 показал, что ростовые вещества находящихся в сырых дрожжах положительно влияют на развитие придаточных корней на черенках ивы, а вещества, находящиеся в сухих дрожжах, наоборот отрицательно влияют на развитие придаточных корней на черенках ивы.
Образование молодых побегов на черенках берёзы и ивы за время эксперимента не наблюдалось. Возможно, на такой итог эксперимента повлиял фотопериодизм, т.к. эксперимент проводился с октября по декабрь и лиственные деревья находятся в в состоянии покоя на территории нашего округа.
2. Анализ полученных данных
Анализ проведённых экспериментов показал, что дрожжевой раствор при малых концентрациях ускоряет (стимулирует), а при повышенных концентрациях замедляет рост клеток, тканей и органов растений. Учитывая такой двойственный характер веществ, которые находятся в дрожжах, их иногда называют регуляторами роста, так как могут и ускорять и замедлять рост растений.
Вывод
Наша гипотеза частично подтвердилась: если черенки растений поместить на некоторое время в раствор малой концентрации дрожжей, то они быстрее дадут придаточные корни, но молодые побеги в зимний период времени формироваться не будут.
Список используемой литературы:
1. Дрожжи как стимулятор роста корней https://7dach.ru/panytany/drozhzhi-kak-stimulyator-rosta-korney-142144.html
2. Ростовые вещества растений фитогормоны - Справочник ...
https://chem21.info › info
3. Ростовые вещества растений [1990 Грин Н., Стаут У ...
biologylib.ru › books › item
4. Справочник химика 21 Химия и химическая технология
https://chem21.info/info/1281981