Нарушение сна в подростковом возрасте как одна из причин плохой успеваемости и физического здоровья

IX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Нарушение сна в подростковом возрасте как одна из причин плохой успеваемости и физического здоровья

Зырянов Д.А. 1
1ГОУ ЗабКЛИ
Кац Е.К. 1
1ГОУ ЗабКЛИ
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

Человек - сложная живая система. Его жизнедеятельность обеспечивается на трех уровнях: биологическом, психическом и социальном. Они находятся в диалектическом единстве и противоречии. Это происходит всегда, когда биологическое состояние зависит от социального, а социальное, в свою очередь, - от биологического.

Сон - это одно из главных средств восстановления работоспособности. Во время сна происходят процессы накопления энергетических запасов, регенерации, пластического обмена. В результате восстанавливаются истощенные за день энергетические ресурсы. Подсчитано, что половина людей не удовлетворена количеством и качеством

Здоровый сон - это немаловажный фактор, влияющий на состояние здоровья человека и продолжительность его жизни. Современный ритм жизни и специфика многих профессий, появившихся в последнее время, часто приводят к тому, что люди страдают от недосыпания хронического характера и, как следствие, от иммунных нарушений.

В наше быстротечное время с его информационными перегрузками и экологическими влияниями значительно возросло количество людей, страдающих нарушениями сна. Сколько и нужно ли вообще спать человеку? Чем вызван сон, какова его роль в организме? Эти и другие вопросы стали предметом изучения физиологии сна у многих ученых.

Актуальность данного исследования связана с тем, что сон является неотъемлемой частью жизни человека и важным фактором его здоровья.

А особенно встал остро вопрос нарушения сна у подростков, что влечет за собой плохую успеваемость в учебе и ухудшение физического здоровья.

Мы, являясь одними из указанных, остаемся неравнодушны к данной проблеме, так как имеем плохую привычку, свойственную сверстникам, а именно - каждый день ложимся спать не в одно и то же время, соответственно и не вовремя, что влечет за собой массу неприятных моментов. Утром мы не слышим будильник, который заводим с вечера на пять-шесть позиций, просыпаясь, спешим выполнить по минимуму гигиенические утренние процедуры, позавтракать. И, естественно, встаём с плохим настроением, до конца не проснувшись.

Поэтому, считаем правильным и верным решением в данной сложившейся ситуации, разобраться во всех нарушениях, а таковые есть, изучить теоретические основы сна, постараться выявить подобные нарушения у сверстников, сравнив их с требуемыми нормами, каким-то образом привести в соответствие все моменты, разработав необходимые рекомендации для нас, тем самым попробовать исправить ситуацию на начальном этапе, чтобы избежать проблемы с физическим здоровьем, предупредив отклонения, а не лечить потом закоренелые болезни и исправлять бесконечные ошибки в учебе, влекущие плохие результаты и отставание в успеваемости.

Цель исследования выявление соответствия режима и продолжительности сна у детей в подростковом периоде.

Достижение поставленной цели будет реализовано с помощью решения таких задач как:

1. Изучить теорию сна, его фазы, виды, значение, проблемы в подростковом периоде.

2. Выявить физиологические нормы и научные рекомендации по режиму и продолжительности сна у учащихся.

3. Определить реальный режим и продолжительность сна одноклассников.

4. Провести личный эксперимент.

5. Сравнить полученные данные с физическими нормами режима и продолжительности сна, предложив разработанные пути решения проблемы.

Объект исследования - сон и физическое здоровье подростков.

Предмет исследования - нарушения режима и продолжительности сна подростков.

Гипотеза - еслиизучить проблемы в нарушении режима и продолжительности сна в подростковом возрасте, то сможем установить причины плохой успеваемости и физического здоровья школьников.

1.1 Что такое сон и его свойства.

Каждый человек знаком с таким состоянием, как сон. Однако далеко не каждый понимает его физиологию. А ведь с самого рождения, с первых минут жизни человек спит, причем в детстве мы спим большую часть своего времени, но по мере взросления промежуток бодрствования мы значительно увеличиваем. Однако для каждого человека, даже взрослого, тяжело найти более привлекательное занятие, чем сон. Ни для кого не секрет, что человек в царстве Морфея проводит около трети своей жизни, поэтому еще с начала цивилизации люди пытались разгадать, что же происходит с человеческим организмом во сне.

