Введение
Для исследовательской работы была выбрана тема: «Особенности питания подростков на примере учащихся 6 «г» класса». В настоящее время заметно возрастает понимание того, что пища оказывает на подростков значительное влияние, на их интеллектуальное и физическое развитие, и на здоровье в целом.
Актуальность темы исследования заключается в том, что правильное питание является одним из факторов здорового образа жизни человека (ЗОЖ) и занимает в нем 70 %. А здоровье – источник жизни, радости, успеха.
К сожалению, в современном обществе утрачены во многом традиции здорового питания. Уменьшилось потребление среди россиян мяса, молочных и кисломолочных продуктов, рыбы, овощей, фруктов и повысилось потребления хлеба, хлебобулочных, макаронных изделий и картофеля. Нарушение пищевого статуса наблюдается у 90% населения России (по данным Института питания АМН РФ).
Особое волнение вызывает отсутствие правильного питания у детей подросткового возраста. При диспансеризации российских школьников выяснилось, что каждый десятый недополучает белковой пищи, в связи, с чем возникает хроническая усталость, снижается стрессоустойчивость, сопротивляемость организма к болезням, ухудшается успеваемость [3]. Многие подростки не включают в свой рацион продукты, богатые пищевыми волокнами (фрукты, овощи, орехи, крупы, сухофрукты, бобовые), которые улучшают деятельность полезных микробов в кишечнике. А их дефицит приводит к нарушению деятельности этих микробов, и, как следствие, снижение иммунитета (защитной функции организма) и болезням.
Подростки имеют уже сформировавшиеся пищевые привычки, относительную свободу от контроля родителей, возможность совершать самостоятельные покупки продуктов, в связи с чем они часто отказываются от питания в школьной столовой, которое может обеспечить их полноценной едой, приобретают вредные продукты для перекусов и их питание трудно назвать правильным. Статистика показывает рост заболеваний желудочно-кишечного тракта в возрасте 9-12 лет.
Гипотеза исследования: если реализовать рекомендации, направленные на пропаганду правильного питания учащихся 6 «г» класса, то уровень информированности о правильном питании учащихся 6 «г» класса повысится.
Цель исследования: теоретически обосновать и реализовать рекомендации, направленные на пропаганду правильного питания среди учащихся 6 «г» класса
Задачи исследования:
Изучить современные литературные источники по основным понятиям, рассматриваемым в работе (правильное питание, проблемы со здоровьем, связанные с неправильным питанием учащихся, вредные пищевые продукты).
Разработать план беседы и информационную памятку для учащихся 6 «г» класса, направленных на пропаганду правильного питания.
Провести анализ отношения к своему питанию мальчиков и девочек 6 «г» класса.
Методы исследования:
Теоретический анализ современной литературы по теме исследования.
Проведение анкетирования учащихся 6 «г» класса на тему: «Особенности питания учащихся 6 «г» класса».
Анализ и синтез.
Практическая значимость работы заключается в проведении беседы и разработке информационной памятки, направленных на пропаганду правильного питания среди учащихся 6 «г» класса.
Новизна исследования заключается в проведении сравнительного анализа питания мальчиков и девочек 6 «г» класса.
Подростковый возраст, который иначе называется пубертатным возрастом, длится от 10 до 17 лет. В это время происходит мощное гормональное созревание, ускоренное физическое и психосоциальное развитие, перестройка функций всех органов и систем. К особенностям этого возраста относится значительная умственная и физическая нагрузка учащихся, в связи со значительными нагрузками в школе, занятостью детей в кружках, занятиях спортом и т.д. (на занятия умственной деятельностью требуется 25 % энергии от дневного рациона).
Для того чтобы обеспечить растущий организм энергией, рост, нормальное развитие и жизнедеятельность подростка совершенно необходимо придерживаться принципов правильного питания [1].
