«Декоративное цветоводство и ландшафтный дизайн» «Украсим школьный двор»

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«Декоративное цветоводство и ландшафтный дизайн» «Украсим школьный двор»

Шамитов Р.Р. 1
1филиал МАОУ «Староалександровская СОШ им. Калиева А.М.» «Варваринская СОШ»
Шамитова А.А. 1
1филиал МАОУ «Староалександровская СОШ им. Калиева А.М.» «Варваринская СОШ»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Российская Федерация, Тюменская область, д.Варвара Филиал Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Староалександровская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Калиева Анвара Мадиевича» «Варваринская средняя общеобразовательная школа» 8 класс

Красота – это плод постоянного вдохновения,

порожденного упорным трудом. (Делакруа)

Введение. Мы привыкли, считать школу вторым домом и поэтому здесь с детства прививается чувство ответственности, эстетического вкуса, бережного отношения к окружающему миру. Школьный двор — всегда была «визитной карточкой» школы. Уже при первом взгляде на него, входящий может составить мнение о школе. Школьный двор является лицом школы в трудовом воспитании. Я вместе с членами ШЛ в качестве самостоятельного объекта исследования взяли оформление территории школы, ориентируясь на положение Департаментского конкурса «Украсим Родину цветами», ведь моя школа кусочек моей малой Родины, а все вместе взятое это моя Родина. Связи с этим была составлена исследовательская социально – значимая проектная работа по экологической деятельности ШЛ «Зеленый патруль». Приходя в школу, мы хотим чувствовать себя уютно, ощущать красоту и ощущать гордость за любимую школу. Мы считаем, что наш пришкольный участок один из лучших в районе, но хотелось, чтобы он был еще лучше. Связи с этим мы поставили перед собой следующую цель, задачи, выдвинули гипотезу, выявили актуальность темы. Цель исследования: Привлечь учащихся к проблеме улучшения экологического и эстетичного вида школьного двора и пришкольного участка, практической деятельности школьников по приведению в надлежащий порядок зон отдыха, закладке клумб, что приведет воспитанию бережного отношения к природе, эстетическому восприятию окружающего мира. Задачи: 1. Познакомиться с основами цветоводства. 2. Провести опрос учащихся. 3. Воспитание бережного отношения ко всему живому, развитие чувства прекрасного. 4. Обновление, покраска мест зон отдыха и создание цветников. Гипотеза: Пришкольный участок нашей школы нуждается в изменениях, что проводимая работа в пришкольном участке востребована жизнью и имеет положительные результаты на формирование экологической культуры для учащихся школы. Предмет исследования – Пришкольный участок. Объект рассмотрения – создание цветников, практичность участка Срок выполнения работы: Апрель – сентябрь.

Методы исследования: Мною были применены методы: Литературный обзор, работа с Интернет – ресурсами, практическое наблюдение, анализ и обобщение данных.

Актуальность темы: Благоустройство территории играет важную роль в жизни человека - красиво устроенные клумбы, оказывают влияние на настроение и здоровье человека, создают благоприятный микроклимат в коллективе, а еще полученные данные будут нужны в выборе профессии ландшафтный дизайнер.

Новизна: Наш пришкольный участок – это универсальное средство, где одновременно выполняет ряд функций: познавательную, развивающую, духовно-нравственную, гражданского становления личности, экологической культуры. Красота, созданная своими руками, станет основой в формировании личностных качеств, в том числе чувства ответственности и уважения к результатам как собственного, так и чужого труда.