Рассмотрим, что же такое сон с физиологической точки зрения. Данное состояние характеризуется периодическим повторением. Находясь во сне, человек очень плохо реагирует на внешние раздражители, так как активность всех жизненно важных процессов значительно замедляется. На сегодняшний день ученые пришли к выводу, что в человеческом организме существует две различные системы, отвечающие за сон и за состояние бодрствования. Первая из них называется гипногенной. Именно она и отвечает за глубину сна, а также за его длительность. На самом деле такая система является очень сложной и включает в себя множество маленьких подсистем. Происходящие в ней психологические процессы являются следствием биологических ритмов.

Во время сна во всех частях, органах и системах организма совершаются активные жизненно важные процессы. Ведь только благодаря сну мы можем каждый день с новыми силами успешно работать, заниматься спортом, посещать театры и кино.

Утомление, истощение, психическое перенапряжение, перенесенное тяжелое заболевание снижают работоспособность клеток головного мозга и повышают потребность организма во сне. Этому нельзя препятствовать.

В процессе сна клетки мозга восстанавливают свою работоспособность, они активно усиливают питательные вещества, накапливают энергию. Сон восстанавливает умственную работоспособность, создавая чувство свежести, бодрости и прилив энергии.

Так что же такое сон? Над этой загадкой бьются медики, философы и многие другие. Из всего огромного многообразия суждений и догадок я постарался выбрать те факты, которые научно доказаны. Всем понятно, что сон необходим для того, чтобы человек отдохнул. Физиологи называют сон полноценным, если он периодичен, продолжителен и глубок.

Периодичность – это привычка ложиться и просыпаться в одно и то же время.

Продолжительность – время, которое необходимо для того, чтобы организм отдохнул. Сокращение продолжительности сна младшего школьника особенно опасно, ведь начало школьной жизни требует от организма дополнительных сил.

Глубина сна определяется тем, что ребенок спит достаточно долгое время спокойно, не ворочается часто, не просыпается, не вскрикивает и не говорит во сне.

Все мы знаем, что означает для нас сон. Он восстанавливает нашу энергию и помогает нам вновь почувствовать себя свежими. Сон необходим нашим уставшим органам и тканям.

Полноценный сон – залог успешного дня и хорошего самочувствия.

Все любят поспать. Треть жизни человек проводит во сне. Все знают, что сон нам жизненно необходим. Но мало, кто знает, что такое сон. Даже ученые не могут дать однозначного ответа на вопросы: почему мы спим, почему мы не спим, почему человек не может жить без сна. Создано много теорий, которые нам пытаются дать ответы на эти вопросы, и в каждой есть лишь доля истины.

Во время сна понижается обмен веществ, частота сокращений сердца падает, дыхание становится поверхностным и редким. Температура тела снижается.

Рассматривая сон, нормы сна, нужно также рассказать о том, что важно учитывать особые его фазы. От их чередования также многое зависит. Так, в общем, существует две фазы здорового сна:

Быстрый сон.

В это время мозг человека работает, можно видеть различные сновидения.

Медленный.

Это тот самый крепкий сон, кода тело человека максимально расслабляется и отдыхает. При этом также важно учесть еще и о то, что фаза медленного сна, в свою очередь, также подразделяется на несколько уровней:

Период дремоты.

Тут человек постепенно расслабляется, мозг еще весьма активен и реагирует на внешние раздражители.

Период погружения в сон.

Эта стадия очень важна, в это время человек должен находиться в состоянии спокойствия. Прерыванием данного периода сна людей даже пытали. То есть если в данный период человека будить, со временем нервная система так истощится, что может произойти сбой, чреватый необратимыми нервными расстройствами.

Глубокий сон.

Норма тут не установлена, все зависит от работы предыдущих стадий. Это тот самый тонизирующий период, когда человек максимально качественно отдыхает, а организм набирается сил и энергии. В это время разбудить спящего весьма сложно.

Чтобы организм чувствовал себя отлично, фаза медленного сна должна забирать примерно 75 % времени, быстрого 25 %. За ночь человек может дважды входить в фазу медленного сна, которая будет чередоваться с фазой быстрого сна.

1.2 Причины нарушения сна.

Современная жизнь с её ритмами и нагрузками постоянно вмешивается в такой естественный процесс как сон, отсюда возникают различные нарушения сна. Самым распространённым нарушением сна является бессонница. Её причинами могут быть:

- нарушение режима сна,

- сокращение длительности сна,

- возбуждение перед сном,

- мысли, накопившиеся за день и затрудняющие засыпание.