Питание должно быть максимально разнообразным (до 15 продуктов в день), содержать необходимое количество белков, жиров, углеводов (в соотношении 1:1:4), витаминов и микроэлементов. Белки в дневном рационе подростка минимум на 50-60% должны быть представлены продуктами животного происхождения (мясо, рыба, молочные продукты)[7].
Для подростков рекомендуется четырехразовое питание с интервалами в 4 – 4,5 часа. Особое значение придается горячему завтраку (каша из злаков, хлеб с сыром и маслом, яблоко), так как именно завтрак насыщает подростка энергией на весь учебный день. Последний прием пищи должен включать в себя несладкий кисломолочный продукт (бифидок, кефир, йогурт) и быть не позднее, чем за 2 часа до сна [4].
Рацион питания по времени приема пищи различается для учащихся первой и второй смены. Для второй смены график питания выглядит следующим образом:
8:30 – завтрак дома
13:00-13:30 – обед дома
16:00 – горячий полдник в школе
19:30 – ужин дома
Жиры подросток должен получать из продуктов животного и растительного происхождения (сливочное и растительные масла, молочные продукты). Углеводы занимают самый большой объем среди пищевых продуктов, так как они служат главным источником энергии. Источники быстрых углеводов (сахар в чистом виде, конфеты, печенье, пирожные, хлебобулочные изделия) должны составлять до 20% от всех употребляемых подростком углеводов и не превышать 100 гр в день. Сложные углеводы подросток должен получать из злаков (каши), блюд из картофеля, овощей и фруктов. Рыба должна присутствовать в меню подростка минимум 1-2 раза в неделю.
Для получения необходимого количества витаминов подросток должен съедать по 5 порций фруктов и овощей (1 порция = ладонь) Молочные продукты должны быть в меню подростка ежедневно.
Лучшими видами тепловой обработки продуктов являются отваривание и тушение, а также запекание.
Потребности подростка в продуктах питания в день определены требованиями САНПиН 2.4.5.24099-08 [6], и выглядят следующим образом:
Мясо – примерно 200 грамм;
Творог - 60 грамм;
Молочные продукты – около 500 мл;
1 яйцо;
Сыр – примерно 10-15 грамм ежедневно;
Рыба – от 60 до 70 грамм;
Сладости – до 100 грамм;
Хлеб – от 300 до 400 грамм (в том числе ржаной хлеб в количестве до 150 грамм);
Макаронные изделия или крупы – около 60 грамм (один раз в неделю заменяют бобовые в том же количестве);
Овощи - 300-350 грамм;
Свежие фрукты – от 150 до 300 грамм;
Сушеные фрукты – около 25 грамм;
Сливочное масло – от 30 до 40 грамм;
Растительное масло – от 15 до 20 грамм [6].
Школьное питание полностью обеспечивает организм всеми необходимыми нутриентами, витаминами и минеральными веществами. Меню школьного полдника составлено специалистами, и он хорошо поддерживает подростка в трудной учебе (молочная рисовая каша, или творожная запеканка, или котлета с гарниром; булочка или бутерброд; чай или витаминизированный напиток).
К сожалению, только у 30 % подростков рацион соответствует потребностям организма.
«Пустые калории», также «джанк-фуд» — выражение, характеризующее калорийную пищу с низкой биологической ценностью и высоким содержанием жиров и сахара. Она популярна среди потребителей, поскольку имеет красивую упаковку, яркий вкус, её не нужно готовить и можно есть в любой обстановке, дает быстрое чувство насыщения.
Интернет-источники указывают «5 самых вредных продуктов питания в мире».
№ 1: Снеки, чипсы, сухарики, кукурузные палочки и т.д. Они содержат большое количество трансжиров, которые нарушают клеточный обмен и клеточное дыхание, не позволяя питательным веществам поступать в клетку. Токсичное их действие проявляется постепенно. Это может привести к ожирению, раковым заболеваниям, ожирению, заболеваниям сердечно-сосудистой системы.
