ВВЕДЕНИЕ
Есть такая фраза: «Застенчивость – это сочетание желания понравиться и боязни неудачи». Я с этим высказыванием согласна, потому что я тоже старалась понравиться окружающим меня людям, но при этом боялась возможных неудач. С четвёртого класса я стала замечать, что мне стало тяжелее отвечать у доски, хотя домашнее задание я старательно выполняла каждый день. В пятом классе я полностью сменила коллектив, потому что перешла в новую школу, из-за этого мне было нелегко подойти к одноклассникам и попросить их о помощи. Со временем, когда я начала привыкать к классу, стала больше общаться, я решила преодолеть свою застенчивость и узнать на сколько актуальна эта проблема для учащихся моей школы.
Поскольку одним из признаков проявления застенчивости является то, что человек редко принимает себя таким какой он есть, мы с моим научным руководителем решили проанализировать уровень самопринятия учащихся 5-9 классов нашей школы. Мы установили, что 5% учащихся полностью принимают себя такими, какие они есть, 43 % принимают себя не полностью, но могут контролировать проявления внешних признаков застенчивости. 47% учащихся принимают себя лишь в отдельные моменты своей жизни и испытывают трудности во взаимодействии с окружающими в связи с внутренней застенчивостью. 5% учеников моей школы не принимают себя, застенчивость у них внешнего вида, в связи с чем данные учащиеся испытывают трудности во взаимодействии с социумом (Приложение 1). На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что исследование по преодолению внешних признаков застенчивости будет весьма актуально.
Цель данной исследовательской работы: определение эффективных способов преодоления внешних признаков застенчивости
Задачи:
Дать определение понятию застенчивость;
Изучить виды застенчивости;
Узнать, кто из исторических личностей страдал от застенчивости;
Выявить способы преодоления застенчивости;
Экспериментальным путём определить наиболее эффективный способ преодоления внешних признаков застенчивости, который могли бы использовать те, кто застенчив;
Сравнить результаты эксперимента 2019 года с результатами этого года.
Объект исследования: Застенчивость как психологический феномен.
Предмет исследования: Способы преодоления застенчивости.
Во время проведения эксперимента для преодоления застенчивости в 2018-2019 учебном году я использовала упражнение с зеркалом, а в 2019-2020 я стала использовать метод дыхательных упражнений, а также технику «Пустого стула».
Гипотеза: Человек может преодолеть негативные проявления застенчивости методом регулярных тренировок.
Методы исследования:
Анализ литературы
Наблюдение
Эксперимент
Тестирование по методике «Личностный рост»
ГЛАВА I. ЗАСТЕНЧИВОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
Застенчивость (стеснительность, робость) — состояние психики и обусловленное им поведение животных и человека, характерными чертами которого являются: нерешительность, боязливость, напряжённость, скованность и неловкость в обществе из-за неуверенности в себе или отсутствия социальных навыков.
«Сдержанный», «скромный», «уравновешенный» — такие положительные оценки обычно дают застенчивым людям, а их манеры могут рассматриваться, как «утончённые» и «светские». Сама по себе застенчивость выступает маской, за которой не виден человек.
С точки зрения социальной психологии застенчивость – это форма социальной тревожности, для которой характерны самоосознание и забота о том, что подумают окружающие [3].
Застенчивость - это боязнь негативной оценки со стороны социума. Чем это опасно? Такая боязнь часто приводит к формированию позиции – «лучше вообще ничего не делать, но только бы не ругали». Застенчивые робкие люди склонны к чрезмерной персонификации ситуаций, а эта тенденция ведёт к чрезмерной озабоченности. Такие люди считают, что окружающие внимательнее присматриваются к ним и придирчивее оценивают их, чем это есть на самом деле. Они отдают себе отчёт в том, что их самоосознание чрезмерно. Застенчивые люди хотели бы перестать волноваться по поводу того, что постоянно краснеют, по поводу того, что говорят и думают о них окружающие, или по поводу того, что не всегда знают, что сказать [1]. Застенчивому человеку трудно завести новых знакомых, он практически не способен получать удовольствие от общения. Как правило круг общения таких людей ограничен семейными рамками.
Таким образом, наличие у человека подобного качества мешает социальной адаптации и негативно влияет на его физические и психические способности.
1.1. Виды застенчивости
Застенчивость является распространенной проблемой. Ей подвержены очень многие люди, но у каждого она проявляется в разной степени интенсивности. Психологи выделили 2 вида застенчивости: внешнюю и внутреннюю [2].