Также одной из причин нарушения сна является недостаток в организме гормона сна – мелатонина, который вырабатывается в определённые часы: у взрослых – с 0 часов до 3 часов ночи, а у детей – с 23-00 до 3-00. Отсюда вывод, в это время мы уже должны спать!

В основе всех этих расстройств лежат переутомление, расстройства, шумные игры, просмотр ночных кинофильмов, часто неправильная организация сна.

В этом случае человеку нужно рекомендовать отдых, прогулки перед сном, занятия спортом.

Как же организовать полноценный сон? Этот вопрос остается не отвеченным, пока не разберемся в данной проблеме.

1.3 Физиологические нормы сна.

Поговорим о продолжительности сна.

Человек не может долго обходиться без сна. Рекордное количество времени, которое человек смог выдержать, не засыпая, - 12 суток. Хотя, науке известны редкие случаи, когда люди могут не спать десятилетиями и чувствовать себя при этом нормально.

Продолжительность фаз сна.

Рекомендуемая продолжительность сна зависит от возраста человека. Если младенцам требуется 22 часа, чтобы выспаться, то детям ближе к году уже достаточно 14 часов. Механизм чередования периодов сна и бодрствования у младенцев и у детей старшего возраста различный. Малыши бодрствуют около 1 часа после еды, а остальное время спят. Со временем продолжительность периодов бодрствования увеличивается.

Режим сна и бодрствования у дошкольников от 3 до 7 лет уже иной. Они нуждаются в двухчасовом послеобеденном сне. Остальное время бодрствуют. Всего дошкольникам достаточно 13 часов для полноценного отдыха. Десятилетним школьникам рекомендуется спать 10 часов. Подросткам необходим сон не менее 9 часов.

Взрослым достаточно 7-8 часов, чтобы чувствовать себя отдохнувшими. Однако этот показатель может быть разным для каждого организма. В истории существует множество примеров, когда люди высыпались за более короткий промежуток времени и сохраняли все физиологические функции в здоровом состоянии.

1.4 Научные рекомендации по режиму и продолжительности сна.

Итак, проведя анализ научной и методической литературы, было выявлено, что для каждой возрастной категории есть свои физиологические нормы продолжительности сна. Эти нормы представлены в таблице 1 настоящей работы. 

Таблица 1.

«Нормы продолжительности сна для исследуемых возрастных групп»

Возрастная группа

Количество часов

Подростки (12-14 лет)

9 - 8,5 часов

Учащиеся школ (15-18 лет)

8,5 - 8 часов

Студенты (19-22 лет)

8 - 7,5 часов

 

Специалисты уверены, что соблюдение режима сна, то есть время засыпания и пробуждения, существенно влияют на качество сна. Время пробуждения для всех возрастных групп одинаковое – 7 часов утра, однако время отхода ко сну имеет разницу среди исследуемых групп в 30 минут. Нормы времени отхода ко сну представлены в таблице 2 настоящей работы. 

Таблица 2.

«Нормы времени отхода ко сну в исследуемых возрастных группах»

Возрастная группа

Время отхода ко сну

Подростки (12-14 лет)

22:00

Учащиеся школ (15-18 лет)

22:30

Студенты (19-22 лет)

23:00

Освежающий глубокий сон настолько свойствен здоровому человеку, что не стоило бы специально останавливаться на этом предмете, если бы здоровье не было такой редкостью.

Главные факторы нарушений сна – нервные и психические расстройства. Подробное их рассмотрение – тема отдельного и весьма солидного труда, здесь же мы остановимся лишь на основных правилах.

1. Рекомендуется исключить прием пищи непосредственно перед сном. За два часа до сна можно принимать только легкую пищу (овощи, фрукты, кисломолочные продукты).

2. Ложиться желательно не позже 22-23 часов. Для нормального ночного сна вполне достаточно 5-6 часов. Самое полезное время для сна – с одиннадцати часов вечера до пяти часов утра. В любом случае сон обязательно должен захватывать время от двух часов ночи до четырех часов утра. В это время сон самый сильный, нужно постараться поспать в это время хотя бы один час.