№2: Майонез, кетчуп и различные соусы. Кетчупы и майонезы в своем составе способны уместить огромное количество сахара, трансгенных жиров, ароматизаторов и консервантов, которые могут провоцировать появление сахарного диабета, онкологических заболеваний, пищевых аллергий, заболевания желудочно-кишечного тракта.
№ 3: Сладости. Желейные конфеты, шоколад (менее 72 % какао-бобов), леденцы – это убийцы иммунитета. Они производятся с добавлением огромного количества синтетических красителей, загустителей, животных и растительных жиров, сахарозаменителей и антиокислителей. Все это может привести к гастриту, язвенной болезни желудка, серьезной аллергии, кариесу, ожирению, росту опухолей и сахарному диабету. И все это в раннем возрасте.
№ 4: Сосиски и колбасы. В состав сосисок и колбас, как правило, входит всего 10 % мясных продуктов (шкура свиная, кожа куриная, измельченные кости, сухожилия, субпродукты). В остальном же, ингредиенты внутри – это вода, мука, крахмал, соевый белок, ароматизаторы, усилители вкуса, консерванты и ароматизаторы. Ведет к патологическим изменениям в желудочно-кишечном тракте, и, в будущем, к онкологическим заболеваниям.
№ 5: Сладкие газированные напитки. Сладкие газированные напитки содержат огромное количество сахара, красителей и консервантов, усилители вкуса, а также кофеин. Они влияют негативно на состояние здоровья зубов и кожи, на уровень сахара в крови, гормональный уровень, вызывают раздражительность и агрессию.
Указанные пищевые продукты являются ядами для организма, постепенно отравляя его. Они вызывая разные, порой, смертельно опасные заболевания.
Фастфуд стремительно завоевал популярность у подростков. Во всех странах мира фастфуд – самая дешевая еда. Приобретают фастфуд не только из-за его низкой стоимости, но и приятного вкуса. Гамбургеры, чизбургеры и бигмаки вызывают привыкание, и большинство людей убедились в этом на собственном опыте. В состав фастфуда входит большое количество пищевых добавок, сахар, скрытые жиры, ароматизаторы, которые и отвечают за вкусовые качества продукта. Чрезмерное употребление фастфуда может привести к следующим заболеваниям: ожирение, кариес, сахарный диабет, заболевания печени и поджелудочной железы.
Таким образом, при изучении литературных источников были рассмотрены основные понятия и положения (правильное питание, связь со здоровьем, вредные пищевые продукты). Наиболее значимыми при изучении литературных источников представляются принципы правильного питания, которые и легли в основу разработанной беседы и практических рекомендаций.
Практическая часть
С целью выяснения отношения к питанию подростков 6 г класса им была предложена анкета, состоящая из 14 вопросов (Приложение №1). Результаты анкетирования приведены ниже.