2. Теоретическая часть. 2.1. Историческая справка История ландшафтного дизайна берет свои истоки с периода расцвета государств Ассирии и Вавилонии, 8-7 в.в. до н.э., в то время основным строительным материалом был сырцовый кирпич. Это был непрочный материал, поэтому он явился причиной быстрого исчезновения памятников архитектуры. Города Двуречья имели округлую, а позднее прямоугольную форму, их окружало кольцо крепостных стен, иногда двойное или тройное. В развитии композиции в архитектуре применялось поперечное развертывание пространства. Для этого периода характерно строительство на террасах. Это искусственные насыпные платформы, которые возвышаются над поверхностью улиц. Верхняя платформа завершалась, как правило, храмом. Особой известностью пользовались “висячие сады” Семирамиды. На нижних террасах сажали деревья, а на верхних – кустарники и цветы. Русское садово-парковое искусство. В качестве ограды используется живая изгородь или деревянная ограда. Пруды устраивались для разведения рыбы, купания, полива. При Петре I русское садово-парковое строительство переходит на создание регулярного сада в ландшафтном дизайне. Ландшафтный дизайн — искусство и практические действия по озеленению, благоустройству, организации садово-парковых насаждений, газонов, горок, применению малых архитектурных форм в зелёном строительстве. Ландшафтный дизайн – общая и универсальная дисциплина. Главная задача ландшафтного дизайна – создание гармонии, красоты в сочетании с удобствами использования зданий. (Приложение I) Ландшафтный дизайн может быть частным случаем более общего понятия - ландшафтного проектирования. Существует несколько принципов, которыми следует руководствоваться в области ландшафтного дизайна: Дом и сад – это единое целое. 1.Стиль сада должен соответствовать стилю дома. 2. Сад должен быть огорожен стенами, изгородями или деревьями.
3. Лучше подчиняться местным традициям садоводства. Дом и сад должны подчиняться местному ландшафту. Не следует увлекаться модой. Растения в саду должны соответствовать климатическим условиям и сочетаться с местной флорой. Регулярный стиль. Предполагает строгую симметрию в планировке сада. Ему присущи прямые линии, строгая осевая композиция. Стиль используют там, где хотят подчеркнуть воздействие человека на природу, внести композицию ощущение порядка, строгости. Важность элемента сада – вода. Итальянский стиль. Часть регулярного стиля. Это небольшой садик возле виллы или парк, окруженный стеной или подстриженной живой изгородью. Поверхность итальянского сада разбита на простые геометрические формы диагональными или прямыми дорожками. Часто в центре композиции располагается водоем или фонтан, вокруг него цветники. Пейзажный стиль. Пейзажные парки, или английские, появились в 18 веке в Англии. В противоположность регулярному стилю пейзажный стиль не обособляет сад – асимметричная компоновка приводит человека к более тесной гармонии с природой. Такое размещение растений и есть в природе. Японский сад. Излюбленный стиль для малого сада. Каждая деталь сада в Японии имеет сложный внутренний смысл, а растения лишь для этой страны. Основной принцип японского сада – ощущение спокойствия и отдыха. Стиль “модерн”. Стиль “модерн” – это простота линий. Сад примыкает к дому, имеет строгую, лишенную каких-либо украшений архитектуру. Плавательный бассейн и теннисный корт располагаются на виду. Ограждения простые, линии строгие. Аксессуары – “лучше меньше, да лучше”.  Голландский стиль. Эти сады как будто сошли со старых картин. Голландский сад имеет небольшие размеры, его центр – хорошо ухоженный газон, по периметру газона – цветы и красиво цветущие деревья и кустарники. Вдоль забора обязательно аккуратно подстриженная живая изгородь. Отличительная черта голландского стиля – это атрибуты сельской жизни: маленькая мельница, колодец, тачка с цветами, садовая скульптура. Колониальный стиль. Чисто американский стиль, но есть и в других странах. Основные материалы для строительства – кирпич и доски. Их же используют в оформлении сада. Растения высаживают в деревянные кадки. Дорожки часто покрывают щепой. Популярны скульптуры из дерева и камня. Сельский стиль. Стиль в ландшафтном дизайне определяет близость к природе, поэтому в нем используют простые, естественные материалы и формы. Цветы сажают в большом количестве и различных расцветок. Это особый шарм деревенского сада. Садовые строения, сараи, хозпостройки обвиты вьющимися розами или душистым горошком.