Днем спать не рекомендуется. Особенно нежелательно спать перед закатом Солнца. Продолжительность сна зависит от съеденного за день: чем меньше съел, тем меньше требуется сна. Мало спят долгожители – не более 4-6 часов в сутки.

3. Спать рекомендуется головой на север (или на восток). Требование правильной ориентации тела в пространстве связано с необходимостью согласования электромагнитных полей. Направления движения электромагнитных волн земной коры и человека должны совпадать. Используя этот метод, академик Гельмгольц даже лечил людей.

4. Спать лучше на твердой ровной поверхности. На мягких перинах тело неизбежно прогибается, а это вызывает нарушение кровоснабжения спинного мозга и различных органов, которые оказываются зажатыми. Кроме того, это приводит к защемлению нервных окончаний, что может неблагоприятно сказаться на любой части тела. Недаром тем, кто перенес травму позвоночника, и больным радикулитом врачи рекомендуют спать на совершенно жестком ложе.

В идеале кровать (хотя бы под матрацем) должна быть из неокрашенных и не покрытых лаком досок. Но неплохо и просто установить на сетку или другую основу лист фанеры. Сверху можно положить в 1-2 слоя ватное одеяло и плед или даже обычный ватный матрац.

Здоровым людям лучше обходиться без подушки либо ограничиться тонкой и достаточно плотной подушкой. Это поддерживает в нормальном состоянии шейный отдел позвоночника, улучшает мозговое кровообращение, способствует нормализации внутричерепного давления, предупреждает образование морщин на лице и шее.

5. Спать желательно возможно более обнаженным. Когда холодно, лучше накрыться лишним одеялом.

6. Хуже всего спать все время на животе. Лучше всего - на боку, переворачиваясь несколько раз в течение ночи с одного бока на другой (переворачивание происходит автоматически), чтобы не перегружать почки и другие органы. Можно спать на спине.

7. Ночные сквозняки очень вредны, они приводят к насморку и простуде. Лучше всего открыть форточку, но плотно закрыть дверь. Или оставлять открытым окно в соседней комнате и не закрывать двери. Понижения температуры можно не бояться, главное - избегать сквозняков. В крайнем случае, можно как следует проветривать спальню перед сном. Чтобы избежать простуды – можно порекомендовать спать в носках.

8. Сон человека делится на циклы, каждый из которых состоит из фаз «быстрого» и «медленного» сна различной глубины. Обычно циклы длятся от 60 до 90 минут, причем подмечено, что у здоровых людей цикл приближается к 60 минутам. Однако к утру, особенно при чрезмерно долгом сне, циклы сильно растягиваются. Одновременно резко повышается доля «быстрого» сна, во время которого мы и видим сновидения.

Для полного отдыха достаточно спать 4 биоцикла. Именно столько спят многие долгожители. Однако нормально спать и 6 биоциклов.

Очень важно не прерывать сон во время биоцикла. Если разбудить человека в середине одного из таких интервалов, то он будет чувствовать себя не отдохнувшим, разбитым. Поэтому лучше вставать не по будильнику, а по «внутренним часам». Если же и заводить будильник, то прикидывать, чтобы на сон приходилось целое число циклов. В экстремальных условиях можно спать по два биоцикла.

Но для многих все это кажется недостижимой мечтой. Одни спят по 10-11 часов и никак не могут подняться, другие, напротив, страдают бессонницей.

9. Главное правило для любителей долгого сна: не залеживайтесь в постели! Как только человек проснулся (а это может быть и рано утром), надо улыбнуться, потянуться, сбросить одеяло и подняться. А обычно люди смотрят на часы: «Ой, еще только 5 часов!» и опять ложатся. Но польза от такого вылеживания весьма сомнительная.

Если начать вставать в 4 или 5 утра, то появится масса времени для гимнастики, водных процедур, дел по дому. Правда, первые 5-7 дней утром или днем будет хотеться спать, но это не истинная потребность, а лишь привычка организма. Потом это пройдет.

10. Перед сном рекомендуется освободиться от возбуждающих нервную систему переживаний уходящего дня. Настроиться на полноценный сон, дающий отдых и восстановление сил всего организма. Известен мудрый афоризм: «Спокойная совесть – это лучшее снотворное». Чтобы ускорить самосовершенствование, человек обязательно должен перед сном проанализировать все свои мысли, слова и действия, имевшие место в течение прожитого дня. Самоанализ можно проводить в любом положении, но лучше всего - лежа на спине с вытянутыми ногами и руками, обращенными ладонями вверх так, чтобы мышцы всего тела были расслаблены. В таком положении для жизнедеятельности мышц требуется минимальное количество энергии, а значит, большее ее количество поступает для работы мозга. При сильной усталости ног лучше принять позу лежа на спине с согнутыми и прижатыми к груди ногами. Такая поза способствует отдыху вен ног, облегчает кровообращение и работу сердца.