Таблица 1
№ п/п |
Вопросы анкеты |
Мальчики % |
Девочки % |
1 |
Сколько раз в день ты чаще всего питаешься?* |
67 |
81 |
2 |
Ты всегда завтракаешь? |
32 |
43 |
3 |
Ты обедаешь дома перед школой? |
40 |
55 |
4 |
Ты питаешься в школьной столовой? |
45 |
75 |
5 |
Ты приносишь в школу еду из дома вместо питания в столовой? |
55 |
25 |
6 |
Ты покупаешь продукты в школьном буфете или магазине для перекуса в школе? |
43 |
20 |
7 |
Как часто ты употребляешь перечисленные ниже продукты: сладкая газированная вода |
12 |
31 |
фабричные чипсы, сухарики, кукурузные палочки и т.д. |
65 |
27 |
|
фабричные майонез, кетчуп, соусы |
63 |
12 |
|
сосиски, колбаса |
45 |
24 |
|
картофель фри, бургеры, биг-маки и т.д. |
57 |
12 |
|
хлебобулочные изделия (булки, печенье, пирожные и т.д.) |
45 |
57 |
|
сладости: шоколад типа «Баунти», «Марс», «Сникерс», желейные конфеты, леденцы |
77 |
78 |
|
8 |
Как часто ты ешь мясные, рыбные, молочные продукты, яйца? |
67 |
87 |
9 |
Как часто ты употребляешь в пищу листовую зелень, овощи, фрукты? |
45 |
69 |
10 |
Придерживаешься ли ты каких-то диет? |
20 |
57 |
11 |
Ты пьешь много чистой воды (от 1,5 л. и более в день)? |
18 |
55 |
12 |
Назови «пятерку самых вредных продуктов в мире» |
Сладкая газ.вода, фастфуд, кетчуп, картофель фри, сухарики |
Сладкая газ.вода, фастфуд, кетчуп, картофель фри, сухарики, сосиски, сладости |
13 |
Бывают ли у тебя боли в животе, изжога, тошнота, рвота, связаные с приемом пищи? |
66 |
30 |
14 |
Ты считаешь свое питание правильным? |
80 |
57 |
*за норму принималось частота питания 3-4 раза в день.
Как видно из результатов анкеты, девочки лучше относятся к своему питанию, чем мальчики по большинству вопросов. В вопросах отношения к "сладостям" и к сладкой газированной воде девочки показывают результаты хуже, чем мальчики.
Девочки больше осведомлены о джанк-фуде, чем мальчики. В 2 раза реже у девочек возникают проблемы с желудочно-кишечным трактом.
Мальчики чаще считают свое питание правильным, что говорит, возможно, о недостаточном понимании значения темы исследования, или слабой критике к своим пищевым привычкам.
Все подростки 6 "г" класса не выполняют принципы правильного питания, употребляют "пустую" еду. Учитывая дефицит знаний подростков в данной теме, для них была проведена беседа с представлением данных анкетирования и информации по правильному питанию (Приложение 2). После беседы была предложена для ознакомления памятка с советами по правильному питанию (Приложение №3).
Повторное анкетирование (Приложение №4) показало, что все участники поняли смысл изложенной в беседе информации.
Изменили понимание о правильном питании (24 % мальчиков/ 30% девочек). Знают вредные продукты, теперь все. Хотят изменить в лучшую сторону свои пищевые привычки (24% мальчиков/ 30% девочек).
Ответственность за свое здоровье каждый подросток может и должен взять на себя.
В данной работе были выполнены в полной мере все задачи, поставленные перед началом исследования:
На основании изученной литературы были рассмотрены основные понятия (правильное питание, проблемы со здоровьем, связанные с неправильным питанием учащихся, вредные пищевые продукты).
Проведено анкетирование учащихся 6 «г» класса (анкета № 1), показавшее неудовлетворительное знание принципов правильного питания.
Проведен сравнительный анализ анкет мальчиков и девочек, показавший, что по большинству вопросов девочки в большей степени придерживаются принципов правильного питания.
На основании полученных результатов необходимо принять решение об углубленном изучении принципов правильного питания, возможно, на уроках технологии, с советами школьного врача по данным вопросам.
Проведена беседа и разработана памятка для учащихся 6 «г» класса по теме: «Правильное питание подростков», направленная на изменение своих пищевых привычек к лучшему.
После ознакомления с памяткой, проведенное повторно анкетирование (анкета № 2) показало повышения уровня информированности учащихся 6 «г» класса в принципах правильного питания.
Таким образом, на основании всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что сформулированная гипотеза в начале работы подтвердилась: если реализовать рекомендации, направленные на пропаганду правильного питания учащихся 6 «г» класса, то уровень информированности учащихся 6 «г» класса повысится.
Клейборн А. Энциклопедия. Моя первая книга о человеке / А. Клейборн. – М.: Росмен, 2005 – 112 с.