Цветник как элемент ландшафтного дизайна

Цветник — это композиция, составлен­ная из цветочно-декоративных растений. Цветники могут иметь регулярную или пей­зажную планировку. К элементам регулярной планировки можно отнести клумбы, рабатки, бордюры и строгие геометрические фигуры, состав­ленные из этих элементов. Для создания пейзажного стиля исполь­зуют массивы посадок, альпийские горки. Основой этого стиля является естественная природа. (Приложение II) Основные элементы цветочно-декоративного оформления. Клумба – небольшой участок различной формы, имеющий плоскую или приподнятую к центру поверхность. Клумбы оформляют однолетними или многолетними растениями. Основная особенность клумбы – это одновременное цветение всех посаженных на ней цветов. Арабески – это небольшие фигурные клумбы, по внешнему виду напоминающие листья, цветы, гирлянды, завитки. В композиции арабесок используют национальные мотивы. Арабески создают на боковых частях партера и в углах газона. Рабатка – это цветочная полоса шириной 1-3 м и произвольной длины. Рабатка представляет собой длинную клумбу. Рабатки, элемент цветочного оформления используют, в парках на больших площадях создают из однолетников. Бордюр – это узкие полосы с одним, двум и многорядными посадками цветочных культур. Обычно бордюр высаживается вдоль дорожек, и он создает изящную окан­товку для задуманной композиции. С этой целью используют компактные низкие рас­тения, образующие в рядовой посадке четкую прямую линию или стелющиеся многолетники и однолетники. Группы – это близко посаженные несколько растений. Группа, может быть, про­стой, то есть из растений одного вида, и смешанной из растений разных видов. В смешанных групповых посадках необходимо учитывают сочетание растений по времени их цветения, по требованиям к условиям питания, к световому и водному режиму. Размер группы зависит от высоты рас­тения: чем выше и раскидистее растения, тем их должно быть меньше. Количество растений в группе может быть от 3 до 30. При создании группы следует выбрать хорошо обозреваемый участок, подобрать растения, красиво и живописно разместить их по отношению друг другу. Группа расте­ний хорошо подчеркнет поворот дорожки или украсит место отдыха. Альпийская горка (рокарий) – цветник пейзажного стиля, представляет собой фрагмент горного пейзажа. Для создания альпийской горки выбирают естественную или искусственно созданную возвышен­ность на участке с уклоном на юг или юго-запад, хорошо освещаемую солнцем. На ней размещают камни в виде ступенчатого горного склона, между ними выращивают декоративные растения. При посадке цветочных культур предпочтение отдают стелющимся и луковичным растениям. Количество высоких растений должно быть минимальным.

3. Основная - практическая часть. Для разработки цветочной клумбы, была проведена диагностика мнений обучающихся. 3.1. Диагностика мнений обучающихся. (Приложение III) 3.1.1. Опрос обучающихся «Варваринской СОШ». Всего было опрошено – 121 учащихся. Ученики 1 – 4 классы – 59 чел., 5 – 8 классы – 41чел., 9 – 11 классы – 21чел. Они ответили на следующие вопросы: 1. Нужен ли на пришкольном участке цветник? 2. Все ли вам нравится на пришкольном участке? 3. Хотели бы вы изменить? 4. Кто должен заниматься работой по озеленению участка?

3.1.2. Результаты опроса обучающихся. 1. Нужен ли на пришкольном участке цветник – да – 121; нет – 0 2. Все ли вам нравится на пришкольном участке – да – 43; нет – 78 3. Хотели бы вы изменить – да – 78; нет – 37; не знаю – 6 4. Кто должен заниматься работой по озеленению участка – 121 ответили сами

3.2. Прогнозируемый результат. Пришкольный участок должен быть:  1. Привлекательным, оригинальным местом отдыха во внеурочное время. 2. Решать образовательные и воспитательные цели и задачи. 3. Местом организации трудовой практики детей.

3.3. Ландшафтное проектирование пришкольного участка. Свою работу мы начали с выбора места для цветника на территории школы. Наиболее подходящим для этого оказался участок, находящийся спереди от центрального входа. Где и находится место для игр детей детского сада и начальной школы. Поэтому я предложил обустроить данный участок. Этот участок красив в момент цветения, но, на мой взгляд, его нужно усовершенствовать. В дизайне больше использовать цветы ярких, контрастных цветов, организовать клумбы (в них лучше сохраняется влага, они имеют четкие очертания). По теории ландшафтного дизайна клумбы на территории учебных заведений должны выполняться в регулярном стиле. Он предполагает строгую симметрию в планировке. Ему присущи прямые линии, строгая осевая композиция. Стиль используют там, где хотят подчеркнуть воздействие человека на природу, внести в композицию ощущение порядка, строгость, торжественность. Эмоциональная особенность стиля – приподнятость, торжественность. Таким образом, данный стиль и школа выполняют единую задачу. Для клумбы мы выбрали смешанный стиль, т. е. в нём будут присутствовать элементы регулярного и пейзажного стилей. Наш выбор можно обосновать: во-первых, регулярный стиль является более трудоёмким и требует значительных материальных затрат; во вторых, пейзажный стиль более органично будет смотреться на фоне существующей естественной и искусственной растительности на пришкольном участке.