Для внешне застенчивых людей это бремя является особо тяжелой ношей. Дело в том, что застенчивость имеет яркие внешние проявления, что приводит к «смешному» и порой нелепому поведению. Поэтому такие люди стараются избегать общества, так как контакты с окружающими вызывают лишь чувство стыда и разочарование. Как правило, за помощью по поводу своей проблемы такие люди тоже не обращаются. Вот и получается, что при наличии способностей, талантов, необходимых профессиональных качеств они не могут в должной степени себя проявить и занимают положение ниже, чем заслуживают.
Внутренне застенчивые люди испытывают волнение и нервозность при общении с другими людьми, в новой обстановке, однако свою застенчивость им удается скрывать. Поскольку таким людям постоянно приходится маскировать свои эмоции, это вызывает большие энергетические затраты. Несмотря на это маскировка внешних проявлений застенчивости делает свое дело: внутренне застенчивые люди могут быть успешными в профессиональной карьере, занимать руководящие должности.
1.2. Известные люди, страдавшие от застенчивости
Лев Ландау
Известный физик Лев Ландау, лауреат Нобелевской премии, страдал от своей застенчивости и робости. Он часто думал, что окружающие люди смеются над ним, считая нелепым. Он придумал, как преодолеть свою застенчивость, и решил напрямую взаимодействовать со своими страхами. Биографам хорошо известно, что из-за сильного желания преодолеть свою неуверенность в себе, Лев Ландау прогуливался по Невскому проспекту с привязанным к шляпе воздушным шариком, подходил к незнакомым людям представительной внешности и задавал им вопросы. Практически проводил интервью. Вызывался читать лекции перед студентами и открытые лекции, на которые могли прийти все желающие [4].
Стивен Кинг
Стивен Кинг говорил о том, как можно преодолеть робость и застенчивость: «Возможностей для сомнения в себе миллион. Если я пишу быстро, записывая сюжет, как он приходит на ум, только проверяя имена и существенные моменты биографии персонажей, мне удается сохранить первоначальный энтузиазм и в то же время убежать от сомнений в себе, которые только и ждут момента» [4].
Альберт Эйнштейн
Великий ученый в детстве был стеснительным и робким. Ему не удавалось быть душой компании среди сверстников, поскольку он не знал, как преодолеть застенчивость и неуверенность в себе. Большая любовь и неподдельный интерес к физике позволили ему почувствовать себя более твердым и сильным. Вскоре нашлись единомышленники, с которыми у Эйнштейна было много общего. Нерешительность Эйнштейна не затрагивала научную сферу его деятельности. Он произнес однажды мудрые слова, ставшие крылатой фразой: «Человек, который никогда не ошибался, никогда не пробовал сделать что-нибудь новое» [4].
Проанализировав биографии известных людей можно сделать вывод, что самый эффективный способ борьбы с застенчивостью - это интерес к какому-либо делу. Если ты с головой уходишь в работу, то забываешь о застенчивости.
1.3. Способы преодоления застенчивости
Есть несколько практических простых упражнений, которые помогут преодолеть застенчивость [1].
Подойдите на улице к любому прохожему, спросите, как удобней добраться до какого-то места в городе. Внимательно выслушайте ответ, переспросите подробности. Во время разговора смотрите в глаза. Искренне поблагодарите человека. Повторите упражнение 4 – 5 раз, подходите к разным людям, разного возраста и пола. Когда придете домой, прокрутите в голове каждый разговор, прислушайтесь к себе, что вы чувствуете, проанализируйте, как вы себя вели.
Для преодоления застенчивости очень помогает упражнение с зеркалом. Просто внимательно посмотрите в глаза самому себя, присмотритесь к своей внешности, оцените, какой перед вами симпатичный человек. Научитесь уважать свое отражение, оно будет уважать вас. Примите его, снимите напряжение, дружески улыбайтесь. Если будете постоянно выполнять это упражнение, у вас появится уверенность в себе.
3) Техника «Пустого стула» включает в себя следующее. Нужно поставить перед собой пустой стул, представив, что перед вами сидит слушатель. Таким образом создается стрессовая ситуация, поскольку застенчивые люди испытывают трудности при публичных выступлениях. Когда волнение, вызванное одним пустым стулом будет преодолено, количество стульев увеличивается.