Ионова Л. Здоровые рецепты доктора Ионовой / Л. Ионова. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014 – 224 с.
Маюрикова Л.А. Анализ состояния питания и здоровья школьников в региональных условиях : дис. … д. техн. наук. - Кемерово, 2017. – С. 37-39
Мотова Е.В. Мой лучший друг – желудок. Еда для умных людей / Е.В. Мотова – Москва: АСТ, 2017. – с. 496
Оливер Дж. Здоровая еда / Дж. Оливер. – М.: Издательский дом Кукбукс, 2016 – 268 с.
СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» 2008. URL: https://www.pitportal.ru/school_lunch/scsanpin/5240.html (дата обращения: 14.02.2020)
Эндерс Дж. Очаровательный кишечник / Дж. Эндерс. – М.:Изд-во «Исток», 2016 – 336 с.
Приложение № 1
Анкета № 1
Инструкция: Вам предложены вопросы. Отвечайте, пожалуйста, предельно честно. Ваш ответ может быть в диапазоне от 1 до 5 баллов, если данное явление является для Вас редким, или не бывает вообще. Например, ответ «1» будет означать «практически никогда»; ответ от «2» до «5» баллов – означает «редко, но бывает». Ответ в диапазоне от «6» до «10» баллов означает часто, практически всегда. Например: «6» баллов – «довольно часто», «10» баллов – «практически постоянно». Выбранную цифру обведи.
Укажи свой пол: ж м
Сколько раз в день ты чаще всего питаешься?
1 2 3 4 5 6
Ты всегда завтракаешь?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Укажи состав твоего завтрака:
каша
творог
омлет
фрукты
другое (напиши, пожалуйста, что именно)_____________________________
Ты обедаешь дома перед школой?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Что именно ты ешь?
суп
мясное/рыбное блюдо
овощной салат
другое (напиши, пожалуйста, что именно)_____________________________
Ты питаешься в школьной столовой?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
5. Ты приносишь в школу еду из дома вместо питания в столовой?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Что именно ты берешь с собой? Укажи, пожалуйста.
_________________________________________________________________
6. Ты покупаешь продукты в школьном буфете или магазине для перекуса в школе?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Какие продукты питания ты покупаешь? Укажи, пожалуйста.
__________________________________________________________________
Как часто ты употребляешь перечисленные ниже продукты:
- сладкая газированная вода
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- фабричные чипсы, сухарики, кукурузные палочки и т.д.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- фабричные майонез, кетчуп, соусы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- сосиски, колбаса
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- картофель фри, бургеры, биг-маки и т.д.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- хлебобулочные изделия (булки, печенье, пирожные и т.д.)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- сладости: шоколад типа «Баунти», «Марс», «Сникерс», желейные конфеты, леденцы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Как часто ты ешь мясные, рыбные, молочные продукты, яйца?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Как часто ты употребляешь в пищу листовую зелень, овощи, фрукты?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Придерживаешься ли ты каких-то диет?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Если «да», то с какой целью?_________________________________________
Ты пьешь много чистой воды (от 1,5 л. и более в день)?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Назови «пятерку самых вредных продуктов в мире»
1_____________________________________________________________
2_____________________________________________________________
3_____________________________________________________________
4_____________________________________________________________
5_____________________________________________________________
Бывают ли у тебя боли в животе, изжога, тошнота, рвота, вязаные с приемом пищи?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Что именно тебя беспокоит? ___________________________________________
Ты считаешь свое питание правильным?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Благодарим за участие в анкетировании!
Приложение № 2
Беседа на тему "Правильное питание подростков"
Как сказал великий Сократ:
"Здоровье, конечно, еще не все, но без здоровья все - ничто!"
С целью выяснения отношения к питанию подростков 6 «г» класса им была предложена анкета, состоящая из 14 вопросов. Результаты анкетирования приведены ниже.