3.4. Подбор ассортимента растений.

Назначение цветников – украшать определенный участок земли, радовать глаз человека. При создании цветников мы руководствовались следующими правилами: для того чтобы правильно выбрать растения для оформления приусадебного участка, мы составили план размещения цветочно-декоративных культур с учетом освещенности, требований к почве, периода и продолжительности цветения, высоты и окраски цветов. Цветы подбирали так, чтобы цветение не прекращалось с ранней весны до поздней осени. Этого достигли подбором видов и сортов, цветущих длительное время или сменяющих друг друга на протяжении всего периода. Высокие растения высаживали на задний план или в центр композиции. Низкие – ближе к передней части так, чтобы все элементы цветочной композиции хорошо просматривались. В центре клумбы растения рекомендуется сажать редко, а по краям плотно, так мы и сделали. Бордюры по цвету должны отличаться от основного тона цветочной композиции. Назначение бордюра – подчеркнуть законченность того или другого типа цветочного оформления, он не должен быть слишком выделяться. Бордюрные растения – низкорослые, растущие ровно, плотным кустиком. Также обратили внимание на правила цветового сочетания и восприятия цвета. Цветовые сочетания в цветнике подбирали по цветовому кругу: синий – желтый, оранжевый – голубой, малиновый – серебристый, а на переднем плане – желтые и красные. Белый цвет всегда добавляет света – это идеальный фоновый цвет. Наиболее популярные цветы астры, маргаритки, настурции, календулы, анютины глазки, петуньи, ромашки, разные виды бархатцев, семенные георгины, а также клубневый георгин, луковичные это лилия и нарцисс, гвоздика китайская, лаватера, цинния, колокольчики. 

3.5. Биологические особенности растений, использующиеся для озеленения пришкольной территории.
В процессе подбора растений для нашей клумбы мы руководствовались главными критериями: отношение к свету и воде. По первому признаку растения делятся: светолюбивые и теневыносливые, а по второму: влаголюбивые и засухоустойчивые. (Приложение IV)

Уход за цветником. Чтобы клумба радовала глаз, необходимо постоянно за ней ухаживать. Мы разработали несложные рекомендации. Уход за цветником происходит в несколько этапов.

Полив. Это основной процесс ухода за цветочными растениями. В сухие и солнечные дни он должен проводиться ежедневно. Оптимальное время для полива - утро (до 10 часов) и вечер (после 18). Если их поливаются днем, велика вероятность возникновения на листве солнечных ожогов. Поэтому полив проводили аккуратно, строго под корни. Все растения делятся на влаголюбивые и засухоустойчивые. Поливали растения методом распыления. 

Рыхление почвы и прополка. Для того чтобы они росли нормально, проводили рыхление грунта. И регулярно, по мере отрастания сорняков, проводили прополку. 

Подкормка. Правильное развитие растений зависит от обеспечения их элементами питания. Наиболее важные макроэлементы – это азот, фосфор и кальций. Азот способствует более мощному развитию, быстро вымывается из почвы, поэтому его следует периодически пополнять. Фосфор ускоряет цветение, необходим для развития корней, повышает устойчивость к засухе и морозу, вносить его в почву лучше один раз – весной. Калий применяется в комплексе с азотом и фосфором, он повышает сопротивляемость растений к заболеваниям. Подкормка может быть жидкая или в гранулах, после внесения требуется обильная поливка.

Уход за надземной частью растений. Заключается в удалении отмерших листьев и побегов, а так же в прищипке побегов для продления периода цветения на несколько недель. Для защиты растений зимой желательно проводить укрытие побегов еловым лапником или слоем листьев.