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЗАСТЕНЧИВОСТИ
В прошлом году для своего эксперимента по преодолению застенчивости я выбрала упражнение с зеркалом. Каждый день на протяжении пяти дней в одно и тоже время я подходила к зеркалу в своей комнате и смотрела себе в глаза. Поскольку застенчивому человеку поддерживать зрительный контакт непросто данное упражнение помогает преодолевать чувства неловкости и способствует повышению самооценки. Результаты эксперимента я представила в виде дневниковых записей (Приложение 2).
Проанализировав записи дневника, можно сделать вывод, что мне тяжелее всего вступать в контакт с самой собой, так как принимая себя в целом, я испытываю неловкость по поводу некоторых своих особенностей. Пятикратный повтор упражнения помог мне поверить в свои силы, стать свободнее в общении с друзьями и полностью принять себя.
В заключении эксперимента я оценила отношение к себе по вопросам методики «Личностный рост» (Приложение 3). По результатам теста я набрала 17 из 28 баллов это означает, что я принимаю себя такой какая я есть. Я верю в свои силы и возможности, честно отношусь к себе, искренна в проявлении чувств. Комфортно себя чувствую даже в незнакомой компании. Для меня важны минуты уединения, я не боюсь показаться смешной. На основании всего выше перечисленного я должна сделать вывод, что мой эксперимент удался, я справилась с застенчивостью и обрела уверенность в себе.
Перед началом эксперимента в 2020 году была проведена диагностика, направленная на определение уровня самопринятия. Данный тест проходила и я сама, и вызвавшаяся поучаствовать в эксперименте четырнадцатилетняя девочка из 7 класса. По результату теста, в сравнении с данными на момент окончания эксперимента в 2018-2019 учебном году, мои показатели стали ниже, я набрала 5 баллов, что означает, что я в целом принимаю себя, но испытываю неловкость по поводу некоторые своих особенностей. Я думаю, что я симпатична для других, но определённая неуверенность всё- таки есть. Мне хотелось бы и сейчас, и в будущем гарантировать себя от попадания в смешные ситуации (Приложение 4).
Для того, чтобы преодолеть внешние признаки застенчивости, как и прошлом году, я стала выполнять упражнения, но в этот раз не перед зеркалом, а перед пустыми стульями, поскольку я перестала испытывать затруднения в поддержании зрительного контакта с собеседником в ходе разговора, но продолжала испытывать волнение при публичных выступлениях. Мой эксперимент состоял из нескольких этапов с постепенным увеличением нагрузки. На первом этапе я ставила перед собой один стул, представляя, что выступаю перед одним слушателем. В начале своего рассказа я испытывала беспокойство, но потом я начала забывать, что передо мной есть слушатель и рассказывала спокойно.
На втором этапе я представляла, что передо мной уже 2 слушателя. Перед двумя слушателями я чувствовала себя неуверенно и рассказывала тоже неуверенно. Поскольку справиться с волнением у меня не получилось, я решила повторить данное упражнение на следующий день. На другой день я снова попробовала выступление перед двумя слушателями. Я встала напротив, начала говорить и заволновалась, чтобы успокоиться я стала выполнять дыхательное упражнение. Делала вдох, медленно считала до пяти и выдыхала. Это упражнение я выполняла во время выступления перед слушателями и успокаивалась, преодолевала волнение.
На третьем этапе эксперимента я представляла, что выступаю уже перед тремя слушателями. Чем больше становилось слушателей, тем сильнее я волновалась. Я начинала покачиваться из стороны в сторону, чтобы успокоить себя. На следующий день для формирования положительного эффекта и преодоления волнения, я выбрала точку на стене, на которую смотрела в ходе выступления и делала упражнение на дыхание. Данные техники помогли мне устранить беспокойство.
Четвертый этап эксперимента включал в себя увеличение числа слушателей до 4 человек. В самом начале выступления я испытывала волнение, но затем успокоилась, собралась и закончила выступление, не прибегая к каким-то специальным техникам. Я смогла преодолеть застенчивость усилием воли.
Финальный пятый этап эксперимента я проводила уже перед пятью воображаемыми слушателями. Выступая перед ними, я ощутила беспокойство, и для того, чтобы преодолеть застенчивость использовала упражнение из дыхательной гимнастики. Данная техника помогла мне взять себя в руки и сосредоточиться, но ощущение дискомфорта осталось. На следующий день я повторила выступление перед пятью слушателями с использованием дыхательных упражнений. В самом начале я ощущала лёгкое беспокойство, но потом погрузилась в работу и успокоилась.