Таблица 2
№ п/п |
Вопросы анкеты |
Мальчики % |
Девочки % |
1 |
Сколько раз в день ты чаще всего питаешься?* |
67 |
81 |
2 |
Ты всегда завтракаешь |
32 |
43 |
3 |
Ты обедаешь дома перед школой? |
40 |
55 |
4 |
Ты питаешься в школьной столовой? |
45 |
75 |
5 |
Ты приносишь в школу еду из дома вместо питания в столовой? |
55 |
25 |
6 |
Ты покупаешь продукты в школьном буфете или магазине для перекуса в школе? |
43 |
20 |
7 |
Как часто ты употребляешь перечисленные ниже продукты: сладкая газированная вода |
12 |
31 |
фабричные чипсы, сухарики, кукурузные палочки и т.д. |
65 |
27 |
|
фабричные майонез, кетчуп, соусы |
63 |
12 |
|
сосиски, колбаса |
45 |
24 |
|
картофель фри, бургеры, биг-маки и т.д. |
57 |
12 |
|
хлебобулочные изделия (булки, печенье, пирожные и т.д.) |
45 |
57 |
|
сладости: шоколад типа «Баунти», «Марс», «Сникерс», желейные конфеты, леденцы |
77 |
78 |
|
8 |
Как часто ты ешь мясные, рыбные, молочные продукты, яйца? |
67 |
87 |
9 |
Как часто ты употребляешь в пищу листовую зелень, овощи, фрукты? |
45 |
69 |
10 |
Придерживаешься ли ты каких-то диет? |
20 |
57 |
11 |
Ты пьешь много чистой воды (от 1,5 л. и более в день)? |
18 |
55 |
12 |
Назови «пятерку самых вредных продуктов в мире» |
Сладкая газ.вода, фастфуд, кетчуп, картофель фри, сухарики |
Сладкая газ.вода, фастфуд, кетчуп, картофель фри, сухарики, сосиски, сладости |
13 |
Бывают ли у тебя боли в животе, изжога, тошнота, рвота, связаные с приемом пищи? |
66 |
30 |
14 |
Ты считаешь свое питание правильным? |
80 |
57 |
*за норму принималось частота питания 3-4 раза в день.
Как вы видите из результатов анкеты, девочки лучше относятся к своему питанию, чем мальчики по большинству вопросов. В вопросах отношения к "сладостям" и к сладкой газированной воде девочки показывают результаты хуже, чем мальчики.
Девочки больше осведомлены о джанкфуде, чем мальчики. В 2 раза реже у девочек возникают проблемы с желудочно-кишечным трактом.
Мальчики чаще считают свое питание правильным, что говорит, возможно, о недостаточном понимании значения темы исследования, или слабой критике к своим пищевым привычкам.
К сожалению, статистика школьных заболеваний не радует. Каждый год число заболевших школьников старших классов увеличивается на 30-40 % по сравнению с младшими классами (заболевания желудочно-кишечного тракта) [3]. Мы слышали не раз, что правильное питание на 70% обеспечивает нас здоровьем, но заботиться о нем нам некогда или лень. Мы слышали так же, что подростковый возраст - особый период человека, когда происходит мощный рывок развития костно-мышечной, сердечно-сосудистой, гормональной, нервной систем, активизация психических процессов. Для обеспечения этих процессов необходимо иметь хороший запас энергии. Энергией нас обеспечивает еда.
С пищей мы должны получать: девочки – 2500 Ккал, мальчики – 2750 Ккал. Такое же количество должны получать и взрослые, занимающиеся умственным трудом.
Чтобы получить нужное количество энергии (Ккал) необходимо в течение дня съедать представленный в этой таблице ассортимент и указанное количество продуктов. Этот расчет сделан Роспотребнадзором.