Не спите днем! Даже если возникнет сильная сонливость, лучше сходить погулять, тогда вечером появится большая потребность во сне.

Не ешьте обильно перед сном.

Первая мысль при пробуждении должна быть наполнена радостью ожидания наступающего дня. Например, можно произносить про себя фразу: «Жизнь прекрасна и удивительна».

2. Выявление реального режима и продолжительности сна.

2.1 Проведение анкетирования в 9 «Б» классе ЗабКЛИ.

Согласно списку количество детей в 9 «Б» классе составляет 22 человека.

В классе 15.01.2020 г. было проведено анкетирование. Вопросы анкеты указаны в приложении 1.

Вопросы в анкете были краткими и лаконичными, подразумевающими четкий ответ на вопрос.

Ребята постарались ответить честно на вопросы, указанные в анкете. При обработке данных, полученных при анкетировании, было установлено, что большая часть учеников ложатся спать не вовремя и, соответственно, спят не положенные своей возрастной группе 8-9 часов, что не соответствует установленным физиологическим нормам.

1 вопрос - из 22 учеников класса:

-14 человек ложатся спать не в одно и то же время;

-9 человек ложатся спать в одно и то же время;

2 вопрос - из 22 учеников класса:

-14 человек встают по будильнику;

-9 человек будят родители;

3 вопрос - из 22 учеников класса:

- 14 человек спят в сутки 6-7 часов;

-7 человек спят 7-8 часов.

-2 человека «спят положенные» 8-9 часов в сутки.

4 вопрос - из 22 учеников класса:

- 12 человек работают на уроках «как обычно»,

-10 человек работают «не в полную силу»

-1 человек работает «плохо».

5 вопрос - из 22 учеников класса:

- 18 учеников класса «хотят менять свой режим и продолжительность сна».

- 5 учеников «не хотели бы его менять».

2.2 Сравнение полученных данных проведенного анкетирования с физиологическими нормами, их соотнесение.

Если проанализировать все ответы учеников 9 «Б» класса, то можно сделать вывод о том, что:

«ложатся спать в одно и то же время» -9 человек 40,9%),

«ложатся спать не в одно и то же время» 13 человек (59,1%).

«встают по будильнику» -13 человек (59,1%),

«будят родители» -9 человек (40,9%).

«спят 6-7 часов в сутки» -13 человек (59,1%);

«спят 7-8 часов в сутки»-7 человек (31,8%);

«спят 8-9 часов в сутки»-2 человека (9,1%).

работают на уроках «как обычно»-11человек (50%);

работают на уроках «не в полную силу»-10 человек (45,5%);

работают на уроках «плохо»-1человек (4,5%).

«хотят изменить свой режим и продолжительность сна»-17 человек (77,3%);

«не хотят изменить свой режим и продолжительность сна»-5 человек (22,7%).

Если не изменить эти показатели у этой категории учеников, то, учитывая спад работоспособности у учеников весной, постоянное недосыпание, систематически поздний отход ко сну и «нежелание» менять режим, повлечет за собой у каждого снижение успеваемости и самоконтроля.

2.3 Личный эксперимент - (Зырянов Д.).

(ноябрь-2019г.)

Таблица 3

Дата

День недели

Время засыпания

Время пробуждения

Продолжительность сна

Самочувствие (удовлетворительное/

неудовлетворительное)

24.11

(воскресенье)

22:00

07:00

09ч. 00мин.

удовлетворительное

25.11

(понедельник)

23:00

07:00

08ч.00мин.

удовлетворительное

26.11

(вторник)

23:30

07:00

07ч.30мин.

неудовлетворительное

27.11

(среда)

23:30

07:00

07ч.30мин.

неудовлетворительное

28.11

(четверг)

23:00

07:00

08ч.00мин.

удовлетворительное

29.11

(пятница)

24:00

07:00

07ч.00мин.

неудовлетворительное

График успеваемости Зырянова Даниила за неделю

(декабрь-2019г.)