В декабре 2019 года я принимала участие в школьном новогоднем КВНе. Во время репетиций я никакого беспокойства не ощущала. Перед одноклассниками не робела. Перед КВН ом 27 декабря я ощущала беспокойство, от которого смогла абстрагироваться. Во время самого выступления, когда представляли команды я снова ощутила беспокойство и волнение, с которым смогла справиться благодаря дыхательным упражнениям. В ходе мероприятия, когда играла отведённую для меня роль, я ощущала жар и небольшое волнение, с которым смогла справиться без посторонней помощи, хотя в зале присутствовали как ученики нашей школы, так и гости из других школ. Позднее я окончательно перестала волноваться и позабыла о беспокойстве.
В завершении эксперимента я опять оценила уровень принятия себя по методике «Личностный рост» в конце эксперимента по данному тесту я набрала 15 баллов из 28. Это означает, что я принимаю себя такой, какая я есть. Я верю в свои силы и возможности, честно отношусь к себе, искренна в проявлении чувств. Мне комфортно даже в незнакомой компании, я не боюсь одиночества, минуты уединения для меня важны и плодотворны. Я стойко переношу личные неурядицы, не боюсь показаться смешной.
Что касается вызвавшейся поучаствовать в эксперименте семиклассницы, то она в начале эксперимента также проходила диагностику на определение уровня самооценки. По результатам диагностики оказалось, что девочка недооценивает себя, она набрала -4 балла, что означает, что она принимает себя такой, какая она есть, лишь в отдельные моменты своей жизни. Ей все время хочется «выпрыгнуть» из своей «шкуры», немедленно стать красивой и знаменитой. В глубине души она надеется на свою привлекательность для других, но уверена, что они в первую очередь видят её недостатки. В обществе сверстников она предпочитает быть на вторых ролях (Приложение 4).
После тестирования семикласснице были предложены несколько упражнений для повышения самооценки и принятия себя. В первый день девушка выполняла упражнение перед зеркалом. Ей нужно было встать напротив зеркала и посмотреть в глаза своему отражению. Со слов девочки ей тяжело смотреть в глаза своему отражению. Если она садится на стул перед зеркалом, напряжение усиливается. Постепенное расслабление мышц всего тела, начиная с мышц лица и рук, снижает дискомфорт. Девочке гораздо легче стоять перед пустым стулом, чем смотреть в глаза своему отражению.
На следующий день во время индивидуального занятия семиклассница сказала, что дома выполняла упражнение перед зеркалом, смотрела себе в глаза, поэтому сегодня она чувствует себя увереннее. Выступление перед двумя слушателями напряжения не вызвало. Техники постепенного расслабления мышц и дыхательные упражнения помогают расслабиться. Девочка поверила в свои силы и включила технику постепенного напряжения и расслабления мышц в комплекс своей утренней зарядки. Дневник наблюдений за психологическим состоянием в ходе эксперимента девочка не вела, поэтому анализ результатов проводится на основе рассказа семиклассницы, а также результатов тестирования.
В конце эксперимента девочка повторно прошла диагностику по определению уровня самопринятия. По данному тесту она набрала 14 баллов из 28, что обозначает принятие себя в целом, но при этом ощущение неловкости по поводу некоторых своих особенностей. Она думает о себе как о человеке, который симпатичен для других, но некий червь сомнения и неуверенности всё-таки подтачивает её. Ей хотелось бы и сейчас, и будущем гарантировать себя от попадания в смешные ситуации.
На основании двух проведенных в 2019-2020 учебном году экспериментов можно сделать вывод, что преодолеть застенчивость помогают регулярные систематические упражнения, такие как: дыхательная гимнастика и постепенное расслабление и напряжение мышц. Моя гипотеза оказалась подтверждена и доказана экспериментальным путём.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема застенчивости и связанные с ней трудности во взаимодействии с людьми очень актуальна в наше время. Проанализировав результаты диагностики учащихся 5-9 классов моей школы, можно сделать вывод, что больше половины учеников застенчивы и опасаются негативной оценки со стороны социума, поскольку озабочены тем, что подумают окружающие.
Застенчивостью страдали даже известные учёные и писатели такие как: российский физик Лев Ландау, американский писатель Стивен Кинг и учёный с мировым именем Альберт Эйнштейн.
Сравнивая результаты диагностики 2018-2019 и 2019-2020 года можно отметить снижение уровня принятия себя с 17 до 5 баллов. Это связано с тем, что в летний период времени я не выполняла упражнения по преодолению застенчивости.