Потребности подростка в продуктах питания в день будут такими:
Мясо – примерно 200 грамм;
Творог - 60 грамм;
Молочные продукты – около 500 мл;
1 яйцо;
Сыр – примерно 10-15 грамм ежедневно;
Рыба – от 60 до 70 грамм;
Сладости – до 100 грамм;
Хлеб – от 300 до 400 грамм (в том числе ржаной хлеб в количестве до 150 грамм);
Макаронные изделия или крупы – около 60 грамм (один раз в неделю заменяют на бобовые в том же количестве);
Овощи - 300-350 грамм;
Свежие фрукты – от 150 до 300 грамм;
Сушеные фрукты – около 25 грамм;
Сливочное масло – от 30 до 40 грамм;
Растительное масло – от 15 до 20 грамм.
Конечно, никто из нас так не питается. Значит, первый принцип правильного питания "Снабжение организма нужным количеством энергии" мы нарушаем.
Второй принцип: обеспечение организма белками, жирами, углеводами (в соотношении 1:1:4), микроэлементами и витаминами - этот принцип так же никто из нас не выполняет. Мясо, рыбу, яйца, молочные продукты большинство употребляет не каждый день.
Белок - строительный материал клеток, всего организма и иммунитета. Дефицит белка у нас дополняется повышением количества углеводов в рационе.
Любовь к сладкому (жевательные конфеты, леденцы, батончики, сладкая газированная вода) способствует набору веса и опасным для жизни заболеваниям (ожирение, сахарный диабет, аллергии).
Самыми вредными продуктами в мире признана следующая "пятерка":
№1Снеки, чипсы, сухарики.
№2:Майонез, кетчуп и различные соусы.
№3: «Сладости».
№4 Сосиски и колбасы.
№5 Сладкие газированные напитки.
Нормой должны стать сладости, весом не более 100 грамм в день.
Жиры - это сливочное масло (30 г в день.), молочные продукты и растительные масла (15-20 г в день).
Хуже, что многие подростки любят джанкфуд (пустая еда: фастфуд, чипсы, сухарики, картофель фри и т.д.), который богат трансжирами. Это жиры, подвергшиеся термической обработке в сочетании с углеводами. Доказано, что эти вещества вызывают привыкание, ожирение, сахарный диабет, онкологические заболевания и т.д.
Около 90% заболеваний начинаются в кишечнике, и зависят от состояния полезной и вредной микрофлоры кишечника. Доказано что полезная микрофлора гибнет от углеводов и оживает от овощей, фруктов, салатной зелени, но такая еда, к сожалению, не входит в перечень любимых блюд подростков
Третий принцип правильного питания - равномерность и частота приемов пищи.
Для подростков определена частота 4-5 раз в день, с 3-4 часовыми перерывами. Последний прием пищи в виде несладкого кисломолочного продукта (кефир, бифидок, йогурт и т.д.) не позднее 1-2 часа до сна
Завтрак - самая важная часть рациона. А каша на молоке - лучший завтрак, по мнению врачебного сообщества для детей подросткового возраста.
Обед так же должен состоять из горячей пищи. Меню школьного полдника составлено специалистами, и он хорошо поддерживает подростка в трудной учебе (молочная рисовая каша, или творожная запеканка, или котлета с гарниром; булочка или бутерброд; чай или витаминизированный напиток).
Таким образом, третий принцип рационального питания - равномерность и частота приемов пищи так же выполняется далеко не всеми подростками.
"Мы есть то, что мы едим"
Благодарю за внимание.
Приложение № 3
Памятка для правильного питания подростков
Приложение № 4
Анкета № 2
Укажи свой пол: ж м
1) Информация, изложенная в беседе, была тебе понятна?
а) Да
б) Нет
2) Свое питание ты считаешь правильным?
А) Да
Б) Нет
3) Назови 5 самых вредных продуктов в мире.
(В эту таблицу участники опроса вписывают продукты, которые, по их мнению, являются самыми вредными)
4) Ты хотел (хотела) бы изменить свои пищевые привычки в лучшую сторону?
А) Да
Б) Нет
20