Таблица 4

Дата

День недели

Время засыпания

Время пробуждения

Продолжительность сна

Самочувствие (удовлетворительное/

неудовлетворительное)

15.12

(воскресенье)

22:00

07:00

08ч. 00мин.

удовлетворительное

16.12

(понедельник)

23:30

07:00

07ч.30мин.

удовлетворительное

17.12

(вторник)

23:30

07:00

07ч.30мин.

неудовлетворительное

18.12

(среда)

23:00

07:00

08ч.00мин.

неудовлетворительное

19.12

(четверг)

22:00

07:00

09ч.00мин.

удовлетворительное

20.12

(пятница)

23:00

07:00

08ч.00мин.

неудовлетворительное

График успеваемости Зырянова Даниила за неделю

(январь-2020г.)

Таблица 5

Дата

День недели

Время засыпания

Время пробуждения

Продолжительность сна

Самочувствие (удовлетворительное/

неудовлетворительное)

12.01

(воскресенье)

23:00

07:00

08 ч.00мин.

удовлетворительное

13.01

(понедельник)

23:00

06:00

07 ч.00 мин.

неудовлетворительное

14.01

(вторник)

23:30

07:00

07 ч.00 мин.

неудовлетворительное

15.01

(среда)

22:00

07:00

09 ч.00 мин.

удовлетворительное

16.01

(четверг)

23:00

07:00

08 ч.00 мин.

удовлетворительное

17.01

(пятница)

23:30

07:00

07 ч.30 мин.

Неудовлетворительное

График успеваемости Зырянова Даниила за неделю

(Февраль-2020 г.)

Дата

День недели

Время засыпания

Время пробуждения

Продолжительность сна

Самочувствие (удовлетворительное/

неудовлетворительное)

16.02

(воскресенье)

23:00

07:00

08 ч.00мин.

удовлетворительное

17.02

(понедельник)

23:00

06:00

07 ч.00 мин.

неудовлетворительное

18.02

(вторник)

23:30

07:00

07 ч.30 мин.

неудовлетворительное

19.02

(среда)

22:00

07:00

09 ч.00 мин.

удовлетворительное

20.02

(четверг)

23:00

07:00

08 ч.00 мин.

неудовлетворительное

21.02

(пятница)

выходной

Таблица 6

График успеваемости Зырянова Даниила за неделю

При проведении личного эксперимента установлено, имеется прямая зависимость между временем, отведенным на сон и полученными оценками на следующий день. Если, ложась поздно, вставал рано, проспав не положенное своему возрасту время (8-9 часов), то, соответственно, на следующий день самочувствие неудовлетворительное, работоспособность низкая, поэтому полученные оценки ниже 5 баллов или вообще отсутствуют, так как не работал на уроках.

Такая картина вырисовывается в каждый из месяцев, не смотря на то, что это начало месяца, конец четверти, начало четверти после каникул.

В указанные учебные недели соблюдался режим питания, осуществлялись пешие прогулки после уроков до остановки троллейбуса, посещались в обычном режиме секции плавания, готовились домашние задания в обычном режиме, проветривалась комната перед сном, принятие расслабляющей ванны чередовалось с контрастным душем как обычно.

Следовательно, невзирая на остальные факторы, основополагающим из всех остается здоровый и полноценный сон, его продолжительность, соответствующая физиологическим нормам, его режим и соблюдение.

В марте 2019 года был проведен мониторинг режима сна в период с 03.03.2019г. по 09.03.2019г. преднамеренно осуществлялось отхождение ко сну в строго установленное физиологическим нормам время – в 22:00., время пробуждения в 07:00, продолжительность сна ежесуточно составила 09 часов. К концу учебной недели проснулся дважды самостоятельно без будильника 07.03, 09.03.

Дата

День недели

Время засыпания

Время пробуждения

Продолжительность сна

Самочувствие (удовлетворительное/

неудовлетворительное)

01.03

(воскресенье)

22:00

07:00

09 ч.00мин.

удовлетворительное

02.03

(понедельник)

22:00

07:00

09 ч.00 мин.

удовлетворительное

03.03

(вторник)

22:00

07:00

09 ч.00 мин.

удовлетворительное

04.03

(среда)

22:00

07:00

09 ч.00 мин.

удовлетворительное

05.03

(четверг)

22:00

07:00

09 ч.00 мин.