3.6.  Составление сметы расходов. Разбивка цветника требует моральных, физических и материальных затрат. Мы решили часть затрат распределить между участниками нашей школы. Посадку и уход за растениями с удовольствием взяли на себя члены кружка ШЛ «Зелёный патруль». Материальные затраты школа понесла на покупку семян. При покупке семян, мы рассчитали количество семян. Таким образом, смета расходов на покупку семян показывает, что материальные затраты составили 546 рублей. (Приложение V)

Заключение. Вывод: Выполняя работу, узнал об основах цветоводства. Учитывая мнение и желания учеников школы, опираясь на знания, полученные, в ходе работы были внесены изменения в дизайне пришкольного участка. Внешний вид клумб и деревьев стали более современным и ухоженным. Проведя опрос и проанализировав результаты, сделал следующие выводы: «Варваринской СОШ» пришкольный участок – нужен. Участок нуждался в изменениях, которые провели члены ШЛ вместе со всеми классами. Выдвинутая гипотеза, что пришкольный участок нашей школы нуждается в изменениях, что проводимая работа в пришкольном участке востребована жизнью и имеет положительные результаты на формирование экологической культуры для учащихся школы и прогнозируемый результат, что пришкольный участок, должен быть:  привлекательным, оригинальным местом отдыха учащихся во внеурочное время. Решать образовательные, воспитательные цели, задачи и местом организации трудовой практики детей, полностью подтверждена.Цели, поставленные в работе, были, достигнуты. Задачи - выполнены. Данную работу можно использовать для благоустройства пришкольной территории школ, детских садов и других учреждений. И думаю, будет востребован в будущем. Результат проекта: исследовательская социально – значимая проектная работа по экологической деятельности ШЛ «Зеленый патруль» по теме: «Украсим Родину цветами» в областном конкурсе проводимой Департаментом Образования была победителем.

Литература

1. В. Чуб: Цветы для вашего сада. Полная иллюстрированная энциклопедия. Автор: В.Чуб, Издательство: Эскмо, 2011 г.

2. М. Хаберер: Красивые клумбы Издательство: Клуб семейного досуга, 2018г. Жанр: Ландшафтный дизайн.

3. Е. Константинова: Практика создания цветников. Проектирование и авторский дизайн. Издательство: Фитон+, 2017г. Серия: Практическое цветоводство. Ландшафтный дизайн.

4. О. Ганичкина, А. Ганичкин: Цветник. Самая полная дачная энциклопедия. Издательство: Эскмо, 2018 г.

5. В. Секачев: Садовые многолетники. Издательство: Фитон+, 2017г.

6. И. Бочкова: Создаем красивый цветник. Принципы подбора растений. Основы проектирования. Учебное пособие. Издательство: Фитон+, 2017г.

7. Материалы и ресурсы Internet по темам “Ландшафтный дизайн” и “Дизайн пришкольного участка”.

Приложение I

Ландшафтный дизайн

Регулярный стиль

Итальянский стиль

Пейзажный стиль

Приложение II

Основные элементы цветочно-декоративного оформления

Клумба

Рабатка

Бордюр Бордюр

Группа

Приложение III

3.1.2. Результаты опроса обучающихся.

№ п/п

Вопросы

Результаты

Да

нет

Не знаю

1

Нужен ли на пришкольном участке цветник

121

0

0

2

Все ли вам нравится на пришкольном участке

43

78

0

3

Хотели бы вы изменить

78

37

6

4

Кто должен заниматься работой по озеленению участка

Все 121 ответили сами

Приложение IV

Биологические особенности растений, использующиеся для озеленения пришкольной территории.

Приложение V

Смета расходов

Ассортимент цветов

Количество

Цена по действующему прейскуранту

Стоимость

маргаритки

2

15

30

астры

2

20

40

настурции

2

12

24

календулы

3

15

45

анютины глазки

2

11

22

петуньи

4

15

60

ромашки

2

12

24

бархатцы

2

12

24

гвоздика китайская

3

15

45

лаватера

3

20

60

цинния

4

12

48

георгины

2

12

24

лилия

2

15

30

нарцисс

2

15

30

колокольчики

2

20

40

Общая стоимость закупки посадочного материала для реализации проекта составила

546 руб

10

Просмотров работы: 3746