В 2019-2020 учебном году я в эксперименте заменила упражнение перед зеркалом на технику «Пустой стул». Данные изменения вызваны тем, что я перестала испытывать дискомфорт при поддержании зрительного контакта, но по-прежнему ощущала беспокойство во время публичных выступлений. В процессе эксперимента для снижения напряжения я использовала дыхательные упражнения. Повторная диагностика, проводимая в конце эксперимента доказала эффективность выбранных мной методов: уровень моего самопринятия увеличился, я стала принимать себя такой, какая я есть.
В 2019-2020 году к моему эксперименту решила присоединиться девочка из 7 класса. По предварительному тестированию она набрала -4 балла, что указывает на частичное непринятие себя. В ходе беседы с моим научным руководителем девочка сказала, что ей тяжело поддерживать зрительный контакт во время разговора, поэтому ей было предложено выполнять упражнение перед зеркалом. Для снижения беспокойства, возникающего в ходе работы, девочке были предложены техники постепенного расслабления мышц и дыхательные упражнения. В конце эксперимента семиклассница повторно прошла диагностику и набрала 14 баллов из 28, что указывает на эффективность предложенных девушке упражнений.
В ходе проведённого исследования моя гипотеза подтвердилась: можно преодолеть негативные проявления застенчивости путём регулярного и систематического выполнения упражнений.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Кипнис М.Ш. Большая книга лучших игр и упражнений для любого тренинга – Москва: АСТ, 2014. – 637 с.
Кун Д. Основы психологии: Все тайны поведения человека. - Изд. 10-е международное. – Москва: «ОЛМА-ПРЕСС», 2005. – 720 с.
Майерс Д. Социальная психология. – 7-е изд.:– СПб: Питер, 2007.- 794 с.
Как обрести уверенность в себе: Истории великих людей /Режим доступа: https://promoidom.com/1029724752352905501/kak-obresti-uverennost-v-sebeistorii-velikih-lyudej/. – 25 февраля 2019 г.
Приложение 1
Уровень принятия себя учащимися 5-9 классов СП СШ №6 г. Няндома
Полное принятие себя |
Частичное принятие себя |
Частичное непринятие себя |
Полное непринятие себя |
|
Количество человек |
12 |
96 |
106 |
11 |
% |
5 |
43 |
47 |
5 |
Приложение 2
Дневниковые записи по результатам упражнения с зеркалом
День первый
Я подошла к зеркалу и представила в нём незнакомого мне человека, который мне улыбался, и в ответ я ему тоже улыбнулась. Я ощутила страх и беспокойство в отношении незнакомого человека. Тем не менее я была готова преодолеть страх и вступить в контакт с этим человеком.
День второй
На следующий день я опять подошла к зеркалу и представила уже не одного человека, а компанию мне незнакомых людей. Я чувствовала себя спокойнее и увереннее в себе по сравнению с прошлым днём, потому что в компании внимание сосредоточивалось не на мне одной и кроме того отсутствовал эффект новизны. Я уже знала, что мне предстоит делать и была психологически готова.
День третий
На третий день эксперимента я подошла к зеркалу и посмотрела в глаза самой себе. Мне было настолько дискомфортно, что я закрыла глаза и долго не могла заставить себя их открыть. Затем я снова попыталась посмотреть себе в глаза и не смогла.
На основании трёх дней эксперимента я поняла, что тяжелее всего мне вступать в контакт с самой собой.
День четвёртый
На четвёртый день эксперимента я собралась с силами и повторила тоже самое, что и в третий день. В этот раз я смогла смотреть себе в глаза на протяжении 5 минут. Я чувствовала себя намного увереннее чем в прошлый раз. В общении с друзьями я стала свободнее и смогла смотреть им в глаза.
День пятый
На пятый день задание затруднения не вызвало. Я спокойно подошла к зеркалу и без затруднений посмотрела себе в глаза.
Приложение 3
Выборка вопросов на определение уровня самопринятия из методики «Личностный рост»
Большинство моих сверстников предпочитает общаться с красивыми людьми.
Я часто чувствую разочарование от жизни.
Я очень сильно переживаю любые, даже незначительные неудачи.
Мне тяжело заводить знакомства с новыми людьми.
Я неловко себя чувствую в незнакомой компании.
Меня не угнетает временное одиночество.
В глубине души я знаю, что оцениваю себя низко.
Приложение 4
Результаты диагностики по определению уровня самопринятия
Конец эксперимента 2019 |
Начало эксперимента 2020 |
Конец эксперимента 2020 |
|
Ксения |
17 |
5 |
15 |
Кристина |
- |
-4 |
14 |