удовлетворительное

06.03

(пятница)

22:00

07:00

09ч. 00мин.

удовлетворительное

Ежедневное состояние удовлетворительное после пробуждения. Согласно выставленным оценкам за указанный период построили график, на котором прослеживается стабильная прямая по пятибалльной шкале, подтверждающая высокую работоспособность при постоянном режиме сна и отдыха, лишь в четверг не работал на уроках.

График успеваемости Зырянова Даниила за неделю

То есть, если соблюдать в течение установленного времени режим сна, то уже в первую неделю заметен результат. Даже если заработано немного положительных оценок, но уже есть положительный момент - ученик встает самостоятельно, ложась в одно и то же время, высыпаясь ежедневно в удовлетворительном состоянии.

Также при формировании здорового сна были соблюдены следующие мероприятия:

-избежание эмоциональных стрессов перед сном;

-отсутствие просмотра активных телепередач;

-добавление второй прогулки за день (перед сном)

2.4 Обобщение результатов исследования.

Изучение количества сна у учеников нашего класса показало, что подавляющее большинство спят меньше нормы.

Несоблюдение режима сна и отдыха, возрастающие нагрузки, необходимость оказания помощи родителям, интерес к противоположному полу и связанные с ним переживания, неминуемо сказываются на здоровье школьников. Нервная система становится менее устойчивой: это выражается в агрессии поведения, некоторой апатии в учебе, пассивности в жизни лицея, а также последующих болезнях.

Проведенное исследование позволило раскрыть влияние длительности сна на здоровье и успеваемость школьников, их работоспособность.

Сформулированы рекомендации родителям учеников по улучшению здоровья и успеваемости, памятки ученикам.

2.5 Разработка путей решения проблемы.

Исследование позволило сформулировать некоторые рекомендации по улучшению здоровья и успеваемости:

– старайтесь следовать всем установленным нормам сна и рекомендациям по оптимизации режима труда и отдыха;

– по возможности ложитесь спать в одно и то же время каждый день;

– питайтесь исключительно здоровой пищей, принимайте витамины, исключите питание за 2 часа до сна;

– в течение дня сочетайте труд и отдых, а также прогулки на свежем воздухе; занимайтесь спортом или занятием, которое приносит вам удовольствие и удовлетворение (танцы, творчество, музыка и т. д.);

– постарайтесь включить в свой рабочий день обеденный (дневной) сон;

– уберите из своего школьного портфеля все ненужные вам вещи, сделайте его легче;

– как можно меньше нервничайте и переживайте; во избежание лишней нервозности из-за недопонимания в общении с учителями, постарайтесь перевести отношения с ними исключительно в профессиональную плоскость;

– готовьтесь к занятиям регулярно, не оставляйте все на потом, не «копите долги»;

– родителям следует мотивировать и оказывать моральную поддержку своим детям.

Следуя данным рекомендациям, каждый сможет сберечь свое здоровье, повысить успеваемость, а также сделать следующий и каждый день активным и радостным.

Существует ряд правил, соблюдение которых позволит сделать сон исключительно полезным для здоровья. Эти правила помогают организму правильно выполнять свои функции во время сна, что непременно благоприятно сказывается на самочувствии и настроении человека в период бодрствования (приложение 2).

Заключение

Недосыпание у школьников негативно влияет на процесс обучения и его результат в целом.

Многочасовые подготовки домашнего задания, поздний отход ко сну и злоупотребление компьютером приводят к плачевным последствиям, если об этом не задуматься вовремя.

Анализ результатов исследования помог выявить зависимость успеваемости, физической активности, физического здоровья, работоспособности учащихся от количества сна.

Задачи исследования были решены, гипотеза подтвердилась. Сформулированы рекомендации по улучшению здоровья и успеваемости учащихся.

Таким образом, сон является очень важной составляющей жизни любого человека и необходим ему как воздух и вода, чтобы жить, работать, совершенствоваться, развиваться, быть полезным обществу и человечеству в целом.

Библиографический список

Интернет - ресурсы:

1.http://www.nedug.ru/library/сон/Сон#.Vrc7ai4bi8k

2.http://shkolazhizni.ru/health/articles/22930/

3.http://chudesalegko.ru/zdorovyj-son/

4.http://www.mhealth.ru/health/organizm/1564680/#ixzz3zUTY6sz7

5.http://www.lifeenergiya.ru/vliyanie-sna-na-zdorove-cheloveka/

6.http://nivanscool.ucoz.ru/dokument/novye_normy_sanpin_dlja_shkolnikov.htm

Научные источники:

7.Шпорк П. Сон. Почему мы спим и как нам это лучше всего удается / П. Шпорк; перевод с немецкого; под ред. В. М. Ковальзона. – М.: Изд-во «Бином. Лаборатория знаний», 2010. 

8.Агаджанян Н.А. Основы физиологии человека / Н.А. Агаджанян 2-е издание, исправленное. – М.: Изд-во «РУДН», 2001.

Гуськов В. С. Терминологический словарь психиатра / Под ред. Плессо Г. И.. — М.: «Медицина», 1965. — 219 с.

Асомния // Толковый словарь психиатрических терминов. В. М. Блейхер, И. В. Крук. 1995.

Фармакотерапия в неврологии и психиатрии: [Пер. с англ.] / Под ред. С. Д. Энна и Дж. Т. Койла. — Москва: ООО: «Медицинское информационное агентство», 2007.

Старшенбаум Г. В. Динамическая психиатрия и клиническая психотерапия. — Москва : Изд-во Высшей школы психологии, 2003

Тхостов А.Ш., Рассказова Е.И. Методы оценки субъективного качества сна и мыслей перед сном. — М., 2008

Приложение 1

Анкета

(выбрать соответствующую категорию ответа и подставить в каждый пункт ()

ФИО___________________________________________________________________________

Класс___________________________________________________________________________

Вопросы:

Вы ложитесь спать в одно и то же время?

а) да; ___

б) нет. ___

2. Вы встаете:

а) по будильнику? ___

б) вас будят родители? ___

3. Сколько часов в сутки вы спите:

а) 6-7; ___

б) 7-8; ___

в) 8-9. ___

4. Как ты работаешь на уроках, если считаешь, что сегодня не выспался:

а) как обычно; ___

б) не в полную силу; ___

в) плохо. ___

5. Хотел бы ты изменить свой режим и продолжительность сна:

а) да; ___

б) нет. ___

Приложение 2

ПРАВИЛА ЗДОРОВОГО СНА.

 

Старайтесь ложиться и просыпаться в одно и то же время вне зависимости от дня недели.

Лучше всего ложиться спать до 23 часов. Именно в это время организмы большинства людей настроены на расслабление.

Не стоит перед сном употреблять пищу. За пару часов до сна можно перекусить легкой пищей, например, овощами, фруктами или кисломолочными продуктами.

Не стоит употреблять перед сном алкоголь и напитки, содержащие кофеин (какао, кофе, чай). Чай с ромашкой, мятой или теплое молоко с медом, выпитые перед сном, принесут пользу организму и помогут быстрее и легче заснуть.

Быстро уснуть поможет прогулка перед сном на свежем воздухе.

Перед сном не стоит думать о проблемах и переживаниях, о них вы успеете подумать днем. А вечером лучше всего расслабиться и помочь организму полноценно отдохнуть и восстановиться во время ночного сна. По возможности расслабьте мышцы и думайте о чем-то приятном.

Не стоит принимать перед сном холодный душ, оставьте эту процедуру на утро. Вечером лучше всего принять теплую ванну или душ.

Для быстрого и спокойного засыпания можно почитать спокойную литературу или включить негромко медленную музыку, звуки природы, колыбельные и т.п.

Не забывайте проветривать перед сном спальное помещение.

Выключайте в спальном помещении свет, в противном случае сон, скорее всего, будет поверхностным, что не даст вашему организму полноценно отдохнуть и восстановиться.

Ученые рекомендуют спать головой на север или восток.

Спать лучше всего более обнаженным, а в случае замерзания укрыться дополнительным одеялом, а не надевать на себя теплые вещи.

Для отдыха организма достаточно спать четыре полных цикла сна, состоящих из медленного и быстрого сна и описанных выше.

Спальное место должно быть ровным, не слишком мягким и не слишком жестким.

Спать необходимо в горизонтальном положении, желательно попеременно — то на правом, то на левом боку. На животе спать специалисты не рекомендуют.

Для того чтобы с самого утра дать старт хорошему настроению, не залеживайтесь долго в постели, сразу после пробуждения потянитесь, улыбнитесь и вставайте. Делайте это не спеша и с удовольствием.

Просмотров работы: 4134